Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Отражение темы Великой Отечественной войны в кинематографе советского периода…………………………………………...5
1.1. Общий обзор фильмов 60 – 80-х годов, посвященных теме Великой Отечественной войны…………………………………..........................5
1.2. Творчество Р. Кармена в контексте времени………….....................11
Глава 2. Роль и месте темы Великой Отечественной войны в творчестве Р.Кармена..............................................................................................................20
2.1. Фильм Р. Кармена «Неизвестная война». Жанровые особенности фильма…………………………………………………………………………....20
2.2. Тема Великой Отечественной войны в творчестве Р. Кармена глазами современников.........................................................................................24
Заключение...........................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................30
Актуальность работы. Сегодняшний кинематограф, повествующий о событиях ушедшего века, не может обойтись без кадров, запечатленных Романом Карменом. Но Роман Кармен — не просто кинорежиссер и кинооператор, это целая эпоха в истории советского документального кино.
Степень разработанности проблемы. Большое значение для достижения поставленной цели исследования имело обращение к широкому эшелону научных, учебных и справочных источников, посвященных советскому документальному кино. На сегодняшний день нет ни одного исследования, посвященного именно творчеству Р. Кармена.
Объект исследования — творчество Р. Кармена.
Предмет исследования — тема Великой Отечественной войны в творчестве Р. Кармена.
Цель — исследовать роль и месте темы Великой Отечественной войны в творчестве Р.Кармена.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть отражение темы Великой Отечественной войны в кинематографе советского периода;
2. Проанализировать творчество Р. Кармена в контексте времени;
3. Охарактеризовать жанровые особенности фильма Р.Кармена «Неизвестная война».
Методы исследования: исторический, описательный, аналитический, метод сравнения, метод систематизации, метод обобщения.
Практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы студентами, обучающимися по специальности «Культурология», преподавателями средних специальных, образовательных учреждений в процессе преподавания курсов культурологического блока, работниками социально-культурной сферы.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Роман Кармен (1906–1978) известен прежде всего как талантливый художник-фоторепортер, кинооператор, публицист, чья камера в течение пяти десятилетий вела летопись событий, влиявших на ход мировой истории.
Роман Кармен был визитной карточкой страны с ее успехами и достижениями, хроникером социалистической эпохи. Будни Арктики, Магнитка, ее человеческий подвиг в нечеловеческих условиях, зной Турксиба, запечатленные на его ленте, славили строй. Но прежде всего они славили людей. Главным оставался его жгучий интерес к людям. Главным оставался талант. Судьбой, хранившей от пули в военное время и от опалы в мирное, оставалась профессия.
«Я со своей камерой объездил весь мир, воевал в Испании, в Китае, на фронтах Второй мировой войны, во Вьетнаме…» — так писал он сам о себе.
Роман Кармен — автор девяти книг, нескольких десятков очерков и статей, опубликованных в советской и зарубежной прессе. Среди множества званий и наград кинорепортера можно особенно отметить звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда.
С 1932 года имя Романа Кармена стало ассоциироваться с документальным кинематографом. Десятки кинолент, вошедших в историю, мировая известность (достаточно вспомнить фильмы о войне в Испании 1936–1939 годов, двадцатисерийную эпопею «Великая Отечественная» и многие другие).
Понятие «кинопортрет» впервые ввел именно Кармен. Но это уже совсем другая часть жизни мастера репортажа. «Уход» в кино, конечно, не означал, что Роман Кармен навсегда расстался с фотокамерой: известны его снимки, датированные и 30-ми, и 40-ми, и 50-ми годами ХХ века (например, обошедший все газеты мира снимок взятого в плен немецкого фельдмаршала Паулюса).
Но до сих пор существует мнение, что документальная фотография много потеряла с переходом Кармена в кино. Тем не менее имя Романа Кармена неотделимо от истории жанра документального фоторепортажа. Очень точно сказал Владимир Коновалов, кинорежиссер, ученик Романа Кармена: «Он научил видеть драму в жизни, заострить ее и передать так, чтобы она произвела впечатление на людей». Причем это одинаково справедливо как в отношении киноработ мастера, так и в отношении фотографий.
1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.
2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007.
3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
4. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2008.
5. Роман Кармен в воспоминаниях современников. Серия : Классики советского кино в воспоминаниях современников. М. Искусство 1983.г. 358 с
6. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2006.
7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007.