Введение 3
1 Теоретико-методологические основы формирования
клиенториентированной стратегии 6
1.1 Эволюция концептуальных подходов в рамках теории стратегического
управления 6
1.2 Концепция клиенториентированности в менеджменте и место
клиенториентированности в стратегическом управлении 13
Заключение 93
Список использованных источников 9
В настоящее время термин «клиентоориентированность» является очень популярным в бизнес и научной среде. О популярности данной темы можно судить по количеству сайтов в Интернете, на которых обсуждается эта концепция. Например, запрос по этому слову в Яndex выдал более 1500 сайтов и 126 тыс. страниц. Одновременно растет спрос бизнеса на внедрение CRM-продуктов (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами).
Популярность данной темы обусловлена ежегодно усиливающейся трансформацией «рынка продавца» в «рынок покупателя», ростом конкуренции, экономикой избыточного предложения.
В тоже время многие руководители крупных корпораций декларируют клиентоориентированность, однако на практике среди многоаспектной текущей деятельности забывают, что именно клиент является результирующей целью работы всех функциональных подразделений и приоритетной стратегической целью является формирование ценности клиента. Таким образом, проблемой современного менеджмента является недооценка роли клиента и стратегий клиентоориентированности в долгосрочной деятельности и частое делегирование вопросов клиентоориентированности на уровень маркетинговых служб, которые, как правило, являются одним из функциональных подразделений корпораций. Одновременно в научном менеджменте однозначно не сформулировано понятие категории «клиентоориентированность», несмотря на большую популярность данного термина в бизнесе и консалтинге.
Думается, что недооценка важности клиентоориентированного подхода на всех уровнях менеджмента зачастую является одной из причин относительно низкой эффективности российского бизнеса в сравнении с развитыми странами.
Несмотря на многочисленность работ по теории стратегического
управления, многие аспекты этой проблемы остаются недостаточно разработанными. В частности, в современном менеджменте исследование клиентоориентированности представлено лишь эпизодическими работами отдельных ученых, в основном она рассматривается как функция маркетинга. Необходимость научного осмысления клиентоориентированности с позиции менеджмента, разработки теоретических, методических и практических рекомендаций, модели и механизмов стратегического управления клиентоориентированного предприятия определила актуальность выбранной темы бакалаврской работы.
Исходя из актуальности данного вопроса на сегодняшний день, целью написания бакалаврской работы является формирование клиентоориентированной стратегии предприятия сферы услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретико-методологические основы формирования клиентоориентированной стратегии;
- провести анализ и оценку клиентоориентированной стратегии ООО «Вел Фит»;
- провести формирование модели клиентоориентированной стратегии на основе «клиентского капитала» ООО «Вел Фит».
Объектом исследования является предприятие сферы потребительских услуг ООО «Вел Фит», расположенное в г. Красноярск и занимающееся оказанием фитнес услуг.
Предметом исследования является клиентоориентированная стратегия ООО «Вел Фит».
Вопросам стратегического управления посвящены научные работы такт зарубежных ученых как И. Ансоффа, Д. Аакера, Ф. Вебстера, Б. Вернерфельта, А. Дж. X. Виссемы, П. Друкера, Ж.К. Ламбена, Г. Минцберга, М.Е. Портера, К.К. Прахалада, ШХ Стрикленда, A.A. Томпсона-мл., Г. Хамела, А.Д. Чандлера, К. Эндрюса и многих других.
Исследованием проблем клиентоориентированности предприятий посвящены работы следующих ученых В.В. Бусаркиной, O.A. Лузгиной, В. Лошкова, И. Манна, Е.А. Неретиной. Б. Рыжковского, A.A. Русановой, Г.А. Резник, Д.Ушакова и других.
Бакалаврская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 109 стр. Бакалаврская работа иллюстрирована 23 рисунками; 28 таблицами; 3 приложениями. Список использованных источников включает в себя 50 источников.
Клиентоориентированная стратегия - это специфическая функциональная стратегия, которая призвана обеспечивать эффективную взаимосвязь между объективными реалиями рынка, на котором осуществляет свою деятельности предприятие, и бизнес-процессами производства. Клиентоориентированная стратегия компании представляет собой инструмент управления взаимоотношениями с клиентами, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде и базирующийся на трех критериях: ключевая компетенция, целевые клиенты и равенство позиций.
Клиентоориентированность - это концепция бизнеса, включающая комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение и формирование потребностей клиентов (конечных потребителей и торговых посредников), реализуемый на всех уровнях менеджмента во всех функциональных подразделениях, ориентированная на инновационное (проактивное) развитие с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества.
Клиентоориентированная стратегия развития организации имеет следующие преимущества: - низкие общие издержки; лидерство продукта; полное решение для клиента; система замкнутости.
ООО «Вел Фит» представляет собой фитнес-клуб «Well&Fit», включающий в себя фитнес-направление и SPA-услуги. Фитнес-клуб расположен по адресу: 660133, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 23.
Итак, выбранная нами стратегия была конкретизирована как стратегия концентрированного роста, а именно как стратегия развития рынка. Далее, определимся с методами реализации выбранной стратегии в условиях исследуемого фитнес рынка, т.е. выбором той из стратегических альтернатив, которая позволит максимально эффективно развиваться исследуемому нами рынку спортивно-оздоровительных учреждений города Красноярска.
Для оценки направлений внедрения клиентоориентированной стратегии необходимо оценить качество обслуживания клиентов исследуемого фитнес центра с целью выявления слабых сторон в его обслуживании и направлений его совершенствования. Диаграмма показывает, что в целом клиенты оценивают качество услуг фитнес центра «Вел Фит» выше среднего. Интегральный показатель качества стремится к нулю. Следовательно, потребители оценивают качество услуг фитнес центра «Вел Фит», как среднее.
По многим из перечисленных направлений важное значение имеет высокая лояльность клиентов. Связь между лояльностью клиентов и уровнем клиентского капитала ООО «Вел Фит» показана при проведении анализа.
Рассмотрим инструменты обеспечения лояльности клиентов подробнее для ООО «Вел Фит».
- Ценовые инструменты закрепления клиентов. Согласно данной классификации предлагается внедрить систему скидок в фитнес клубе «Вел Фит» для увеличения количества повторных покупок услуг и повышения лояльности клиентов к компании, это позволит фирме стать более узнаваемой на рынке фитнес услуг г. Красноярск.
- Методы, обеспечивающие дополнительную потребительскую ценность предложения предприятия. Согласно данной классификации предлагается внедрить на постоянной основе тренинг «Клиенториентированный сервис» (тренинг будет ориентирован на подготовку сотрудников, обслуживающих клиентов в аспектах предоставления сервиса высокого уровня, это позволит расширить систему обслуживания и наиболее полно удовлетворять потребности клиентов). Это как повысит повторные покупки дополнительных услуг в фитнес клубе (услуги спа салона, индивидуальные занятия с тренерами), так как создаст дополнительные покупки, повысит уровень узнаваемости бренда и расширит устные рекомендации данного фитнес - центра потенциальным потребителям услуг.
Первым методом формирования системы клиентоориентированного сервиса, предлагаемых нами, является метод "Mystery Shopping" (MS) или "Тайный покупатель".
Во-вторых, в целях внедрения клиентоориентированного сервиса в деятельность ООО «Вел Фит» мы разработали тренинг "Клиенториентированный сервис". Тренинг ориентирован на подготовку сотрудников, обслуживающих клиентов в аспектах предоставления сервиса высокого уровня.
Далее необходимо предложить мероприятия для повышения качества труда обслуживающих работников и культуры обслуживания клиентов фитнес - центра «Вел Фит». Для решения данной проблемы мы бы хотели предложить разработанный нами проект по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров фитнес - центра «Вел Фит».
Внедрение предлагаемых проектов целесообразно и необходимо, поскольку повышает не только эффективность процесса управления, но и системы в целом, а также способствует достижению поставленных целей.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2016. - 206 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 .: по сост. на 20 апр. 2016 г. - Москва: Омега-Л, 2016. - 681с.
3. Албитов А. CRM (Customer Relationship Management) // [Электронный ресурс]/ А. Албитов - Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/crm-review.shtml
4. Боумен К. Основы стратегического менеджмента./ К. Боумен - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 175с.
5. Бусаркина В.В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки/ В.В. Бусаркина // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 4 (24). - С. 29 - 33.
6. Велесько Е.И. Стратегический менеджмент/ Е.И. Велесько, А.А. Неправский - Минск: БГЭУ, 2009. - 307 с.
7. Веснин В.Р. Стратегическое управление./ В.Р. Веснин - Москва: ТК Велби, Изд. Проспект, 2013. - 328с.
8. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство./ Х. Виссема - Москва: Изд. Финпресс, 2010. - 272с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление учебник. / О.С. Виханский - 5-е изд.- Москва: Гардарика, 2011. - 296с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. / О.С. Виханский - 2-е изд.- Москва: Гардарика, 2009.-296 с.
11. Волкогонова О. Д. Стратегический менеджмент. / О.Д Волкогонова - Москва: Форум ИНФРА-М, 2013. - 254 с.
12. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: учебник / А.Л. Г апоненко А.П. Панкрухин - Москва: Омега-Л, 2011. - 286 с.
13. Гаррет Б., Стратегические альянсы: пер. с англ./ Б. Гаррет, П. Дюссож - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 419 с.
14. Гертман М. Стратегический менеджмент: пер. с франц. / М. Гертман под ред. Д. О. Ямпольской. - Санкт-Петербург: Нева, 2013. - 418 с.
15. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций./ Г.Я Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010. - 93 с.
16. Горностаева А. Н. Стратегический менеджмент/ А. Н. Горностаева.- Барнаул: БГТУ 2011. - 107с.
17. Гринберг П. CRM со скоростью света: привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / П. Гринберг. - Москва: Символ-плюс, 2014. - 526 с.
18. Гусаков В. Стратегическое управление: искусство завоевания [Электронный ресурс] / В. Гусаков. - Режим доступа: http://www.bizstrategy.ru
19. Друкер П. SWOT - анализ как инструмент стратегического менеджмента / П. Друкер // Экономика и Время. - 2014. - №20 (357). - С. 2428.
20. Жарова А. С. Формирование клиентоориентированной стратегии предприятия на основе анализа бизнес-процессов / А.С. Жарова // Экономика в промышленности. - 2014. - № 4. - С. 11 - 15.
21. Зинкевич А. Руководство по приобретению преданных клиентов. Секреты клиентоориентированности / А. Зинкевич. - Москва: Олимп-Бизнес, 2014. - 291 с.
22. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов./ А.Т. Зуб - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 415 с.
23. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: пер. с англ./ Г. Керцнер. - Москва: Компания Ай-Ти, 2013. - 320 с.
24. Коллис Д. Д. Корпоративная стратегия. Ресурсный подход: пер. с англ. / Д. Д. Коллис, С. А. Монтгомери. - Москва: Олимп-Бизнес, 2011. - 371с.
25. Кудинов А. CRM. Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин, Е. Голышева.- Москва: 1С-Паблишинг, 2013. - 430 с.
26. Курс МВА по стратегического менеджменту: пер. с англ. / под ред. Лайм Фаэй, Роберта Рэделла. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 608 с.
27. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100/ Б.Т. Кузнецов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 623с.
28. Ковени М. Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь пер. с англ./ Майкл Ковени, Деннис Гэнстер, Брайан Хартлен. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 232с.
29. Лапин А. Н. Стратегическое управление современной организацией / А. Н. Лапин. - Москва: Управление персоналом, 2011. - 288 с.
30. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие./ Ю.Н. Лапыгин - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 236с.
31. Лошков В. Клиентоориентированность, в чем суть? / В. Лошков // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. -№ 35 (2). - С. 64 - 69.
32. Люкманов В.Б. Стратегический менеджмент: учеб. пособие./ В.Б. Люкманов - Москва: МИТХТ, 2013. - 100 с.
33. Ляско В. И. Стратегическое планирование развития предприятия: учеб. пособие для вузов / В. И. Ляско. - Москва: Экзамен, 2012. - 288 с.
34. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. / Ю.А. Маленков - Москва: Велби, Проспект, 2012. - 224с.
35. Манн И. Клиентоориентированность: что делать, как делать, взять и сделать/ И. Манн // Экономика в промышленности. - 2015. - № 11. - С. 29 -32.
36. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций./ В.Д. Маркова - Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2011. - 288с.
37. Минцберг Г. Школы стратегий: пер. с англ. / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 331 с.
38. Нестерова М. Клиент-ориентированная компания: проблемы на пути от желаемого к действительному / М. Нестерова // Менеджмент и менеджер. - 2015. - № 12. - С. 52-55.
39. Нортон Д. Как управлять клиентами [Электронный ресурс] / Д. Нортон, Р. Каплан. - Режим доступа: http://www.intalev.ru/?id=4358.
40. Организационно-экономические инструменты реализации стратегии развития организаций рынка потребительских услуг: монография / А. Н. Чаплина [ и др.]; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск: КГТЭИ, 2000. - 340 с.
41. Петухов Д.В. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]/ Д.В. Петухов. - Режим доступа: http//www.e-college.ru
42. Руднев Р.В. Клиенториентировнный подход в работе современной строительной компании / Р.В. Руднев //Рекламный рынок России: проблемы и перспективы: материалы науч. - практ. конф. (20 апреля 2010 г.) / под общ. ред. проф. Е.В. Сибирской: - Орел, 2010. - С. 132-134
43. Русанова А. А. Системный взгляд на клиентоориентированность/ А.А. Русанова // Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями: материалы II всероссийской науч.-практ. конф.- Ставрополь, 2013. - С.60-65
44. Рыжковский Б. Когда клиент голосует деньгами? / Б. Рыжковский // Управление компанией. - 2015. - № 7. - С. 11 - 15.
45. Стратегический менеджмент. Т. 1: методическое пособие для студентов / Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т; сост. О.И. Антамошкина, Т.А. Вашко.- Красноярск: КГТЭИ, 2009. - 93 с.
46. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 5 - е изд., испр. и доп. Москва: Дело, 2012. - 448 с.
47. Харский К. Ценностное управление для бизнеса / Генеральный директор компании «Ценностное управление для бизнеса», Санкт-Петербург