Введение 3
1. Теоретические основы современного управления изменениями при реализации кадровой политики предприятия сферы услуг 6
1.1 Кадровая политика - как инструмент управления 6
1.2 Проблематика в управлении изменениями при реализации кадровой политики ... 15
Заключение 23
Список использованных источников 27
Все основные достижения Росси в ХХ веке были связаны с успехами в управлении людьми . Будь то предвоенная индустриализация, вошедшее во все учебники перебазирование военной промышленности с Запада на Восток во время Великой Отечественной войны, космические и атомные проекты, основная причина успеха - удачный подбор кадров и работа с ними. Достижения новой России заставили мир изменить взгляд на менеджмент . Россия играла слишком заметную роль в истории ХХ века, чтобы мир, а тем более США могли ее игнорировать. Школа человеческих отношений - это, помимо прочего, и реакция на кадровый менеджмент в советской России.
Но и главные неудачи России ХХ века также связаны с упущениями в управлении людьми. Неспособность воспользоваться ситуацией с нефтью в середине ХХ века, потеря стратегических позиций в современных условиях, и многое другое напрямую связано с ошибками в работе с кадрами. Во всех случаях речь идет о системе подбора руководителей и о низком уровне работы по мотивации исполнителей [6].
Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания предприятия. Управление людьми имеет важное значение для всех организаций. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек становится важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
Для многих предприятий в условиях рыночной экономики все большее значение приобретает более полное использование человеческих ресурсов. Это связано с теми проблемами, с которыми сталкиваются руководители большинства предприятий. Наиболее острые из них следующие:
• уход квалифицированных работников;
• недостаточная квалификация персонала, нехватка рабочих на предприятии, недостаточный уровень квалификации отдельных руководителей;
• неудовлетворительный морально-психологический климат;
• наличие проблемы «МЫ - ОНИ» (конфронтация администрации и персонала)
Эти и некоторые другие проблемы ставят перед руководством вопрос о совершенствовании системы управления персоналом, создании новой структуры, максимально отвечающей современным представлениям о ней.
Ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь те предприятия, которые уже вложили или сейчас вложат необходимые средства в отбор наиболее подходящих кадров для выполнения соответствующих видов работ и применяют (или готовы применять) современную систему управления персоналом. Это позволит им в полной мере использовать научный, технический, интеллектуальный (творческий) потенциал своих сотрудников. Хороший, дееспособный и сплочённый персонал - основной залог долговременного успеха, высокоэффективное направление вкладывания капитала. Именно этим объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является управление изменениями при реализации кадровой политики предприятия сферы услуг.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы современного управления изменениями при реализации кадровой политики предприятия сферы услуг;
- проанализировать существующую систему управления ООО «Фрэшритейл»
- Разработать рекомендаций по управлению изменениями при реализации кадровой политики
Объектом анализа является торговое предприятие ООО «Фрэшритейл».
Предметом защиты выступают разработанные рекомендации по управлению изменениями при реализации кадровой политики ООО « Фрэшритейл»
Исследованию проблем формирования кадровой политики, ее роли в стабильном и эффективном развитии отдельной организации посвящено значительное количество работ, среди которых можно отметить труды таких авторов как: М. Базаров, М.Грачев, Дж. Иванцевич, Э.Старобинский, В.Травин, С.Шекшня и других, которые исследуют общие вопросы формирования системы управления кадрами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 78 стр. Выпускная квалификационная работа иллюстрирована рисунками; таблицами; приложениями. Список использованных источников включает в себя 45 источников.
Кадровая политика организации - это сформулированные (устно или письменно) руководством организации видение, принципы, приоритеты, нормы, правила поведения в отношении кадров, обязательные для всех участников процесса управления персоналом с целью достижения стоящих перед организацией стратегических целей с учетом постоянно изменяющихся внутриорганизационных условий и требований внешней среды [30].
Управление изменениями — это процесс постоянной корректировки направления деятельности организации, обновления ее структуры и поиска новых возможностей [8].
Динамичное развитие организации влечет корректировку или даже изменение кадровой политики. Они могут быть следствием снижения основных экономических показателей, проведенного аудита персонала, негативных процессов в коллективе (снижение мотивации, лояльности, трудовой активности и т. д.). В результате руководитель организации убеждается, что применяемая кадровая политика уже не обеспечивает достижения целей организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Фрэшритейл», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование общества ООО «Фрэшритейл». Место нахождение: 660012, г. Красноярск, ул. Матросова, д. 4.
В целом, можно сделать вывод, что ООО «Фрэшритейл» довольно таки конкурентоспособное предприятие, которое обладает конкурентными преимуществами и задатками для дальнейшего укрепления своих позиций на рынке при условии выбора и реализации наиболее подходящей в сложившихся условиях стратегии.
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что общий рост численности персонала в 2015 году составил 7 человек. Из них на 4 человека увеличилась численность обслуживающего персонала и на 3 человека вспомогательного. Численность административного персонала осталась прежней 11 человек. Наибольший удельный вес приходится на обслуживающий персонал 63,75 %, так как именно он осуществляет большую часть работы на предприятии, а наименьший на административный 13,75 %, численность которых в соответствии со спецификой работы и не должна быть высокой.
В результате полученных данных можно сделать следующие выводы: рентабельность конечной деятельности увеличилась в 2015 году на 1,6 %, при увеличении суммы чистой прибыли на 132,3 % в относительном выражении или на 6798, 2 тыс. руб. в абсолютном. Рентабельность продаж, увеличившись на 2% составила 14, 1 %, что является положительным результатом. Фонд заработной платы вырос на 28,9 %, что связано с ростом численности работников и суммы заработной платы. Уровень издержек обращения снизился на 0,2 %, а их сумма увеличилась на 6460,3тыс. руб. и составила в 2015 году
57877,6 тыс. руб. Эти изменения связаны с ростом объема товарооборота, повышением эффективности труда работников, снижением материальных затрат. По результату проведенного анализа основных показателей деятельности гастронома «Красный Яр» была выявлена положительная динамика, что показывает рост и прибыльность данного предприятия.
На данном предприятии применяется линейно-функциональная структура управления, которая имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
проведенный анализ выявил следующие недостатки в управлении изменениями при реализации кадровой политики
1. Отсутствие использования внутренних источников при наборе кадров. В то время как это является одним из сильнейших мотиваторов труда и сокращает финансовые затраты на набор персонала.
2. Рост коэффициента текучести в 2015 году на 0,04 по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует об ухудшении трудовой дисциплины и увеличении количества увольнений по собственному желанию.
3. Применяемые системы оплаты труда с точки зрения мотивации труда работников мало эффективны, т.е. заработная плата не оказывает такого стимулирующего воздействия, как должна бы и не побуждает работников улучшать результаты своей деятельности.
Наглядное изображение программы реализации кадровой стратегии представлено в виде древовидного графа - дерева целей. Для достижения поставленной цели ООО «Фрэшритейл» необходимо решить ряд задач, непосредственно относящихся к воплощению в жизнь указанной оптимальной стратегии.
Опишем рекомендаций по управлению изменениями при реализации кадровой политики ООО «Фрэшритейл»
1. Развитие и выстраивание клиент-ориентированного мышления у сотрудников через изменение системы оплаты труда
Как правило, внедрение клиент-ориентированного подхода проходит легко и без проблем. Ведь внедряемые меры сотрудники разработали сами во время практикума. А инициативы, идущие от самих работников, воспринимаются ими и исполняются с куда большим желанием, нежели приказы и предложения руководства. К тому же во время подобных практикумов укрепляется командный дух коллектива, улучшаются навыки взаимодействия в работе над общими целями.
Внедрение системы, учитывающей суммарный вклад работника в общие результаты труда коллектива, позволит повысить производительность труда, снизить текучесть персонала, а также развить клиент-ориентированное мышление у работников предприятия. Кроме того, результаты проведенной оценки станут основой для формирования кадрового резерва, развития и обучения персонала.
2. Создание системы управления взаимоотношения с клиентами
Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM, CRM-система, сокращение от англ. Customer Relationship Management) — прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнеспроцедур и последующего анализа результатов.
Этот подход подразумевает, что при взаимодействии с клиентом сотруднику компании доступна вся необходимая информация о взаимоотношениях с этим клиентом и решение принимается на основе этой информации (информация о решении, в свою очередь, тоже сохраняется).
Внедрение предлагаемых рекомендации по управлению изменениями при реализации кадровой политики целесообразно и необходимо, поскольку повышает не только эффективность процесса управления, но и системы в целом, а также способствует достижению поставленных целей.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - Москва: Юридическая литература, 2016. - 62 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. по состоянию на 01.01.2016 - Москва: Юрайт-М, 2016.- 662 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: в 2 ч.: по состоянию на 01.01.2016 - Москва: ЮРКНИГА, 2016. - 416 с.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на на 01 июня 2016 г.. - Москва: ЮРКНИГА, 2016. - 512 с.
5. Аксенова Е. А. Управление персоналом: учебник для вузов / Е. А. Аксенова. - Москва: ЮНИТИ, 2011.- 589 с.
6. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - Москва: Инфра-М, 2013.- 544 с.
7. Бухалков М. И. Управление персоналом : учебник для вузов / М. И. Бухалков. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 366 с
8. Виханский О. С. Стратегическое управление : учебник / О.С. Виханский. - Москва: Гардарика, 2008. - 296 с.
9. Волгин Н. А. Оплата труда: японский опыт и российская практика : учеб. пособие / Н. А. Волгин, О. Н. Волгина. - Москва: Дашков и К, 2014. - 508 с.
10. Генкин Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - Москва: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. - 896 с.
11. Г ерчикова И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. - Москва: ЮНИТИ, 2011. - 438 с.
12. Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и найм.
Исследование зарубежного опыта: учебник / И. Б. Дуракова. - Москва: Центр,
2012. - 366с.
13. Егоршин А. П. Управление персоналом: учебник для вузов / А. П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
14. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие/ А. П. Егоршин. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 463 с.
15. Журавлев П.В. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников: монография / П.В. Журавлев, М.Н. Кулапов, С.А. Сухарев. - Москва, 2008. - 232 с.
16. Зайцев М. Г. Методы оптимизации управления для менеджеров : компьютерно-ориентированный подход : учеб. пособие / М. Г. Зайцев. - Москва: Дело, 2012. - 425 с.
17. Зайцева Т. В. Управление персоналом : учебник/ Т. В. Зайцева, А. Т. Зуб. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 335 с.
18. Иванцевич Дж. М. Человеческие ресурсы управления / Дж. М. Иванцевич, А. А. Лобанов. - Москва: Гардарики, 2013. - 367 с.
19. Исследовательская функция менеджера // Вестник Инжэкона - 2014. - №4. -с.35-40
20. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. - Москва: ИНФРА - М, 2013. - 638с.
21. Кибанов А. Я. Организация управления персоналом на предприятии / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - Москва: ГАУ, 2010. - 842 с.
22. Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов : учеб. пособие / В. В. Ковалев. - Москва: Финансы и статистика, 2010.- 532 с.
23. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: учебник / Э. М. Коротков- Москва: Дека, 2007. - 304 с.
24. Корпоративный менеджмент: справочник для профессионалов / И. И. Мазур [и др.] - Москва: Высшая школа, 2013. - 431 с.
25. Кричевский Р. А. Если Вы - руководитель : учеб. пособие / Р. А. Кричевский. - Москва: Проспект, 2011. - 285 с.
26. Кузнецова Н. Алгоритм разработки кадровой политики предприятия / Н. Кузнецова // Справочник по управлению персоналом. - 2012.- № 2
27. Лукичева Л. И. Управление интеллектуальным капиталом : учебник / Л. И. Лукичева. - Санкт-Петербург: ЬОМЕГА-Л, 2007. - 969 с.
28. Магура М. И. Отбор персонала и управление человеческими ресурсами организации. Управление персоналом : учеб. пособие / М. И. Магура, Ю. И. Плешин. - Санкт-Петербург: 2014. - 428 с.
29. Мескон М. Х. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - Москва: Дело ЛТД, 2009. - 264 с.
30. Пархимчик Е. П. Кадровая политика организации : учеб. пособие / Е. П. Пархимчик. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. - 128 с.
31. Погодина, Г. Разработка положения о кадровой политике / Г. Погодина // Справочник по управлению персоналом. - 2014. - № 12.
32. Снитко Л. Т. Управление капиталом торговой организации. Экономический аспект : учеб. пособие для вузов / Л. Т. Снитко, Е. Н. Висторобская, Т. Ю. Бугаева. - Москва: РДЛ, 2014. - 69 с.
33. Технология управления персоналом: учеб. пособие / под ред. П. В. Журавлева; С. А. Карташова. - Москва: ЭКЗАМЕН, 2010. - 658 с.
34. Томсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А. А Томпсон, А. Дж. Стрикленд; - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 576 с.
35. Управление организацией: учебник /под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 465 с.
36. Управление проектами. Практическое руководство. - Москва: ЮРКНИГА, 2013. - 896 с.
37. Управление персоналом : учебник. / под ред. А. Я. Кибанова. - Москва: Гардарики, 2011. - 638 с.
38. Управление проектами : учеб. пособие / под общ. ред. И. И. Мазура. - Москва: Омега - Л, 2014. - 338 с.
39. Фатхутдинов Р. Менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности / Р. Фатхутдинов // Вопросы экономики. - 2007. - №3. - с. 19-24
Фат ху f лимон Р. Система менеджмента : учебник / i Фатхутдииов - ~ С И *Л’ ” Моск»а: 1>итисс-школа, 2007. - 255 с.
Федосеев И. П. Управление персоналом организации : учеб, )ис / 1C Н. Федосеев, С. I1. Капустин. - Москва: Экзамен, 2013, - 366 с
42. 1аплина А.Н. Управление персоналом в современных условиях ( адровая политика): Учебно-практическое пособие / Л.И. Чаплина, Н.Н. I недых, Красиояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2008 — 97 с.
43. Ше* пин С,’. В. Управление персоналом современной организации : учеб.-практ. пособие / С. В. Шекшип — Москва: Ьизнес-ткола Иител-Синтез, 2014. - 195 с.
44. Шипилова О. Л. Как преодолеть сопротивление персонала нововведениям? / О. Л. Шипилова // Кадры предприятия. — 2014 .— >£» 9.
45. Экономика и социология труда: учеб, пособие / под ред. Ь. Ю. Сербиновского, В. А. Чуланова. - Ростов-на-Дон у: Феникс, 2007. — 86 с.
46. Экономика организации (предприятия): учеб, пособие / под ред. К.
А. Раицкого. - Москва: Дашков и К, 2013 . - 168 с.