Введение…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ………………..
6
1.1 Творческие способности как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………
6
1.2 Творческая деятельность как фактор развития творческих способностей…………………………………………………………….
14
1.3. Содержание внеурочной творческой деятельности школьников………………………………………………………………
19
Выводы по 1 главе……………………………………………………… 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВНЕУРОЧНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….
26
2.1. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей школьников в различных видах внеурочной творческой деятельности……………………………………………….
26
2.2. Описание методики проведения исследования…………………. 32
Выводы по 2 главе………………………………………………………… 42
Заключение………………………………………………………………... 43
Литература…………………………………………………………………. 45
Приложение………………………………………………………………... 48
Приложение 1……………………………………………………………… 49
Приложение 2……………………………………………………………… 57
...
тому, что многие просто не могут позволить заниматься ею, а другие не успевают освоить навыки и тогда участие из раза в раз в различных творческих мероприятиях принимают одни и те же. Внеурочная деятельность должна решать образовательные и воспитательные задачи. Она не должна являться только показательной.
Следует отметить, однако, что значительное число педагогов старается обеспечить школьников условиями для занятий творчеством во внеучебное время.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена необходимостью изучению роли внеурочных форм в процессе развития творческих способностей у школьников.
Всё вышеизложенное позволило определить нам цель, объект и предмет исследования.
Цель исследования – выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей у школьников в процессе внеурочной деятельности.
Объект исследования - творческие способности школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - развитию творческих способностей школьников способствует внеурочная деятельность, если:
- выявлены психолого-педагогические условия развития творческих способностей у школьников в процессе творческой деятельности;
- определена модель внеурочной...
Особая значимость творческих спо¬собностей для психолого-педагогической проблематики сегодняшнего дня обу¬словлена спецификой современного со¬циального опыта, который должны усво¬ить последующие поколения, обусловле¬на динамичным и нестабильным харак¬тером этого опыта.
Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творче¬ской деятельности и обеспечивают успех в определенных областях творчества. Можно выделить музыкальные, артисти¬ческие, хореографические, литературные способности, а также способности к изо-бразительной, технической, научной, управленческой, педагогической дея-тельности и др.
Развитие творческих способностей начинается в детском возрасте. Уже дошкольники проявляют творческие способности через такие формы работы, как лепка, рисование, конструирование. В младшем школьном возрасте этот процесс осуществляется на новом уровне, более конструктивном уровне.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию его (окружающего) на основе деятельностного подхода. Интеграция творческих видов деятельности детей должна происходить при непосредственной ведущей роли взрослого (педагога или родителя) как носителя социокультурных ценностей.
Включение детей во внеурочную деятельность способствует раскрытию внутренних качеств детей, самореализации их творческого потенциала, поскольку интеграция различных видов искусств (музыки, танца, живописи, театра) в специально организованной деятельности вне учебных занятий стимулирует творческое самовыражение ребенка.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
...
21. Шумакова, Н.Б. Психологические условия выявления творческих способностей у одарённых детей младшего школьного возраста /Н.Б. Шумакова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4, № 3. –С. 5–14
22. Шумакова, Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников /Н.Б. Шумакова [и др.] ; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М. : Просвещение, 2011. – 164 с.
23. Шумакова, Н.Б. Интеллектуально одарённые младшие школьники : особенности и прогноз развития / Н.Б.Шумакова // Развитие детской одарённости в современной образовательной среде : Мат. Всерос. конф. с междунар.участием «Психологопедагогическое сопровождение детской одарённости» : Владимир,23–25 апреля 2012 г. : под ред. С.А. Смирновой. – Владимир : ООО «ТранзитИКС», 2012. – С. 12–15.
24. Информационные ресурсы: http://pedsovet.su/ ,http://standart.edu.ru/, http://mon.gov.ru/dok/fgos/