Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Самопознание как фактор формирования психологического климата в классе и процесс организации самопознания подростков в коллективе..............................................................................................................11
1.1. Факторы, определяющие психологический климат в классе.................11
1.2. Понятие самопознания и его характеристика..............................................25
1.3. Механизмы самопознания личности подростков........................................45
1.4. Модель организации самопознания подростков и ее психолого-педагогические условия реализации с целью формирования благоприятного психологического климата в классе....................................................................55
Выводы по 1 главе.................................................................................................64
ГЛАВА 2. Организация и осуществление процесса организации самопознания подростков, как фактора обеспечивающего благоприятный психологический климат в классе.......................................................................66
2.1. Проектирование методик диагностики самопознания подростков как средства формирования психологического климата в классе...........................66
2.2. Экспериментальная апробация методик диагностики самопознания подростков в классе...............................................................................................74
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по организации самопознания подростков как средства формирования благоприятного психологического климата в классе....................................................................82
Выводы по 2 главе.................................................................................................93
Заключение.............................................................................................................99
Список используемой литературы.....................................................................106
Приложения.........................................................................................................112
...
Учитывая оговоренные выше ограничения проблемного поля данного исследования, можно сформулировать основные положения научного аппарата:
Цель исследования: выявить эффективные пути применения самопознания как средство формирования благоприятного психологического климата в классе.
Объект исследования: формирование благоприятного психологического климата через организацию самопознания подростков в классе.
Предмет исследования: методы и средства организации самопознания подростков, способствующие формированию благоприятного психологического климата в классе.
Разработка педагогического обеспечения процесса самопознания подростков в общеобразовательной школе стала целью настоящего исследования.
В ходе предварительного изучения литературы и анализа существующей педагогической практики был сформулирован ряд гипотетических положений, проверка которых составила основу настоящего исследования. Система средств направленная...
...
компонентов реальной воспитательной модели определяется условиями ее реализации.
Педагогическое обеспечение самопознания гармонично включается в естественный процесс жизнедеятельности подростка в том случае, если оно ориентировано на помощь ребенку в решении его актуальных проблем. Подростковая проблематика является основным критерием необходимости педагогического обеспечения самопознания и фактором, определяющим основное содержательное поле этой деятельности.
Подростки сохраняют максимальный устойчивый интерес к занятиям по самопознанию, если при их организации учитывается ряд условий, максимальная ориентация на решение реальных жизненных проблем подростка; совместное с подростками планирование программы занятий и возможность ее трансформации при изменении проблемной сферы любого участника; комплексное использование различных форм активности (игровой, творческой, коммуникативной, познавательной и других) цри организации самопознания; добровольность и свобода выбора подростком степени и роли своего участия в занятиях; конфиденциальность, объективность, доступность и открытость информации для школьника; взаимное доверие и доброжелательность ко всем участникам занятий.
Самопознание является необходимым, но не достаточным условием решения личностных проблем, поэтому важными этапами при организации групповых форм педагогическог о обеспечения познания школьниками самих себя являются анализ результатов деятельности по самопознанию и проектирование путей и перспектив их использования в целях саморазвития подростков.
Предлагаемые модели педагогического обеспечения самопознания подростков в условиях общеобразовательной школы не могут быть тождественно перенесены и полностью использованы другими педагогами в иных образовательных условиях. При их ретрансляции могут быть частично использованы и адекватно адаптированы к иным условиям: принципиальная идея организации педагогического обеспечения самопознания подростков в школе; общая схема построения и реализации педагогической модели; отдельные метода и приемы педагогического обеспечения самопознания школьников; отдельные содержательные координаты программ реализации системы педагогического обеспечения.
...
51. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
52. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М.: Интерпракс, 1994 – 160 с.
53. Шепель В.М. Понятие психологического климата [Текст] / В.М. Шепель // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 17—21.
54. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выгодского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
55. Энциклопедия практического самопознания / сост. А. И. Красила. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 352 с.
56. Юревич А.В. Психология и методология. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 311 с.