Введение 4
1 Специфика деятельности культурно-досугового учреждения 11
1.1 Общая характеристика деятельности культурно-досугового
учреждения 11
1.2 Особенности функционала культурно-досугового учреждения 18
2Применение дифференциальных технологий социально-культурной
деятельности в культурно-досуговом учреждении 28
2.1 Дифференциальные технологии социально-культурной
деятельности 28
2.2 Дифференциальные технологии социокультурной деятельности как
средство формирования функционала культурно-досугового учреждения 34
3. Проект расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 42
3.1 Анализ социо-культурной среды и пути расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 42
3.2 Проект расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 55
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение
В современной России происходят существенные изменения во всех областях деятельности, главной из которых на наш взгляд является образование и культура. Данные изменения происходят в связи с осознанием обществом ряда острых проблем, среди них: падение уровня общей культуры населения, разрушение традиционных норм и ценностей, распространение элементов упрощенной массовой культуры. Подобная ситуация характеризуется рядом таких негативных моментов, как настроение бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющаяся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании и пр. [95]. Результатом преобразований стало введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов для всех учреждений образования, в том числе для дополнительного образования, к которому относятся и детские школы искусств.
Актуальность исследования
Актуальность изучения темы исследования обусловлена современными реалиями, в которых происходит модернизация социокультурной сферы, повышение требований к культурно-досуговым учреждениям при отсутствии методических рекомендаций и опыта практической работы в новых условиях. В сложившейся ситуации культурно-досуговые учреждения, чтобы «идти в ногу со временем», должны подробно изучать новую нормативно-правовую базу современных требований к КДУ, ФГОС ДО, ФГОС ООО, чтобы деятельность учреждений культуры согласовывалась с требованиями государства к сфере культуры.
В тоже время не совсем понятно как проявится внесение изменений в целевую аудиторию КДУ на работе самого учреждения. То есть внедрение новых концепций или правил работы неизбежно повлекут собой изменения, но не только в рамках финансовых вопросов, речь идёт о функциональных, морфологических изменениях в работе учреждений.
Ежегодно учреждения социокультурной сферы представляют результаты своей деятельности в Министерство культуры Красноярского края, где с них требуют краткую информацию по всем старым и новым направлениям деятельности. Так, отчетность ведется в области обеспечения поступлений школьников из учреждения дополнительного образования в сфере культуры в профильные учебные заведения; в наличие одаренных детей и побед в различного рода творческих конкурсах; в наличие проектной деятельности в школах; участие в грантах; наличие активной методическая работы, публикаций в научной периодике, работа со СМИ, спонсорами и пр. Таким образом, обнаруживается проблема исследования — между необходимостью соответствовать новым требованиям к КДУ и тем, что педагогические кадры не готовы принимать эти условия именно потому, что они будут принципиально менять их должностные функции.
Значимость проблемы исследования определяется недостаточным количеством кадров в учреждениях КДУ, нежеланием потенциальных работников идти в эту сферу, которая обременена большим спектром трудностей, нерегулярным графиком работы, недостаточной оплатой труда. Таким образом, в социокультурной сфере наблюдается уменьшение количества молодых креативных и творческих кадров, а те, кто давно работает в КДУ, зачастую не желают адаптироваться к новым современным условиям, предпочитая действовать по старинке.
Вместе с тем актуальность исследования продиктована еще одной современной тенденцией — финансированием КДУ по остаточному принципу, введением муниципального задания от учредителя, в связи с чем учреждения культуры вынуждены искать новые формы «заработка» и заниматься продвижением культурного продукта, осуществлять мониторинг востребованности культурных запросов общества и предлагать новые услуги, которые будут идти в согласии с новыми требованиями к СКД.
Среди возможных новых форм заработка Детской школы искусств может быть предложены платные услуги: продажа билетов на мероприятия (ранее бесплатные) по символической цене, введение образовательных услуг для взрослых (занятия специальности по музыкальному инструменту, занятие художественным творчеством, вокальным искусством и пр.), увеличение дополнительных образовательных услуг для детей (предмет по выбору - синтезатор, вокал, вокально-инструментальная студия и т.п., реализующиеся помимо учебного плана образовательного учреждения), передача инструментов в прокат для учащихся школы, в целях организации домашних занятий.
Отметим, что дополнительное финансирование КДУ может получить от участия в грантах и проектной деятельности, за счет участия в программах поддержки социо-культурной сферы на краевом уровне. Помимо этого администрации КДУ поставлена в рамки, предполагающие тесную работу со спонсорами, которые могут частично покрывать затраты на рекламу, обеспечивать вручение подарков детям за победы в творческих конкурсах и пр.
Продвижение культурного продукта может осуществляться за счет популяризации вокального, инструментального и художественного творчества посредствам массовых мероприятий для всех слоев населения, размещением рекламных буклетов на информационных стендах, в СМИ, на страницах официального сайта школы. Также рекламная деятельность КДУ может основываться на рассылке информационных писем и буклетов посредствам электронной почты, созданием профилей учреждений КДУ в социальных интернет-сетях, где КДУ получит возможность общаться с населением, получать свежую информацию в современных рамках социальных сетей и мультемедийных ресурсов.
Для эффективной деятельности КДУ администрацией этих учреждений необходимо осуществлять мониторинг востребованности услуг КДУ у населения, который позволит определить запросы общества в области социо¬культурной сферы, определить негативные и положительные тенденции, понять проблемные зоны общественного сознания в области культуры. Благодаря проведенному мониторингу и посредствам реализации проектов СКД в дальнейшем можно улучшить ситуацию в проблемном поле, донести до общественности итоги своей деятельности и, таким образом, актуализировать важность учреждений СКД и подчеркнуть их продуктивную деятельность.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Диверсификация функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности» и подчеркивает актуальность работы.
Степень научной разработанности темы.
В процессе теоретического исследования по теме выпускной квалификационной работы мы обращались к отечественным и зарубежным исследованиям. Для нашей выпускной работы был крайне полезен учебник Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова «Основы социально-культурной деятельности» [45], в котором рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально¬культурной деятельности. Методологические аспекты проблемы исследования находили отражение в учебном пособии Е. И. Григорьевой «Современные технологии социально-культурной деятельности» [19], которые позволили изучить сущность разнообразных социально-культурных технологий и выделить наиболее значимые виды и формы культурно-досуговой деятельности с различными социальными группами.
Особый интерес представляют для нас труды Ю. М. Зендрикова, С. И. Котельникова [36] о проблеме и опыте реформирования социокультурной сферы, С. А. Бейгуленко о сущности и формах развития социокультурной сферы Российской Федерации [7], учебное пособие В. М. Чижикова,
В. В. Чижиковой «Введение в социокультурный менеджмент» [103], работа
А. Д. Жаркова «Теория и технология культурно-досуговой деятельности» [29], труды Г. Н. Новиковой о технологических основах социально-культурной деятельности [69] .
Полезной работой для нашего исследования была работа Н. Н. Ярошенко о сущностной диверсификации социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия [105]. Особый интерес представляли работы Ю. Ю. Ободова рассматривающего музыкальную школу для взрослых, ее прошлое и настоящее для любительского музыкального образования [70]. Также мы опирались на учебное пособие В. М. Рябкова, описывающего историография функций культурно-досуговых учреждений [86].
Социальную роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного времени рассматривала в своих статьях Н. В. Кондратенко [49]. Инновационный подход к осмыслению теоретических проблем культурно-досуговой деятельности рассматривала в своих работах Т. И. Зайцева [32]. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей анализировала Л. М. Кашапова [43]. Интерес в рамках выпускной квалификационной работы представляет работа Т. Н. Редреевой, рассматривающей процесс взаимодействия семьи и школы в социализации личности ребенка через музыкальное образование [83].
Для нашего исследования также полезны были статьи В. В. Лоренц, который рассматривал роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков [52].
Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, связанные с организацией педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей с использованием дифференциальных технологий социально-культурной деятельности, тема «Диверсификация функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности» кажется нам недостаточно разработанной и поэтому актуальной.
Цель исследования: изучение процесса диверсификации функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социо-культурной деятельности.
Объект исследования возможности для диверсификации функций культурно-досугового учреждения.
Предмет исследования: дифференциальные технологии социально¬культурной деятельности.
Гипотеза: внедрение в деятельность культурно досуговых учреждений образовательных услуг для взрослого населения приводит к изменению функций этих учреждений.
Задачи исследования:
- выявить особенности деятельности культурно-досугового учреждения и его функционал;
- исследовать специфику дифференциальных технологий социально-культурной деятельности;
- провести анализ условий диверсификации функций культурно¬досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально¬культурной деятельности;
- организовать и провести практическое изучение диверсификации функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности на примере детской школы искусств пгт. Березовка.
Методологические основы исследования является рассмотрение социально-культурной деятельности учреждений культуры как системы выполнения ими различных функций. Мы опирались на искусствоведческие, педагогические, философские и социологические труды о специфике социокультурной деятельности и выполнению различных функций таких исследователей, как С. А. Бейгуленко [7], Е. И. Григорьевой [19], А. Д. Жаркова [27, 28, 29], Т. И. Зайцева [32], Ю. М. Зендрикова [36], Л. М. Кашапова [43], Т. Г. Киселевой [44, 45], Н. В. Кондратенко [49], С.И. Котельникова [36], Ю. Д. Красильникова [44, 45], В. В. Лоренц [52], Г. Н. Новиковой [69],
Ю. Ю. Ободова [70], Т. Н. Редреевой [83], В. М. Рябкова [86], В. М. Чижикова [103], В. В. Чижиковой [103], Н. Н. Ярошенко [105] и др.
В соответствии целями и задачами исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (изучение культурологической, социологической, научно-методической литературы по теме исследования и учебно¬методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта культурных и образовательных учреждений);
- эмпирические (опрос, анкетирование);
- математические (количественный и качественный анализ результатов).
Методики исследования:
- опрос среди жителей района (востребованность различных видов деятельности ДШИ);
- опрос среди работников (что могут предложить, будут ли работать, какой тип программы);
- срез по музыкальным школам, школам искусств и художественным школам (по организации работы школы для взрослых).
Экспериментальной базой исследования по проверке выдвинутой гипотезы стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение детская школа искусств пгт. Березовка Красноярского края, а также проводился срез в учреждениях дополнительного образования Красноярского края (ДМШ, ДХШ, ДШИ на наличие образовательных услуг, оказываемых для взрослого населения).
Апробация работы. Участие в Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016» в секции «Современные креативные и культуротворческие технологии: теория и практика» с темой «Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности в проекте «Путь к творчеству» как инструмент диверсификации функций учреждения дополнительного образования детей (на базе ДШИ и ДМШ Красноярского края)». Также мы участвовали в первой краевой педагогической ассамблее «Приглашение к творчеству» в Красноярском колледже искусств имени П.И. Иванова-Радкевичав статье «Диверсификация функций учреждений дополнительного образования детей».
В процессе деятельности над выпускной квалификационной работой мы пришли к выводу, что в современной России происходят существенные изменения во всех областях деятельности, главной из которых на наш взгляд является образование и культура. Данные изменения происходят в связи с осознанием обществом ряда острых проблем, среди них: падение уровня общей культуры населения, разрушение традиционных норм и ценностей, распространение элементов упрощенной массовой культуры. Подобная ситуация характеризуется рядом таких негативных моментов, как настроение бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющаяся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании и пр. [95]. Результатом преобразований стало введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов для всех учреждений образования, в том числе для дополнительного образования, к которому относятся и детские школы искусств.
Таким образом, изменения в сфере образования коснулись и современных учреждений дополнительного образования детей, от которых требуется расширение его функционала, приобщение к деятельности как можно большего числа людей, распространение социо-культурных традиций, нравов, увеличение форм и методов работы с населением. В сложившихся условиях учреждения дополнительного образования детей — детские школы искусств, музыкальные и художественные школы осуществляют поиск новых методов и форм работы, и должны при этом эффективно выполнять и основную свою деятельность — обучение детей различным видам искусств и творчеству.
Учреждения дополнительного образования детей выполняют следующие основные функции: образовательную, воспитательную (социальное
воспитание), проффессионально-ориентационную, рекреативно-оздоровительную, социокультурную, функции социальной защиты, социальной адаптации, социализации.
Но в большей мере все эти функции осуществляются относительно воспитанников — детей в возрасте от 5 (в группах раннего развития) до 18 лет, а для взрослых остается в большей степени пассивное участие в социо¬культурной жизни школы.
На наш взгляд учреждения дополнительного образования детей имеют возможность к расширению своего функционала, которое возможно через организацию самодеятельных хоров и оркестра среди взрослого населения, организацию урочной деятельности для взрослых как по музыкальным дисциплинам (в большей мере специальности) так и по художественным. Стоит отметить, что опыт подобной работы имеется у некоторых школ Красноярского края (как показало анкетирование среди директоров музыкальных, художественных школ и школ искусств), однако таких учреждений - единицы, что на наш взгляд является упущением.
В целях оптимизации деятельности детской школы искусств п.Березовка и расширению её функционала мы предлагаем внедрить в образовательный процесс проект «Путь к творчеству», позволяющий взрослому населению приобщиться к прекрасному миру искусства (музыкальному или изобразительному искусству).
В проекте предполагается усовершенствовать деятельность культурно-досугового учреждения за счет организации индивидуальных занятий по музыкальному, хоровому и изобразительному творчеству. В месяц каждый педагог должен провести 4 занятия с каждым обучающимся (по 3 человека у каждого специалиста), в течение 9 календарных месяцев (сентябрь-май). Администрация края и Школы искусств р.п. Березовка предоставляют для участников проекта учебные классы со всем необходимым оборудованием, организовывает в процессе работы выставки картин, музыкальные концерты.
1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: учебник / Ю. Б. Алиев. - Москва: Владос, 2003. - 336 с.
2. Антипьев, А. Г. Социокультурный фактор в модернизации Российской экономики и общества [Электронный ресурс] / А.Г. Антипьев // Вестник Пермского университета. - 2014. - № 2. - С. 126-132. - Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/article/n/sotsiokultumyy-faktor-v-modemizatsii-rossiyskoy- ekonomiki-i-obschestva
3. Антипьев, А. Г. Социальное партнерство в современной России: состояние и проблемы [Электронный ресурс] / А. Г. Антипьев // Вестник Пермского университета. - 2010. - №1. - С. 57-63. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZsotsialnoe-partnerstvo-v-sovremennoy-rossii- sostoyanie-i-problemy
4. Афанасьева, Н.А.Из истории развития музыкального образования в русской провинции XIX века / Н.А. Афанасьева // Музыкально-исторические чтения памяти Ю. Келдыша. - 1999. №1. - С. 259-269.
5. Бабосова, Е. С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность [Электронный ресурс] / Е. С. Бабосова // Социологический альманах.- 2012. - № 3. - С. 336-344. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZdosug-kak-faktor-vklyuchennosti-molodezhi-v- sotsiokulturnuyu-deyatelnost
6. Багаутдинова, Р. Р. Педагогические возможности культурно¬
досуговых учреждений в решении проблем социализации современной молодежи [Электронный ресурс] / Р. Р. Багаутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZpedagogicheskie-vozmozhnosti-kulturno-
dosugovyh-uchrezhdeniy-v-reshenii-problem-sotsializatsii-sovremennoy-molodezhi
7. Бейгуленко, С. А. Социокультурная сфера современной Российской
Федерации [Электронный ресурс] / С. А. Бейгуленко // Исследовательский альманах. - 2013. - № 3.- Режим доступа:
http://www.t21.rgups.ru/archive/doc2008/7/01.doc
8. Белов, А. В. Информационное общество и
информационная культура в России: к постановке проблемы [Электронный ресурс] / А. В. Белов // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2009. - №1. - 198-202. - Режим доступа:
http://cyberlemnka.ru/article/n/mformatsionnoe-obschestvo-i-mformatsionnaya- kultura-v-rossii-k-postanovke-problemy
9. Березовская, С. И. Красноярский краевой статистический ежегодник /
С. И. Березовская. - Красноярск: Красноярскстат, 2015. - 497 с.
10. Болокова, М. А. Основные проблемы генезиса современной
массовой культуры в России [Электронный ресурс] / М. А. Болокова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - №3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZosnovnye-problemy-genezisa-
sovremennoy-massovoy-kultury-v-rossii
11. Брослав, Н. И. Роль менеджера СКД в организации досуговой деятельности в центрах дополнительного образования / Н. И. Брослав // Наука и современность. - 2014. -№ 29.- С. 48-50.
12. Васина, С. Е. Культурно-досуговая деятельность [Электронный ресурс] / С. Е. Васина // Система ценностей современного общества. - 2010. - № 16. - С. 204-208. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/article/n/kultumo- dosugovaya-deyatelnost
13. Вековцева, Т. А. Особенности досуговой деятельности
преподавателя вуза в современных условиях [Электронный ресурс] / Т. А. Вековцева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3. - С. 142-148. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-dosugovoy-deyatelnosti-prepodavatelya- vuza-v-sovremennyh-usloviyah
14. Гапонов, И. П. Теоретичесие аспекты проблемы
организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Электронный ресурс] / И. П. Гапонов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. - № 2. - С. 27-30. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZteoretichesie-aspekty-problemy-
organizatsii-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii
15. Головина, Г. В. Функции досуговой деятельности как наиболее
значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества [Электронный ресурс] / Г. В. Головина // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2011. - №4. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ruZarticle/n/funktsii-dosugovoy-deyatelnosti-kak-naibolee- znachimye-ee-harakteristiki-v-aspekte-sootvetstviya-potrebnostyam-chlenov- obschestva.
16. Головина, Г. В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Электронный ресурс] / Г. В. Головина // Вестник
Адыгейского государственного университета. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-dosuga-kak-faktor-formirovaniya-
Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - № 9.
- С. 35-38. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/model-protsessa- podgotovki-buduschih-spetsialistov-sfery-kultury-k-professionalno-tvorcheskoy-
samorealiza
18. Григорьева, Е. А. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студенческой молодежи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры [Электронный ресурс] / Е. А. Григорьева // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya- formirovaniya-pravovoy-kultury-studencheskoy-molodezhi-v-protsesse- vzaimodeystviya-vuzov-i
19. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально- культурной деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - 504с.
20. Губский, Е. Ф. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский. - Москва: Инфа, 2007. - 576 с.
21. Гудина, Т.В. Досуговое творчество детей-инвалидов [Электронный ресурс] / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 241-245. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dosugovoe-tvorchestvo-detey-invalidov
22. Гуревич, Е. Продолжая традиции : о музыкальном воспитании и образовании в ФРГ / Е. Гуревич // Музыкальное образование: уроки истории- Москва: МГК им. П. Чайковского, 1991. - С. 111-129.
23. Дергунова, Н. В. Социокультурная динамика регионов в условиях финансово-экономического кризиса [Электронный ресурс] / Н. В. Дергунова // Социологические исследования. - 2011. - №7. - С. 140-141.
24. Дмитриева, Т. А. Особенности работы с детьми дошкольного возраста в детской музыкальной школе [Электронный ресурс] / Т. А. Дмитриева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3.- С. 68-70. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-raboty-s-detmi-doshkolnogo- vozrasta-v-detskoy-muzykalnoy-shkole
25. Долженкова, М. И. Современные тенденции развития
информационно-просветительных технологий социально¬
культурной деятельности [Электронный ресурс] / М. И. Долженкова // Вестник Тамбовского университета. - 2011. - № 12. - 601-606. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-informatsionno- prosvetitelnyh-tehnologiy-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti
26. Едышев, Д. В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / Д. В. Едышев // CETERIS PARIBUS. - 2015. - №2. - С. 30-34. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-professionalno-znachimyh- svoystv-lichnosti-v-protsesse-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti
27. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность: учебник /
А. Д. Жарков. — Москва: МГУК, 2002. — 288 с.
28. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков. —Москва: МГУК, 2002.—288 с.
29. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно¬досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков.— Москва: МГУКИ, 2007. — 480 с.
30. Зайнутдинова, А. Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодежи в условиях трансформации общества [Электронный ресурс] / А. Р. Зайнутдинова // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - № 8. - С. 66-70. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-formirovaniya-dosugovyh- interesov-molodezhi-v-usloviyah-transformatsii-obschestva
31. Зайнутдинова, А. Р. Теоретическое обоснование проблемы формирования досуговых интересов современной молодежи [Электронный ресурс] / А. Р. Зайнутдинова //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZteoreticheskoe-obosnovanie-problemy-formirovaniya- dosugovyh-interesov-sovremennoy-molodezhi
32. Зайцева, Т. И. Инновационный подход к осмыслению теоретических проблем культурно-досуговой деятельности / Т. И. Зайцева// Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 6. - С. 120-123.
33. Запорожец, А. В. Психология: учебник/ А. В. Запорожец. — Москва: Просвещение, 2005. - 283с.
34. Захаров, Д. Н. Социокультура как важнейший фактор модернизации отношений высшего образования и рынка труда [Электронный ресурс] / Д. Н.
Захаров // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - №5. - С. 153-157. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZsotsiokultura-kak-
vazhneyshiy-faktor-modernizatsii-otnosheniy-vysshego-obrazovaniya-i-rynka-truda
35. Зверев, П. А. Особенности анимационной деятельности с подростками: поиск новых технологий [Электронный ресурс] / П. А. Зверев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2014. - № 20. - С. 165-171. - Режим доступа: http://cyberleninka.ruZarticle/nZosobennosti- animatsionnoy-deyatelnosti-s-podrostkami-poisk-novyh-tehnologiy
36. Зендриков, Ю. М. Социокультурная сфера: проблемы и опыт реформирования / Ю. М. Зендриков // Труды ИСА РАН. — 2008. — №. 34-
С.149-178.
37. Ивахненко, А. А. Профессиональная деквалификация
учителя детской музыкальной школы: социально-педагогические аспекты
[Электронный ресурс] / А. А. Ивахненко // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. — 2015. — №1. — С. 41-44. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-dekvalifikatsiya-uchitelya-detskoy- muzykalnoy-shkoly-sotsialno-pedagogicheskie-aspekty
38. Ивина, А. А. Философия: Энциклопедический словарь /
А. А. Ивина. - Москва: Олма - Пресс, 2004. - 1072 с.
39. Игошина, Н. В. Проектная деятельность в педагогике саморазвития
[Электронный ресурс] / Н. В. Игошина // Начальная школа плюс до и после. - 2014. — № 01. — С. 20-23. —Режим доступа:
http://school2100.com/upload/iblock/464/Igoshina.pdf
40. Кабадейцева, О. В. Эволюция понятия «Досуг молодежи» в истории социологических концепций [Электронный ресурс] / О. В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. - 2011. -№ 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-dosug-molodezhi-v- istorii-sotsiologicheskih-kontseptsiy
41. Калимуллина, О. А. Досуг как сфера проявления и развития творческой направленности личности [Электронный ресурс] / О. А. Калимуллина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 26. - С. 241-248. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-sfera-proyavleniya-i-razvitiya- tvorcheskoy-napravlennosti-lichnosti
42. Камнев, А. В. Организационно-экономическое развитие деятельности культурно-досуговых учреждений в процессе использования технологий интернального маркетинга [Электронный ресурс] / А. В. Камнев // Вестник Омского университета. - 2013. - № 3. - 182-184. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskoe-razvitie- deyatelnosti-kulturno-dosugovyh-uchrezhdeniy-v-protsesse-ispolzovaniya-tehnologiy
43. Кашапова, Л. М. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей / Л. М. Кашапова// Музыка в школе. — 2004. — № 4. — С.24-33.
44. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; под. общ. ред. Т. Г. Киселева. — Москва МГУКИ, 2004. —539 с.
45. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников ; под. общ. ред. Т. Г. Киселева. —Москва: МГУК, 1995. — 288 с.
46. Клюско, Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России: учебник / Е. М. Клюско. —Москва : МГУКИ, 1999. — 132 с.
47. Кожемякина, О. А. Социальная адаптация подростков средствами культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / О. А. Кожемякина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №1. - С. 271-273. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-podrostkov- sredstvami-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-1
48. Комиссарова, С. А. Социально-культурная сущность клубных учреждений [Электронный ресурс] / С. А. Комиссарова // Вестник славянских культур. - 2008. - № 3. - С. 159-166. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-suschnost-klubnyh-uchrezhdeniy
49. Кондратенко, Н. В. Социальная роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного времени / Н. В. Кондратенко // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2011. — № 3. — С. 39-43.
50. Кондратюк, Т. А. Формирование культурно-досуговой
компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Т. А. Кондратюк // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 323-330. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kulturno-dosugovoy-kompetentnosti- starsheklassnikov-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey
51. Литвинцева, Г. Ю. Исследовательское пространство социально¬
культурной деятельности [Электронный ресурс] / Г. Ю. Литвинцева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. -
2012. - №1. - С. 90-102. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskoe-prostranstvo-sotsialno-kulturnoy- deyatelnosti
52. Лоренц, В. В. Роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков / В. В. Лоренц // Вестник Тамбовского университета. -2012. - № 3. - №. 107. - С. 152-156.
53. Луховская, О. К. Экономические аспекты трансформации отрасли культуры в современной экономике и ее развития как сферы художественной деятельности / О. К. Луховская // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. — 2009. —№5. — С.82-89.
54. Мавлютова, З. А. Формирование этнокультурной компетенции подростков в процессе взаимодействия школы и учреждений культурно¬досугового типа [Электронный ресурс] / З. А. Мавлютова // Вестник Тамбовского университета. - 2009. - № 12. - 221-223. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-kompetentsii-podrostkov- v-protsesse-vzaimodeystviya-shkoly-i-uchrezhdeniy-kulturno-dosugovogo-tipa
55. Макаренко, А. С. Книга для родителей : учебное пособие /
А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 2013. - 342 с.
56. Макаров, А. В. Изучение культурно-досуговой деятельности в условиях ВУЗа/ А. В. Макаров // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - № 11.- С. 46-52.
57. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии: учебник / Т. Д. Марцинковская.— Москва: Владос, 1998. - 272 с.
58. Морозов, Г. Н. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и
решения [Электронный ресурс] / Г. Н. Морозов // Власть. - 2013. - № 7. - С. 82¬85. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovye-
uchrezhdeniya-problemy-i-resheniya-na-opyte-leningradskoy-obl
59. Мударисова, А. А. Проблема формирования ценностно-смысловых
компетенций молодежи в условиях досуга [Электронный ресурс] / А. А. Мударисова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-tsennostno-smyslovyh- kompetentsiy-molodezhi-v-usloviyah-dosuga-1
60. Мударисова, А. А. Ценностно-смысловые компетенции как средство
формирования досуговыхпотребностей молодежи в условиях
деятельности культурно-досуговых учреждений [Электронный ресурс] / А. А. Мударисова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 3. - 121-124. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye- kompetentsii-kak-sredstvo-formirovaniya-dosugovyh-potrebnostey-molodezhi-v- usloviyah-deyatelno sti-kulturno
61. Мудрик, А. В. Основы социальной педагогики: учебник /
А. В. Мудрик. — Москва: Академия, 2006. — 207 с.
62. Музыкальная школа им. Н. Римского-Корсакова [Электронный ресурс] /—Режим доступа: http://rimkor.edu.ru.
63. Музыкальная школа им. С. Прокофьева [Электронный ресурс] / —Режим доступа: http://msprokofiev.ru
64. Музыкальная школа п. Мотыгино [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://motdmsh.krn.muzkult.ru/sub_shcol/
65. Муртазина, Г. Р. Проектирование и реализация модели
формирования музыкальной культуры молодежи в культурно- досуговых учреждениях малого города [Электронный ресурс] / Г. Р. Муртазина,
З. М. Явгильдина // Филология и культура. - 2011. - № 26. - 372-377. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-i-realizatsiya-modeli-
formirovaniya-muzykalnoy-kultury-molodezhi-v-kulturnodosugovyh- uchrezhdeniyah-malogo-goroda
66. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник / В. С. Мухина. - Москва: Дрофа, 2009. — 456 с.
67. Незамаева, М. А. Потенциал региональных культурно¬досуговых учреждений в адаптации детей-инвалидов [Электронный ресурс] / М. А. Незамаева // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZpotentsial-regionalnyh-kulturno- dosugovyh-uchrezhdeniy-v-adaptatsii-detey-invalidov
68. Новаторов, В. Е. Информационное обеспечение маркетинговых
программ в практике культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / В.Е. Новаторов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №3. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obespechenie-marketingovyh- programm-v-praktike-kulturno-dosugovoy-deyatelnosti-1
69. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г. Н. Новикова. —Москва: МГУКИ, 2010.— 173 с.
70. Ободова, Ю. Ю. Музыкальная школа для взрослых: о прошлом и настоящем любительского музыкального образования / Ю. Ю. Ободова // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2013. —№ 1. —С. 73-76.
71. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведовой ; под общ. ред. Н. Ю. Шведовой. — Москва: Русский язык, 1990. — 917 с.
72. Окунева, Ю. Е. Роль мотивации в учебной деятельности студентов- менеджеров социально-культурной сферы [Электронный ресурс] / Ю. Е. Окунева // Мир науки, культуры, образования.— 2014. — № 3. — С. 123¬127. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7rol-motivatsii-v-uchebnoy- deyatelnosti-studentov-menedzherov-sotsialno-kulturnoy-sfery
73. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь /Г. В. Осипов. — Москва: Норма, 2000. — 488 с.
74. Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы. — Красноярск : [б. и.], 2009.
75. Паршина, С. В. Проектная деятельность как средство достижения нового образовательного результата [Электронный ресурс] / С. В. Паршина // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — №: 11. — C. 53-56. —Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/daa0aa131c62c8253329c07.pdf
76. Перегудов, А. А. Педагогическая модель взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и вузов по развитию толерантного сознания молодежи [Электронный ресурс] / А. А. Перегудов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. - №11. - С. 116-120. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya- model-vzaimodeystviya-uchrezhdeniy-kulturno-dosugovogo-tipa-i-vuzov-po- razvitiyu-tolerantnogo-soznaniya-molodezhi-na
77. Петровский, А. В. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский ; под общ. ред. М. Г. Ярошевского. — Москва: Политиздат, 1990. — 494 с.
78. Пилко, И. С. Технологические процессы в библиотечной работе : учебник / И.С. Пилко. — Москва : Либерия-Бибинформ, 2005. - 176 с.
79. Писанко, В. А. Культурно-досуговая деятельность как сфера социализации человека и гуманизации общества [Электронный ресурс] / В. А.
Писанко // Человек и образование. - 2008. - № 2. - 64-68. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-kak-sfera- sotsializatsii-cheloveka-i-gumanizatsii-obschestva
80. Погодаев, С. М. Модель преемственности развития художественно¬творческих способностей учащихся в учреждениях социально¬культурной деятельности [Электронный ресурс] / С. М. Погодаев // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - №6. - С. 227-231. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/model-preemstvennosti-razvitiya-hudozhestvenno- tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-v-uchrezhdeniyah-sotsialno-kulturnoy
81. Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь /
А. М. Прохоров. — Москва: Советская энциклопедия, 1980. — 1599с.
82. Разумова, М. С. Направления развития учреждений культурно
досуговой сферы [Электронный ресурс] / М. С. Разумова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 82. - С. 33-34. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7napravleniya-razvitiya-
uchrezhdeniy-kulturno-dosugovoy-sfery
83. Редреева, Т. Н. Процесс взаимодействия семьи и школы в социализации личности ребенка через музыкальное образование / Т. Н. Радреева// Проблемы и перспективы развития образования в России. —2010. —№ 1. —С. 29-33.
84. Рукша, Г. Л. Доклад о развитии культуры в Красноярском крае в 2008 году / Г. Л. Рукша. — Красноярск : Литера-принт, 2009. — 235 с.
85. Рыбкина, О. Н. Проблемы истории общества и культуры в России
феномен культурной революции [Электронный ресурс] / О. Н. Рыбкина // Аналитика культурологи. - 2013. - № 25. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-istorii-obschestva-i-kultury-v-rossii- fenomen-kulturnoy-revolyutsii
86. Рябков, В. М. Историография функций культурно-досуговых учреждений: учебник / В. М. Рябков.— Москва: МГУКИ, 2010. — 214 с.
87. Самовик, О. А. Детские музыкальные школы и детские школы
искусств в системе современного модернизирующегося музыкального образования [Электронный ресурс] / О. А. Самовик // Вестник Адыгейского государственного университета. —2013. —№ 2 —Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/detskie-muzykalnye-shkoly-i-detskie-shkoly-iskusstv- v-sisteme-sovremennogo-moderniziruyuschegosya-muzykalnogo-obrazovaniya
88. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. —Москва: Академия, 2002. —576 с.
89. Смаргович, И. Л. Основные характеристики учреждений культурно¬
досуговой сферы [Электронный ресурс] / И. Л. Смаргович// Культурное обозрение. — 2014. — №2. —Режим доступа:
http://repository.buk.by:8080/jspui/bitstream.pdf
90. Сраджев, В. П. Развитие системы музыкального образования в России: ретроспективный анализ [Электронный ресурс] / В. П. Сраджев// Наука. Искусство. Культура. - 2013. -№ 2. - С. 129-136. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-muzykalnogo-obrazovaniya-v-rossii- retrospektivnyy-analiz-na-primere-detskih-shkol-iskusstv
91. Сухомлинский, В. А. Потребность человека в человеке : учебник /
В. А. Сухомлинский. —Москва: Россия, 2011.— 96 с.
92. Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры / Р. А. Тельчарова — Москва: Просвещение,1991. —158 с.
93. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие /
B. В. Туев // Учен.зап.Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — 2001. — № 23. —
C. 25-39.
94. Тулькибаева, Н. Н. Педагогическая энциклопедия: учебник /Н. Н. Тулькибаева. — Москва : Восток, 2003. — 274 с.
95. Тюрина, Л. А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Тюрина Лариса Александровна. — Тамбов, 2007. -175 с.
96. Фаблинова, О. Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий [Электронный ресурс] / О. Н. Фаблинова // Социологический альманах. - 2012. - №3. - С. 345-355. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-posledstviya-provedeniya- dosuga-posredstvom-ispolzovaniya-internet-tehnologiy
97. Файзрахманова, Г. К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Электронный ресурс] / Г. К. Файзрахманова // Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2015. -№ 1. - С. 169-172. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-dosugovoy-aktivnosti-lichnosti-v- usloviyah-sotsiokulturnoy-praktiki-sravnitelnyy-analiz-ponyatiy
98. Фалеева, Л. В. Применение социально-культурных технологий в воспитательной системе вуза как фактор повышения организационной культуры студентов [Электронный ресурс] / Л. В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7primenenie-sotsialno-kultumyh-tehnologiy-v- vospitatel-noy-sisteme-vuza-kak-faktor-povysheniya-organizatsionnoy-kultury- studentov
99. Феоктистова, С. В. Взаимодействие с общественностью
профессиональная функция социально-культурного работника [Электронный ресурс] / С. В. Феоктистова // Среднее профессиональное образование. —2010. —№ 10 — С. 36-37.—Режим доступа: http://cyberleninka.
ru/article/n/vzaimodeystvie-s-obschestvennostyuprofessionalnaya-funktsiya- sotsialno-kulturnogo-rabotnika