ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ
|
Введение 3
1 Теоретические основы дивидендной политики 6
1.1 Дивидендная политика, ее типы и виды 6
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику 13
1.3 Традиционные теории дивидендной политики. Влияние дивидендов на
стоимость компании 22
2 Предварительный анализ дивидендной политики российских публичных
компаний 30
2.1 Выдвижение гипотез исходя из основных теоретических подходов к
дивидендной политике 30
2.2 Описание выборки российских публичных компаний: анализ описательных
статистик и корреляционный анализ
38
3 Тестирование теоретических подходов к формированию дивидендной
политике на российском рынке 49
3.1 Построение регрессионной пробит-модели принятия решения о выплате
дивидендов 49
3.2 Эмпирические результаты и экономическая интерпретация полученных
результатов 55
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение
1 Теоретические основы дивидендной политики 6
1.1 Дивидендная политика, ее типы и виды 6
1.2 Факторы, определяющие дивидендную политику 13
1.3 Традиционные теории дивидендной политики. Влияние дивидендов на
стоимость компании 22
2 Предварительный анализ дивидендной политики российских публичных
компаний 30
2.1 Выдвижение гипотез исходя из основных теоретических подходов к
дивидендной политике 30
2.2 Описание выборки российских публичных компаний: анализ описательных
статистик и корреляционный анализ
38
3 Тестирование теоретических подходов к формированию дивидендной
политике на российском рынке 49
3.1 Построение регрессионной пробит-модели принятия решения о выплате
дивидендов 49
3.2 Эмпирические результаты и экономическая интерпретация полученных
результатов 55
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение
Дивидендная политика является важной частью финансовой политики большинства современных компаний, и представляет собой один из инструментов, который обеспечивает инвестиционную привлекательность компании.
Под рыночной стоимостью компании принято понимать цену, по которой эта компания может быть продана на рынке в условиях свободной конкуренции. Особое влияние на стоимость организации имеет механизм распределения чистой прибыли. Распределение прибыли включает в себя обоснование оптимальных пропорций между средствами, направляемыми на расширение производства, формирование резервного фонда и выплаты дивидендов по акциям. В практической деятельности принятие управленческих решений в этой области осуществляется в рамках дивидендной политики.
На величину дивидендов оказывают влияние большое количество факторов, поэтому она не может находиться на постоянном уровне в долгосрочном периоде. Поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной политики является одним из важных направлений деятельности финансового менеджера и требует глубокого понимания влияющих на нее факторов, а также взаимосвязей с другими управленческими решениями.
Вопрос о том, как сформировать эффективную дивидендную политику в условиях рыночной экономики, является одним из наиболее дискурсивных в теории финансов. К дивидендным решениям не ослабевает интерес в академической литературе и сегодня. За последние 15 лет появилось как минимум две новые теории, объясняющие выплату дивидендов (теория удовлетворения предпочтений инвесторов и теория жизненного цикла). Более того в России как и во всем мире большинство крупных компаний выплачивают дивиденды.
Ввиду того что дивидендная политика российских компаний изучена в гораздо меньшей степени, чем дивидендная политика западных компаний, в данной работе предпринимается попытка эконометрическими методами выявить факторы, которые ее определяют. А именно, проверить применимость к российскому рынку ряда теорий дивидендных выплат.
Следует отметить, что причина слабой изученности данной темы являлось предположение, что среди молодых российских акционерных компаний, дивидендная политика часто носила спонтанный характер без привязки к какой-либо системе. Однако, в настоящее время в результате интеграционных процессов происходящих в Российской Федерации, особенно в последнее десятилетие, многие российские компании, заинтересованные в повышении своей репутации, в привлечении инвестиций на рынке ценных бумаг, также стали уделять особое внимание установлению порядка выплаты дивидендов.
Целью данной работы является выявление факторов, оказывающих решающее воздействие на дивидендную политику российских компаний, и проверка применимости к российскому рынку ряда теорий дивидендных выплат.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить типы и виды дивидендной политики;
- определить факторы, способные оказывать влияние на дивидендную политику;
- рассмотреть теории формирования дивидендной политики;
- построить модель, описывающую процесс принятия решения о выплате дивидендов среди российских компаний;
- протестировать теории дивидендной политики исходя из полученной модели;
- проинтерпретировать полученные результаты.
В данной работе применены методы анализа панельных данных с помощью регрессионной пробит-модели. Исследуемая выборка состоит из 39 российских публичных компаний, период исследования с 2009 по 2015 гг.
Научная новизна исследования заключается в определении решающих факторов, влияющих на принятие решения о выплате дивидендов среди российских компаний. Выявлены такие основные факторы как: инвестиционные возможности компании; коэффициент Тобина, рентабельность активов, размер компании. Кроме того, в работе сделаны предположения об ориентации российских компаний на определенные теоретические подходы при формировании дивидендной политики.
Предметом исследования в дипломной работе является дивидендная политика, как экономическая категория, выражающая экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств, объектом - российские публичные компании.
Теоретической и методологической базой послужили нормативные акты, учебные пособия, работы авторов в области финансового менеджмента и анализа финансово-хозяйственной деятельности, аналитическая база RUSLANA (от Bureau van Dijk), опубликованные годовые и поквартальные финансовые отчеты российских компаний.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты дивидендной политики, ее типы, виды и определяющие ее факторы проведен анализ традиционных и поведенческих теорий дивидендной политики. Вторая глава посвящена предварительному анализу исследуемых данных, а именно методологии исследования, выдвижению гипотез и описанию выборки. В третьей главе проведено тестирование теоретических подходов к формированию дивидендной политике на российском рынке и сделаны соответствующие выводы.
Под рыночной стоимостью компании принято понимать цену, по которой эта компания может быть продана на рынке в условиях свободной конкуренции. Особое влияние на стоимость организации имеет механизм распределения чистой прибыли. Распределение прибыли включает в себя обоснование оптимальных пропорций между средствами, направляемыми на расширение производства, формирование резервного фонда и выплаты дивидендов по акциям. В практической деятельности принятие управленческих решений в этой области осуществляется в рамках дивидендной политики.
На величину дивидендов оказывают влияние большое количество факторов, поэтому она не может находиться на постоянном уровне в долгосрочном периоде. Поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной политики является одним из важных направлений деятельности финансового менеджера и требует глубокого понимания влияющих на нее факторов, а также взаимосвязей с другими управленческими решениями.
Вопрос о том, как сформировать эффективную дивидендную политику в условиях рыночной экономики, является одним из наиболее дискурсивных в теории финансов. К дивидендным решениям не ослабевает интерес в академической литературе и сегодня. За последние 15 лет появилось как минимум две новые теории, объясняющие выплату дивидендов (теория удовлетворения предпочтений инвесторов и теория жизненного цикла). Более того в России как и во всем мире большинство крупных компаний выплачивают дивиденды.
Ввиду того что дивидендная политика российских компаний изучена в гораздо меньшей степени, чем дивидендная политика западных компаний, в данной работе предпринимается попытка эконометрическими методами выявить факторы, которые ее определяют. А именно, проверить применимость к российскому рынку ряда теорий дивидендных выплат.
Следует отметить, что причина слабой изученности данной темы являлось предположение, что среди молодых российских акционерных компаний, дивидендная политика часто носила спонтанный характер без привязки к какой-либо системе. Однако, в настоящее время в результате интеграционных процессов происходящих в Российской Федерации, особенно в последнее десятилетие, многие российские компании, заинтересованные в повышении своей репутации, в привлечении инвестиций на рынке ценных бумаг, также стали уделять особое внимание установлению порядка выплаты дивидендов.
Целью данной работы является выявление факторов, оказывающих решающее воздействие на дивидендную политику российских компаний, и проверка применимости к российскому рынку ряда теорий дивидендных выплат.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить типы и виды дивидендной политики;
- определить факторы, способные оказывать влияние на дивидендную политику;
- рассмотреть теории формирования дивидендной политики;
- построить модель, описывающую процесс принятия решения о выплате дивидендов среди российских компаний;
- протестировать теории дивидендной политики исходя из полученной модели;
- проинтерпретировать полученные результаты.
В данной работе применены методы анализа панельных данных с помощью регрессионной пробит-модели. Исследуемая выборка состоит из 39 российских публичных компаний, период исследования с 2009 по 2015 гг.
Научная новизна исследования заключается в определении решающих факторов, влияющих на принятие решения о выплате дивидендов среди российских компаний. Выявлены такие основные факторы как: инвестиционные возможности компании; коэффициент Тобина, рентабельность активов, размер компании. Кроме того, в работе сделаны предположения об ориентации российских компаний на определенные теоретические подходы при формировании дивидендной политики.
Предметом исследования в дипломной работе является дивидендная политика, как экономическая категория, выражающая экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств, объектом - российские публичные компании.
Теоретической и методологической базой послужили нормативные акты, учебные пособия, работы авторов в области финансового менеджмента и анализа финансово-хозяйственной деятельности, аналитическая база RUSLANA (от Bureau van Dijk), опубликованные годовые и поквартальные финансовые отчеты российских компаний.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты дивидендной политики, ее типы, виды и определяющие ее факторы проведен анализ традиционных и поведенческих теорий дивидендной политики. Вторая глава посвящена предварительному анализу исследуемых данных, а именно методологии исследования, выдвижению гипотез и описанию выборки. В третьей главе проведено тестирование теоретических подходов к формированию дивидендной политике на российском рынке и сделаны соответствующие выводы.
Одним из признаков качественного корпоративного управления является четко выстроенная и соблюдаемая дивидендная политика, учитывающая интересы как мажоритарных, так и миноритарных акционеров, потребность компании в сохранении и наращении конкурентной позиции на рынке.
«Дивидендная политика является одним из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых в литературе по корпоративным финансам. И по-прежнему она сохраняет важное место в исследованиях экономики как развитых, так и развивающихся стран» . Формирование дивидендной политики проходит ряд этапов, предусматривающих последовательное выполнение действий, направленных на выявление основных факторов, определяющих дивидендную политику компании. После оценки влияния на компанию различных факторов выбираются приемлемый для существующих условий подход и метод дивидендной политики, а также соответствующий уровень дивидендных выплат на одну акцию. Завершающим этапом является анализ эффективности дивидендной политики по оценке динамики дивидендных выплат и учету влияния дивидендов на стоимость компании. Точки зрения на значения дивидендных выплат на стоимость компании и на осуществления задачи максимизации богатства акционеров различны. Считается, что изменение дивидендов может существенно влиять на рыночную стоимость акций, поэтому инвесторы заинтересованы в максимально точном предсказании дивидендных решений компании. Для улучшения качества прогноза целесообразно использовать не только объявляемые менеджментом ориентиры в выборе дивидендной политики, но и различные характеристики компании, включая ее финансовые показатели и структуру акционерного капитала.
Несмотря на значительные изменения, произошедшие за последнее десятилетие в области дивидендной политики в Российской Федерации, многие ее аспекты остаются предметом многочисленных исследований и дискуссий среди ученых и практиков. В частности, одной из проблем является наличие неопределенности относительно не только величины будущих дивидендов, но и самой возможности их выплаты.
Для того, чтобы проанализировать дивидендную политику российских компаний, в данном исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть основные теории дивидендной политики и доказать их применимость в российской практике. Для этого нами определены факторы, которые при принятии дивидендных решений в российских компаниях, являются значимыми. К таким факторам были отнесены коэффициент Тобина, рентабельность активов, размер компании и инвестиционные возможности.
В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы. Теоретические дискуссии по поводу того, какой подход выплаты дивидендов наиболее эффективный продолжаются до сих пор. Однако фактические данные большинства крупных компаний на развитых рынках свидетельствуют, что отдается предпочтение регулярно выплачивать дивиденды. Существует множество теорий дивидендных выплат. Большая часть из которых подтверждает зависимость дивидендной политики от результатов финансово¬хозяйственной деятельности. Выявлено, что не все теории дивидендной политики могут быть применены к российской практики. Так, при проведении регрессионного анализа с помощью метода анализа панельных данных, было установлено, что теория удовлетворения предпочтений инвесторов не влияла на построение дивидендной политики в российских компаниях в период с 2009 по 2014 гг. Одна из причин данного явления в том, что в России владельцы большого пакета акций зачастую являются собственниками предприятий, чьи интересы в первую очередь направлены на расширение своего бизнеса и максимизацию прибыли. При этом настроение миноритарных акционеров не оказывает значимого влияния на дивидендную политику компаний. Тем не менее, нами была подтверждена гипотеза о применении российскими компаниями теорий независимости дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер), предпочтительности дивидендов (М.Гордон и Д. Линтнер) и сигнальной теории (Росс, Като).
Рассмотренные финансовые характеристики публичных акционерных обществ, позволяют сделать вывод, что совет директоров в российских компаниях с большей вероятностью принимают решение о выплате дивидендов, если компания имеет низкие инвестиционные возможности, высокое значение отношения рыночной стоимости компании к балансовой стоимости (коэффициент Тобина), высокую прибыль и значительный размер активов.
Первоначальные гипотезы о значимости финансового левериджа, коэффициента ликвидности, показателя дивидендной премии не подтвердились. То есть данные факторы косвенно затрагивают дивидендную политику предприятия, поэтому они не учитываются в процессе принятия решения о выплате дивидендов.
В заключении, хотелось бы отметить, что выбор факторов и формирование самой выборки играют существенную роль при тестировании теорий дивидендной политики. Дальнейшие исследования могут заключаться в расширении выборки за счет данных новых лет о выплатах дивидендов и роста числа публичных компаний, а также включением в модель других нестандартных параметров. Например, помимо финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности предприятия, а также его инвестиционной программы большое значение в Российской Федерации имеет его отраслевая принадлежность. То есть модель можно улучшить посредством включения показателя отраслевой принадлежности компании.
«Дивидендная политика является одним из наиболее спорных вопросов, обсуждаемых в литературе по корпоративным финансам. И по-прежнему она сохраняет важное место в исследованиях экономики как развитых, так и развивающихся стран» . Формирование дивидендной политики проходит ряд этапов, предусматривающих последовательное выполнение действий, направленных на выявление основных факторов, определяющих дивидендную политику компании. После оценки влияния на компанию различных факторов выбираются приемлемый для существующих условий подход и метод дивидендной политики, а также соответствующий уровень дивидендных выплат на одну акцию. Завершающим этапом является анализ эффективности дивидендной политики по оценке динамики дивидендных выплат и учету влияния дивидендов на стоимость компании. Точки зрения на значения дивидендных выплат на стоимость компании и на осуществления задачи максимизации богатства акционеров различны. Считается, что изменение дивидендов может существенно влиять на рыночную стоимость акций, поэтому инвесторы заинтересованы в максимально точном предсказании дивидендных решений компании. Для улучшения качества прогноза целесообразно использовать не только объявляемые менеджментом ориентиры в выборе дивидендной политики, но и различные характеристики компании, включая ее финансовые показатели и структуру акционерного капитала.
Несмотря на значительные изменения, произошедшие за последнее десятилетие в области дивидендной политики в Российской Федерации, многие ее аспекты остаются предметом многочисленных исследований и дискуссий среди ученых и практиков. В частности, одной из проблем является наличие неопределенности относительно не только величины будущих дивидендов, но и самой возможности их выплаты.
Для того, чтобы проанализировать дивидендную политику российских компаний, в данном исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть основные теории дивидендной политики и доказать их применимость в российской практике. Для этого нами определены факторы, которые при принятии дивидендных решений в российских компаниях, являются значимыми. К таким факторам были отнесены коэффициент Тобина, рентабельность активов, размер компании и инвестиционные возможности.
В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы. Теоретические дискуссии по поводу того, какой подход выплаты дивидендов наиболее эффективный продолжаются до сих пор. Однако фактические данные большинства крупных компаний на развитых рынках свидетельствуют, что отдается предпочтение регулярно выплачивать дивиденды. Существует множество теорий дивидендных выплат. Большая часть из которых подтверждает зависимость дивидендной политики от результатов финансово¬хозяйственной деятельности. Выявлено, что не все теории дивидендной политики могут быть применены к российской практики. Так, при проведении регрессионного анализа с помощью метода анализа панельных данных, было установлено, что теория удовлетворения предпочтений инвесторов не влияла на построение дивидендной политики в российских компаниях в период с 2009 по 2014 гг. Одна из причин данного явления в том, что в России владельцы большого пакета акций зачастую являются собственниками предприятий, чьи интересы в первую очередь направлены на расширение своего бизнеса и максимизацию прибыли. При этом настроение миноритарных акционеров не оказывает значимого влияния на дивидендную политику компаний. Тем не менее, нами была подтверждена гипотеза о применении российскими компаниями теорий независимости дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер), предпочтительности дивидендов (М.Гордон и Д. Линтнер) и сигнальной теории (Росс, Като).
Рассмотренные финансовые характеристики публичных акционерных обществ, позволяют сделать вывод, что совет директоров в российских компаниях с большей вероятностью принимают решение о выплате дивидендов, если компания имеет низкие инвестиционные возможности, высокое значение отношения рыночной стоимости компании к балансовой стоимости (коэффициент Тобина), высокую прибыль и значительный размер активов.
Первоначальные гипотезы о значимости финансового левериджа, коэффициента ликвидности, показателя дивидендной премии не подтвердились. То есть данные факторы косвенно затрагивают дивидендную политику предприятия, поэтому они не учитываются в процессе принятия решения о выплате дивидендов.
В заключении, хотелось бы отметить, что выбор факторов и формирование самой выборки играют существенную роль при тестировании теорий дивидендной политики. Дальнейшие исследования могут заключаться в расширении выборки за счет данных новых лет о выплатах дивидендов и роста числа публичных компаний, а также включением в модель других нестандартных параметров. Например, помимо финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности предприятия, а также его инвестиционной программы большое значение в Российской Федерации имеет его отраслевая принадлежность. То есть модель можно улучшить посредством включения показателя отраслевой принадлежности компании.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь характеристик корпоративного управления и дивидендных выплат российских публичных компаний
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Детерминанты дивидендной политики на формирующихся рынках
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - Дивидендная политика акционерной компании
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



