Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение к здоровью и совпадающее поведение медицинских работников паллиативного учреждения

Работа №21861

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
640
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ понятия «отношение к здоровью» 9
1.1 Психологические составляющие «отношения к здоровью» 9
1.2 Факторы, определяющие формирование отношения к здоровью 13
2 Психологические основания основы совпадающего поведения 17
2.1 Модели совпадающего поведения 17
2.2 Факторы эффективности совпадающего поведения 22
3 Специфика деятельности паллиативных учреждений 27
3.1 Анализ характеристик отношения медработников к здоровью пациентов
при разной степени активности 27
3.2 Анализ возможных стрессовых ситуаций в профессиональной
деятельности младших медработников паллиативного учреждения 35
4 Эмпирическое исследование характеристик отношения к здоровью
пациентов и совпадающего поведения медицинских работников паллиативного учреждения 39
4.1 Программа исследования 39
4.2 Описание выборки и условий исследования 40
4.3 Описание диагностических процедур и методик 40
4.4 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
4.5 Выводы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ


Среди различных специалистов медицинской сферы особое место занимают сотрудники учреждений, которые работают с особыми группами пациентов, например такими, как люди, страдающие психическими нарушениями, люди старческого возраста, люди с тяжелыми неврологическими расстройствами. К этой категории относятся также и работники паллиативных учреждений, оказывающие комплексную помощь пациентам, болезни которых не поддаются лечению и в большинстве случаев приводят к летальным последствиям. Основным направлением деятельности работы в данной сфере является обеспечение максимально возможного комфортного состояния пациентов.
Основное количество исследований личности медицинского работника паллиативной сферы посвящено выявлению психологических защит, вопросам мотивации осуществления профессиональной деятельности, изучению личностных особенностей медработника. Однако на данный момент малоизученным является исследование фактора, который, по нашему мнению, является одним из важнейших для динамики и самочувствия пациентов - отношение медработников к здоровью своих пациентов, что, по сути, является предметом их профессиональной деятельности. В случае если показатели здоровья свидетельствуют о том, что в скором времени может наступить смерть пациента, существенным является то, как в этой ситуации будут взаимодействовать с таким больным медработники - включаться активно, эмоционально поддерживать и бороться за его жизнь, либо действовать пассивно, не затрачивая собственные ресурсы больше необходимого по должностной инструкции [38].
В психологической науке отношение к здоровью понимают как систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния [18]. В структуру отношения к здоровью входят такие компоненты, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий и ценностно-мотивационный [9].
М. М. Абдуллаева, О. С. Киеня в своём исследовании [2] выявили два блока типичных черт медработников паллиативной сферы и разделили их на две группы по критерию отношения к трудовой деятельности: первая - «активные, деятельные», вторая группа - «пассивные, исполнительные». По аналогии с результатами исследования авторов мы в своей работе также выделяем две группы: первая - медработники, демонстрирующие активное отношение к здоровью пациентов и вторая - это медработники с пассивным отношением к здоровью своих пациентов. При этом понятие активности вслед за А. И. Крупновым мы определяем как «особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объёме взаимодействия, исходящего из внутренней его инициативы» [27].
Основываясь на модели отношения к здоровью Р. А. Березовской [9], в качестве основных характеристик активного отношения медработников к здоровью пациентов мы выделяем следующие: признание значимости собственных действий для сохранения и преумножения здоровья пациентов; эмоциональная включенность в ситуациях, когда пациентам необходимы внимание и забота; умение сопереживать; проявление инициативы для совершения действий, направленных на осуществление досуга пациентов; осознание ценности выполнения своих профессиональных обязанностей для возможности динамики состояния здоровья пациентов.
При оценке пассивного отношения медицинских работников к здоровью пациентов в своей работе мы будем опираться на следующие критерии: представление медработников о том, что здоровье пациентов зависит исключительно от их собственного потенциала; подавление своих эмоциональных реакций до такой степени, при которой они перестают осознаваться; отсутствие эмоционального отклика на призыв пациентов; отсутствие инициативы для совершения действий, направленных на осуществление досуга пациентов; наличие мотивов для выполнения профессиональных обязанностей, не связанных с тематикой значимости заботы о здоровье пациентов.
Анализируя специфику паллиативной медицины, на первый план выходят различные стрессовые факторы, с которыми приходится сталкиваться специалистам. В качестве основных ситуаций, которые могут расцениваться медработниками как стрессовые, выступают интенсивный темп трудовой деятельности, ежедневное столкновение с эстетически неприятными ситуациями, смертью пациентов, высокий уровень неопределённости, ответственность за жизни пациентов. Поскольку те способы, которые используют медицинские работники для того, чтобы справляться с этими ситуациями, определённым образом определяют и их особенности отношения к здоровью пациентов, мы рассмотрим что представляют собой эти способы. Поведение, направленное на регуляцию собственного состояния в различных стрессовых ситуациях, также известно как копинг поведение, или совпадающее поведение. Под совпадающим поведением мы понимаем индивидуальный способ взаимодействия человека с трудной жизненной ситуацией, в которой требования превышают ресурсы личности. Копинг представляет собой совокупность осознанных когнитивных, поведенческих и эмоциональных усилий, направленных на изменение, разрешение критической ситуации, которые либо позволяют привыкнуть к ней, терпеть её воздействие, либо уклониться от требований, которые она предъявляет [24]. В качестве структурного компонента совпадающего поведения выделяются копинг стратегии, которые Н. Е. Водопьянова, определяет как «психологическое преодоление или совладание, включающее в себя комплекс способов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний, многообразные формы активности человека, охватывающие все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, с трудностями, которые необходимо разрешить, избежать, взять под контроль или смягчить» [15].
Теоретическое обоснование гипотез.
М. М. Абдуллаева, О. С. Киеня в своём исследовании [2] выявили, что активное отношение к трудовой деятельности медработников паллиативной сферы коррелирует с такими личностными особенностями, как ответственность, самостоятельность, решительность, высокий уровень притязаний, общительность. Анализируя особенности совпадающего поведения медперсонала хосписа, в исследовании И. Л. Фельдман [49] было обнаружено, что сотрудникам, которым присущи такие качества, как высокий уровень общительности, открытость, свойственно для совладания со стрессовыми ситуациями использовать стратегии сотрудничества и поиска социальной поддержки (эмоциональной и действенной). В соответствии с этим наше первое предположение касается связи активного отношения медицинских работников к здоровью своих пациентов с репертуаром адаптивных реакций копинга на поведенческом уровне.
В качестве личностных особенностей у группы медработников с пассивным отношением к трудовой деятельности М. М. Абдуллаева и О. С. Киеня выделили такие, как инертность, замкнутость, низкий уровень притязаний, зависимость, закрытость [2]. В ходе исследования А. А. Икорского [21] было установлено, что менее общительные и закрытые медработники с низким уровнем энергопотенциала склонны в стрессовых ситуациях применять такие стратегии совладания, как отрицание, смирение, отказ от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы на когнитивном уровне, и подавление эмоций, агрессивность на эмоциональном уровне. Таким образом, на основе этих результатов мы выдвигаем предположения о связи пассивного отношения медработников к здоровью пациентов и неадаптивных реакций на когнитивном и эмоциональном уровнях.
Итак, основные положения нашей работы представлены следующим образом.
Цель: выявить взаимосвязь характеристик отношения медицинских работников к здоровью пациентов и совпадающего поведения в их профессиональной деятельности.
Объект: младшие медицинские работники паллиативного учреждения.
Предмет: взаимосвязь между характеристиками отношения
медработников к здоровью пациентов и совпадающего поведения.
Гипотезы:
- Медработники с активным отношением к здоровью пациентов будут демонстрировать адаптивный поведенческий копинг;
- Медработники с пассивным отношением к здоровью пациентов будут демонстрировать неадаптивный эмоциональный и когнитивный копинг.
Методы и способы сбора данных:
- полуструктурированное интервью;
- модифицированная версия методики «Незаконченные предложения»;
- включённое наблюдение;
- методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма [52];
- кейсы для диагностики совпадающего поведения;
- ассоциативный критерий хи квадрат.
Задачи исследования:
- Проанализировать и обобщить существующие точки зрения на понятие «отношение к здоровью».
- Проанализировать и обобщить существующие в научной психологии точки зрения на понятие «совпадающего поведения».
- Выявить специфику профессиональной деятельности младших медицинских работников паллиативного учреждения.
- Выявить и сравнить содержательные характеристики совпадающего поведения у младших медработников с активным и пассивным отношением к здоровью пациентов.
Теоретическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе впервые произведён анализ отношения медицинских работников паллиативного учреждения к здоровью своих пациентов с точки зрения активности. Выделены конкретные критерии для оценки характеристик активности и пассивности младших медработников паллиативного учреждения по отношению к здоровью пациентов, за которыми осуществляется уход.
Практическая значимость исследования.
Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по тематике психологии здоровья, а также служить материалом, для подбора персонала в паллиативные учреждения и создания программ психологической поддержки сотрудников паллиативных учреждений, направленных на снижение риска развития профессиональных деформаций, а также минимизацию наступления неблагоприятных функциональных состояний работников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение особенностей личности медицинского работника паллиативного учреждения, его характеристик как специалиста в профессиональной деятельности на данный момент представляет собой актуальную задачу, которая стоит перед научным сообществом.
Специфика паллиативной сферы предполагает наличие определённых внутренних характеристик специалиста, работающего в данной области.
В нашем исследовании был произведён анализ отношения медицинских работников паллиативного учреждения к здоровью своих пациентов с точки зрения активности. В ходе данной работы удалось выявить две группы медицинских работников с активным и пассивным отношением к здоровью пациентов, а также определить наиболее предпочитаемые стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях.
Результаты, полученные в ходе проведения нашего исследования, могут быть использованы для организации отбора кадров в паллиативные учреждения, послужить материалами для создания программ психологической поддержки сотрудников. Вместе с этим они также могут быть использованы для проведения профилактики рисков появления и развития профессиональных деформаций, а также наступления неблагоприятных функциональных состояний медицинских работников.



1. Абабков, В. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / В. А. Абабков, Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова. - Санкт-Петербург : Речь, 2012. - 192 с.
2. Абдуллаева, М. М. Психологические особенности профессиональной деятельности медицинского персонала хосписа / М. М. Абдуллаева, О. С. Киеня // Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия : материалы XI международной научно-практической конференции. - Рязань, РязГМУ, 2011. - С. 3-13.
3. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья : Учебное пособие / В. А. Ананьев. Санкт-Петербург : Балтийская Педагогическая Академия, 1998. - 148 с.
4. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья / В. А. Ананьев - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 384 с.
5. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях : переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал, 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19.
6. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности : жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал, 1993. -№ 2. - С. 3-16.
7. Белинская, Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема / Е. П. Белинская // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2009. - № 1. - Вып. 3. - [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.psystudy.ru/index.php/num/ 2009n1-3/54-belinskaya3
8. Белов, В. Г. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В. Г. Белов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2010. - № 2(60). - С. 26-32.
9. Березовская, Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии / Р. А.
Березовская // Вестник СПбГУ Сер. 12. Психология. Социология.
Педагогика. 2011. - №1. - С. 221-226.
10. Березовская, Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития / Р. А. Березовская // Психологические исследования. 2012. - Т. 5. - № 26. - С. 12.
11. Бодров, В. А. Информационный стресс : учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
12. Бреслав, Г. М. Основы психологического исследования : учеб пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / Г. М. Бреслав. - Москва : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
13. Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение : методическое пособие / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова. - Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2003. - 736 с.
14. Васюра, С. А. Активность-пассивность в коммуникативном поведении человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
15. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса : учебное пособие / Н. Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 268 с.
16. Волочков, А. А. Активность субъекта бытия : Интегративный подход : монография / А. А. Волочков. Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2007. - 376 с.
17. Вяткин, Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2000. - 177 с.
18. Журавлёва, И. В. Отношение к здоровью индивида и общества / И. В. Журавлева // Институт социологии РАН. - Москва : Наука, 2006. - 238с.
19. Журавлёва, И. В. Отношение населения к здоровью / И. В. Журавлева, Л. С. Шилова, В. 3. Коган, О. С. Копина // Москва : Институт социологии РАН, 1993.
20. Зобков, В. А. Пассивность как характеристика неуверенности человека в себе / В. А. Зобков // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №3. - С. 77-81.
21. Икорский, А. А. Особенности эмоционального выгорания у специалистов, работающих с умирающими больными / А. А. Икорский // Вестник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология. - 2015. Вып. 1 (36). - С. 102-121.
22. Кабаева, В. М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков : автореф. дне... канд. психол. наук: 19.00.07 / Кабаева Валентина Михайловна. - Москва, 2002. - 31 с.
23. Классификация психодиагностических методик [Электронный ресурс] : Studfiles. Файловый архив студентов. - Режим доступа : https://studfiles.net/preview/6264563/page:8/
24. Копинг механизмы [Электронный ресурс] : Словари и Энциклопедии. - Режим доступа : http://endic.ru/enc_psyter/Koping-mehanizm- mehanizm-sovladanija-371.html
25. Корытова, Г. С. Внутренняя картина здоровья и социальные представления о нем студентов педагогического вуза / Г. С. Корытова // Сибирский психологический журнал. - 2012. - №46. - С. 131 - 143.
26. Кружкова, О. В. Проблема диагностики копинг-стратегий в современном психологическом измерении / О. В. Кружкова, Д. М. Никифорова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 31. - С. 4-12.
27. Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека / А. И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. - № 3. -
С. 25-33.
28. Крюкова, Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в
стратегиях совладающего поведения [Текст] / Т. Л. Крюкова //
Психологический журнал. - 2010. - №2. - С. 5-15.
29. Крюкова, Т. Л. Психология совпадающего поведения : учебное пособие / Т. Л. Крюкова. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. - 344 с.
30. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. / Л. В. Куликов // Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 464 с.
31. Либин, А. В. Стили реагирования на стресс : психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? / А. В. Либин, Е. В. Либина // Стиль человека : психологический анализ. - Москва : Смысл, 1998. - С. 190-204.
32. Липтуга, М. Е. Паллиативная помощь : краткое руководство / М. Е. Липтуга, И. В. Поляков, Т. М. Зеленская. Санкт-Петербург : Речь, 2001. - 138 с.
33. Малкина-Пых, И. Г. Стратегии поведения при стрессе / И. Г.
Малкина-Пых // Московский психологический журнал. 2005. - № 12. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://maga
zine.mospsy.ru/nomer12/s11.shtml
34. Меньш, Е. А. Факторы, влияющие на формирование ценностного
отношения студентов к здоровью [Электронный ресурс] / Е. А. Меньш// Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II междунар. науч. конф. - Уфа, 2012. - Режим доступа:
http://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2507/
35. Миронова, Е. В. Теоретический подход к определению понятий здоровье и здорового образа жизни / Е. В. Миронова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2006. - №5. - С. 128-133.
36. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии, 2006. - Т.1. Вып. 2. - С. 15-21.
37. Некрасова, Т. А. Социально-психологические факторы отношения человека к своему здоровью / Т. А. Некрасова // Сервис Plus. - 2010. - №1. - С. 84-88.
38. Никифоров, Г. С. Психология здоровья : Учебник для вузов / Г. С. Никифоров. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 607 с.
39. Опросник «Способы совпадающего поведения» Лазаруса [Электронный ресурс] : Энциклопедия психодиагностики . - Режим доступа : littpApsylab.inRvOiipociiHK «Способы совпадающего поведения» Лазаруса
40. Орлов, А. Б. Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - С. 129-130.
41. Паллиатив [Электронный ресурс] : Словари и Энциклопедии. - Режим доступа : http://endic.ru/ozhegov/Palliativ-21884.html
42. Пахальян, В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В. Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5. - С. 83-94.
43. Рассказова, Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса : подходы,
методы и перспективы / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2011. - № 3. - Вып. 17. - [Электронный ресурс]. Режим доступа :
http://psystudy.ru/index.php/num/2011n 3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html
44. Решетников, А. В. Здоровье как предмет изучения и социологии медицины : учебное пособие / А. В. Решетников, О. А. Шаповалова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 64 с.
45. Руслякова, Е. Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №3. - Режим доступа : http://www.mir-nauki.com
46. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте : дис. ... д-ра мед. наук / Сирота Наталья Александровна. - Бишкек, 1994. - 283 с.
47. Смирнов, С. Д. Активность, деятельность, личность / С.Д. Смирнов // Мир психологии. 2006. - № 3. - С. 11-23.
48. Сухомлинова, Е. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у старших школьников : автореф. дне. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Сухомлинова Елена Николаевна. - Сочи, 2012. - 24 с.
49. Фельдман, И. Л. Копинг стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников / И. Л. Фельдман // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2013. - С. 200-206.
50. Характерные особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития [Электронный ресурс] : Электронный журнал Экстернат.РФ, социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования. - Режим доступа : http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/11033-
51. Хачатурова, М. Р. Совпадающий репертуар личности : обзор зарубежных исследований / М. Р. Хачатурова // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. - Т. 10. - №3. - С. 160-169.
52. Хейма Э. (E. Heim) методика диагностики копинг-механизмов [Электронный ресурс] : Информационный портал «медицинская психология» . - Режим доступа : http://www.medpsy.ru/dictionary/metod _21_001 .php
53. Яцышин, С. М. Профилактика профессионального выгорания сотрудников детского хосписа : методическое пособие / С. М. Яцышин, А. В, Микляева. - Санкт-Петербург: Типография Михаила Фурсова, 2015. - 40 с.
54. Amirkhan, J. H. Seeking person-related predictors of coping : Exploratory analyses // European Journal of Personality. 1999. 4. P. 13-30.
55. Carstairs, S., “Raising the Bar: A Roadmap for Future of Palliative Care in Canada,” The Senate of Canada, Ottawa, 2010.
56. Compas, B. E. Coping with stress during childhood and adolescence: Problems, progress, and potential in theory and research / B. E. Compas, J. K.
Connor-Smith, H. Saltzman, A. H. Thomsen, M. E. Wadsworth // Psychological Bulletin. 2001. - 127. - P. 87-127.
57. Folkman, S. Stress, positive emotion, and coping / S. Folkman, J. T. Moskowitz // Current Directions in Psychological Science. 2000. - 9. - 4. - P. 115-118.
58. Frydenberg, E. Coping competencies // Theory into Practice. - 2004. - 43 (1). - P. 14-22.
59. Hawley, P., “The bow tie model of the 21st century palliative care,” Journal of Pain and Symptom Management, 2014. - vol. 47. - no. 1. - p. e3.
60. Hobfoll, S. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout / Hobfoll S., Freedy J. // W. Schaufeli, C. Maslash, T. Marek (eds). Professional burnout : Recent developments in theory and research. Washington, DC : Taylor & Francis, 1993. P. 115-129.
61. Hobfoll, S. Resource conservation as a strategy for community psychology / Hobfoll S., Lilly R.S. // Journal of Community Psychology. 1993. 21. p. 128-148.
62. Heim, E. Coping and psychosocial adaptation. Journal of Mental Health Counseling, 10, 1988. - p. 136-144.
63. Lazarus, R. S, Folkman S. Manual for ways of Coping Questionnaire // Palo Alto, CA, 1988.
64. Lazarus, R. S, Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. New York : Springer, 1984.
65. Lazarus, R. S. Psyhological stress and the coping process / R.S. Lazarus. - N.Y. : McGraw-Hill, 1966. - 257 p.
66. Moss, R. H. Life transitions and crises / R. H. Moss, J. A. Schaefer // Coping with life crises : An integrative approach. N.Y. : Plenum Press, 1986. P. 3¬
28.
67. Nakano, K. Coping strategies and psychological symptoms in Japanese samples // Journal of Clinical Psychology. 1991. - 47. - P. 57-63.
68. Selye, H. The Stress of Life (rev. edn.). New York : McGraw-Hill. 1976. - p. 236.
69. Weber H. Breaking the rules : Personal and social responses to coping norm-violations // Anxiety, Stress and Coping : An International Journal. - 2003. -
16. - 2. - P. 133-153.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ