Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования нравственных ценностей
дошкольников в ДОУ 8
1.1 Нравственное воспитание как механизм формирования
нравственных ценностей дошкольников 8
1.2 Требования ФГОС ДО и программ воспитания в детском саду к формированию нравственных ценностей у детей дошкольного возраста 16
1.3 Особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте 27
2 Организация и методы исследования формирования нравственных
ценностей дошкольников в ДОУ 36
2.1 Организация и методы исследования нравственных ценностей
дошкольников 36
2.2 Система занятий, направленная на формирование нравственных
ценностей у дошкольников 41
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной и
повторной диагностики 45
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 59
Актуальность исследования. Становление личности ребёнка, формирование у него определённо направленной нравственной позиции - сложный педагогический процесс, который необходимо соотносить с периодами взросления.
На этапе старшего дошкольного возраста возможности нравственного воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими.
B современном мире личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный проце^, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей формированию нравственной культуры ребенка, становлению гуманистически направленной личности. Вопрос o формировании нравственных ценностей дошкольников рассматривается в следующих документах: ФГOC ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 20 июля 2011 г. № 2151), Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273).
Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям и ценностям семьи, общества и государства. ФГОС ДО ориентирует ДОУ на решение следующей задачи: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на базе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых» [63].
Становление нравственных ценностей дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современной дошкольной образовательной организации. Именно нравственное воспитание является главной задачей практически всех программ дошкольного образования. B результате этого, выбор и рациональное использование разнообразных методов формирования нравственных ценностей детей является в настоящее время одной из актуальных проблем дошкольного образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных ценностей у старших дошкольников может стать успешнее если:
1. Определена сущность формирования нравственных ценностей дошкольников.
2. Разработана и апробирована программа формирования нравственных ценностей посредством сказки.
3. Разработана программа диагностики сформированности нравственных ценностей, выделены уровни и критерии.
Цель исследования: изучить в теоретическом и практическом аспектах процесс формирования нравственных ценностей дошкольника в условиях ДОУ.
Объект исследования: теоретические аспекты формирования нравственных ценностей дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностей дошкольника в условиях ДОУ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность нравственного воспитания как механизма формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО и программ воспитания в детском саду.
3. Выделить особенности формирования нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте в ДОУ.
4. Подобрать диагностический инструментарий и провести опытноэкспериментальную работу по формированию нравственных ценностей у старших дошкольников в условиях ДОУ.
5. Разработать систему занятий, направленную на формирование нравственных ценностей у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Реферирование.
3. Педагогический эксперимент (методика «Закончи историю»
(модифицированный вариант Калининой Р.М. для диагностики нравственного развития детей старшего дошкольного возраста).
4. Методы количественной и качественной обработки результатов экспериментального исследования.
Теоретической базой нашего исследования явились работы А.И. Аксёновой, Л.М. Архангельского, Г. И. Батуриной, Е.И. Емельяновой, Е.П. Кадыровой, Г.А. Урунтаевой, и др.
Экспериментальная база исследования: констатирующий и формирующий этапы эксперимента проходил на базе Лесосибирского детского дома. Выборка составила 15 человек подготовительной группы.
Практическая значимость исследования: разработанная система занятий, направленная на формирование нравственных ценностей дошкольника может быть использования воспитателями и педагогами-психологами в ДОУ; теоретический материал может быть использован студентами при написании курсовых работ в рамках НИРС и УИРС.
Структура исследования включает в себя введение; теоретическую часть, в которой рассмотрены понятие и составляющие нравственных ценностей, выделены особенности формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте; практическую часть в которой подобран диагностический инструментарий и проведено экспериментальное исследование формирования нравственных ценностей личности дошкольника, разработана система занятий, направленная на формирование нравственных ценностей дошкольника; заключение; список использованных источников (68 наименования).
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Анализ категории «нравственное воспитание» показывает, что этот процесс ориентирован на формирование определенного набора нравственных ценностей, которые должны проявляться в нравственных качествах и нравственых поступках (действиях). Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть понятие «нравственное воспитание», которое мы расматривали в работе, как целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное воспитание выступает как механизм формирования нравственных ценностей. Механиз формирования нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников нравственное сознание, нравственные чувства, и устойчивое нравственное поведение, соответствующие требованиям современного образа жизни. Следовательно нравственное воспитание выступает механизмом формирования нравственных ценностей в следующей логике: формирование представлений о нравственных ценностях, формирование эмоционально-положительного отношения к нравственным ценностям, формирование нравственного поступка (действия). Нравственные ценности представляют собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Требования ФГОС ДО и образовательных программ дошкольного образования к организации образовательного процесса в ДОУ содержат целый спектр нравственных ценностей в каждой образовательной области (ценностей здорового образа жизни; ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; представлений о социокультурных ценностях народа; норм и ценностей принятых в обществе и др.). В ФГОС ДО нравственные ценности рассматриваются во всех пяти образовательных областях: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Многообразие образовательных программ дошкольного образования позволяет учитывать условия реализации (географическтие, социокультурные, национальные, конфессиональный и др) и выбрать педагогическому коллективу ДОУ методы и технологии формирования нравственных ценностей.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что к особенностям формирования нравственных ценностей в дошкольном возрасте относятся: усвоение детьми дошкольного возраста нравственных ценностей знаний, формирование первоначальных нравственных суждений; представлений и оценок, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм. Возникает действенность представлений. Мы также можем отметить, что формирование нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста осуществляется педагогом через игру, именно в ней ребёнок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции, через общение со сверстиниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Знакомство с художественной литературой (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы), основные виды деятельности дошкольников находят своё отражение в нравственном потенциале сказки и труда, где предметноразвивающая среда соответствует традициям русской культуры.
Логика выпускной квалифицированной работы предполагает проведение опытно-экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников нравственных ценностей посредством русской народной сказки.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Калининой Р.М.) для выявления уровня сформированности нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста. После обработки данных первичного исследования мы получили следующие результаты 4 дошкольника показали высокий уровень осознания нравственных ценностей (26%); средний уровень осознания нравственных ценностей у 8 дошкольников (58%); а низкий уровень осознания нравственных ценностей у 2 дошкольников (16%). Исходя из результатов первичной диагностики, мы посчитали необходимым разработать и внедрить программу формирования нравственных ценностей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
На втором этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили систему занятий «Сказка», направленную на формирование нравственных ценностей дошкольника средствами русской народной сказки.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика, получены и проанализированы результаты: 10 дошкольников показали высокий уровень осознания нравственных ценностей (67%); средний уровень осознания нравственных ценностей у 3 дошкольников (20%); а низкий уровень осознания нравственных ценностей показал 2 дошкольника (13%); налицо положительная динамика формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.
Проведённая система занятий, направленных на повышение уровня нравственных ценностей показала свою состоятельность и эффективность и подтвердила нашу гипотезу.
Таким образом, задачи исследования нами решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
1. Аксёнова, А.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности /А.И. Аксёнова, С.И. Семенака //Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №5. - С. 41 - 45.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности /В.И. Андреев. - Казань, 1988. - 41 с.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 46-58.
4. Архангельский, Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания /Л.М. Архангельский //Коллектив как фактор нравственного воспитания. - Москва: Знание, 1983. - 159 с.
5. Батурина, Г.И. Народная педагогика в современном учебновоспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - Москва: «Школьная Пресса», 2007. - 144 с.
6. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание на народные традициях / Г.И. Батурина, К.Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. - Москва: Народное образование, 2008. - 112 с.
7. Веденеева, Г.И. Правила нравственного поведения и их выполнение: детская рефлексия и педагогическая оценка/ Г.И. Введенская // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 73 - 77.
8. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников/О.Ю. Величко // Начальна! школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.
9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер. - Москва: Просвещение, 1994. - 189 с.
10. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальой недостаточностью / И.Г. Вечканова Москва: «Академия», 2006 с.
11. Волобуева, Л. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева /Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание. - 2007. -№3. - С. 88 - 91.
12. Гарбуза, Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой / Л.Г. Г арбуза // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 18 - 22.
13. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания /В. О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 14 -17.
14. Гончарова, Н.В. План-программа педагогического процесса в детском саду : метод. пос. для воспитателей детского сада ; под. ред. З.А. Михайловой / Н.В. Гончарова. - Москва: «Академия», 2006. - 255 с.
15. Грибок, В.В. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста / В.В. Грибок, И.А. Рыбакова // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 1. - С. 16 - 19.
16. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: «Академия», 2009.
17. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264с.: ил.
18. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
19. Додокина, Н.В. Развитие воспитательного потенциала семьи средствами семейного театра / Н.В. Додокина // Народное образование. - 2006. - № 6. - Электронная версия. - С. 95-122.
20. Додокина, Н.В. Семейный театр - форма взаимодействия ДОУ и семьи / Н.В. Додокина // Управление ДОУ. - 2005. - № 5. - С. 104-106.
21. Емельянова, Е.И. О сущности развития программ духовнонравственного развития дошкольников /Е.И. Емельянова //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 1 - 5.
22. Емельянова, Е.И. Развитие духовно-нравственного потенциала ребёнка как фактор самореализации в социуме /Е.И. Емельянова //Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №11. - С. 1 - 5.
23. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Иьин. - СПб.: Питер, - 201с.
24. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
25. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности / Е.П. Кадырова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 27 - 30.
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пос. /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2007. - 416 с.
27. Коменский Я.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. Н.М. Матвеева. - Москва: «Школьная Пресса», 2003. - 197с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 45).
28. Конохова, Е.С. Использование образовательных ситуаций в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Конохова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 9. - С. 14- 17.
29. Кузьменко, Г.Н. Этика / Г.Н. Кузьменко. - Москва: ИНФА-М, Издательство «Весь Мир», 2007. - 144 с.
30. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности / О.А. Куревина // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 9. - С. 3 - 5.
31. Куревина, О.А. Воспитание основ духовности и нравственности/О.А. Куревина// Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 9. - С. 3 - 5.
32. Лескина, И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / И. Лескина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 79 -86.
33. Лихачёв, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачёв. - Самара, 1987. - 198с.
34. Лихачёв, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачёв. - Москва: Юрайт-М, 2001. - 607с.
35. Макаренко А.С. о воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. - Москв.: Политиздат, 1988. - 256с.
36. Маркушева, М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 20 - 23.
37. Маслов, С.И. Нравственные ценности в учебном процессе /С.И. Маслов //Проблемы становления и развития ценностных ориентаций : сб. ст. - Тула : ТГПУ, 1997.
38. Шрагина, Л.И. Логика воображения: уч. пос. /Л.И. Шрагина. - Одесса: Полис, 1995. - 111 с.
39. Маханёва, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханёва. - Москва: Аркти, 2007. - 72с.
40. Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
41. Меренков, А. В. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе / А. В. Меренков, Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 27 - 34.
42. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Новиков; сост. Н.А. Трушин/ Под ред. М.Ф. Шабаевой. - Москва: Просвещение, 1959. - 225с.
43. Опыт реализации духовно-просветительской деятельности для детей: материалы круглого стола. (В рамках Международной конференции «Личность в изменяющихся социальных условиях»): Красноярск 4 октября
2011, 26 - 27 апреля 2012 года / отв. ред. Е.М. Плеханова. - Красноярск,2012. - 104 с.
44. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 352с.
45. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. - Москва: «Национальное образование», 2015. — 368 с.
46. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ДИАЛОГ» / Под редакцией О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько. - Москва: ДРОФА, 2013. - 479 с.
47. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - Москва: Мозаика-синтез, 2012. - 413с.
48. Рыбакова, И. А. Инновационные технологии в современном детском саду / И. А. Рыбакова, Е. Н. Чиркова // Дошкольная педагогика. - 2014. -№ 1. -С. 31 - 33.
49. Секачёва, И.Н. Нравственное воспитание младших школьников / И.Н. Секачёва // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 11. - С. 15 - 18.
50. Сидорова, А.Н. Структурные компоненты содержания духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста /А.Н. Сидорова //Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №1. - С. 1 - 3.
51. Скорлупова, О. «Радуга» и «Успех»- новые возможности для реализации стандарта дошкольного образования. Примерные основные образовательные стандарты / О. Скорлупова // Дошкольное воспитание. - 2014. -№ 10. - С. 4 - 9.
52. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - Москва: «Академия», 2003. - 576с.
53. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 73 - 76.
54. Современная философия: Словарь и хрестоматия. - Ростов н/Дону: Феникс, 1998. - 511 с.
55. Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 5. - С. 7 - 14.
56. Султанова, Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 7 -13.
57. Сухомлинский В.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики/Сост. Д.И. Латышина. - Москва: «Школьная Пресса», 2003. - 192с.
58. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - Москва: «Академия», 2008. - 368 с.
59. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - Москва: «Академия», 2006. - 336 с.
60. Ушинский К.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. Д.И. Латышина: - Москва: «Школьная Пресс», 2003. - 192с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. -№ 1 (43). -С. 24 - 36.
62. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. -№ 2. - С. 4 -18.
63. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио, 1997. - 464 с.
64. Философский энциклопедический словарь. - Москва: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.
65. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь /В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ.ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс,2007. - 806 с.