Введение 3
1 Адаптация детей с овз к условиям детского сада 6
1.1 Особенности адаптации дошкольников 6
1.2 Общие особенности детей с ОВЗ 11
1.3 Факторы адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ 15
2 Исследование факторов адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ 21
2.1 Используемые методы 21
2.2 Анализ случаев 24
2.3 Результаты и их обсуждение 41
Заключение 44
Список использованных источников 45
Детский сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Главное преимущество детского сада - это общение и приобретение первого социального опыта. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что, столкнувшись в дальнейшем с коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место. У ребенка формируется система представлений об окружающем его мире, о самом себе: о своих истинных способностях и возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники.
Важно и то, что в детском саду в процессе игровой деятельности у ребенка формируются произвольное поведение и саморегуляция, которые являются новообразованиями дошкольного возраста. Игра для дошкольника - это не просто возрастная потребность, к которой стоит относиться снисходительно. Это ведущий тип деятельности ребенка, в ходе которого формируются важнейшие качества личности маленького человека.
Ребенок учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие». Особенно важен детский сад для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
На данный момент одним из ведущих направлений развития образования является включение детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Однако если вопрос адаптации к детскому саду для детей с нормой развития является достаточно изученным, то вопрос адаптации детей с ОВЗ ввиду его новизны, изучался недостаточно, что и определяет актуальность моей работы.
Разработкой вопросов адаптации детей к детскому саду занимались такие авторы, как Балл Г.А., Перель А., Печора К.Л., Белкина Л.В., Аксарина Н.М., Фрухт Э.Л., Ватутина Н.Д., Вавилова Н.Д., Гурова В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Теплюк С.Н., Тонкова- Ямпольская Р.И. и т.д.
Цель работы: Выявить и описать факторы, способствующие адаптации детей с ОВЗ
Объект: Процесс адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ к условиям ДОУ
Предмет: Факторы, способствующие адаптации детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптация ребенка с ОВЗ к условиям дошкольной образовательной организации осуществляется успешно при учете следующих факторов:
1. Среда организована таким образом, чтобы поощрять свободу и активность ребенка
2. Педагог выстраивает процесс адаптации на основании ресурсов, а не дефицитов ребенка
3. Родители вовлечены в важные моменты процесса адаптации
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные принципы и особенности адаптации дошкольников к условиям детского сада, выявить критерии адаптации
2. Проанализировать особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям дошкольного образовательного учреждения согласно выделенным критериям адаптации
3. Провести исследование и выявить особенности адаптации дошкольников с ОВЗ в разных условиях
Базой исследования является МБДОУ "Детский сад №84 комбинированного типа" и МБДОУ ««Детский сад №244 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
В процессе исследования использовались такие методы, как:
- Метод анализа случая, включающий в себя метод включенного наблюдения, экспертную оценку, интервью с родителями ребенка с особенностями, с воспитателями
- Анализ литературы
- Сравнительный анализ условий в ДОО
В нашей работе мы рассматривали факторы адаптации детей с ограниченными возможностями к условиям дошкольного образовательного учреждения. В ходе проведенного нами исследования нами были проанализированы 3 ситуации адаптации детей с ОВЗ к условиям дошкольного образовательного учреждения. В качестве основных критериев адаптации нами были выделены следующие:
- Витальные (сон, заболеваемость, аппетит)
- Психологические (эмоциональная стабильность, познавательная активность)
- Социальные (уровень усвоения норм, способность устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками)
Согласно выделенным критериям, адаптация прошла успешно у тех детей, в процессе адаптации были учтены такие факторы, как:
1. Среда организована таким образом, чтобы поощрять свободу и активность ребенка
2. Педагог выстраивает процесс адаптации на основании ресурсов, а не дефицитов ребенка
3. Родители вовлечены в важные моменты процесса адаптации
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась эмпирическими данными.