Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы синдрома эмоционального
выгорания у педагогов 9
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, характеристики 9
1.2 Признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов 13
1.3 Особенности профилактики эмоционального выгорания у педагогов..20
2 Экспериментальное исследование и профилактика синдрома
эмоционального выгорания у педагогов 28
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 28
2.2 Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания
педагогов «В гармонии с собой»: цель, задачи, содержание 35
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 39
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение А 55
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии достаточно недавно, около 20 лет тому назад. Оно стало широко использоваться в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам постоянного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, воспитателей, психологов и менеджеров.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, мотивационно-установочной деформации и ухудшении психофизического самочувствия. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни людей. При этом наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также на здоровье всей организации.
Актуальность исследования эмоционального выгорания у педагогов обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания - психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в данной сфере.
Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных психологических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета - все это под силу лишь
психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Ведь от здоровья педагога во многом зависит и психологическое здоровье его обучающих. Действие многочисленных эмоциогенных факторов вызывает у педагогов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию.
Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли, коммуникации.
В связи с этим проблемой исследования является необходимость знания симптомов выгорания педагогов, а также профилактика данного синдрома для предотвращения необратимых последствий.
В связи с актуальностью проблемы цель нашей выпускной квалификационной работы - изучение проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика.
Объект: синдром эмоционального выгорания как психологический феномен.
Предмет: проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов и его профилактика.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы профилактики «В гармонии с собой», включающей методы арттерапии, психогимнастики, тренинга общения, способствует снижению риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Задачи:
1. Изучить особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
2. Выявить признаки синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
3. Охарактеризовать особенности профилактики эмоционального выгорания у педагогов.
4. Провести экспериментальное исследование проявления эмоционального выгорания педагогов.
5. Разработать программу профилактики эмоционального выгорания у педагогов, определить ее эффективность.
Для достижения цели и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические: тестирование (методика «Диагностика риска синдрома эмоционального выгорания» (автор - Б. Поттер), опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (автор - К. Маслач).
3) Методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Методологической основой исследования выступили труды зарубежных исследователей синдрома эмоционального выгорания (Буриш М., Маслач К., Морроу Э., Поттер Б.), а также труды отечественных психологов, раскрывающие особенности синдрома эмоционального выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова).
База исследования: МБОУ «СШ №7» г. Енисейска Красноярского края в сентябре 2016 - мае 2017 гг. Выборка представлена педагогами женского пола в возрасте от 22 до 63 лет с разным профессиональным стажем от 1 года до 39 лет в количестве 40 человек.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики риска синдрома эмоционального выгорания педагогов.
2 этап (март 2017 г. - апрель 2017 г.) - разработка и реализация программы профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов «В гармонии с собой».
3 этап (май - июнь 2017 г.) - проведение повторной диагностики риска синдрома эмоционального выгорания педагогов, анализ результатов исследования, определение эффективности профилактической работы с педагогами, склонными к возникновению синдрома эмоционального выгорания, формулирование выводов, оформление ВКР.
Результаты исследования были представлены на конференциях разного уровня: Международной практической конференции (Сургут, 2016);
внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (Лесосибирск, 2017). По теме выпускной квалификационной работе опубликована 1 статья.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов, отмечены особенности профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов. Разработанная нами программа «В гармонии с собой» может быть использована педагогами-психологами для организации профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Данную работу могут использовать студенты и педагоги для подготовки к лекциям, семинарам, практическим и лабораторным работам, а также при написании курсовых работ, рефератов и статей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (49 наименований). Объем выпускной квалификационной работы составляет 54 страниц. В работе содержится 7 таблиц и 5 рисунков.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы, вслед за К. Маслач, определяем синдром эмоционального выгорания как сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
К признакам эмоционального выгорания можно отнести следующие:
- чувство постоянной усталости;
- потеря мотивации и профессиональных перспектив;
- негативное восприятие своей профессиональной подготовки;
- отрешенность и чувство одиночества;
- снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания;
- социальная самоизоляция;
- перенос своих неурядиц на других и др.
Основной целью профилактики эмоционального выгорания у педагогов является предупреждение появления у них данного синдрома. Существуют следующие показания к профилактической психологической работе по вопросам эмоционального выгорания педагогов: неадекватно завышенный уровень притязаний в профессиональной деятельности, экстремально высокая субъективная значимость профессиональной деятельности, сниженная способность соблюдать дистанцию по отношению к работе.
С целью изучения уровня риска возникновения эмоционального выгорания у педагогов нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СШ №7» г. Енисейска. Выборка исследования представлена педагогами школы в количестве 40 человек. В качестве диагностического инструментария мы использовали методики «Диагностика риска синдрома эмоционального выгорания» (автор - Б. Поттер) и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (автор - К. Маслач).
По результатам первичной диагностики уровня риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов, мы констатируем, что у 47,5% испытуемых высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания, умеренный уровень выявлен у 30% педагогов и низкий уровень у 22,5% учителей.
Проанализировав результаты первичной диагностики педагогов, нами была составлена программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов «В гармонии с собой». Целью программы являлась профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов через сплочение педагогического коллектива школы и снятие психоэмоционального напряжения. В программе профилактики синдрома эмоционального выгорания использовались методы арттерапии, психогимнастики и элементы тренинга общения. Занятия проводились с 20 педагогами экспериментальной группы, имеющих высокий и средний уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания. Программа была построена в соответствии с особенностями профессиональной деятельности испытуемых.
После реализации программы нами была проведена повторная диагностика уровня риска возникновения синдрома эмоционального выгорания. Проанализировав и сопоставив результаты первичной и повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа профилактики синдрома эмоционального выгорания является эффективной и может использоваться педагогами в образовательных учреждениях для уменьшения риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре. - Санкт-Петербург, 2014. - 215 с.
2. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Москва: Директ-Медиа, 2008.
3. Бабаева, З. О. Оторванность от жизни. Тренинги по профилактике СЭВ как актуальное направление в социальной работе / З. О. Бабаева, Т. Н. Магдиева // Наука и Мир. - 2015. - Т. 2. - № 8. - С. 115-116.
4. Башенкова, Л. А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение / Л. А. Башенкова, Е. В. Кухарская // Среднее профессиональное образование. - 2015.- № 11. - С. 43-48.
5. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 105 с.
6. Бойко, В. В. Энергия эмоций : монография / В. В. Бойко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2004. - 473с.
7. Брынских, К. Г Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт».
- 2015. - № 8. - С. 26-30. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75134.html
8. Буриш, М. Синдром эмоционального выгорания. - Ярославль: Эксмо-пресс, 2014. - 214 с.
9. Василенко, А.Ю. Возможности профилактики синдрома
эмоционального выгорания: личностные факторы // Вестник науки ТГУ. - 2011.- №4(7). - С. 53-55.
10. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 336 с.
11. Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс / И. В. Возняк, И. М. Узянова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 150 с.
12. Воробьева, М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. ... канд. психол. наук:
19.0. 07 / Воробьева Мария Алексеевна. - Екатеринбург, 2011. - 231 с.
13. Гринберг, Дж. Поговорим о выгорании: причины и следствия. - Москва: Просвещение, 2016. - 182 с.
14. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Н. В. Гришина; под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. - Санкт - Петербург: Питер, 1999. - 218 с.
15. Демьянчук, Р.В. Эмоциональное выгорание учителя / Р. В.
Демьянчук. - Москва : Просвещение, 2006. - 138 с.
16. Долгова, В. И. Психологическая защита : монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. - Москва : Издательство Перо, 2014. - 160 с.
17. Домрачева, С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 71-75. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95166.html.
18. Капитанец, Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов [Электронный ресурс]: Научно методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 02 (февраль). - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15047.html.
19. Кириченко, О.Н. Личностные детерминанты синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Вюник Одеського Нащонального ушверситету. - 2009. - №14. - С. 12-17..
20. Колмогорова Л.С., Акименко Н. К. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов / Колмогорова Л.С., Акименко Н. К. // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6 (Ч. 2.). - С.35-43.
21. Коржова, Е. Ю. Представления о здоровье личности в отечественных психологических подходах / Е. Ю. Коржова // Вестник Смоленского государственного университета. - 2012. - Т.20. - № 4. - С. 16-20.
22. Королева, Е. Г. Синдром эмоционального выгорания / Е. Г. Королева, Э. Е. Шустер // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2007. - № 3. - С. 108-111.
23. Котова, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс].: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - 2013. - Режим доступа: www■metodichkа■x-pdf■ru■
24. Куликов, Л. В. Здоровье и субъективное благополучие / Л. В. Куликов. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 182 с.
25. Лаврова, К. С. Синдром выгорания: профилактика и управление [Электронный ресурс].: Вильнюс. - 2012. - Режим доступа: http://www■hаrm- eduction.org.
26. Лазарева, Н. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н. В. Лазарева // Школьные технологии. - 2011. - №1. - С.171.
27. Ларенцова, Л. И. Феномен психологического выгорания специалиста и пути предотвращения появления феномена / Л. И. Ларенцова // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 4. - С. 52-70.
28. Ларенцова, Л. И. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина // Прикладная юридическая психология. - 2011. - № 2. - С. 37-48.
29. Ленгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Ленгле // Вопросы психологи. - 2008. - № 2. - С. 3-16.
30. Львова, Ю. Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Ю. Л. Львова. - Москва : Издательство МГУ, 1991. - 362 с.
31. Макаревич, Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. Учебное пособие. Москва: Университетское, 2010. - 173 с.
32. Мартынова, К. Ю. Профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательной организации [Электронный ресурс].: Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 81-85. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95168.html.
33. Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива / К. Маслач. - Москва : Издательство Института психотерапии, 2004. - 147 с.
34. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - Москва : Академия, 2004. - 320 с.
35. Морроу, Э. Сгоревшие профессионалы. - Санкт Петербург: Питер, 2014. - 219 с.
36. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - Москва : Институт психологии РАН, 2006. - 330 с.
37. Осухова, Н. Г. Профилактика профессионального выгорания
[Электронный ресурс].: Школьный психолог. - 2012. - № 6. - Режим доступа: http://psy.1september.ru.
38. Пряжников, Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - C. 87-95.
39. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 16- 17.
40. Самоукина, Н. В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс].:Элитариум. - 2011.- Режим доступа:
http://www■elitаrium■щ/sindrom professiomlnogo ууаогаппа.Мт!.
41. Семёнова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога : учеб. пос. / Е. М. Семёнова. - Москва : Издательство института психотерапии, 2005. - 224 с.
42. Сушенцова, Л. В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика / Л. В. Сушенцова // Инновационная сельская школа: от идеи к результату. - Йошкар-Ола, 2006. - № 4 - С. 190- 198.
43. Фейдимен, Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Д. Фейдимен, Р. Фрейберг. - Москва : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. - 657 с.
44. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 35 - 40.
45. Фрейденберг, Х. Дж. Избранные труды и положение. - Москва: Сфера, 2014. - 317 с.
46. Щеглова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы [Электронный ресурс].: Научнометодический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 08.- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75140.html.
47. Якубанеце, Б. У. Руководство по телесно-ориентированной терапии. / Б. У. Якубанеце. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 174 с.
48. Янковская, Н. Эмоциональное выгорание учителя / Н. Янковская // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 127-37.