Введение 7
1 Анализ предметной области исследования на современном этапе 10
1.1 Характеристика транспортно-экспедиционной деятельности 10
1.2 Виды транспортно-экспедиционной деятельности 13
1.3 Классификация услуг транспортно-экспедиционного обслуживания 17
2 Моделирование бизнес-процессов на предприятиях транспортной отрасли .. 25
2.1 Применение процессного подхода к управлению в компаниях предметной
области 25
2.2 Применение методов моделирования бизнес-процессов при анализе
деятельности компании 35
2.3 Методы совершенствования бизнес-процессов 44
3 Совершенствование эффективности деятельности транспортных компаний на
примере ООО «ТСГ-Красноярск» 50
3.1 Характеристика объекта исследования 50
3.2 Описание бизнес-архитектуры компании ООО «ТСГ-Красноярск» 53
3.3 Анализ организационной структуры компании ООО «ТСГ-Красноярск» 56
3.4 Общая характеристика бизнес-процессов ООО «ТСГ-Красноярск» 64
3.5 Обоснование предложений по повышению эффективности деятельности
транспортной компании ООО «ТСГ-Красноярск» 68
3.6 Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности
транспортной организации 77
Заключение 88
Список литературных источников 91
На сегодняшний день в условиях стремительно развивающегося процесса глобализации экономики все большее значение приобретают вопросы транспортной логистики. Обусловлено это развитием торговых отношений с ведущими странами мира, что требует отлично налаженной, функционирующей транспортной системы не только в этих странах, но и между ними. Для России это также имеет большое значение, так как необходимо совершенствовать транспортную систему, которая бы отвечала современным требованиям.
За последние пару лет ситуация на рынке транспортных услуг значительно ухудшилась, чему поспособствовало изменение валютного курса, а соответственно повышение себестоимости перевозок, дефицит оборудования и снижение динамики экономики в целом. К тому же, происходят постоянные изменения в законодательстве, в том числе введение новых систем отчетности перед государственными органами. Данные факторы существенно затрагивают организационную основу и деятельность транспортных компаний. Перемены, обозначенные выше, непосредственно отражаются на стоимости и качестве оказываемых услуг, причем не лучшим образом - при повышении стоимости перевозки, качество услуг наоборот начинает падать. Поэтому в условиях жесткой конкуренции на рынке перевозок встает вопрос о перестройки организационных процессов и управления с учетом новых реалий и быстрой адаптации. Иначе встает вопрос о целесообразности продолжения коммерческой деятельности.
В соответствии с перечисленными тенденциями, для осуществления успешной деятельности транспортным компаниям необходимо провести ряд изменений, как в стратегическом плане, так и в организационном, с целью оптимизации управленческой структуры и бизнес-процессов.
Методологической и теоретической базой проведенных исследований являются труды российских и иностранных ученых, специалистов в области организации внешнеторговых смешанных перевозок грузов, логистики на транспорте, экономики транспорта, структурного системного анализа, CASE- технологий, проектирования информационных систем в экономике: Б.М. Лапидуса, Д.А. Мачерета, В.Н. Лившица, Н.П. Терешиной, В.Г. Галабурды, М.Ф. Трихункова, A.A. Смехова, Т.В. Куренкова, К.И. Плужникова, К.В. Холопова, В.И. Сергеева, Г.Н. Калянова, C.B. Маклакова, Ю.Ф. Тельнова, A.M. Вендрова, Г. Буч, К. Гейна, Т. Сарсона, Д. Мартина, Д. Бауэрсокса и другие. В совокупности использованные методы исследования обуславливают достоверность анализа и выводов, полученных в магистерской диссертации.
Актуальность темы исследования. Моделирование бизнес-процессов в условиях модернизации экономики и управления является актуальным направлением, способствующим оптимизации процессов деятельности организации и повышению результативности бизнеса.
Вопрос об улучшении деятельности предприятия за счет нахождения и устранения, так называемых, «узких мест» в работе сотрудников, с помощью моделирования бизнес-процессов является актуальным в любом развивающемся предприятии.
Целью исследования является разработка мероприятий, направленных на улучшение бизнес-процессов предприятий транспортной отрасли, а так же повышение эффективности деятельности транспортных компаний методами моделирования.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- описать особенности сферы транспортных услуг;
- проанализировать эффективность процессного управления в организациях сферы транспортных услуг;
- провести анализ методов моделирования бизнес-процессов;
- выявить и обосновать допустимые способы повышения эффективности деятельности транспортных компаний на примере транспортной компании ООО «ТСГ-Красноярск».
Объектом исследования является Транспортная компания ООО «Транс-СибГрупп-Красноярск» (далее ООО «ТСГ-Красноярск»), которая работает на рынке транспортно-экспедиционных услуг и производит доставку, обработку и перевалку различных видов грузов.
Предмет исследования, бизнес-процессы и методы их моделирования, используемые для построения эффективной модели транспортной компании.
Научная новизна магистерской диссертации: предложены решения по повышению эффективности управления в транспортных компаниях и способы повышения эффективности в области функционирования транспортных компаний на основе моделирования бизнес-процессов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что рассмотренные особенности моделирования бизнес-процессов могут быть использованы на практике в компаниях сферы транспортных услуг для описания процессов при автоматизации бизнес-процессов.
Результаты работы были апробированы путем участия в конференциях и публикации в научных сборниках:
- IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» (Красноярск, 2017), публикация «Анализ CASE-средств для моделирования бизнес-процессов транспортных компаний» (4с);
- IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий
научный форум» (Красноярск, 2017), публикация «Анализ методов
моделирования бизнес-процессов транспортных компаний» (4с);
- IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» (Красноярск, 2017), публикация «Оценка рисков деятельности транспортного предприятия» (2с);
- Международная научно-практическая конференция «Инновационная наука как основа развития современного государства» (Санкт-Петербург, 2017), публикация «Анализ методов моделирования бизнес-процессов» (3с.).
Одной из задач, стоящих перед транспортными компаниями на пути повышения эффективности управления и наращивания конкурентных преимуществ, является совершенствование бизнес-процессов на основе моделирования и анализа бизнес-процессов. На это имеется несколько объективных причин. Во-первых, процессный подход является главным требованием внедрения системы менеджмента качества. Это основа, на которой она должна строиться. Во-вторых, результатом процесса описания очень часто бывает нахождение скрытых, известных ограниченному кругу специалистов «болячек». Стоит отметить важное влияние описания бизнес-процессов и на такие направления, как автоматизация рутинных процедур, сокращение финансовых затрат и разработка регламента. Таким образом, все эти причины указывают на необходимость формализации бизнес-процессов транспортных компаний как одну из актуальных проблем.
В результате выполненных исследований было определено, что повышение эффективности деятельности транспортных компаний в современное время является одной из самых актуальных тем.
В ходе выполнения магистерской работы были решены следующие задачи:
- проведен обзор и описаны особенности сферы транспортноэкспедиционных услуг, рассмотрена конкретная компания города Красноярск ООО «ТСГ-Красноярск»;
- проведен анализ эффективности процессного подхода к управлению в организациях сферы транспортных услуг;
- представлен обзор методов моделирования бизнес-процессов;
- осуществлен выбор деятельности для перепроектирования бизнеспроцессов, для повышения эффективности организаций в сфере исследования.
В ходе проведенного анализа была обоснована актуальность данной темы и данного направления. Проанализирована транспортная компания ООО «ТСГ - Красноярск».
А также были определены и продемонстрированы возможные способы повышения эффективности в области функционирования транспортной компании ООО «ТСГ-Красноярск». Были предложены:
- меры для более эффективного обмена информацией сотрудников предприятия;
- способ устранения неэффективного расхода денежных средств на юридические услуги необходимые периодически за счет принятия в штат юриста;
- реинжиниринг бизнес-процесса «Заключение договора» для его более эффективного выполнения.
В итоге приведем основные выгоды от внедрения рекомендаций:
- при внедрении предложений предприятие сократит затраты и сможет сэкономить около 140 тысяч рублей в год;
- оперативный доступ к документам, быстрота в исправлении бумаг;
- эффективное управление движением документов;
- все структуры компании могут работать в едином информационном пространстве - это позволяет ускорить согласование документов и принятия решений;
- повышение исполнительской дисциплины, повышение производительности сотрудников;
- безопасность и сохранность документов - шифрование данных позволяет пресечь попытки несанкционированного использования информации;
- минимизация рисков принятия убыточного решения и тем самым не допущения убытков, связанных с неправильным принятием решений;
- повышение эффективности выполнения работ сотрудниками и оперативности реализации новых проектов;
- повышение качества предоставляемых услуг и конкурентоспособности, снижение финансовых затрат на документооборот и делопроизводство.
Можно сделать вывод, что данные меры способны повысить эффективность не только данной компании ООО «ТСГ-Красноярск», но и всей сферы транспортных услуг. Такие системы электронного документооборота могут и будут постоянно перестраивать свою конфигурацию и архитектуру процессов, чтобы сохранять максимальную эффективность в условиях динамичного рынка.
Моделирования бизнес-процессов транспортной компании помогает описать и наглядно продемонстрировать все процессы системы управления с необходимой степенью их детализации. Оно позволяет сохранять единое понимание структуры организации, координировать ее операционную деятельность, готовить и проводить как стратегические, так и тактические организационные изменения.
Так как рекомендации подразумевают применение методов моделирования, то использование различных методологий для повышения эффективности сферы транспортных услуг, в ходе выполнения данной работы, успешно выполнено.
1. ARIS - основы теории [Электронный ресурс] // CIT Forum - Режим доступа: http://citforum.ru/seminars/cis99/vest_03.shtml
2. Абдикеев Н. М., Данько Т. П., Ильдеменов С. В. , Киселев А. Д. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник. - М.: Эксмо, 2007.
3. Авчинкин Д.В. Международные перевозки: Правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров/Д.В. Авчинкин -М.:Амалфея,1999.-127 с.
4. Анатольев А.Г. Международные торговые перевозки: учеб. Пособие/ А.Г. Анатольев -М.:МГИМО -пресс,1995-216 с.
5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. - М.: Стандарты и качество, 2005. - 271 с.
6. Антонов В.Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000, №1. - С.25-31
7. Беккера Й. Менеджмент процессов/ Й. Беккера, Л.Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна - М.:Эксмо,2007.-374 с.
8. Бенсон Д.Транспорт и доставка грузов/ Д. Бенсон, Дж. Уайтхед - М.: Транспорт,1990.-278 с.
9. Блинов А. О., Рудакова О. С., Захаров В. Я., Захаров И. В. Реинжиниринг бизнес-процессов. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 344 с
10. Богданова О.В. Введение в методы и средства формального моделирования бизнеса [Электронный ресурс] / сост. О.В. Богданова. - Электрон. дан. - Красноярск: СФУ, 2013.
11. Бродецкий Г.Л. Моделирование логистических систем. Оптимальные решения в условиях риска. М.: Вершина, 2006. - 376 с
12. Вендеров А.М. Методы и средства моделирования бизнес-процессов (обзор). [Электронный ресурс] // Jetinfo - Режим доступа:
http: //www.j etinfo .ru/2004/10/1/article1.10.2004. html
13. Вишняков О. Процессно-ориентированный подход в управлении организацией / О. Вишняков, И. Дятлова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Management.com./ERP-svstem.html.
14. Войнов И.В., Пудовкина С.Г., Телегин А.И. Моделирование экономических систем и процессов. Опыт построения ARIS-моделей: Монография. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ. 2006. - 392 с.
15. Волков О.Н. Стандарты и методологии моделирования бизнеспроцессов [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.Н. Волков. - М.: АСВ, 2000. - 145 с.
16. Всяких Е. И. Практика и проблематика моделирования бизнеспроцессов 2008, 246с. Издательство: ИТ-Экономика
17. Галямина И. Г. Управление процессами. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
18. Голичев В.Д., Голичева Н.Д., Гусарова О.М. и др. Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Коллективная монография. - Смоленск: Смолгортипография, 2014. - 212 с.
19. Горбаченко В.И. Создание функциональной модели
информационной системы с помощью CASE-средства CA ERwin Process Modeler 7.3 / 29 В. И. Горбаченко, Г. Ф. Убиенных, Г. В. Бобрышева. - Пенза: ПГУ, 2010. - 66 с.
20. ГОСТ Р 51133-98 Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования: - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200025688
21. ГОСТ ISO 9000-2011.Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]: принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол №48 принятия межгосударственных нормативных документов по переписке от 22 декабря 2011 г.) // Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии: - Режим доступа: http://protect.gost.ru/
22. Грачев Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных отношениях/ Ю.Н. Грачев - М.: АО «Мострансэкспедиция»,1995.-77 с.
23. Григорьев Д.И. Моделирование бизнес-процессов предприятия: учеб. пособие / Д.И. Григорьев. - М.: ИРЦ, 2006. - 214 с.
24. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов. Экономические, управленческие и правовые аспекты. - М.: Волтере Клувер, 2008. - 224 с.
25. Два способа построения моделей бизнес-процессов в IDEF0 [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/itm/bpr/idefo. shtml
26. Документы ООО «ТСГ-Красноярск»
27. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке, М., 2001.
28. Душевская А. В. «Анализ методов моделирования бизнес-процессов» /Лапина Л. А. // Город издания: Санкт-Петербург, 2017 - Инновационная наука как основа развития современного государства, г. Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2017. - 359 c., 54-55 с.
29. Душевская А.В., Лапина Л.А. Анализ методов моделирования бизнес-процессов транспортных компаний // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - Красноярск, 2017.
30. Душевская А.В., Лапина Л.А. Анализ case-средств для моделирования бизнес-процессов транспортных компаний // материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - Красноярск, 2017.
31. Душевская А.В., Лапина Л.А. Оценка рисков деятельности транспортного предприятия // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - Красноярск, 2017.
32. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. - М.: Инфра-М, 2009. - 320 с.
33. Ефимов В.В. Размышления о процессном подходе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/DOCUM4/rpp.htm.
34. Замятина, О.М. Моделирование систем: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2009. - 204 с.
35. Ильин В. В., Реинжиниринг бизнес-процессов с использованием ARIS - М.: - Вильямс, 2008 г, 256с.
36. Информационное моделирование бизнес-процессов транспортноэкспедиторской компании процессов [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/informatsionnoe-modelirovanie-biznes-protsessov-
transportno-ekspeditorskoi-kompanii
37. Калянов Г. Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 240 с.
38. Калянов, Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес- процессов / Г. Н. Калянов. - М.: Синтег, 2000. - 212 с.
39. Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD технологии. - М.: Финансы и статистика, 2003
40. Каменева М.С., Громов А.И, Шматалюк А.Е, - Моделирование бизнеса. Методология ARIS. Москва, 2008.-333 с.
41. Коновалова Н.А. Международные транспортные расходы/ Н.А. Коновалова - М.:Транспорт,1985. -278 с.
42. Кондратьев В.В., Показываем бизнес-процессы/ В.В.Кондратьев, М.Н.Кузнецов (Навигатор для профессионала) - М.: Эксмо,2007. -352 с.
43. Коркин А.С. Коносамент: правовые аспекты/ А.С. Коркин - М.:Транспорт,1987.-149 с.
44. Ксенчук Е.В. Процессный подход в управлении / Е. В. Ксенчук. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //quality.eup .ru/DOCUM2/presentofkas .html.
45. Маклаков C.B. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. - М.: ДИАЛОЕ-МИФИ, 2008 - 304 с.
46. Менеджмент качества: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //sergeeva-i.narod.ru
47. Менеджмент процессов/под ред. Й. Беккера, Л.Вилкова, В. Таратухина [и др.] (перев. с нем.). - М., Эксмо,2007. - 2 c.
48. Методика проведения обследования бизнес-процессов компании [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Режим доступа: https://iteam.ru/publications/it/section 51/article 1469
49. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ РД IDEF0 - 2000. - М.: Г осстандарт России, 2000.
50. Методы моделирования бизнес-процессов и спецификации требований [Электронный ресурс] // CIT Forum - Режим доступа:
http: //citforum.ru/programming/application/program/1 .shtml
51. Методы моделирования процессов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.5rik.ru
52. Методы реинжиниринга бизнес-процессов [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/DOCUM3/pbvrbk.html - Загл. с экрана.
53. Николаев Д.С. Международные торговые перевозки/ Д.С. Николаев - М.:МГИМО-пресс,1995. -188 с.
54. Николаев Д.С. Международный транспорт и фрахтовые операции/ Д.С. Николаев - М.:МГИМОД990. -26 с.
55. Николайчук В.Е. Логистический менеджмент 2-е издание. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 980 с.
56. Никулина Т. Н., Фартушина А. С. Проблемы моделирования бизнеспроцессов в современных организациях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4436-4440. - URL: http://e- koncept.ru/2015/85888.htm.
57. Оболенски Н. Практический реинжиниринг бизнеса. - М.: Лори, 2004. - 384 с.
58. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.
59. Основы менеджмента Менеджмент на транспорте: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ya-divan.ru
60. Основы формальных методов описания бизнес-процессов : учеб. пособие / К. Е. Самуйлов, Н. В. Серебренникова, А. В. Чукарин, Н. В. Яркина. - М.: РУДН, 2008. - 130 с.
61. Официальный сайт компании ООО «ТСЕ-Красноярск». Электронный ресурс. Режим доступа: http:// http://tsg-kr.ru/
62. Пинаев Д.К. Моделирование бизнес-процессов: доступно о сложном [Текст]: справ. пособие / Д.К. Пинаев. - М.: РЕАС, 2003. - 247 с.
63. Плужников К. И. Транспортное экспедирование/ К. И. Плужников - М.: Учеб. Рос-Консульт,1999.-576 с.
64. Поваров Е.В. Управление транспортным комплексом в России и за рубежом/ Е.В. Поваров - СПб.: СБбЕУВК,1998-с.11-15.
65. Попов Э., Шапот М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osp.ru/os/1996/01/178805/, свободный
66. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов, Майк Ротер, Джон Шук. - HE LEAN ENTERPRISE INSTITUTE, США, 2009 - 144c.
67. Проектирование и моделирование бизнес-процессов [Электронный ресурс]: сайт. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/ 11152.pdf
68. Процессный подход. Системный подход. Модель управления «Цикл Деминга» [Электронный ресурс] // Fullref.ru : - Режим доступа: http://fullref.ru/job_b3a403fa00a33311f7328883e7871aa0.html
69. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес - процессов/В.В.Репин, В.Е. Елиферов - М.:РИА «Стандарты и качество» -2004. - 23с.
70. Реинжиниринг бизнес-процессов [Электронный ресурс] //
Управление организацией - Режим доступа:
http://www.grandars.ru /college/biznes/ reinzhiniring.html
71. Реинжиниринг - Словарь HR-терминов, HR-глоссарий: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hrm.ru
72. Реинжиниринг бизнес-процессов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
73. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес - процессов/ В.В.Репин, В.Г. Елиферов - М.:РИА «Стандарты и качество», 2004.- 408 с.
74. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.
75. Репин В.В., Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение,
управление. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с.
76. Робсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнеспроцессов / М.: Робсон, Ф. Уллах : пер. с англ. / под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Изд-во "Аудит", ЮНИТИ, 2007. - 224 с.
77. Рубцов С. В. Уточнение понятия "бизнес-процесс" // Менеджмент в России и за рубежом / Рубцов С. В. - 2001. - № 6. - С. 24-27.
78. Садовский В.Н. Системные исследования: некоторые принципиальные проблемы построения общей теории систем, М.: Наука, 1971.
79. Самуйлов К.Е., Серебренникова Н.В., Чукарин А.В., Яркина Н.В. Основы формальных методов описания бизнес-процессов: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. - 130 с.: ил.
80. Силич В.А., Силич М.П.. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. пособие - Томск: Томск, гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. - 200 с.
81. Силич М. П. Моделирование и анализ бизнес-процессов : учеб. пособие / М. П. Силич. - Томск: Томе. Межвуз. центр дистанционного образования, 2009. - 197 с.
82. Скобелева Неэффективность предприятий в конкурентной экономике/ И.П. Скобелева - СПб.: ЛИИЖТД992. -120 с.
83. Стандарты ISO 9000 [Электронный ресурс] // ТКБ Интерсертефика: - Режим доступа:
http: //www. icgrp. ru/docs/list/standards/iso9001
84. СТО 4.2-07-2014 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. - Введ. впервые; дата введ. 27.02.2014. - Красноярск: Система управления СФУ, 2014. - 60 с.
85. Ступина, А. А. Моделирование управляемых процессов: конспект лекций / А. А. Ступина, С. Н. Ежеманская, Л. Н. Корпачева, А. В. Федорова. Красноярск: ФГОУ ВПО СибФУ, 2008. - 158 с.
86. Тельнов, Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие / Ю. Ф. Тельнов. - М.: МЭСИ, 2004. - 116 с.
87. Трофимов С. А. CASE-технологии: практ. работа в Rational Rose / С. А. Трофимов. - 2-е изд. - М. : Бином-Пресс, 2002. - 288 с.
88. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 288 с.
89. Харрингтон Дж. Совершенство управления процессами. - М. Стандарты и качество, 2007. - 192 с.
90. Хостинская Г.И. Реинжиниринг на предприятиях. - 2007. - №6. - С.82-94.
91. Федоров И. Г. Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 : моногр. / И. Г. Федоров. - М. : МЭСИ, 2013. - 255 с.
92. Чернявский Д. И. Моделирование и реинжиниринг бизнеспроцессов: учеб. пособие / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 84 с.
93. Шеер А.В. ARIS - моделирование бизнес-процессов 2009г.
94. Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. Весть - Метатехнология, 2009.
95. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство/ Р.Шеннон - М.:Мир,1978. -418 с.