Использование франчайзинга в развитии среднего и малого предпринимательства
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность и виды франчайзинга 10
1.1 Сущность и виды франчайзинга, его роль в развитии среднего и малого
предпринимательства 10
1.2 Особенности становления франчайзинговой деятельности 44
1.3 Опыт использования франчайзинга в России и за рубежом 60
2 Современной состояние системы франчайзинга в развитии среднего и малого
предпринимательства 76
2.1 Основные проблемы функционирования системы франчайзинга в России
и пути их решения 76
2.2 Основные тенденции и перспективы развития франчайзинга в России 85
2.3 Развитие МСП на технологиях франчайзинга в Красноярском крае 92
3 Разработка программы по совершенствованию системы франчайзинга, как
инструмента развития среднего и малого предпринимательства 101
3.1 Совершенствование системы франчайзинга в сфере малого и среднего
предпринимательства в г. Красноярск путем создания программы регионально-отраслевого мониторинга франчайзинговой деятельности 101
3.2 Практические рекомендация МСП по использованию системы
франчайзинга 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность и виды франчайзинга 10
1.1 Сущность и виды франчайзинга, его роль в развитии среднего и малого
предпринимательства 10
1.2 Особенности становления франчайзинговой деятельности 44
1.3 Опыт использования франчайзинга в России и за рубежом 60
2 Современной состояние системы франчайзинга в развитии среднего и малого
предпринимательства 76
2.1 Основные проблемы функционирования системы франчайзинга в России
и пути их решения 76
2.2 Основные тенденции и перспективы развития франчайзинга в России 85
2.3 Развитие МСП на технологиях франчайзинга в Красноярском крае 92
3 Разработка программы по совершенствованию системы франчайзинга, как
инструмента развития среднего и малого предпринимательства 101
3.1 Совершенствование системы франчайзинга в сфере малого и среднего
предпринимательства в г. Красноярск путем создания программы регионально-отраслевого мониторинга франчайзинговой деятельности 101
3.2 Практические рекомендация МСП по использованию системы
франчайзинга 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 118
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, как методу масштабирования бизнеса ему совсем немного лет, и как любое молодое явление, которое еще находится в подростковой фазе, оно всегда проявляет себя с двух сторон.
Франчайзинг представляет собой высокоэффективную форму организации деятельности. При этом он выступает как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания или компании среднего бизнеса предоставляет малому бизнесу или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, где большое значение имеет контроль и унификация технологических, производственных и административных процессов.
Современные тенденции развития экономического пространства реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей. Однако с другой стороны, каким бы не был популярным франчазинг, предприниматели, ведущие свой бизнес по системе франчайзинга сталкиваются с рядом трудностей. Одна из причин состоит в том, что развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне, так как отсутствует необходимая законодательная база. Понятия «франчайзинг» в российском законодательстве нет, а потому правовые отношения между правообладателем товарного знака (франчайзером) и его пользователем (франчайзи) строятся на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия». Разработка документа осуществлялась еще до появления в России франшиз.
Таким образом, франчайзингу еще предстоит обрасти правилами и институализироваться, для того чтобы каждый предприниматель мог воспользоваться им с наименьшими рисками для себя.
Стоит помнить, что для того, чтобы организовать собственное дело, предпринимателю требуются значительный опыт, знания и, наконец, денежные средства. В то же время сотрудничество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса и избежать многих проблем, которые в противном случае непременно бы возникли перед предпринимателем. Таким образом, механизм функционирования франчайзинга изначально уменьшает затраты и вложения, с которыми неизбежно столкнулся бы в противном случае любой бизнесмен.
Следует принять во внимание то обстоятельство, что в настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется значительными коммерческими рисками. Но организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает такие риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга в России может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства, так как, покупая готовый бизнес, франчайзи завоевывает определенную нишу, что значительно минимизирует его предпринимательский риск и гарантирует определенную стабильность в получении дохода.
Кроме того, происходящая глобализация мировых экономических процессов влечет ужесточение конкуренции на внутренних рынках за счет присутствия на них не только национальных, но и иностранных производителей. При этом распространение и укрепление экономических связей приводит к необходимости «глобализации» и самих предоставляемых товаров и услуг посредством гарантированного качества товарного знака вне зависимости от масштабов его распространения. Данная тенденция реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау и в значительной степени - в формировании франчайзинговых сетей.
Основными экспортерами франшиз во всем мире являются США, Канада, Япония, Австралия, безусловные лидеры в Европе — Германия, Великобритания и Франция. Но главное заключается в том, что франчайзинг процветает потому, что позволяет совместить стимулы к владению небольшим бизнесом и ресурсы бизнеса крупного.
Таким образом, вопросы и проблемы, связанные с формированием и развитием в современный период института франчайзинга приобретают все большую актуальность, что вызвано действием объективных социально-экономических и правовых факторов в нашей стране.
Степень разработанности темы исследования. Актуальность и многоаспектный характер проблем франчайзинга обусловили интерес к нему со стороны ученых.
Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли Ананд В., Брикли Дж., Дарк Ф., Дельтей Ж., Кейвз Р., Лафонтейн Ф., Мендельсон М., Мерфи В., Мюррей Я., Нортон С., Стэнворт Дж., Смит Б., Шейн С. и другие.
Огромны заслуги в разработке также общих проблем франчайзинга таких ученых, как Балабанов И.Т., Васильева Е.Н., Вацковский Ю.Ф., Демихов В.Ю., Довгань В.В., Земляков Д.Н., Карманов А.П., Макашев М.О., Маркова
B. Д., Меньшиков С.М., Новосельцев О.В., Одинцов А.А., Павлов В.А., Пономаренко Г.В., Романов А.И., Рубе В.А., Рыкова И.В., Силинг
C. А., СоснаС.А., Сычев Н.В., Тебиев Б.К., Черепанова Е.А., Янушкевич И.П., которые значительно расширили представления о различных сторонах франчайзинга.
Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, как методу масштабирования бизнеса ему совсем немного лет, и как любое молодое явление, которое еще находится в подростковой фазе, оно всегда проявляет себя с двух сторон.
Франчайзинг представляет собой высокоэффективную форму организации деятельности. При этом он выступает как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания или компании среднего бизнеса предоставляет малому бизнесу или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг, где большое значение имеет контроль и унификация технологических, производственных и административных процессов.
Современные тенденции развития экономического пространства реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау, а также формировании франчайзинговых сетей. Однако с другой стороны, каким бы не был популярным франчазинг, предприниматели, ведущие свой бизнес по системе франчайзинга сталкиваются с рядом трудностей. Одна из причин состоит в том, что развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне, так как отсутствует необходимая законодательная база. Понятия «франчайзинг» в российском законодательстве нет, а потому правовые отношения между правообладателем товарного знака (франчайзером) и его пользователем (франчайзи) строятся на основе главы 54 Гражданского кодекса РФ «Коммерческая концессия». Разработка документа осуществлялась еще до появления в России франшиз.
Таким образом, франчайзингу еще предстоит обрасти правилами и институализироваться, для того чтобы каждый предприниматель мог воспользоваться им с наименьшими рисками для себя.
Стоит помнить, что для того, чтобы организовать собственное дело, предпринимателю требуются значительный опыт, знания и, наконец, денежные средства. В то же время сотрудничество с зарекомендовавшей себя на рынке компанией на условиях франчайзинга позволяет предпринимателю воспользоваться уже функционирующей концепцией и методикой ведения бизнеса и избежать многих проблем, которые в противном случае непременно бы возникли перед предпринимателем. Таким образом, механизм функционирования франчайзинга изначально уменьшает затраты и вложения, с которыми неизбежно столкнулся бы в противном случае любой бизнесмен.
Следует принять во внимание то обстоятельство, что в настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется значительными коммерческими рисками. Но организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает такие риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга в России может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки не только малого, но и среднего предпринимательства, так как, покупая готовый бизнес, франчайзи завоевывает определенную нишу, что значительно минимизирует его предпринимательский риск и гарантирует определенную стабильность в получении дохода.
Кроме того, происходящая глобализация мировых экономических процессов влечет ужесточение конкуренции на внутренних рынках за счет присутствия на них не только национальных, но и иностранных производителей. При этом распространение и укрепление экономических связей приводит к необходимости «глобализации» и самих предоставляемых товаров и услуг посредством гарантированного качества товарного знака вне зависимости от масштабов его распространения. Данная тенденция реализуется в создании дочерних предприятий, торговле патентами и ноу-хау и в значительной степени - в формировании франчайзинговых сетей.
Основными экспортерами франшиз во всем мире являются США, Канада, Япония, Австралия, безусловные лидеры в Европе — Германия, Великобритания и Франция. Но главное заключается в том, что франчайзинг процветает потому, что позволяет совместить стимулы к владению небольшим бизнесом и ресурсы бизнеса крупного.
Таким образом, вопросы и проблемы, связанные с формированием и развитием в современный период института франчайзинга приобретают все большую актуальность, что вызвано действием объективных социально-экономических и правовых факторов в нашей стране.
Степень разработанности темы исследования. Актуальность и многоаспектный характер проблем франчайзинга обусловили интерес к нему со стороны ученых.
Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли Ананд В., Брикли Дж., Дарк Ф., Дельтей Ж., Кейвз Р., Лафонтейн Ф., Мендельсон М., Мерфи В., Мюррей Я., Нортон С., Стэнворт Дж., Смит Б., Шейн С. и другие.
Огромны заслуги в разработке также общих проблем франчайзинга таких ученых, как Балабанов И.Т., Васильева Е.Н., Вацковский Ю.Ф., Демихов В.Ю., Довгань В.В., Земляков Д.Н., Карманов А.П., Макашев М.О., Маркова
B. Д., Меньшиков С.М., Новосельцев О.В., Одинцов А.А., Павлов В.А., Пономаренко Г.В., Романов А.И., Рубе В.А., Рыкова И.В., Силинг
C. А., СоснаС.А., Сычев Н.В., Тебиев Б.К., Черепанова Е.А., Янушкевич И.П., которые значительно расширили представления о различных сторонах франчайзинга.
Мировая и российская практика доказала необходимость создания благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия малых и средних предприятий.
Эффективной интегрированной формой развития малых и средних предприятий является франчайзинг.
Франчайзинг - в российском законодательстве - коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес- модель его ведения.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим научно обоснованным выводам и рекомендациям.
1. Франчайзинговая форма организации бизнеса проста и эффективна. Суть ее заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, бренда, технологии ведения бизнеса другой компании (франчайзи) на определенных возмездных условиях.
В связи с большим разнообразием форм и видов франчайзинговой деятельности была приведена их классификация. Классификация позволяет:
- определить роль и место форм и видов франчайзинга в предпринимательской деятельности;
- целенаправленно выбрать наиболее эффективную форму или вид взаимоотношений с каждым отдельным партнером при создании франчайзингового предприятия.
2. Франчайзинг - очень гибкая система, которая легко адаптируется в соответствии с условиями различных видов коммерческой деятельности, особенностями производства и реализации товаров и услуг.
В ходе работы были выявлены преимущества и недостатки франчайзинга, которые существуют на сегодняшний день. К основным преимуществам можно отнести:
- более эффективная система взаимоотношений с руководством франяайзи. Собственник управляющий как правило более заинтересован и принимает более эффективные решения, чем наемный менеджер;
- быстрое масштабирование бизнеса. Франчайзинговая сеть позволяет компании основать большое количество торговых точек за относительно короткое время;
- более высокая отдача от меньших объемов вложенных средств.
К недостаткам относятся:
- неготовность бизнеса к франшизе. Переоценка своих возможностей;
- уход франчайзи и «копирование» бизнес-модели;
- потеря своего имиджа, связанно это с недобросовестной работой франчайзи, и несоблюдение определенного уровня качества.
2. Успешное осуществление процесса формирования системы франчайзинга зависит от ряда обстоятельств и факторов, которые будут влиять на становление этой системы. Поэтому при становлении системы франчайзинга необходимо осуществить ряд мероприятий, к ним относятся: анализ и оценка, планирование, формирование внутренней и внешней структуры, маркетинговая деятельность, развитие инфраструктуры, регламентация прав, обязанностей и ответственности, система контроля.
3. Сравнивая опыт использования франчайзинга в России и за рубежом, можно сказать, что в России франчайзинг начал развиваться стремительно быстро, он явно отстает от таких великих держав как США и Европа. Это связанно, прежде всего, с тем, что в России франчайзинг молодое явление, которое появилось не так давно, в сравнении с развитыми странами, где на тот момент франчайзинг уже активно развивался и институализировался. США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. Этому способствует четко прописанные законы и отлаженная работа франчайзинговых ассоциаций. США имеет огромный опыт работы и уровня знания своих предпринимателей, кроме того США имеют поддержку со стороны государства, которая отражается в простоте получения кредитов, а так же защита участников соглашения по вопросам интеллектуальной собственности.
В России же, законодательное регулирование находится на, весьма, низком уровне, и подчиняется лишь 54 главе ГК РФ «Договор о коммерческой концессии», что заметно сдерживает уровень развития отечественного франчайзинга по сравнении с международным уровнем франчайзинговой деятельности.
4. Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России. По сравнению с развитыми странами, динамику развития российского франчайзинга нельзя назвать высокой. Предприниматели ведущие свой бизнес по системе франчайзинга сталкиваются с рядом трудностей. Которые были выявлены в ходе исследования.
5. Рынок Красноярска, как и любого города-миллионника, интересен для франчайзеров. Ежегодно в Красноярске проводится «Форум предпринимательства Сибири», который был создан для поиска эффективных решений в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также обмена опытом, изучения лучших практик, реализуемых в сибирских регионах.
Актуальным в городе Красноярск становится новый сегмент - гостеприимство, связано это с приближающимся событием «Универсиада- 2019». Необходимо развитие бизнеса по организации питания и размещения гостей Универсиады-2019.
Но существует ряд сдерживающих факторов, препятствующий развитию франчайзинга в нашем регионе:
- удаленность региона от Центральной России, в следствии чего, самостоятельно вести операционную деятельность франчайзерам очень тяжело;
- качественно низкий уровень работы франшиз в Красноярске и Красноярском крае;
- недостаточное количество профессиональных разработчиков систем и консультантов в этом направлении;
- низкая поддержка городских властей в сфере развития франчайзинга.
6. В результате была разработана Программа «Совершенствование системы франчайзинга в сфере малого и среднего предпринимательства с помощью регионально-отраслевого мониторинга франчайзинговой деятельности» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Программа позволит привлечь в регион современные технологии и внедрить признанные на мировом рынке стандарты ведения бизнеса, удовлетворить потребности российских и зарубежных потребителей в качественных российских продуктах и услугах, укрепить несырьевой сектор отечественной экономики, содействовать развитию инфраструктуры.
7. Важное место в Программе отведено проектам по формированию положительного общественного мнения в отношении франчайзинга. Мероприятие по созданию привлекательного образа франчайзинга для субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается осуществить путем создания модели финансовой модели франчайз-проекта, которая создаст образ привлекательности компании на рынке. Данную модель рекомендуется внедрять всем компаниям желающим масштабировать свой бизнес по франчайзингу.
Таким образом цели и задачи поставленные в начале диссертационного исследования были достигнуты.
Эффективной интегрированной формой развития малых и средних предприятий является франчайзинг.
Франчайзинг - в российском законодательстве - коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес- модель его ведения.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим научно обоснованным выводам и рекомендациям.
1. Франчайзинговая форма организации бизнеса проста и эффективна. Суть ее заключается в передаче одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, бренда, технологии ведения бизнеса другой компании (франчайзи) на определенных возмездных условиях.
В связи с большим разнообразием форм и видов франчайзинговой деятельности была приведена их классификация. Классификация позволяет:
- определить роль и место форм и видов франчайзинга в предпринимательской деятельности;
- целенаправленно выбрать наиболее эффективную форму или вид взаимоотношений с каждым отдельным партнером при создании франчайзингового предприятия.
2. Франчайзинг - очень гибкая система, которая легко адаптируется в соответствии с условиями различных видов коммерческой деятельности, особенностями производства и реализации товаров и услуг.
В ходе работы были выявлены преимущества и недостатки франчайзинга, которые существуют на сегодняшний день. К основным преимуществам можно отнести:
- более эффективная система взаимоотношений с руководством франяайзи. Собственник управляющий как правило более заинтересован и принимает более эффективные решения, чем наемный менеджер;
- быстрое масштабирование бизнеса. Франчайзинговая сеть позволяет компании основать большое количество торговых точек за относительно короткое время;
- более высокая отдача от меньших объемов вложенных средств.
К недостаткам относятся:
- неготовность бизнеса к франшизе. Переоценка своих возможностей;
- уход франчайзи и «копирование» бизнес-модели;
- потеря своего имиджа, связанно это с недобросовестной работой франчайзи, и несоблюдение определенного уровня качества.
2. Успешное осуществление процесса формирования системы франчайзинга зависит от ряда обстоятельств и факторов, которые будут влиять на становление этой системы. Поэтому при становлении системы франчайзинга необходимо осуществить ряд мероприятий, к ним относятся: анализ и оценка, планирование, формирование внутренней и внешней структуры, маркетинговая деятельность, развитие инфраструктуры, регламентация прав, обязанностей и ответственности, система контроля.
3. Сравнивая опыт использования франчайзинга в России и за рубежом, можно сказать, что в России франчайзинг начал развиваться стремительно быстро, он явно отстает от таких великих держав как США и Европа. Это связанно, прежде всего, с тем, что в России франчайзинг молодое явление, которое появилось не так давно, в сравнении с развитыми странами, где на тот момент франчайзинг уже активно развивался и институализировался. США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. Этому способствует четко прописанные законы и отлаженная работа франчайзинговых ассоциаций. США имеет огромный опыт работы и уровня знания своих предпринимателей, кроме того США имеют поддержку со стороны государства, которая отражается в простоте получения кредитов, а так же защита участников соглашения по вопросам интеллектуальной собственности.
В России же, законодательное регулирование находится на, весьма, низком уровне, и подчиняется лишь 54 главе ГК РФ «Договор о коммерческой концессии», что заметно сдерживает уровень развития отечественного франчайзинга по сравнении с международным уровнем франчайзинговой деятельности.
4. Франчайзинг, как специфическая форма ведения бизнеса, применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России. По сравнению с развитыми странами, динамику развития российского франчайзинга нельзя назвать высокой. Предприниматели ведущие свой бизнес по системе франчайзинга сталкиваются с рядом трудностей. Которые были выявлены в ходе исследования.
5. Рынок Красноярска, как и любого города-миллионника, интересен для франчайзеров. Ежегодно в Красноярске проводится «Форум предпринимательства Сибири», который был создан для поиска эффективных решений в сфере поддержки и развития малого и среднего бизнеса, а также обмена опытом, изучения лучших практик, реализуемых в сибирских регионах.
Актуальным в городе Красноярск становится новый сегмент - гостеприимство, связано это с приближающимся событием «Универсиада- 2019». Необходимо развитие бизнеса по организации питания и размещения гостей Универсиады-2019.
Но существует ряд сдерживающих факторов, препятствующий развитию франчайзинга в нашем регионе:
- удаленность региона от Центральной России, в следствии чего, самостоятельно вести операционную деятельность франчайзерам очень тяжело;
- качественно низкий уровень работы франшиз в Красноярске и Красноярском крае;
- недостаточное количество профессиональных разработчиков систем и консультантов в этом направлении;
- низкая поддержка городских властей в сфере развития франчайзинга.
6. В результате была разработана Программа «Совершенствование системы франчайзинга в сфере малого и среднего предпринимательства с помощью регионально-отраслевого мониторинга франчайзинговой деятельности» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
Программа позволит привлечь в регион современные технологии и внедрить признанные на мировом рынке стандарты ведения бизнеса, удовлетворить потребности российских и зарубежных потребителей в качественных российских продуктах и услугах, укрепить несырьевой сектор отечественной экономики, содействовать развитию инфраструктуры.
7. Важное место в Программе отведено проектам по формированию положительного общественного мнения в отношении франчайзинга. Мероприятие по созданию привлекательного образа франчайзинга для субъектов малого и среднего предпринимательства предлагается осуществить путем создания модели финансовой модели франчайз-проекта, которая создаст образ привлекательности компании на рынке. Данную модель рекомендуется внедрять всем компаниям желающим масштабировать свой бизнес по франчайзингу.
Таким образом цели и задачи поставленные в начале диссертационного исследования были достигнуты.
Подобные работы
- Госфранчайзинг как инструмент развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Роль малого и среднего бизнеса в мировой экономике
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Институциональная среда, как условие совершенствования экономических отношений в малом бизнесе
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Оценка финансовых результатов деятельности предприятий среднего и
малого бизнеса
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



