Оценка экономической эффективности открытия российско-итальянской лаборатории медицинской генетики при ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет»
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Экономика здравоохранения в РФ и за рубежом……...…………………..…10
1.1. Мировой и российский опыт финансирования здравоохранения..10
1.2. Экономика здравоохранения в Красноярском крае……………….25
1.3. Система финансирования высшего образования в России и зарубежных странах……………………………….……………………………39
1.4. Развитие учреждений медицинского образования в крае…………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Век высоких технологий отличается значительными успехами как в области физики и электроники, так и в области создания современных высокотехнологичных видов медицинской техники.
Правительством Российской Федерации, благодаря принятым мерам по
значительному увеличению финансирования федеральных учреждений здравоохранения, удалось обеспечить приоритетное развитие, в том числе дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи. С недавнего
времени появилось понятие и определение дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи, которое подчеркивает актуальность вопроса
при выполнении программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.
С недавнего времени появилось понятие и определение дорогостоящих
(высокотехнологичных) видов медицинской помощи, которое подчеркивает актуальность вопроса при выполнении программы государственных гарантий по
обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.
Дорогостоящие медицинские технологии - это медицинские технологии,
стоимость реализации которых превышает определенный пороговый уровень.
Такие технологии включаются в перечень, ежегодно утверждаемый в установленном порядке. Финансовые ресурсы на оказание дорогостоящих медицинских услуг выделяются отдельной строкой и рассчитываются, исходя из сложившейся потребности населения и финансовых возможностей бюджета и
ОМС. Для бесплатного предоставления дорогостоящих медицинских технологий определяются жесткие медицинские и социальные показания, с их учетом
устанавливается очередность доступа.[9,42]
При значительном достижении в области диагностики и лечения различных заболеваний развитие высоких технологий и, соответственно, рост стоимости медицинской помощи привели к тому, что не обеспечивается всеобщий,
равный и неограниченный доступ ко всем дорогостоящим (высокотехнологич-4
ным) видам медицинской помощи. В то же время при оказании дорогостоящих
видов медицинской помощи необходимо обеспечить разумный баланс между
стоимостью и эффективностью используемых средств и ресурсов.
При оказании дорогостоящих видов медицинской помощи для населения
Российской Федерации обостряются проблемы, требующие реструктуризации,
совершенствования финансирования и оптимизации использования ресурсов
научных центров федерального подчинения, оказывающих дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи. При этом следует обратить
внимание на потребность в высокотехнологичных видах медицинской помощи
в субъектах Российской Федерации, выделение квот Министерством здравоохранения и социального развития и реализацию квот учреждениями здравоохранения, оказывающих данную помощь.
Максимально возможное внедрение высоких дорогостоящих медицинских
технологий в практику - одна из важнейших задач современной рациональной
организации здравоохранения. Высокотехнологичные медицинские технологии
весьма существенно могут увеличить возможности и эффективность здравоохранения при продуманной рациональной эксплуатации и общедоступности
для населения этих новейших дорогостоящих медико-технических достижений.
Таким образом, выявлено, что не обеспечивается всеобщий, равный и неограниченный доступ ко всем высокотехнологичным (дорогостоящим) видам
медицинской помощи, в связи с чем необходимы совершенствование финансирования этих видов медицинской помощи и повышение эффективности использования ресурсов федеральных медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи. Поэтому определение потребности в высокотехнологичных (дорогостоящих) видах медицинской помощи
(ВМП) в субъектах РФ, выделение квот для них и реализация квот учреждениями здравоохранения, оказывающими эту помощь, являются на современном
этапе актуальными проблемами организации здравоохранения в РФ.
ВМП - комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и уникальных, обла-5
дающих значительной ресурсоемкостью медицинских технологий. Несмотря на
то, что подобные технологии используются российской системой здравоохранения достаточно давно, актуальность проблемы совершенствования оказания
высокотехнологичной медицинской помощи значительно возросла с началом
реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Одним из важнейших его направлений является повышение доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи, приближение ее к самым различным
слоям населения.[10]
За последние годы наблюдается постоянное увеличение объемов финансирования высокотехнологичной медицинской помощи из средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ. В 2015 году было запланировано увеличение количества пациентов, получающих высокотехнологичную медицинскую
помощь, в 4 раза.[2]Количество квот на высокотехнологичную медицинскую
помощь, обеспеченных средствами федерального бюджета, которые получают
субъекты РФ, также возрастает с каждым годом.
С учетом увеличения количества пациентов и объемов финансовых
средств, выделяемых на оказание высокотехнологичной медицинской помощи,
особенно важной в настоящий момент является деятельность по качественному
отбору и направлению пациентов, соблюдение их прав при оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Необходимо постоянно анализировать
опыт этой деятельности в различных регионах страны, что позволяет совершенствовать оказание высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с действующей нормативной базой, отбор и направление пациентов для
оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляют территориальные органы управления здравоохранением субъектов РФ. Однако в настоящий момент практически отсутствуют исследования, посвященные этой
деятельности в сфере оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Все вышеизложенное доказывает актуальность темы исследования.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, граждане РФ имеют право
на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам6
бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения
за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На территории Красноярского края порядок обеспечения государственных
гарантий жителям края установлен законом края «О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае» и ежегодно издаваемым Постановлением администрации Красноярского края «О программе государственных гарантий предоставления населению Красноярского края бесплатной медицинской
помощи».[5]
В период перехода к рынку в сфере здравоохранения особенно возрастает
роль стандартизации как важнейшего инструмента защиты прав пациентов.
Стандартизация должна быть использована государством в качестве эффективного рычага воздействия на организации здравоохранения, обеспечивая выполнение ими требований безопасности.
По-прежнему остается актуальной роль стандартизации как средства
управления качеством медицинской помощи (КМП) и повышения конкурентоспособности медицинских услуг. Но для реализации в здравоохранении Закона
РФ "О стандартизации" требуется не только создание единой системы здравоохранения, но и устранение ряда серьезных пробелов в законодательстве.
Существенной актуальной проблемой в настоящее время является то, что
законодательство, регулирующее медицинское право и декларирующее многоукладность здравоохранения, не формирует организационного единства всех
звеньев системы здравоохранения, что не способствует установлению единых
стандартов во всех направлениях деятельности по охране здоровья населения.
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения.
Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за
которой следует распад всей системы здравоохранения.
Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за
счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают потребности населения в бесплатных медицинских услугах. Вместе с тем имею-7
щиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли
растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.[12]
В связи с этим назревает необходимость в продуманной стратегии реформирования здравоохранения.
Реализация норм, касающихся охраны здоровья граждан, на практике в
правовом поле деятельности исполнительных органов власти РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях оставляет желать лучшего. По ряду
вопросов, касающихся охраны здоровья граждан РФ, законы отсутствуют или
находятся в стадии разработки, слепое же копирование элементов моделей
здравоохранения зарубежных стран, реализуемое в виде экспериментов на отдельных территориях, не имеет ни системного характера, ни правовой базы, не
всегда учитывает традиции отечественного здравоохранения.
Целью магистерской диссертации является оценка экономической эффективности открытия российско-итальянской лаборатории медицинской генетики
при ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет».
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
- рассмотреть экономику здравоохранения в РФ;
-охарактеризовать текущее состояние финансирование отрасли здравоохранения в Красноярском крае;
- изучить развитие учреждений медицинского образования в Красноярском крае;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность Красноярского государственного медицинского университета;
- оценить экономическую эффективность реализации инвестиционного
проекта.
Объект исследования – российско-итальянская лаборатория медицинской
генетики.
Предмет исследования – оценка экономической эффективности бюджетно-8
го инвестиционного проекта.
Теоретической и методологической базами являются основы экономической теории, фундаментальные концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в научных трудах и публикациях ведущих отечественных и зарубежных ученых в данной области знания, официальные документы Правительства РФ и Красноярского края, законодательные и нормативные акты и положения по развитию регионального сектора экономики.
Цель и задачи обусловили содержание магистерского исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованной литературы.
Введение содержит значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, новизну выдвинутых предложений решения возникшей проблемы, описывает цель, объект и задачи исследования.
В первой главе магистерской диссертации отражен анализ основных источников финансирования здравоохранения в России и за рубежом, видов и моделей оценки эффективности инновационных проектов с учетом особенностей
их применения в условиях российской экономики в целом и на уровне Красноярского края.
Во второй главе проанализирована финансово-хозяйственная деятельность
Красноярского государственного медицинского университета, а также приведены важные аспекты деятельности данной организации, оказывающие наибольшее влияние на состав показателей и инструментов, применяемых для
оценки результативности инвестиционной деятельности.
В третьей главе представлено обоснование целесообразности функционирования лаборатории, промежуточные выводы, которые были выявлены в ходе
анализа, и результаты оценки эффективности реализации инвестиционного
проекта.
В ходе выполнения магистерской диссертации для достижения поставленной цели был выполнен ряд задач.
Рассмотрена экономика здравоохранения в РФ и за рубежом, охарактеризовано текущее состояние финансирование отрасли здравоохранения в Красноярском крае, рассмотрена система финансирования высших учебных заведений
в России и зарубежных странах, проанализирована финансово-хозяйственная
деятельность КрасГМУ, проведена оценка экономической эффективности
реализации бюджетного инвестиционного проекта.
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного
характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев в принципе достаточно очевидна – необходимо сравнивать величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени,
ключевой проблемой здесь является их сопоставимость. Относиться к ней можно по-разному в зависимости от существующих объективных и субъективных
условий: темпа инфляции, размера инвестиций и генерируемых поступлений,
горизонта прогнозирования, уровня квалификации аналитика и т.п.
Проведен анализ финансово – хозяйственной деятельности, оценено экономическое положение образовательной организации. И выявлено, что коэффициенты ликвидности обладают нормативными значениями, а это, в свою
очередь, свидетельствует о финансовой независимости от внешних кредиторов.
Баланс организации обладает ликвидностью.
Финансовое планирование организации достаточно эффективно.
В организации наблюдается высокий уровень показателей деловой активности, и достаточно высокие показатели уровня рентабельности организации
говорят об устойчивой политике эффективности данной организации.104
Необходимо предпринимать меры по повышению экономической эффективности организации. Для повышения эффективности деятельности организации рекомендуется продолжить проводить комплекс мероприятий, направленных на улучшение показателей рентабельности организации.
Для улучшения ситуации по расчетам с дебиторами организация ежедневно проводит анализ состояния задолженности с целью недопущения возникновения просроченной задолженности, жестко контролирует состояние расчетов
по просроченной дебиторской задолженности, своевременно подает иски в суд,
с крупными потребителями составляется график платежей.
Анализируя аспекты заработной платы, было отмечено, что система стимулирования труда является эффективной.
Ожидается, что реализация нового инвестиционного проекта, направленные на совершенствование медицинской помощи больным, будет достаточно
эффективным инвестиционным проектом, при этом необходимо:
- рационально реализовать государственные гарантии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
- создавать условия для равной доступности получения пациентами высокотехнологичной помощи, независимо от места их проживания;
- организовать оказание высокотехнологичной медицинской помощи с
обязательным указанием перечня видов по профилям высокотехнологичной
медицинской помощи за счет средств федерального бюджета (субсидий);
- проводить широкое освещение вопросов организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи в средствах массовой информации;
- разработать необходимые материалы для оформления информационных
стендов для пациентов по вопросам организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
- высшим учебным заведениям при разработке учебных программ учитывать необходимость проведения циклов тематического усовершенствования для
организаторов здравоохранения по вопросам оказания высокотехнологичной
медицинской помощи и рассмотрения вопросов высокотехнологичной меди-105
цинской помощи на циклах профессиональной переподготовки, общего усовершенствования для врачей всех специальностей в рамках национальнорегионального компонента (10-15%) государственного образовательного стандарта;
- Министерству здравоохранения Российской Федерации рассмотреть вопрос об утверждении стандарта государственной услуги «Направление на получение высокотехнологичной медицинской помощи», на основе которого органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации будут
разрабатывать и утверждать административный регламент данной государственной услуги в рамках проводимой в РФ административной реформы.
Проведенное исследование показало, что такой вид бизнеса, как создание
медицинской лаборатории является сверхприбыльным, высокорискованным и
перспективным. Одними из главных условий его функционирования является
достаточность инвестиций и возможность получить лицензию, что связано с
объективными экономическо-финансовыми условиями деятельности в данном
виде бизнеса. Открытие медицинской лаборатории потребует от руководителя
проекта самоотдачи, высокого напряжения волевых усилий, знаний, тактических манипуляций при оформлении лицензии и иной бюрократической документации, а также осознания того, что данный вид деятельности требует тщательной проработки и значительных капитальных вложений. Если руководитель проекта понимает, и берет на себя ответственность за создание лаборатория такого масштаба и характера, берет на себя ответственность за жизни людей, участвующих в производственном процессе, то его интеллектуальные, финансовые и личные вложения будут приносить прибыль, а лаборатория выполнять свою непосредственную задачу, необходимую экономике и обществу в течение десятилетий.
Таким образом, все вышеперечисленное свидетельствует об экономической эффективности открытия российско-итальянской лаборатории медицинской генетики.
Красноярский государственный медицинский университет: устав организации [Электронный ресурс], 2005 – Режим доступа:
http://krasgmu.ru/index.php?page[common]=content&id=3486
2. Красноярский край: официальный портал [Электронный ресурс], 2004 – Режим доступа: http://www.krskstate.ru/rss
3. Министерство здравоохранения Красноярского края [Электронный ресурс],
2003 – Режим доступа: http://www.kraszdrav.ru/
4. Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс], 2003 – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/
5. Национальный проект «Здоровье». [Электронный ресурс] : Официальный
сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
http://www.rost.ru/projects/health/health_main.shtml
6. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948) // СПС Консультант Плюс
7. Постановление Правительства РФ от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" // Консультант Плюс
8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Консультант Плюс
9. Акопян. A.C. Мнение врача и руководителя стационарного медицинского
учреждения: куда идут здравоохранение и ОМС? // Экономика здравоохранения. 2007. - № 4/5. - С. 25-28.
10. Акопян А.С, Райзенберг Б.А., Шиленко Ю.В. Экономические проблемы
здравоохранения. М.: ИНФРА-М, 2010. — 190 с.
11. Антипенко А.Э., Антипенко Э.С. О мнениях врачей относительно уровня
лечебно-профилактических услуг // Сборник «Актуальные вопросы социальной
медицины и организации здравоохранения». — Астрахань, 2011. — С. 295-297.108
12. Астафьев Т.М. Социологический анализ удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи: Автореф. дис. . канд. соц. наук. — Москва, 2005.
— 29 с.
13. Бадаев Ф.И. Многопрофильная больница: управление ресурсами. Екатеринбург: АМБ, 2011. - 212 с.
14. Баранов В.В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России Проблемы и пути решения упр. финансовыми ресурсами рос. Здравоохранения / М.М.
Кузьменко, В.В. Баранов. – М.: Медицина. 2005 - 269 с.
15. Бойко В.В., Петрашевич В.А. Применение новой системы материального
стимулирования в медицинском учреждении // Здравоохранение Российской
Федерации. 2012. - № 1. - С. 20-23.
16. Болтенко H.H., Краснобаева Т.И. О работе поликлиника по бестарифной
системе оплаты труда // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. - №1. -
С. 21-23.
17. Браве Ю.И., Бабенко А.И. Методический подход к интеграционной оценке
планирования здравоохранения // Бюллетень НИИсоциальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. 2008. - Выпуск 3. - С.
32-35.
18. Бронтвейн А.Т. Больничная помощь: проблемы и перспективы стабилизации и развития // Экономика здравоохранения. - 2008. - №2. - С. 11-21.
19. Бронтвейн А.Т. Управление больницей в процессе реформ // Главврач. 2013.
- №2. - С.36-48.
20. Василевская Н.С. О квотах на высокотехнологичную медицинскую помощь
в федеральных специализированных медицинских учреждений // Здравоохранение. - 2013. - №6. - С. 159-162.
21. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. - М.: Дело, 2014.
22. Вишняков Н.И., Пенюгина E.H., Петрова Н.Г. О некоторых актуальных социально-экономических и управленческих проблемах в реформировании здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2009. - №4/5.- с. 15-17.109
23. Вишняков H.H., Миняев В.А., Данилов Е.О. и др. Экономика, здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Вишнякова, В.А. Миняева СПб.: НИИХ
СПбГУ, 2014. - 160 с.
24. Вишняков Н.И., Кечаева Н.В. Неравенство граждан Российской Федерации
в получении высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи //
Проблемы городского здравоохранения: Сборник / Под ред. Н.И. Вишнякова.
2013. - Выпуск 10. - С. 4-7.
25. Вялков А.И., Щепин В.О., Тишук Е.А., Проклова Т.Н. Лечебнопрофилактические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности / Под ред. О.П. Щепина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 341 с.
26. Вялков А.И. О задачах по реализации концепции развития здравоохранения
и медицинской науки в 2001-2005 годах и на период до 2010 года // Экономика
здравоохранения. - 2001. - № 4-5. - С. 5-9.
27. Вялков А.И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения / Под ред. О.П. Щепина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 224 с.
28. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в
здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2012. - № 1. - С. 5-11.
29. Вялков А.И. Стандартизация, как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи // Вестник обязательного
медицинского страхования. 2013. - № 3. - С. 3-7.
30. Вялков А.И., РайзбергБ.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика, здравоохранения: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.И. Вялкова. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. 328 с.
31. Вялкова Г.М., Бойченко Ю.Я. Анализ реализации квот высокотехнологичных видов медицинской помощи за 2014 год по сравнению с 2013 годом//Экономика здравоохранения. 2015.-№10.-С. 5-12.
32. Гайворовский B.C., Шапиро М.И., Фиалковский. A.B. Пути интенсификации использования коечного фонда // Мир медицины. 2014. -№ 5/6. - С. 12-14.
33. Гайдаров Г.М., Кицул И.С. Оценка степени влияния исходного состояния
пациентов на эффективность медицинской помощи // Проблемы городского110
здравоохранения: Сборник под ред. Н.И. Вишнякова. 2010. – Выпуск4.-С. 179-
184.
34. Галанова Г.И. К вопросу о качестве оказания медицинской помощи населению // Экономика здравоохранения: — 2006. — № 5/6.
35. Герасименко Н.Ф. Доклад председателя Комитета Государственной Думы
по охране здоровья на парламентских слушаниях 13 мая 1997 года.
36. Гришин В.В., Киселев A.A., Кардашев B.JL, Федонюк JI.C., Семенов В.Ю:
Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского
страхования в ведущих странах мира // Аналитический обзор по данным зарубежной печати. М., 2005. - 64 с.
37. Гришин В.В., Семенов В.Ю. Экспертиза качества медицинской помощи в
системе обязательного медицинского страхования. М., 2007.-С. 11-19.
38. Данилов A.B. Современные подходы к проблеме обеспечения качества медицинской помощи // Бюллетень НИИ социальной гигиены,экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко. - 2008. - Выпуск 1. - С. 52-56.
39. Дедов И.И. Вопросы организации и деятельности подведомственных Росмедтехнологии федеральных государственных учреждений в 2007 году и задачи на 2008 год: Доклад от 24 сентября 2007 года.
40. Денисова, O.A. Опыт внедрения формулярной системы в региональном
многопрофильном стационаре // Проблемы, социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. - №4. - С. 38-41.
41. Игонина Л. Л., Инвестиции, М. «Экономистъ», 2005.
42. Конституция Российской Федерации. офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. –
39 с.
43. Литке Ханс-Д., Илонка Кунов Управление проектами. М.: Омега-Л,2005.
44. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование. М: Инфра-М, 2009.
45. Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2012.
46. Мальцев. Г.Н., Мальцева И.Г. Финансы: проблемы управления и прогнозирования. М.: Дело, 2015.111
47. Малышева, Е. И. Правовые основы организации здравоохранения в России:
исторический аспект /Е. И. Малышева. // Правовая культура. -2012. - № 2 (13). -
С. 126 – 131.
48. Макконнелл С. Сколько стоит программный проект. СПб.: Питер Пресс,
2013.
49. Матнентко А.С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства. Омск: Русь, 2012.
50. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В. А.
Медик, В. К. Юрьев. - 3-е изд., перераб. и доп. - 2012. - 288 с.
51. Мырынюк А.Н. Национальные проекты в России: проблемы и перспективы
М.: Маросейка, 2010.
52. Подстригай Г.Б. Организация государственного финансового контроля в
бюджетной сфере. М.: ИЭ РАН, 2011.
53. Преображенский Б.Г. Финансовый контроль в контексте законодательного
регулирования бюджетного процесса: зарубежный опыт. М., 2010.
54. Рыхтиков О.И. О партнерстве государства и бизнеса. Государственные инвестиции в рыночной экономике: пределы и возможности. Материалы круглого
стола. М.: ИЭ РАН, 2013.
55. Староверова Г.С., Экономическая оценка инвестиций, М. «Кнорус», 2012.
56. Экономика здравоохранения. Материалы международной научнопрактической конференции // под общ. ред. О.В. Кравченко, А. Фишер. –
Новосибирск: изд-во НГТУ. – 2012 - 180 с.
57. Экономическая теория: Учебное пособие/ Под ред. А.Г. Грязновой и В.М.
Соколинского. 2-e изд., перераб. и доп.-М.: КНОРУС, 2013. С.464., с. 142-147.