ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Административный процесс как вид юридического процесса . 8
1.1. Понятие и признаки юридического процесса 8
1.2. Понятие и признаки административного процесса 13
1.3. Принципы административного процесса 25
Глава 2. Виды административных процедур (производств) 32
2.1. Понятие и виды административных процедур 32
2.2. Понятие и виды административных производств 46
2.3. Административное судопроизводство 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Научные дискуссии относительно понятия, сущности и специфики административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти в России начались с середины 60-х годов прошлого века и остаются незавершенными по сегодняшний день.
Столь повышенный интерес ученых в области административного права к данной теме, по всей видимости, объясняется тем, что на данный период времени, в большинстве нормативно-правовых актов не урегулированы должным образом, или вовсе не предусмотрены порядок и механизм реализации органами исполнительной власти своих функций. Учитывая огромное разнообразие функций, осуществляемых органами исполнительной власти, можно указать, что для правильной их реализации, наличие установленного нормативно порядка их осуществления, является просто необходимым. Только через призму соблюдения органами исполнительной власти положений нормативно-правовых актов, направленных на закрепление компетенции соответствующих органов, порядка совершения ряда процессуальных действий, требований к формам деятельности, можно судить о законности государственного управления как такового. Именно детальная регламентация в процессуальном законодательстве: сроков, участников, стадий, отдельных действий, осуществляемых органами исполнительной власти, обеспечивает необходимые юридические гарантии реализации прав и интересов граждан и организаций. Можно констатировать, что на данный период времени, административно-процессуальное законодательство, являющееся основой законной деятельности органов исполнительной власти, является разрозненным, бессистемным. В ряде нормативных правовых актов, закрепляющих порядок реализации тех или иных полномочий органом государственного управления, присутствуют пробелы правовой регламентации, или встречаются противоречия внутреннего порядка, также правовое
регулирование ряда из них имеет фрагментарный характер, поскольку каждый орган исполнительной власти может устанавливать собственные
процессуальные правила. Всё это не позволяет в полной мере говорить об эффективности организации и функционирования органов исполнительной власти.
Таким образом, можно указать на отсутствие единой, непротиворечивой законодательной базы для административного процесса, которая свидетельствовала бы об упорядоченности процессов государственного управления. Следует указать, что, именно, отсутствие единого теоретического понимания сущности, структуры и принципов административного процесса, как формы упорядочения процессуальной деятельности органов исполнительной власти, не позволяет законодателю всецело осуществить практическую кодификацию административно-процессуального законодательства, что негативно сказывается на эффективности деятельности соответствующих органов.
Так, на данный момент, в Российской Федерации особую остроту и практическую актуальность приобретает вопрос совершенствования правового регулирования административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти.
На сегодняшний день, уже осуществлена кодификация административно-процессуальных норм, регламентирующих порядок деятельности органов исполнительной власти и судов при осуществлении административной юрисдикции (КоАП РФ) и судебных органов при осуществлении административной юстиции (КАС РФ).
Это является безусловным шагом вперед на пути к обособлению административно-процессуального законодательства в отдельную отрасль. Однако без создания единого законодательного акта, определяющего общие понятия, принципы и порядок «позитивной» деятельности органов исполнительной власти (например, Закона «Об административных
процедурах»), нет никаких гарантий, что административное судопроизводство, как процессуальная форма контроля за управленческой деятельностью органов исполнительной власти будет, действительно, эффективной.
Предполагается, что дальнейшие теоретические разработки в рамках данной темы будут способствовать совершенствованию административно¬процессуального законодательства, что благоприятно отразится на функционировании всей системы органов исполнительной власти, это и обуславливает актуальность работы.
Исследованиями в данной области права занимались ученые как "советского", так и "постсоветского" периодов, среди которых: Алехин А.П., Алексеев С.С., Бахрах Д.Н., Бойцова В.В., Горшенев В.М., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Лазарев Б.М., Лунев Е.А., Салищева Н.Г., Сорокин В.Д., Старилов Ю.Н., Студеникин С.С., Студеникина М.С., Тихомиров Ю.А., Туманов Г.А., Чечот Д.М. и другие. На данный период времени, наряду с вышеуказанными исследователями в области административно-процессуального права можно выделить и таких авторов, как: Губарева Т.И., Кононов П.И., Панова И.В., Рогачева О.С., Серков П.П., Синюгин В.Ю., Солдатова О.Е., Стахов А.И. и других.
Нормативная база исследования включает в себя анализ норм Конституции Российской Федерации, материальных и процессуальных норм административного законодательства, отраслевого федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативно-правовых актов.
Эмпирическую базу исследования составили постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, апелляционные постановления и решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции по вопросам административного процесса.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления деятельности органов исполнительной власти, при реализации функций государственного управления, т.е. при осуществлении управленческой деятельности, направленной на реализацию соответствующими органами своей компетенции на основе административно¬процессуальных норм.
Целью данного исследования является обоснование необходимости создания единой теоретической модели административного процесса для совершенствования административно-процессуального законодательства, а также организации и функционирования системы органов исполнительной власти, в целом.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. отразить различные взгляды ученых на понятие, признаки и состав юридического процесса;
2. раскрыть основные признаки административного процесса, как разновидности общего понятия юридического процесса;
3. выделить специфические признаки, присущие только процессу в административной сфере;
4. раскрыть особенности составных частей административного процесса: административных процедур и производств;
5. выявить возможные перспективы создания единого кодифицированного акта, регламентирующего административно-процедурные формы деятельности органов исполнительной власти;
6. рассмотреть вопросы административного судопроизводства в рамках единого понятия «административного процесса»;
7. раскрыть возможность совершенствования процессуального регулирования судебного производства по делам об административных правонарушениях;
8. проанализировать административно-процессуальное
законодательство, выявить его положительные и отрицательные характеристики.
В заключение дипломной работы хотелось бы сделать некоторые выводы и обобщения:
1. Административный процесс представляет собой разновидность юридического процесса, как нормативно установленной формы упорядочения деятельности субъектов права, обладающих властными полномочиями. При этом административному процессу присуще все родовые признаки процесса юридического: формальная определенность, последовательность, наличие такой цели, как упорядочение деятельности субъекта права для достижения желаемого результата при соблюдении прав и интересов иных субъектов, вовлекаемых в эту деятельность, обязательное оформление результатов деятельности, установленной таким порядком, в соответствующих процессуальных документах.
2. Понятие административного процесса традиционно рассматривается с точки зрения нескольких подходов.
Авторы, придерживающиеся «управленческого» подхода, характеризуют административный процесс как нормативно-установленный порядок деятельности органов исполнительной власти, связанной с решением любых вопросов, отнесенных к их компетенции. Представители «юрисдикционного» подхода под административным процессом понимают регламентированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения. Сторонники «юстиционного» подхода трактуют понятие административного процесса в качестве порядка деятельности судов по рассмотрению и разрешению административных споров, возникающих между органами публичной власти и гражданами, о законности нормативных и индивидуальных актов государственного управления. На сегодняшний день, можно говорить о том, что сложилась и четвертый «интегративный» подход к понятию административного процесса. В соответствии, с которым административный процесс понимается, как урегулированный административно-процессуальными нормами порядок деятельности органов исполнительной власти, а в предусмотренных законом случаях и других полномочных субъектов административно-процессуальных отношений, направленной на реализацию нормативно-установленной компетенции этими органами. Таким образом, административный процесс имеет ряд специфических признаков.
Он представляет собой установленный административно¬процессуальными нормами порядок последовательно совершаемых действий субъектами исполнительной власти и иными при реализации, как задач содействия в реализации прав и осуществлении обязанностей соответствующих субъектов, так и применения административного, дисциплинарного и иных видов принуждения к ним.
Сфера применения административного процесса не ограничивается рамками судебной деятельности, как гражданский и уголовной процессы. Административный процесс упорядочивает любые отношения, возникающие между органами публичной власти (преимущественно органами исполнительной власти, а также судами, осуществляющих административное правосудие) и остальными субъектами, реализующими свой процессуальный статус (физические или юридические лица, реализующие свои права и законные интересы в рамках таких взаимоотношений).
Стадии, сроки, круг участников деятельности, которая подлежит упорядочению, устанавливается административно-процессуальными нормами.
Назначение административного процесса состоит в том, чтобы путем установления правовых предписаний, регламентирующих порядок совершения юридических действий органами исполнительной власти, при соблюдении ими этих предписаний, обеспечить нормальную реализацию норм материального права без допущения злоупотреблений со стороны соответствующих органов.
Результатом административного процесса, при соблюдении соответствующим органом порядка, установленного законом для разрешения административных дел, может быть как индивидуальный правовой акт, с помощью которого административно-правовые нормы применяются к конкретным лицам, так и подзаконный нормативный акт органа исполнительной власти.
Деятельность, осуществляемая в рамках административного процесса, строится на основе таких принципов, как: принцип законности, охраны интересов личности и государства, равенства сторон, гласности, экономичности, материальной истины, самостоятельности в принятии решения и ряда других.
3. Составляющими частями административного процесса, в соответствии с «интегративным» подходом являются:
- административные процедуры, которые представляют собой установленный нормами административно-процессуального права порядок «позитивной» деятельности органов исполнительной власти по реализации ими своих функций и задач во взаимоотношениях с гражданами. Термин «административная процедура» применяется для обозначения таких форм деятельности органов исполнительной власти, как: нормотворческая деятельность (издание административных регламентов, правовых актов государственного управления и др.), оказание публичных услуг по реализации физическими и юридическими лицами своих прав в органах публичной администрации (выдача лицензий, регистрационные, разрешительные и иные процедуры) и др.;
- административные производства, которые представляют собой установленный нормативно порядок «негативной» правоприменительной деятельности органов исполнительной власти по применению мер дисциплинарного и административного принуждения при разрешении конкретных юридических дел и споров в административном или судебном порядке. Термин «административное производство» применяется для обозначения форм деятельности органов исполнительной власти и иных указанных в законе, связанных с применением к участникам административных правоотношений предусмотренных законодательством мер административного принуждения (административно-юрисдикционные производства) или связанных с разрешением споров, возникающих между участниками административных правоотношений, и обеспечением административной защиты их нарушенных прав и законных интересов (административно- юстиционные производства).
4. При последовательной регламентации административно¬процессуальными нормами стадий, целей и задач, сроков, оснований и условий совершения действий процессуального характера, совокупность административных процедур или производств образует отдельный вид административного процесса: исполнительно-административный или судебно¬административный процесс.
5. На данный момент, вопрос об отнесении административного судопроизводства к составным частям административного процесса остается нерешенным. Решение данного вопроса зависит от выбора критерия, по которому производится соотношение таких понятий, как «административное судопроизводство» и «административный процесс». Так, используя, формальный субъектный критерий характеристики административного судопроизводства, можно прийти к выводу, что данные понятия представляют собой различные виды юридического процесса. В первом случае, нормы процессуального законодательства (КАС РФ) устанавливают порядок деятельности суда при рассмотрении и разрешении административно-правовых споров, связанных с наличием у одной из сторон спорного материального правоотношения представления о том, что её права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями (актами) другой стороны. Во втором случае, административно-процессуальные нормы регулируют порядок осуществления ряда действий при реализации органом исполнительной власти своих функций во взаимоотношениях с гражданами и организациями.
Используя же, предметный критерий характеристики административного судопроизводства, можно прийти к выводу, что оно составляет необходимую часть административного процесса, так как предметом рассмотрения в суде, в данном случае, выступает административно-правовой спор, отличающийся особенностями его субъектного состава как особого правоотношения (спор, в котором орган власти выступает стороной, действия которой оспариваются) и характером материально-правовых отношений, являющихся его предметом (это отношения, связанные с наличием у заинтересованной стороны представления о нарушении её прав и законных интересов действиями (актами) со стороны органа исполнительной власти).
6. Представляется, что административное судопроизводство не должно подменять собой понятие административного процесса, оно представляет только его часть - судебно-административный процесс, который не может существовать без исполнительно-административного процесса (административных процедур и производств), так как предметом судебной деятельности в рамках административного судопроизводства становится, либо разрешение административного дела, рассмотренного ранее органом исполнительной власти в рамках административной процедуры (производства), либо проверка законности актов (действий), принятых (совершаемых) по результатам осуществления административной процедуры (производства).
7. Реализация в законодательстве Российской Федерации «интегративного подхода» в соответствии, с которым, «административная процедура (производство)» и «административное судопроизводство» выступают составляющими частями административного процесса, будет способствовать достижению целого ряда целей, стоящих перед процессуальным регулированием в данной сфере отношений.
Во-первых, наряду с уже принятым Кодексом административного судопроизводства, регламентирующим порядок деятельности судей при рассмотрении административных споров, должен быть принят и Закон «Об административных процедурах», в котором будут отражены единообразные правила осуществления административно-процедурных действий органами исполнительной власти. Подобная процессуализация уже осуществлена и успешно действует во многих зарубежных странах (Латвия, Германия), чей опыт можно имплементировать в российскую правовую систему.
Во-вторых, административно-правовое регулирование в данной сфере приобретет необходимую системность и структурированность. При принятии единого закона, в нём будут системно отражены общие принципы административных процедур, сроки и последовательность действий при их осуществлении, виды, принимаемых решений по результатам совершения установленных последовательностей действий, требования к их форме и содержанию. Регламентация принятия управленческих решений или совершения управленческих действий в отдельных сферах управленческих отношений, отличающихся спецификой разрешаемых административных дел, будет продолжать осуществляться с помощью федеральных законов с учётом необходимых изменений.
В-третьих, произойдет не только упорядочение внутренней структуры механизма правового регулирования в административно-процессуальной сфере, но и будет создана нормативно-правовая основа для полноценного функционирования института административного судопроизводства. Судьи, разрешая административные дела в процессе административного судопроизводства, осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью решений, принимаемых в результате деятельности органов исполнительной власти при осуществлении управленческих функций и они всегда должны иметь возможность аргументировать свои решения, ссылаясь на соблюдение (или, наоборот, нарушения) соответствующими должностными лицами административных процедур и их принципов. В частности, произвести грамотную оценку законности и обоснованности административного акта в суде, возможно лишь, если имеются нормативно-установленные требования к его форме, содержанию, порядку разработки, принятия и введения в действие.
В целом, принятие Закона «Об административных процедурах» приведет к созданию более эффективных механизмов осуществления административных процедур, ограничивающих риск ущемления прав заинтересованных лиц, возникающий при правовой неопределенности порядка действий административного органа в конкретной управленческой ситуации.
1 Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : ГУ издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2009. - 64 с.
2 Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/
3 Административно-процессуальный закон Латвии от 25.10.2001 // Сборник законодательных актов по административным процедурам. - Алматы,
2013. - 500 с.
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125267/
5 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12127526/
6 Закон об административных процедурах Федеративной Республики
Германия от 23.12.2003 // Сборник законодательных актов по
административным процедурам. - Алматы, 2013. - 500 с.
7 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // Российская Газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/11/sudopr-dok.html
8 О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 янв. 1998 г. N 2134-II ГД // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base.garant.ru/1575717/
9 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 314 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/186816/#help
10 О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12185976/
11 Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сент. 2007 г. N 606 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base. garant.ru/12156135/
12 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 марта 2009 г. № 185 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base.garant.ru/12167826/
13 Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной таможенной службы от 07 фев. 2011 г. N 216 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12183928/
14 Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 сент. 2011 г. № 115н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126652/8d3464fb2e97be3f5ff4 2ad06779eb58607a5769/
Комментарий к законодательству:
15 Гуев, А. Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / А. Н. Гуев Специально для системы ГАРАНТ. - 2010. - Режим доступа: Система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru/5872064/2/#ixzz31 CQDxKF9
Учебники и учебные пособия:
16 Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов ; Мин-во образования и науки. - Изд.
3- е, перераб. и доп. - Москва : НОРМА, 2008. - 816 с.
17 Демин, А. А. Теория административного процесса: соотношение материального и процессуального права / А. А. Демин // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. Вып. 6: Юридический процесс / ВГУ. - Воронеж, 1996. - 231 с.
18 Козлов, Ю. М. Административное право: учебник для вызов / Ю.
М. Козлов. - Москва : Юристъ, 1999. - 320 с.
19 Комаров, С. А. Теория государства и права: краткий учебник для вузов. / С. А. Комаров, А. В. Малько. - Москва: НОРМА - ИНФРА - М, 2002. - 448 с.
20 Лучин, В. О. Процессуальные нормы в советском государственном праве / В. О. Лучин. - Москва : Юридическая литература, 1976. - 168 с.
21 Протасов, В. Н. Основы общеправовой процессуальной теории. / В. Н. Протасов В.Н. - Москва : Юридическая литература, 1991. - 143 с.
22 Россинский, Б. В. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов ; Мин-во образования и науки. - Изд. 4-е, пересмотр. и доп. - Москва : Норма, 2009. - 928 с.
23 Салищева, Н. Г. Административный процесс в СССР / Н. Г. Салищева. - Москва : Юридическая литература, 1964. - 108 с.
24 Салищева, Н. Г. Административный процесс: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Г. Салищева, Д. С. Дубровский, М. А. Штатина ; Российская академия правосудия. - Москва : Юрайт, 2014. - 366 с.
25 Столярова, И. М. Ежегодник публичного права 2015: Административный процесс / И. М. Столярова. - Москва : «Инфотропик Медиа», 2015. 464 с.
26 Сорокин, В. Д. Административный процесс и административно процессуальное право / В. Д. Сорокин. - СПб.: Издательство Юридического института МГУ, 2002. - 474 с.
27 Сорокин, В. Д. Административно-процессуальное право: учебник 2¬е изд. / В. Д. Сорокин; под. ред. А.И. Каплунова. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2008. - 569 с.
Статьи из журналов:
28 Аврутин, Ю. Е. Об административном процессе и процедурной форме государственного управления / Ю. Е. Аврутин // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 56-62.
29 Баландин, В. Н. О видах юридического процесса / В. Н. Баландин,
А. А. Павлушина // Правоведение. - 2002. - № 4. - С. 22-33.
30 Бахрах, Д. Н. Административно-процессуальная
деятельность государственной администрации / Д. Н. Бахрах // Административное право и процесс. - 2009. -№ 3. - С. 2-6.
31 Горшенев, В. М. Теория юридического процесса / В. М. Горшенев // Правоведение. - 1985. - № 5. - 192 с.
32 Душакова, Л. А. Анализ подходов к пониманию правовой процедуры / Л. А. Душакова // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. - С. 3-20.
33 Есенова, В. П. Административный процесс: современная теория и практика / В. П. Есенова // Управленческое консультирование. - 2012. - № 1 (45). - С. 50-58.
34 Изосимов, С. М. О содержательной стороне производства по принятию нормативных правовых актов органами исполнительной власти / С. М. Изосимов // Юридический мир. - 2006. - № 10 - С. 68-71.
35 Кононов, П. И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры / П. И. Кононов // Государство и право. -
2001. - № 6. - С. 16-24.
36 Кононов, П. И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения/ П. И. Кононов //Административное право и процесс. - 2014. - №
3. - С. 45-49.
37 Кононов, П. И. Административное судопроизводство как структурная часть административного процесса / П. И. Кононов // Административное право и процесс. - 2015. - № 11. - С. 38 - 42.
38 Копина, А. А. К вопросу о соотношении понятий «налоговый процесс» и «налоговая процедура» / А. А. Копина // Финансовое право. - 2005. - № 10. - С. 14-17.
39 Лапина, М. А. Объединенная концепция системы административного процесса / М. А. Лапина // Юридический мир. - 2012. - № 3. - С. 38-42.
40 Лебедев, В. В. От идеи судебного нормоконтроля к административному судопроизводству / В. В. Лебедев // Российская юстиция. -
2000. - № 9. - С. 2-7.
41 Лупарев, Е. Б. Понятие административно-правового спора (постановка проблемы) / Е. Б. Лупарев // Государство и права человека: Сб. науч. тр. - Краснодар, 2001. - С. 45-47.
42 Малявина, Н. Б. Административные процедуры в зарубежных странах / Н. Б. Малявина // Вестник челябинского государственного университета. - 2008. - №22 (123). - С. 93-102.
43 Панова, И. В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды / И.В. Панова // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 114-127.
44 Панова, И. В. Административное судопроизводство и процедура внесудебного, досудебного рассмотрения административных дел / И. В. Панова // Вестник ВАС РФ. - 2007. - №4. - С. 4-27.
45 Попова, Н. Ф. К вопросу об административных процедурах в области финансов, налогов и сборов / Н. Ф. Попова // Современный юрист. - 2013. - № 2. - С. 38-50
46 Процко, Г. С. Процессуализация государственного управления как средство обеспечения эффективности исполнительной власти / Г. С. Процко, О.
B. Шмалий // Наука и образование: хозяйство и экономика. - 2012. - №7(26). -
C. 66-71.
47 Рогачева, О. С. От административных регламентов к административным процедурам: постановка задачи и пути ее практической реализации / О. С. Рогачева // Административное право и процесс. - 2013. - №
6. - С. 48-52.
48 Россинский, Б. В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях? / Б. В. Россинский // Журнал административного судопроизводства. - 2016. № 1. - С. 49-52.
49 Серков, П. П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства / П. П. Серков // Административное право и процесс. - 2013. - № 9. - С. 9-21.
50 Серков, П. П. Административный процесс как зеркало административной науки / П. П. Серков // Административное право и процесс - 2014. - № 9. - С. 29-34.
51 Синюгин, В. Ю. Административная процедура: проблемы дефиниции / В. Ю. Синюгин // Административное право и процесс. - 2014. - №
10. - С. 31-33.
52 Солдатова, О. Е. К вопросу о соотношении понятий «юридический процесс» и «юридическая процедура» / О. Е. Солдатова // Молодой ученый. -
2014. - №15. - 22 с.
53 Соловей, Ю. П. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как законодательная основа судебного контроля за реализацией дискреционных полномочий публичной администрации / Ю. П. Соловей // Административное право и процесс. - 2016. - № 1. - С. 5-10.
54 Старилов, Ю. Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования / Ю. Н. Старилов // Административное право и процесс. - 2013. - № 6. - С. 2-13.
55 Старилов, Ю. Н. Станет ли Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации основой для развития законодательства об административных процедурах? / Ю. Н. Старилов //Административное право и процесс. - 2015. - № 11. - С. 15-22.
56 Стахов, А. И. Интегративный подход к пониманию административного процесса в России / А. И. Стахов // Административное право и процесс. - 2015. - № 2. - С. 51-55.
57 Студеникина, М. С. Процессуальные формы осуществления правосудия по административным делам / М. С. Студеникина // Судебная реформа в России. - 2001. - С. 176-181.
58 Суворов, М. А. Административное производство: Понятие, виды, классификация / М. А. Суворов // Известия ИГЭА. - 2002. - № 3. - С. 66-74.
59 Тихомиров, Ю. А. Административные процедуры и право / Ю. А. Тихомиров, Э. В. Талапина // Журнал российского права. - 2002. - № 4. - С. 3¬13.
Авторефераты и монографии:
60 Власова Н. В. Административные процедуры в экономике: проблемы совершенствования правового регулирования : монография / Н. . Власова и др. ; под ред. Е. В. Гриценко, О. А. Ногина. - СПб. : изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2010. - 201 с.
61 Лазарев, И. М. Административные процедуры в сфере взаимоотношений граждан и организаций с органами исполнительной власти в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Лазарев Игорь Михайлович. - Москва, 2002. - 20 с.
62 Мельников, Ю. И. Природа и содержание норм процессуального права в социалистическом обществе. автореф. дисер. к. юрид. наук / Ю. И. Мельников. - Москва, 1976. - 22 с.
63 Мицкевич, Л. А. Очерки теории административного права. Современное наполнение: монография / Л. А. Мицкевич. - Москва : Проспект,
2015. - 296 с.
64 Надольская, Ю. В. Административное судопроизводство : автореф. дисс..на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук : 12.00.14 / Надольская Юлия Валерьевна. - Москва, 2003. -23 с.
65 Николина, К. В. Юридична процедура: поняття, ознаки, види, мКце в системi правових категорш: автореф. дис... канд. юрид. наук/б.в. : 12.00.01 / Николина Катерина Валернвна. - Украина, 2011. - 19 с.
66 Панова, И. В. Административная юстиция : монография / И. В. Панова. - Москва : НОРМА-ИНФРА-М, 2014. - 464 с.
67 Старилов, Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы : монография / Ю. Н. Старилов. - Москва : НОРМА, 2001. - 304 с.
68 Филатова, А. В. Организационно-правовые основы регламентации деятельности административных процедур контрольно-надзорной деятельности в области экономики: автореф. дис. д-ра юрид. наук : 12.00.14 / Филатова Анна Валерьевна. - Саратов, 2010. - 39 с.
69 Хаманева, Н. Ю. Защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти в Российской Федерации : автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктор. юрид. наук : 12.00.02 / Хаманева Наталья Юрьевна. - Москва, 1997. - 48 с.
Диссертации:
70 Лория, В. А. Проблемы кодификации советского административно-процессуального права : дисс. ... докт. юрид. наук : 12.00.02 / Лория Валерий Амберкович. - Тбилиси, 1976. - 245 с.
71 Пауль, А. Г. Процессуальные нормы бюджетного права : дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Пауль Алексей Георгиевич. - Воронеж, 2002. - 214 c.
Судебные акты:
72 Крюслен против Франции: Решение Европейского суда по правам человека от 24 апреля 1990 г. // Практика Европейского суда по правам человека. Решения. Комментарии. - 2001. - № 4. С. 31-33.
73 По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е.А. Арбузовой, О.Б. Колегова, А.Д. Кутырева, Р.Т. Насибулина и В.И. Ткачука [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 1999 г. № 9-П // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http: //base.garant.ru/12115756/
74 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ющенко Александра Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации [Электронный