Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности влияния знаковых и образно-символических средств на децентрированность в конфликте (на примере романтических пар

Работа №21599

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
483
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Как работают знаковые и образно-символические средства 7
1.1. Знак и символ в работах современных авторов 7
1.2. Применение знаковых и образно-символических средств 10
2 Децентрация в межличностном конфликте 16
2.1 Межличностный конфликт: трудности разрешения 16
2.2 Децентрация в современных исследованиях 18
2.3 Децентрация в разрешении межличностных конфликтов 20
2.4 Средства увеличения децентрированности в конфликте 23
3 Эмпирическое исследование особенностей влияния знаковых и образно¬
символических средств на децентрированность в конфликте (на примере романтических пар) 27
3.1 План эмпирического исследования 29
3.2 Обоснование подбора методик 33
3.3 Способ анализа данных 33
3.4 Анализ качественных данных 36
3.5 Анализ данных методик «описание ситуации», «ЭАТ» и бесед до и после консультации с использованием образно-символических и знаковых
средств 46
3.6 Выводы 55
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложения


Тематике укрепления отношений в парах посвящено много работ, распознающих и описывающих различные факторы их формирования, а также способы сплочения и создания благоприятного климата. И это неудивительно, ведь семья - один из главнейших социальных институтов, а романтические пары это один из этапов развития взаимоотношений, ведущих к созданию семьи. В процессе становления взаимотношений в паре неизбежно возникают ситуации противоречий между людьми, которые способны вызвать конфликт. Пары сталкиваются с трудностями, связанными с индивидуальностью партеров, различиями в их целях, интересах, взглядах и поведении. Умение разрешать конфликт, выходить из него с пользой является важной способностью, так как зачастую избежать конфликтов невозможно, а иногда они становятся необходимым условием для дальнейшего развития отношений.
Децентрация - как механизм, заключающийся в способности к изменению точки зрения, по отношению к позициям отличным от собственной, является важным качеством при разрешении конфликта, залогом взаимопонимания и построения общения, учитывающего мнение каждого. Недостаток децентрированности, по мнению многих исследователей (Т. И. Пашукова, В.А.Недоспасова, Г.В. Дьяконов , Л.В. Кавун и др.), влияет на эффективность коммуникации. При этом доказано, что эгоцентризм может проявляться, как у детей, так и у взрослых. Эгоцентризм у последних, по мнению вышестоящих авторов, может обуславливаться эгоцентрическими потребностями и состояниями, выступая как свойство личности. Т.И. Пашукова рассматривает эгоцентризм «как сложное многомерное явление, которое имеет процессуальный характер» [37]. Она вводит понятие балансного механизма центрации-децентрации, целевые функции которого она усматривает в возможности обеспечения обратимых изменений личности, т.е. в возможности движения от эгоцентризма к децентрации и наоборот. При этом отмечая, что усиление эгоцентризма происходит в условиях конфликтных взаимодействий с другими людьми. Таким образом, «возможна и такая линия его изучения, в котором эгоцентризм выступает как механизм или феномен взаимодействия, общения и взаимоотношения людей» [37].
Корректирование неадекватности эгоцентризма у взрослых, по мнению Пашуковой возможно в клиент-центрированных формах психотерапии и индивидуальном консультировании. В современном консультировании выработалось множество способов и методов работы с клиентами. Практическая психология предоставляет широкий выбор подходов для решения возникших проблем. Как понять какой лучше, какой больше подходит для усиления децентрированности клиента, какие эффекты даёт? В нашем исследовании целью ставится сравнение образно-символических и знаковых методов работы консультирования.
Тематике сравнения, описания знаковой и образно-символической деятельностей посвящены работы многих авторов (А.Н. Веракса, Н. Г. Салмина, Н.В. Кулагина итд.) Каждый из них раскрывает разные стороны этих понятий. Однако, все они сходятся в том, что знак и символ отражают разное. Знак - «объективные» значения окружающей действительности, их сущность, характеристики, говорит о содержании, имеет единое значение, в то время как символ отражает отношение человека к окружающей действительности, обладает образным содержанием, допускающим различные интерпретации, особым смыслом, позволяющим строить собственные модели. А значит и работа с использованием знаковых или образно-символических средств будет отличаться и иметь свои специфические влияния на процесс консультирования и его результат. Знаковые средства эффективны в ситуациях определённости, конкретности смыслов и подразумевают работу мышления, направленную на разрешение проблемы. В то время как образно-символические средства используются в ситуациях неопределённости, с многозначностью интерпретаций и смыслов, позволяя подключать воображение и способствуя проживанию проблемы.
Изучение специфического влияния различных методов на децентрированность участников конфликта в паре поможет разобраться в том, какие возможности предоставляет каждый из них в работе с эгоцентризмом и какие эффекты будут ярче выражены в каждом из видов методов.
Цели работы:
А) Сравнить знаковые и образно-символические средства консультирования.
Б) Выделить специфическое влияние на децентрированнность участника пары каждой группы средств.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Дать характеристику ситуации конфликта и выделить признаки продуктивного разрешения межличностного конфликта.
2) Раскрыть имеющиеся в психологии теоретические представления о понятиях эгоцентризма и децентрации, их значения в межличностном конфликте.
3) Дать характеристику и выделить особенности знаковых и образно-символических средств.
4) Исследовать возможности влияния знаковых и образно-символических средств на децентрированность участников при консультировании пары в ситуации конфликта.
Эмпирические:
1. Разработать программу эмпирического исследования, позволяющего выделить специфическое влияние знаковых и образно-символических средств на децентрированнность участника пары.
2. Подобрать и разработать методики, позволяющие выявить и зафиксировать феномены влияния на децентрированнность участников пары знаковых и образно-символических средств.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление спецефического влияния на децентрированнность участника пары знаковых и образно-символическихсредств.
Объект : децентрированность участников пары.
5) Предмет : спецефическое влияние знакового и символического опосредования на усиление децентрированности участников пары в ситуации конфликта.
Гипотезы теоретические:
1) Образно-символические средства в большей степени, чем знаковые способствуют усилению эмоционально-децентрированной позиции участника в конфликте, а именно: понимание и учёт смыслов и интересов партнёра, его переживаний, ощущений, чувств, отношений к ситуации.
2) Знаковые средства в большей степени, чем образно-символические способствуют усилению когнитивно-децентрированной позиции участника в конфликте, а именно: понимание и учёт целей, намерений, планов, мотивов партнера и его вариантов развития конфликта.
Методы и методики исследования:
1. Эксперимент с использованием метода описания конкретной ситуаций конфликта.
2. Предварительная и постэкспериментальная беседа.
3. Проективный тест эгоцентрических ассоциаций (Т.А. Пашукова)
4. Качественный и количественный анализ данных описания, бесед, ЭАТ.
5. Метод статистического анализа Т-критерий Вилкоксона.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Децентрация - это не только особенность мышления, но социально-психологический феномен, который проявляется в сфере межличностного общения и взаимодействия людей, в том числе и в конфликтных ситуациях. Она позволяет видеть ситуации не только со «своей колокольни», но и быть восприимчивым, вставать на позицию другого. Её отсутствие приводит к центрации человека на собственных взглядах, без должной координации с другими. Такая позиция тупиковая в плане достижения желаемого результата - разрешения конфликта.
При этом децентрированность может затрагивать эмоциональный план - эмоции, чувства, интересы, отношение к ситуации и пр. А может проявляться в когнитивном плане - понимании целей, взглядов, намерений, видении ситуации другим человеком. В нашем исследовании целью было увидеть какой эффект могут давать использование в консультировании знаковых и образно- символчиеских средств. Есть ли различия в их действии, имеют ли они своё специфическое влияние на выделенные виды децентрированности. Ведь по своей природе знаковые и образно-символические средства разные, и имеют различные возможности применения.
В нашем исследовании было показано, что образно-символические и знаковые средства по-разному влияют на децентрированность в романтической паре в ситуации конфликта. Образно символические средства в больше степени, чем знаковые способствуют уменьшению центрации человека на собственных чувствах, переживаниях и позволяют ему увидеть и понять переживания своего партнёра, т.е. занять более эмоционально децентрированную позицию.
Знаковые же средства, в большей степени, чем образно-символические позволяют партнёрам понять и увидеть намерения партнёра, какие цели он ставит перед собой, чего хочет добиться и как видит ситуацю конфликта и её разрешение, т.е. стать более когнитивно-децентрированнным. Таким образом, позволяя отойти от собственной позиции как единственно верной, и развернуться в сторону восприятия позиции отличной от собственной, что улучшает коммуникацию между партнёрами и позволяет более продуктивно простраивать их дальнейшее взаимодействие.
Данное исследование восполняет пробел в понимании конкретных различий между действием методов, основанных на использовании образно¬символических или знаковых средств в психологическом консультировании. Опираясь, на полученные нами результаты, психолог можем более целенаправленно выбирать определённые техники и методики для работы с проблемой центрированности в межличностном взаимодействии и восприятии с возможностью предвосхищения результатов работы. Это поможет улучшить взаимодействие между партнёрами, их понимание друг друга, поможет заметить особенности человека, с которым взаимодействуешь, и выстраивать дальнейшие взаимоотношения с учётом этих особенностей. А также результаты данного исследования могут послужить основой для последующей разработки этой тематики. В общем, данная работа может вызвать интерес у любого, ведь повседневная жизнь предполагает постоянное общение, как с мужчинами, так и с женщинами. Поэтому данные широко применимы.



1 Szustrowa Th. Test of Egocentric Associations (TES) // Polish Psychological Bulletin. 1976. V. 7. №4. Р.263-267.
2 Бех, Д.1. Технолопя штимно-особисйсного стлкування / 1.Д. Бех // Педагопка i психолопя. — 2003. —№ 1. — С. 17—29.
3 Бочавер, Константин Алексеевич. Романтические отношения в
юношеском возрасте : представления о преодолении трудностей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Бочавер Константин
Алексеевич; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ун-т].- Москва, 2012.- 198 с.
4 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. -144 с.
5 Брукер С. Арттерапия с пациентами, страдающими дефектами слуха и эмоциональными расстройствами // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - №01 - С. 100-118.
6 Бугрименко Е. А. ,Эльконин Б.Д. Знаковое опосредование в процессах , формированияи развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14, психология 1994. - №4. - С.27-35.
7 Веракса А.Н. Вопросы применения знакового и символического отражения в спорте // Культурно-историческая психология. 2009. №4. С.76-82.
8 Веракса A. Н. Символическое опосредствование в познавательной
деятельности дошкольников и младших школьников: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Символическое опосредствование в
познавательной деятельности дошкольников и младших школьников;[Место защиты: Институт психолого-педагогических проблем детства].- Москва, 2014.-341 с.
9 Выготский Л.С. Мышление и речь : сборник / Л.С. Выготский. - Москва : АСТ, 2008. - 668 с.
10 Глоба Н.В. Особенности когнитивной децентрации у младших школьников с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 93-101.
11 Гостар А. А. Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.10 / Гостар Анна Алексеевна; [Место защиты: Ин-т коррекц. Педагогики Рос. Акад. образования]. - Москва, 2008. - 182 с.
12 Грей Д. Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры // Межличностное общение: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2001. - 245 с.
13 Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002. - 464 с.
14 Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон; под ред. В.И. Лубовского: пер. с англ. — М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
15 Дьяконов Г.В. Психология эгоцентризма и образы духовности: опыт диалогической рецензии // Социальная психология, 2004. №4(6) С.14-29.
16 Дэниелс Г., Даунс Э. Идентичность и творчество: преобразующий потенциал занятий с использованием психодрамы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №2. С.41-71.
17 Зинченко Ю.П. Знаково-символическое опосредование сексуальной функции в норме и паталогииЗинченко Юрий Петрович: [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет]. - Санкт-Петербург, 2003.- 27 с.
18 Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В. В. Знаков . - М. : Изд-во "Ин-т психологии РАН", 2007 . - 478 с.
19 Кавун Л. В. Децентрация как психологический механизм развития
толерантности личности (на примере студентов вуза): автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Кавун Людмила
Викторовна;[Место защиты: Южно-Уральский государственный университет].- Новосибирск, 2012.- 27 с.
20 Канащенкова В. В. Особенности художественного мышления старших дошкольников и условия его формирования : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Иркутск, 2005 185 c. РГБ ОД, 61:05-19/323
21 Келиш Э. Арт-терапия: неортодоксальный, альтернативный или комплиментарный подход к психотерапии Электронная версия // http://www.art- therapy.ru/publication/content/25 .htm
22 Книлл П., Барб. Э., М.Фукс. Менестрели души. Интермодальная терапия выразительными искусствами // Консультативная психология и психотерапия. 2005. №4.
23 Копытин А. И. Арт-терапия в эпоху постмодерна. М.: Изд-во Речь, Семантика-С, 2002. - 224с.
24 Копытин А. И. Арт-терапия. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
25 Копытин А.И. Системная арт-терапия: теоретическое обоснование, методология применения, лечебно-реабилитационные и дестигматизирующие эффекты. Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора мед. наук. - СПб, 2010.
26 Крылова С. Г. Диалогическая установка в межличностном понимании : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.200.01 Екатеринбург, 2007 171 с.
27 Кулагина Н. В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С.3-10.
28 Куликов, Д.К. Эгоцентризм: критические исследования феномена (обзор статей специального выпуска журнала New Ideas in Psychology. Vol. 29, Issue 3, December 2011) = Egocentrism: critical review of the phenomenon (review of articles in a specialized issue of the journal New Ideas in Psychology. Vol. 29, Issue 3, December 2011) / Д.К. Куликов. - 2012 // Современная зарубежная психология = Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. - 2012. - №3 2012. - С. 5-13.
29 Лобан Н. А. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008 -
267 с.
30 Медведева Е.А. "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
31 Меньшикова Л. В. Децентрация как психологический механизм развития толерантности / Л. В. Меньшикова, Л. В. Кавун // Личность и бытие: проблемы, закономерности и феноменология со-бытийности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар-Сочи, 27-29 сентября 2012 г.Изд-во Кубанского госун-та. - С. 95-97.
32 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь., г. Новосибирск., 2010 г. Редакция: Мандрик Р.А. - 456 с.
33 Мизина Н. А. Формирование психологических механизмов пространственной децентрации у детей старшего дошкольного возраста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Казань, 2000. - 139 c.
34 Минигалиева, М.Р. Стратегии понимания клиента в индивидуальном психологическом консультировании Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / М.Р. Минигалиева : Московский гос. ун-т. М. : [б.и.], 1999.¬32 с.
35 Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. - М., 1999. - 149 с.
36 Пашукова Т. И. Исследование эгоцентризма с помощью эгоцентрического ассоциативного теста / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Педагогика, 1991. №2. С. 45-48.
37 Пашукова Т.И. Эгоцентризм: феноменология, закономерности формирования и коррекции. - Кировоград: Центрально-Украинское издательство, 2001. - 338 с.
38 Петренко В. Ф. Лекции по психосемантике. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
39 Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально- психологи-ческий тренинг / Л. А. Петровская // Общение - компетентность - тренинг: Избранные труды. - М. : Смысл, 2007. - С. 375 - 594.
40 Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка — М.: Римис, 2008. - 448 с.
41 Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Потанина Лейла Тахировна;[Место защиты: Московский государственный областной университет].- Москва, 2014.-485 с.
42 Ренц, Т.Г. Ориентационный диалог в романтической коммуникации // Человек в коммуникации: мотивы, стратегии и тактики: коллективная монография / отв. ред. В.И. Шаховский, И.В. Крюкова, Е.А. Сорокина. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. - С. 133-138.
43 Рябова Т.В. Исследование "подростковой формы эгоцентризма" // Сборник материалов вторых чтений, посвященных памяти Л.С.Выготского. - М., 2002
44 Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.
45 Сапогова Е. Е. Границы «я»: жизненный и экзистенциальный опыт. В кн.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (Ред.), Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А.В.Брушлинского) М.: ИП РАН, 2013. Т. 1, С. 445-447.
46 Скороходько К. В. Исследования децентрации личности в раннем юношеском возрасте. В кн.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко (Ред.), Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А.В.Брушлинского) М.: ИП РАН, 2013. Т. 2, С. 204 -207.
47 Скороходько, К.В. Взаимосвязь эмпатии и децентрации в процессе межличностного познания другого в раннем юношеском возрасте / К.В.
Скороходько // Инновационные образовательные технологии. — 2013. — № 1 (33). — С. 24—29.
48 Смирнова Н.С. Совладание с изменой как трудной жизненной ситуацией в романтических отношениях диады / Н. С. Смирнова// Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова, Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.-
2011. -Т. 17. No4.C. 226-230.
49 Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М.: Независимая фирма "Класс" 1998, - 265 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ