Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности организации 5
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы ее определяющие 5
1.2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности организации 21
1.3. Методология оценки конкурентоспособности организации 31
Глава 2. Исследование конкурентных позиций организации ОАО «Рязаньзернопродукт» на рынке Рязани 43
2.1 Общая характеристика ОАО «Рязаньзернопродукт» 43
2.2 Анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия 46
2.3 Оценка конкурентных позиций предприятия на рынке 63
70
2.4 Анализ факторов конкурентоспособности предприятия 75
Глава 3. Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Рязаньзернопродукт» в условиях нестабильности экономического развития 82
3.1 Разработка маркетинговых приемов повышения конкурентоспособности предприятия 82
3.2 Инструменты повышения конкурентоспособности организации 93
3.3 Экономическое обоснование мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия 96
Заключение 102
Приложения 104
Актуальность данной темы дипломной работы поясняется тем, что развитие рыночной экономики в Российской Федерации существенно повлияло на условия деятельности предприятий: изменилась форма собственности, методы и принципы государственного регулирования, усилилась международная конкуренция.
В сложившихся условиях бизнеса традиционные методы управления предприятием мало подходят в быстроменяющейся конкурентной среде на внешнем и внутреннем рынках. Оптимальным процессом, который направлен на выживание и стабильное функционирование предприятия, в подобных условиях, является развитие. В связи с этим, развитие можно характеризировать, как необходимое условие эффективной хозяйственной деятельности отечественных предприятий.
Несмотря на развитие маркетинга, в отечественной научно-методической литературе нет единой точки зрения, касаемо методов и инструментов усиления конкурентоспособности. Так, для поддержания или повышения конкурентоспособности предприятия стратегия его развития может быть направлена либо на усиление сильных сторон предприятия, либо на нейтрализацию его слабых сторон. Единая точка зрения в современной литературе по вопросам стратегического управления относительно преимущества усиление сильных сторон или устранение слабых сторон предприятия отсутствует. С точки зрения ориентации на рынок, усилия предприятия могут сконцентрироваться на диверсификации или концентрации, причем объектом диверсификации или концентрации могут быть географический рынок, сегмент потребителей. Оба варианта выбора - диверсификация и концентрация - целесообразные и уместны только в единичных условиях, когда факторы оказывают позитивное влияние на усиление конкурентоспособности и развитие организации.
Цель работы – разработка основных направлений повышения конкурентоспособности.
Задачи работы:
1 Определить понятие конкурентоспособности и факторы ее определяющие;
2 Изучить формирование стратегии повышения конкурентоспособности организации;
3 Установить методологию оценки конкурентоспособности организации;
4 Провести общую характеристику предприятия;
5 Проанализировать и оценить финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
6 Оценить конкурентную позицию предприятия на рынке;
7 Разработать маркетинговые приемы повышения конкурентоспособности предприятия;
8 Предложить инструменты повышения конкурентоспособности организации;
9 Экономически обосновать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия.
Объект исследования - ОАО «Рязаньзернопродукт».
Предмет исследования – конкурентоспособность ОАО «Рязаньзернопродукт».
Методы исследования – наблюдение, анализ, прогнозирование.
Теоретико-методическая база работы представлена научными трудами А.Г. Андреева, В.Н. Домнина, Л.Г. Киселева, А.А. Максютова.
Информационная база исследования представлена финансовой отчетностью ОАО «Рязаньзернопродукт».
В результате проведения теоретико-практического исследования, сделаны следующие выводы:
1 Конкурентоспособность предприятия определяется не только его собственным потенциалом, но и во многом зависит от внешних факторов - прежде всего от конкурентоспособности национальной экономики и экономической политики государства. Наиболее глубокое и системное исследование этой проблемы было сделано М. Портером, который сформулировал важнейшие причины успеха и неудач в конкурентной борьбе;
2 Вопрос о повышения конкурентоспособности предприятия, на текущий момент, не раскрыт в достаточной степени, в отечественной методической литературе. С таким аспектом и связанная недостаточность использования точных и эффективных стратегий повышения конкурентоспособности, зависимо от текущих и долгосрочных планов, потребностей хозяйственных субъектов и особенностей рыночной среды;
3 Современные экономисты считают, что при оценке конкурентоспособности важно рассчитывать ее по ценовому и качественному параметру. Тогда, интегральный показатель конкурентоспособности будет ...
...
57 Обзор рынка аудио-, видео-, бытовой техники//Практика рыночных исследований 2010. Информационно-аналитический сборник исследовательской фирмы «ГОРТИС МК». – М., 2010. – С. 79.
58 Общая теория статистики/Под ред. А.Я. Боярского, Г. Л.Громыко. – М.: Изд-во МГУ, 2009.
59 Огилви Д. О рекламе. – М.: ЭКСМО, 2009.
60 Переверзин И. И. Искусство менеджмента. – М., 2012.
61 LeJeune A. Th e Gentleman’s Clubs Of London. – London, UK, 2009.
62 Mayo J. M. The American Country Club: Its Origins & Development. – New Brunswick, New Jersey, USA, 2009.
63 Morris R. R. Club Manager’s Association Of America: celebrating seventy five years of service, 1927–2012. – Virginia Beach, VA, USA, 2013.
64 Taddei A. London Clubs In The Late Nineteenth Century. – University Of Oxford, 2010.
65 The Dream Job: Sports publicity, promotion & marketing. – Athens, Ohio, 2012.
66 The Guide To Membership Marketing. – Truckee, CA, USA, 2012.
67 The Oxford Dictionary of Current English. – N. Y., USA, 2010.