Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕКЛАМНЫЕ SMM-ТЕХНОЛОГИИ: ДИССОНАНС МАССОВОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Работа №21591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
900
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Место и перспектива развития современного интернет-пространства в
области рекламных коммуникаций 18
1.1 Интернет как актуальное средство массовой коммуникации в рекламной
сфере 18
1.2 Массово-коммуникационный диалог бизнеса и современных технологий
онлайн-продаж 29
2 SMM-технологии: парадигма популярности и уровня профессионализма 35
2.1 Основные этапы становления и современные тенденции развития SMM. .35
2.2 Специфика использования SMM-технологий при работе в социальных
сетях: ситуационный анализ 41
3 Исследование уровня профессионализма SMM-специалистов 50
3.1 Современное состояние уровня профессионализма в области рекламных
SMM-технологий 50
3.2 Разработка методических рекомендаций по подбору SMM-специалиста для
работы в социальных медиа 54
Заключение 57
Список использованных источников 61
Приложения

Актуальность темы исследования. Присутствие брендов и компаний различного уровня в социальных медиа является на сегодняшний день массово востребованным трендом. С каждым годом к компаниям, перенаправившим свои основные ресурсы на маркетинг и рекламу в Интернет, присоединяется всё больше новых, которые долгое время были приверженцами традиционных способов продвижения и доверяли только СМИ — телевидению, радио и печатной прессе. Одни осваивают абсолютно новые для себя направления самостоятельно, другие прибегают к услугам профессиональных SMM-агентств или отдельно взятых SMM-специалистов, которые как профессионально, так и непрофессионально берутся за управление репутацией компаний в Интернете и непосредственное продвижение их товаров и услуг в социальных медиа.
Живая пользовательская активность, являющаяся своеобразным правилом сетевого общения, лежит в основе SMM. Пользователи делятся друг с другом ссылками, новостями и полезной, на их взгляд, информацией, ставят «лайки» и активно комментируют, благодаря этой активности размеры потенциальной аудитории приобретают практически безграничные масштабы, и чтобы компания могла найти свою целевую аудиторию среди пользователей, ей приходится полностью погрузиться в эту сферу.
При выстраивании коммуникации с потенциальным потребителем для компании необходимо уметь подстраиваться под современные тенденции, быстро реагировать на актуальную информацию и использовать нестандартные подходы для решения возникающих задач, т. к. планы продвижения товаров и услуг абсолютно индивидуальны. В связи с определёнными специфическими характеристиками коммуникации и ряда других профессиональных факторов, компании могут не одинаково эффективно взаимодействовать с аудиторией. Необходимо чёткое понимание рекламных SMM-технологий, осознание целей нахождения в Интернете и социальных медиа, подготовленность к развитию в
постоянно меняющихся условиях, и обладание сопротивляемостью к влиянию инфошума интернет-пространства.
При стремительном росте ежедневного объёма разнородной информации, развитии технологий, постоянных нововведениях в функционале медиаплощадок, актуальность информации стала быстро устаревать, именно поэтому всё больше компаний прибегают к услугам профессионалов в данной области, которым можно доверить работу с информацией, отслеживание нововведений и обращение их на пользу бизнеса. Непрофессионалу сложно сориентироваться во всех тонкостях этого быстро изменчивого процесса, людям, начинающим работать в этой сфере, сложно адаптироваться к большому потоку информации, из-за этого могут совершаться различного рода ошибки в подаче контента, приводящие к неблагоприятным результатам для бренда. Эти ошибки, в последствие, могут быть негативно восприняты и распространены целевой аудиторией, что достаточно сложно исправимо даже группой SMM-специалистов и профессионалов своего дела.
Проблема массовой востребованности и уровень профессионализма в данной сфере особенно актуальны с развитием Интернета и совершенствованием социальных медиа.
Степень изученности проблемы. Изучению теоретических и
практических основ рекламы посвятили свои труды такие авторы, как: Аренс У.
Бернадская Ю. С., Бернбах Б., Бурстин Д.,
Витале Д., Всеволжский К. В., Гарфилд Б.,
Джей Э., Джонс Д.Ф., Дмитриева Л. М.,
Картер Г., Катернюк А. В., Кафтанджиев Х., Кейплз Д.,
Крылов И. В., Кук П., Ласкер А., Маккей Ч., Марочкина С. С., Музыкант В. Л.,
Мурр Д., Ньюман М., Огилви Д., Пискотина Р., Прингл Х., Рапай К., Рожков И.Я., Россер Р., Ротцолл К., Салливан Л., Сегела Ж., Смотрова Л. Ф., Стил Д., Сэндидж Ч., Тангейт М., Ульяновский А. В., Уэллс У., Фрайбургер В., Флорида Р., Хопкинс К., Чармэссон Г., Шенерт В., Шугерман Д., Эйтчисон Д. Яффе Д. и др.
Аренс Кристиан, Уильям и Вейголд Михаэль «Современная реклама». Данный труд содержит иллюстрации лучших рекламных кампаний. Фактически это один из наиболее информационно наполненных учебников, в котором представлены все основные медиасредства рекламы. В работе использовано множество схем, графиков и таблиц с полезной информацией о рекламе и смежных сферах.
Бернбах Билл «Библия Билла Бернбаха. История рекламы, которая изменила рекламный бизнес». Работа посвящена истории всемирно известного агентства «Doyle Dane Bernbach» (DDB), входящего в десятку самых крупных рекламных агентств мира. В этом труде собраны лучшие работы Билла Бернбаха и его компании. Данная книга в США «обязательна» для библиотеки рекламиста.
Джонс Джон Филипп — «Рекламные технологии. Коммерческая реклама». В данной работе автор учит эффективно использовать результаты проведённых исследований, оценивать достоверность информации и правильно организовывать рекламную кампанию. Здесь приводятся примеры из деятельности известных фирм и рекламных агентств мира.
Огилви Дэвид — классик теории рекламы, основатель рекламного агентства «Ogilvy & Mather», признанный «лучший копирайтер мира». Его работа «Огилви о рекламе» посвящена практическим аспектам деятельности рекламного агентства: от создания собственно рекламы до взаимоотношений с клиентами. Данный труд написан на основе личного опыта и содержит множество иллюстраций.
Тангейт Марк «Всемирная история рекламы». Здесь описаны истории лидирующих рекламных агентств мира, успешные рекламные кампании которых повлияли на развитие этого рынка в целом. Автор описал портреты специалистов, благодаря которым «манипуляция сознанием» и сегодня остаётся привлекательной для людей, сочетающих в себе креативность и тягу к предпринимательству. Данный труд является полноценным учебником по основам рекламы.
Хопкинс Клод «Научная реклама». В этом всемирно известном труде автор систематизировал и обобщил свой опыт, обоснованные принципы и факты о рекламе. Работа написана как учебник и является практическим руководством для рекламодателей. Каждое содержащееся в ней утверждение взвешено и закладывает фундаментальные основы рекламы.
Чармэссон Генри «Торговая марка. Как создать имя, которое принесёт миллионы». Классическая работа о брендинге. Данная работа — это учебное пособие о создании торговой марки, стандартных ошибках и приёмах удержания внимания потребителей. В примерах используется опыт фирм США.
Изучению теоретических и практических основ маркетинга посвятили свои работы: Амблер Т., Андерсон К., Ариэли Д., Барден Ф., Беквит Г.,
Березин И. С., Веселов С. В., Власова М. Л, Годин С., Грант Д., Джанш Д., Каден Р. Д., Катернюк А. В., Келлер К. Л., Котлер Ф., Кумар Н., Лафли А., Левинсон Д. К., Линдстром М., Марков А. П., Мартин Р., Морган А., Музыкант В. Л., Панкрухин А. П., Попов Е. В., Райс Э., Ривкин С., Рис Э., Романов А. А., Салов А. Н., Серновиц Э., Сток Д., Субботенко С. Р., Терских М. С., Траут Д., Ховард К., Цыпкин Ю. А., Чалдини Р., Шарков Ф. И., Шевченко Д. А. Шоу Р. Штерн К., Эриашвили Н. Д., Эяль Н. и др.
Амблер Тим «Практический маркетинг». Автор — известный учёный, попавший в топ-100 самых влиятельных людей отрасли за исследования в области эффективности рекламных кампаний. Его труд — это практическое учебное пособие.
Барден Фил «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем». Данная работа основана на научных исследованиях, которые объясняют, почему люди покупают тот или иной товар. Автор рассказывает о мелочах, которые критично важны, если нужно продать что-то, о цветах, которые нужно использовать в определенных ситуациях, как правильно писать цену в меню ресторана, какой именно должна быть упаковка для того, чтобы на неё обратили внимание потребители.
Траут Джек и Райс Эл «Маркетинговые войны». Знаковый труд, рассказывающий о том, кого завоёвывает маркетинг и как именно ведутся маркетинговые войны. Общая теория с множеством примеров таких сражений.
Траут Джек и Ривкин Стив «Дифференцируй или умирай!». В данной работе авторы демонстрируют, что дифференцирование является основой успешного маркетинга, предлагают разумные решения по работе в условиях острой конкуренции, дают актуальные рекомендации, с помощью которых строятся стратегии маркетинга.
Катернюк Алексей Валерьевич «3D-менеgжмент. Управление персоналом, маркетингом и продажами». В данной работе рассмотрены вопросы управления персоналом, построения эффективных маркетинговых и рекламных коммуникаций, и оптимизации процесса продаж в организации.
Котлер Филипп «Маркетинг, менеджмент». Знаменитый труд, содержащий теоретические и практические основы маркетинга. Здесь выведено понятие маркетинга, которое признано классическим. Данная структурированная работа — это незаменимое учебное пособие по одной из самых актуальных экономических дисциплин, рекомендованное Российской ассоциацией маркетинга и ведущими университетами России и мира.
Линдстром Мартин «Buyology: Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя». Автор в своём труде предлагает особый взгляд на продвижение — нейромаркетинг. В работе прослеживается призыв взглянуть на это понятие не с высоты компании — бренда — товара, а со стороны потребителя — подсознания.
Музыкант Валерий Леонидович «Маркетинговые основы управления коммуникациями». Современный российский труд по академическому маркетингу: теория, схемы, цифры, задачи и упражнения с ориентацией на маркетинг начала эпохи интернет-рекламы.
Исследованию массовой коммуникации посвятили свои труды: Абелева И. Ю., Агеев В. Н., Богомолова Н. Н., Василик М. А., Васильев Г. А., Войскунский А. Е., Бакулев Г. П., Блумер Г., Головлева Е. Л., Деррида Д.,
8
Калмыкова А. А., Кашкин П. Б., Кон Р., Корнилов Е. А., Корнилова Е. Е., Кули Ч., Липпман У., Лассуэл Г., Маклюэн М., Маркузе Г., Набокова Л. С., Назарова М. М., Постман Н., Почепцова Г. Г., Рассел Д., Романов А. А., Соколова А. В., Тард Ж. Г., Терин В. П., Томпсон Д., Хабермас Ю., Харрис Р., Шарков Ф. И., Щедровицкий Г. П. и др.
Бакулев Геннадий Петрович «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции». Основные теории и концепции массовой коммуникации зарубежной практики. Современные учёные активно ведут работу над концептуализацией новых медиа, которые склоняют к пересмотру системы понятий и сложившихся при исследовании традиционных СМИ. Информация в данном труде направлена на расширение знаний по основам и социологии теории коммуникации.
Василик Михаил Алексеевич «Основы теории коммуникации». Труд включает в себя историю и трудности развитие теории коммуникации в современное время. Рассматриваются различные виды и уровни коммуникации, изучаются особенности профессионально направленной коммуникации.
Войскунский Александр Евгеньевич «Гуманитарные исследования в Интернете». В данной работе рассматриваются актуальные исследования деятельности людей в сети Интернет. Все исследования, приведённые в данном труде, выполнены коллективом авторов из разных стран: Великобритании, Германии, России, США и других.
Почепцов Георгий Георгиевич «Теория коммуникации». Автор рассматривает коммуникацию, как основу структуры человеческой цивилизации. Он проводит анализ моделей коммуникации и их прикладные приложения. Часть труда посвящена анализу массовой коммуникации, кризисным и международным коммуникациям. Работа содержит примеры международной и отечественной практики.
Над изучением Интернета, как площадки для бизнеса работали: Айзенберг Б. и Д., Арутр Ч., Бернофф Д., Блау М. Г., Васильева Л. В.,
Веселов А., Виницкий Д. М., Войскунский А. Е., Ворган Г., Горбачев М.,
9
Грамотеев В. П., Гринфельд М., Гуров Ф. Н., Дайсон Э., Жвалевский А., Касаткина А., Кашкин П. Б., Кенигфест Г., Кин Э., Козик П. В., Кокрум Д., Кузнецов С., Ланир Д., Леонтьев В. П., Ли О., Ли Ч., Мейерсон М., Мечковская Н., Микитани Х., Мирошников Б. Н., Могилев А. В., Моррис М., Пискунова Н., Прокди Р.Г., Райгородский А. М., Райцин М. А., Римицан Н. А., Румянцев Д., Скарборо М., Скотт Д. М., Смирнова Е. В., Смолл Г., Спиридонов М., Стелзнер М. и др.
Айзенберг Брайан и Джеффри «Добавьте в корзину». Данный труд посвящён работе бизнеса в Интернете. Повышению конверсии на сайте и секретам склонения пользователей к нажатию на кнопки «добавить в корзину» и «купить».
Мирошников Борис Николаевич «Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд». Интернет как социальное явление может быть источником определённых проблем. Данный труд — уникальное собрание эксклюзивной информации, где можно узнать, как о становлении и развитии знаменитого Управления «К» МВД РФ, так и об операциях по противодействию международной киберпреступности. В работе есть глава, посвящённая особенно актуальным на сегодня информационным войнам. Автор - профессионал своего дела, один из идеологов и практиков созданной в России системы противодействия киберугрозам.
Микитани Хироси «Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в Интернете». Основатель крупнейшей глобальной интернет-компании «Rakuten» подробно рассказывает о её развитии в Японии и во всём мире. Одна из первых книг, написанных от первого лица компании, который делится секретами продаж в Интернете.
Одден Ли «Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему». Автор предлагает внедрить в компании целостный подход к оптимизации контента для поисковых систем и социальных медиа, который позволить улучшить его качество и привлечь новую аудиторию.
Ли Чарлин, Бернофф Джош «Взрывная Web-Волна. Как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями». Всё о блогах, интернет- сообществах, YouTube, онлайн-энциклопедиях, которые могут как принести пользу бизнесу, так и серьёзно его подорвать. Авторы — известные консультанты из компании «Forrester Research», которые помогают сформировать чёткое представление о феномене Web-Волны.
Свои исследования, посвящённые становлению и развитию Social media marketing (SMM), провели: Аакер Д., Албитов А., Броган К., Вайнерчук Г., Вермейер Я., Гитомер Д., Далворт М., Ермолова Н., Заррелла Д., Керн Ф., Керпен Д., Киркпатрик Д., Кононов Н. В., Кремнев Д., Куроедова Д., Лисовский Э., Максимюк К., Молодов В., Мрочковский Н., Парабеллум А., Румянцев Д., Сенаторов А. А, Смит Д., Смит Э., Сорокина Е., Федотченко Ю., Халилов Д., Хейден Б., Чабаненко К., Чинчикайте Р., Шама К., Штайншаден Я., Щербаков С. А. Шефер М. и др.
Аакер Дженнифер и Смит Энди «Эффект стрекозы: всё об улётных промо-кампаниях в социальных сетях». Авторы этой книги, профессора Стэнфордской бизнес-школы, разбирают интернет-кейсы, которые потрясли всё мировое сообщество. В работе прописаны решения и способы продвижения в социальных медиа. Этот труд является источником информации о вирусной рекламе, способах сделать контент запоминаемым и принципах создания эффективных информационных сообщений.
Броган Крис и Смит Джулиен «Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа». Авторы объясняют, как построить общение, приносящее результаты. Для того, чтобы люди действительно заинтересовались контентом, нужна стратегия его создания и распространения — своеобразная формула эффекта, которая поможет понять, что делается не так, как необходимо. Данную формулу, по мнению авторов, можно применить к блогам, твитам, видео и даже к офлайновым рекламным кампаниям.
Заррелла Дэн «Интернет-маркетинг по науке 3.0». Работа содержит конкретные рекомендации и методики, основанные только на научных исследованиях, различных опросах потребителей и статистике. Автор использует знания из математики, психологии и других наук для объяснения, как и почему необходимо адаптировать свои стратегии интернет-маркетинга и политику в социальных медиа.
Кабани Шама «SMM в стиле Дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых медиа!». Автор — президент по интернет-маркетингу компании «Zen» и эксперт по работе с социальными медиа, рассказывает об основных принципах Social media marketing (SMM).
Подробно описывается работа с наиболее распространенными инструментами и каналами SMM, от Фейсбука до Твиттера, объясняется, как формировать единую стратегию работы.
Максимюк Константин «Новый Интернет для бизнеса». Данная работа посвящена инструментам доступным бизнесу, при использовании блогов, форумов, видеохостингов и быстроразвивающемуся рынку социальных медиа. Информация предназначена для малоопытных SMM-специалистов и новичков данной сферы деятельности.
Молодов Владимир «Жми на деньги. Активные продажи в социальных сетях». Социальные сети становятся главным маркетинговым трендом малого и среднего бизнеса. Автор рассказывает, как выделиться, не потеряться среди конкурентов, активных в социальных медиа, и захватить внимание целевой аудитории на практических примерах.
Халилов Дамир «Маркетинг в социальных сетях». Автор более 12 лет работает в сфере интернет-маркетинга. В 2006 году одним из первых в России занялся маркетингом в социальных сетях и основал первое в России SMM- агентство «GreenPR». В своей работе он использует минимум теории, даёт конкретные пошаговые алгоритмы работы, приводит реальные российские примеры, цифры и чёткие рекомендации. Его труд адресован руководителям, которые хотят увидеть реальные примеры успешного SMM в России, для грамотных маркетологов (онлайн и офлайн), чтобы разговаривать с коллегами на одном языке и для SMM-специалистов всех уровней подготовки, для обучения их принимать осознанные решения при выборе тех или иных инструментов продвижения.
Щербаков Сергей Анатольевич «Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера». Работа этого автора выходит за рамки справочника по SMM, а представленная в ней информация касается вопросов контекстной рекламы, здесь предлагаются конкретные схемы работы в офлайн, рекомендуется встроенная система публичной ответственности сотрудника и прилагается пакет документации, посвященной планированию и отчётности.
Исследования по выявлению критериев профессионализма представили: Бабурин А., Безносов С. П., Вумек Д., Глисон К., Дружилов С. А., Зеер Э. Ф., Иванченко Г. В., Казарян М. Ю., Климов Е. А., Кошелева Н. В., Майстер Д., Маркова А. К., Мельников И., Поузен Р., Рогов Е., Рогова Е., Скотт Б., Суходольский Г. В., Сыманюк Э., Шевелева А. и др.
Бабурин Алексей «Мониторинг профессиональных компетенций. Новый взгляд: актуальные вопросы и смелые решения». В данной работе автор предлагает решения главных вопросов менеджмента организации, он теоретически и практически обосновывает их на примере работы одной из российских компаний. Предлагаемый автором подход к отслеживанию профессиональных компетенций открывает новые аспекты менеджмента и профессионализма персонала.
Дружилов Сергей Александрович «Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма». Автор показывает, что индивидуальные ресурсы оказывают определяющее влияние на становление и последующее развитие профессиональных навыков. При этом важное значение в их непосредственном формировании напрямую связано с ценностно¬смысловой составляющей индивидуального ресурса.
Зеер Эвальд Фридрихович «Психология профессий». На основе обобщения множества трудов отечественных и зарубежных учёных автор в данной работе структурировал все основные аспекты психологии профессий.
Климов Евгений Александрович «Пути в профессионализм. Психологический взгляд». В данной работе рассматриваются критерии профессионализма. Здесь говорится о том, что построение личного жизненного пути предполагает проектирование человеком желательных изменений самого себя — как личности и профессионала.
Маркова Аэлита Капитоновна «Психология профессионализма». В труде излагается психологическая концепция профессионализма, разработанная автором. Описываются критерии становления профессионализма и различные виды профессиональной компетентности. Здесь также обобщаются психологические факторы, которые могут препятствовать профессиональному росту.
Поузен Роберт «На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов». Автор рассказывает, как правильно ставить цели и расставлять приоритеты, какие именно навыки могут помочь для продвижения по карьерной лестнице и что нужно делать, чтобы стать профессионалом своего дела.
Изучению методов социологического исследования посвятили работы: Белановский С. А., Бернгард Г., Бутенко И. А., Власова Т. В., Девятко И. Ф., Девятко И. Ф., Добреньков В. И., Колода Н. В., Кравченко А. И., Лагун А. Е., Сущинская М. Д., Тихонова Е. В., Шостак М. И., Эденборо Р., Ядов В. А. Яковлева Н. Ф. и др.
Белановский Сергей Александрович «Индивидуальное глубокое интервью». В работе представлены этапы проведения глубокого интервью, который активно применяется при изучении различного рода проблем в исследованиях менеджмента, маркетинга, рекламы, экономики и др. Данный труд ставит своей целью пополнение методической базы, используемой в России при социологических исследованиях.
Добреньков Владимир Иванович и Кравченко Альберт Иванович «Методы социологического исследования». Описаны виды и формы социологических исследований. Большое внимание уделяется формированию анкет, проблемам их создания, методам выборки, созданию программы самого исследования, анализу и отчётности.
Тихонова Елена Викторовна «Методология и методы социологического исследования». В данной работе рассматриваются принципы разработки программ социологических исследований, их организация и проведение, обработка и анализ первичных данных, составление отчётов; рассказывается о современных способах эмпирического исследования различных.
Предмет исследования: диссонанс массовой востребованности и уровня профессионализма в сфере рекламных SMM-технологий.
Объект исследования: рекламные SMM-технологии.
Цель исследования: получение теоретических и практических знаний о рекламных SMM-технологиях, выявление диссонанса между их массовой востребованностью и уровнем профессионализма, уменьшение или устранение диссонанса путём разработки матрицы рекомендаций по подбору SMM- специалиста для работы в социальных медиа.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующий ряд задач:
1. рассмотреть Интернет как актуальное средство массовой коммуникации в рекламной сфере;
2. проанализировать массово-коммуникационный диалог бизнеса и современных технологий онлайн-продаж;
3. изучить основные этапы становления и современные тенденции развития SMM;
4. выявить специфику использования SMM-технологий при работе в социальных сетях: ситуационный анализ;
5. исследовать современное состояние уровня профессионализма в области рекламных SMM-технологий;
6. разработать методические рекомендации по подбору SMM-специалиста для работы в социальных медиа.
Гипотеза исследования. Социальные сети — популярная сфера, массивный поток информации в которой, похоже, достиг своего пика, активное непрофессиональное применение SMM-технологий способствуют высокому уровню инфошума, что может привести к снижению эффективности маркетинговых технологий в данной сфере.
Методологические основы исследования. В данной дипломной работе был использован структурно-функциональный подход и комплекс следующих общенаучных методов: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, теоретический анализ и синтез, основные положения теории массовой коммуникации, теории маркетинга и рекламы, теория брендинга, теории профессионализма, ситуационный анализ и экспертное интервью.
Теории массовых коммуникаций Бакулева Г. П., Василика М. А.,
Войскунского А. Е., Морис М. и Оган К., Почепцова Г. Г. используются в
первой главе при рассмотрении Интернета, как массовой коммуникации с использованием современных технологий онлайн-продаж. Теории маркетинга и менеджмента Котлера Ф., Траута Д., Райса Э., теория брендинга Аакер Д. А. применяются во второй главе при исследовании становления, развития SMM и проблематики использования SMM-технологий. Теории профессионализма Бабурина А., Дружилова С. А., Зеера Э. Ф., Климова Е. А., Маркова А. К. и методы экспертного интервью Белановского С. А., Добренькова В. И.,
Тихоновой Е. В. используются в третьей главе, при проведении исследования современного уровня профессионализма в области использования рекламных SMM-технологий. Метод теоретического анализа и синтеза применяется во второй главе и рассмотрении понятий данной дипломной работы в целом, в их объединении и определении общих выводов.
Научная новизна исследования. Изучение литературы, касающейся проблематики данной дипломной работы показало, что исследования уровня профессионализма в области рекламных SMM-технологий недостаточно содержательны либо устарели. Научная новизна данной дипломной работы состоит в исследовании социальных сетей как популярной сферы и выявлении диссонанса между их массовой востребованностью и уровнем профессионализма. Результаты проведённого исследования, систематизированные в матрицу рекомендаций по подбору SMM-специалиста для работы в социальных медиа, могут стать актуальным практическим пособием, как с научной, так и с коммерческой точек зрения. Наибольшую практическую значимость, составленная матрица представляет для компаний, формирующих SMM-отдел с нуля или усовершенствующих его.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из: введения, трёх глав (включая шесть параграфов), заключения, списка использованных источников и приложений. Введение данной дипломной работы раскрывает актуальность темы, определяет степень научной разработанности проблемы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научную новизну и структуру. В первой главе определяются место и перспектива развития современного Интернет- пространства в области рекламных коммуникаций. Во второй главе рассматриваются SMM-технологии: парадигма популярности и уровня профессионализма. Третья глава посвящена исследованию уровня профессионализма SMM-специалистов и разработке методических рекомендаций по подбору SMM-специалиста для работы в социальных медиа. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Появление и повсеместное распространение Интернета — это новая эра в истории развития коммуникации. IT-технологии не только увеличили скорость коммуникаций, но и одновременно изменили их, перенеся диалог из реального пространства в виртуальное.
Интернет открывает доступ к насыщенным информационным ресурсам, образованию, онлайн-сервисам, электронной коммерции, развлечениям и социальным медиа. Он способствует усилению процесса взаимодействия, имеет возможность моментальности обратной связи, способствует возникновению новых форм социальных групп, усиливает открытость обсуждений глобальных и политических проблем.
Интернет также стал актуальным инструментом бизнеса, он имеет огромный потенциал в рекламной сфере. Развитие Интернета дало толчок к распространению в нём предложений рекламного характера, технологии которых постоянно совершенствуются. Он сделал электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через Интернет, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в режиме реального времени.
Интерес и внимание человека стали особенно ценными ресурсами, за которые так активно борются мессенджеры, клиенты электронной почты, соцмедиа и интернет-ресурсы. Высокий шум цифровой среды снижает фокус внимания пользователей, и это приводит к поиску новых методов создания и распространения контента в интернет-пространстве.
Сейчас основными источниками трафика для цифровых медиа стали социальные сети, поиск и маркетинг ведут пользователя напрямую к необходимой информации, поэтому пользователи становятся требовательнее к предлагаемому контенту. Уйти или продолжить чтение принимается за доли секунды, что привело к усваиванию информации фрагментарно.
У соцмедиа есть преимущество перед традиционными каналами распространения рекламы (телевидения, радио, прессы), оно выражается в активности пользователей, которые делятся со своим виртуальным окружением личной информацией: местом жительства, семейным положением, образованием и многим другим, что не выражено так ни в какой другой среде. При правильном подходе, это может быть максимально эффективно использовано интернет-маркетологами при планировании рекламных кампаний. Сегментирование уникальной аудитории соцмедиа увеличивает результативность инструментов маркетинга и помогает повышению эффективности взаимодействия с пользователями, что является одной из основных целей SMM.
Специалистам, только начинающим работать в SMM или работающим поверхностно, достаточно легко совершить ошибки в подаче информации, которые могут привести к неблагоприятным результатам для отношений компаний и клиентов. По мнению экспертов из-за отсутствия таких ключевых навыков, как грамотность, умение планировать своё время, владение необходимыми SMM-инструментами, клиентоориентированность,
эффективность рекламных кампаний в соцмедиа падает и подобные ситуации приводят к негативной оценке бренда в целом и потере доверия у целевой аудитории.
Именно поэтому всё больше компаний прибегают к услугам профессионалов в данной области, которым можно доверить работу с важной в сети информацией, постоянное отслеживание нововведений и обращения их в свою пользу.
Рекламные SMM-технологии могут принести ощутимую пользу для бренда или компании, но для этого необходимо чётко обозначить цели, задачи и методично добиваться их достижения, понимая специфику социальных медиа и уровня всей ответственности при работе с ними. Как и в любом другом виде маркетинга, здесь важна тактика действий, чёткий план, своевременное применение методик и их корректировки.
Ситуационный анализ показал, что доверять организацию такой работы непрофессионалу означает поставить под удар репутацию компании в Интернете. Любой пользователь может в один клик перейти с сайта компании на её страницу в социальной сети и проделать тот же путь обратно. Его впечатление от работы компании будет складываться по тому, что он увидит в обоих источниках, а это ставит вопрос о его лояльности.
Установление целей и задач присутствия бренда в соцмедиа и введение их в маркетинговую кампанию, ориентированную на ЦА, является основой любой SMM-стратегии, которая может состоять из: контент-плана, плана привлечения новой аудитории, увеличение лояльности к бренду, а также других немаловажных элементов относящиеся к бизнесу конкретной компании. От степени проработанности стратегии и соответствия всем требованиям бренда к присутствию в социальных сетях, а также правильно подобранного SMM- специалиста зависит успех всей маркетинговой кампании.
Для того чтобы создать страницу бренда в соцмедиа, не требуется знаний больше, чем при создании своего личного профиля. Сделать первые шаги в этом направлении любой компании не составит труда, но это умение не делает никого профессиональным SMM-специалистом. Для грамотного модерирования, привлечения и удержания внимания аудитории, необходимо обладать специальными профессиональными и личными качествами, включающими в себя знания психологии, социологии, экономики, маркетинга и многого др. Это необходимые условия, если у компании стоит задача достичь успеха при нахождении и продвижении в социальных сетях.
Даже самые серьёзные и известные организации могут позволять себе размещать бесконечное множество картинок с милыми питомцами и шутками, тем самым надеясь на лояльность пользователей. Это привело к развитию «серых» схем и технологий при продвижении в социальных сетях — накрутка лайков, боты, купленные комментарии и отзывы, что создало проблемы непрофессионализма в среде SMM, а массивный поток непродуманных постов к массе некачественного контента.
В заключении моей дипломной работы можно утверждать, что гипотеза подтверждена, экспертное интервью показало, что по мнению специалистов социальные сети — популярная сфера, массивный поток информации в которой, достиг своего пика, активное непрофессиональное применение SMM- технологий способствуют высокому уровню инфошума, что приводит к снижению эффективности маркетинговых технологий в данной сфере.
В качестве практической реализации проведённого исследования разработаны методические рекомендации по подбору SMM-специалиста для работы в социальных медиа.


1. Аакер, Д. Эффект стрекозы : всё об улётных промо-кампаниях в социальных сетях : пер. с англ. / Д. Аакер, Э. Смит. — Москва : Юнайтед Пресс, 2011. — 256 с.
2. Айзенберг, Б. Добавьте в корзину : пер. с анг. / Б. Айзенберг, Д. Айзенберг. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 304 с.
3. Албитов, А. Facebook : как найти 100 000 друзей для вашего бизнеса бесплатно. / А. Албитов. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 184 с.
4. Амблер, Т. Практический маркетинг. / Т. Амблер. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 400 с.
5. Аренс, В. Ф. Современная реклама : пер. с англ. / В. Ф. Аренс, М. Ф. Вейголд, К. Аренс. — Москва : Эксмо, 2011. — 880 с.
6. Бабурин, А. Мониторинг профессиональных компетенций. Новый взгляд: актуальные вопросы и смелые решения. / А. Бабурин. — Саарбрюккен : LAP Lambert Academic Publishing, 2013. — 56 с.
7. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. /
Г. П. Бакулев. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 192 с.
8. Барден, Ф. Взлом маркетинга : пер. с анг. / Ф. Барден. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 304 с.
9. Белановский, С. А. Индивидуальное глубокое интервью. / С. А. Белановский. — Москва : Никколо М, 2001, — 220 с.
10. Бернадская, Ю. С. Основы рекламы / Ю. С. Бернадская, С. С. Марочкина, Л. Ф. Смотрова. — Москва : Наука, 2005. — 266 с.
11. Бернбах, Б. Библия Билла Бернбаха. История рекламы, которая изменила рекламный бизнес : пер. с англ. / Б. Бернбах, Б. Левенсон. — Москва : Эксмо, 2011. — 288 с.
12. Бове, К. Современная реклама / К. Бове, У. Аренс. — Москва : Довгань. 2003. — 430 с.
13. Борисов, Л.Б. Технологии рекламы и PR / Л. Б. Борисов. — Москва : Фаир- Пресс. 2003. — 624 с.
14. Броган, К. Формула эффекта. Как получить реальный результат в социальных медиа : пер. с анг. / К. Броган, Д. Смит. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 304 с.
15. Василик, М. А. Основы теории коммуникации. / М. А. Василик. — Москва : Гардарика, 2007. — 616 с.
16. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг. / Г. А. Васильев, В.А. Поляков. — Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 276 c.
17. Викентьев, И. Л. Приёмы рекламы. / И. Л. Викентьев. — Новосибирск : ЦЭРИС, 1993. — 143 с.
18. Войскунский, А. Е. Гуманитарные исследования в Интернете. /
A. Е. Войскунский. — Москва : Можайск-Терра, 2000. — 431 с.
19. Гермогенова, Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. / Л. Ю. Гермогенова. — Москва : РусПартнер Лтд., 1994. — 252 с.
20. Годин, А. М. Брендинг: учебное пособие. / А. М. Годин. — Москва : Дашков и Ко, 2013. — 184 с.
21. Гольман, И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. / И. А. Гольман. — Москва : Гелла- принт, 1996. — 320 с.
22. Джоунс, Д. Ф. Рекламный бизнес : Деятельность рекламных агентств, создание рекламы, медиапланирование, интегрированные коммуникации :
перевод с англ. / Д. Ф. Джоунс. — Москва : Вильямс, 2005. — 784 с.
23. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования. /
B. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — Москва : ИНФРА-М, 2009. — 768 с.
24. Дружилов, С. А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма. / С. А. Дружилов. — Воронеж : Научная книга, 2010. — 262 с.
25. Евстафьев, В. А., Ясонов В. Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. / В. А. Евстафьев, В. Н. Ясонов. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 432 с.
26. Ермолова, Н. П. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. / Н. П. Ермолова. — Москва : Альпина Паблишер, 2013. — 213 с.
27. Зазыкин, В. Г. Психология в рекламе. / В. Г. Зазыкин. — Москва : Датастром, 1992. — 64 с.
28. Заррелла, Д. Интернет-маркетинг по науке 3.0 : пер. с анг. / Д. Заррелла. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. — 192 с.
29. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. / Э. Ф. Зеер. — Москва : Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. — 336 с.
30. Зуляр, Ю. А. Массовые коммуникации в рекламе. / Ю. А. Зуляр. — Иркутск : Оттиск, 2006. — 405 с.
31. Кабани, Ш. SMM в стиле Дзен. Стань гуру продвижения в социальных сетях и новых медиа: пер. с англ. / Ш. Кабани. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 240 с.
32. Касатонова, А. Локальные сети и их маркетинговая интеграция в глобальные сети. / А. Касатонова. — Санкт-Петербург : ДуксПет, 2009. — 236 с.
33. Катернюк, А. В. 3D-менеджмент. Управление персоналом, маркетингом и продажами. / А. В. Катернюк, М. С. Терских, А. Н. Салов. — Ростов на Дону : Феникс, 2011. — 384 с.
34. Катернюк, А. В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. / А. В. Катернюк. — Ростов на Дону : Феникс, 2001. — 320 с.
35. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации. / В. Б. Кашкин. — Воронеж : изд-во ВГТУ, 2000. — 175 с.
36. Кеглер, Т. Реклама и маркетинг в Интернете. / Т. Кеглер, Б. Тейлор. — Москва : Альпина Паблишер, 2008. — 315 с.
37. Климов, Е. А. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. /
Е. А. Климов. — Москва : МПСИ, Флинта, 2003. — 320 с.
38. Козье, Д. Электронная коммерция. / Д. Козье. — Москва : ИД Русская редакция, 2010. — 284 с.
39. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с анг. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 800 с.
40. Кутлалиев, А. Эффективность рекламы. / А. Кутлалиев, А. Попов. — Москва : Эксмо-Пресс, 2006. — 411 с.
41. Левин, М. Методы поиска информации в Интернет. / М. Левин. — Москва : Солоп-Пресс, 2003. — 340 с.
42. Левинсон, Д. К. Партизанская креативность: пер. с анг. / Д.К. Левинсон. — Москва : Эксмо, 2007. — 320 с.
43. Ли, Ч. Взрывная Web-Волна. Как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями: пер. с анг. / Ч. Ли, Д. Бернофф. — Москва : Альпина Паблишер, Юрайт, 2010. — 280 с.
44. Линдстром, М. Buyology : Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. / М. Линдстром. — Москва : Эксмо, 2009. — 240 с.
45. Максимюк, К. Новый Интернет для бизнеса. / К. Максимюк. — Москва : Эксмо, 2010. — 192 с.
46. Манн, И. Б. Без бюджета. 57 эффективных приемов маркетинга. / И. Б. Манн. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2009. — 306 с.
47. Маркова, А. К. Психология профессионализма. / А. К. Маркова. — Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
48. Мачадо, Р. Маркетинг для малых предприятий. / Р. Мачадо. — Санкт- Петербург : Питер Паблишинг, 2010. — 288 с.
49. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация. / Е. В. Медведева. — Москва : Едиториал УРСС, 2003. — 280 с.
50. Мельников, И. Профессия менеджер. Профессионализм менеджера. / И. Мельников. — Москва : ЛитРес, 2013. — 50 с.
51. Микитани, Х. Маркетплейс 3.0. Новый взгляд на торговлю в Интернете : пер. с анг. / Х. Микитани. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 288 с.
52. Миллер, М. YouTube для бизнеса. Эффективный маркетинг с помощью видео : пер. с анг. / М. Миллер. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 304 с.
53. Мирошников, Б. Н. Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд. / Б. Н. Мирошников. — Москва : Кучково поле, 2015. — 288 с.
54. Молодов, В. Жми на деньги. Активные продажи в социальных сетях. / В. Молодов. — Санкт-Петербург : — Питер, 2014. — 160 с.
55. Музыкант, В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. / В. Л. Музыкант. — Москва : Эксмо, 2008. — 832 с.
56. Набокова Л. С. Средства массовой информации в контексте дискуссий о современной российской действительности и социальном познании / Л. С. Набокова. — Красноярск : КрасГУ. — 133-136 с.
57. Набокова Л. С. Средства массовой информации как модус современного общественного сознания. Автореферат диссертация на соискание учёной степени канд. филос. наук / Л. С. Набокова. — Красноярск : СФУ. — 2008. — 23
с.
58. Нижегородцева, Н. Использование Internet при формировании имиджевых коммуникаций. / Н. Нижегородцева. — Санкт-Петербург : ДуксНет. 2009. — 192 с.
Огилви, Д. Огилви о рекламе. / Д. Огилви. — Москва : Эксмо, 2006. — 232
с.
60. Одден, Л. Продающий контент. Как связать контент-маркетинг, SEO и социальные сети в единую систему: пер. с анг. / Л. Олден. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 384 с.
61. Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность. / Ф.Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин. — Москва : Дашков и Ко, 2002. — 364 с.
62. Пименов, П. А. Основы рекламы. / П. А. Пименов. — Москва : Гардарики,
2006. — 399 с.
63. Поузен, Р. На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов: пер. с анг. / Р. Поузен. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 320 с.
64. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. / Г. Г. Почепцов. — Москва : Рефл- бук, 2001. — 656 с.
65. Разумовский, Б. С. Искусство рекламы. / Б. С. Разумовский. — Минск : Полымя, 1984. — 112 с.
66. Рожков, И. Я. Реклама — планка для профи. / И. Я. Рожков. — Москва : Юрайт, 1997. — 208 с.
67. Розен, Э. Анатомия сарафанного маркетинга: пер. с анг. / Э. Розен. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 416 с.
68. Романов, А. А. Разработка рекламного продукта. / А. А. Романов, Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — Москва: Инфра-М, 2010. — 256 c.
69. Романов, А. А. Реклама : между социумом и маркетингом. / А. А. Романов. — Москва : Маркет СД, 2002. — 300 с.
70. Сенаторов, А. А. Бизнес в Instagram. От регистрации до первых денег. / А. А. Сенаторов. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 160 с.
71. Сенаторов, А. А. Битва за подписчика Вконтакте. SMM-руководство. / А. А. Сенаторов. — Москва : Альпина Паблишер, 2016 — 168 с.
72. Скотт, Д.М. Новые правила маркетинга и PR : пер. с анг. / Д. М. Скотт. — Москва : Альпина Паблишер, 2013. — 352 с.
73. Стариков, А. Г. Масс-медиа современной России. / А. Г. Стариков. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 256 с.
74. Тангейт, М. Всемирная история рекламы: пер. с анг. / М. Тангейт. — Москва : Альпина Паблишер, 2015 г. — 288 с.
75. Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования. / Е. В. Тихонова. — Москва : Академия, 2012. — 368 с.
76. Траут, Д. Диффиринцируй или умирай : пер. с англ. / Д. Траут, С. Ривкин.
— Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 224 с.
77. Траут, Д. Маркетинговые войны: пер. с англ. / Д. Траут, Э. Райс. — Санкт- Петербург : — Питер. 2015. — 304 с.
78. Федотова, Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе. / Л.Н. Федотова.
— Москва : Камерон, 2005. — 463 с.
79. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России. / О. А. Феофанов.
— Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 384 с.
80. Фридман, Г. Д. Нет, спасибо, я просто смотрю. Как посетителя превратить в покупателя. / Г. Д. Фридман. — Москва : Олимп-Бизнес, 2012. — 248 с.
81. Хайден, Б. Pinterest для бизнеса. Как привлечь целевой трафик из самой быстрорастущей социальной сети в мире : пер. с анг. / Б. Хайден. — Москва : Манн, Иванов, Фербер, 2013. — 208 с.
82. Хайятт, М. Платформа. Как стать заметным в Интернете. Пошаговое руководство для всех, кому есть что сказать или что продать : пер. с анг. /
М. Хайятт. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 304 с.
83. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях. / Д. Халилов. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 240 с.
84. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. / Р. Харрис. — Москва : Олма-Пресс, 2002. — 236 с.
85. Холмогоров, В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. / В. Холмогоров. — Санкт-Петербург : Питер-Пресс, 2002. — 272 с.
86. Хопкинс, К. Научная реклама : пер. с анг. / К. Хопкинс. — Москва : Эксмо,
2007. — 128 с.
87. Чармэссон, Г. Торговая марка : как создать имя, которое принесет миллионы : пер. с англ. / Г. Чапмэссон. — Санкт-Петербург : Питер, 1999. —
222 с.
88. Шарков, Ф. И. Управление маркетинговыми коммуникациями. / Ф. И. Шарков. — Москва : Академический проект, 2006. — 250 с.
89. Шенерт, В. Грядущая реклама. / В. Шенерт. — Москва: Интерэксперт, 2001. — 302 с.
90. Шефер, М. Рентабельность влияния : пер. с анг. / М. Шефер. — Москва : ШКИМБ, 2013. — 208 с.
91. Щербаков, С. А. Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера. / С. А. Щербаков. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 256 с.
92. Эйдман, И. В. Прорыв в будущее : социология интернет-революции. / И. В. Эйдман. — Москва : ОГИ, 2007. — 384 с.
93. Эймор, Д. Электронный бизнес : эволюция и / или революция. / Д. Эймор.
— Москва : Вильямс. 2001. — 752 с.
94. Эш, Т. Повышение эффективности интернет-рекламы : пер. с анг. / Эш. Т.
— Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 408 с.
95. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. — Москва : Академкнига, 2003. — 596 с.
96. Advertme.ru — портал о маркетинге и рекламе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.advertme.ru
97. Advertology.Ru — портал о рекламе, маркетинге и PR [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.advertology.ru/
98. AllMetrics.ru — форум о веб-аналитике [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://allmetrics.ru/
99. Cossa.ru — информационный портал о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://www.cossa.ru/
100. Likeni.ru — портал о Digital-маркетинге и SMM [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.likeni.ru/
101. Marketch.ru — портал практикующего маркетолога [Электронный ресурс].
— Режим доступа : http: //www.marketch.ru
102. Moneymakerfactory.ru — портал о бизнесе в России [Электронный ресурс].
— Режим доступа : http: //moneymakerfactory.ru
103. Netology.ru — портал университета интернет-профессий, блог [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://netology.ru/
104. Russianinternetforum — ежегодный форум деятелей Рунета [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http ://2016.russianmternetforum.ru/
105. Smmportal.ru — портал для SMM-специалистов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http :// smmportal.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ