введение
1 Несовершеннолетние, состоящие в группе риска, как объект профилактики
правонарушений 7
1.1 Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних,
состоящих в группе риска 7
1.2 Причины, способствующие совершению правонарушений
несовершеннолетними 17
2 Профилактика правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе
риска 24
2.1 Направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в
отношении несовершеннолетних группы риска 24
2.2 Организация досуговой деятельности подростков в свободное от учебы
время 38
3 Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних, состоящих в группе риска на примере средней школы №
143 города Красноярска 49
3.1 Опыт МАОУ СШ № 143, в решении проблемы организации досуговой
деятельности несовершеннолетних состоящих в группе риска 49
3.2 Разработка программы по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска «Стань лучше» через досуговую
деятельность 59
Заключение 67
Список использованных источников 71
Актуальность исследования обуславливается тем, что перемены, происходящие в современном обществе, заключенные в глубоких перестройках всех сфер жизни и деятельности людей, ухудшают положение подростков и обостряют характерные им трудности. Изменения иногда совершаются настолько стремительно, что основное количество молодых людей просто не успевают включаться в них на уровне равноправных участников, из-за чего значительно затрудняется социальная адаптация личности подростка к новым, динамичным, непрерывно изменяющимся условиям жизни.
В связи с этим задача государства и общества заключается в создании благоприятных условий для развития будущего поколения. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни несовершеннолетних среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
Сегодня происходит снижение воспитательного потенциала семьи, и проявляются новые проблемы, которым подвержены несовершеннолетние, к ним можно отнести: семейное неблагополучие, влияние маргинальной среды, трудности жизнеобеспечения, психологический дискомфорт, социальная дезадаптация, в результате проявление различных форм девиантного поведения. Именно современное общество способствует проявлению многочисленных психотравмирующих факторов. Отклонения в развитии психики и личности подростка часто приводят к различным социальным рискам.
Социальные риски детей и подростков являются сложной социальной проблемой и ведут к росту правонарушений, антисоциальному поведению, безнадзорности и пренебрежению несовершеннолетними. С каждым годом возрастает количество подростков, которые испытывают огромные трудности в социальной адаптации и нуждаются в поддержки взрослых в этом процессе.
3
Наблюдается постоянный рост уровня совершения правонарушений, в январе-декабре 2017 года в России было выявлено 42504 преступления, совершенные несовершеннолетними. В январе 2018 года это число составляло уже 2,904 тысячи детей и подростков. По данным правоохранительных органов, летом кражи среди 10-12-летних возрастают в 2-3 раза [30].
Неутешительное криминогенное состояние в обществе, втягивание в этот процесс подростков, выявило необходимость формирования организационной структуры взаимодействия с детьми группы социального риска, развитие у них гуманистических взглядов и ценностных ориентаций, формирование мотивации и подготовленности к учебе, труду и жизнедеятельности в обществе.
В связи с данной ситуацией особую важность имеет эффективная профилактическая работа с несовершеннолетними группы социального риска, которая непосредственно должна осуществляться через качественную досуговую деятельность. Необходимо внедрить комплекс превентивных мер, осуществляемых различными формами и методами социальной работы. Этот комплекс должен основываться и поддерживаться такими фундаментальными направлениями деятельности, как общее улучшение социально-экономической и политической, нравственной и национально-этнической ситуации в стране, а также создание благоприятных условий для социализации детей и подростков в семье.
Объект исследования - несовершеннолетние, состоящие в «группе риска».
Предмет исследования - процесс профилактической работы с несовершеннолетними группы социального риска через средства досуговой деятельности.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать досуговую деятельность подростков как средство профилактики правонарушений
Задачи исследования:
1. изучить социально-психологическую характеристику
несовершеннолетних, состоящих в группе риска;
2. рассмотреть причины, способствующие совершению правонарушений несовершеннолетними;
3. выделить направления деятельности субъектов профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска;
4. раскрыть организацию досуговой деятельности подростков в свободное от учебы время;
5. проанализировать опыт МАОУ СШ № 143 г. Красноярска, в решении проблемы организации досуговой деятельности несовершеннолетних состоящих в группе риска;
6. разработать программу по профилактике правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска «Стань лучше» через досуговую деятельность.
Степень научной разработанности проблемы. Значительное место в изучении проблемы отклоняющегося поведения подростков занимают исследования отечественных ученых Я.И. Глининский, Юричка Ю.И. и др. Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой и других исследователей. Причины и факторы криминально-агрессивного поведения подростков изучались Ю.М. Антоняном, М.С. Бурсаковой и др. Влияние внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания на проявление противоправного поведения в своих работах описывали А.М. Бадонов, В.С. Журавлев, Е.А. Чепракова и др. Важно отметить работы специалистов в области социально -культурной деятельности, в том числе и с подростками: М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Г. Киселеву и Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова.
Практическая значимость исследования заключается в разработанной нами программе по профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних группы риска, через досуговую деятельность, которая может быть использована в образовательном учреждении.
Методы исследования - теоретические - изучение социальной, психологической, педагогической литературы по проблеме; эмпирические - анализ документов, тестирование.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе решения поставленных задач были получены результаты, позволяющие сделать следующие основные выводы.
Изучив социально-психологическую характеристику
несовершеннолетних, состоящих в группе риска, можно сделать, что сегодня перед обществом стоит острая потенциальная угроза - несоершеннолетние группы риска, которую необходимо решать экстренно используя все возможные средства и методы, для того чтобы общество не пришло к социальной дестабилизации.
Особую значимость приобретает реализация профилактических мероприятий по преодолению отклонений в поведении у детей и подростков в соответствии с требованиями современной ситуации, через средства досуговой деятельности Необходимым является комплексное осуществление первичных мероприятий, направленных на выявление факторов, провоцирующих риск, и условий, снижающих возможность его проявления.
Именно поэтому данная проблема, становится глобальной для современного общества, которую необходимо решать, комплексно используя все возможные ресурсы.
Причины правонарушения среди несовершеннолетних группы риска связаны с социальными, психологическими и другими особенностями несовершеннолетних, попадающих в ситуации риска; обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений, структурой преступности, которые относятся к различным социальным и нравственно -психологическим сферам общественной жизни.
Социальные риски детей и подростков подразумевают риск развития социального неблагополучия детей, поэтому задача государства и общества состоит в том, чтобы обеспечить все необходимые условия для защиты прав детей на достойную жизнь.
Кризисные явления во многих сферах государственного управления непосредственно сказались на состоянии несовершеннолетних. Особая проблема, требующая пристального общественного внимания, связана с ростом безнадзорности среди детей и подростков и высоким уровнем правонарушений.
Социальная профилактика - это профилактически деятельность, осуществляемая на уровне государства, через систему повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости.
Социальная профилактика направлена на объекты с целью сохранения их функционального состояния и предотвращения уже имеющихся негативных процессов их жизнедеятельности. Объектом профилактики являются социальные группы, которые находится в состоянии социального риска, в нашем случае это несовершеннолетние склонные к совершению правонарушений.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» координацию деятельности по профилактики реализуют различные органы и учреждения.
Важным звеном цепи государственных субъектов по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются органы по делам молодежи, которые участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, разрабатывают и реализуют целевые программы по профилактике их безнадзорности и правонарушений.
Сегодня реализуются разнообразные направления социальной работы в отношении несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений, которые осуществляются различными субъектами системы профилактики. Основная роль в первичной профилактике через организацию досуговой работы лежит на учреждениях органов по делам молодежи и образовательных организациях.
Досуг является значимым элементом жизни несовершеннолетних, во многих аспектах задающим специфику и эффективность их последующей социализации и включения во взрослую жизнь.
Анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, показывает, что большинство учреждений культуры создают и реализуют молодежные проекты с учетом их интересов, потребностей. Современные досуговые формы основаны на личностно ориентированном подходе, содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию молодежи, ее творческого потенциала, расширяют возможности человека в выборе методов и форм проведения качественного и разнообразного досуга; формируют гражданскую инициативу.
Грамотная организация досуга, занятость, просветительство средствами культуры и искусства рассматриваются современностью как профилактика подростковой безнадзорности, как составляющая мера по первоначальной профилактике правонарушений.
Анализ деятельности СШ № 143 г. Красноярск, показал положительную динамику профилактической и воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом, можно отметить что в школе слабо развита досуговая деятельность направленная конкретно на профилактику отклонений в поведении несовершеннолетних. Вся работа в школе ведется через внеурочную деятельность, что на наш взгляд насовсем достаточно.
Для более глубоко изучения данной проблематики мы проведи диагностику в МАОУ СШ № 143 города Красноярска. В исследовании приняло участие 20 подростков с 8-9 классы.
Цель исследования - выявить склонности подростков к отклонениям в поведении и отнести их группе риска, а также предложить рекомендации по первичной профилактике через досуговую деятельность в СШ № 143.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод, о том, что большая часть подростков склонна проявлять негативные реакции и агрессивное поведение по отношению к окружающим людям и событиям.
69
В качестве рекомендательных профилактических мер, мы предложили использовать различные техники с детьми, которые в ходе исследования были отнесены к группе социального риска, а также в качестве рекомендаций школе можно предложить создать молодежный отдел, который будет выполнять основную роль организации досуга в образовательном учреждении.
Таким образом, деятельность такого отдела в школе будет улучшать условия для развития деятельности клубных формирований; будет создавать и развивать креативный и технический потенциал для обеспечения культурно - массовой деятельности различной по форме и содержанию; будет способствовать организации и проведению концертов, вечеров отдыха, дней семейного отдыха, конкурсных программ, игровых программ, детских тематических дискотек, акций, уличных гуляний и т.д. Что несомненно является первичной профилактикой правонарушений в среде несовершеннолетних группы социального риска.
1. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография / Г.П. Медведева. - Москва: Русайнс, 2018. - 232 с.
2. Асхакова, М.С. Государственная молодежная политика в российской федерации / М.С. Асхакова // В сборнике: теоретические и практические проблемы развития современной науки материалы XV Международной научно - практической конференции. - 2017. - С. 100-102.
3. Амосова, О.С. К вопросу о социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков / О.С. Амосова // В сборнике: Педагогика: традиции и инновации Материалы VIII Международной научной конференции. - 2017. - С. 121-123.
4. Брюханова, П.А. Профилактика правонарушающего поведения старших подростков посредством организации их культурно-досуговой деятельности / П.А. Брюханова // В сборнике: безопасное детство как правовой и социально - педагогический концепт материалы III Всероссийской научно -практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, в рамках Недели науки на факультете правового и социально -педагогического образования ПГГПУ: в 2 томах. Пермский государственный гуманитарно -педагогический университет; АНО Институт поддержки семейного воспитания. - 2016. - С. 15-17.
5. Борисов, П.М. Современная молодежь: логика смены поколений / П.М. Борисов, А.С. Розова, Н.М. Сидоров / П.М. Борисов // В сборнике: транспорт: проблемы, идеи, перспективы сборник трудов LXXVII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2017. - С. 189-192.
6. Батыщева, И.В. Взаимодействие субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и преступности несовершеннолетних / И.В. Батыщева, Г.М. Воронина // В сборнике: актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел на современном этапе Материалы внутриведомственного научно-практического семинара. -2016. - С. 99-102.
7. Васильковская, М.И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста / М.И. Васильковская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. -
2017. - № 38. - С. 152-158.
8. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Глинский. - Спб.: издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
9. Гуревичева, Ю.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как одна из форм общей провенции / Ю.А. Гуревичева // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 8. - № -1. - С. 016-019.
10. Дежкин, И.Б. К вопросу о защите прав детей и профилактике правонарушений со стороны несовершеннолетних / И.Б. Дежкин // В сборнике: роль юридического сообщества и педагогических вузов в развитии медиации и школьных служб примирения, материалы научно-практической конференции. - 2017. - С. 23-33.
11. Дегтярев, А.В. Пути совершенствования государственной молодёжной политики / А.В. Дегтярев // Аллея науки. - 2017. - Т. 5. - № 16. - С. 698-701.
12. Игнатенко, В.И. Досуговая профилактика антиобщественных проявлений несовершеннолетних / В.И. Игнатенко // Международный пенитенциарный журнал. - 2016. - № 1 (5). - С. 26-29.
13. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 290 с.
14. Киряева, Л.С. CoBpexieiiHbie технологии в практике социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в реабилитационном центре, по профилактике асоциального поведения / Л.С. Киряева // В сборнике: Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития Материалы IV-международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. - 2017. - С. 119-126.
15. Корнилова, Т. В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт,
2018. - 337 с.
16. Ласкин, А.А. Эффективные принципы воздействия в ранней профилактике правонарушений у несовершеннолетних / А.А. Ласкин // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2017. - № 1. - С. 7-13.
17. Лакомова, А.А. Профилактика девиантного поведения
несовершеннолетних: межведомственное взаимодействие школы и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / А.А, Лакомова // Наука. Мысль.
- 2017. - № 3-2. - С. 31-36.
18. Левченко, Л.И. Первичная профилактика аддиктивного поведения среди учащихся общеобразовательной школы / Л.И. Левченко // В сборнике: научные исследования и разработки молодых ученых Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 54-57.
19. МАОУ СШ №143 города Красноярска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school143.ru
20. Матайс, М.П. Социальный анализ детства на современном этапе / М.П. Матайс // Научные исследования: от теории к практике. - 2017. - № 1-1 (11). - С. 195-196.
21. Маслова, М.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся группы риска в муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней школы № 2 имени Александра Сергеевича Пушкина / М.В. Маслова // Молодой ученый. - 2016. - № 5. - С. 632-634.
22. «Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное
государственное бюджетное научное учреждение» «Центр защиты прав и интересов детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://fcprc.ru/metodicheskie-materialyi/
23. Махортова, Е.В. Досуг и занятость несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении / Е.В. Махортова // В сборнике: практическая педагогика и психология: методы и технологии сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 9-11.
24. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для вузов / Л. В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 797 с.
25. Назаров, И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение педагогически запущенных учащихся, детей и подростков группы риска / И.Н. Назаров // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2015. - № 4 (16). - С. 215-221.
26. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях / О.Н. Жидконожкина [и ДР.]: учебно-методическое пособие. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. - 93 с.
27. Понкратов, В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей / В.В. Понкратов. - М.: Книга, 2011. - 153 с.
28. Панова, Т.В. Социально-психологические особенности подростков «группы риска» / Т.В. Панова // Science Time. - 2015. - № 1 (13). - С. 364-368.
29. Пастернак, Н.А. Психология воспитания: учеб. Пособие / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 166 с.
30. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_map
31. Пономаренко, А.И. Особенности социально - психологической адаптации молодёжи к современным условиям / А.И. Пономаренко // В сборнике: Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития Сборник материалов Международной научно - практической конференции XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 80-81.
32. Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография / под ред. А.А. Реана. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 479 с.
33. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/70447852/
34. Рубцова, А.В. Правовое регулирование деятельности органов по делам молодежи в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А.В. Рубцова // В сборнике: Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы материалы пятой международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 124-126.
35. Сергеев, Ф.Е. Система работы школы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних / Ф.Е. Сергеев // В сборнике: Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения преступности среди несовершеннолетних: проблемы и пути их решения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Шадринский государственный педагогический университет, Гуманитарный факультет; Центр по оказанию правовой и профилактической помощи несовершеннолетним и их родителям; Под редакцией Н.Ю. Блясовой. - 2017. - С. 158-170.
36. Современная образовательная среда объединит школьное и дополнительное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russkiymir.ru/news/209978/
37. Современные школы появятся в каждом субъекте Российской Федерации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.russkiymir.ru/news/198445/
38. Статистика и аналитика МВД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpsV/мвд .рф/Deljatelnost/statistics
39. Савина, Т. А. О необходимости нормативного закрепления положений о Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав / Т.А. Савина // Вопросы ювенальной юстиции: федер. науч. -практ. жури. - 2015. - № 1. - С. 25-29.
40. Сурикова, М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности / М.Д. Сурикова // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 607-609. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/51/6578/