Административный процесс в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Административный процесс как вид юридического процесса . 8
1.1. Понятие и признаки юридического процесса 8
1.2. Понятие и признаки административного процесса 13
1.3. Принципы административного процесса 25
Глава 2. Виды административных процедур (производств) 32
2.1. Понятие и виды административных процедур 32
2.2. Понятие и виды административных производств 46
2.3. Административное судопроизводство 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Глава 1. Административный процесс как вид юридического процесса . 8
1.1. Понятие и признаки юридического процесса 8
1.2. Понятие и признаки административного процесса 13
1.3. Принципы административного процесса 25
Глава 2. Виды административных процедур (производств) 32
2.1. Понятие и виды административных процедур 32
2.2. Понятие и виды административных производств 46
2.3. Административное судопроизводство 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Научные дискуссии относительно понятия, сущности и специфики административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти в России начались с середины 60-х годов прошлого века и остаются незавершенными по сегодняшний день.
Столь повышенный интерес ученых в области административного права к данной теме, по всей видимости, объясняется тем, что на данный период времени, в большинстве нормативно-правовых актов не урегулированы должным образом, или вовсе не предусмотрены порядок и механизм реализации органами исполнительной власти своих функций. Учитывая огромное разнообразие функций, осуществляемых органами исполнительной власти, можно указать, что для правильной их реализации, наличие установленного нормативно порядка их осуществления, является просто необходимым. Только через призму соблюдения органами исполнительной власти положений нормативно-правовых актов, направленных на закрепление компетенции соответствующих органов, порядка совершения ряда процессуальных действий, требований к формам деятельности, можно судить о законности государственного управления как такового. Именно детальная регламентация в процессуальном законодательстве: сроков, участников, стадий, отдельных действий, осуществляемых органами исполнительной власти, обеспечивает необходимые юридические гарантии реализации прав и интересов граждан и организаций. Можно констатировать, что на данный период времени, административно-процессуальное законодательство, являющееся основой законной деятельности органов исполнительной власти, является разрозненным, бессистемным. В ряде нормативных правовых актов, закрепляющих порядок реализации тех или иных полномочий органом государственного управления, присутствуют пробелы правовой регламентации, или встречаются противоречия внутреннего порядка, также правовое
регулирование ряда из них имеет фрагментарный характер, поскольку каждый орган исполнительной власти может устанавливать собственные
процессуальные правила. Всё это не позволяет в полной мере говорить об эффективности организации и функционирования органов исполнительной власти.
Таким образом, можно указать на отсутствие единой, непротиворечивой законодательной базы для административного процесса, которая свидетельствовала бы об упорядоченности процессов государственного управления. Следует указать, что, именно, отсутствие единого теоретического понимания сущности, структуры и принципов административного процесса, как формы упорядочения процессуальной деятельности органов исполнительной власти, не позволяет законодателю всецело осуществить практическую кодификацию административно-процессуального законодательства, что негативно сказывается на эффективности деятельности соответствующих органов.
Так, на данный момент, в Российской Федерации особую остроту и практическую актуальность приобретает вопрос совершенствования правового регулирования административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти.
На сегодняшний день, уже осуществлена кодификация административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок деятельности органов исполнительной власти и судов при осуществлении административной юрисдикции (КоАП РФ) и судебных органов при осуществлении административной юстиции (КАС РФ).
Это является безусловным шагом вперед на пути к обособлению административно-процессуального законодательства в отдельную отрасль. Однако без создания единого законодательного акта, определяющего общие понятия, принципы и порядок «позитивной» деятельности органов исполнительной власти (например, Закона «Об административных
процедурах»), нет никаких гарантий, что административное судопроизводство, как процессуальная форма контроля за управленческой деятельностью органов исполнительной власти будет, действительно, эффективной.
Предполагается, что дальнейшие теоретические разработки в рамках данной темы будут способствовать совершенствованию административно¬процессуального законодательства, что благоприятно отразится на функционировании всей системы органов исполнительной власти, это и обуславливает актуальность работы.
Исследованиями в данной области права занимались ученые как "советского", так и "постсоветского" периодов, среди которых: Алехин А.П., Алексеев С.С., Бахрах Д.Н., Бойцова В.В., Горшенев В.М., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Лазарев Б.М., Лунев Е.А., Салищева Н.Г., Сорокин В.Д., Старилов Ю.Н., Студеникин С.С., Студеникина М.С., Тихомиров Ю.А., Туманов Г.А., Чечот Д.М. и другие. На данный период времени, наряду с вышеуказанными исследователями в области административно-процессуального права можно выделить и таких авторов, как: Губарева Т.И., Кононов П.И., Панова И.В., Рогачева О.С., Серков П.П., Синюгин В.Ю., Солдатова О.Е., Стахов А.И. и других.
Нормативная база исследования включает в себя анализ норм Конституции Российской Федерации, материальных и процессуальных норм административного законодательства, отраслевого федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативно-правовых актов.
Эмпирическую базу исследования составили постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, апелляционные постановления и решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции по вопросам административного процесса.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления деятельности органов исполнительной власти, при реализации функций государственного управления, т.е. при осуществлении управленческой деятельности, направленной на реализацию соответствующими органами своей компетенции на основе административно¬процессуальных норм.
Целью данного исследования является обоснование необходимости создания единой теоретической модели административного процесса для совершенствования административно-процессуального законодательства, а также организации и функционирования системы органов исполнительной власти, в целом.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. отразить различные взгляды ученых на понятие, признаки и состав юридического процесса;
2. раскрыть основные признаки административного процесса, как разновидности общего понятия юридического процесса;
3. выделить специфические признаки, присущие только процессу в административной сфере;
4. раскрыть особенности составных частей административного процесса: административных процедур и производств;
5. выявить возможные перспективы создания единого кодифицированного акта, регламентирующего административно-процедурные формы деятельности органов исполнительной власти;
6. рассмотреть вопросы административного судопроизводства в рамках единого понятия «административного процесса»;
7. раскрыть возможность совершенствования процессуального регулирования судебного производства по делам об административных правонарушениях;
8. проанализировать административно-процессуальное
законодательство, выявить его положительные и отрицательные характеристики.
Столь повышенный интерес ученых в области административного права к данной теме, по всей видимости, объясняется тем, что на данный период времени, в большинстве нормативно-правовых актов не урегулированы должным образом, или вовсе не предусмотрены порядок и механизм реализации органами исполнительной власти своих функций. Учитывая огромное разнообразие функций, осуществляемых органами исполнительной власти, можно указать, что для правильной их реализации, наличие установленного нормативно порядка их осуществления, является просто необходимым. Только через призму соблюдения органами исполнительной власти положений нормативно-правовых актов, направленных на закрепление компетенции соответствующих органов, порядка совершения ряда процессуальных действий, требований к формам деятельности, можно судить о законности государственного управления как такового. Именно детальная регламентация в процессуальном законодательстве: сроков, участников, стадий, отдельных действий, осуществляемых органами исполнительной власти, обеспечивает необходимые юридические гарантии реализации прав и интересов граждан и организаций. Можно констатировать, что на данный период времени, административно-процессуальное законодательство, являющееся основой законной деятельности органов исполнительной власти, является разрозненным, бессистемным. В ряде нормативных правовых актов, закрепляющих порядок реализации тех или иных полномочий органом государственного управления, присутствуют пробелы правовой регламентации, или встречаются противоречия внутреннего порядка, также правовое
регулирование ряда из них имеет фрагментарный характер, поскольку каждый орган исполнительной власти может устанавливать собственные
процессуальные правила. Всё это не позволяет в полной мере говорить об эффективности организации и функционирования органов исполнительной власти.
Таким образом, можно указать на отсутствие единой, непротиворечивой законодательной базы для административного процесса, которая свидетельствовала бы об упорядоченности процессов государственного управления. Следует указать, что, именно, отсутствие единого теоретического понимания сущности, структуры и принципов административного процесса, как формы упорядочения процессуальной деятельности органов исполнительной власти, не позволяет законодателю всецело осуществить практическую кодификацию административно-процессуального законодательства, что негативно сказывается на эффективности деятельности соответствующих органов.
Так, на данный момент, в Российской Федерации особую остроту и практическую актуальность приобретает вопрос совершенствования правового регулирования административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти.
На сегодняшний день, уже осуществлена кодификация административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок деятельности органов исполнительной власти и судов при осуществлении административной юрисдикции (КоАП РФ) и судебных органов при осуществлении административной юстиции (КАС РФ).
Это является безусловным шагом вперед на пути к обособлению административно-процессуального законодательства в отдельную отрасль. Однако без создания единого законодательного акта, определяющего общие понятия, принципы и порядок «позитивной» деятельности органов исполнительной власти (например, Закона «Об административных
процедурах»), нет никаких гарантий, что административное судопроизводство, как процессуальная форма контроля за управленческой деятельностью органов исполнительной власти будет, действительно, эффективной.
Предполагается, что дальнейшие теоретические разработки в рамках данной темы будут способствовать совершенствованию административно¬процессуального законодательства, что благоприятно отразится на функционировании всей системы органов исполнительной власти, это и обуславливает актуальность работы.
Исследованиями в данной области права занимались ученые как "советского", так и "постсоветского" периодов, среди которых: Алехин А.П., Алексеев С.С., Бахрах Д.Н., Бойцова В.В., Горшенев В.М., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Лазарев Б.М., Лунев Е.А., Салищева Н.Г., Сорокин В.Д., Старилов Ю.Н., Студеникин С.С., Студеникина М.С., Тихомиров Ю.А., Туманов Г.А., Чечот Д.М. и другие. На данный период времени, наряду с вышеуказанными исследователями в области административно-процессуального права можно выделить и таких авторов, как: Губарева Т.И., Кононов П.И., Панова И.В., Рогачева О.С., Серков П.П., Синюгин В.Ю., Солдатова О.Е., Стахов А.И. и других.
Нормативная база исследования включает в себя анализ норм Конституции Российской Федерации, материальных и процессуальных норм административного законодательства, отраслевого федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативно-правовых актов.
Эмпирическую базу исследования составили постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, апелляционные постановления и решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции по вопросам административного процесса.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления деятельности органов исполнительной власти, при реализации функций государственного управления, т.е. при осуществлении управленческой деятельности, направленной на реализацию соответствующими органами своей компетенции на основе административно¬процессуальных норм.
Целью данного исследования является обоснование необходимости создания единой теоретической модели административного процесса для совершенствования административно-процессуального законодательства, а также организации и функционирования системы органов исполнительной власти, в целом.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. отразить различные взгляды ученых на понятие, признаки и состав юридического процесса;
2. раскрыть основные признаки административного процесса, как разновидности общего понятия юридического процесса;
3. выделить специфические признаки, присущие только процессу в административной сфере;
4. раскрыть особенности составных частей административного процесса: административных процедур и производств;
5. выявить возможные перспективы создания единого кодифицированного акта, регламентирующего административно-процедурные формы деятельности органов исполнительной власти;
6. рассмотреть вопросы административного судопроизводства в рамках единого понятия «административного процесса»;
7. раскрыть возможность совершенствования процессуального регулирования судебного производства по делам об административных правонарушениях;
8. проанализировать административно-процессуальное
законодательство, выявить его положительные и отрицательные характеристики.
В заключение дипломной работы хотелось бы сделать некоторые выводы и обобщения:
1. Административный процесс представляет собой разновидность юридического процесса, как нормативно установленной формы упорядочения деятельности субъектов права, обладающих властными полномочиями. При этом административному процессу присуще все родовые признаки процесса юридического: формальная определенность, последовательность, наличие такой цели, как упорядочение деятельности субъекта права для достижения желаемого результата при соблюдении прав и интересов иных субъектов, вовлекаемых в эту деятельность, обязательное оформление результатов деятельности, установленной таким порядком, в соответствующих процессуальных документах.
2. Понятие административного процесса традиционно рассматривается с точки зрения нескольких подходов.
Авторы, придерживающиеся «управленческого» подхода, характеризуют административный процесс как нормативно-установленный порядок деятельности органов исполнительной власти, связанной с решением любых вопросов, отнесенных к их компетенции. Представители «юрисдикционного» подхода под административным процессом понимают регламентированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Сторонники «юстиционного» подхода трактуют понятие административного процесса в качестве порядка деятельности судов по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами, о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления. На сегодняшний день, можно говорить о том, что сложилась и четвертый «интегративный» подход к понятию административного процесса. В соответствии, с которым административный процесс понимается, как урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях и других полномочных субъектов административно-процессуальных отношений, направленной на реализацию нормативно-установленной компетенции этими органами. Таким образом, административный процесс имеет ряд специфических признаков.
Он представляет собой установленный административно¬процессуальными нормами порядок последовательно совершаемых действий субъектами исполнительной власти и иными при реализации, как задач содействия в реализации прав и осуществлении обязанностей соответствующих субъектов, так и применения административного, дисциплинарного и иных видов принуждения к ним.
Сфера применения административного процесса не ограничивается рамками судебной деятельности, как гражданский и уголовной процессы. Административный процесс упорядочивает любые отношения, возникающие между органами публичной власти (преимущественно органами исполнительной власти, а также судами, осуществляющих административное правосудие) и остальными субъектами, реализующими свой процессуальный статус (физические или юридические лица, реализующие свои права и законные интересы в рамках таких взаимоотношений).
Стадии, сроки, круг участников деятельности, которая подлежит упорядочению, устанавливается административно-процессуальными нормами.
Назначение административного процесса состоит в том, чтобы путем установления правовых предписаний, регламентирующих порядок совершения юридических действий органами исполнительной власти, при соблюдении ими этих предписаний, обеспечить нормальную реализацию норм материального права без допущения злоупотреблений со стороны соответствующих органов.
Результатом административного процесса, при соблюдении соответствующим органом порядка, установленного законом для разрешения административных дел, может быть как индивидуальный правовой акт, с помощью которого административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам, так и подзаконный нормативный акт органа исполнительной власти.
Деятельность, осуществляемая в рамках административного процесса, строится на основе таких принципов, как: принцип законности, охраны интересов личности и государства, равенства сторон, гласности, экономичности, материальной истины, самостоятельности в принятии решения и ряда других.
3. Составляющими частями административного процесса, в соответствии с «интегративным» подходом являются:
- административные процедуры, которые представляют собой установленный нормами административно-процессуального права порядок «позитивной» деятельности органов исполнительной власти по реализации ими своих функций и задач во взаимоотношениях с гражданами. Термин «административная процедура» применяется для обозначения таких форм деятельности органов исполнительной власти, как: нормотворческая деятельность (издание административных регламентов, правовых актов государственного управления и др.), оказание публичных услуг по реализации физическими и юридическими лицами своих прав в органах публичной администрации (выдача лицензий, регистрационные, разрешительные и иные процедуры) и др.;
- административные производства, которые представляют собой установленный нормативно порядок «негативной» правоприменительной деятельности органов исполнительной власти по применению мер дисциплинарного и административного принуждения при разрешении конкретных юридических дел и споров в административном или судебном порядке. Термин «административное производство» применяется для обозначения форм деятельности органов исполнительной власти и иных указанных в законе, связанных с применением к участникам административных правоотношений предусмотренных законодательством мер административного принуждения (административно-юрисдикционные производства) или связанных с разрешением споров, возникающих между участниками административных правоотношений, и обеспечением административной защиты их нарушенных прав и законных интересов (административно- юстиционные производства).
4. При последовательной регламентации административно¬процессуальными нормами стадий, целей и задач, сроков, оснований и условий совершения действий процессуального характера, совокупность административных процедур или производств образует отдельный вид административного процесса: исполнительно-административный или судебно¬административный процесс.
5. На данный момент, вопрос об отнесении административного судопроизводства к составным частям административного процесса остается нерешенным. Решение данного вопроса зависит от выбора критерия, по которому производится соотношение таких понятий, как «административное судопроизводство» и «административный процесс». Так, используя, формальный субъектный критерий характеристики административного судопроизводства, можно прийти к выводу, что данные понятия представляют собой различные виды юридического процесса. В первом случае, нормы процессуального законодательства (КАС РФ) устанавливают порядок деятельности суда при рассмотрении и разрешении административно-правовых споров, связанных с наличием у одной из сторон спорного материального правоотношения представления о том, что её права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями (актами) другой стороны. Во втором случае, административно-процессуальные нормы регулируют порядок осуществления ряда действий при реализации органом исполнительной власти своих функций во взаимоотношениях с гражданами и организациями.
Используя же, предметный критерий характеристики административного судопроизводства, можно прийти к выводу, что оно составляет необходимую часть административного процесса, так как предметом рассмотрения в суде, в данном случае, выступает административно-правовой спор, отличающийся особенностями его субъектного состава как особого правоотношения (спор, в котором орган власти выступает стороной, действия которой оспариваются) и характером материально-правовых отношений, являющихся его предметом (это отношения, связанные с наличием у заинтересованной стороны представления о нарушении её прав и законных интересов действиями (актами) со стороны органа исполнительной власти).
6. Представляется, что административное судопроизводство не должно подменять собой понятие административного процесса, оно представляет только его часть - судебно-административный процесс, который не может существовать без исполнительно-административного процесса (административных процедур и производств), так как предметом судебной деятельности в рамках административного судопроизводства становится, либо разрешение административного дела, рассмотренного ранее органом исполнительной власти в рамках административной процедуры (производства), либо проверка законности актов (действий), принятых (совершаемых) по результатам осуществления административной процедуры (производства).
7. Реализация в законодательстве Российской Федерации «интегративного подхода» в соответствии, с которым, «административная процедура (производство)» и «административное судопроизводство» выступают составляющими частями административного процесса, будет способствовать достижению целого ряда целей, стоящих перед процессуальным регулированием в данной сфере отношений.
Во-первых, наряду с уже принятым Кодексом административного судопроизводства, регламентирующим порядок деятельности судей при рассмотрении административных споров, должен быть принят и Закон «Об административных процедурах», в котором будут отражены единообразные правила осуществления административно-процедурных действий органами исполнительной власти. Подобная процессуализация уже осуществлена и успешно действует во многих зарубежных странах (Латвия, Германия), чей опыт можно имплементировать в российскую правовую систему.
Во-вторых, административно-правовое регулирование в данной сфере приобретет необходимую системность и структурированность. При принятии единого закона, в нём будут системно отражены общие принципы административных процедур, сроки и последовательность действий при их осуществлении, виды, принимаемых решений по результатам совершения установленных последовательностей действий, требования к их форме и содержанию. Регламентация принятия управленческих решений или совершения управленческих действий в отдельных сферах управленческих отношений, отличающихся спецификой разрешаемых административных дел, будет продолжать осуществляться с помощью федеральных законов с учётом необходимых изменений.
В-третьих, произойдет не только упорядочение внутренней структуры механизма правового регулирования в административно-процессуальной сфере, но и будет создана нормативно-правовая основа для полноценного функционирования института административного судопроизводства. Судьи, разрешая административные дела в процессе административного судопроизводства, осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в результате деятельности органов исполнительной власти при осуществлении управленческих функций и они всегда должны иметь возможность аргументировать свои решения, ссылаясь на соблюдение (или, наоборот, нарушения) соответствующими должностными лицами административных процедур и их принципов. В частности, произвести грамотную оценку законности и обоснованности административного акта в суде, возможно лишь, если имеются нормативно-установленные требования к его форме, содержанию, порядку разработки, принятия и введения в действие.
В целом, принятие Закона «Об административных процедурах» приведет к созданию более эффективных механизмов осуществления административных процедур, ограничивающих риск ущемления прав заинтересованных лиц, возникающий при правовой неопределенности порядка действий административного органа в конкретной управленческой ситуации.
1. Административный процесс представляет собой разновидность юридического процесса, как нормативно установленной формы упорядочения деятельности субъектов права, обладающих властными полномочиями. При этом административному процессу присуще все родовые признаки процесса юридического: формальная определенность, последовательность, наличие такой цели, как упорядочение деятельности субъекта права для достижения желаемого результата при соблюдении прав и интересов иных субъектов, вовлекаемых в эту деятельность, обязательное оформление результатов деятельности, установленной таким порядком, в соответствующих процессуальных документах.
2. Понятие административного процесса традиционно рассматривается с точки зрения нескольких подходов.
Авторы, придерживающиеся «управленческого» подхода, характеризуют административный процесс как нормативно-установленный порядок деятельности органов исполнительной власти, связанной с решением любых вопросов, отнесенных к их компетенции. Представители «юрисдикционного» подхода под административным процессом понимают регламентированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Сторонники «юстиционного» подхода трактуют понятие административного процесса в качестве порядка деятельности судов по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами, о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления. На сегодняшний день, можно говорить о том, что сложилась и четвертый «интегративный» подход к понятию административного процесса. В соответствии, с которым административный процесс понимается, как урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях и других полномочных субъектов административно-процессуальных отношений, направленной на реализацию нормативно-установленной компетенции этими органами. Таким образом, административный процесс имеет ряд специфических признаков.
Он представляет собой установленный административно¬процессуальными нормами порядок последовательно совершаемых действий субъектами исполнительной власти и иными при реализации, как задач содействия в реализации прав и осуществлении обязанностей соответствующих субъектов, так и применения административного, дисциплинарного и иных видов принуждения к ним.
Сфера применения административного процесса не ограничивается рамками судебной деятельности, как гражданский и уголовной процессы. Административный процесс упорядочивает любые отношения, возникающие между органами публичной власти (преимущественно органами исполнительной власти, а также судами, осуществляющих административное правосудие) и остальными субъектами, реализующими свой процессуальный статус (физические или юридические лица, реализующие свои права и законные интересы в рамках таких взаимоотношений).
Стадии, сроки, круг участников деятельности, которая подлежит упорядочению, устанавливается административно-процессуальными нормами.
Назначение административного процесса состоит в том, чтобы путем установления правовых предписаний, регламентирующих порядок совершения юридических действий органами исполнительной власти, при соблюдении ими этих предписаний, обеспечить нормальную реализацию норм материального права без допущения злоупотреблений со стороны соответствующих органов.
Результатом административного процесса, при соблюдении соответствующим органом порядка, установленного законом для разрешения административных дел, может быть как индивидуальный правовой акт, с помощью которого административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам, так и подзаконный нормативный акт органа исполнительной власти.
Деятельность, осуществляемая в рамках административного процесса, строится на основе таких принципов, как: принцип законности, охраны интересов личности и государства, равенства сторон, гласности, экономичности, материальной истины, самостоятельности в принятии решения и ряда других.
3. Составляющими частями административного процесса, в соответствии с «интегративным» подходом являются:
- административные процедуры, которые представляют собой установленный нормами административно-процессуального права порядок «позитивной» деятельности органов исполнительной власти по реализации ими своих функций и задач во взаимоотношениях с гражданами. Термин «административная процедура» применяется для обозначения таких форм деятельности органов исполнительной власти, как: нормотворческая деятельность (издание административных регламентов, правовых актов государственного управления и др.), оказание публичных услуг по реализации физическими и юридическими лицами своих прав в органах публичной администрации (выдача лицензий, регистрационные, разрешительные и иные процедуры) и др.;
- административные производства, которые представляют собой установленный нормативно порядок «негативной» правоприменительной деятельности органов исполнительной власти по применению мер дисциплинарного и административного принуждения при разрешении конкретных юридических дел и споров в административном или судебном порядке. Термин «административное производство» применяется для обозначения форм деятельности органов исполнительной власти и иных указанных в законе, связанных с применением к участникам административных правоотношений предусмотренных законодательством мер административного принуждения (административно-юрисдикционные производства) или связанных с разрешением споров, возникающих между участниками административных правоотношений, и обеспечением административной защиты их нарушенных прав и законных интересов (административно- юстиционные производства).
4. При последовательной регламентации административно¬процессуальными нормами стадий, целей и задач, сроков, оснований и условий совершения действий процессуального характера, совокупность административных процедур или производств образует отдельный вид административного процесса: исполнительно-административный или судебно¬административный процесс.
5. На данный момент, вопрос об отнесении административного судопроизводства к составным частям административного процесса остается нерешенным. Решение данного вопроса зависит от выбора критерия, по которому производится соотношение таких понятий, как «административное судопроизводство» и «административный процесс». Так, используя, формальный субъектный критерий характеристики административного судопроизводства, можно прийти к выводу, что данные понятия представляют собой различные виды юридического процесса. В первом случае, нормы процессуального законодательства (КАС РФ) устанавливают порядок деятельности суда при рассмотрении и разрешении административно-правовых споров, связанных с наличием у одной из сторон спорного материального правоотношения представления о том, что её права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями (актами) другой стороны. Во втором случае, административно-процессуальные нормы регулируют порядок осуществления ряда действий при реализации органом исполнительной власти своих функций во взаимоотношениях с гражданами и организациями.
Используя же, предметный критерий характеристики административного судопроизводства, можно прийти к выводу, что оно составляет необходимую часть административного процесса, так как предметом рассмотрения в суде, в данном случае, выступает административно-правовой спор, отличающийся особенностями его субъектного состава как особого правоотношения (спор, в котором орган власти выступает стороной, действия которой оспариваются) и характером материально-правовых отношений, являющихся его предметом (это отношения, связанные с наличием у заинтересованной стороны представления о нарушении её прав и законных интересов действиями (актами) со стороны органа исполнительной власти).
6. Представляется, что административное судопроизводство не должно подменять собой понятие административного процесса, оно представляет только его часть - судебно-административный процесс, который не может существовать без исполнительно-административного процесса (административных процедур и производств), так как предметом судебной деятельности в рамках административного судопроизводства становится, либо разрешение административного дела, рассмотренного ранее органом исполнительной власти в рамках административной процедуры (производства), либо проверка законности актов (действий), принятых (совершаемых) по результатам осуществления административной процедуры (производства).
7. Реализация в законодательстве Российской Федерации «интегративного подхода» в соответствии, с которым, «административная процедура (производство)» и «административное судопроизводство» выступают составляющими частями административного процесса, будет способствовать достижению целого ряда целей, стоящих перед процессуальным регулированием в данной сфере отношений.
Во-первых, наряду с уже принятым Кодексом административного судопроизводства, регламентирующим порядок деятельности судей при рассмотрении административных споров, должен быть принят и Закон «Об административных процедурах», в котором будут отражены единообразные правила осуществления административно-процедурных действий органами исполнительной власти. Подобная процессуализация уже осуществлена и успешно действует во многих зарубежных странах (Латвия, Германия), чей опыт можно имплементировать в российскую правовую систему.
Во-вторых, административно-правовое регулирование в данной сфере приобретет необходимую системность и структурированность. При принятии единого закона, в нём будут системно отражены общие принципы административных процедур, сроки и последовательность действий при их осуществлении, виды, принимаемых решений по результатам совершения установленных последовательностей действий, требования к их форме и содержанию. Регламентация принятия управленческих решений или совершения управленческих действий в отдельных сферах управленческих отношений, отличающихся спецификой разрешаемых административных дел, будет продолжать осуществляться с помощью федеральных законов с учётом необходимых изменений.
В-третьих, произойдет не только упорядочение внутренней структуры механизма правового регулирования в административно-процессуальной сфере, но и будет создана нормативно-правовая основа для полноценного функционирования института административного судопроизводства. Судьи, разрешая административные дела в процессе административного судопроизводства, осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в результате деятельности органов исполнительной власти при осуществлении управленческих функций и они всегда должны иметь возможность аргументировать свои решения, ссылаясь на соблюдение (или, наоборот, нарушения) соответствующими должностными лицами административных процедур и их принципов. В частности, произвести грамотную оценку законности и обоснованности административного акта в суде, возможно лишь, если имеются нормативно-установленные требования к его форме, содержанию, порядку разработки, принятия и введения в действие.
В целом, принятие Закона «Об административных процедурах» приведет к созданию более эффективных механизмов осуществления административных процедур, ограничивающих риск ущемления прав заинтересованных лиц, возникающий при правовой неопределенности порядка действий административного органа в конкретной управленческой ситуации.
Подобные работы
- Административный процесс в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Административный процесс: классификация, стадии, особенности (Сибирский университет потребительской кооперации)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Прокурор как участник производства по делу об административном правонарушении в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Административное наказание: цели, система и виды (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Московский областной филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: проблемы правового регулирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Решение миграционных проблем в Российской Федерации и в Аргентинской Республике (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4490 р. Год сдачи: 2021 - Суд и прокурор в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2009



