Введение……………………………………………………………………………...3
1 Особенности функционирования и тенденции развития рынка нефтяных
компаний……………………………………………………………………………..5
1.1 Состояние и тенденции развития рынка нефтяных компаний………...…......5
1.2 Анализ корпоративной культуры компаний, работающих на рынке
нефти………………………………………………………………………….......14
2 Обоснование необходимости разработки мероприятий по совершенствованию
управления корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»………………….33
2.1 Анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности
компании …………………………………………………………………………33
2.2 Анализ и оценка управления корпоративной культурой компании…...….44
2.3 Обоснование необходимости разработки мероприятий по
совершенствованию управления корпоративной культурой компании……….52
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления корпоративной
культуры ПАО «НК «Роснефть……………………………………………………59
3.1 Разработка направлений совершенствования управления корпоративной
культуры компании……………………………………………………………….59
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по
совершенствованию управления корпоративной культурой компании…..…68
Заключение……………………………………………………………………….…83
Список использованных источников…..……………………………………….…88
Приложение
Вопросы управления корпоративной культурой для всё большего
количества компаний становятся высоко значимыми и актуальными,
вовлеченными в реализацию стратегических бизнес-задач, а не просто «данью
моды».
Учитывая, что корпоративная культура начинает рассматриваться как
инструмент, повышающий эффективность бизнеса компании, который активно
развивается, существенным становится момент изучения корпоративной
культуры в ее развитии, выделяя инновационную часть, отвечающую за
чувствительность к новым вызовам, и консервативную часть корпоративной
культуры, отвечающую за стабильность ее воспроизводства.
Корпоративная культура является важнейшей составляющей развития
транс-национальных нефтегазовых компаний, неотъемлемым компонентом
построения успешной стратегии развития. Эффективное управление
корпоративной культурой закладывает необходимую социокультурную и
институциональную основу для успешного определения и реализации
стратегий всех уровней – от корпоративного, до операционного, снижает риски
потерь от неэффективных управленческих решений.
Объектом исследования выступает ПАО «НК «Роснефть».
Предметом исследования является процесс управления корпоративной
культурой нефтяной компании.
Актуальность темы заключается в том, что повышение эффективности
управления корпоративной культурой ПАО «НК «Роснефть» позволит
повысить общий уровень стратегического управления компанией, управления
взаимоотношениями с клиентами, поставщиками, другими партнерами,
персоналом, будет способствовать повышению привлекательности бренда
компании, что в конечном итоге сделает ПАО «НК «Роснефть» более
конкурентоспособной, а ее развитие – более устойчивым.8
Целью данной работы является разработка мероприятий по
совершенствования корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть».
Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие
задачи:
– исследовать состояние и тенденции развития рынка нефтяных компаний;
– проанализировать корпоративную культуру нефтяных компаний;
– проанализировать и оценить эффективность управления корпоративной
культурой ПАО «НК «Роснефть»;
– обосновать необходимость разработки мероприятий по
совершенствованию управления корпоративной культуры компании;
– разработать мероприятия по совершенствованию управления
корпоративной культурой ПАО «НК «Роснефть»;
– оценить экономическую эффективность мероприятий по
совершенствованию управления корпоративной культурой ПАО «НК
«Роснефть».
Информационной базой являются аналитические отчеты и отчеты об
отраслевом рынке нефтегазовой сферы России, научная и специализированная
литература, статистические данные, публикации в электронных изданиях,
годовая бухгалтерская отчетность ПАО «НК «Роснефть» за 2012-2015 г.
В результате проведенного исследования были получены следующие
результаты:
1. Было выяснено, что Россия является одним из лидеров по объемам
добычи нефти и занимает пятое место в мире по доказанным запасам.
Наибольший объем «черного золота» в 2015 году был добыт крупнейшей
нефтяной компанией России «Роснефть» - 189,2 млн тонн. За ней следуют
ведущая частная нефтяная компания ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпром
нефть», «Татнефть» и «Башнефть».
2. Можно сделать вывод, что корпоративная культура в организации – это
система ценностей, убеждений, верований, представлений, ожиданий,
символов, а также действующих принципов, норм поведения, традиций,
ритуалов и т.д., имеющихся в организации или ее подразделениях за время
деятельности и принимаемых большинством сотрудников.
В основе всех отечественных и мировых корпораций лежит схожая
система корпоративной культуры, которая подразумевает такие группы
элементов как:
– философия фирмы;
– ценностно-нормативная культура;
– культура внутренних коммуникаций;
– социально-психологическая культура;
– событийная культура;
– культура внешней идентификации.
При этом при анализе корпоративной культуры российских нефтяных
компаний было выявлено, что они схожи по своему наполнению.
3. «Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая
публичная нефтегазовая корпорация мира. Основными видами деятельности
ПАО «НК «Роснефть» являются поиск и разведка месторождений
углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов88
по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация
нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее
пределами.
Главными задачами ПАО «НК «Роснефть» являются поддержание
добычи на зрелых месторождениях, развитие собственного направления
нефтесервиса, продолжение работы на шельфе. Успешные итоги деятельности
Компании в 2014 году подтверждают эффективность применяемой стратегии,
значимость определенных приоритетов и позволяют рассчитывать на
дальнейшее устойчивое развитие Компании.
В 2015 г. выручка составила 5 150 млрд руб. (86,9 млрд долл.),
снизившись на 6,4% по отношению к 2014 г. Несмотря на ухудшение рыночных
условий, Компания нарастила объем высокомаржинальных поставок нефти в
восточном направлении (+18,5%), увеличила объем продаж газа (3,8%) и
продукции нефтепереработки и нефтехимии (+1%). «Роснефти» удалось
ограничить негативный эффект от снижения цен на нефть на 16,3% в рублевом
и на 47,3% в долларовом выражении в 2015 г.
4. Миссией ПАО «НК «Роснефть» является эффективная реализация
энергетического потенциала России, обеспечение энергобезопасности
и бережное отношение к природным ресурсам.
Среди ключевых инициатив в области корпоративной культуры Роснефти
можно перечислить следующие важные направления:
– корпоративные мероприятия;
– внутренние коммуникации;
– социологические исследования;
– деловая этика и комплаенс.
Проведенное исследование позволяет заключить, что корпоративная
культура компании ПАО «НК «Роснефть» включает весь традиционный спектр
элементов, который был обоснован развитием теории организационной
культуры.89
5. Можно сделать вывод, что корпоративная культура является важной
составляющей жизнедеятельности Компании и на нее делается существенный
акцент. Также об этом говорит и обновление в 2015 году Кодекса деловой и
корпоративной этики. Но, не смотря на это, есть ряд недостатков, которые
необходимо исправить для того, чтобы Компания и в перспективе могла
сохранить свои лидерские позиции и расширять круг своего влияния. К таким
недостаткам можно отнести отсутствие централизованного управления
корпоративной культурой Компании и отсутствии ее связи с инновационным
развитием.
6. ПАО «НК «Роснефть» ставит перед собой цель стать мировым
технологическим лидером энергетической отрасли. Для ее достижения
Компания последовательно работает над реализацией своей программы
инновационного развития, но при дальнейшем анализе было выявлено, что
расходы Компании на НИОКР по отношению к выручке составляют 0,11-
0,13%, а в крупнейших зарубежных нефтегазовых компаниях (Exxon Mobil,
Royal Dutch Shell) этот показатель на уровне 0,26-0,28%.
7. Программа инновационного развития НК «Роснефть» – важнейшая
часть концепции ее развития. Инновации направлены на модернизацию
производственной базы, создание и внедрение новых технологий для решения
производственных задач. В данной ситуации эффективно организованная
корпоративная культура, ориентированная на поддержку инновационной
деятельности, в частности Программы инновационного развития Компании –
это насущная необходимость. После анализа Программы инновационного
развития ПАО «НК «Роснефть» были предложены направления ее поддержки
со стороны корпоративной культуры, на основе которых были разработаны
следующие мероприятия:
– система электронной подачи предложений и система помощи в подаче
предложений;
– центр обработки данных;
– созыв комиссии по корпоративной дистанционной связи;90
– система денежного вознаграждения за лучшее предложение;
– проведение лекций для технологов и инженеров 1 раз в 3 месяца;
– проведение тренингов для трудовых коллективов 1 раз в 3 месяца;
– обновление бренда и внутренней идеологии для работы с сотрудниками
Компании и обновление документа, отражающего корпоративную культуру
компании;
– создание «кружков контроля качества» на каждом участке;
– организация лагеря «Юный новатор» для детей сотрудников и
вознаграждение победителя;
– организация конкурса среди сотрудников на лучшую новаторскую идею
и вознаграждение победителя;
– пропаганда инновационного мышления путем печати слоганов на
сувенирной продукции.
Реализация предложенных мероприятий приведет к ряду важных для
Компании итогов:
1. Рост инновационной активности сотрудников.
2. Высокая мотивация сотрудников на участие в инновационном развитии
Компании.
3. Увеличения уровня научных знаний сотрудников в области
инновационного развития нефтегазовой отрасли.
4. Рост сплоченности коллектива и осознание друг друга и Компании как
одной большой семьи.
5. Развитие инновационного мышления у сотрудников.
6. Соучастие в проблемах Компании и их быстрое решение.
7. Восприятие инноваций как неотъемлемой части жизни.
Таким образом, мероприятия по совершенствованию корпоративной
культуры, направленные на поддержку инновационного развития, будут
способствовать достижению целей ПАО «НК «Роснефть» в области
инноваций, позволят совершенствовать технологии и принесут в дальнейшем
доход.91
BP Statistical Review of World Energy 2015 [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.bp.com/content/dam/bp/en/corporate/pdf/bp-statisticalreview-of-world-energy-2015-full-report.pdf
2 Обзор Лукойл "Основные тенденции развития глобальных рынков
нефти и газа до 2025 года" [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.lukoil.ru/materials/doc/Books/Guides/25062013.pdf
3 Национальные энергетические стратегии в условиях глобализации.
Энергетика как платформа инновационного развития / Под ред. С.В. Жукова. –
М.: ИМЭМО РАН, 2014. – 100 с.
4 Министерство Энергетики РФ, Добыча нефтяного сырья
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1209
5 Нефтяная промышленность России: история, проблемы и перспективы
развития [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.syl.ru/article/170277/new_neftyanaya-promyishlennost-rossii-istoriyaproblemyi-i-perspektivyi-razvitiya
6 Лазарева Наталья Вячеславовна Проблемы и перспективы развития
нефтяной промышленности России // Kant. 2014. №1 (10) С.44-47.
7 Сайт Центрального диспетчерского управления топливноэнергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.cdu.ru/
8 Федеральное бизнес-агентство "Экономика сегодня", Россия побила
рекорд по объемам добычи нефти в 2015 году [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://rueconomics.ru/142976-rossiya-pobila-rekord-po-obemam-dobyichinefti-v-2015-godu
9 Муслимов Р.Х. Новые возможности ресурсного обеспечения нефтяной
отрасли // Георесурсы. 2015. №3 (62) С.3-9.
10 Баскова М. Л. Анализ развития нефтяной отрасли России [Текст] //
Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч.93
конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 16-19.
11 Азиева Р. Х. Территориально-отраслевой нефтяной кластер как форма
эффективного стратегического управления // Проблемы современной
экономики. 2013. №2 (46) С.221-224.
12 Forbes, The World’s Biggest Public Companies 2015 [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.forbes.com/global2000/list/
13 Минцберг, Г. Школы стратегий / Пер. с англ, под ред. Ю. Н.
Каптуревского. — СПб : Издательство «Питер», 2000. — 336 с.
14 Динамика корпоративного развития / В.Ж. Дубровский, О.А.
Романова, А.И. Татаркин, И.Н. Ткаченко. – М.: Наука, 2004. – 502 с.
15 Шеляпин В. Н., Федотова Г. А. Формирование корпоративной
культуры организации: теоретический аспект // Вестник НовГУ. 2012. №70
С.62-65.
16 Козлов В.В. Корпоративная культура: Учебно-практическое пособие. –
М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – 304 с.
17 Корпоративная культура, Понятие и сущность корпоративной
культуры - Корпоративное управление - Игнатьева И.А. Библиотека русских
учебников [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://uchebnikionline.com/menedgment/korporativne_upravlinnya_-
_ignatyeva_ia/korporativna_kultura.htm
18 Спиридонова Г. В. Системный анализ в рекламной деятельности: опыт
российских корпораций (Лукойл) // Всероссийский журнал научных
публикаций. 2013. №2 (17)
19 Сайт ПАО «Лукойл» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.lukoil.ru/
20 ПАО «Лукойл», «Кодекс деловой этики» [Электронный ресурс] –
Режим доступа:
http://www.lukoil.ru/materials/doc/documents/lukoil_corp_code.pdf
21 Retail Industry, ExxonMobil Mission Statement - A Money Mission With
Profit-Centered Principles [Электронный ресурс] – Режим доступа:94
http://retailindustry.about.com/od/retailbestpractices/ig/Company-MissionStatements/ExxonMobil-Corporation-Mission-Statement.htm
22 Захаров Александр Николаевич Зарубежный опыт мотивации и оплаты
труда // Вестник НГИЭИ. 2014. №9 (40) С.19-30.
23 Сайт компании «ЭксонМобил» в России [Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://www.exxonmobil.ru/
24 Exxon Mobil Corporation website [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://exxonmobil.com/
25 Кузнецов Андрей Анатольевич Функции корпоративной культуры как
эффективного инструмента менеджмента // Вестник УГУЭС. Наука,
образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №2 (8) С.61-66.
26 Евминов Константин Николаевич Функциональный анализ
корпоративной культуры // Вестник ТГУ. 2011. №8 С.236-238.
27 Устав открытого акционерного общества «НК «Роснефть» (новая
редакция (с изменениями № 1)) [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.rosneft.ru
28 Прокопьева Т. В. Стратегические цели развития ОАО «НК
«Роснефть» // МНИЖ. 2015. №4-2 (35) С.47-48.
29 Николаева К. В., Басырова Э. И., Гилязова А. А. Стратегия корпорации
«Роснефть» в сфере инноваций и комплексного использования
углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета.
2013. №21 С.277-282.
30 Сайт ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://rosneft.ru/
31 Кадачиев М. Х. Конкурентоспособность ТНК: Лукойл и Роснефть //
Современные наукоемкие технологии. 2013. №10-1 С.15-16.
32 Елфимова Мария, Овчинникова Юлия. Практики корпоративного
управления в России. // Мотивация и оплата труда, 2012. №1. С. 4-11.
33 Консолидированная финансовая отчетность ОАО "НК "Роснефть" 31
декабря 2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:95
https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_cons_report/Rosneft_FS_4Q_2015_R
US.pdf
34 Роснефть, Годовой отчет 2015 "Стабильность, технологии, развитие"
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.rosneft.ru/attach/0/02/01/a_report_2015.pdf
35 ОАО "НК "Роснефть" Результаты по МСФО за 4 кв. и 12 мес. 2015 г.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.rosneft.ru/attach/0/22/01/Rosneft_Q4_2015_IFRS_RUS.pdf
36 ПАО «НК «Роснефть» Анализ руководством финансового состояния и
результатов деятельности компании за 3 месяца, завершившихся 31 декабря и
30 сентября 2015 года и за 12 месяцев, завершившихся 31 декабря 2015, 2014 и
2013 годов [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.rosneft.ru/attach/0/22/01/MDA_RUS_4Q_2015.pdf
37 Погодаева Т.В., Жапарова Д.В., Казанцева Н.А. Инновационное
развитие России: роль нефтегазового бизнеса // Бурение и нефть. 2015. №11. С.
18-21.
38 Журнал «Директор по персоналу», Совершенствование корпоративной
культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrdirector.ru/article/65774-qqq-15-m11-sovershenstvovanie-korporativnoy-kultury
39 Годовой отчет 2014 «Роснефть». [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/01/a_report_2014.pdf
40 Кодекс деловой и корпоративной этики НК «Роснефть» [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.rosneft.ru/attach/0/02/76/Kodeks_rus.pdf
41 Карасева К. С. Организационная культура как фактор роста
производительности труда в транснациональных компаниях: проблемы
изучения и регулирования // Проблемы современной экономики. 2014. №4 (52)
С.111-114.
42 Грищенкова Я.С. Корпоративная культура как компонент стратегии
инновационного развития на примере ПАО «НК «Роснефть» // Научный
альманах. 2016. N 4-1 (18). С. 63-69.96
43 Токарев Анатолий Николаевич Анализ условий инновационного
развития в нефтяной промышленности России // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014.
№1 С.186-190.
44 Токарев Анатолий Николаевич Инновации в нефтяной
промышленности: институциональные аспекты // Интерэкспо Гео-Сибирь.
2012. №-3 С.19-28.
45 Сергеева О. Ю., Качалкина К. Г. Анализ инвестиций НИОКР в
нефтегазовом секторе ТЭК России [Текст] // Экономика, управление, финансы:
материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь:
Зебра, 2015. — С. 55-59.
46 Паспорт программы инновационного развития ОАО «НК «Роснефть»
2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.rosneft.ru/attach/0/11/99/passport_pinr_2015.pdf
47 Сайт компании «Татнефть», Совершенствование корпоративной
культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.tatneft.ru/korporativnoe-upravlenie/upravleniepersonalom/sovershenstvovanie-korporativnoy-kulturi?lang=ru
48 Бадя Т.П. Взаимосвязь корпоративной культуры и внутренних
коммуникаций. // Управление развитием персонала. 2011. №1. С. 5-10.
49 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» (утверждена Распоряжением
Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р).
50 Яценко И.С. Современное состояние мирового рынка технологий и
перспективы России // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2015.
№9. С.15-24.
51 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года»).97
52 Попов А. И., Плотников В. А. Выбор новой модели развития и
модернизация: основы перехода к инновационной экономике // Известия
СПбУЭФ . 2012. №2.
53 Батукова Л.Р. Управление инновационной модернизацией экономики
регионов Сибири: автореферат дисс. д-ра экон. наук / Л.Р. Батукова. –
Красноярск, 2014.
54 Батукова Л. Р. О необходимости рассмотрения с позиции теории
систем проблемы перехода (переведения) экономики на инновационную модель
развития для достижения приоритетов, намеченных в программных статьях
В.В. Путина // Сборник публикаций Аналитического центра «Экономика и
финансы» по материалам международной научно-практической конференции:
«Формирование экономического портрета национальной инфраструктуры
страны: методологический и теоретический аспекты». М.: Аналитический
центр «Экономика и финансы», 2015. – 106с.
55 Батукова Л.Р. Управление инновационной модернизацией экономики
регионов Сибири: дисс. д-ра экон. наук / Л.Р. Батукова. – Красноярск, 2014.
56 Батукова Л. Р. К вопросу о формировании теоретикометодологической основы управления инновационной экономики в России //
Евразийский союз ученых, XII Международная конференция: «Современные
концепции научных исследований», ч.2, №3 (12), М.: 2015, - 172, с.66-70.
57 Бабанский А. В. Системы непрерывного улучшения продуктов и
процессов. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 237 с.