ВВЕДЕНИЕ 3
1 Компоненты повседневной жизни Веймарской республики сквозь призму романов Э.М. Ремарка
1.1 Происхождение романов Э. М. Ремарка 18
1.2 Питание 21
1.3 Одежда 27
1.4 Гендерные отношения. Эмансипация женщины в Веймарской
республике 30
1.5 Отдых и развлечения 35
2 Духовная атмосфера Веймарской республики сквозь призму романов Э. М. Ремарка
2.1 «Потерянное поколение» 41
2.2 Мелкобуржуазное население как движущая сила национал-
социалистов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время историческая наука не может обойтись без изучения истории повседневности определенного периода. Произошедший в 60-е годы XX века историко-антропологический поворот прочно утвердил данную мысль в исторической науке. Важнейшими источниками при изучении истории повседневной жизни являются художественные произведения и эго-документы, в которых отражена изучаемая эпоха и показаны умонастроения общества. При изучении истории повседневности необходимо привлекать личностный опыт авторов определенной эпохи, так как они, прежде всего, являются современниками событий. Для историка такой источник представляет не только эстетический интерес, но и историческое знание, носящий субъективный характер.
В выпускной квалификационной работе будет представлен анализ повседневной жизни населения Веймарской республики сквозь призму романов Эриха Марии Ремарка. Выбор художественных произведений в качестве исторических источников обусловлен несколькими факторами. Во- первых, Эрих Мария Ремарк является современником описанных в романах событий. Во-вторых, художественная литература, в частности романы Ремарка, содержит эмоциональную рефлексию на события, она подчеркивает значимость субъективной стороны исторического процесса (эмоции, чувства и переживания). Антропологизм, в свою очередь, не возможен без эмоциональной рефлексии.
Актуальность темы обусловлена интересом российских и зарубежных исследователей к ее отдельным проблемам: тема потерянного поколения и его мировоззрение, влияние массовой культуры и массового поведения, деструктивные действия толпы, причины прихода к власти национал- социалистов в Германии. История повседневной жизни населения Веймарской республики дает ответы на многие из заданны вопросов.
Становление историографии по данному вопросу прошло длительный путь развития.
Германия в Веймарский и межвоенный период привлекала внимание российских исследователей, начиная с 1920-х годов. Однако, все работы, посвященные данной тематике, в ранние советские годы носили публицистический характер . Научные труды по истории Германии появились лишь после Второй мировой войны. Но они более всего, исходя из марксистских теорико-методологических установок, были обращены к классовой борьбе, к теме становления коммунистической партии. Большое количество работ посвящено было «революции 1923 года», знаменитым октябрьским событиям.
В советский послевоенный период школа германистики была немногочисленной: И.Я. Биск, М.Е. Ерин, Я.С. Драбкин, М.И. Орлова и некоторые другие . Основные направления исследования оставались прежними - это Ноябрьская революция, работа Коммунистической партии Германии (КПГ), а также анализ советско-германских отношений. В 1980-е годы к уже перечисленным исследовательским направлениям прибавились проблемы либерально-демократической эволюции Веймарской республики. Внимательно изучались партии либерального толка . Обращение к либеральной идеологии позволило попасть в сферу исследовательского интереса жизни среднего класса, появилось описание его повседневности. В этот период впервые выходят специализированные работы по истории изучения повседневной жизни Веймарской республики. Эти темы привлекали таких исследователей как И.Я. Биск и Ю. Кучинский . И. Я. Биск в своей работе «История повседневной жизни населения в Веймарской республике» проанализировал социальную, экономическую и повседневную жизнь Веймарской Германии. Работа создана в стиле «новой социальной истории» и обратила на себя довольно широкий интерес исследователей. Историк Кучинский уделял свое внимание изучению повседневной жизни рабочего класса, изучил статистические данные по безработице, проследил динамику заработной платы рабочего класса, исследовал данные по количеству несчастных случаев на производстве.
Как уже отмечалось, интерес у историков советского периода вызвал процесс эволюции и распада Веймарского государства, особенно в связи со становлением тоталитарной власти и государства. Например, исследователь Л.И. Гинцберг видел крах Веймарской республики не столько во внешних причинах, таких как Первая мировая война и Великая депрессия, сколько в попустительстве крупного капитала, который сыграл непосредственное участие в приходе к власти национал-социалистов.
Следует отметить, что в 1970-е гг. вышло специализированное учебное пособие для студентов в издательстве «Наука», под названием «Германская история в новое и новейшее время» , в котором тема повседневной жизни Веймарской республики занимала отдельное место. Однако работа эта выполнена достаточно поверхностно, без углубленного анализа отдельных проблем.
В постсоветское время (1990-2000-е гг.) обозначился новый вектор исследований в области изучения Веймарского периода в истории Германии.
Исследователи обратили свое внимание на еще не затронутые в советской историографии проблемы. В свет вышло большое количество работ разностороннего характера: по истории новых партий; по проблемам изучения консерваторов, которым в советской историографии не уделили внимания . Остро обозначился интерес к проблематике ментальности . Также издавались работы обобщающего характера . Все большее количество исследователей обращаются к проблемам повседневности. Исследователи выделяют новые направления в изучении повседневной жизни. Большой интерес уделяют компонентам повседневной жизни - питанию, внешнему виду, досугу и т.п. История переходит на новый уровень изучения, на микроуровень, который, по мнению ученных, является основой изучения макроуровня, а исследователи микроистории ощущали себя связующим звеном (мезоуровень) всего исторического исследования. В это время выходят работы Т.Г. Бортниковой, А.Ю. Чередниковой, А.П. Вырупаевой, Е.М. Лукиновой. Работы исследовательниц направлены были на изучение разных аспектов повседневной жизни Веймарского периода. Например А.П. Вырупаева провела подробный анализ питания населения в годы Веймарской республики, исследовала процесс эмансипации женского населения Веймарской Германии в военный и послевоенный периоды. Стоит отдельно отметить работу по изучению истории повседневности Веймарского периода И.Н. Палий под названием «Быт и нравы Веймарской Германии в произведениях Эриха Марии Ремарка». В статье автор рассматривает повседневную жизнь Веймарской республики сквозь призму романов Ремарка. В ней дан анализ творчества Ремарка, анализируются истоки его произведений, а также дано описание быта в каждой из книг Эриха Марии Ремарка, посвященной Веймарскому периоду. В то же время хочется отметить, что статья не дает подробного анализа повседневной жизни Веймарской Германии, много внимания в ней уделено историографическим сюжетам.
В конце XX века в Сибири начинает складывать собственная школа германистики под руководством томских и кемеровских исследователей. Сотрудничество возглавил Ю.В. Галактионов, а результатом совместной работы стало фундаментальное трехтомное учебное пособие по истории Германии. Данное учебное пособие стало единственным в своем роде, полным изданием по истории Германии с древнейших времен до сегодняшних дней. Отмечу, что в учебном пособии нашлось отдельное место исследованиям в области культуры и повседневной жизни. Авторы провели подробный анализ указанных тем.
Современные исследователи часто обращаются к истории Веймарской Г ермании. Например, в данном векторе исследований известныработы А.Ю. Ватлина и А.И. Патрушева. Несмотря на большой интерес к изучению различных аспектов Веймарского периода, свои предпочтения исследователи чаще всего отдают политической истории Веймарской Германии. В российской историографии проблемы повседневности Веймарского периода исследованы недостаточно, нет подробного анализа повседневной жизни немецкого общества. Специализированная работа И.Я. Биска по изучению
повседневной жизни населения Веймарской республики к сегодняшнему дню устарела, поправок к работе не было. А отдельные статьи уже названных исследователей не несут подробного анализа повседневности Веймарской Г ермании.
Значительный прорыв в изучении истории Веймарского периода принадлежит зарубежным историкам, в частности западным. Для дальнейшего комплексного анализа, зарубежную историографию стоит разделить на две части: комплексные труды, в которых частично затронута проблематика повседневной жизни и специальные труды зарубежных историков по изучению повседневности Веймарской Германии.
Первый блок исследований замыкает свое внимание на общеполитических проблемах, они видят гибель Веймарской республики во внешних причинах: Первая мировая война, Великая депрессия. В работах такого плана тема повседневности не раскрыта, а сами исследования относятся к 1950-1960 гг.
В 1970-1980 гг. произошло переосмысление прежних взглядов. Это связанно с такими именами как Вольфганг и Ганс Моммзены, Г.-У. Веллер, Г.А. Винклер, Д. Пойкерт и так далее . Историки обратились к различным аспектам изучения истории, начиная от политического и заканчивая повседневным. Данная практика показала значимость такого научного приема в изучении истории. Были рассмотрены многие новые аспекты исторического процесса в Веймарской республике. Также выявлены новые проблемы, связанные с ее распадом (проблематика конституционной основы). В целом, новый подход обусловил более глобальное исследование по каждой из проблем, в том числе повседневности.
Личностные аспекты истории Германии Веймарского периода нашли отражение в разного рода биографиях. В работе И. Феста «Гитлер.
Биография» Историк связал приход к власти национал-социалистов с бытовым и культурным состоянием немецкого общества. Также примечательна работа Х. Мёллера «Веймар. Несовершенная демократия» . Автор в своем труде проводит параллель между первыми президентами Веймарской республики и тем, как воспринимало их общество. Можно также отметить работы таких историков как У. Бютнер, Р. Уинтерштелль и Т. Гайгер. Говоря о личностных аспектах, нельзя не упомянуть работу Эриха Фромма «Гитлер. Клинический случай некрофилии» , в которой идет подробный анализ феномена некрофилии, как варианта деструктивного поведения. Автор анализирует поведение основных некрофилов нацистской Германии, таких как Адольф Гитлер и Генрих Гиммлер, рассуждает о природе их феномена, а так же отмечает, что немецкому среднему классу был свойственен садомазохизм, стремление подчинять, но в то же время быть подчиненными.
Второй блок исследователей замыкает свое внимание непосредственно на изучение аспектов повседневной жизни Веймарской республики. Зарубежная историография достаточно богата работами по повседневности Веймарского периода. Уже в двадцатые годы была издана целая серия книг о немецких капиталистах и их образе жизни . Из-за активно развивающихся советско-немецких отношений данные книги в довольно быстрые сроки были переведены на русский язык.
В послевоенный период изучение повседневности Веймарской Германии связано с такими именами как З. Кракауэр, П. Гэй, Г.И.Шепс. Кракауэр в своих трудах стремился к познанию психологических аспектов немецкого населения, которые впоследствии привели к власти А. Гитлера. Американский историк П. Гэй исследует общую атмосферу быта и нравов Веймарской республики. В своих трудах он отдает предпочтение демократической силе, которая, по его мнению, являлась движущей во всех аспектах повседневной жизни Веймара и недооцененной по достоинству во времена кайзера.
Стоит отметить работу Л. Ришара «Повседневная жизнь Веймарской республики 1919-1933 г.г.» . Книга освещает повседневные аспекты: питание, одежда, досуг, жилье. Автор частично находит причины распада Веймарского государства в проблемах повседневности.
Отдельно хочется отметить труды литературоведов , которые посвящали свои исследования анализу и оценке творчества Эриха Марии Ремарка. Исследователи отмечают достоверность описания отдельных аспектов повседневной жизни и анализируют корни творчества Ремарка.
В 60-е г.г. XX в. историк В. Рупперт выпустил труд под названием «Повседневность в Веймарской республике. Воспоминания о неспокойном времени» . Книга содержит свидетельства более 40 авторов и содержит описание быта Г ермании в двадцатые года. Данная работа - это уникальный пример того, как нарративные источники стали основанием для исследований в области повседневной жизни.
Приступая ко второй части историографического анализа, хочется отметить возросшую в последнее время популярность изучения истории повседневности. Связано это с историко-антропологическим поворотом в гуманитарной мысли Запада. Этот поворот берет свое начало в конце 60-х г.г. XX в. в результате ниспровержения всех старых концепций. Из теоретиков, имеющих право определять истину и ложь и планировать будущее для человечества, исследователи превратились в обычных участников общественной жизни.
Первопроходцами в исследованиях повседневной жизни на Западе в 70-е г.г. XX в. стали немецкие ученные Альф Людке и Ханс Медик. Они первыми закрепили историю повседневной жизни, как научное направления в рамках исторической науки. Альф Людвиг в своих научных трудах выдвигает методологию и приемы в изучении повседневности. Ханс Медик, в свою очередь, сосредотачивает свои исследования на соотношении подходов микроистории и истории повседневности. Луц Нитхаммер сосредоточил свой научный интерес на изучении устной речи, как одного из компонентов при изучении повседневности. В его работах присутствует новая методология исследований повседневной жизни.
Другой группой западных исследователей выступают итальянские историки К. Гинзбург и Д.Леви . Ученные в своих работах отмечают, что индивидуальное является основой коллективной идентичности. Авторы исследований говорят о том, что нельзя упускать из поля зрения случайное в истории, так как оно создает основу историческому процессу.
В 80-90-е г.г. XX в. группа итало-германских исследователей микроистории пополнилась работами историков третьего поколения Школы Анналов по изучению истории повседневности. Представители исторического направления в своих исследованиях отошли от истории менталитета, который, по их мнению, был неподвижной константой в изучении повседневной жизни.
Упомянем еще одного представителя Школы Анналов Ф. Броделя . В его работах дано новое понимание «истории снизу». Данный подход обозначил центром изучения жизнь «маленького человека». С принятием данного подхода началось изучение не только малоизвестных людей, но и разного рода маргиналов и меньшинств (гомосексуалисты, проститутки, инвалиды и.т.д.) .
В российскую историческую науку понятие «повседневность» пришло только в 80-е г.г. XX в. Связанно это прежде всего с падением «железного занавеса» и повсеместным изучением западной исторической литературы нашими отечественными историками. В числе тех, кто в конце 1980 - нач. 1990-х г.г. убедил российский научный мир в необходимости разведения этих понятий, был выдающийся российский историк и культуролог, создатель своей научной школы в Тарту Ю.М. Лотман . Детали одежды, особенности поведения служили Ю.М.Лотману особым «шифром» к скрытому за ними культурному коду, ключом к пониманию и оценке общественной позиции индивида. Взгляд Ю.М.Лотмана уже не был описывающим - он был аналитическим взглядом истолкователя бытового поведения, норм и ценностей изучаемой культуры. Говоря о бытовом поведении, Лотман видел его как единство обычного и необычного, «обрядового поведения».
Активными исследователями повседневности на первом этапе выступили медиевисты, в том числе специалисты по женской истории.
Группа историков из разных институтов РАН во главе Ю.Л.Бессмертным и А.Я.Гуревичем создали рабочую группу по изучению «истории повседневности», начали выпуск альманаха «Одиссей» и ежегодника «Казус». В публикациях тех лет они призывали отказаться от изучения одних только универсальных закономерностей в пользу более скромных, но более глубоких, по их мнению, изысканий и исторических реконструкций. Несколько сборников «Очерков по истории частной жизни» людей в разные времена, как и выпуски ежегодника «Казус», стали собраниями текстов о необычном и нетипичном в жизни людей в масштабе биографий личностей, об уникальных (и подчас совсем не типичных даже) историях отдельных семей, жизни малоизвестных стародавних поселений, о быте и труде человека незнатного и незнаменитого. Со стороны отечественных историков такие издания, а в особенности альманах «Казус» подвергались критике: их упрекали в том, что авторы «за деревьями не видят леса», что, углубившись в чувства и представления отдельных людей прошлого, они теряют мерило их поведения.
Дальнейшие изучения в области повседневности связаны с такими именами как Н.Б. Лебина, С.В. Журавлев, В.С. Тяжельникова, Е.Ю. Зубкова . Столь большой интерес к изучению повседневной жизни вызвал довольно широкую трактовку понятия «повседневная жизнь», включающую в себя огромное множество аспектов происходящего в жизни отдельно взятой личности.
Современная исследовательница Н.Л. Пушкарева в своих работах теоретизирует собственную методологию изучения повседневности. Н.Л. Пушкарева акцентирует внимание на подробном изучении литературного источника. Главная задача историка, по мнению Н.Л. Пушкаревой, выяснить мотивацию автора источника, путем рассмотрения случайно вырвавшихся подробностей. Для проведения углубленного анализа историк должен вести диалог с источником. Еще одна исследовательница в области истории повседневности А.В. Ильясова в одной из своих работ уделяет внимание понятиям «быт» и «повседневность», она анализирует природу этих понятий и выявляет строгие различия, при которых быт оторван от общего исторического процесса.
В целом, история повседневности на данное время является одним из перспективных направлений в исторической науке. Данный подход в изучении истории обозначил новые импульсы как в российской, так и в западной исторической науке. В настоящее время перспективность истории повседневности расширяет свое проблемное поле. На этом фоне историки пересматривают уже устоявшиеся концепции, по-новому смотрят на процесс изучения исторических источников. Указанные работы по истории повседневности сформировали научное мировоззрение автора бакалаврской работы, убедив во мнении, что история повседневности - это отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политикособытийных, гендерных, расово-этнических и конфессиональных аспектах .
Проведенный историографический анализ позволил сформулировать цель выпускной квалификационной работы.
Целью исследования является комплексный анализ и репрезентация повседневной жизни сквозь призму романов классика немецкой литературы Эриха Марии Ремарка.
Поставленная цель достигается путем выполнения следующих научных задач:
- рассмотреть отражение основных феноменов повседневной жизни Веймарской республики в романах Эриха Марии Ремарка;
- проанализировать компоненты повседневной жизни, главным образом уделяя внимание на следующие из них: питание, одежда, отдых и досуг, гендерные отношения;
- проанализировать умонастроения населения Веймарской республики на протяжении всего ее существования сквозь призму романов Эриха Марии Ремарка.;
- рассмотреть и проанализировать проблему потерянного поколения в романах Эриха Марии Ремарка.
Объектом работы являются художественные произведения Эриха Марии Ремарка «Возвращение», «Черный обелиск» и «Три товарища».
Предмет исследования - отражение повседневной жизни в художественных произведениях Эриха Марии Ремарка.
Хронологические рамки работы охватывают промежуток времени с 1918 по 1929 гг. Это время особых потрясений для Веймарской республики, имеющих в дальнейшем большое значение для общемировой истории. Романы Эриха Марии Ремарка повествую о событиях, произошедших в данный промежуток времени.
Территориальные рамки работы определяются границами Веймарской республики.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, метод классификации. Выпускная квалификационная работа выполнена в рамках междисциплинарного подхода, поэтому работа строится на использовании методов других наук, таких как психология, культурология. В исследовании широко используются постмодернистские традиции: отстаивание ценности разнообразия, расширение плюралистического взгляда на мир, углубленное изучение самостоятельности индивида в рамках общественного целого.
В целом исследование базируется на изучении повседневности, анализ проходит на микроуровне, использован антропологический подход, который содержит в себе активный диалог как с другими науками, так и между разными отраслями исторического знания, преимущественное внимание к межличностному и межгрупповому взаимодействию, взгляд на происходящие процессы с позиции их участников, изучение всех видов социальных практик, повседневности на всех уровнях и во всех проявлениях.
Источниковая база работы представляет собой огромный спектр материалов. Во - первых, учитывая специфику работы следует отметить, что главными источниками послужили художественные произведения Эриха Марии Ремарка «Возвращение» (1931 г.), «Черный обелиск» (1956 г.), «Три товарища» (1938 г.) . Отмечу, что главный герой всех романов - это альтер- эго самого писателя, что позволяет уловить эмоциональную рефлексию Ремарка на определенные события, и в свою очередь говорит о достоверности авторского изложения. Во-вторых, при исследовании использовались различные документальные источники по истории Германии Веймарского периода, опубликованные в третьем томе издания под
редакцией Ю.В. Галактионова и Б. Бонвеча по истории Германии, а также документы, собранные во втором томе «Системной истории международных отношений», опубликованном под редакцией А.Д. Богатурова . В-третьих, для изучения темы были использованы мемуары Отто Штрассера «Г итлер и я», воспоминания бывшего немецкого дипломата Вольфганга Путлица «По пути в Германию», рассказы нашего соотечественника А. Меньшого «Мы с вами в Берлине»,долгие годы прожившего в Берлине, воспоминания Альберта Шпеера, а также мемуары Франца фон Папена . Данные источники используются для сопоставления «ремарковской реальности» с действительностью, происходившей в Веймарские годы. Четвертой группой источников служит региональная пресса 20-х г.г. XX в. Для исследования использовалась газета «Красноярский рабочий» за 1923-1924 г.г.,
практически каждый номер которой, был посвящен германским событиям. Пятая группа источников состоит из фото и аудио-материалов повседневной жизни Германии той поры. Фотографии иллюстрируют одежду, отдых и досуг населения Веймарской республики, аудио-записи, в свою очередь, иллюстрируют музыкальный вкус эпохи Веймара.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в попытке комплексного анализа повседневной жизни Веймарской республики через призму художественных произведений Эриха Марии Ремарка: анализ питания, досуга, моды, гендерных отношений и общей духовной атмосферы.
В завершении исследования темы были сделаны следующие выводы.
Проанализированные в выпускной квалификационной работе романы Ремарка представляют яркую картину повседневной жизни населения Германии в годы Веймарской республики.
В романах Эриха Марии Ремарка в наибольшей мере описаны следующие компоненты повседневной жизни: питание, одежда, отдых и досуг, развитие гендерных отношений в Веймарской республике. Каждый из этих феноменов Эрих Мария Ремарк описал достаточно подробно и исторически точно, что было выявлено в ходе исследования.
Тема питания в романах подчеркивает тяжелое экономическое положение всей Веймарской Германии. Автор погружает нас в атмосферу всеобщего недоедания и голода. В романах нашло отражение различное эмоциональное восприятие голодных лет. Одни терпели голод молча, другие не понимали, почему недоедают в мирное время.
Ремарк подчеркивает такую важную тему, как гендерные отношения. В новой Германии по сравнению с кайзеровской эпохой отношения между полами претерпели кардинальные изменения, прежде всего связанные с эмансипацией слабого пола. Эволюция взаимоотношений мужчины и женщины представлена в романах практически в хронологическом порядке. Если в «Возвращении» эмансипация - только что появившаяся тенденция, к которой немцы только привыкают, то в последнем романе о Веймарской эпохе «Три товарища», эмансипированная и самостоятельная женщина становится полноценным членом общества.
В меньшей мере описаны в романах мода и отдых в Веймарской республике. Но и представленных данных достаточно, чтобы говорить о том, что в Веймарской Германии происходит настоящий культурный шок. Разнообразные новые виды досуга в большей степени вытесняют прежние традиционные культурные элементы. Германия в этом плане становится разрозненной и не имеет общего культурного единства. В одежде, наоборот, присутствует единство, подчеркивающее общую атмосферу Веймарской Германии.
Главенствующей темой в анализируемых романах является описание духовно-нравственной атмосферы Веймарской Германии. Для Ремарка, как для современника, было главным выяснить: кому принадлежит вина за дальнейшие беды Германии. Он не дает конкретную отсылку на какой-либо социальный слой Веймарской республики. Ремарк не пытается защитить «потерянное поколение» от ответственности перед бедами Германии, не обвиняет открыто социальную базу фашизма - мещанство. Он лишь подчеркивает в «Черном обелиске», что вина за приход национал- социалистов лежит на каждом из немцев, и на тех, кто выступали за них, и в особенности на тех, кто молча смотрел и бездействовал.
Как источники по истории быта и нравов Веймарской республики рассматриваемые романы Э.М. Ремарка в большинстве случаев - при сравнении с другими источниками - выдерживают проверку на историческую правдивость; не противоречат они также материалам новейших исследований о повседневной жизни Веймарской республики.
Эта достоверность объясняется хорошим знанием жизни автором, наблюдательностью писателя-фронтовика, сменившего в Веймарские годы ряд профессий; автобиографичностью его романов; созданием трех из них в Веймарское время либо на небольшом временном отдалении; твердой склонностью к описанию с позиции реализма и неподверженностью модным тогда и способствовавшим нарушению жизненной правды литературным стилям, особенно экспрессионизму.
Есть и некоторые минусы в работе с такого рода источником, как произведения Эриха Марии Ремарка. Первое - это отсутствие информации по целому периоду в истории Веймарской республики - «золотых двадцатых». Для репрезентации повседневной жизни именно этого периода пришлось привлекать мемуарные и другие источники. А также подробно прорабатывать первые главы романа «Три товарища», в котором отражена атмосфера начинающегося экономического кризиса в Германии, для этого требуется аккумулировать уже имеющиеся знаниями по истории Веймарской республики.
Второй минус - это хронологическая отдаленность романа «Черный обелиск». Произведение написано спустя двадцать лет после прихода к власти национал-социалистов и пропитано ненавистью к этому режиму. Это единственный роман, написанный с высоты не только личностного, но и исторического опыта. Из всех романов, представляющих историческое знание, именно с «Черным обелиском» нужно работать наиболее критично, не пропускать в повседневность лишние элементы политики, быть беспристрастным.
Эрих Мария Ремарк не обманул нас в конце романа «Черный обелиск», он, действительно, уехал из страны незадолго до прихода к власти национал- социалистов, эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, а после Второй мировой войны окончательно поселился в Швейцарии и лишь проездом бывал в Германии. Все труды Эриха Марии Ремарка в нацисткой Германии были сожжены, а родную сестру писателя казнили.
Несмотря на все эти обстоятельства жизнь Эриха Марии Ремарка навсегда пересеклась с жизнью Веймарской республики. Благодаря его творчеству мы можем наблюдать истинное лицо целой эпохи, которая изменила историю мира навсегда. Лицо целой эпохи, которая состоит из миллиона маленьких и значимых лиц.
1. История Германии: в 3 т. / учеб.пособие / коллект. авторов ; под ред. Ю. В. Галактионова. Т. 3. Документы и материалы. - Москва: Б.и., 2008. - 602 с.
2. Системная история международных отношений: в 4 т. / учеб. пособие / коллект. авторов; под ред. А. Д. Богатурова. Т. 2. Документы 1910 - 1940 г.г. - Москва: Б.и., 2000. - 247 с.
3. Газета Красноярский рабочий. 1923-1924.
4. Меньшой, А. Мы с вами в берлине / А. Меньшой. - Москва: Б.и., 1924. - 312 с.
5. Паппен, Ф. Ф. Вице-канцлер Третьего рейха. Воспоминания политического деятеля гитлеровской Германии. 1933 - 1947 / Ф. Ф. Паппен. - Москва: Б. и., 2005. - 489 с.
6. Путлиц, В. По пути в Германию / В. Путлиц. - Москва: ИИЛ, 1957. - 368 с.
7. Шпеер, А. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. 1930-1945 / А. Шпеер. - Москва: Б. и., 2005. - 405 с.
8. Штрассер, О. Гитлер и я / О. Штрассер. - Москва: Феникс, 1999. - 384 с.
9. Ремарк, Э. М. Возвращение / Э. М. Ремарк. - Москва: Астрель, 2012. - 489 с.
10. Ремарк, Э. М. Три товарища / Э. М. Ремарк. - Москва: Астрель, 2012. - 384 с.
11. Ремарк, Э. М. Черный обелиск / Э. М. Ремарк. - Москва: Астрель, 2012. - 448 с.
12. Ремарк, Э. М. На западном фронте без перемен / Э. М. Ремарк. - Москва: Астрель, 2014. - 480 с.
Литература
1. Биск, И. Я. Повседневная жизнь населения Веймарской республики: учебное пособие / И. Я. Биск. - Иваново: Б. и., 1990. - 196 с.
2. Биск, И. Я. Пресса Веймарской Германии / И. Я. Биск. - Иваново: Б. и., 1994. - 131 с.
3. Бессмертный, Ю. Л. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Ю. Л. Бессмертный. - Москва: Б. и., 1996. - 56 с.
4. Бортникова, Т. Г. Социально-культурная сфера как отражение процесса модернизации общественной жизни Веймарской республики / Т. Г. Бортникова // Вопросы теории и практики. -2015. - №8.- С. 38 - 43.
5. Бродель, Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное / Ф. Бродель // Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т. Т. 1. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII в.в.: учеб. пособие. - Москва: Б. и., 1986. - Гл. 4. - С. 198-264.
6. Ватлин, А. Ю. Коминтерн и Г ермания в 20-е годы / А. Ю. Ватлин // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 1998. - №4. С. 22 - 30.
7. Вырупаева, А. П. Мода, изменившая мир: эмансипация и рождение современного образа женщины в Веймарской Германии / А. П. Вырупаева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 23. - С. 169 - 175.
8. Вырупаева, А. П. Десятилетие селедки и брюквы: Германия через призму голодной повседневности Первой мировой войны и раннего Веймара (1914 - 1923 г.г.) / А. П. Вырупаева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 34. - С. 145 - 169.
9. Гейер, К. Предатели Германии / К. Гейер. - Москва: Б. и., 1925. - 116 с.
10. Германская история в новое и новейшее время: в 2 т. / учеб.пособие / коллект. авторов ; под ред. С. Д. Сказкина. - Москва: Наука, 1970. - 602 с.
11. Гинзбург, К. Мифы — эмблемы — приметы. Морфология и история / К. Гинзбург. - Москва: Новое издательство, 2003. - 107 с.
12. Гинцберг, Л. И. На пути к фашистской диктатуре (события осени 1931 г.) / Л. И. Гинцберг //Ежегодник германской истории. - 1968. - №1. - С. 292 - 317.
13. Гуревич, А. Я. Историческая антропология: Проблемы социальной и культурной истории / А. Я. Гуревич // Вести АН СССР. - 1989. - №7. - С. 229-240.
14. Драбкин, Я. С. Становление Веймарской республики / Я. С. Драбкин. - Москва: Наука, 1978 - 368 с.
15. Журавлев, С. В. «Микроскоп» и «скальпель» в руках исследователя: новые подходы и инструментарий социальной истории / С. В. Журавлев // Вопросы истории. - 2001. - №5. - С. 18-26.
16. Журавлев, С. В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920х - 1930-х гг. / С. В. Журавлев. - Москва: Б. и., 2000. - 98 с.
17. Злобина М. Триумфальная арка / М.Злобина // Новый мир. - 1960. - №1. - С. 64-72.
18. Ильясова, А. В. История повседневности в современной историографии / А. В. Ильясова // Проблемы российской историографии середины XIX - начала XXI в.в.: сборник трудов молодых ученых / под ред. А. С. Усачева. - Москва: Альянс-Архео, 2012. С. 159 - 181.
19. История Германии: в 3 т. / учеб.пособие / коллект. авторов ; под ред. Ю. В. Галактионова. - Москва: Б. и., 2008. - Т. 2. - 602 с.
20. Каринцева, И. Роман против войны / И. Каринцева // Вопросы литературы. - 1955. - №5. - С. 56-72.
21. Кончелова, И. Герои Ремарка на сцене / И. Кончелова // Советская культура. - 1960. - №7. - С. 25-31.
22. Кракауэр, З. Психологическая история немецкого кино: от
Калигари до Гитлера / З. Кракауэр. - Москва: Б. и., 1970. - 96 с.
23. Лотман, Ю. М. Евгений Онегин: комментарий / Ю. М. Лотман. - Москва: Ленинград, 1983. - 154 с.
24. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман // Вопросы истории. - 1994. - № 2. - С. 13-23.
25. Лотман, Ю. М. Избранные статьи / Ю. М. Лотман. - Москва: Б.и., 1994. - 249 с.
26. Лукинова, Е. М. Формирование образа человека в периодической печати и литературе Германии Веймарского периода / Е. М. Лукинова //Вестник Воронежского государственного университета.- 2009.- №2. - С.170-175.
27. Людтке, А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии / А. Людтке // Вопросы истории. - 1998. - №5.- С. 77 -98.
28. Млечина, И. В. Уроки немецкого / И. В. Млечина. - Москва: Б. и., 1994. -98 с.
29. Палий, И. Н. Быт и нравы Веймарской Германии в произведениях
Э.М. Ремарка / И. Н. Палий // Межвузовский сборник научных трудов. Сер. 1. История. - 1987.- № 5.- С.89-115.
30. Панкратова, А. М. Фабзавкомы в Германии (1918-1923 годы) / А. М. Панкратова. - Москва: Б. и., 1924. - 102 с.
31. Патрушев, А. И. Германия в XX веке / А. И. Патрушев. - Москва: Дрофа, 2004. - 672 с.
32. Патрушев А. И. История Германии: через тернии двух тысячелетий / А. И. Патрушев. - Москва: Б. и., 2007. - 245 с.
33. Пленков, О. Ю. Немецкая политическая традиция и национал- социализм / автореф. дис. д-ра. ист. наук.: 07.00.03 / Пленков Олег Юрьевич. - Санкт-Петербург, 1999. - 48 с.
34. Пушкарева, Н. А. «История повседневности» и «История частной жизни»: содержание и соотношение понятий / Н. А. Пушкарева // Социальная история. -2004. - №4. - С. 39 - 73.
35. Пушкарева, Н. А. Предмет и методы изучения истории повседневности / Н. А. Пушкарева // Социальная история. - 2007. - № 2. - С. 9-21.
36. Фест, И. Гитлер. Биография / И. Фест. - Пермь: Б. и., 1993. - 98 с.
37. Фрадкин, И. Ремарк и споры о нем / И. Фрадкин // Вопросы литературы. - 1963. - №1. - С. 87-119.
38. Фромм, Э. Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии / Э. Фромм. - Москва: Прогресс, 1992. - 256 с.
39.Чередникова, А. Ю. Упадок нравов Веймарской Германии (1919 - 1933 г.г.) и пример гендерной репрезентации / А. Ю. Чередникова // Известия Южного Федерального Университета. - 2012. -№ 15. - С. 89 - 97.