Введение....................................................................................................................... 5
1 Управление распределительной системой компании с разветвленной
дилерской сетью.......................................................................................................... 8
1.1 Распределительная подсистема как элемент логистической системы
компании................................................................................................................... 8
1.2 Подходы к проектированию распределительной дилерской сети
компании................................................................................................................. 18
1.3 Логистические подходы к управлению и развитию распределительной
дилерской сети компании...................................
Заключение
Список использованных источников
В условиях высокой конкуренции и снижающейся реальной
покупательной способности граждан, компании стремятся получить лидерство
в своем сегменте за счет наиболее выгодного предложения по соотношению
цена/качество, которое возможно создать во многом благодаря снижению
себестоимости товара. В связи с этим методы и инструменты логистики
приобретают особую актуальность на российском рынке. Логистические
издержки, по оценке экспертов, составляют в среднем порядка 19% от
стоимости товара, таким образом, оптимизация логистических процессов имеет
большой потенциал для снижения конечной цены, а, следовательно, получения
серьезного конкурентного преимущества на рынке сбыта.
Распределительная система компании представляет собою совокупность
каналов, посредников и элементов инфраструктуры, по средствам которых
товар доходит до потребителя. Роль распределительной деятельности для
компании сложно переоценить, так как грамотно выстроенная система сбыта во
многом определяет эффективность компании. Распределение товара является
объектом изучения менеджмента, маркетинга и логистики и современные
исследования подходят к изучению вопроса с разных сторон, частично
перекликаясь между собой, но тем не менее, развиваясь скорее параллельно.
Сбытовая логистика ставит конечной целью создание такой распределительной
системы, в которой движения материального и сопутствующего ему потоков
будет осуществляться наиболее оптимальным путем с минимально
допустимыми издержками.
Вопросы распределительной логистики были рассмотрены в работах
таких исследователей как Б. А. Аникин, А. М. Гаджинский, Е. А. Голиков, М.
Н. Григорьев, А. П. Долов, В.В. Дыбская, Е. И. Зайцева, В. Е. Николайчук, Д.Д.
Костоглюдов, В. И. Сергеев, Е. Б. Стародубцева, А. Н. Стерлигова, С. А.
Уваров Л. Штерн и др.6
Объектом исследования является оптово-розничная компания «Деу
Энертек Групп», которая является официальным дистрибьютором ЮжноКорейского завода и осуществляющая сбытовую функцию по средствам
разветвленной дилерской сети, располагающейся в России, Белоруссии и
Казахстане. Распределительная система компании является сложной и
нескоординированной, то провоцирует ряд внутренних проблем и в конечном
итоге оказывает влияние на конкурентоспособность компании на рынке. В
качестве предмета исследования выступает совершенствование модели
управления распределительной системой компании.
Целью настоящего исследования является совершенствование
распределительной системы компании с разветвленной дилерской сетью. Под
системой управления понимается набор методов и инструментов, позволяющих
наиболее оптимальным образом проектировать, создавать, управлять и
координировать распределительную систему компании, что позволит снизить
операционные издержки и повысить экономическую эффективность
предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнять ряд задач:
1) анализ современной научной литературы относительно предмета
исследования;
2) формирование методологической базы по созданию, управлению и
совершенствованию распределительной системы компании;
3) описание действующей система распределения товаров в компании
ООО «Деу Энертек Групп»: проведение ее анализа, выявление проблем,
формирование требований и ограничений к системе;
4) разработка оптимальной распределительной системы компании с
учетом методов и подходов логистики, проработка инфраструктуры системы и
набора ее элементов;
5) создание технологии перемещения товара внутри дилерской сети на
основании ассортиментной матрицы;7
6) разработка рекомендаций по внедрению предложенной системы с
использованием современных информационных технологий.
Степень разработанности проблемы проектирования и управления
дилерскими сетями достаточно слабая, так как логистика акцентирует
внимание в большей степени на распределительной системе компании в целом,
не углубляясь в совершенствование функционирования отдельных каналов
распределения. Наибольший вклад в развитие теоретических положений
управления дилерскими сетями внес Тряпухин А. П., Голощапова А. И.,
Алексинская Т. В., Розина Т. М. и Гаджинский А. М.
Методологической и теоретической основой представленной научной
работы является использование системного подхода к анализу объекта
исследования на основании междисциплинарного подхода. Достоверность
научных положений, выводов и практических рекомендаций основывается на
теоретических и методологических положениях, сформулированных в
исследованиях отечественных и зарубежных специалистов.
Эмпирической базой исследования является статистическая информация
об основных показателях функционирования дилерской сети компании ООО
«Деу Энертек Групп», взятая с ERP – системы компании, а также
статистические данные, представленные на официальном сайте Федеральной
службы государственной статистики.
Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть
полезны для российских предприятий и зарубежных предприятий, которые
создают собственную дилерскую сеть или развить действующую.
Научная новизна заключается в создании методики проектирования
распределительной дилерской сети, учитывающей подходы маркетинга,
менеджмента и логистики. Так же была спроектирована система ключевых
показателей эффективности функционирования дилерской сети.
Основные положения исследования были представлены на
Международном студенческом научном форуме «Логистика и современные
пути развития» (4-5 мая 2016 г., г. Санкт-Петербург).
Распределительная система компании представляет собою
совокупность каналов распределения товара, по которым он доходит до
промежуточных и конечных покупателей. В связи с необходимостью
системного подхода к организации распределительной деятельности
компании, расчета количественных параметров эффективности процессов,
процессы сбыта постепенно переходят из области маркетинга в компетенцию
логистики. Современные теоретические исследования развиваются в
направлении слияния трех наук – маркетинга, менеджмента и логистики для
реализации сбытовой функции компании наиболее эффективным способом.
Используя сильные стороны каждого из подходов, можно формировать
распределительную систему компании с учетом внутренних, внешних и
интегрирующих факторов.
Дилерская сеть является одним из видов маркетинговых каналов,
которая представляет собою совокупность компаний, производящих сбыт
товара на вверенной им территории. Такая форма распределения является
эффективной в первую очередь по причине возможности быстрого охвата
широкой географической территории и, следовательно, рынков сбыта с
минимальными инвестициями для компании. Однако в результате
проведенного анализа, была выявлена проблема узкой базы инструментов и
методов управления дилерской сетью на этапах ее проектирования,
функционирования и совершенствования. Методики проектирования
дилерских распределительных сетей можно условно подразделить на две
группы – это маркетинговые и логистические, в зависимости от того, на
положениях какой из наук они сформулированы. Проведенный анализ
показал, что у каждого из подходов есть сильные стороны, которые были
учтены при создании собственной методики по формированию и внедрению
дилерской сети. Совокупность технологий (SCM, DRP I/II и QR) из области
сбытовой логистики легли в основу формирования принципов эффективного43
управления распределительной системой компании на этапе ее
функционирования.
Распределительная система компании ООО «Деу Энертек Групп»
включает в себя три канала распределения – это розничные продажи в г.
Красноярске, продажи «стартовых пакетов» новым партнерам и дилерская
сеть, которая приносит порядка 70% от валовой выручки. Однако динамика
роста объемов реализации по средствам дилерской сети резко снижается на
протяжении последнего года, что обусловлено рядом причин: в первую
очередь – это неграмотное распределение дилерских центров по территории
РФ; во-вторую – это отсутствие складской системы, что негативно влияет на
среднюю скорость и стоимость доставки товара; в-третьих – это
неэффективная система подбора новых дилеров, что провоцирует рост
показателя текучести дилерской сети. Отсутствие системы
сбалансированных показателей не позволяет руководителю понимать
причины падения объемов выручки и слабые места в системе сбыта, поэтому
в рамках исследования была разработана система ключевых показателей
эффективности функционирования дилерской сети, которая включает в себя
7 показателей, каждый из которых учитывает важные стороны логистических
процессов, протекающих в системе.
На основании разработанной методики, были проведены ряд расчетов
для формирования оптимальной схемы размещения дилерской сети в городах
России с учетом ряда разработанных ограничений (население, уровень
газификации, температурные условия и т.д.). Методика оценки емкости
рынка и выявления потенциала реализаций помогла отсеять города, где
экономическая целесообразность работы дилерского центра отсутствовала. В
соответствии с прогнозируемыми объемами материального потока была
сформирована инфраструктура складской системы компании, которая
включает в себя 8 распределительных центров на территории России.
Система рассчитывалась исходя из принципа максимального срока поставки
любому дилеру товара в период не дольше 5 рабочих дней. Так же44
предлагается внедрить систему отзыва неликвидного товара поставщиком,
что снизит вероятность появления демпинга внутри дилерской сети и как
следствие, повысит рентабельность продаж. В исследовании прописан
функционал, требования и основные показатели распределительных центров.
Предложенные изменения оказали существенное воздействие на
логистическую инфраструктуру компании, так как схема перемещения
материального, финансового, сервисного и кадрового потоков была
изменена.
Оценка эффективности предложенных совершенствований показала,
что в результате изменения физической инфраструктуры дилерской сети, ее
экономический потенциал удастся увеличить в 1, 5 раза с уровня 274 млн.
руб. в год до 408 млн. руб. за аналогичный период. Общие транспортные
издержки дилерской сети удастся сократить в 1,6 раз за счет внедрения
системы консолидированных поставок и экономии на масштабе. Расходная
часть дилеров на этапе доставки товара сократится более чем в 5 раз. Отказ
от распределенной складской сети (на базе офиса каждого из дилеров) в
пользу системы распределительных складов, позволит сократить валовые
издержки на содержание складской системы на 37 % и ускоренная система
доставки товара позволит дилерам делать закупки с распределительного
центра непосредственно под заказ конечного клиента. Отсутствие
необходимости хранить товар на складе позволит существенно увеличить
показатель оборачиваемости товара, а, следовательно, сократить срок
оборота, что позитивно повлияет на общие финансовые показатели работы
дилеров.
Таким образом, предложенную совокупность изменений в управлении
дилерской сетью, можно назвать эффективной по 7 рассчитанным в
исследовании количественным показателям, не считая ряд
проанализированных качественных критериев. Методика проектирования
может быть использована в других оптово-розничных компаниях в
разветвленной дилерской сетью. Исследование носит как научную, так и45
практическую значимость, так как ряд предложений по оптимизации сейчас
находятся на стадии активного внедрения. Цель, оставленная перед
исследованием, достигнута, задачи – выполнены.
Алесинская, Т.В. Основы логистики. Общие вопросы
логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.
2. Альбеков, А. У., Митько О. А. Коммерческая логистика: Учеб.
пособие. Ростов-н. -Д: Феникс, 2002. - 416 с.
3. Анакин, Б. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и
практика. Основы логистики: учебник / под ред. Б. А. Аникина и Т. А.
Родкиной. — Москва : Проспект, 2013. - 344 с.
4. Аникин, Б. А. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина. 2-е
изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с.
5. Багиев Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов, 3-е изд. / Тарасевич
В.М., Анн Х. / под ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Питер, 2008. - 736 с.
6. Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.
Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. – 640 с
7. Белякова С.М., Особенности снабжения торговых сетей
Малюкова С.М., Белякова Е.В. Логистические системы в глобальной
экономике. 2015. № 5. С. 535-537.
8. Бугланова, Э.П. Маркетинг и логистика: от конфликта к
синергетике Пономарев Н.Н. В сборнике: Экономические, экологические и
социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего
зарубежья материалы Международной научно-практической конференции: в
2 частях. Ответственный редактор. 2014. - С. 88-95.
9. Векленко, М.В. Применение гибридных логистических стратегий
распределения на предприятиях промышленности строительных материалов
Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 1. - С. 97-109.
10. Войткевич Н.И. Обеспечение конкурентоспособности каналов
распределения с использованием методов логистики (теория и методология):
автореф. дис… д-ра экон. наук. – Самара, 2008. – 46 с
11. Гаджинский, A.M. Логистика: Учебник. М.: ИВЦ "Маркетинг",
1999. – 356 с.
12. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник для высших и средних
специальных учебных заведений. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:
Информационно-внедренческий центр ≪Маркетинг≫, 2000. — 375 с.
13. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник. 11-е изд., перераб. и доп.
М.: Дашков и К, 2012. 484 с.
14. Гаджинский, А.М. Проектирование товаропроводящих систем на
основе логистики : учебник
15. Галкина, Ю.В. Логистика как фактор конкурентоспособности
регионального ритейлера/ Ю.В. Галкина, Е.В. Белякова// Современные
проблемы экономического и социального развития. 2014. № 10. С. 100-103.
16. Голиков, Е. А., Пурлик В. М. Основы логистики и бизнеслогистики. М.: РЭА, 1993. - 346 с.47
17. Голубков Е.П. Определение емкости рынка и доли рынка/ Е. П.
Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 3. – С. 12-16
18. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс: Учебник для
магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров// М., 2014. 734 с.
19. Гусев, С. Проблемы определения местоположения склада
Логистика. 2011. № 2 (55). С. 53-55.
20. Гюрин, А.Ю. Городские распределительные центры в концепции
городской логистики Вестник Кузбасского государственного технического
университета. 2014. № 1 (101). С. 146 - 149.
21. Дмитриев, А.П. Применение DRP-систем в деятельности
предприятий информационного сервиса Информационные системы и
технологии: управление и безопасность. 2014. № 3. С. 105 - 108.
22. Дыбская, В.В. Логистика: учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев,
В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2009. –
944 с.
23. Дыбская, В.В. Российское предпринимательство. 2003. № 3. С.
58-61.
24. Залманова М. Е. Закупочная и распределительная логистика:
Учеб. пособие. Саратов:СПИ, 1992. - 70 с.
25. Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие / СГУ. -
Саратов, 1993. – 518 с.
26. Казакова, Г.А. Емкость товарного рынка как объект
маркетингового исследования/ Г. А. Кузьмин // Актуальные проблемы
социально-экономического развития России. 2010. Т. 4-2010. С. 49-52.
27. Калюжный, М.С. Уровень и динамика ёмкости рынка овощей в
российской федерации, Солопов В.А. Вестник Мичуринского
государственного аграрного университета. 2013. № 3. С. 103-108.
28. Комарова, Г.Б. Использование элементов распределительной
логистики в каналах товародвижения / Г.Б. Комарова, Н.Я. Якубова //
Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права.
2013. № 3 (47). С. 340-344.
29. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент / Пер. с англ. – СПб.: Питер,
2006. – 926 с.
30. Кузменко, Ю.Г. Стратегическое планирование
распределительной логистики на предприятии, Трубеев Д.И. В
сборнике: Наука ЮУрГУ 67-я научная конференция. 2015. С. 120-125.
31. Лапицкая Л.В. О развитии интегрированного маркетинга в
россии: взгляд из региона Вестник Удмуртского университета. Серия
Экономика и право. 2012. № 2-4. С. 40-45.
32. Лебедев, Е.А. Совершенствование автотранспортного
обслуживания распределительной логистики., Князев Р.И., Науменко М.А.
Автомобильный транспорт Дальнего Востока. 2014. № 1. - С. 249-252.