Введение 5
Глава 1. Научно-теоретические подходы к формированию экологической культуры 9
1.1 Понятие экологическая культура 9
1.2 Экологическая культура как элемент общей культуры 16
1.3 Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
формировании экологической культуры 23
Глава 2. Формирование экологической культуры старших дошкольников в ДОУ (на примере МБДОУ «Детский сад № 19 «Василёк»» г. Лесосибирск) 31
2.1 Педагогические условия, обеспечивающие формирование
экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ ... 31
2.2 Экспериментальное исследование формирования экологической
культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 46
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 64
Приложение Б 84
Приложение В
Нарастающие на современном этапе развития цивилизации, проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой сопровождаются преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера.
Потребительское равнодушное утилитарное отношение человека к природе, загрязнение окружающей среды, уничтожение природных богатств, привело к существующему сегодня экологическому кризису. Изменение отношения в сознании личности и общества в целом к природе, осознание единства природы и общества, их целостности возможно через формирование экологической культуры.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности принят Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» в 2017 году.
В формировании экологической культуры особая роль принадлежит системе образования. Экологическое образование призвано формировать адекватное мировосприятие современного человека,способствовать продуктивному переосмыслению места человека в природе, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Экологическое образование целесообразно начинать с дошкольного возраста, в целевых ориентирах ФГОСДО определено: «...дети старшего дошкольного возраста обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живут. Обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
Способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками...».
Формирование экологической культуры в педагогике экологического образования и воспитания дошкольников рассматривалось многими учеными (А.А. Вербицкая, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева, Н.А Рыжова, П.Г. Саморукова, и др.) [6, 19, 22, 25, 37]. Однако, на современном этапе с учетом существующего сегодня экологического кризиса необходимы новые подходы в формировании экологической культуры.
В связи с этим выбор темы исследования «Экологическая культура детей старшего дошкольного возраста и ее формирование на современном этапе» представляется нам актуальным.
Цель нашего исследования: Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия, составляющие комплексный подход, обеспечивающие формирование экологической культуры старших дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: для формирования экологической культуры старших дошкольников необходим комплекс педагогических условий в ДОУ (развивающая среда, формы, средства и методы).
Задачи:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к формированию экологической культуры.
2. Раскрыть сущность экологической культуры.
3. Определить педагогические условия, составляющие комплексный подход к формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению формирования экологической культуры детей старшей группы ДОУ (на примере МБ ДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» г. Лесосибирск), сделать выводы.
Методы исследования:
- анализ научной, методической и психологопедагогической литературы по проблеме исследования;
- изучение педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения;
- педагогическое наблюдение;
- эксперимент;
- систематизация;
- обобщение.
Методологической основой исследования выступили труды следующих авторов: Н. Вересов, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, И.В. Цветкова и др. [7,25,37,44].
База исследования: исследование проводилось на базе МБ ДОУ «Детский сад № 19 «Василёк» г. Лесосибирск.
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе - проводилось изучение, психолого-педагогической литературы, теоретическое изучение и осмысление общей концепции исследования, его структуры.
На втором этапе - экспериментальное исследование формирования экологической культуры детей старшей группы ДОУ на примере МБ ДОУ «Детский сад № 19 «Василёк»» г. Лесосибирск.
На третьем этапе - проводились систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, научное и литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Апробация исследования по теме «Экологическая культура детей старшего дошкольного возраста и её формирование на современном этапе» осуществлялась на базе МБ ДОУ «Детский сад № № 19 «Василёк»» г. Лесосибирск.
Для педагогов МБ ДОУ «Детский сад № 19 «Василёк»» г. Лесосибирска проведен семинар по теме: «Экологическая культура старших дошкольников и её формирование на современном этапе».
Результаты проведенного исследования представлены в публикации «Экологическая культура старших дошкольников и её формирование на современном этапе» на сайте https://infourok.ru/ и на сайте факультета ДО.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанный нами цикл занятий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ могут быть использованы в практике работы воспитателей ДОУ и студентами при прохождении педагогической практики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (48 наименований), приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 60 страниц.
Рассмотрев в разных теоретических источниках сущность понятия «экологическая культура», мы в рамках нашего исследования придерживались трактовки С.Н. Николаевой, которая рассматривает понятие экологическая культура дошкольников как «систему знаний, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, трансформируемого в эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношения к природе, желание оказывать помощь в природоохранной деятельности.
Изучив понятие экологической культуры как элемента общей культуры, мы определили, что экологическая культура - часть общечеловеческой культуры; система социальных отношений, общественных и индивидуальных норм, взглядов, установок и моральных ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный механизм взаимодействия человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
Нами рассмотрены педагогические условия (содержание, формы, средства и методы). Сделаны выводы, что единство и системный подход в применении педагогических условий в совокупности представляют комплексный подход, обеспечивающий формирование начал экологической культуры старших дошкольников в условиях ДОУ.
Проведено экспериментальное исследование формирования экологической культуры детей старшей группы ДОУ№ 19 «Василек» в период с ноября 2016 г. по апрель 2017 г. На первом этапе эксперимента была проведена первичная диагностика с использованием модифицированной методики И.В. Цветковой. По результатам первичной диагностики сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что 60% детей исследуемой группы имеют низкий уровень сформированности экологической культуры, что позволило нам перейти к формирующему эксперименту посредством комплексного подхода к формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. На втором этапе эксперимента проводилось комплекс спланированных мероприятий по формированию экологической культуры детей старшей группы в условиях ДОУ. После проведения повторной диагностики сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и сравнив анализ результатов первичной и повторной диагностик, нами получены результаты, которые позволяют увидеть качественные изменения.
Положительная динамика позволяет нам сделать вывод о том, что на современном этапе надо использовать в комплексе все педагогические условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.
Представленный разработанный нами цикл занятий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ могут быть использованы в практике работы воспитателей ДОУ и студентов.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.
1. Акимова, Т. А. Экология / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - Москва: Академия, 2008. - 541 с.
2. Андерсон, Д. М. Экология и наука об окружающей среде / Д. М. Андерсон. - М.: Издательство «Национальное образование», 2007.- 384 с.
3. Арзаканьян, И. Г. Экология и культура / И. Г. Арзаканьян. - Москва: Литер,-2009. - 93 с.
4. Баллер, Э. А. Культура. Творчество. Человек / Э. А. Баллер, Н. С. Злобин. - Москва: Мол.гвардия, 2010. - 121с.
5. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2012. - 159 с.
6. Вербицкая, А. А Экологическая культура / А А. Вербицкая. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 1 59 с.
7. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 22-26.
8. Гирусов, Э. П. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы / Э. П. Гирусов // Философские проблемы глобальной экологии. - 2013. - № 9. - С. 105-121.
9. Ефимов, Ю. И., Громов, И. А. Человеческий фактор и культура / Под ред. В. Д. Комарова. - Санкт-Петербург: Наука, - 2009. - 90с.
10. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - С. 45 49.
11. Зерщикова, Т., Ярошевич, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2015. -№ 7. - С. 3-9
12. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 10-12.
13. Игнатова В. А. Концепция современного естествознания / В. А.
Игнатова, В. Ф. Тулинов. - Тюмень: Издательство Тюменский государственный университет, 2005. - 265 с.
14. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 2008. - 223 с.
15. Каменева, Л. А. Знакомим дошкольников с природой / Л. А. Камеева. - Москва: Просвещение, 2013. - 180 с.
16. Коган, Л. Н. Экологическая культура и технологии / Л. Н. Коган. - Пермь: Книга, 2011. - 122 с.
17. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Коломина. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 144 с.
18. Лопатина, А., Экологическое воспитание дошкольников. / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита, 2010. - 128 с.
19. Маневцева, Л. М. Ещё раз экология / Л. М. Маневцева. - Москва: ВЛАДОС, 2015. - 54 с.
20. Маркарян, Э. С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук / Э. С. Маркарян, В. П. Радугин. - Москва: Наука, 2013. - 77 с.
21. Маслеев, А. Г. Экологическая культура как социальное явление / А. Г. Маслеев. - Свердловск: Печатник, 2012. - 119 с.
22. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 2011. - 240 с.
23. Мотыгуллина, Г. С. Создание экологической развивающей среды в ДОУ / Г. С. Матыгуллина // Журн. Фестиваль 1-е сентября. -2010. - №3. -С.56-58.
24. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А. Я. Найн // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 44-49.
25. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева - Москва: Академия, 2001. - 86 с.
26. Никонорова, Е. В. Экологическая культура и молодёжь / Е. В. Никонорова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 49 с.
27. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей / Ю. В. Новиков. - Москва: ФАИР - ПРЕСС, 2005. - 386 с.
28. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. - Москва: Тривола, 2015. - 360 с.
29. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов /Под ред. Н. А. Шведовой. - Москва: Рус. яз., 2010. - 800с.
30. Оуэн, Д. Ф. Что такое экология? / Д. Ф. Оуэн. - М.: Российское педагогическое агентство, 2014. -184 с.
31. Павлова, Н. С. Экология и культура / Н. С. Павлова. - Якутск: ЯГУ, 2009. - 82 с.
32. Подласый, И. П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. - Москва: Владос, 2009. - 574 с.
33. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
34. Прохоровой, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под ред. Прохоровой Л. Н. - Москва: АРКТИ, 2013. - 72 с.
35. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под редакцией Парамоновой Л. А. - Москва: Просвещение , 2007. - 57 с.
36. Реймерс, Н. Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Д. Раймерс. - Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 216 с.
37. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2010. - 113 с.
38. Сажина, С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ / С. Д. Сажина. - Москва: «Линка-Пресс», 2008. - 84 с.
39. Семенов, B. C. Культура и развитие человека / В. С. Семенов // Вопросы философии. - 2012. - №4. - С. 56-66.
40. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте./ Т. А Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2015. - 136 с.
41. Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Г ода экологии».
42. Урсул, А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул //Философские науки. - 2006. - № 1. - С. 80-97.
43. Храменков, Н. Н. Экологическая культура общества и личности / Н.Н. Храменков. - Горький: Синтез, 2014. - 64 с.
44. Цветкова, И.В. Практическая диагностика / И.В. Цветкова. — Москва: ИД Карапуз, 2014. — 102 с.
45. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. - Москва: Прогресс, 2013. - 343 с.
46. Шевцов, А. Г. Социальная экология как методологическая основа экологического воспитания / А. Г. Шевцов. - Свердловск: Литера, 2008. - 65с.
47. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 528 с.
48. Юнг, К.Г. Теория эволюции и её отражение в культуре / Пер. с нем. С. Лорне / Под общей ред. В. К. Зеленского. - Санкт-Петербург: Ювента, 2005 - 718 с.