ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
1 Специфика деятельности культурно-досугового учреждения 11
1.1 Общая характеристика деятельности культурно-досугового
учреждения 11
1.2 Особенности функционала культурно-досугового учреждения 18
2Применение дифференциальных технологий социально-культурной
деятельности в культурно-досуговом учреждении 28
2.1 Дифференциальные технологии социально-культурной
деятельности 28
2.2 Дифференциальные технологии социокультурной деятельности как
средство формирования функционала культурно-досугового учреждения 34
3. Проект расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 42
3.1 Анализ социо-культурной среды и пути расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 42
3.2 Проект расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 55
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение
1 Специфика деятельности культурно-досугового учреждения 11
1.1 Общая характеристика деятельности культурно-досугового
учреждения 11
1.2 Особенности функционала культурно-досугового учреждения 18
2Применение дифференциальных технологий социально-культурной
деятельности в культурно-досуговом учреждении 28
2.1 Дифференциальные технологии социально-культурной
деятельности 28
2.2 Дифференциальные технологии социокультурной деятельности как
средство формирования функционала культурно-досугового учреждения 34
3. Проект расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 42
3.1 Анализ социо-культурной среды и пути расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 42
3.2 Проект расширения функционала культурно-досугового учреждения в ДШИ пгт. Березовка 55
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение
В современной России происходят существенные изменения во всех областях деятельности, главной из которых на наш взгляд является образование и культура. Данные изменения происходят в связи с осознанием обществом ряда острых проблем, среди них: падение уровня общей культуры населения, разрушение традиционных норм и ценностей, распространение элементов упрощенной массовой культуры. Подобная ситуация характеризуется рядом таких негативных моментов, как настроение бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющаяся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании и пр. [95]. Результатом преобразований стало введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов для всех учреждений образования, в том числе для дополнительного образования, к которому относятся и детские школы искусств.
Актуальность исследования
Актуальность изучения темы исследования обусловлена современными реалиями, в которых происходит модернизация социокультурной сферы, повышение требований к культурно-досуговым учреждениям при отсутствии методических рекомендаций и опыта практической работы в новых условиях. В сложившейся ситуации культурно-досуговые учреждения, чтобы «идти в ногу со временем», должны подробно изучать новую нормативно-правовую базу современных требований к КДУ, ФГОС ДО, ФГОС ООО, чтобы деятельность учреждений культуры согласовывалась с требованиями государства к сфере культуры.
В тоже время не совсем понятно как проявится внесение изменений в целевую аудиторию КДУ на работе самого учреждения. То есть внедрение новых концепций или правил работы неизбежно повлекут собой изменения, но не только в рамках финансовых вопросов, речь идёт о функциональных, морфологических изменениях в работе учреждений.
Ежегодно учреждения социокультурной сферы представляют результаты своей деятельности в Министерство культуры Красноярского края, где с них требуют краткую информацию по всем старым и новым направлениям деятельности. Так, отчетность ведется в области обеспечения поступлений школьников из учреждения дополнительного образования в сфере культуры в профильные учебные заведения; в наличие одаренных детей и побед в различного рода творческих конкурсах; в наличие проектной деятельности в школах; участие в грантах; наличие активной методическая работы, публикаций в научной периодике, работа со СМИ, спонсорами и пр. Таким образом, обнаруживается проблема исследования — между необходимостью соответствовать новым требованиям к КДУ и тем, что педагогические кадры не готовы принимать эти условия именно потому, что они будут принципиально менять их должностные функции.
Значимость проблемы исследования определяется недостаточным количеством кадров в учреждениях КДУ, нежеланием потенциальных работников идти в эту сферу, которая обременена большим спектром трудностей, нерегулярным графиком работы, недостаточной оплатой труда. Таким образом, в социокультурной сфере наблюдается уменьшение количества молодых креативных и творческих кадров, а те, кто давно работает в КДУ, зачастую не желают адаптироваться к новым современным условиям, предпочитая действовать по старинке.
Вместе с тем актуальность исследования продиктована еще одной современной тенденцией — финансированием КДУ по остаточному принципу, введением муниципального задания от учредителя, в связи с чем учреждения культуры вынуждены искать новые формы «заработка» и заниматься продвижением культурного продукта, осуществлять мониторинг востребованности культурных запросов общества и предлагать новые услуги, которые будут идти в согласии с новыми требованиями к СКД.
Среди возможных новых форм заработка Детской школы искусств может быть предложены платные услуги: продажа билетов на мероприятия (ранее бесплатные) по символической цене, введение образовательных услуг для взрослых (занятия специальности по музыкальному инструменту, занятие художественным творчеством, вокальным искусством и пр.), увеличение дополнительных образовательных услуг для детей (предмет по выбору - синтезатор, вокал, вокально-инструментальная студия и т.п., реализующиеся помимо учебного плана образовательного учреждения), передача инструментов в прокат для учащихся школы, в целях организации домашних занятий.
Отметим, что дополнительное финансирование КДУ может получить от участия в грантах и проектной деятельности, за счет участия в программах поддержки социо-культурной сферы на краевом уровне. Помимо этого администрации КДУ поставлена в рамки, предполагающие тесную работу со спонсорами, которые могут частично покрывать затраты на рекламу, обеспечивать вручение подарков детям за победы в творческих конкурсах и пр.
Продвижение культурного продукта может осуществляться за счет популяризации вокального, инструментального и художественного творчества посредствам массовых мероприятий для всех слоев населения, размещением рекламных буклетов на информационных стендах, в СМИ, на страницах официального сайта школы. Также рекламная деятельность КДУ может основываться на рассылке информационных писем и буклетов посредствам электронной почты, созданием профилей учреждений КДУ в социальных интернет-сетях, где КДУ получит возможность общаться с населением, получать свежую информацию в современных рамках социальных сетей и мультемедийных ресурсов.
Для эффективной деятельности КДУ администрацией этих учреждений необходимо осуществлять мониторинг востребованности услуг КДУ у населения, который позволит определить запросы общества в области социо¬культурной сферы, определить негативные и положительные тенденции, понять проблемные зоны общественного сознания в области культуры. Благодаря проведенному мониторингу и посредствам реализации проектов СКД в дальнейшем можно улучшить ситуацию в проблемном поле, донести до общественности итоги своей деятельности и, таким образом, актуализировать важность учреждений СКД и подчеркнуть их продуктивную деятельность.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Диверсификация функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности» и подчеркивает актуальность работы.
Степень научной разработанности темы.
В процессе теоретического исследования по теме выпускной квалификационной работы мы обращались к отечественным и зарубежным исследованиям. Для нашей выпускной работы был крайне полезен учебник Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова «Основы социально-культурной деятельности» [45], в котором рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально¬культурной деятельности. Методологические аспекты проблемы исследования находили отражение в учебном пособии Е. И. Григорьевой «Современные технологии социально-культурной деятельности» [19], которые позволили изучить сущность разнообразных социально-культурных технологий и выделить наиболее значимые виды и формы культурно-досуговой деятельности с различными социальными группами.
Особый интерес представляют для нас труды Ю. М. Зендрикова, С. И. Котельникова [36] о проблеме и опыте реформирования социокультурной сферы, С. А. Бейгуленко о сущности и формах развития социокультурной сферы Российской Федерации [7], учебное пособие В. М. Чижикова,
В. В. Чижиковой «Введение в социокультурный менеджмент» [103], работа
А. Д. Жаркова «Теория и технология культурно-досуговой деятельности» [29], труды Г. Н. Новиковой о технологических основах социально-культурной деятельности [69] .
Полезной работой для нашего исследования была работа Н. Н. Ярошенко о сущностной диверсификации социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия [105]. Особый интерес представляли работы Ю. Ю. Ободова рассматривающего музыкальную школу для взрослых, ее прошлое и настоящее для любительского музыкального образования [70]. Также мы опирались на учебное пособие В. М. Рябкова, описывающего историография функций культурно-досуговых учреждений [86].
Социальную роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного времени рассматривала в своих статьях Н. В. Кондратенко [49]. Инновационный подход к осмыслению теоретических проблем культурно-досуговой деятельности рассматривала в своих работах Т. И. Зайцева [32]. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей анализировала Л. М. Кашапова [43]. Интерес в рамках выпускной квалификационной работы представляет работа Т. Н. Редреевой, рассматривающей процесс взаимодействия семьи и школы в социализации личности ребенка через музыкальное образование [83].
Для нашего исследования также полезны были статьи В. В. Лоренц, который рассматривал роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков [52].
Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, связанные с организацией педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей с использованием дифференциальных технологий социально-культурной деятельности, тема «Диверсификация функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности» кажется нам недостаточно разработанной и поэтому актуальной.
Цель исследования: изучение процесса диверсификации функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социо-культурной деятельности.
Объект исследования возможности для диверсификации функций культурно-досугового учреждения.
Предмет исследования: дифференциальные технологии социально¬культурной деятельности.
Гипотеза: внедрение в деятельность культурно досуговых учреждений образовательных услуг для взрослого населения приводит к изменению функций этих учреждений.
Задачи исследования:
- выявить особенности деятельности культурно-досугового учреждения и его функционал;
- исследовать специфику дифференциальных технологий социально-культурной деятельности;
- провести анализ условий диверсификации функций культурно¬досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально¬культурной деятельности;
- организовать и провести практическое изучение диверсификации функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности на примере детской школы искусств пгт. Березовка.
Методологические основы исследования является рассмотрение социально-культурной деятельности учреждений культуры как системы выполнения ими различных функций. Мы опирались на искусствоведческие, педагогические, философские и социологические труды о специфике социокультурной деятельности и выполнению различных функций таких исследователей, как С. А. Бейгуленко [7], Е. И. Григорьевой [19], А. Д. Жаркова [27, 28, 29], Т. И. Зайцева [32], Ю. М. Зендрикова [36], Л. М. Кашапова [43], Т. Г. Киселевой [44, 45], Н. В. Кондратенко [49], С.И. Котельникова [36], Ю. Д. Красильникова [44, 45], В. В. Лоренц [52], Г. Н. Новиковой [69],
Ю. Ю. Ободова [70], Т. Н. Редреевой [83], В. М. Рябкова [86], В. М. Чижикова [103], В. В. Чижиковой [103], Н. Н. Ярошенко [105] и др.
В соответствии целями и задачами исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (изучение культурологической, социологической, научно-методической литературы по теме исследования и учебно¬методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта культурных и образовательных учреждений);
- эмпирические (опрос, анкетирование);
- математические (количественный и качественный анализ результатов).
Методики исследования:
- опрос среди жителей района (востребованность различных видов деятельности ДШИ);
- опрос среди работников (что могут предложить, будут ли работать, какой тип программы);
- срез по музыкальным школам, школам искусств и художественным школам (по организации работы школы для взрослых).
Экспериментальной базой исследования по проверке выдвинутой гипотезы стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение детская школа искусств пгт. Березовка Красноярского края, а также проводился срез в учреждениях дополнительного образования Красноярского края (ДМШ, ДХШ, ДШИ на наличие образовательных услуг, оказываемых для взрослого населения).
Апробация работы. Участие в Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016» в секции «Современные креативные и культуротворческие технологии: теория и практика» с темой «Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности в проекте «Путь к творчеству» как инструмент диверсификации функций учреждения дополнительного образования детей (на базе ДШИ и ДМШ Красноярского края)». Также мы участвовали в первой краевой педагогической ассамблее «Приглашение к творчеству» в Красноярском колледже искусств имени П.И. Иванова-Радкевичав статье «Диверсификация функций учреждений дополнительного образования детей».
Актуальность исследования
Актуальность изучения темы исследования обусловлена современными реалиями, в которых происходит модернизация социокультурной сферы, повышение требований к культурно-досуговым учреждениям при отсутствии методических рекомендаций и опыта практической работы в новых условиях. В сложившейся ситуации культурно-досуговые учреждения, чтобы «идти в ногу со временем», должны подробно изучать новую нормативно-правовую базу современных требований к КДУ, ФГОС ДО, ФГОС ООО, чтобы деятельность учреждений культуры согласовывалась с требованиями государства к сфере культуры.
В тоже время не совсем понятно как проявится внесение изменений в целевую аудиторию КДУ на работе самого учреждения. То есть внедрение новых концепций или правил работы неизбежно повлекут собой изменения, но не только в рамках финансовых вопросов, речь идёт о функциональных, морфологических изменениях в работе учреждений.
Ежегодно учреждения социокультурной сферы представляют результаты своей деятельности в Министерство культуры Красноярского края, где с них требуют краткую информацию по всем старым и новым направлениям деятельности. Так, отчетность ведется в области обеспечения поступлений школьников из учреждения дополнительного образования в сфере культуры в профильные учебные заведения; в наличие одаренных детей и побед в различного рода творческих конкурсах; в наличие проектной деятельности в школах; участие в грантах; наличие активной методическая работы, публикаций в научной периодике, работа со СМИ, спонсорами и пр. Таким образом, обнаруживается проблема исследования — между необходимостью соответствовать новым требованиям к КДУ и тем, что педагогические кадры не готовы принимать эти условия именно потому, что они будут принципиально менять их должностные функции.
Значимость проблемы исследования определяется недостаточным количеством кадров в учреждениях КДУ, нежеланием потенциальных работников идти в эту сферу, которая обременена большим спектром трудностей, нерегулярным графиком работы, недостаточной оплатой труда. Таким образом, в социокультурной сфере наблюдается уменьшение количества молодых креативных и творческих кадров, а те, кто давно работает в КДУ, зачастую не желают адаптироваться к новым современным условиям, предпочитая действовать по старинке.
Вместе с тем актуальность исследования продиктована еще одной современной тенденцией — финансированием КДУ по остаточному принципу, введением муниципального задания от учредителя, в связи с чем учреждения культуры вынуждены искать новые формы «заработка» и заниматься продвижением культурного продукта, осуществлять мониторинг востребованности культурных запросов общества и предлагать новые услуги, которые будут идти в согласии с новыми требованиями к СКД.
Среди возможных новых форм заработка Детской школы искусств может быть предложены платные услуги: продажа билетов на мероприятия (ранее бесплатные) по символической цене, введение образовательных услуг для взрослых (занятия специальности по музыкальному инструменту, занятие художественным творчеством, вокальным искусством и пр.), увеличение дополнительных образовательных услуг для детей (предмет по выбору - синтезатор, вокал, вокально-инструментальная студия и т.п., реализующиеся помимо учебного плана образовательного учреждения), передача инструментов в прокат для учащихся школы, в целях организации домашних занятий.
Отметим, что дополнительное финансирование КДУ может получить от участия в грантах и проектной деятельности, за счет участия в программах поддержки социо-культурной сферы на краевом уровне. Помимо этого администрации КДУ поставлена в рамки, предполагающие тесную работу со спонсорами, которые могут частично покрывать затраты на рекламу, обеспечивать вручение подарков детям за победы в творческих конкурсах и пр.
Продвижение культурного продукта может осуществляться за счет популяризации вокального, инструментального и художественного творчества посредствам массовых мероприятий для всех слоев населения, размещением рекламных буклетов на информационных стендах, в СМИ, на страницах официального сайта школы. Также рекламная деятельность КДУ может основываться на рассылке информационных писем и буклетов посредствам электронной почты, созданием профилей учреждений КДУ в социальных интернет-сетях, где КДУ получит возможность общаться с населением, получать свежую информацию в современных рамках социальных сетей и мультемедийных ресурсов.
Для эффективной деятельности КДУ администрацией этих учреждений необходимо осуществлять мониторинг востребованности услуг КДУ у населения, который позволит определить запросы общества в области социо¬культурной сферы, определить негативные и положительные тенденции, понять проблемные зоны общественного сознания в области культуры. Благодаря проведенному мониторингу и посредствам реализации проектов СКД в дальнейшем можно улучшить ситуацию в проблемном поле, донести до общественности итоги своей деятельности и, таким образом, актуализировать важность учреждений СКД и подчеркнуть их продуктивную деятельность.
Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования «Диверсификация функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности» и подчеркивает актуальность работы.
Степень научной разработанности темы.
В процессе теоретического исследования по теме выпускной квалификационной работы мы обращались к отечественным и зарубежным исследованиям. Для нашей выпускной работы был крайне полезен учебник Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова «Основы социально-культурной деятельности» [45], в котором рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально¬культурной деятельности. Методологические аспекты проблемы исследования находили отражение в учебном пособии Е. И. Григорьевой «Современные технологии социально-культурной деятельности» [19], которые позволили изучить сущность разнообразных социально-культурных технологий и выделить наиболее значимые виды и формы культурно-досуговой деятельности с различными социальными группами.
Особый интерес представляют для нас труды Ю. М. Зендрикова, С. И. Котельникова [36] о проблеме и опыте реформирования социокультурной сферы, С. А. Бейгуленко о сущности и формах развития социокультурной сферы Российской Федерации [7], учебное пособие В. М. Чижикова,
В. В. Чижиковой «Введение в социокультурный менеджмент» [103], работа
А. Д. Жаркова «Теория и технология культурно-досуговой деятельности» [29], труды Г. Н. Новиковой о технологических основах социально-культурной деятельности [69] .
Полезной работой для нашего исследования была работа Н. Н. Ярошенко о сущностной диверсификации социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия [105]. Особый интерес представляли работы Ю. Ю. Ободова рассматривающего музыкальную школу для взрослых, ее прошлое и настоящее для любительского музыкального образования [70]. Также мы опирались на учебное пособие В. М. Рябкова, описывающего историография функций культурно-досуговых учреждений [86].
Социальную роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного времени рассматривала в своих статьях Н. В. Кондратенко [49]. Инновационный подход к осмыслению теоретических проблем культурно-досуговой деятельности рассматривала в своих работах Т. И. Зайцева [32]. Взаимодействие семьи и школы в музыкальном образовании детей анализировала Л. М. Кашапова [43]. Интерес в рамках выпускной квалификационной работы представляет работа Т. Н. Редреевой, рассматривающей процесс взаимодействия семьи и школы в социализации личности ребенка через музыкальное образование [83].
Для нашего исследования также полезны были статьи В. В. Лоренц, который рассматривал роль взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в формировании музыкальной культуры подростков [52].
Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, связанные с организацией педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей с использованием дифференциальных технологий социально-культурной деятельности, тема «Диверсификация функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности» кажется нам недостаточно разработанной и поэтому актуальной.
Цель исследования: изучение процесса диверсификации функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социо-культурной деятельности.
Объект исследования возможности для диверсификации функций культурно-досугового учреждения.
Предмет исследования: дифференциальные технологии социально¬культурной деятельности.
Гипотеза: внедрение в деятельность культурно досуговых учреждений образовательных услуг для взрослого населения приводит к изменению функций этих учреждений.
Задачи исследования:
- выявить особенности деятельности культурно-досугового учреждения и его функционал;
- исследовать специфику дифференциальных технологий социально-культурной деятельности;
- провести анализ условий диверсификации функций культурно¬досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально¬культурной деятельности;
- организовать и провести практическое изучение диверсификации функций культурно-досугового учреждения средствами дифференциальных технологий социально-культурной деятельности на примере детской школы искусств пгт. Березовка.
Методологические основы исследования является рассмотрение социально-культурной деятельности учреждений культуры как системы выполнения ими различных функций. Мы опирались на искусствоведческие, педагогические, философские и социологические труды о специфике социокультурной деятельности и выполнению различных функций таких исследователей, как С. А. Бейгуленко [7], Е. И. Григорьевой [19], А. Д. Жаркова [27, 28, 29], Т. И. Зайцева [32], Ю. М. Зендрикова [36], Л. М. Кашапова [43], Т. Г. Киселевой [44, 45], Н. В. Кондратенко [49], С.И. Котельникова [36], Ю. Д. Красильникова [44, 45], В. В. Лоренц [52], Г. Н. Новиковой [69],
Ю. Ю. Ободова [70], Т. Н. Редреевой [83], В. М. Рябкова [86], В. М. Чижикова [103], В. В. Чижиковой [103], Н. Н. Ярошенко [105] и др.
В соответствии целями и задачами исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (изучение культурологической, социологической, научно-методической литературы по теме исследования и учебно¬методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта культурных и образовательных учреждений);
- эмпирические (опрос, анкетирование);
- математические (количественный и качественный анализ результатов).
Методики исследования:
- опрос среди жителей района (востребованность различных видов деятельности ДШИ);
- опрос среди работников (что могут предложить, будут ли работать, какой тип программы);
- срез по музыкальным школам, школам искусств и художественным школам (по организации работы школы для взрослых).
Экспериментальной базой исследования по проверке выдвинутой гипотезы стало муниципальное бюджетное образовательное учреждение детская школа искусств пгт. Березовка Красноярского края, а также проводился срез в учреждениях дополнительного образования Красноярского края (ДМШ, ДХШ, ДШИ на наличие образовательных услуг, оказываемых для взрослого населения).
Апробация работы. Участие в Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016» в секции «Современные креативные и культуротворческие технологии: теория и практика» с темой «Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности в проекте «Путь к творчеству» как инструмент диверсификации функций учреждения дополнительного образования детей (на базе ДШИ и ДМШ Красноярского края)». Также мы участвовали в первой краевой педагогической ассамблее «Приглашение к творчеству» в Красноярском колледже искусств имени П.И. Иванова-Радкевичав статье «Диверсификация функций учреждений дополнительного образования детей».
В процессе деятельности над выпускной квалификационной работой мы пришли к выводу, что в современной России происходят существенные изменения во всех областях деятельности, главной из которых на наш взгляд является образование и культура. Данные изменения происходят в связи с осознанием обществом ряда острых проблем, среди них: падение уровня общей культуры населения, разрушение традиционных норм и ценностей, распространение элементов упрощенной массовой культуры. Подобная ситуация характеризуется рядом таких негативных моментов, как настроение бессмысленности существования, криминализация досуга, проявляющаяся в росте молодежной преступности, алкоголизме, наркомании и пр. [95]. Результатом преобразований стало введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов для всех учреждений образования, в том числе для дополнительного образования, к которому относятся и детские школы искусств.
Таким образом, изменения в сфере образования коснулись и современных учреждений дополнительного образования детей, от которых требуется расширение его функционала, приобщение к деятельности как можно большего числа людей, распространение социо-культурных традиций, нравов, увеличение форм и методов работы с населением. В сложившихся условиях учреждения дополнительного образования детей — детские школы искусств, музыкальные и художественные школы осуществляют поиск новых методов и форм работы, и должны при этом эффективно выполнять и основную свою деятельность — обучение детей различным видам искусств и творчеству.
Учреждения дополнительного образования детей выполняют следующие основные функции: образовательную, воспитательную (социальное
воспитание), проффессионально-ориентационную, рекреативно-оздоровительную, социокультурную, функции социальной защиты, социальной адаптации, социализации.
Но в большей мере все эти функции осуществляются относительно воспитанников — детей в возрасте от 5 (в группах раннего развития) до 18 лет, а для взрослых остается в большей степени пассивное участие в социо¬культурной жизни школы.
На наш взгляд учреждения дополнительного образования детей имеют возможность к расширению своего функционала, которое возможно через организацию самодеятельных хоров и оркестра среди взрослого населения, организацию урочной деятельности для взрослых как по музыкальным дисциплинам (в большей мере специальности) так и по художественным. Стоит отметить, что опыт подобной работы имеется у некоторых школ Красноярского края (как показало анкетирование среди директоров музыкальных, художественных школ и школ искусств), однако таких учреждений - единицы, что на наш взгляд является упущением.
В целях оптимизации деятельности детской школы искусств п.Березовка и расширению её функционала мы предлагаем внедрить в образовательный процесс проект «Путь к творчеству», позволяющий взрослому населению приобщиться к прекрасному миру искусства (музыкальному или изобразительному искусству).
В проекте предполагается усовершенствовать деятельность культурно-досугового учреждения за счет организации индивидуальных занятий по музыкальному, хоровому и изобразительному творчеству. В месяц каждый педагог должен провести 4 занятия с каждым обучающимся (по 3 человека у каждого специалиста), в течение 9 календарных месяцев (сентябрь-май). Администрация края и Школы искусств р.п. Березовка предоставляют для участников проекта учебные классы со всем необходимым оборудованием, организовывает в процессе работы выставки картин, музыкальные концерты.
Таким образом, изменения в сфере образования коснулись и современных учреждений дополнительного образования детей, от которых требуется расширение его функционала, приобщение к деятельности как можно большего числа людей, распространение социо-культурных традиций, нравов, увеличение форм и методов работы с населением. В сложившихся условиях учреждения дополнительного образования детей — детские школы искусств, музыкальные и художественные школы осуществляют поиск новых методов и форм работы, и должны при этом эффективно выполнять и основную свою деятельность — обучение детей различным видам искусств и творчеству.
Учреждения дополнительного образования детей выполняют следующие основные функции: образовательную, воспитательную (социальное
воспитание), проффессионально-ориентационную, рекреативно-оздоровительную, социокультурную, функции социальной защиты, социальной адаптации, социализации.
Но в большей мере все эти функции осуществляются относительно воспитанников — детей в возрасте от 5 (в группах раннего развития) до 18 лет, а для взрослых остается в большей степени пассивное участие в социо¬культурной жизни школы.
На наш взгляд учреждения дополнительного образования детей имеют возможность к расширению своего функционала, которое возможно через организацию самодеятельных хоров и оркестра среди взрослого населения, организацию урочной деятельности для взрослых как по музыкальным дисциплинам (в большей мере специальности) так и по художественным. Стоит отметить, что опыт подобной работы имеется у некоторых школ Красноярского края (как показало анкетирование среди директоров музыкальных, художественных школ и школ искусств), однако таких учреждений - единицы, что на наш взгляд является упущением.
В целях оптимизации деятельности детской школы искусств п.Березовка и расширению её функционала мы предлагаем внедрить в образовательный процесс проект «Путь к творчеству», позволяющий взрослому населению приобщиться к прекрасному миру искусства (музыкальному или изобразительному искусству).
В проекте предполагается усовершенствовать деятельность культурно-досугового учреждения за счет организации индивидуальных занятий по музыкальному, хоровому и изобразительному творчеству. В месяц каждый педагог должен провести 4 занятия с каждым обучающимся (по 3 человека у каждого специалиста), в течение 9 календарных месяцев (сентябрь-май). Администрация края и Школы искусств р.п. Березовка предоставляют для участников проекта учебные классы со всем необходимым оборудованием, организовывает в процессе работы выставки картин, музыкальные концерты.



