Введение
1. Лидерские способности руководителя как социально¬
психологический феномен 9
1.1 Социально - психологические теории лидерства 9
1.2 Исследование лидерских способностей в контексте
организации 18
1.3 Лидерское поведение руководителя в изменяющейся ситуации.. 23
2. Психологические теории и основания риска 29
2.1 Риск и неопределенность в психологии 29
2.2 Влияние риска на принятие решений 33
3. Исследование психологической готовности к риску и поведения в
ситуации неопределенности у руководителей-лидеров 44
3.1 Исследование лидерских способностей у руководителей 45
3.2 Исследование готовности к риску, рациональности и
толерантности к ситуации неопределенности 49
3.3 Исследование мотивации достижения успеха и избегания
неудач 57
3.4 Исследование стилей принятия управленческих решений 60
3.5 Статистическое обоснование данных исследования 68
Заключение 90
Список литературы 94
Приложения А - И 99-122
Современное общество — это динамично развивающаяся система, характеризующаяся постоянной модернизацией, социально-экономическими и социокультурными изменениями. Все это приводит к усилению неопределенности и нестабильности в жизнедеятельности людей, снижению возможности прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, как в личных жизненных траекториях, так и в развитии организации, требующей учета новых социальных контекстов и внедрения современных технологий.
Возникает вопрос, как современные организации работают в условиях повышенного хозяйственного, финансового, техногенного, социального и других рисков. Всякий раз внедрение изменений в структуру организации и новаций в рамках технологических производственных процессов - это риск. В связи с отсутствием образцов, на старте становится сложным предсказать исход нововведений. Изменения приводят к слому существующих стереотипов, что естественно вызывает сопротивления сотрудников . Это накладывает большую ответственность на руководителей и требует от них с одной стороны готовности к изменениям и соответственно риску с другой лидерского потенциала.
Если поставить вопрос: почему людям всегда нужны лидеры — политические, деловые, культурные? В. Манфред отвечает так: «все мы живем в мире перемен. Естественная человеческая реакция в ситуации любых изменений — тревога. А когда мы волнуемся, нам нужен кто-то, кто будет вести нас, кто сможет «сдерживать» наше беспокойство. Если перемены и тревога вторгаются в бизнес, креативная работа будет осуществляться лучше, когда руководитель успешно выполняет эту сдерживающую роль.Тому, кто не настроен на перемены, сложно быть эффективным лидером».
Манфред Кетес де Врис выделял множество лидерских качеств в различных ситуациях и ролях. Он полагал, что лидерство сочетает в себе комбинацию из двух факторов - лидерство определяется природой и воспитанием. Большая часть воспитания лидерских качеств уже завершается к тому времени, когда люди выбирают свою карьеру; основное развитие личности почти закончено.
Р. Таннебаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяют лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической цели.
Согласно теории функционального лидерства Веханского О.С. и Наумова А.И., выдвижение лидеров - процесс закономерный. Лидеры возникают в ответ на потребность группы в решении определенных задач, предполагающих умение членов группы ее выполнять.
Опираясь на работы Евтихова О. В. [2], можно сказать, что к характеристикам лидерских качеств руководителя относится: дальновидность, стрессоустойчивость, умение решать проблемы, коммуникативные способности, способность брать на себя ответственность, определять приоритеты и др.
Что касается риска, то по мнению Андреевой О.А., риск - это балансирование между стабильностью и нестабильностью. Это свобода выбора в обществе. Риск, может быть, и может не быть, или степень его может быть абсолютно разной. «Когда мы рискнули, нет риска, а есть результат, сле-довательно, риск представляет из себя универсальную возможность для реализации свободы выбора» [3].
Воробьев С. Н., Уткин В. Б., Балдин К. В. сходились во мнении, что риск возникает там, где присутствует неопределенность, когда требуется выбор альтернативных решений.
Неопределенность существует при условиях, когда не известны ни характер, ни количество возможных решений, ни результаты предложенных вариантов, то есть ситуация, когда вероятность наступления каких-либо событий не может быть установлена и событие наступает совершенно неожиданно и не может быть предвидено. В условиях неопределенности, возможности выбора быть не может. Она появляется в условиях перехода от состояния неопределенности к определенности или, наоборот. Именно в переходном состоянии возникает и выбор, и возможность его обоснования.
В рискованной ситуации, возможны различные варианты реагирования человека. Ведь чувствовать и действовать тем или другим образом заставляет не то, что происходит в действительности, а то, что мы думаем о происходящем и как относимся к этому.
По мнению Васильевой О.С., взрослый человек для собственного достижения в значимых для него областях идет на риск. Это своего рода мотор, который двигает его к самосовершенствованию и развитию, поднимает на ступени, о которых он ещё вчера и не мог предположить [4].
Происходящие у руководителя, в рискованной ситуации психологические изменения зависят от ожиданий того, что даст ему эта ситуация. Каждая ситуация риска, задевая ценности основы жизни человека, является своеобразным «ускорителем» его личностного роста, толчком для достижения новых целей, приобретения новых смыслов.
Рисковать может не каждый руководитель, это зависит от потребностей, мотивов и свойств личности. Например, решительный человек более склонен к выбору рискованных действий, поступков, нежели осторожный, который, как правило, будет избегать риска.
Методологической основой моей работы являются две научные школы: психоанализ и гуманистическая психология.
Риск, с точки зрения психоанализа рассматривается как ситуация высокой неопределенности что провоцирует тревогу, переживание утраты опоры. В работах таких авторов как Р. Мэй, А. Адлер, К. Хорни рассматриваются характеристики тревоги в ситуации неопределенности и риска и условия совладания с этим состоянием. Так, например К.Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации [5].
С точки зрения гуманистической психологии, ситуация риска понимается как ситуация трудности, в результате преодоления которой человек обнаруживает собственные ресурсы и познает себя. К. Роджерс, А.Маслоу рассматривали стремление к самоактуализации как естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала - только создать соответствующие условия [6].
Одним из таких условий на наш взгляд являются ситуации трудности, неопределенности и риска.
В настоящее время общество нуждается в людях, готовых действовать в ситуациях неопределенности и преодолевать их. Способных видеть и реализовывать наиболее эффективные решения того или иного вопроса в условиях высокого риска. Очень важно, чтобы руководители рассматривали эту ситуацию, как ту, в которой они приобретают новый опыт и увеличивают собственные личностные, профессиональные и организационные ресурсы. Поэтому, риск можно рассматривать в качестве одного из значимых факторов развития. А для этого они должны быть нацелены на успех, а не на то, чтобы избежать решение сложной ситуации, боясь провала и неудачи. Так же, очень важным является толерантность руководителей к неопределенности - индивидуальная склонность рассматривать неопределенные ситуации как желаемые, либо как угрожающие его стабильности, самочувствию.
Целью магистерской работы является изучение готовности к риску и поведения в ситуации неопределенности у руководителей - лидеров.
Поведение человека - совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека — это совокупность действий, совершаемых им в относительно продолжительный период времени и наблюдаемых другими людьми [7].
Поведение состоит из поступков и в нашем случае, важно понять, что движет руководителем перед тем, как он совершит поступок - примет управленческое решение в ситуации риска и неопределенности. Как он видит эту ситуацию? Через призму личностного роста или как угрожающую ему? Что мотивирует его? Способность достичь успехов или страх неудачи?
Задачи работы:
• Анализ теоретического материала по темам: лидерские качества, риск в организациях, психологическая готовность к риску, ситуация неопределенности и стили принятия управленческих решений.
• Анализ, существующих валидных и надежных инструментов психологического исследования для проверки гипотез.
• Организация исследования (подбор руководителей компаний/ подразделений для проведения исследования; подготовка стимульных материалов, согласование времени и места проведения исследования с конкретными руководителями)
• Анализ полученных данных по каждой методике относительно каждого руководителя
• Обобщение и математическая обработка полученных данных.
Объект исследования: Руководители компаний и крупных подразделений, с высокой степенью выраженности лидерских качеств (далее по тексту руководители-лидеры).
Предмет исследования: Психологическая готовность к риску и поведение в ситуации неопределенности.
Гипотезы исследования:
1. Руководители-лидеры будут демонстрировать готовность к риску и высокую степень рациональности в ситуации неопределенности.
2. Руководители-лидеры рассматривают ситуацию неопределенности как угрожающую стабильности.
3. Руководители-лидеры при принятии управленческих решений будут демонстрировать высокую мотивацию к успеху и низкую мотивацию к избеганию неудач.
4. У руководителей-лидеров будет наблюдаться реализаторский стиль принятия управленческих решений.
Выборка: Руководители подразделений со штатом не менее 5 человек, стаж работы в качестве руководителя не менее 2 лет.
Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами было сформулировано несколько гипотез, для подтверждения или опровержения которых нами было проведено экспериментальное исследование. В нем приняли участие 27 руководителей подразделений со штатом не менее 5 человек, стаж которых в должности более 2 лет (включительно).
В ходе исследования были использованы следующие методики: методика Р.С. Немова «Диагностика лидерских способностей», методика Т.В. Корниловой «Личностные факторы принятия решений», методика Т. Элерса «Мотивация к избеганию неудач», методика Т. Элерса «Мотивация к достижению успеха», методика Н.П. Фетискина «Оценка стилей принятия управленческих решений», шкала толерантности к неопределенности Баднера / Солдатовой А.Г.. Так же было проведено качественное исследование, а именно - интервьюирование, для обнаружения поведенческих характеристик в ситуациях неопределенности, Респондентам задавались два вопроса: Какие ситуации Вы маркируете как ситуации высокой неопределенности в своей управленческой деятельности (сложные, с высокими ставками)? На что Вы опираетесь в этой ситуации принимая решения?
Таким образом, мы можем сделать вывод относительно гипотез нашего исследования.
1. Руководители-лидеры будут демонстрировать готовность к риску и высокую степень рациональности в ситуации неопределенности.
Гипотеза подтвердилась лишь частично. У 94% «руководителей-лидеров» показатель личной готовности к риску действительно завышен, что означает, что у них присутствует ресурс, позволяющий принимать решения и действовать в ситуациях неопределенности, в отличие от контрольной группы, в которой нет завышенных показателей по этой шкале. Но со степенью рациональности явной связи не наблюдается.
2. Руководители-лидеры рассматривают ситуацию неопределенности как угрожающую стабильности.
Гипотеза подтвердилась и мы можем сделать вывод, что 88% (14 чел) экспериментальной группы интолерантны к ситуации неопределенности, имея показатели выше среднего (высокий или повышенный), а это значит, что в данных ситуациях они будут демонстрировать высокий уровень тревожности и идентифицировать ее как угрожающую.
3. Руководители-лидеры при принятии управленческих решений будут демонстрировать высокую мотивацию к успеху и низкую мотивацию к избеганию неудач.
Гипотеза подтвердилась. «Руководители-лидеры» в большей степени мотивированы на успех, нежели на избегание неудач. 82% (13 чел) опрошенных имеют высокий и умеренно высокий показатель к достижению успеха, при этом по шкале «стремление к избеганию неудач» преобладает низкий показатель - 63% (10 чел) респондентов в отличии от контрольной группы.
4. У руководителей-лидеров будет наблюдаться реализаторский стиль принятия управленческих решений.
По итогам обработки данных, выявилось, что у экспериментальной и контрольной группы оказались разные стили принятия управленческих решений. Наша гипотеза частично подтвердилась, поскольку 69% «руководителей-лидеров» придерживаются реализаторского стиля принятия управленческих решений и 31% - авторитарного. В отличие от контрольной группы, у которой выявился преимущественно ситуационный стиль. Эти данные так же подтвердились в ходе интервьюирования в экспериментальной и контрольной группах. 87 % «руководителей-лидеров» описывали ситуации неопределенности максимально полно с большим количеством деталей, при этом в 75% случаях ситуации были описаны стратегически, в масштабах организации или отдела. 62% «руководителей-лидеров» говорили о том, что решения будут принимать коллегиально. По типу решения, экспериментальная группа продемонстрировала в 81 % случаев признаки стратегичности в принятии решений: руководители говорили о перспективах и последствиях своих решений для подразделения и компании в целом, указывали на риски, при принятии решений учитывали стратегические цели и перспективу развития компании.
Отечественными и зарубежными учеными проводились фундаментальные и прикладные исследования, направленные на изучение различных аспектов риска: влияния мотивации на принятие решения и поведение человека в условиях риска, оправданности риска, поведение человека в рискованных ситуациях, факторов, влияющих на него, связи рискованности и способности успешно действовать в ситуациях риска с личностными особенностями, и др. Феномен лидерства так же изучен достаточно подробно. Связка «Риск и лидерство» в основном рассматривались относительно подросткового возраста, а не в контексте организации. Много исследований и на тему принятия управленческих решений в условиях неопределенности. Но всё это вместе, в одной концепции - связь лидерских качеств и принятия решений в условиях риска и неопределенности - напрямую не изучалось.
Наше исследование показало, что есть связь между лидерскими качествами, стилем принятия управленческих решений и мотивацией, что раньше не соотносилось. Это позволяет посмотреть на лидерство как на некую совокупность качеств, важную в ситуации кризиса и высокой степени неопределенности.
В ситуации неопределенности руководители, обладающие лидерскими качествами имеют больший ресурс для принятия управленческих решений в условиях неопределенности несмотря на то, что эту ситуацию они рассматривают как угрожающую их стабильности. При принятии руководителей на топовые должности характеристика лидерства является важной. По результатам наших исследований и обнаруженных связей, можно существенно сократить пакет методик для отбора кандидатов на должность. Достаточно исследовать одну характеристику - лидерство, для того, чтобы сделать вывод о готовности этого руководителя принимать рискованные решения в условиях высокой неопределенности.
1. Кэ Де Врис Манфред «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта». М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 207-208с.
2. Статья в журнале «Психология» Высшей школы экономики 2010г. О.В. Евтихов. «Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней».
3. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. Изд. Таганрогский ИУЭ, 1999.
4. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности. / Прикладная психология. № 3, 2002.
5. Карен Хорни (Karen Horney). Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза.2007г., Глава 1. Издательский дом: Академический проект.
6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию и о становлении личностью - М.: Mass Media, 1999.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с. - (Библиотека практической психологии).
8. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Психология и педагогика для технических вузов: учеб. для техн. вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 211 с.
9. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. — М.: Высш. ... М.: Экономика, 2003.
10. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент, - М., 2003, - 574с.
11. Карлоф Б. Уфа: Акад. менеджмента; М.: Экономика, 1993, - 320с
12. Маслоу А. Мотивация и личность /Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. - СПб.: Евразия, 1999.
13. Жолдак В.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.И.Жолдак. - М.: 1994. - 238 с.
14. Парыгин Б. Д. Социальная психология (учебное пособие) / Б. Д. Парыгин. —СПб: СПбГУП, 2003. - 616с.
15. Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический феномен, - М.,2002г., - 9с.
16. Мэй Р. Смысл тревоги. Перев. с англ. М.И. Завалова и А.И. Сибуриной. М., 2001, цит. Альфреда Адлера.
17. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2002, 272 с.
18. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: «Академия», 2007.
19. Куликова Е.Е. Управление рисками. Инновационный аспект. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008. - 204 с.
20. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
21. Козелецкий Ю. Человек многомерный. Киев: Лыбедь, 1991.
22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.
23. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Институт психологии РАН, 1997.
24. Левицкий, К. Психология предпринимательства: риски / К. Левицкий // Предпринимательство. - 2007. - № 5. - С.28-34.
25. Воробьев С. Н., Уткин В. Б., Балдин К. В. Управленческие решения М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 496 с.
26. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М.: Рус. яз., 1998. — Т. 1. А-З. — 489 с.
27. Чернова, Г. В. Управление рисками / Г. В. Чернова, А. А. Кудрявцев. М. : Велби : Проспект, 2003. 160 с.
28. Черкасов, В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности / В. В. Черкасов. М. : Рефл-бук ; Ваклер, 1999. 288 с. 14
29. Альгин, А. П. Риск в общественной жизни: Учебное пособие / А. П. Альгин. - Тверь: Северо-западная Академия государственной службы, 2000. - 240 с.
30. Хэлворсон Х.Г. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки / Хайди Грант Хэлворсон, Тори Хиггинс : пер с англ. М.Мацковской. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
31. Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. - Харьков: Издательство Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр»,2005. - 39 с.
32. Бланк Уоррен. 108 навыков прирожденных лидеров : пер. с англ. / Бланк Уоррен. - СПб. : ДИЛЯ, 2006. - 236 с.
33. Урбанович А.А. Психология управления. Мн.: Харвест, 2003 - 199с.
34. Иванова C., Болдогоев Д., Борчанинова Э., и др. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 280 с.
35. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - 2004 - 701с.
36. Шуберт, А.М. Методика диагностики степени готовности к риску / А.М. Шуберт // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я.Райгородский. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
37. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Ерманова И.Б. - СПб., 2002. С.150-172.
38. Бодалев А.А. О человеке в экстремальной ситуации. Мир психологии, 2002, N4.
39. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография / О.В. Ев-тихов. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2011.
40. Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. - 2004. - N 5. - С. 179-182
41. Корнилова, Т. В. Индивидуальные категоризации субъективного риска / Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С.51-62.
42. Корнилова, Т. В. Психология риска и принятия решений / Т. В. Корнилова. - М.: Аспект-пресс, 2003. - 286 с.
43. Корнилова Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопр. психологии. 1994. № 6
44. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.278-281. Посмотри ее (Приложение 2).
45. Силкина Г. Ю. Теория принятия решений и управление рисками : Модели конфликтов, неопределенности, риска : Учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2003. - 70 с. - Библиогр.: с. 70
46. Чернова, Г. В. Управление рисками / Г. В. Чернова, А. А. Кудрявцев. М. : Велби : Проспект, 2003. 160 с.
47. Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий // Психологический журнал. - 1996. - № 7. - С.49.
48. Кричевский, Р.Л., Рыжак, М.М. Лидерство как структурный феномен // Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003. С. 268-274.
49. Башкатова Ю.И. - Управленческие решения. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 89 с.
50. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. - Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000. - 704 с.
51. Рябченко Г.С., Рещиков П.В. Учет критериев риска при принятии управленческих решений//Российской предпринимательство. - №3, 2010