Введение 8
1 Теоретическая часть. Понятие и сущность ассортиментной
политики 10
1.1 Понятие и классификация ассортимента 10
1.2 Управление ассортиментом 14
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Вдоволь» 25
2.1 Характеристика предприятия 25
2.2 Анализ капитала 27
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 41
2.4. Комплексная оценка финансовой ситуации на предприятии 58
3 Проектная часть. Разработка мероприятий по
совершенствованию ассортиментной и ценовой политики 60
3.1 Анализ ассортиментной политики 60
3.2 Обоснование мероприятий и расчет эффективности
их внедрения 66
Заключение 74
Список использованных источников 76
В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей - выявление и превращение покупательской способности потребителя в реальный спрос на определенные виды товара и полное удовлетворение этого спроса, а также получение намеченных фирмой прибылей. Важнейшими функциями маркетинга являются изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование товаров.
Ассортиментная политика занимает важное место в повышении конкурентоспособности организации, так как именно товар, его качество, оптимальный ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех. Во многих отечественных организациях отмечается следующие проблемы в области ассортиментной политики: неэффективное управление ассортиментом, структура товарного портфеля не достаточно оптимизирована, при планировании ассортиментной политики преимущественно руководствуются экономическими показателями оценки товаров.
Ассортиментная политика - искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения предприятием поставленных целей. Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность и достаточную стабильность организации в целом.
Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы, актуальность которой вызвана необходимостью формирования оптимальной ассортиментной политики организации.
Целью данной работы является анализ и совершенствование структуры ассортимента полуфабрикатов в ООО «Вдоволь».
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) Дать описание объектам и методам исследования ассортимента.
2) Исследовать затраты на закупку и реализацию товаров.
3) Наметить возможное увеличение объема продаж, ориентируясь на предпочтения потребителей.
4) Определить направления изменения ассортиментной политики с помощью сравнительного анализа рентабельности различных групп товаров.
5) Предложить к реализации новую товарную группу.
6) Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Важной задачей является изучение ассортиментной политики организации. Для этого необходимо изучить:
1) Ассортиментные группы товаров.
2) Факторы формирования ассортимента товаров: определение области деятельности предприятия, изучение покупательского спроса.
Поставленную цель и задачи были реализованы с помощью следующих методов исследования:
1) Управленческого анализа, который позволил определить производственные показатели и структуру затрат закупку и реализацию товаров.
2) Метод АВС, который позволил из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели.
Объект исследования - ООО «Вдоволь», специализирующееся на изготовлении и продаже полуфабрикатов.
Предметом исследования является ассортимент продукции исследуемой организации. Структурно работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованных источников, дополнена приложениями.
В данной бакалаврской работе уделено внимание особенностям экономической эффективности теоретических, аналитических и проектных частей.
Во введении работы обозначена актуальность, практическая значимость, цель исследования, а также предмет и объект исследования.
В теоретической части раскрывается сущность товаров, услуг и ассортимента. Рассмотрены различные маркетинговые стратегии, а так же представлены современные методы увеличения объёмов продаж.
Изучив теоретические аспекты ассортиментной политики, можно сделать вывод о том, что оптимизация ассортиментной политики является одним из путей повышения эффективности деятельности организации. Основными целями оптимизации ассортиментной политики в исследуемой организации являются: увеличение сбыта за счет оптимизации структуры ассортимента, достижение конкурентного преимущества за счет более привлекательного ассортимента; формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.
Аналитическая часть содержит комплексный анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «Вдоволь», позволивший установить основные проблемы, существующие на предприятии. В отчётном году наблюдается уменьшение выручки от продаж на 5 202 тыс. руб. (7,6%). Так же снижается чистая прибыль фирмы на 1 870 тыс. руб. (24,3%). Всё это происходит из - за роста суммы всех обязательств ООО «Вдоволь» 4,3%, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия в целом.
В проектной части разработаны мероприятия по увеличению объёмов продаж и расширению ассортимента, а так же рассчитаны основные экономические показатели. Так с введением новых полуфабрикатов (пиццы и бургеры) чистая прибыль возросла на 65,6 тыс. руб. Увеличение прибыли происходит благодаря проведению маркетинговых мероприятий.
В данной работе была проведена оценка эффективности деятельности предприятия ООО «Вдоволь». Цель данной оценки заключалась в том, чтобы на основе документов бухгалтерской отчетности рассмотреть финансовое состояние предприятия в аспекте финансовой независимости его от внешних источников. Предприятие за отчетный период не достаточно финансово устойчиво. Деятельность предприятия является рентабельной.
Подводя итог в проектной части, можно сказать, что при расширении товарного ассортимента полуфабрикатов на базе производственных мощностей ООО «Вдоволь» является привлекательным, он обеспечит прирост чистой прибыли предприятию в размере 65 600 рублей, повысит показатели рентабельности фирмы. Затраты на его осуществление составят 219 000 рублей, которые окупятся за 2 года 9 месяцев.
1. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»
2. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99»
3. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
5. Азрилян А.Н. Новый экономический словарь: учебное пособие/ А.Н. Азрилян. - М.: Институт новой экономики. - 2013. - 358 с.
6. Барышев А.Ф. Маркетинг: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.Ф. Барышев. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.
7. Г алузь Е.П. Маркетинг: учебное пособие/ Е.П. Г алузь - СПб.:ПитерКом - 2013. - 200 с.
8. Г один А.М. Маркетинг: учебное пособие для вузов/ А.М. Годин - М.: Дашков и К. - 2010. - 319 с.
9. Г орбулин В.Д. Дебиторская и кредиторская задолженность.
Особенности бухгалтерского и налогового учёта: учебник/ В.Д. Горбулин. - М.: Инфарма. - 2013. - 301 с.
10. Дихтль Е., Хершеген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие/ Пер. с нем. А.М. Макарова под ред. Н.С. Минко. М.: Высшая школа, ИНФРА- М, 2011.
11. Иванюк Ю.Ю. Дневник успеха: книга/ Ю.Ю. Иванюк - М.: ACB. - 2010. - 32с.
12. Калюжнова Н.Я. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «экономика»/ под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Я. Якобсона. - 4-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010 - 476 с.: ил., табл. - (Высшее экономическое образование)
13. Киричек, А. В. Российское предпринимательство: учебник/ А.В. Киричек. - М.: Феникс. - 2011. - 74 с.
14. Корнеева И.В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп./И.В. Корнеева - М.: Финансы и статистика. - 2009. - 208 с.
15. Котлер Ф. Стратегический маркетинг некоммерческой организации: учебник/ Ф. Котлер, Р. Андерсен. - М.: Феникс. - 2008. - 552 с.
16. Лапустина М.Г. Финансы фирмы: учебник/М.Г. Лапустина, Л.М. Скамай, А.М. Ковалёва. - М.: Инфарма. - 2009. - 154 с.
17. Маслова Т.Д. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2011. - 384с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
18. Михалёва Е.П. Маркетинг: конспект лекций/Е.П. Михалёва - Т.: ТГУ. 2014. - 35с.
19. Новашина, Т.С. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. - 192 с.
20. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин. - 6-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 656 с.: ил., табл - (Высшее экономическое образование: Гильдия маркетологов).
21. Пивоваров, К.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» . -2014. - 120 с.
22. Поддергин А.М. Финансы предприятия: учебник/ А.М. Поддергин. - Б.: ЧитайКа. - 2011. - 145 с.
23. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей: учебник/ М. Портер - К.: Альпина. - 2011. - 98 с.
24. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия/ под. ред. А.М. Прохорова - М.: Советск. 2008. - 526 с.
25. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2011. - 383 с. - (Учебник для программы МВА).
26. Суркова Е.В. Основы маркетинга: учебное пособие/ Е.В. Суркова - УлГТУ.: Сова. 2009. - 214 с.
27.Чернова В.Э. Анализ финансового состояния предприятия: учебное пособие/ В.Э. Чернова, Т.В. Шмулевич. - СПб.: Нева. - 2011. - 301 с.