Введение 4
1 Понятие конфликта 7
1.1 Понятие конфликта и конфликтной ситуации
7
1.2 Структура, функции и типология конфликта
12
1.3 Особенности отношений и конфликтов в паре
21
2 Разрешение конфликта 27
2.1 Конфликт как процесс: представления о конфликтной динамике 27
2.2 Конструктивное и деструктивное течение и разрешение конфликта 28
2.3 Период нерешенного конфликта в паре: признаки, происходящие
процессы, возможные последствия 38
3 Эмпирическое исследование особенностей неразрешенного конфликта в
паре 40
3.1 Эмпирическая гипотеза и процедура ее проверки 40
3.2 Выборка, процедура ее сбора 42
З.З Полученные данные, анализ данных
50
3.3.1 Анализ и интерпретация данных об особенностях переживания периода
неразрешенного конфликта, как незавершенного действия 50
3.3.2 Сравнение данных о переживаниях в различные периоды конфликта
52
3.3.3 Анализ и интерпретация данных о дальнейших проявлениях
неразрешенного конфликта 55
Заключение 60
Список используемых источников 61
Приложение
Совместное проживание пары, имеющей романтические отношения, до вступления в брак, в последнее время является одним из самых спорных вопросов семейных отношений (из наблюдений В.П.Левкович «Добрачный период взаимодействия супругов - потенциальный источник стабилизации и дестабилизации молодой семьи») [10].
Интерес вызывает специфика протекания конфликтов в добрачных молодежных парах («пары с романтическими отношениями»), потому что конфликты в таких взаимоотношениях протекают по-особому, в связи с пониманием обоих партнеров того, что они имеют право выбора и в любой момент могут прекратить подобные отношения, что дает определенную психологическую независимость от партнера и ощущение внутренней свободы.
Под парой, с романтическими отношениями, в нашей работе, подразумеваются юноши и девушки в возрасте 18-25 лет, не связанные официальным супружеством или родственными отношениями, имеющие эмоциональные и сексуальные отношения.
Цель исследования:
Выявить особенности переживания неразрешенного конфликта в паре, в сравнении с разрешенным.
Задачи исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
1. Проанализировать теоретические представления о конфликте как процессе, выявить возможное место в конфликтной динамике и выделить особенности и признаки периода неразрешённого конфликта.
2. На основе анализа литературы выявить признаки продуктивного и непродуктивного протекания и разрешения конфликта.
3. Выделить функции и особенности протекания и разрешения конфликтов в паре с романтическими отношениями.
4. Теоретически обосновать выдвигаемые гипотезы
ЭМПИРИЧЕСКИЕ
1. Подобрать и разработать методики для проверки выдвигаемых гипотез;
2. Разработать план эмпирического исследования;
3. Провести эмпирическое исследование с целью сбора данных для проверки эмпирических гипотез.
Объект исследования:
Пары, с романтическими отношениями, в возрасте от 18 до 25 лет, со стажем отношений от 1 года до 5 лет.
Предмет исследования:
Особенности переживания нерешенного конфликта в паре, в сравнении с уже разрешенным.
Гипотезы:
1. Для переживания участниками пары стадии неразрешенного конфликта характерны признаки эффекта незавершённого действия («Эффекта Зейгарник»), а именно внутреннее напряжение, которое заставляет помнить о незавершенных делах, действиях и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.
2. Пребывание участников пары, в ситуации неразрешенного конфликта, может быть связано с более комфортным состоянием и эмоциональным переживанием, чем в процессе разрешения и после того, как конфликт разрешился.
3. Если участники пары прекратили попытки разрешения конфликта, не достигнув его разрешения, противоречие, лежащее в его основе, проявится в следующих конфликтах.
Методы исследования:
1. Беседа с целью выявления субъективной картины периода неразрешённого конфликта участника пары и особенностей его переживания.
2. Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности, разработанная на факультете психологии Ленинградского государственного университета Л. А. Курганским и Т.А. Немчиным (1990) [7] - для оценки.
3. Исследовательская проективная методика TAT (Тематический апперцепционный тест), модифицированный вариант X. Хекхаузена.
В заключении стоит сказать о том, что период неразрешенного конфликта, это следствие недопонимания между партнерами, нежелание узнавать и понимать друг друга, отсутствие интереса к партнеру.
Оставаться нерешенным конфликт может по причине проявления дурных черты характера, особенно эгоизм, отказ «подстраиваться» под характер своего близкого человека, проявления своей нетерпимости по отношению к отдельным поступкам, фразам, чертам поведения, мышления и характера другого человека.
Отсутствие заботы о своем близком человеке, делать вид, будто временные перерывы в общении ему(ей) совершенно безразличны. Человек может долго не проявлять склонности мириться после ссор, показывать, что ему все равно, излишняя и совершенно не обоснованная ревность.
Это подтверждается не только в моем исследовании, со слов испытуемых, но и информацией различных авторов, повествующих о теме отношений романтических, любовных, в браке и без него.
Проделанная работа: сбор информации по теме и результаты исследования, позволяют говорить о том, что существуют способы предотвращения периода нерешенного конфликта.
Основным способом для того, чтобы избежать длительный период нерешенного конфликта, является взаимное желание обоих партнеров к построению длительных, серьезных, продуктивных отношений, интерес к друг другу, наличие общих целей и сходство во взглядах на взаимоотношения.
1. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
2. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2000.
3. Евграфова, Ю.А. «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» 2013, с. 105-109
4. Жмурин, И.Е. «психология и психотехника» 2013, с. 456-465
5. Зберовский, А.В. сер. «Психология любовных и семейных отношений» — Красноярск, 2011.
6. Зейгарник, Б.В. (Феномен незавершённых действий)
7. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 375 с.
8. Козырев, Г.И. «Конфликтология. Межличностные конфликты»
9. Крылов, А.А., Маничев С.А. «Практикум по психологии» Издательство — C-Петербургского Университета, Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск 2002.
10. Левкович, В.П. «Добрачный период взаимодействия супругов - потенциальный источник стабилизации и дестабилизации молодой семьи»
11. Левкович, В.П. «Психологический журнал» 2009 №2 с. 87-91
12. Мелибруда, Е. Я —Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986.
13. Парфенова, А.В. «Как преодолеть кризисы отношений»
14. Петровская, Л. А. «О понятийной схеме социально¬
психологического анализа конфликта»
15. Петровская, Л. А. «Теоретические и методологические проблемы социальной психологии» — Москва 1977 с. 126-143
16. Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. М. 1983
17. Социальная психология и социальное планирование/Под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1973. С. 37-38
18. Тащева, А.И., Гриднева С.В., Стефаненко Т.Г. «Российский психологический журнал» 2016, с. 39-52.
19. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск, 1996.
20. Хасан, Б.И., Сергоманов П.А. «Разрешение конфликтов и
переговоров»
21. Шахова, И.А. «Социальные особенности добрачного поведения современной молодежи» Социальная психология №3, 2012
22. Шипилов, А.И., Анцупов А.Я. «Словарь конфликтолога» 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006
23. Эльконин, Б.Д. «Введение в психологию развития»
24. Яремчук, М.В. «Особенности привязанности в детско-
родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков» (глава 3.1 Определение типа привязанности в отношениях любви)