РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность и виды франчайзинга 10
1.1 Сущность и виды франчайзинга, его роль в развитии среднего и малого
предпринимательства 10
1.2 Особенности становления франчайзинговой деятельности 44
1.3 Опыт использования франчайзинга в России и за рубежом 60
2 Современной состояние системы франчайзинга в развитии среднего и малого
предпринимательства 76
2.1 Основные проблемы функционирования системы франчайзинга в России
и пути их решения 76
2.2 Основные тенденции и перспективы развития франчайзинга в России 85
2.3 Развитие МСП на технологиях франчайзинга в Красноярском крае 92
3 Разработка программы по совершенствованию системы франчайзинга, как
инструмента развития среднего и малого предпринимательства 101
3.1 Совершенствование системы франчайзинга в сфере малого и среднего
предпринимательства в г. Красноярск путем создания программы регионально-отраслевого мониторинга франчайзинговой деятельности 101
3.2 Практические рекомендация МСП по использованию системы
франчайзинга 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, как методу масштабирования бизнеса ему совсем немного лет, и как любое молодое явление, которое еще находится в подростковой фазе, оно всегда проявляет себя с двух сторон.
Франчайзинг представляет собой высокоэффективную форму организации деятельности. При этом он выступает как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания или компании среднего бизнеса предоставляет малому бизнесу или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, где большое значение имеет контроль и унификация технологических, производственных и административных процессов.
Современные тенденции развития экономического пространства реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей. Однако с другой стороны, каким бы не был популярным франчазинг, предприниматели, ведущие свой бизнес по системе франчайзинга сталкиваются с рядом трудностей. Одна из причин состоит в том, что развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне, так как отсутствует необходимая законодательная база. Понятия «франчайзинг» в российском законодательстве нет, а потому правовые отношения между правообладателем товарного знака (франчайзером) и его пользователем (франчайзи) строятся на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия». Разработка документа осуществлялась еще до появления в России франшиз.
Таким образом, франчайзингу еще предстоит обрасти правилами и институализироваться, для того чтобы каждый предприниматель мог воспользоваться им с наименьшими рисками для себя.
Стоит помнить, что для того, чтобы организовать собственное дело, предпринимателю требуются значительный опыт, знания и, наконец, денежные средства. В то же время сотрудничество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса и избежать многих проблем, которые в противном случае непременно бы возникли перед предпринимателем. Таким образом, механизм функционирования франчайзинга изначально уменьшает затраты и вложения, с которыми неизбежно столкнулся бы в противном случае любой бизнесмен.
Следует принять во внимание то обстоятельство, что в настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется значительными коммерческими рисками. Но организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает такие риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга в России может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства, так как, покупая готовый бизнес, франчайзи завоевывает определенную нишу, что значительно минимизирует его предпринимательский риск и гарантирует определенную стабильность в получении дохода.
Кроме того, происходящая глобализация мировых экономических процессов влечет ужесточение конкуренции на внутренних рынках за счет присутствия на них не только национальных, но и иностранных производителей. При этом распространение и укрепление экономических связей приводит к необходимости «глобализации» и самих предоставляемых товаров и услуг посредством гарантированного качества товарного знака вне зависимости от масштабов его распространения. Данная тенденция реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау и в значительной степени - в формировании франчайзинговых сетей.
Основными экспортерами франшиз во всем мире являются США, Канада, Япония, Австралия, безусловные лидеры в Европе — Германия, Великобритания и Франция. Но главное заключается в том, что франчайзинг процветает потому, что позволяет совместить стимулы к владению небольшим бизнесом и ресурсы бизнеса крупного.
Таким образом, вопросы и проблемы, связанные с формированием и развитием в современный период института франчайзинга приобретают все большую актуальность, что вызвано действием объективных социально-экономических и правовых факторов в нашей стране.
Степень разработанности темы исследования. Актуальность и многоаспектный характер проблем франчайзинга обусловили интерес к нему со стороны ученых.
Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли Ананд В., Брикли Дж., Дарк Ф., Дельтей Ж., Кейвз Р., Лафонтейн Ф., Мендельсон М., Мерфи В., Мюррей Я., Нортон С., Стэнворт Дж., Смит Б., Шейн С. и другие.
Огромны заслуги в разработке также общих проблем франчайзинга таких ученых, как Балабанов И.Т., Васильева Е.Н., Вацковский Ю.Ф., Демихов В.Ю., Довгань В.В., Земляков Д.Н., Карманов А.П., Макашев М.О., Маркова
B. Д., Меньшиков С.М., Новосельцев О.В., Одинцов А.А., Павлов В.А., Пономаренко Г.В., Романов А.И., Рубе В.А., Рыкова И.В., Силинг
C. А., СоснаС.А., Сычев Н.В., Тебиев Б.К., Черепанова Е.А., Янушкевич И.П., которые значительно расширили представления о различных сторонах франчайзинга.
Мировая и российская практика доказала необходимость создания благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия малых и средних предприятий.
Эффективной интегрированной формой развития малых и средних предприятий является франчайзинг.
Франчайзинг - в российском законодательстве - коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес- модель его ведения.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим научно обоснованным выводам и рекомендациям.
1. Франчайзинговая форма организации бизнеса проста и эффективна. Суть ее заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, бренда, технологии ведения бизнеса другой компании (франчайзи) на определенных возмездных условиях.
В связи с большим разнообразием форм и видов франчайзинговой деятельности была приведена их классификация. Классификация позволяет:
- определить роль и место форм и видов франчайзинга в предпринимательской деятельности;
- целенаправленно выбрать наиболее эффективную форму или вид взаимоотношений с каждым отдельным партнером при создании франчайзингового предприятия.
2. Франчайзинг - очень гибкая система, которая легко адаптируется в соответствии с условиями различных видов коммерческой деятельности, особенностями производства и реализации товаров и услуг.
В ходе работы были выявлены преимущества и недостатки франчайзинга, которые существуют на сегодняшний день. К основным преимуществам можно отнести:
- более эффективная система взаимоотношений с руководством франяайзи. Собственник управляющий как правило более заинтересован и принимает более эффективные решения, чем наемный менеджер;
- быстрое масштабирование бизнеса. Франчайзинговая сеть позволяет компании основать большое количество торговых точек за относительно короткое время;
- более высокая отдача от меньших объемов вложенных средств.
К недостаткам относятся:
- неготовность бизнеса к франшизе. Переоценка своих возможностей;
- уход франчайзи и «копирование» бизнес-модели;
- потеря своего имиджа, связанно это с недобросовестной работой франчайзи, и несоблюдение определенного уровня качества.
2. Успешное осуществление процесса формирования системы франчайзинга зависит от ряда обстоятельств и факторов, которые будут влиять на становление этой системы. Поэтому при становлении системы франчайзинга необходимо осуществить ряд мероприятий, к ним относятся: анализ и оценка, планирование, формирование внутренней и внешней структуры, маркетинговая деятельность, развитие инфраструктуры, регламентация прав, обязанностей и ответственности, система контроля.
3. Сравнивая опыт использования франчайзинга в России и за рубежом, можно сказать, что в России франчайзинг начал развиваться стремительно быстро, он явно отстает от таких великих держав как США и Европа. Это связанно, прежде всего, с тем, что в России франчайзинг молодое явление, которое появилось не так давно, в сравнении с развитыми странами, где на тот момент франчайзинг уже активно развивался и институализировался. США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. Этому способствует четко прописанные законы и отлаженная работа франчайзинговых ассоциаций. США имеет огромный опыт работы и уровня знания своих предпринимателей, кроме того США имеют поддержку со стороны государства, которая отражается в простоте получения кредитов, а так же защита участников соглашения по вопросам интеллектуальной собственности.
В России же, законодательное регулирование находится на, весьма, низком уровне, и подчиняется лишь 54 главе ГК РФ «Договор о коммерческой концессии», что заметно сдерживает уровень развития отечественного франчайзинга по сравнении с международным уровнем франчайзинговой деятельности.
4. Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России. По сравнению с развитыми странами, динамику развития российского франчайзинга нельзя назвать высокой. Предприниматели ведущие свой бизнес по системе франчайзинга сталкиваются с рядом трудностей. Которые были выявлены в ходе исследования.
5. Рынок Красноярска, как и любого города-миллионника, интересен для франчайзеров. Ежегодно в Красноярске проводится «Форум предпринимательства Сибири», который был создан для поиска эффективных решений в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также обмена опытом, изучения лучших практик, реализуемых в сибирских регионах.
Актуальным в городе Красноярск становится новый сегмент - гостеприимство, связано это с приближающимся событием «Универсиада- 2019». Необходимо развитие бизнеса по организации питания и размещения гостей Универсиады-2019.
Но существует ряд сдерживающих факторов, препятствующий развитию франчайзинга в нашем регионе:
- удаленность региона от Центральной России, в следствии чего, самостоятельно вести операционную деятельность франчайзерам очень тяжело;
- качественно низкий уровень работы франшиз в Красноярске и Красноярском крае;
- недостаточное количество профессиональных разработчиков систем и консультантов в этом направлении;
- низкая поддержка городских властей в сфере развития франчайзинга.
6. В результате была разработана Программа «Совершенствование системы франчайзинга в сфере малого и среднего предпринимательства с помощью регионально-отраслевого мониторинга франчайзинговой деятельности» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Программа позволит привлечь в регион современные технологии и внедрить признанные на мировом рынке стандарты ведения бизнеса, удовлетворить потребности российских и зарубежных потребителей в качественных российских продуктах и услугах, укрепить несырьевой сектор отечественной экономики, содействовать развитию инфраструктуры.
7. Важное место в Программе отведено проектам по формированию положительного общественного мнения в отношении франчайзинга. Мероприятие по созданию привлекательного образа франчайзинга для субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается осуществить путем создания модели финансовой модели франчайз-проекта, которая создаст образ привлекательности компании на рынке. Данную модель рекомендуется внедрять всем компаниям желающим масштабировать свой бизнес по франчайзингу.
Таким образом цели и задачи поставленные в начале диссертационного исследования были достигнуты.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: офиц. текст [с попров. от 21 июля 2014 г.]. // Информационно-правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo. gov.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo. gov.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федераци : в 2 ч. : в ред. от 19.02.2018 // Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo. gov.ru.
4. Налоговый кодекс Российской Федераци : в 2 ч. : в ред. от 04.06.2018 патентная система налогообложения № 117-ФЗ // Информационно правовая система «Законодательство России». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
5. Закон РФ от 23.09.1992 « О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». № 3520-1 (ред. от 24.12.2002). - Режим доступа: http: //pravo. gov. ru.
6. Федеральная служба по интеллектуальной собственности // Официальный интернет сайт Роспатент. - Режим доступа: https://www.rupto.ru/ru
7. Администрация города Красноярск - город инноваций, партнерства и согласия // Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/Pages/default.aspx
8. Красноярский край - малый и средний бизнес // Информационная система поддержки. [Электронный ресурс]: http://www.smb24.ru/ Динамика основных показателей деятельности МСП в Красноярском крае. Режим доступа:
http://www.smb24.ru/delovaya_informatsiya/dinamika_osnovnyh_pokazatelej_deyat elnosti_msp_v_krasnoyarskom_krae
9. Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 году
[Электронный ресурс]: www.rbc.ru Режим доступа:
https://www.rbc.ru/ratings/own_business/04/04/2018/5ab5019e9a79470e78c0f343
10. Франчайзинг 2017 [Электронный ресурс]: www.beboss.ru режим доступа: https://www.beboss.ru/joumal/franchise/articles/3307-franchayzing _2017
11. Российская Ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс]: rusfranch.ru Режим доступа: http: //www.rus franch.ru/about/
12. Международная Ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс]:
http://worldfranchiseassociates.ru/ Режим доступа:
http: //www.worldfranchisecentre.com/americas-franchises.php
13. Федеральная служба государственной статистики. Среднедушевне
денежные доходы по субъектам РФ (обновлено 14.05.2018) [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/ Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov _11 sub.htm
14. European Franchise Federation [Электронный ресурс]: www.eff- franchice.com режим доступа: http://www.eff-franchise.com/94/resorce-pages-on- our-members-websites.html
15. Айхель, К.В. Современные формы организации малого бизнеса в России с учетом зарубежного опыта // Наука ЮУрГУ: материалы 66-й науч. конф., 2014. - С. 649-653.
16. Алексеев, А.Н. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга / А.Н. Алексеев, И.В. Сыроватко // В мире научных открытий. -
2012. - №10.2(34). - С. 22-33.
17. Ахметзянов, Ф.З. Анализ закономерностей развития инновационного предпринимательства / Ф.З. Ахметзянов // Горизонты экономики. - 2013. - №4(9). - С. 41-43.
18. Ашуров, Ф.А. Франчайзинг - инструмент развития бизнеса / Ф.А. Ашуров // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - №5. - С. 113-117.
19. Банникова, Н.В. Франчайзинг как перспективное направление развития малого предпринимательства в сфере общественного питания / Н.В. Банникова, М.Б. Черемных // Актуальные проблемы развития предприни-мательства, 2013. - С. 12-14.
20. Батырмурзаева, З.М. Управление финансовыми рисками обеспечит устойчивый рост предприятия / З.М. Батырмурзаева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №4-1. - С. 387-390.
21. Беликова, И.П. Развитие инновационного предпринимательства в России и за рубежом / И.П. Беликова, Т.И. Сахнюк // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №12-2(41-2). - С. 983-987.
22. Беспятых, В.И. Методические подходы к обоснованию параметров франчайзинговых сделок / В.И. Беспятых, А.В. Шехирев // Вопросы новой экономики. - 2010. - №3. - С. 52-58.
23. Бунич, Г.А. Франчайзинг: теория и практика: монография / Г.А. Бунич, Л.В. Федякина. - Москва: Дашков и К0, 2013. - 139 с.
24. Ватутин, С.В. Клонирование бизнеса: франчайзинг и другие модели быстрого роста / С. Ватутин, М. Тришин. - Санкт-Петербугр: Питер, 2013. - 186 с.
25. Веселая, А.А. Информатизация экономических процессов и ее роль в развитии общества / А.А. Веселая, И.В. Ильенко // Вестн. Таганрог. гос. пед. ин-та. - 2014. - Т. 1.- С. 41-45.
26. Геловани, В.А. Системное моделирование сценариев динамики региональных экономических процессов на основе технологии интеллектуального анализа данных / В.А. Геловани, В.Б. Бритков, А.В. Булычев // Параллельные вычисления и задачи управления - РАСО'2012: труды VI Междунар. конф.: в 3 т., 2012. - С. 206-215.
27. Денисенко, С.А. Стратегическое управление процессом воспроиз-водства экономических систем в контексте устойчивого развития / С.А. Денисенко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №10(39). - С. 157-161.
28. Довбий, И.П. Инновационное предпринимательство в качестве феномена реализации национальных инновационных интересов / И.П. Довбий, А.В. Ловтаков // Креативная экономика. - 2013. - №10(82). - С. 66-71.
29. Дубинский, В.П. Архитектура и информатизация общества / В.П. Дубинский, Х.С. Джафари // Вестн. Белгородск. гос. техн. университета им. В.Г. Шухова. - 2014. - №4. - С. 54-58.
30. Дегтярева О.И. Международное торговое дело: учебник. - Москва: Инфра-М, 2016 г. - 608с.
31. Еременская, Л.И. Право на бизнес на примере договора франчайзинга / Л.И. Еременская, О.В. Степнова // Вестник МАТИ. - 2014. - №22(94). - С. 171-174.
32. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учебное пособие для вузов. - Москва: Юнити-Дана, 2015 - 142 с.
33. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Франчайзинг в торговле: учебное пособие / Г.Г. Иванов, Е.Е. Холин. - Москва: ИД «Форум»: Инвра-М, 2013 г. - 104с.
34. Исмагилова, Ю.Ш. Развитие интегрированной компании по франчайзинговой модели / Ю.Ш. Исмагилова, Л.В. Ситникова // Вестн. экон. интеграции. - 2013. - №7(64). - С. 38-43.
35. Каплинская, И.Е. Экономические интересы в структуре предмета экономической теории и их значение в анализе современных проблем развития / И.Е. Каплинская // Экономика и социум. - 2014. - №2-2(11). - С. 413-419.
36. Кац, Р.Б. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты / Р.Б. Кац. - М.: ГроссМедиа; Российский Бухгалтер, 2015. - 192 с.
37. Кибирева, А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса / А.А. Кибирева // Вестник магистратуры. - 2016. - №5-3(32). - С. 57-59.
38. Ковалева, К.С. Перспективы развития франчайзинга в России в условиях экономической нестабильности / К.С. Ковалева // Экономика России в 21 век, 2017. - С. 368-374.
39. Крок, Р. McDonald's как создавалась империя Рэй Крок при участии Роберта Андерсона / Р. Крок, Р. Андерсон; пер. с англ. С. Кривошеина. - 2-е изд., 2012. - 234 с.
40. Кузнецова, Е.Ю. Исследование факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг: теоретический и практический аспекты / Е.Ю. Кузнецова, И.И. Перепеляк // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2013. - №2(9). - С. 45-51.
41. Лавренова, А.А. Франчайзинг как форма предпринимательства и как инструмент обеспечения конкурентоспособности организации / А.А. Лавренова // Экономика. Управление. Право. - 2011. - №11-1. - С. 56-60.
42. Лебедева, И.Ю. Информатизация как один из факторов формирования информационного общества / И.Ю. Лебедева // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 20, №1. - С. 75-79.
43. Левин, В.С. Взаимосвязь между условиями ведения бизнеса и иностранными инвестициями в регионах России / В.С. Левин // Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики: материалы I-й Междунар. науч. конф., 2013. - С. 97-105.
44. Леонтьева, В.М. Франчайзинг как форма бизнес-партнерства в торговом предпринимательстве (инновационный проект) / В.М. Леонтьева // Проблемы современной экономики. - 2016. -№1. - С. 159-162.
45. Магомедов, З.Д. Франчайзинг как инструмент развития малого и среднего бизнеса / З.Д. Магомедов // Вопросы структуризации экономики. - 2014. - №1. - С. 150-152.
46. Малахов, Д.А. Вот имя мое ... франчайзинговая стратегия становления малого предпринимательства / Д.А. Малахов // Российское предпринимательство. - 2008. - № 4-2. - С. 161-164.
47. Мамаева, Л.Н. Институциональный подход к формированию системы экономических законов современной экономики / Л.Н. Мамаева, И.Э. Жадан // Вестн. Тверск. гос. ун-та. Серия: Экономика и управление. -
2013. - №17. - С. 44-51.
48. Марков, В.А. Методологические основы экспериментального математико-статистического моделирования потребительского поведения / В.А. Марков // Наука и общество. - 2013. - № 4-5. - С. 15-25.
49. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. - Москва: Центр экономики и маркетинга, 1998, - С. 168.
50. Микаелян, И. Глобальные сети готовятся накормить фаст-фудом всю Россию / И. Микаелян // Кофе чай. Деловой журнал в России. - 2014. - №1. - С. 16-18.
51. Мохначев, С.А. Современные тенденции управления эффективностью общественного производства / С.А. Мохначев, Н.О. Рогова // European student scientific journal. - 2014. - №3. - С. 5
52. Морозко Н.И. Технологии финансирования деятельности малых организаций / Н.И. Морозко. - Москва: Инфра-М, 2016 г. - 319с.
53. Новоселов, Д.В. Методика оценки эффективности концессионно-франчайзинговых проектов / Д.В. Новоселов // Экономика. Налоги. Право. - 2010. - №6. - С. 172-175.