ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 5
1.1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников 5
1.2. Педагогические основы нравственного воспитания 7
1.3. Особенности нравственного воспитания подростков 10
Глава 2. МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Общая характеристика методов нравственного воспитания 16
2.2. Выбор методов нравственного воспитания 18
2.3. Методы нравственного воспитания у старших школьников 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
...
Ценностные ориентации индивида определяют путь присвоения духовного потенциала общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы поведения.
Личность как системная структура качеств и черт человека продуцируется общественными отношениями, в которые она вступает в процессе собственной деятельности и взаимоотношений с окружающей средой.
С социальной природой человеческой деятельности связано влияние, предопределенное общественными нормами, самооценкой и встречной оценкой каждой личности со стороны социума.
Предмет исследования: нравственная культура в старших классах.
Объект – нравственное воспитание.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования нравственной культуры в старших классах.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность процесса нравственного воспитания школьников.
Рассмотреть педагогические основы нравственного воспитания.
Изучить «механизмы» нравственного воспитания.
Дать общую характеристику методов нравственного воспитания.
Рассмотреть выбор методов нравственного воспитания
...
Человек живет в обществе, ставит перед собой цели и хочет их осуществить, ищет смысл жизни, свое назначение в своей же деятельности. По тому, в чем человек видит смысл своей жизни, какие цели преследует, какими средствами пытается их достичь, то есть на что направлены сущностные силы человека как деятеля, можно судить о самом человеке, о его ценностной сущности, о его морали, месте в обществе (коллективе), его ценности для жизнедеятельности других людей, среди которых он живет.
В педагогической литературе проблема формирования ценностных ориентаций исследуется в связи с развитием и воспитаниям конкретных ценностей, которые должны быть личностно приняты в определенной социальной группе.
Обобщая вышеприведенные факты проявления ценностей личности в общественной жизни, следует отметить их определяющую необходимость в аспектах формирования адекватных, социально признанных поведенческих реакций как важнейшего образования в сфере становления сознания личности, а следовательно и саморегуляции ее деятельности. Система признанных ценностей ориентирует мировоззренческие взгляды, убеждения и суждения в русло гуманизированного отношения к окружающей среде, содействует самому эффективному развитию и самосовершенствованию личности. Вот почему проявление положительно направленных ценностей занимает одно из ведущих мест в поведении человека, есть его самым существенным ориентиром в межличностных отношениях.
Ценности отображают высший уровень человеческих потребностей. Поэтому личностные, индивидуальные потребности, приобретая общественную значимость и осознание личностью, превращаются в ценности и регулируют социальное поведение человека. В один момент именно через постоянную систему ценностей происходит объективизация отношений с окружающей средой и общественной окружающей средой и эффективное задействование личности в сферу многоаспектного взаимодействия с ними. Данные психологические образования приводят к перестройке всей структуры личности, изменяя систему ее отношений к своей деятельности и к самой себя. Сформированные идеалы, чувства, общественные стремления, социальные оценки и интересы в своей гармоничности упорядочивают направленность личности вокруг ценностно-смысловой сферы.
Присвоенные ценности и нормы поведения в процессе воспитания проявляются во взаимоотношениях человека с окружающей средой в процессе его адаптации и интеграции с социумом.
1. Акатов Л. И. Социальное самоопределение старшеклассников: ретроспективный подход. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. – 264 с.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 2000. 154 с.
3. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005. № 2. – С. 67 68.
4. Батаршев А. В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2010. 246 с.
5. Блюмкин В. А. Нравственное воспитание (философско-этические основы) / В. А.Блюмкин, Г. Н.Гумницкий, Т. В. Цырлина. Воронеж, 1990. 58 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. 3-е изд. – М.:МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
7. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Вопросы психологии. – 1975. № 1. С. 41-43.
8. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979. 289 с.
9. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 95 97.
10. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: «Народная асвета», 1988. – 368 с.
11. Галкин С. А. Воспитание. Личность. Общество. Дубна: Феникс+, 2009. 112 с.
12. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. – М.: Академия, 2010. 568 с.
13. Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 11. - с.3-10, 37-40.
14. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.
16. Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2009. 496 с.
17. Классные часы по нравственному воспитанию учащихся начальной школы // Завуч начальной школы. - 2008. - N 7. - С. 39-78.
18. Кондратьева О. В., Кондратьев С. В. Социальная психология. Волгоград: Учитель, 2004. 80 с.
19. Миловзорова А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А.М. Миловзорова // Начальная школа: плюс до и после. - 2013. - N 7. - С. 20-24
20. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
21. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М.: Педагогика, 2011. 674 с.
22. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 6. - С.11-13
23. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 489 с.
24. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. М.: изд. Владос, 2004. – 382 с.
25. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004. – 336 с.
26. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. Пособие для классного руководителя. – М.: Просвещение. 1983. – 158 с.
27. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2007. – 512 с.
28. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 37-38.
29. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.14-18, 31 (вкладка).