Государственная контрактная система как инструмент управления государственной и муниципальной собственностью
|
Введение
1 Теоретические и организационные основы формирования государственной
контрактной системы 8
1.1 Сущность и содержание государственной контрактной системы 8
1.2 Роль и функции государственной контрактной системы 22
1.3 Зарубежный опыт организации государственных закупок на примере США 26
2 Современная государственная контрактная система в РФ 34
2.1 Контрактная система как инструмент управления муниципальной
собственностью 34
2.2 Анализ проблем возникающих при реализации контрактных отношений 37
2.3 Механизм организации и проведения государственных закупок и его
эффективность 51
3 Направления совершенствования государственной контрактной системы 68
3.1 Причины возникновения проблем в контрактной системе 68
3.2 Возможные пути решения проблем в контрактной системе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
1 Теоретические и организационные основы формирования государственной
контрактной системы 8
1.1 Сущность и содержание государственной контрактной системы 8
1.2 Роль и функции государственной контрактной системы 22
1.3 Зарубежный опыт организации государственных закупок на примере США 26
2 Современная государственная контрактная система в РФ 34
2.1 Контрактная система как инструмент управления муниципальной
собственностью 34
2.2 Анализ проблем возникающих при реализации контрактных отношений 37
2.3 Механизм организации и проведения государственных закупок и его
эффективность 51
3 Направления совершенствования государственной контрактной системы 68
3.1 Причины возникновения проблем в контрактной системе 68
3.2 Возможные пути решения проблем в контрактной системе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Необходимость создания эффективной системы государственных закупок обусловлена тем, что с каждым годом растет количество средств реализуемых путем государственных закупок. На сегодняшний день общий объем рынка госзаказа достиг 25% ВВП, и эта цифра продолжает расти с каждым годом. От того на сколько система государственных закупок будет эффективно функционировать, напрямую зависит безопасность государства, и это связанно не только с тем, что закупка оборонной продукции так же производится через контрактную систему, но и потому, что государственные закупки составляют половину расходов бюджета страны.
Актуальность решения проблем связанных с государственными закупками обусловлена тем, что три четверти от общего количества организаций, осуществляющих государственные закупки приходится на муниципальные организации, а то на сколько эффективно муниципалитеты будут расходовать бюджетные средства, в том числе и на государственные закупки, зависит благополучие и уровень жизни граждан муниципальных образований.
На данный момент система государственных закупок имеет немало проблем. Несмотря на то, что не так давно вышел новый закон о государственных закупках, Закон №44-ФЗ, он не смог кардинально изменить ситуацию в государственной контрактной системе. Да конечно новая система привнесла определенные нововведения, некоторые из них дали положительные результаты, но так же с новой системой появились и новые проблемы. На данный момент нельзя однозначно сказать, что с новым законом контрактная система стала принципиально другой, напротив, во многом новый 44-ФЗ схож с предыдущим 94-ФЗ, но с некоторыми доработками.
целей даже спустя 2 года работы закона не удалось. Безусловно, можно сказать, что не все статьи закона вступили в силу, последние из них должны заработать только к 2017 году, и возможно в следующем году мы увидим эффективность закона работающего в полной мере. Но уже сегодня мы видим много критики контрактной системы, большое количество жалоб как со стороны госзаказчика, так и со стороны исполнителя, в связи с этим считаем необходимым принятия мер уже сегодня.
Создавая новую контрактную систему, законодатели опирались на опыт зарубежных стран, добившихся в этой области хороших результатов. Были заимствованы многие определения, некоторые принципы, и другие механизмы. И в целом стоит отметить, что этот шаг был верным на пути построения отечественной контрактной системы, но необходимо было учитывать реалии нашего государства, менталитет его населения, и принципы государственного управления, а этому судя по всему, не было уделено должного внимания.
К сожалению, попытка создать качественную, отлаженную, контрактную систему пока не удалась. Но в отличие от зарубежных стран, где государственная контрактная работает достаточно долго, и была отлажена за длительное время, наша система еще достаточно «молодая». Учитывая то, что после распада СССР, где функционировала централизованная система государственного снабжения, новое государство Российская Федерация не могло быстро освоиться в капиталистической системе, и в тот период времени все отрасли находились в упадке, в том числе и система госзакупок.
В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: Возрастанием доли государственных закупок в расходах бюджета страны; необходимостью создания эффективных механизмов, способных вывести государственную контрактную систему на новый, более высокий уровень.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования эффективной государственной контрактной системы посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования, сущности, содержания и особенностей реформирования контрактной системы содержатся в работах: Тасалова Ф.А., Смирнов В.И., Смотрицкой И.И., Каранатовой Л.Г., Сорокиным В.Ю., Черемухиным С.А., Станякиным С.В., Ивановой О.В., Филипповым А.П., Никифоровой Л.В., Деминой И.П., Фамиевой К.И., Шестопаловым Ю.П., и других.
Цель диссертационного исследования: Разработка предложений по совершенствованию государственной контрактной системы.
Задачи диссертационного исследования:
- исследовать понятия «государственная контрактная система», «контракт», «государственные закупки», «госзаказчик», «госконтракт»;
- исследовать нормативно-правовую базу формирования федеральной контрактной системы;
- проанализировать опыт других государств, в формировании эффективной государственной контрактной системы;
- выработать предложения по повышению эффективности государственной контрактной системы;
Объект — федеральная контрактная система.
Предмет — процесс формирования эффективной федеральной контрактной системы с помощью нормативно-правовых механизмов .
Информационную базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере формирования государственной контрактной системы; научные труды отечественных социологов, политологов; использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов. Также информационной основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, и работы отечественных ученых по вопросам государственного регулирования экономики.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база формирования эффективной контрактной системы, проанализирован опыт других государств в формировании эффективной государственной контрактной системы. Также были выявлены основные проблемы в действующей федеральной контрактной системе.
В итоге были предложены мероприятия по формированию эффективной федеральной контрактной системы с использованием нормативно-правовых механизмов государственных закупок.
Актуальность решения проблем связанных с государственными закупками обусловлена тем, что три четверти от общего количества организаций, осуществляющих государственные закупки приходится на муниципальные организации, а то на сколько эффективно муниципалитеты будут расходовать бюджетные средства, в том числе и на государственные закупки, зависит благополучие и уровень жизни граждан муниципальных образований.
На данный момент система государственных закупок имеет немало проблем. Несмотря на то, что не так давно вышел новый закон о государственных закупках, Закон №44-ФЗ, он не смог кардинально изменить ситуацию в государственной контрактной системе. Да конечно новая система привнесла определенные нововведения, некоторые из них дали положительные результаты, но так же с новой системой появились и новые проблемы. На данный момент нельзя однозначно сказать, что с новым законом контрактная система стала принципиально другой, напротив, во многом новый 44-ФЗ схож с предыдущим 94-ФЗ, но с некоторыми доработками.
целей даже спустя 2 года работы закона не удалось. Безусловно, можно сказать, что не все статьи закона вступили в силу, последние из них должны заработать только к 2017 году, и возможно в следующем году мы увидим эффективность закона работающего в полной мере. Но уже сегодня мы видим много критики контрактной системы, большое количество жалоб как со стороны госзаказчика, так и со стороны исполнителя, в связи с этим считаем необходимым принятия мер уже сегодня.
Создавая новую контрактную систему, законодатели опирались на опыт зарубежных стран, добившихся в этой области хороших результатов. Были заимствованы многие определения, некоторые принципы, и другие механизмы. И в целом стоит отметить, что этот шаг был верным на пути построения отечественной контрактной системы, но необходимо было учитывать реалии нашего государства, менталитет его населения, и принципы государственного управления, а этому судя по всему, не было уделено должного внимания.
К сожалению, попытка создать качественную, отлаженную, контрактную систему пока не удалась. Но в отличие от зарубежных стран, где государственная контрактная работает достаточно долго, и была отлажена за длительное время, наша система еще достаточно «молодая». Учитывая то, что после распада СССР, где функционировала централизованная система государственного снабжения, новое государство Российская Федерация не могло быстро освоиться в капиталистической системе, и в тот период времени все отрасли находились в упадке, в том числе и система госзакупок.
В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: Возрастанием доли государственных закупок в расходах бюджета страны; необходимостью создания эффективных механизмов, способных вывести государственную контрактную систему на новый, более высокий уровень.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования эффективной государственной контрактной системы посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования, сущности, содержания и особенностей реформирования контрактной системы содержатся в работах: Тасалова Ф.А., Смирнов В.И., Смотрицкой И.И., Каранатовой Л.Г., Сорокиным В.Ю., Черемухиным С.А., Станякиным С.В., Ивановой О.В., Филипповым А.П., Никифоровой Л.В., Деминой И.П., Фамиевой К.И., Шестопаловым Ю.П., и других.
Цель диссертационного исследования: Разработка предложений по совершенствованию государственной контрактной системы.
Задачи диссертационного исследования:
- исследовать понятия «государственная контрактная система», «контракт», «государственные закупки», «госзаказчик», «госконтракт»;
- исследовать нормативно-правовую базу формирования федеральной контрактной системы;
- проанализировать опыт других государств, в формировании эффективной государственной контрактной системы;
- выработать предложения по повышению эффективности государственной контрактной системы;
Объект — федеральная контрактная система.
Предмет — процесс формирования эффективной федеральной контрактной системы с помощью нормативно-правовых механизмов .
Информационную базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере формирования государственной контрактной системы; научные труды отечественных социологов, политологов; использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов. Также информационной основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, и работы отечественных ученых по вопросам государственного регулирования экономики.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база формирования эффективной контрактной системы, проанализирован опыт других государств в формировании эффективной государственной контрактной системы. Также были выявлены основные проблемы в действующей федеральной контрактной системе.
В итоге были предложены мероприятия по формированию эффективной федеральной контрактной системы с использованием нормативно-правовых механизмов государственных закупок.
Проведя данное исследование, мы проанализировали многие аспекты формирования, функционирования, и перспектив развития федеральной контрактной системы. Мы выяснили, что в период перехода от советской системы государственного снабжения, к контрактной системе России, отрасль государственного заказа переживала глубочайший кризис. Более десяти лет государство не могло создать альтернативу советской системе. Это конечно в первую очередь было связанно со сменой государственного строя, перехода от социалистической системы к капиталистической. Но с годами система менялась, принимались новые законы, подзаконные акты, нормативные документы, и.т.д. И все же только к 2005 году России удалось создать боле менее нормально функционирующую систему государственных закупок, 94-ФЗ стал революционным, в сравнении с предыдущими. Он впервые упорядочил процедуру реализации государственного заказа, появилась централизованная информационная система поддержки в виде официального сайта госзакупок, он сделал единой систему государственно заказа страны.
Данный закон существовал достаточно длительное время. Это конечно было связанно с его эффективностью в сравнении с предыдущими нормативами, однако в современных условиях жесткой конкуренции, и возрастающим экономическим давлением мирового сообщества на Россию, необходимо было создать более эффективную систему государственных закупок, что и было сделано с принятием нового 44-ФЗ. В связи с тем, что количество бюджетных средств расходуемых на государственные закупки растет с каждым годом, государству просто необходимо было создать систему, эффективно расходующую эти средства. Поэтому при создании нового закона, законодатели в первую очередь руководствовались принципами прозрачности, госзакупок, свободной конкуренции, борьбе с коррупцией. Однако как мы выяснили, добиться этих целей в большей степени не удалось. Это объясняется в первую очередь «сыростью» закона, то есть закон вышел с явными недоработками и перегруженностью. Часто происходит неверное понимание некоторых положений закона заказчиками, что приводит к путанице при осуществлении государственного заказа. Очевидно, что закон нуждается в доработке, его функционирование в нынешнем виде не может обеспечить государственные закупки в должном соотношении цены и качества товаров. Преобладающим способом размещения заказа является аукцион в электронном виде, что является показателем неспособности или нежеланием госзаказчика проводить торги другим способом, например конкурсом, который требует больших трудозатрат, но способный обеспечить поставку более качественных товаров.
Изучив в данной работе проблематику применения 44-ФЗ, мы предложили меры по повышению эффективности системы государственных закупок, путем корректировки этого нормативного документа. Предложенные меры возможно не самые простые в исполнении, и потребуют длительного времени для получения положительного результата, но иначе система не станет эффективной сама собой. Так или иначе, придется вносить какие то корректировки, дополнения, изменения, так как система в сегодняшнем виде не работает на приемлемом уровне.
В целом можно сказать, что реформа системы государственных закупок в Российской Федерации проходит в верном направлении. Необходимо лишь постоянно следить за процессом исполнения государственных закупок, выявлять недостатки, проблемы, проводить работу над ошибками, вносить корректировки, и тогда нам безусловно удастся получить эффективную систему государственных закупок.
Данный закон существовал достаточно длительное время. Это конечно было связанно с его эффективностью в сравнении с предыдущими нормативами, однако в современных условиях жесткой конкуренции, и возрастающим экономическим давлением мирового сообщества на Россию, необходимо было создать более эффективную систему государственных закупок, что и было сделано с принятием нового 44-ФЗ. В связи с тем, что количество бюджетных средств расходуемых на государственные закупки растет с каждым годом, государству просто необходимо было создать систему, эффективно расходующую эти средства. Поэтому при создании нового закона, законодатели в первую очередь руководствовались принципами прозрачности, госзакупок, свободной конкуренции, борьбе с коррупцией. Однако как мы выяснили, добиться этих целей в большей степени не удалось. Это объясняется в первую очередь «сыростью» закона, то есть закон вышел с явными недоработками и перегруженностью. Часто происходит неверное понимание некоторых положений закона заказчиками, что приводит к путанице при осуществлении государственного заказа. Очевидно, что закон нуждается в доработке, его функционирование в нынешнем виде не может обеспечить государственные закупки в должном соотношении цены и качества товаров. Преобладающим способом размещения заказа является аукцион в электронном виде, что является показателем неспособности или нежеланием госзаказчика проводить торги другим способом, например конкурсом, который требует больших трудозатрат, но способный обеспечить поставку более качественных товаров.
Изучив в данной работе проблематику применения 44-ФЗ, мы предложили меры по повышению эффективности системы государственных закупок, путем корректировки этого нормативного документа. Предложенные меры возможно не самые простые в исполнении, и потребуют длительного времени для получения положительного результата, но иначе система не станет эффективной сама собой. Так или иначе, придется вносить какие то корректировки, дополнения, изменения, так как система в сегодняшнем виде не работает на приемлемом уровне.
В целом можно сказать, что реформа системы государственных закупок в Российской Федерации проходит в верном направлении. Необходимо лишь постоянно следить за процессом исполнения государственных закупок, выявлять недостатки, проблемы, проводить работу над ошибками, вносить корректировки, и тогда нам безусловно удастся получить эффективную систему государственных закупок.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЗИНАИДИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЗИНАИДИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Управление контрактной системой в сфере закупок (на примере здравоохранения Самарской области)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПО КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование федеральной контрактной системы в России (Государственное регулирование экономики)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОК ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления земельными ресурсами муниципального
образования (на примере Г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2018 - Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2013 - Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



