Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе риска
|
введение
1 Несовершеннолетние, состоящие в группе риска, как объект профилактики
правонарушений 7
1.1 Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних,
состоящих в группе риска 7
1.2 Причины, способствующие совершению правонарушений
несовершеннолетними 17
2 Профилактика правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе
риска 24
2.1 Направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в
отношении несовершеннолетних группы риска 24
2.2 Организация досуговой деятельности подростков в свободное от учебы
время 38
3 Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе риска на примере средней школы №
143 города Красноярска 49
3.1 Опыт МАОУ СШ № 143, в решении проблемы организации досуговой
деятельности несовершеннолетних состоящих в группе риска 49
3.2 Разработка программы по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска «Стань лучше» через досуговую
деятельность 59
Заключение 67
Список использованных источников 71
1 Несовершеннолетние, состоящие в группе риска, как объект профилактики
правонарушений 7
1.1 Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних,
состоящих в группе риска 7
1.2 Причины, способствующие совершению правонарушений
несовершеннолетними 17
2 Профилактика правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе
риска 24
2.1 Направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в
отношении несовершеннолетних группы риска 24
2.2 Организация досуговой деятельности подростков в свободное от учебы
время 38
3 Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе риска на примере средней школы №
143 города Красноярска 49
3.1 Опыт МАОУ СШ № 143, в решении проблемы организации досуговой
деятельности несовершеннолетних состоящих в группе риска 49
3.2 Разработка программы по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска «Стань лучше» через досуговую
деятельность 59
Заключение 67
Список использованных источников 71
Актуальность исследования обуславливается тем, что перемены, происходящие в современном обществе, заключенные в глубоких перестройках всех сфер жизни и деятельности людей, ухудшают положение подростков и обостряют характерные им трудности. Изменения иногда совершаются настолько стремительно, что основное количество молодых людей просто не успевают включаться в них на уровне равноправных участников, из-за чего значительно затрудняется социальная адаптация личности подростка к новым, динамичным, непрерывно изменяющимся условиям жизни.
В связи с этим задача государства и общества заключается в создании благоприятных условий для развития будущего поколения. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни несовершеннолетних среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
Сегодня происходит снижение воспитательного потенциала семьи, и проявляются новые проблемы, которым подвержены несовершеннолетние, к ним можно отнести: семейное неблагополучие, влияние маргинальной среды, трудности жизнеобеспечения, психологический дискомфорт, социальная дезадаптация, в результате проявление различных форм девиантного поведения. Именно современное общество способствует проявлению многочисленных психотравмирующих факторов. Отклонения в развитии психики и личности подростка часто приводят к различным социальным рискам.
Социальные риски детей и подростков являются сложной социальной проблемой и ведут к росту правонарушений, антисоциальному поведению, безнадзорности и пренебрежению несовершеннолетними. С каждым годом возрастает количество подростков, которые испытывают огромные трудности в социальной адаптации и нуждаются в поддержки взрослых в этом процессе.
3
Наблюдается постоянный рост уровня совершения правонарушений, в январе-декабре 2017 года в России было выявлено 42504 преступления, совершенные несовершеннолетними. В январе 2018 года это число составляло уже 2,904 тысячи детей и подростков. По данным правоохранительных органов, летом кражи среди 10-12-летних возрастают в 2-3 раза [30].
Неутешительное криминогенное состояние в обществе, втягивание в этот процесс подростков, выявило необходимость формирования организационной структуры взаимодействия с детьми группы социального риска, развитие у них гуманистических взглядов и ценностных ориентаций, формирование мотивации и подготовленности к учебе, труду и жизнедеятельности в обществе.
В связи с данной ситуацией особую важность имеет эффективная профилактическая работа с несовершеннолетними группы социального риска, которая непосредственно должна осуществляться через качественную досуговую деятельность. Необходимо внедрить комплекс превентивных мер, осуществляемых различными формами и методами социальной работы. Этот комплекс должен основываться и поддерживаться такими фундаментальными направлениями деятельности, как общее улучшение социально-экономической и политической, нравственной и национально-этнической ситуации в стране, а также создание благоприятных условий для социализации детей и подростков в семье.
Объект исследования - несовершеннолетние, состоящие в «группе риска».
Предмет исследования - процесс профилактической работы с несовершеннолетними группы социального риска через средства досуговой деятельности.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать досуговую деятельность подростков как средство профилактики правонарушений
Задачи исследования:
1. изучить социально-психологическую характеристику
несовершеннолетних, состоящих в группе риска;
2. рассмотреть причины, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними;
3. выделить направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска;
4. раскрыть организацию досуговой деятельности подростков в свободное от учебы время;
5. проанализировать опыт МАОУ СШ № 143 г. Красноярска, в решении проблемы организации досуговой деятельности несовершеннолетних состоящих в группе риска;
6. разработать программу по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска «Стань лучше» через досуговую деятельность.
Степень научной разработанности проблемы. Значительное место в изучении проблемы отклоняющегося поведения подростков занимают исследования отечественных ученых Я.И. Глининский, Юричка Ю.И. и др. Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой и других исследователей. Причины и факторы криминально-агрессивного поведения подростков изучались Ю.М. Антоняном, М.С. Бурсаковой и др. Влияние внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания на проявление противоправного поведения в своих работах описывали А.М. Бадонов, В.С. Журавлев, Е.А. Чепракова и др. Важно отметить работы специалистов в области социально -культурной деятельности, в том числе и с подростками: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселеву и Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами программе по профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска, через досуговую деятельность, которая может быть использована в образовательном учреждении.
Методы исследования - теоретические - изучение социальной, психологической, педагогической литературы по проблеме; эмпирические - анализ документов, тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В связи с этим задача государства и общества заключается в создании благоприятных условий для развития будущего поколения. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни несовершеннолетних среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
Сегодня происходит снижение воспитательного потенциала семьи, и проявляются новые проблемы, которым подвержены несовершеннолетние, к ним можно отнести: семейное неблагополучие, влияние маргинальной среды, трудности жизнеобеспечения, психологический дискомфорт, социальная дезадаптация, в результате проявление различных форм девиантного поведения. Именно современное общество способствует проявлению многочисленных психотравмирующих факторов. Отклонения в развитии психики и личности подростка часто приводят к различным социальным рискам.
Социальные риски детей и подростков являются сложной социальной проблемой и ведут к росту правонарушений, антисоциальному поведению, безнадзорности и пренебрежению несовершеннолетними. С каждым годом возрастает количество подростков, которые испытывают огромные трудности в социальной адаптации и нуждаются в поддержки взрослых в этом процессе.
3
Наблюдается постоянный рост уровня совершения правонарушений, в январе-декабре 2017 года в России было выявлено 42504 преступления, совершенные несовершеннолетними. В январе 2018 года это число составляло уже 2,904 тысячи детей и подростков. По данным правоохранительных органов, летом кражи среди 10-12-летних возрастают в 2-3 раза [30].
Неутешительное криминогенное состояние в обществе, втягивание в этот процесс подростков, выявило необходимость формирования организационной структуры взаимодействия с детьми группы социального риска, развитие у них гуманистических взглядов и ценностных ориентаций, формирование мотивации и подготовленности к учебе, труду и жизнедеятельности в обществе.
В связи с данной ситуацией особую важность имеет эффективная профилактическая работа с несовершеннолетними группы социального риска, которая непосредственно должна осуществляться через качественную досуговую деятельность. Необходимо внедрить комплекс превентивных мер, осуществляемых различными формами и методами социальной работы. Этот комплекс должен основываться и поддерживаться такими фундаментальными направлениями деятельности, как общее улучшение социально-экономической и политической, нравственной и национально-этнической ситуации в стране, а также создание благоприятных условий для социализации детей и подростков в семье.
Объект исследования - несовершеннолетние, состоящие в «группе риска».
Предмет исследования - процесс профилактической работы с несовершеннолетними группы социального риска через средства досуговой деятельности.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать досуговую деятельность подростков как средство профилактики правонарушений
Задачи исследования:
1. изучить социально-психологическую характеристику
несовершеннолетних, состоящих в группе риска;
2. рассмотреть причины, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними;
3. выделить направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска;
4. раскрыть организацию досуговой деятельности подростков в свободное от учебы время;
5. проанализировать опыт МАОУ СШ № 143 г. Красноярска, в решении проблемы организации досуговой деятельности несовершеннолетних состоящих в группе риска;
6. разработать программу по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска «Стань лучше» через досуговую деятельность.
Степень научной разработанности проблемы. Значительное место в изучении проблемы отклоняющегося поведения подростков занимают исследования отечественных ученых Я.И. Глининский, Юричка Ю.И. и др. Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой и других исследователей. Причины и факторы криминально-агрессивного поведения подростков изучались Ю.М. Антоняном, М.С. Бурсаковой и др. Влияние внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания на проявление противоправного поведения в своих работах описывали А.М. Бадонов, В.С. Журавлев, Е.А. Чепракова и др. Важно отметить работы специалистов в области социально -культурной деятельности, в том числе и с подростками: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселеву и Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами программе по профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска, через досуговую деятельность, которая может быть использована в образовательном учреждении.
Методы исследования - теоретические - изучение социальной, психологической, педагогической литературы по проблеме; эмпирические - анализ документов, тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе решения поставленных задач были получены результаты, позволяющие сделать следующие основные выводы.
Изучив социально-психологическую характеристику
несовершеннолетних, состоящих в группе риска, можно сделать, что сегодня перед обществом стоит острая потенциальная угроза - несоершеннолетние группы риска, которую необходимо решать экстренно используя все возможные средства и методы, для того чтобы общество не пришло к социальной дестабилизации.
Особую значимость приобретает реализация профилактических мероприятий по преодолению отклонений в поведении у детей и подростков в соответствии с требованиями современной ситуации, через средства досуговой деятельности Необходимым является комплексное осуществление первичных мероприятий, направленных на выявление факторов, провоцирующих риск, и условий, снижающих возможность его проявления.
Именно поэтому данная проблема, становится глобальной для современного общества, которую необходимо решать, комплексно используя все возможные ресурсы.
Причины правонарушения среди несовершеннолетних группы риска связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно -психологическим сферам общественной жизни.
Социальные риски детей и подростков подразумевают риск развития социального неблагополучия детей, поэтому задача государства и общества состоит в том, чтобы обеспечить все необходимые условия для защиты прав детей на достойную жизнь.
Кризисные явления во многих сферах государственного управления непосредственно сказались на состоянии несовершеннолетних. Особая проблема, требующая пристального общественного внимания, связана с ростом безнадзорности среди детей и подростков и высоким уровнем правонарушений.
Социальная профилактика - это профилактически деятельность, осуществляемая на уровне государства, через систему повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости.
Социальная профилактика направлена на объекты с целью сохранения их функционального состояния и предотвращения уже имеющихся негативных процессов их жизнедеятельности. Объектом профилактики являются социальные группы, которые находится в состоянии социального риска, в нашем случае это несовершеннолетние склонные к совершению правонарушений.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» координацию деятельности по профилактики реализуют различные органы и учреждения.
Важным звеном цепи государственных субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются органы по делам молодежи, которые участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, разрабатывают и реализуют целевые программы по профилактике их безнадзорности и правонарушений.
Сегодня реализуются разнообразные направления социальной работы в отношении несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений, которые осуществляются различными субъектами системы профилактики. Основная роль в первичной профилактике через организацию досуговой работы лежит на учреждениях органов по делам молодежи и образовательных организациях.
Досуг является значимым элементом жизни несовершеннолетних, во многих аспектах задающим специфику и эффективность их последующей социализации и включения во взрослую жизнь.
Анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, показывает, что большинство учреждений культуры создают и реализуют молодежные проекты с учетом их интересов, потребностей. Современные досуговые формы основаны на личностно ориентированном подходе, содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию молодежи, ее творческого потенциала, расширяют возможности человека в выборе методов и форм проведения качественного и разнообразного досуга; формируют гражданскую инициативу.
Грамотная организация досуга, занятость, просветительство средствами культуры и искусства рассматриваются современностью как профилактика подростковой безнадзорности, как составляющая мера по первоначальной профилактике правонарушений.
Анализ деятельности СШ № 143 г. Красноярск, показал положительную динамику профилактической и воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом, можно отметить что в школе слабо развита досуговая деятельность направленная конкретно на профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних. Вся работа в школе ведется через внеурочную деятельность, что на наш взгляд насовсем достаточно.
Для более глубоко изучения данной проблематики мы проведи диагностику в МАОУ СШ № 143 города Красноярска. В исследовании приняло участие 20 подростков с 8-9 классы.
Цель исследования - выявить склонности подростков к отклонениям в поведении и отнести их группе риска, а также предложить рекомендации по первичной профилактике через досуговую деятельность в СШ № 143.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод, о том, что большая часть подростков склонна проявлять негативные реакции и агрессивное поведение по отношению к окружающим людям и событиям.
69
В качестве рекомендательных профилактических мер, мы предложили использовать различные техники с детьми, которые в ходе исследования были отнесены к группе социального риска, а также в качестве рекомендаций школе можно предложить создать молодежный отдел, который будет выполнять основную роль организации досуга в образовательном учреждении.
Таким образом, деятельность такого отдела в школе будет улучшать условия для развития деятельности клубных формирований; будет создавать и развивать креативный и технический потенциал для обеспечения культурно - массовой деятельности различной по форме и содержанию; будет способствовать организации и проведению концертов, вечеров отдыха, дней семейного отдыха, конкурсных программ, игровых программ, детских тематических дискотек, акций, уличных гуляний и т.д. Что несомненно является первичной профилактикой правонарушений в среде несовершеннолетних группы социального риска.
Изучив социально-психологическую характеристику
несовершеннолетних, состоящих в группе риска, можно сделать, что сегодня перед обществом стоит острая потенциальная угроза - несоершеннолетние группы риска, которую необходимо решать экстренно используя все возможные средства и методы, для того чтобы общество не пришло к социальной дестабилизации.
Особую значимость приобретает реализация профилактических мероприятий по преодолению отклонений в поведении у детей и подростков в соответствии с требованиями современной ситуации, через средства досуговой деятельности Необходимым является комплексное осуществление первичных мероприятий, направленных на выявление факторов, провоцирующих риск, и условий, снижающих возможность его проявления.
Именно поэтому данная проблема, становится глобальной для современного общества, которую необходимо решать, комплексно используя все возможные ресурсы.
Причины правонарушения среди несовершеннолетних группы риска связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно -психологическим сферам общественной жизни.
Социальные риски детей и подростков подразумевают риск развития социального неблагополучия детей, поэтому задача государства и общества состоит в том, чтобы обеспечить все необходимые условия для защиты прав детей на достойную жизнь.
Кризисные явления во многих сферах государственного управления непосредственно сказались на состоянии несовершеннолетних. Особая проблема, требующая пристального общественного внимания, связана с ростом безнадзорности среди детей и подростков и высоким уровнем правонарушений.
Социальная профилактика - это профилактически деятельность, осуществляемая на уровне государства, через систему повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости.
Социальная профилактика направлена на объекты с целью сохранения их функционального состояния и предотвращения уже имеющихся негативных процессов их жизнедеятельности. Объектом профилактики являются социальные группы, которые находится в состоянии социального риска, в нашем случае это несовершеннолетние склонные к совершению правонарушений.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» координацию деятельности по профилактики реализуют различные органы и учреждения.
Важным звеном цепи государственных субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются органы по делам молодежи, которые участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, разрабатывают и реализуют целевые программы по профилактике их безнадзорности и правонарушений.
Сегодня реализуются разнообразные направления социальной работы в отношении несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений, которые осуществляются различными субъектами системы профилактики. Основная роль в первичной профилактике через организацию досуговой работы лежит на учреждениях органов по делам молодежи и образовательных организациях.
Досуг является значимым элементом жизни несовершеннолетних, во многих аспектах задающим специфику и эффективность их последующей социализации и включения во взрослую жизнь.
Анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, показывает, что большинство учреждений культуры создают и реализуют молодежные проекты с учетом их интересов, потребностей. Современные досуговые формы основаны на личностно ориентированном подходе, содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию молодежи, ее творческого потенциала, расширяют возможности человека в выборе методов и форм проведения качественного и разнообразного досуга; формируют гражданскую инициативу.
Грамотная организация досуга, занятость, просветительство средствами культуры и искусства рассматриваются современностью как профилактика подростковой безнадзорности, как составляющая мера по первоначальной профилактике правонарушений.
Анализ деятельности СШ № 143 г. Красноярск, показал положительную динамику профилактической и воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом, можно отметить что в школе слабо развита досуговая деятельность направленная конкретно на профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних. Вся работа в школе ведется через внеурочную деятельность, что на наш взгляд насовсем достаточно.
Для более глубоко изучения данной проблематики мы проведи диагностику в МАОУ СШ № 143 города Красноярска. В исследовании приняло участие 20 подростков с 8-9 классы.
Цель исследования - выявить склонности подростков к отклонениям в поведении и отнести их группе риска, а также предложить рекомендации по первичной профилактике через досуговую деятельность в СШ № 143.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод, о том, что большая часть подростков склонна проявлять негативные реакции и агрессивное поведение по отношению к окружающим людям и событиям.
69
В качестве рекомендательных профилактических мер, мы предложили использовать различные техники с детьми, которые в ходе исследования были отнесены к группе социального риска, а также в качестве рекомендаций школе можно предложить создать молодежный отдел, который будет выполнять основную роль организации досуга в образовательном учреждении.
Таким образом, деятельность такого отдела в школе будет улучшать условия для развития деятельности клубных формирований; будет создавать и развивать креативный и технический потенциал для обеспечения культурно - массовой деятельности различной по форме и содержанию; будет способствовать организации и проведению концертов, вечеров отдыха, дней семейного отдыха, конкурсных программ, игровых программ, детских тематических дискотек, акций, уличных гуляний и т.д. Что несомненно является первичной профилактикой правонарушений в среде несовершеннолетних группы социального риска.
Подобные работы
- ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСУГОВЫХ ПРАКТИКАХ ПОДРОСТКОВ С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Оптимизация детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении, средствами семейного клуба
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



