Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МНЕМИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ

Работа №21774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы изучения памяти 9
1.1 Понятие и виды памяти 9
1.2. Развитие памяти в младшем школьном возрасте 15
1.3. Мнемонические приемы запоминания 21
2 Экспериментальное изучение и развитие памяти младших
школьников 29
2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичной
диагностики 29
2.2 Система занятий, направленных на развитие памяти младших 36
школьников посредством мнемических приемов запоминания
2.3 Результаты повторной диагностики 40
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А. Стимульный материал к методике «Запомни рисунки»... 49
Приложение Б. Визуальное сопровождение к упражнению «Слова с
буквой «ы» после «ц» 50
Приложение В. Стимульный материал к упражнению «Отзыв пароль» 51
Приложение Г. Стимульный материал к упражнению «Кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты»

Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии. На самом деле, данный аспект важен как для педагогов и психологов, так и для самих детей и их родителей.
Так исторически сложилось, что в жизни каждому индивидууму приходится запоминать большой объем информации. А с учетом современных тенденций и быстрого ритма повседневной жизни, который не дает порой расслабиться ни на минуту, людям приходится запоминать в разы больше. Это касается не только взрослых людей, которым приходится перерабатывать большое количество информации в силу своей работы, но и детей.
Современная школьная программа и различные нововведения, которыми богаты учебно-методические комплексы, предполагают, что дети должны усваивать много новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. После поступления в школу их важнейшая задача заключается в том, чтобы получать и усваивать требуемую информацию.
Недостаточный уровень развития памяти может привести к низкой успеваемости ребенка и в будущем спровоцировать абсолютное нежелание учиться. Важно помнить, что память является основой многих, если не всех, способностей человека. Она - есть центральное условие получения знаний и навыков, формирования способностей и привычек.
Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.
Для развития памяти младших школьников лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным. Разнообразные методы, способствующие этому, называются мнемическими приемами.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном плане памяти детей младшего школьного возраста и возможностей ее развития посредством мнемических приемов запоминания информации.
Объект исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: память младших школьников и возможности ее развития средствами мнемических приемов запоминания.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация системы занятий с помощью мнемических приемов запоминания в условиях общеобразовательного учреждения способствует улучшению развития памяти младших школьников.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть понятие и виды памяти; охарактеризовать особенности развития памяти младших школьников и мнемические приемы запоминания информации.
2. Провести диагностику памяти детей младшего школьного возраста и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать систему занятий, направленных на развитие памяти младших школьников посредством мнемических приемов.
4. Провести повторное диагностическое обследование младших школьников с целью анализа эффективности проведенной развивающей работы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент,тестирование.;
3) формирующий эксперимент;
4) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: методика «Запомни рисунки» и «Методика исследования типов памяти».
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы являются исследования авторов по проблеме развития памяти (Блонский П.П., Казаренко В.А., Смирнов А.А., Черемошкина Л.В. и др.).
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Безымянская основная общеобразовательная школа № 28» Енисейского района Красноярского края. Выборка исследования представлена младшими школьниками в количестве 36 человек.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2016 г. - декабрь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (январь - февраль 2017 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования памяти младших школьников; проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных диагностических результатов.
Третий этап (март - июнь 2017 г.) - разработка и реализация системы занятий, направленных на развитие памяти младших школьников посредством мнемических приемов запоминания; проведение повторной диагностики младших школьников; анализ эффективности проведенной развивающей работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития памяти младших школьников посредством мнемических приемов
запоминания. Разработана и апробирована система занятий направленных на развитие памяти младших школьников посредством мнемических приемов запоминания.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 наименований) и приложений. В работе содержится 5 таблиц. Объем работы составляет 48 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы можем сделать вывод, что память - это «... процесс запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.
Существует большое количество классификаций типов и видов памяти. Так, по способу запоминания выделяют смысловую и механическую память. По особенностям запоминания и воспроизведения различают двигательную память; эмоциональную (аффективную) память; образную память, основывающаяся на эмоциях, чувствах; словесно-логическую (вербальную) память. По продолжительности сохранения полученной информации выделяются: непосредственная память; оперативная кратковременная память; долговременная память. Память обладает рядом специфичных процессов: заучивание; сохранение; воспроизведение; забывание.
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Начиная с младшего школьного возраста, идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Чаще всего младшие школьники для запоминания информации используют механическое запоминание посредством многократного повторения информации, что не является эффективным. Одним из средств успешного запоминания необходимой информации являются мнемические приемы. Это такие приемы, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию информации за счет построения ассоциативных связей, либо за счет смены одной информации на другую.
Нами было проведено исследование памяти детей младшего школьного возраста МБОУ «Безымянская ООШ № 28». При первичной диагностике было выявлено для 52,8 % детей характерен средний уровень кратковременной зрительной памяти; у 11,1 % младших школьников выявлен низкий уровень; у 36,1% диагностирован высокий уровень кратковременной зрительной памяти. Уровни развития каждого из видов памяти (зрительной, слуховой, моторнослуховой, зрительно-моторно-слуховой) у большинства детей находятся в пределах нормативных значений, хотя и на нижней допустимой границе.
Нами была разработана и реализована система развивающих занятий, направленных на развитие памяти посредством мнемических приемов запоминания.
После проведения занятий с использованием мнемических приемов у 47,2% младших школьников выявлен высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти; для 50% характерен средний уровень. Только у одного ребенка он остался низким.
После проведения занятий с использованием мнемических приемов в обследованной группе выявлено, что для 22,2 % детей по-прежнему характерен низкий уровень зрительной памяти; для 16,7 % свойственен низкий уровень развития слуховой памяти; для 22,2 % (8 чел.) характерен низкий уровень моторно-слуховой памяти; у 11,1 % (4 чел.) выявлен низкий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти. Но, в то же время, наблюдается и положительная динамика. Для 22,2 % детей характерен высокий уровень развития зрительной памяти; у 16,7 % - высокий уровень слуховой памяти, у 11,1 % - высокий уровень моторно-слуховой памяти, у 22,2% высокий уровень зрительно-моторно-слуховой памяти.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично. Необходимо продолжать учить младших школьников овладению мнемическими приемами запоминания, что будет способствовать развитию их памяти.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Аванесова, В. Н. Обучение в детском саду / В. Н. Аванесова. - Москва : Сфера, 2015. - 176 с.
3. Баддли, А. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон; под ред. Т. Н. Резниковой. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 560 с.
4. Березина, В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина,
И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - Санкт-Петербург : «Издательство Буковского», 2014. - 160 с.
5. Блонский, П. П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Москва : Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. - 213 с.
6. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Бодалев. - Москва : МГУ, 2013. - 188 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 398 с.
8. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - Москва : ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 1991. - 124 с.
10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - Москва: Педагогическое общество России, 20131. - 276 с.
11. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2015. - 1168 с.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Санкт- Петербург : Питер, 2015. - 940 с.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Сфера, 2012. - 464 с.
14. Как развить хорошую память / И. Матюгин, Е. Жемаева, Е. Чакаберия, И. Рыбникова. - Москва : Рипол Классик, 2014. - 416 с.
15. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. - Москва Сфера : 2015. - 345 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - Москва: Академия, 2016. - 608 с.
17. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность (хрестоматия) / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - Москва : Академия, 2014. - 624 с.
18. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2013. -688 с.
19. Обрайен, Д. Как развить суперпамять / Д. Обрайен. - Белгород : Клуб семейного досуга, 2014. - 240 с.
20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. - Москва : Высшее образование: МГППУ, 2013. - 460 с.
21. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция / Т. Н Овчинникова. - Москва: Академический Проект, 2014. - 227 с.
22. Петрова, Е. А. Возрастная и педагогическая психология / Е. А. Петрова, М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - Москва : Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
23. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - Москва : Моск. пед. ун-т, 2012. - 269 с.
24. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 592 с.
25. Полуянов, Ю. А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. - Москва : Знание, 2012. - 94 с.
26. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова,Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - Москва : Генезис, 2011 . - 347 с.
27. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург : Питер, 2011 - 256 с.
28. Рыбников, Н. А. Память, её психология и педагогика / Н. А. Рыбников. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 147 с.
29. Смирнов, А. А. Психология ребенка и подростка / А. А. Смирнов. - Москва : Академия, 2012. - 356 с.
30. Смирнов, А. А. Психология запоминания / А. А. Смирнов. - Москва : Академия, 2011. - 458 с.
31. Смирнов, А. А. Процессы мышления при запоминании / А. А. Смирнов. - Москва : Академия, 2012. - 88 с.
32. Смирнов, А. А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А. А. Смирнов. - Москва : АПН, 1999. - 221 с.
33. Столяренко, Л. Д. Психология / Л. Д. Столяренко. - Санкт- Петербург : Питер, 2012. - 592 с.
34. Хенкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти / Дж. Хенкок. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2014. - 320 с.
35. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти у детей / Л. В. Черемошкина. - Москва : Академия, 2015. - 96 с.
36. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 160 с.
37. Чутко, Н. Я. Развитие памяти школьников / Н. Я. Чутко. - Москва : Прогресс, 2013. - 341 с.
38. Шустерман, М. Н. «Поваренная» книга воспитателя /М. Н. Шустерман, З. Г. Шустерман, В. В. Вдовина. - Норильск, 2014. - 264 с.
39. Щербинина, Г. К. «Сказка как средство воспитания» / Г. К. Щербинина // Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 30-35.
40. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2014. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ