Введение 3
1 Теоретические основы дивидендной политики 6
1.1 Дивидендная политика, ее типы и виды 6
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику 13
1.3 Традиционные теории дивидендной политики. Влияние дивидендов на
стоимость компании 22
2 Предварительный анализ дивидендной политики российских публичных
компаний 30
2.1 Выдвижение гипотез исходя из основных теоретических подходов к
дивидендной политике 30
2.2 Описание выборки российских публичных компаний: анализ описательных
статистик и корреляционный анализ
38
3 Тестирование теоретических подходов к формированию дивидендной
политике на российском рынке 49
3.1 Построение регрессионной пробит-модели принятия решения о выплате
дивидендов 49
3.2 Эмпирические результаты и экономическая интерпретация полученных
результатов 55
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение
Дивидендная политика является важной частью финансовой политики большинства современных компаний, и представляет собой один из инструментов, который обеспечивает инвестиционную привлекательность компании.
Под рыночной стоимостью компании принято понимать цену, по которой эта компания может быть продана на рынке в условиях свободной конкуренции. Особое влияние на стоимость организации имеет механизм распределения чистой прибыли. Распределение прибыли включает в себя обоснование оптимальных пропорций между средствами, направляемыми на расширение производства, формирование резервного фонда и выплаты дивидендов по акциям. В практической деятельности принятие управленческих решений в этой области осуществляется в рамках дивидендной политики.
На величину дивидендов оказывают влияние большое количество факторов, поэтому она не может находиться на постоянном уровне в долгосрочном периоде. Поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной политики является одним из важных направлений деятельности финансового менеджера и требует глубокого понимания влияющих на нее факторов, а также взаимосвязей с другими управленческими решениями.
Вопрос о том, как сформировать эффективную дивидендную политику в условиях рыночной экономики, является одним из наиболее дискурсивных в теории финансов. К дивидендным решениям не ослабевает интерес в академической литературе и сегодня. За последние 15 лет появилось как минимум две новые теории, объясняющие выплату дивидендов (теория удовлетворения предпочтений инвесторов и теория жизненного цикла). Более того в России как и во всем мире большинство крупных компаний выплачивают дивиденды.
Ввиду того что дивидендная политика российских компаний изучена в гораздо меньшей степени, чем дивидендная политика западных компаний, в данной работе предпринимается попытка эконометрическими методами выявить факторы, которые ее определяют. А именно, проверить применимость к российскому рынку ряда теорий дивидендных выплат.
Следует отметить, что причина слабой изученности данной темы являлось предположение, что среди молодых российских акционерных компаний, дивидендная политика часто носила спонтанный характер без привязки к какой-либо системе. Однако, в настоящее время в результате интеграционных процессов происходящих в Российской Федерации, особенно в последнее десятилетие, многие российские компании, заинтересованные в повышении своей репутации, в привлечении инвестиций на рынке ценных бумаг, также стали уделять особое внимание установлению порядка выплаты дивидендов.
Целью данной работы является выявление факторов, оказывающих решающее воздействие на дивидендную политику российских компаний, и проверка применимости к российскому рынку ряда теорий дивидендных выплат.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить типы и виды дивидендной политики;
- определить факторы, способные оказывать влияние на дивидендную политику;
- рассмотреть теории формирования дивидендной политики;
- построить модель, описывающую процесс принятия решения о выплате дивидендов среди российских компаний;
- протестировать теории дивидендной политики исходя из полученной модели;
- проинтерпретировать полученные результаты.
В данной работе применены методы анализа панельных данных с помощью регрессионной пробит-модели. Исследуемая выборка состоит из 39 российских публичных компаний, период исследования с 2009 по 2015 гг.
Научная новизна исследования заключается в определении решающих факторов, влияющих на принятие решения о выплате дивидендов среди российских компаний. Выявлены такие основные факторы как: инвестиционные возможности компании; коэффициент Тобина, рентабельность активов, размер компании. Кроме того, в работе сделаны предположения об ориентации российских компаний на определенные теоретические подходы при формировании дивидендной политики.
Предметом исследования в дипломной работе является дивидендная политика, как экономическая категория, выражающая экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств, объектом - российские публичные компании.
Теоретической и методологической базой послужили нормативные акты, учебные пособия, работы авторов в области финансового менеджмента и анализа финансово-хозяйственной деятельности, аналитическая база RUSLANA (от Bureau van Dijk), опубликованные годовые и поквартальные финансовые отчеты российских компаний.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты дивидендной политики, ее типы, виды и определяющие ее факторы проведен анализ традиционных и поведенческих теорий дивидендной политики. Вторая глава посвящена предварительному анализу исследуемых данных, а именно методологии исследования, выдвижению гипотез и описанию выборки. В третьей главе проведено тестирование теоретических подходов к формированию дивидендной политике на российском рынке и сделаны соответствующие выводы.
Одним из признаков качественного корпоративного управления является четко выстроенная и соблюдаемая дивидендная политика, учитывающая интересы как мажоритарных, так и миноритарных акционеров, потребность компании в сохранении и наращении конкурентной позиции на рынке.
«Дивидендная политика является одним из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых в литературе по корпоративным финансам. И по-прежнему она сохраняет важное место в исследованиях экономики как развитых, так и развивающихся стран» . Формирование дивидендной политики проходит ряд этапов, предусматривающих последовательное выполнение действий, направленных на выявление основных факторов, определяющих дивидендную политику компании. После оценки влияния на компанию различных факторов выбираются приемлемый для существующих условий подход и метод дивидендной политики, а также соответствующий уровень дивидендных выплат на одну акцию. Завершающим этапом является анализ эффективности дивидендной политики по оценке динамики дивидендных выплат и учету влияния дивидендов на стоимость компании. Точки зрения на значения дивидендных выплат на стоимость компании и на осуществления задачи максимизации богатства акционеров различны. Считается, что изменение дивидендов может существенно влиять на рыночную стоимость акций, поэтому инвесторы заинтересованы в максимально точном предсказании дивидендных решений компании. Для улучшения качества прогноза целесообразно использовать не только объявляемые менеджментом ориентиры в выборе дивидендной политики, но и различные характеристики компании, включая ее финансовые показатели и структуру акционерного капитала.
Несмотря на значительные изменения, произошедшие за последнее десятилетие в области дивидендной политики в Российской Федерации, многие ее аспекты остаются предметом многочисленных исследований и дискуссий среди ученых и практиков. В частности, одной из проблем является наличие неопределенности относительно не только величины будущих дивидендов, но и самой возможности их выплаты.
Для того, чтобы проанализировать дивидендную политику российских компаний, в данном исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть основные теории дивидендной политики и доказать их применимость в российской практике. Для этого нами определены факторы, которые при принятии дивидендных решений в российских компаниях, являются значимыми. К таким факторам были отнесены коэффициент Тобина, рентабельность активов, размер компании и инвестиционные возможности.
В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы. Теоретические дискуссии по поводу того, какой подход выплаты дивидендов наиболее эффективный продолжаются до сих пор. Однако фактические данные большинства крупных компаний на развитых рынках свидетельствуют, что отдается предпочтение регулярно выплачивать дивиденды. Существует множество теорий дивидендных выплат. Большая часть из которых подтверждает зависимость дивидендной политики от результатов финансово¬хозяйственной деятельности. Выявлено, что не все теории дивидендной политики могут быть применены к российской практики. Так, при проведении регрессионного анализа с помощью метода анализа панельных данных, было установлено, что теория удовлетворения предпочтений инвесторов не влияла на построение дивидендной политики в российских компаниях в период с 2009 по 2014 гг. Одна из причин данного явления в том, что в России владельцы большого пакета акций зачастую являются собственниками предприятий, чьи интересы в первую очередь направлены на расширение своего бизнеса и максимизацию прибыли. При этом настроение миноритарных акционеров не оказывает значимого влияния на дивидендную политику компаний. Тем не менее, нами была подтверждена гипотеза о применении российскими компаниями теорий независимости дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер), предпочтительности дивидендов (М.Гордон и Д. Линтнер) и сигнальной теории (Росс, Като).
Рассмотренные финансовые характеристики публичных акционерных обществ, позволяют сделать вывод, что совет директоров в российских компаниях с большей вероятностью принимают решение о выплате дивидендов, если компания имеет низкие инвестиционные возможности, высокое значение отношения рыночной стоимости компании к балансовой стоимости (коэффициент Тобина), высокую прибыль и значительный размер активов.
Первоначальные гипотезы о значимости финансового левериджа, коэффициента ликвидности, показателя дивидендной премии не подтвердились. То есть данные факторы косвенно затрагивают дивидендную политику предприятия, поэтому они не учитываются в процессе принятия решения о выплате дивидендов.
В заключении, хотелось бы отметить, что выбор факторов и формирование самой выборки играют существенную роль при тестировании теорий дивидендной политики. Дальнейшие исследования могут заключаться в расширении выборки за счет данных новых лет о выплатах дивидендов и роста числа публичных компаний, а также включением в модель других нестандартных параметров. Например, помимо финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности предприятия, а также его инвестиционной программы большое значение в Российской Федерации имеет его отраслевая принадлежность. То есть модель можно улучшить посредством включения показателя отраслевой принадлежности компании.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс] : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
2 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ(ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс] : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
3 Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: федер. закон от
26.12.1995 № 208-ФЗ ред. от 06.04.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/
4 Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 (ред. от
16.05.2014) "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" [Электронный ресурс] : постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 (ред. от 16.05.2014) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=ARB&n=18894&req=doc
5 Дивидендная политика открытого акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат» [Электронный ресурс] : — Решением Совета директоров открытого акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат». Протокол № 228 от 24 апреля 2015 года. — Режим доступа: http://lipetsk.nlmk.ru/about/docs
6 Дивидендная политика открытого акционерного общества «ОМЗ»
[Электронный ресурс] : — Утверждена решением Совета директоров ОАО Объединенные машиностроительные заводы. Протокол № 13 от 19 декабря 2002 года. — Режим доступа:
http://www.omz.ru/share/corporate_governance/disclosure_of_information/constitue nt_and_internal_documents
7 Абалакина, Т. В., Абалакин, А. А. Дивидендная политика и ее влияние на стоимость компании [Электронный ресурс] / Т.В. Абалакина, А.А. Абалакин // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». — 2014. — №5. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/?p=issue-5-13
8 Белавин П., Перцев Е. Слияние на бытовой почве [Электронный ресурс] / П. Белавин, Е. Перцев // Коммерсантъ. — 2013. — №68 (5099). — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2173045?fp=12
9 Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов : учеб. пособие для вузов /Р. Брэйли, С. Майрс. - М.: Олимп-Бизнес, 2012., - 1008 с.
10 Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. 10-е издание / Бригхем Ю., Эдхардт М. // Пер. с англ. Спб., 2012. 960 с.
11 Булавко, Л.В. Принятие решения по дивидендам: краткосрочный и долгосрочный аспекты / Л.В. Булавко // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 4. - С. 362-370.
12 Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. Основы финансового менеджмента : учеб. пособие / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. - Изд. 12-е пер. с англ. — М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2008. - 1232 с.
13 Зальцман, А.А. Детерминанты дивидендной политики российских публичных компаний // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 1. -С. 233-241.
14 Зальцман, А.А. Дивидендная политика российских компаний и внутрикорпоративные решения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - №11. - С. 98-103.
15 Зальцман, А.А. Финансовые и нефинансовые детерминанты дивидендного выбора : дис. канд. экон. наук : 08.00.10 / Зальцман Александр Александрович. - Москва, 2015. - 204 с.
16 Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент : учеб. пособие для вузов /В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2004. - 768 с.
17 Куфель Т. Эконометрика. Решение задач с применением пакета программ GRETL / Т. Куфель. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2007. - С.200.
18 Лукасевич, И. Я. Дивидендная политика: теоретические аспекты и особенности в РФ // Управление корпоративными финансами. - 2014. - №4(22). - С. 228-241.
19 Лукашов, А.В. Поведенческие корпоративные финансы и дивидендная политика фирмы // Управление корпоративными финансами. -2015. - № 2. - С. 35-47.
20 Макарова, Е.А. Сравнение подходов исследования дивидендной политики компаний развитого и развивающегося рынков капитала / Е.А. Макарова // Корпоративные финансы. - 2014. - № 1. - С. 95-105.
21 Пирогов, Н.К., Волкова, Н.Н. Дивидендная политика компаний на развивающихся рынках // Электронный журнал «Корпоративные финансы». - 2009. - №4(12). - С. 57-77.
22 Полугодина, В.В. Эмпирическое моделирование дивидендной политики российских компаний / В.В. Полугодина, Д.В. Репин // Корпоративные финансы. - 2015. - № 3(11). - С. 20-34.
23 Радыгин, А.Д., Энтов, Р.М., Абрамов, А.Е. и др. Внутренние механизмы корпоративного управления: некоторые прикладные проблемы. Отчет по первому этапу исследований // Институт экономики переходного периода. - 2015. - С. 55-81. - Режим доступа: http://www.iet.ru/files/text/usaid/cg-otchet.pdf
24 Райзберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лазовский. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008.- 480 с.
25 Романовский М., Вострокнутова А. Корпоративные финансы : учеб. пособие для вузов / М. Романовский, А. Вострокнутова. — СПб. Питер, 2011. —592 с.
26 Ружанская, Л., Лукьянов С. Особенности дивидендной политики российских компаний и интересы инвесторов / Л. Ружанская, С. Лукьянов // Вопросы экономики. - 2010. - №3. - C. 132-146.
27 Силова, Е.С. Дивидендная политика российских компаний // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 6(187). - С. 136-143.
28 Теплова, Т.В. Влияние дивидендных выплат на рыночную оценку российских компаний: эмпирическое исследование методом событийного анализа на российских и зарубежных площадках // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №2. - С. 1-15.
29 Теплова, Т.В., Зальцман, А.А., Рассадкин, Л.Ю., Погосян, Ю.А. Дивидендная политика // Вестник НАУФОР. - 2012. - № 2. - С. 56-59.
30 Ткачева, А.В. Исследование факторов, влияющих на дивидендную политику коммерческой организации // Финансовые исследования. - 2008. - № 2. - С. 24-30.
31 Федорова, Е.А., Лукасевич И.Я. Теории дивидендной политики и их развитие на примере российского рынка // Финансы и кредит. - 2014. - №19(595). - С.2-8.
32 Шагалеева, Г.Б. Особенности дивидендной политики компаний развивающихся рынков капитала: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2011. - 27с.
33 Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Е.И. Шохин. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. — С.408.
34 Baker M., Wurgler J. A catering theory of dividends // The journal of finance. 2004. Vol. 59( 3). p. 1133.
35 Bauer, Larry and Bhattacharyya, Nalinaksha, Rethinking Lintner: An Alternative Dynamic Model of Dividends. // Second Singapore International Conference on Finance. 2015. URL: http://ssrn.com/abstract=914197
36 Dixon R. Financial Мanagement / R. Dixon - 2-nd ed. АССА Longman Group UK Ltd, 1991.
37 Fama E., Babiak H. Dividend Policy: An empirical analysis // Journal of the American statistical association. 1968. Vol. 63. №324. p. 1 132-1161.
38 Frankfurter George M., Wood Bob G, Wensley James. Dividend policy. Theory and practice // Academic press. 2003. Vol. 57. №321. p. 172-183.
39 Holder, Mark E. Dividend policy determinants: an investigation of the infl uences of stakeholder theory // Financial management. 2014. URL: http://findarticles.com/p/articles/mi_m4130/is_3_27/ai_53649447.
40 Jeong J. An Investigation Of Dynamic Dividend Behavior In Korea // International Business & Economics Research Journal. 2011. Vol. 10(6), p. 21-31.
41 Lambrecht B., Myers S. A Lintner Model of Payout and Managerial Rents // Journal of Finance. 2012. Vol. 67(5). p. 1761-1810.
42 Neves E., Pindado J., Torre C. Dividends: New evidence on the catering
theory // Universidad de Salamanca. 2006. URL:
http://www3.uva.es/empresa/uploads/dt_14_06.pdf
43 Perez-Gonzalez F. Large Shareholders and Dividends: Evidence from U.S. Tax Reforms // Unpublished Working Paper, Columbia University, New York. 2015 URL: http://web.stanford.edu/~fperezg/lgsh.pdf
44 Аналитика [Электронный ресурс] — Wood & Company Режим доступа: http://www.wood.cz/
45 Дивидендная доходность акций российских компаний и банков [Электронный ресурс] — Дивидендная доходность акций. Режим доступа: http:// www.slon.ru/articles/99173.
46 Инвест. М.Видео [Электронный ресурс] — М.Видео. Режим доступа: http://invest.mvideo.ru/
47 Investfuynds группа Cbonds [Электронный ресурс] — Investfuynds. Режим доступа: http://investfunds.ru/