Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №21552

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
920
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Адаптация детей с овз к условиям детского сада 6
1.1 Особенности адаптации дошкольников 6
1.2 Общие особенности детей с ОВЗ 11
1.3 Факторы адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ 15
2 Исследование факторов адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ 21
2.1 Используемые методы 21
2.2 Анализ случаев 24
2.3 Результаты и их обсуждение 41
Заключение 44
Список использованных источников 45


Детский сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Главное преимущество детского сада - это общение и приобретение первого социального опыта. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что, столкнувшись в дальнейшем с коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место. У ребенка формируется система представлений об окружающем его мире, о самом себе: о своих истинных способностях и возможностях, которые могут оценить не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники.
Важно и то, что в детском саду в процессе игровой деятельности у ребенка формируются произвольное поведение и саморегуляция, которые являются новообразованиями дошкольного возраста. Игра для дошкольника - это не просто возрастная потребность, к которой стоит относиться снисходительно. Это ведущий тип деятельности ребенка, в ходе которого формируются важнейшие качества личности маленького человека.
Ребенок учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие». Особенно важен детский сад для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.
На данный момент одним из ведущих направлений развития образования является включение детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения. Однако если вопрос адаптации к детскому саду для детей с нормой развития является достаточно изученным, то вопрос адаптации детей с ОВЗ ввиду его новизны, изучался недостаточно, что и определяет актуальность моей работы.
Разработкой вопросов адаптации детей к детскому саду занимались такие авторы, как Балл Г.А., Перель А., Печора К.Л., Белкина Л.В., Аксарина Н.М., Фрухт Э.Л., Ватутина Н.Д., Вавилова Н.Д., Гурова В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Теплюк С.Н., Тонкова- Ямпольская Р.И. и т.д.
Цель работы: Выявить и описать факторы, способствующие адаптации детей с ОВЗ
Объект: Процесс адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ к условиям ДОУ
Предмет: Факторы, способствующие адаптации детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптация ребенка с ОВЗ к условиям дошкольной образовательной организации осуществляется успешно при учете следующих факторов:
1. Среда организована таким образом, чтобы поощрять свободу и активность ребенка
2. Педагог выстраивает процесс адаптации на основании ресурсов, а не дефицитов ребенка
3. Родители вовлечены в важные моменты процесса адаптации
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные принципы и особенности адаптации дошкольников к условиям детского сада, выявить критерии адаптации
2. Проанализировать особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям дошкольного образовательного учреждения согласно выделенным критериям адаптации
3. Провести исследование и выявить особенности адаптации дошкольников с ОВЗ в разных условиях
Базой исследования является МБДОУ "Детский сад №84 комбинированного типа" и МБДОУ ««Детский сад №244 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
В процессе исследования использовались такие методы, как:
- Метод анализа случая, включающий в себя метод включенного наблюдения, экспертную оценку, интервью с родителями ребенка с особенностями, с воспитателями
- Анализ литературы
- Сравнительный анализ условий в ДОО

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы рассматривали факторы адаптации детей с ограниченными возможностями к условиям дошкольного образовательного учреждения. В ходе проведенного нами исследования нами были проанализированы 3 ситуации адаптации детей с ОВЗ к условиям дошкольного образовательного учреждения. В качестве основных критериев адаптации нами были выделены следующие:
- Витальные (сон, заболеваемость, аппетит)
- Психологические (эмоциональная стабильность, познавательная активность)
- Социальные (уровень усвоения норм, способность устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками)
Согласно выделенным критериям, адаптация прошла успешно у тех детей, в процессе адаптации были учтены такие факторы, как:
1. Среда организована таким образом, чтобы поощрять свободу и активность ребенка
2. Педагог выстраивает процесс адаптации на основании ресурсов, а не дефицитов ребенка
3. Родители вовлечены в важные моменты процесса адаптации
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась эмпирическими данными.



1. Авдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль
детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н. Н. Авдеева, И.
В. Хохлачева / Психология, наука и образование. - 2010. - № 3. - С. 97-105.
2. Андреева, Д. А. О понятии адаптации / Д. А. Андреева /Человек и общество. - 1983.
3. Беличева, С.А. Типология детско-подростковой дезадаптации и стратегия диагностико-коррекционной работы / С. А. Беличева /Проблемы социальной психологии и психодиагностики отклоняющегося поведения. - М., 1998.
4. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками / В. Н. Белкина. - Ярославль, 2012. - 294 с.
5. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж : учитель. - 2006. - 93 с.
6. Борисова, Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. / Н. В. Борисова - М., 2009.
7. Бутенко А.В., Чистохина, А.В. Исследование конкретного случая в социально-педагогических практиках : учеб. пособие / А.В. Бутенко, А.В Чистохина - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - 16 с.
8. Быковская, Н. С. Идем в детский сад / Н. С. Быковская под ред. Н. Иванова. - Воронеж : Женское здоровье. - 2004. - № 1. - 96-97 с.
9. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.
10. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003.- 654 с.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С. Выготский. - М.;1982.
14. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — М., 1995. — №3. — С. 58-65
15. Герт, В. А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В. А. Герт, С. В. Королева / Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2010. - Т. 53, № 9. - 159-163 с.
16. Гончарова, Е.Л. Нарушения в психофизическом развитии детей. [Электронный ресурс] / Е.Л. Г ончарова, О.И. Кукушкина / Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2002. - Вып. № 5. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/.
17. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева / Дошкольное воспитание. - 2010. - №9. - 44 - 46 с.
18. Грузинова, Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Директор школы, 1999, №4. - С. 59-64.
19. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - Москва : ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
20. Дименштейн, Р.П., Ларикова, И.В. Интеграция или инклюзия? Споры о словах и нерешенные проблемы образования особых детей / Р.П. Дименштейн, И.В. Ларикова [Электронный ресурс] / (www.perspektiva-inva.ru).
21. Добровольская, Т.А., Шабалина, Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина / Социологические исследования. - 1993. - № 1. - С. 62-66.
22. Дорофеева, Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности / Прикладная психология, 2001, №3. - С. 75-93.
23. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Т.В. Егорова - Балашов, 2002.
24. Ертанова, О.Н. Мы и особенные дети / Внешкольник, 1999, №9. - С.
25. Житникова, А. А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условия дошкольного образовательного учреждения. Научная статья. Научно - методический электронный журнал концепт: 2015 г. - с 281 - 285
26. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - Москва : Просвещение : Росмэн, 2007. - 76 с.
27. Зотова, А.М. Интеграция ребёнка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации / Дефектология, 1997, №6. - С. 21-25.
28. Иванова, Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 120 с.
29. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Метод. рекомендации / Сост. О.А. Карабанова [и др.]. - Москва : Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
30. Королёва, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / С.В.Королева // Изв. Рос. акад. образования. - 2010. - № 2. - С. 117-123.
31. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. - М.: «Росмэн», 2017 -400 с.
32. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В.Костина / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.
33. Костяк, Т. В, Психологическая адаптация ребенка в детском саду : учеб. пособие для студ. высш. лед. учеб. заведений/ Т. В. Костяк. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
34. Кошелева, А.Д. Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ : [дети 2-3 лет] / А.Д. Кошелева, В.И. Кулаковская, О.Г. Лопатина // Ребёнок в детском саду. - 2010. - № 3. - C. 2-7.
35. Кощева, З.В. Первые шаги малыша в детском саду: метод. пособие / З.В. Кощева. -Минск: Зорны верасень, 2006. - 68 с.
36. Лапшин, В.А. Основы дефектологии : учеб. пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М. : Просвещение, 1991. - 143 с.
37. Леликова, Л.М. Психолого - педагогическое сопровождение детей
раннего возраста в адаптационный период [Электронный ресурс] / Информационно-психологический кабинет : [сайт]. - 2009. - URL:
http://ipkfp.nspu.rU/file.php/1/sbornik/sbomik 2009 3.pdf#page=307 .
38. Лисина, М. И., Общение, личность и психика ребенка / Лисина М.И.; Под ред. А.Г. Рузской Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. инт. - 2-е изд. - Москва ; Воронеж : МПСИ Изд-во НПО "МОДЭК", 2001. - 383 с.
39. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду / Л.В. Макшанцева / Психолог в детском саду. - 2004. - № 1.
40. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. / К. Л. Печора / - Litres, 2013 г.
41. Прокопенко, Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду / Н.Н. Прокопенко / Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2016. - №2 (8). - С. 47-49.
42. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына [и др.]. - СПб.: Образование, 1995. - С. 14.
43. Рощина, Е. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст] / Е.В. Рощина / Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 7375.
44. Смирнова, Е.Р. Семья нетипичного ребенка / Е.Р. Смирнова. -Саратов, 1996.
45. Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной
46. Торбеева, О.М. «Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ» [Электронный ресурс] http://iournal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/46-nomer- 20150307/827-rol-semi-v-vospitanii-detei-s-ovz
47. Федосеева, О. А. Особенности воспитания ребенка с
ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 346-349.
48. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - М., 2002. - 496с.
49. Ярская-Смирнова, Е.Р. Принцип инклюзивного образования и права инвалидов / Е.Р. Ярская-Смирнова / Материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002. - С. 116-119.
50. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
51. Hartman, H. La personnalite du psychologue et le probleme d'adaptation / H.Hartman. - Paris: Academic Press, 2006. - 189 p.
52. Merriam, Sharan B. Qualitative Research and Case Study Applications in Education: Revised and Expanded from Case Study Research in Education / Sharan B. Merriam / Jossey-Bass, 1998 - 273 p.
53. State, Robert E., The Art of Case Study Research / Robert E. State / Sage publication, 1995. - 175 p.
54. Yin, Robert K. Case Study Research.Design and Methods (FIFTH EDITION) / Robert K. Yin /| SAGE Publications, Inc., 2014. - 312 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ