Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика проявления агрессии среди подростков-эмигрантов

Работа №21776

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость9700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
605
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение............................................................................................. 3
Основная часть................................................................................... 6
Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики проявления агрессии среди подростков-эмигрантов.......................................... 6
1.1. Феноменологический подход к пониманию агрессии...... 7
1.2. Основные теоретические подходы к изучению агрессии и агрессивности в психологии............................................................. 11
1.3. Исследования основных детерминант подростковой агрессии............................................................................................... 17
1.4. Исследования связи подростковой агрессии и личностной идентификации.................................................................................... 29
Выводы по 1 главе........................................................................... 38
Глава 2. Эмпирическое исследование видов агрессии и этнической идентичности подростков и анализ полученных результатов.......................................................................................... 39
2.1. Организация, план и этапы исследования............................. 41
2.2. Структура выборки и база исследования............................. 45
2.3. Методы обработки данных.................................................... 46
2.4 Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессии и этнической идентичности у подростков........................................... 47
Выводы по 2 главе......................................................................... 62 Заключение.................................................................................... 65
Список л.................... 72

Актуальность темы исследования
На сегодняшний день в обществе иммиграционные процессы приобретают распространенный характер.
Эмиграция для юного индивида может выступать в качестве травмирующего фактора, поскольку вырывает его из привычной социокультурной среды. Рост агрессии среди таких подростков, направленной не только на представителей новой, незнакомой для них культуры, но и на членов своей же этнической группы, ставит вопрос о причине такой нетерпимости.
Ответ на этот вопрос актуализирует понимание человеком этнической идентичности, составной части социальной идентичности ,собственной тождественности с определённой этнической группой. Ее формирование основано на совокупности этнодифференцирующих признаков, таких как родной язык, религия, культура и т.д.
Несформированная этническая идентичность порождает в оторванном от своей естественной среды индивиде чувства одиночества и заброшенности, и именно это запускает экзистенциальный страх, способный привести к невероятной агрессии.
Такой страх охватывает юного индивида, оказавшего вырванным рукой эмиграции из поля своего родного языка, своей культуры. Общие проблемы крайне ранимого подросткового возраста , возраста "второго рождения на свет", характерные для всех юных , накладываются на особенности формирования идентичности у подростов, лишённых опоры.
При рассмотрении данной обширной проблематики вычленяются непростые проблемы, одной из которых как раз и является проблема агрессии среди подростков- эмигрантов.
Причём, изучение проблем агрессии и агрессивности в последнее время стало едва ли не самым значимым в отечественной и зарубежной психологии.
Общество сегодня как проказой поражено агрессией и поиском врага, который в ответе за все беды. Самое страшное то, что пожираемый этой болезнью современный мир «инфицирует» ею и своё молодое поколение.

Изучению данного вопроса уделялось огромное внимание со стороны учёных разных областей психологии, среди которых можно назвать К.Лоренца, А. Бандуру, Е. П. Белинскую, Д.Майерса, Ю. С. Бузыкину, Р. Бэрон, С. Н. Ениколопова, Н. Н. Кудрявцеву, К. О.Кернберга, А. Л. Маркель, С. В. Маркову, Ш. Ф. Мустафаеву, Ю. Е.Змановскую, Д. Ричардсона, Г. У. Солдатову, Т. Г. Стефаненко, Р. Уолтерс, З. Фрейда и др.
Однако, несмотря на эти публикации, число эмпирических исследований, описывающих специфику проявления агрессивных тенденций среди подростков- эмигрантов, явно недостаточно. Более того, зачастую эти исследования носят противоречивый характер. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему настоящего исследования.
Цель исследования: изучить специфику проявления агрессии среди подростков-мигрантов.

База исследования: русские подростки гуманитарной гимназии № 35 (г.Санкт-Петербург, Россия) ; русские подростки британской школы " Elian's Iale La Nucia" (Ла Нусия, Испания); испанские подростки британской школы "Elian's Iale La Nucia" ( Ла Нусия, Испания).
Объект исследования: подростковая агрессия.

Предмет исследования: специфика проявления агрессии у подростков- эмигрантов.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии младших подростков- эмигрантов, сопоставить преобладающие типы агрессии с типами формирования этнической идентичности, проанализировать влияние несформированной идентичности на становление деструктивных паттернов поведения.
Задачи исследования:
1) изучить основные теоретические подходы к исследованию агрессии и агрессивности;
2) выявить особенности возникновения и причины агрессии в подростковом возрасте;
3) проанализировать исследования связи подростковой агрессии и личностной этнической идентификации;
4) провести эмпирическое исследование и на основе анализа полученных данных выявить особенности проявления агрессии у подростков с разными типами этнической идентичности;

Гипотеза исследования: предполагаем, что высокие показатели агрессии среди подростков- эмигрантов связаны с несформированной этнической идентичностью, неприятием своей культуры и отрицанием новой.
Практическая значимость : полученные результаты и выводы могут быть использованы в разработке мер по снижению уровня агрессии в подростковой эмигрантской среде.
Теоретическая база исследования : Представления о сущности и механизмах агрессии, отражённые в трудах З.Фрейда, К.Лоренца, А.Басса, А.Бандуры, Э.Фромма, О.Кернберга, Т.Г.Румянцевой и др. Особенности развития и проявления агрессии в подростковом периоде, описанные в работах Е.В.Змановской, Э.Эриксона, Е.Ильина , Р.Бэрон, Д.Ричарсон и др.
В исследованиях этих авторов поднимаются вопросы этимологии агрессии, зависимость агрессивного поведения от кризисных жизненных периодов .
Методы исследования: предварительная беседа со школьными психологами, выделившими подростков с наиболее яркими проявлениями агрессии, тестирование отобранных для исследования подростков, статистическая обработка данных и сравнительный анализ полученных результатов.
Методики. Для решения поставленных в работе задач и проверки гипотезы был сформирован методический комплекс, включающий следующие методики:
1. Методика состояния агрессии ( опросник Басса-Дарки);
2. Методика изучения типов этнической идентичности:
( опросник Солдатовой- Романовой.)
Структура работы определяется задачами исследования и включает введение, теоретическую часть, эмпирическую часть, заключение, список литературы, приложения.

Обоснованность и достоверность обеспечивались репрезентативностью выборки, применением апробированных и надёжных психодиагностических методик, сравнениями полученных результатов с результатами исследований других авторов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключалась в изучении специфики проявления агрессии среди подростков- эмигрантов. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило, что одними из основных детерминант подростковой агрессии являются особенности формирования их этно- идентичности.
Этническая идентичность выполняет крайне важную функцию: она способствует сохранению этнической группы, так как утрата осознания единства со своей группой и принадлежности к ней ведут к прекращению существования данного этноса , и поэтому стремление к сохранению своей этно-идентичности заложено в человеке изначально. Кроме этого, этническая идентичность дает человеку чувство защищенности и удовлетворяет потребность человека в принадлежности к своему народу. И, наконец, позитивная этническая идентичность является основой конструктивного межэтнического и межкультурного взаимодействия. Для юного субъекта она становится универсальной формулой ответа на вопрос о смысле существования и определения своего Я.

Можно сказать, что именно в подростковом возрасте осознание себя имеет для человека первостепенное значение, хотя этническая идентичность является динамичной компонентой социальной идентичности и ее формирование происходит на протяжении всей жизни человека.
Юные индивиды, оказавшись в состоянии жизненного кризиса, именно через осознание своей этнической принадлежности должны найти выход из ситуации социальной неприкаянности, почувствовать себя частью устойчивой общности. Это осознание себя в связи с Другими выступает важным условием психического здоровья индивида.
Если этого осознания не происходит, и юный субъект утрачивает опору, свою принадлежность к знакомой социальной и культурной структуре, то возникает, так называемая индифферентная или " маргинальная идентичность", суть которой- полная неспособность человека идентифицировать себя с каким-либо этносом.
Русские подростки-эмигранты , у которых по результатам проведенного нами исследования доминирует этническая индиффирентность , равнодушные к проблемам этничности и межэтнических отношений вообще, безразличные к ценностям своего и других народов, с одной стороны , могут называть себя "людьми- мира" свободными от норм и традиций . Но именно эта свобода способствует зарождению витального страха, страха оторванности и изоляции.

Человеку нужна устойчивая система координат , нужна цель, которая указывает, куда идти. У животных, например, такие проблемы отсутствуют. Животных направляют их инстинкты. Но человек, у которого инстинктивная детерминация ослаблена функционирующим разумом, нуждается в объекте преданности.
Если же объект, за которым нужно следовать потерян, а новый не сформирован, то запускается внутреннее смятение и страх. По мнению Э.Фромма : "Есть много способов преодоления страха, но одним из самых действенных приемов вытеснения его является агрессивность. Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение, тут же исчезает мучительное чувство страха" .
Можно заключить следующее, что юный субъект в отрыве от своей естественной среды чувствует себя одиноким и покинутым и именно это запускает страх, способный привести к невероятной агрессии и к миру и к себе.



1. Агрессия // Большой психологический словарь/ сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. - Олма-пресс, 2004.
2. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.- 1991.-N 1.- С. 82-88.
3. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / пер. с англ. А.Ф.Ускова. Москва, 2018.- 6 с.
4.Бэрон Р., Ричардсон, Д. Агрессия / пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак. – СПб.: Питер, 2014. – 411 с.

5.Иванова Т. В. Детерминанты становления личности девиантного подростка с противоправным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2002. – 28 с. Кудрявцева Н. Н., Маркель А. Л., Орлов Ю. Л. Агрессивное поведение: генетико-физиологические механизмы // Вавиловский журнал генетики и селекции. – 2014. – Т. 18. – № 4-3. – С. 1133-1155.
6.Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Знание, 1981. – 207 с.
7.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Швейника. – СПб.: Амфора, 2001. – 349 с.
8. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 1. – С. 60-72.
9.Каневская Ж. О., Кириллова Л. С. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 7-11.

10.Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Э, 2018. – 478 с.
11.Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб.: Речь, 1997. – 295 с.
12. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельштейна.- М.: Педагогика, 1987.- 298 с.
13.Овчинникова Ю. Г. Кризис личностной идентичности как ситуация неопределенности // Человек в ситуации неопределенности: сб. статей / под ред. А. К. Болотовой. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 310 с.
14.Прялухина А. В., Лаптев Л. Г. Закономерности и особенности влияния стилей семейного воспитания на агрессивность подростка // Человеческий капитал. – 2013. – № 7 (55). – С. 105-110.
15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.:Мир, 1994
16. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этниеская психология: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2012.
17. Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков // Психология образования в поликультурном пространстве.- 2009.- Т.18. С.1133-1155.
18. Маркова С. В. Агрессивное поведение подростков как актуально направление исследований специальной психологии // Психология XXI века: материалы V Межд. научно-практ. конф. молодых ученых (Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2009 г.). – СПб., 2009. – С. 244-247.
19. Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1990. – 27 с.
20. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
21. Змановская Е.В. Девиантология: ( Психология отклоняющегося поведения.)
22.Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. – 2015. – № 1. – С. 35-5
23. Левин З.И. Менталитет диаспоры ( системный и социокультурный анализ). М., 2001.
24. Эриксон Э. Детство и общество. / Пер. с англ. - СПб.: ЛЕНАТО, 2011.
25. Эдкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человееской жизни. / Пер. с англ.- М.: Ин-т психологии РАН, 2012
26. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 360 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ