ПОЭТИКА РУССКОЙ НОВОЙ ДРАМЫ 2000-Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА И. ВЫРЫПАЕВА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН «НОВОЙ ДРАМЫ» 2000-Х ГГ.:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ 10
1.1. Поэтика драмы в современной филологии 10
1.2. Новая драма XXI В. В истории национального театра 19
1.2.1. Традиции русской классической драматургии 19
1.2.2. Традиции отечественной драмы XX в 24
1.3. Русская новая драма начала XXI В. В контексте современного
западноевропейского театра 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ТЕАТР И. ВЫРЫПАЕВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ РУБЕЖА XX - XXI ВВ 45
2.1. Пьесы И. Вырыпаева «иркутского» периода 45
2.2. Творчество И. Вырыпаева нулевых годов 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН «НОВОЙ ДРАМЫ» 2000-Х ГГ.:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ 10
1.1. Поэтика драмы в современной филологии 10
1.2. Новая драма XXI В. В истории национального театра 19
1.2.1. Традиции русской классической драматургии 19
1.2.2. Традиции отечественной драмы XX в 24
1.3. Русская новая драма начала XXI В. В контексте современного
западноевропейского театра 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 43
ГЛАВА 2. ТЕАТР И. ВЫРЫПАЕВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ РУБЕЖА XX - XXI ВВ 45
2.1. Пьесы И. Вырыпаева «иркутского» периода 45
2.2. Творчество И. Вырыпаева нулевых годов 52
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
С момента своего зарождения театр являлся особым пространством, соединяющим действие, звук, текст. Драматическое произведение всегда адресовано публике и обретает свой конечный вид, проходя через фильтры восприятия режиссера, исполнителя и зрителя. Ориентированная на демонстрацию своей идеи широкому кругу зрителей, драма естественно принуждена была использовать иные, нежели в лирических и эпических жанрах, средства ее выражения. Во многом именно ориентация на зрительскую рецепцию обусловила стилистические и языковые особенности драмы.
Но родовая структура и художественная логика драмы менялась с течением времени, Натан Давидович Тамарченко разделяет историю драмы на два периода: классическую и новую драму (рубеж XIX-XX веков: Ибсен, Метерлинк, Чехов и др,} [Теория литературы, 2004, ТОМ 1: 305]. Однако в современной парадигме под «НОВОЙ драмой» зачастую подразумевается явление, зародившееся в конце XX века и связывающееся с именами Евгения Гришковца, Нины Садур, Николая Коляды и мн, др, В нашем исследовании мы будем придерживаться именно такого значения этого термина,
Новую драму XXI века соотносят с новой драмой начала XX по сходству историко-культурного контекста: по мнению журналиста и театрального критика Елизаветы Авдошиной, «смена содержательной парадигмы, вынос неприукрашенной жизни на сцену, обновление театрального языка роднит оба явления рубежей веков» [Авдошина, 2014].
Марк Наумович Липовецкий и Биргит Боймерс, авторы монографии «Перфомансы насилия: литературные и театральные эксперименты “новой драмы”», в настоящее время являющейся единственным полноценным исследованием Новой Драмы (далее - НД, - Л.Д.}, предтечей этого театрального движения считают драматургию Людмилы Петрушевской и Владимира Сорокина, Необходимо также упомянуть аналогичное явление в зарубежной культуре: “In-yer-face theatre”, зародившееся в начале 90Х ГОДОВ В АНГЛИИ. В драматургии, название которой дословно можно перевести как «вам-в-лицо театр», переосмысляется (зачастую в негативном ключе) культура потребления. Основными топосами являются различные физиологические процессы (еда, соитие) и приобретение (вещей, наркотиков, пищи, сексуальных услуг). Эпатаж является одной из главных категорий эстетики театра “in-yer-face”
Очевидно, что в отечественной традиции НД вырастала из несколько иного социокультурного контекста и была связана с кризисом и формированием идентичности в постсоветском культурном пространстве. По мнению М.Н. Липовецкого, «Сходство между новой русской драмой и относительно новой (1990-е годы) английской не стоит преувеличивать: в сущности, оно ограничивается тематическим вниманием к социальным маргиналам, общим депрессивно-мрачным тоном и стремлением к шоку от натуралистических деталей, как правило, включающих в себя сексуальное насилие» [Липовецкий, 2005].
В современной культурной среде драма - понятие, затрагивающее почти каждого, оно проникает в наше сознание в виде ярких перформансов и сценариев к популярным кинолентам. Об интенсивном развитии драматургии свидетельствуют популярные фестивали («Новая Драма», «Любимовка», «Майские чтения», «Евразия», «Реальный театр», «Коляда-plays»), создание экспериментальных театральных площадок не только в Москве (Театр. doc, Практика, Гоголь-центр), но и на региональных сценах: «Коляда-театр» в Екатеринбурге, пермский театр «Новая Драма», «Театр на Голосова, 20» В Тольятти, кемеровская «Ложа» и мн. др. На базе традиционных театров также создаются «другие» сцены со своим репертуаром: так, в нашем городе на сцене ТЮЗа не первый год идут пьесы Я. Пулинович, одного из самых репертуарных представителей НД.
Актуальность настоящего исследования обусловлена вниманием современной филологической науки к эстетике и поэтике русской новой драмы рубежа XX - XXI вв. Отечественная драматургия в настоящее время находится в фазе подъема, и в научной среде отмечается повышенный интерес к творчеству современных драматургов, В числе исследований, посвященных состоянию современной драмы в России и постсоветском пространстве, стоит отметить работы М, Н, Липовецкого «Перформансы насилия: “Новая драма” и границы литературоведения [Липовецкий, 2005], «Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых» [Липовецкий, 2008], М.И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ-начала XXI века» [Громова, 2006], ел, Гончаровой- Г рабовской «Комедия в русской драматургии конца ХХ - начала ХХ1 века» [Гончарова-Грабовская, 2006], монографию театроведа П,А, Руднева «Драма памяти, Очерки истории российской драматургии от Розова до наших дней» [Руднев, 2017].
Также выходят сборники материалов конференций: Новосибирский театральный институт в 2011 году издал сборник «Современная драматургия (конец ХХ-начало ХХ1 ВВ,) В контексте театральных традиций и новаций» [Современная драматургия, 2011], В Кемерове в 2015 году был выпущен сборник «Поэтика русской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 веков» (ответственные редакторы С.П. Лавлинский и А.М. Павлов) [Лавлинский, Павлов, 2015]. Издаются сборники научных статей, в их числе «Новейшая драма рубежа ХХ-ХХ1 веков: проблема жанра» под общей редакцией Т.В. Журчевой 2015 года [Журчева, 2015]. В 2016 году увидели свет коллективные монографии, такие как «Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: предварительные итоги», изданная в Самаре [Новейшая драма рубежа XX-XXI веков, 2016], И «Современная российская и европейская драма и театр: коллективная монография по итогам международной научной конференции (25-27 октября 2016 Г,)» В Казани [Современная российская и европейская драма и театр, 2016]. С 1982 года по настоящее время четыре раза в год в России выходит литературный журнал «Современная драматургия», содержащий как тексты пьес, так и аналитические статьи.
И, Вырыпаев - автор, который начал свой путь в литературе и театре в конце 90-Х ГОДОВ прошлого века, он является одним из первооткрывателей новой волны, наряду с О, Мухиной, В, Сигаревым, бр, Пресняковыми, Вырыпаев во многом продолжает традиции драматургов старшего поколения (Е, Гришковца, Н, КОЛЯДЫ) С ИХ вниманием к «обычному человеку», перерабатывая в своих текстах концепт жестокости современного общества и используя социокультурный контекст как основу для многих своих произведений, Однако в его методе есть особенности, которые не проявляются в пьесах других драматургов и которые до сих пор не становились предметом литературоведческого изучения, Стоит отметить тот факт, что Вырыпаев не является ЧЬИМ-ТО прямым учеником - например, Коляды (В отличие от того же Сигарева и целой плеяды молодых екатеринбургских драматургов), и тем важнее нам представляется проследить черты поэтики «отцов-основателей» НД в этом отдельно сформировавшемся творческом феномене,
Исследования О.В, Журчевой [Журчева, 2007; 2009], Г,А, Брандт [Брандт, 2016], Я,0, Глембоцкой [Глембоцкая, 2011], Л,А, Якушевой [Якушева, 2016], Т,А, Купченко [Купченко, 2012; 2014], Р,М, Зиннатуллиной [Зиннатуллина, 2016], Т.С. Шахматовой [Шахматова, 2007], BE, Долженко [Долженко, 2015] и др, затрагивают творчество выбранного нами автора, но используют его чаще всего в контексте сопоставления с другими драматургами, и, следовательно, не предоставляют всесторонний анализ текстов, На наш взгляд, театр Ивана Вырыпаева, несмотря на его репертуарность, известность и коммерческий успех, всё же выпадает из поля зрения большинства специалистов, Часть его пьес вообще не рассматривается литературоведческим сообществом и остается явлением исключительно театральным,
Цель данной работы - исследование эстетики и поэтики русской новой драмы начала XXI века,
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Составить теоретическую и методологическую базу исследования, изучить как классические, так и новейшие источники,
2. Исследовать специфику русского театра и отечественную традицию новой драмы,
3. Выделить черты поэтики европейской драматургии и степень ее влияния на современную новую драму.
4. Проанализировать пьесы И. Вырыпаева как представителя «младшего поколения» НД в русле отечественной и европейской драматургической традиции.
5. Охарактеризовать их восприятие в профессиональных и непрофессиональных театральных и кинематографических кругах.
Объектом данного исследования является эстетика и поэтика русской новой драмы XXI вв.
Предмет исследования - генезис, творческий метод и особенности рецепции драматургии И. Вырыпаева.
Материалом для исследования послужили пьесы «СНЫ» (1999), «Кислород» (2002), «Танец Дели» (2009), а также отзывы критиков и зрителей.
Методология исследования включает в себя несколько подходов. Во- первых, методологически работа описается на концепцию диалога М.М. Бахтина [Бахтин, 1990], написанные в бахтинской традиции исследования В.И. Тюпы [Тюпа, 1998] И рецептивную эстетику Х.Р. Яусса [Яусс, 1995] И В. Изера [Изер, 1999], В которой текст рассматривается как диалог между автором и читателем. Рецептивная эстетика исследует реакции реципиента на текст, прослеживает генерацию новых смыслов текста в процессе его восприятия. Основоположником этого направления считается польский философ и эстетик Роман Ингарден [Ингарден, 1962], однако наиболее полное развитие принципы рецептивной эстетики получили в работах немецких исследователей, основавших «констанцскую школу» (Ханс Роберт Яусс, Вольфганг Изер).
Во-вторых, в исследовании применяется социокультурный ПОДХОД, при котором художественное произведение рассматривается как документ эпохи с опорой на общественный, экономический, историко-культурный и политический контекст. Основой для нас послужили совместные работы Л. Гудкова и Б. Дубина [Гудков, Дубин, 1994; 1998], книга Б. Дубина «Классика, после и рядом: социологические очерки о литературе и культуре» [Дубин, 2010], а также исследования Е. Добренко [Добренко, 1993; 2007],
A. Юрчака [Юрчак, 2014], Н. Лебиной [Лебина, 2015].
В-третьих, в работе используется метод жанрового анализа. Данный метод мы используем вслед за О.Б. Лебедевой, автором монографии «Поэтика русской высокой комедии ХУШ - первой трети XIX веков» [Лебедева, 2014]. Также мы опирались на достижения таких исследователей драматических жанров, как Н.Д. Тамарченко [Теория литературы, 2004],
B. Е. Хализев [Хализев, 1978; 1999], М.С. Кургинян [Кургинян, 1964].
Новизна исследования связана с тем, что впервые предпринята попытка всестороннего изучения феномена НД в его связи с другими литературными и театральными традициями - как зарубежными, так и отечественными.
Теоретическая значимость исследования заключается в сопоставлении НД с русской высокой комедией; в работе впервые осуществляется попытка доказать классический генезис многих черт современной драмы.
Практическая значимость исследования: в дальнейшем результаты работы могут быть использованы для разработки курсов и учебных пособий по современной драматургии.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит ИЗ:
- введения, в котором формулируются основные положения: цель, объект, предмет изучения, методология исследования, а также обосновывается его актуальность и новизна;
- первой главы, посвященной теории и истории драмы;
- второй главы, в которой анализируются жанровые особенности пьес И, Вырыпаева, а также специфика их рецепции;
- заключения, в котором формулируются выводы и намечаются перспективы исследования;
- списка использованной литературы, который насчитывает 138 наименований,
Апробация работы. Основная часть тезисов данной работы была представлена на конференциях «ЯЗЫК, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, 25 апреля 2017 И 2018 ГГ,), «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 20 апреля 2018 года).
Статья «Феномен “новой драмы” в современной отечественной литературе: историко-культурный и рецептивный аспекты (на материале пьесы Н. КОЛЯДЫ “Мурлин Мурло”)» опубликована в журнале Siberia_Lingua. Статья «Творчество И. Вырыпаева в контексте русской “новой драмы” 2000х гг.» принята к публикации в журнале Siberia_Lingua.
Но родовая структура и художественная логика драмы менялась с течением времени, Натан Давидович Тамарченко разделяет историю драмы на два периода: классическую и новую драму (рубеж XIX-XX веков: Ибсен, Метерлинк, Чехов и др,} [Теория литературы, 2004, ТОМ 1: 305]. Однако в современной парадигме под «НОВОЙ драмой» зачастую подразумевается явление, зародившееся в конце XX века и связывающееся с именами Евгения Гришковца, Нины Садур, Николая Коляды и мн, др, В нашем исследовании мы будем придерживаться именно такого значения этого термина,
Новую драму XXI века соотносят с новой драмой начала XX по сходству историко-культурного контекста: по мнению журналиста и театрального критика Елизаветы Авдошиной, «смена содержательной парадигмы, вынос неприукрашенной жизни на сцену, обновление театрального языка роднит оба явления рубежей веков» [Авдошина, 2014].
Марк Наумович Липовецкий и Биргит Боймерс, авторы монографии «Перфомансы насилия: литературные и театральные эксперименты “новой драмы”», в настоящее время являющейся единственным полноценным исследованием Новой Драмы (далее - НД, - Л.Д.}, предтечей этого театрального движения считают драматургию Людмилы Петрушевской и Владимира Сорокина, Необходимо также упомянуть аналогичное явление в зарубежной культуре: “In-yer-face theatre”, зародившееся в начале 90Х ГОДОВ В АНГЛИИ. В драматургии, название которой дословно можно перевести как «вам-в-лицо театр», переосмысляется (зачастую в негативном ключе) культура потребления. Основными топосами являются различные физиологические процессы (еда, соитие) и приобретение (вещей, наркотиков, пищи, сексуальных услуг). Эпатаж является одной из главных категорий эстетики театра “in-yer-face”
Очевидно, что в отечественной традиции НД вырастала из несколько иного социокультурного контекста и была связана с кризисом и формированием идентичности в постсоветском культурном пространстве. По мнению М.Н. Липовецкого, «Сходство между новой русской драмой и относительно новой (1990-е годы) английской не стоит преувеличивать: в сущности, оно ограничивается тематическим вниманием к социальным маргиналам, общим депрессивно-мрачным тоном и стремлением к шоку от натуралистических деталей, как правило, включающих в себя сексуальное насилие» [Липовецкий, 2005].
В современной культурной среде драма - понятие, затрагивающее почти каждого, оно проникает в наше сознание в виде ярких перформансов и сценариев к популярным кинолентам. Об интенсивном развитии драматургии свидетельствуют популярные фестивали («Новая Драма», «Любимовка», «Майские чтения», «Евразия», «Реальный театр», «Коляда-plays»), создание экспериментальных театральных площадок не только в Москве (Театр. doc, Практика, Гоголь-центр), но и на региональных сценах: «Коляда-театр» в Екатеринбурге, пермский театр «Новая Драма», «Театр на Голосова, 20» В Тольятти, кемеровская «Ложа» и мн. др. На базе традиционных театров также создаются «другие» сцены со своим репертуаром: так, в нашем городе на сцене ТЮЗа не первый год идут пьесы Я. Пулинович, одного из самых репертуарных представителей НД.
Актуальность настоящего исследования обусловлена вниманием современной филологической науки к эстетике и поэтике русской новой драмы рубежа XX - XXI вв. Отечественная драматургия в настоящее время находится в фазе подъема, и в научной среде отмечается повышенный интерес к творчеству современных драматургов, В числе исследований, посвященных состоянию современной драмы в России и постсоветском пространстве, стоит отметить работы М, Н, Липовецкого «Перформансы насилия: “Новая драма” и границы литературоведения [Липовецкий, 2005], «Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых» [Липовецкий, 2008], М.И. Громовой «Русская драматургия конца ХХ-начала XXI века» [Громова, 2006], ел, Гончаровой- Г рабовской «Комедия в русской драматургии конца ХХ - начала ХХ1 века» [Гончарова-Грабовская, 2006], монографию театроведа П,А, Руднева «Драма памяти, Очерки истории российской драматургии от Розова до наших дней» [Руднев, 2017].
Также выходят сборники материалов конференций: Новосибирский театральный институт в 2011 году издал сборник «Современная драматургия (конец ХХ-начало ХХ1 ВВ,) В контексте театральных традиций и новаций» [Современная драматургия, 2011], В Кемерове в 2015 году был выпущен сборник «Поэтика русской драматургии рубежа ХХ-ХХ1 веков» (ответственные редакторы С.П. Лавлинский и А.М. Павлов) [Лавлинский, Павлов, 2015]. Издаются сборники научных статей, в их числе «Новейшая драма рубежа ХХ-ХХ1 веков: проблема жанра» под общей редакцией Т.В. Журчевой 2015 года [Журчева, 2015]. В 2016 году увидели свет коллективные монографии, такие как «Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: предварительные итоги», изданная в Самаре [Новейшая драма рубежа XX-XXI веков, 2016], И «Современная российская и европейская драма и театр: коллективная монография по итогам международной научной конференции (25-27 октября 2016 Г,)» В Казани [Современная российская и европейская драма и театр, 2016]. С 1982 года по настоящее время четыре раза в год в России выходит литературный журнал «Современная драматургия», содержащий как тексты пьес, так и аналитические статьи.
И, Вырыпаев - автор, который начал свой путь в литературе и театре в конце 90-Х ГОДОВ прошлого века, он является одним из первооткрывателей новой волны, наряду с О, Мухиной, В, Сигаревым, бр, Пресняковыми, Вырыпаев во многом продолжает традиции драматургов старшего поколения (Е, Гришковца, Н, КОЛЯДЫ) С ИХ вниманием к «обычному человеку», перерабатывая в своих текстах концепт жестокости современного общества и используя социокультурный контекст как основу для многих своих произведений, Однако в его методе есть особенности, которые не проявляются в пьесах других драматургов и которые до сих пор не становились предметом литературоведческого изучения, Стоит отметить тот факт, что Вырыпаев не является ЧЬИМ-ТО прямым учеником - например, Коляды (В отличие от того же Сигарева и целой плеяды молодых екатеринбургских драматургов), и тем важнее нам представляется проследить черты поэтики «отцов-основателей» НД в этом отдельно сформировавшемся творческом феномене,
Исследования О.В, Журчевой [Журчева, 2007; 2009], Г,А, Брандт [Брандт, 2016], Я,0, Глембоцкой [Глембоцкая, 2011], Л,А, Якушевой [Якушева, 2016], Т,А, Купченко [Купченко, 2012; 2014], Р,М, Зиннатуллиной [Зиннатуллина, 2016], Т.С. Шахматовой [Шахматова, 2007], BE, Долженко [Долженко, 2015] и др, затрагивают творчество выбранного нами автора, но используют его чаще всего в контексте сопоставления с другими драматургами, и, следовательно, не предоставляют всесторонний анализ текстов, На наш взгляд, театр Ивана Вырыпаева, несмотря на его репертуарность, известность и коммерческий успех, всё же выпадает из поля зрения большинства специалистов, Часть его пьес вообще не рассматривается литературоведческим сообществом и остается явлением исключительно театральным,
Цель данной работы - исследование эстетики и поэтики русской новой драмы начала XXI века,
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Составить теоретическую и методологическую базу исследования, изучить как классические, так и новейшие источники,
2. Исследовать специфику русского театра и отечественную традицию новой драмы,
3. Выделить черты поэтики европейской драматургии и степень ее влияния на современную новую драму.
4. Проанализировать пьесы И. Вырыпаева как представителя «младшего поколения» НД в русле отечественной и европейской драматургической традиции.
5. Охарактеризовать их восприятие в профессиональных и непрофессиональных театральных и кинематографических кругах.
Объектом данного исследования является эстетика и поэтика русской новой драмы XXI вв.
Предмет исследования - генезис, творческий метод и особенности рецепции драматургии И. Вырыпаева.
Материалом для исследования послужили пьесы «СНЫ» (1999), «Кислород» (2002), «Танец Дели» (2009), а также отзывы критиков и зрителей.
Методология исследования включает в себя несколько подходов. Во- первых, методологически работа описается на концепцию диалога М.М. Бахтина [Бахтин, 1990], написанные в бахтинской традиции исследования В.И. Тюпы [Тюпа, 1998] И рецептивную эстетику Х.Р. Яусса [Яусс, 1995] И В. Изера [Изер, 1999], В которой текст рассматривается как диалог между автором и читателем. Рецептивная эстетика исследует реакции реципиента на текст, прослеживает генерацию новых смыслов текста в процессе его восприятия. Основоположником этого направления считается польский философ и эстетик Роман Ингарден [Ингарден, 1962], однако наиболее полное развитие принципы рецептивной эстетики получили в работах немецких исследователей, основавших «констанцскую школу» (Ханс Роберт Яусс, Вольфганг Изер).
Во-вторых, в исследовании применяется социокультурный ПОДХОД, при котором художественное произведение рассматривается как документ эпохи с опорой на общественный, экономический, историко-культурный и политический контекст. Основой для нас послужили совместные работы Л. Гудкова и Б. Дубина [Гудков, Дубин, 1994; 1998], книга Б. Дубина «Классика, после и рядом: социологические очерки о литературе и культуре» [Дубин, 2010], а также исследования Е. Добренко [Добренко, 1993; 2007],
A. Юрчака [Юрчак, 2014], Н. Лебиной [Лебина, 2015].
В-третьих, в работе используется метод жанрового анализа. Данный метод мы используем вслед за О.Б. Лебедевой, автором монографии «Поэтика русской высокой комедии ХУШ - первой трети XIX веков» [Лебедева, 2014]. Также мы опирались на достижения таких исследователей драматических жанров, как Н.Д. Тамарченко [Теория литературы, 2004],
B. Е. Хализев [Хализев, 1978; 1999], М.С. Кургинян [Кургинян, 1964].
Новизна исследования связана с тем, что впервые предпринята попытка всестороннего изучения феномена НД в его связи с другими литературными и театральными традициями - как зарубежными, так и отечественными.
Теоретическая значимость исследования заключается в сопоставлении НД с русской высокой комедией; в работе впервые осуществляется попытка доказать классический генезис многих черт современной драмы.
Практическая значимость исследования: в дальнейшем результаты работы могут быть использованы для разработки курсов и учебных пособий по современной драматургии.
Структура работы определена ее целью и задачами. Работа состоит ИЗ:
- введения, в котором формулируются основные положения: цель, объект, предмет изучения, методология исследования, а также обосновывается его актуальность и новизна;
- первой главы, посвященной теории и истории драмы;
- второй главы, в которой анализируются жанровые особенности пьес И, Вырыпаева, а также специфика их рецепции;
- заключения, в котором формулируются выводы и намечаются перспективы исследования;
- списка использованной литературы, который насчитывает 138 наименований,
Апробация работы. Основная часть тезисов данной работы была представлена на конференциях «ЯЗЫК, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, 25 апреля 2017 И 2018 ГГ,), «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 20 апреля 2018 года).
Статья «Феномен “новой драмы” в современной отечественной литературе: историко-культурный и рецептивный аспекты (на материале пьесы Н. КОЛЯДЫ “Мурлин Мурло”)» опубликована в журнале Siberia_Lingua. Статья «Творчество И. Вырыпаева в контексте русской “новой драмы” 2000х гг.» принята к публикации в журнале Siberia_Lingua.
Новая драма рубежа веков стала значительным событием в современной культурной жизни, В ней соединены традиции отечественной и зарубежной драматургии, лишь часть из которых была рассмотрена в рамках данной работы,
В ситуации кризиса идентичности НД предлагает поиск нового самосознания, выхода из старых форм ЖИЗНИ: постсоветской,постхристианской, постмодернистской парадигмы, не отрицая, а обобщая и компилируя творческие достижения предыдущих поколений, Время диктует свои правила, сменились формы существования драматического текста: он может быть экранизирован, поставлен, зачитан, выпущен в формате аудиоспектакля, Важен тот факт, что русская драма по-прежнему бытует не только на сцене, но и не в меньшей степени в печатном виде: говорное начало, слово в ней сильнее яркого действия,
В течение нулевых годов НД претерпела существенную эволюцию, через протест и отрицание пришла к созиданию, Деконструкцию сменил бриколаж, драматурги не разрушают, а создают из частей прошлого самобытные тексты, в которых делают попытку удовлетворить эстетические, идейные и социальные запросы своей публики, не заискивая перед ней, Творчество И, Вырыпаева является ярким тому подтверждением, Базируясь на существующих теоретических и методологических источниках, мы предприняли попытку исследовать специфику новой драмы рубежа XX и XXI веков, Были выделены черты поэтики европейской драматургии и степень ее влияния на современную русскую драму, а также проанализированы пьесы И, Вырыпаева как представителя «младшего поколения» НД в русле отечественной и европейской драматургической традиции,
Подводя итоги, отметим, что Вырыпаев-драматург синтезирует множество традиций, начиная от языческой мифологии и заканчивая современной массовой культурой. Это и классическая русская литература, и зарубежная драма XX века, и религиозные тексты. Однако, используя наследие предшественников, он сохраняет свой творческий почерк, что делает его пьесы востребованными и актуальными как в русскоязычном культурном пространстве, так и за рубежом.
Поскольку тема данной работы весьма актуальна, а становление рассматриваемого нами феномена ещё не завершено, перспективы данного исследования могут быть реализованы во многих направлениях. Это и привлечение творчества других представителей НД, локализованных как в России, так и за границей; и поиск компаративных связей в других национальных литературах; и углубление исторического контекста - детальное сопоставление с текстами предшественников НД, с классической драматургией; и подробная разработка рецептивного аспекта, т.к. усилившееся значение интернет-коммуникаций в повседневной жизни делает возможным изучение как массового, так и профессионального восприятия текстов, постановок и кинофильмов.
В ситуации кризиса идентичности НД предлагает поиск нового самосознания, выхода из старых форм ЖИЗНИ: постсоветской,постхристианской, постмодернистской парадигмы, не отрицая, а обобщая и компилируя творческие достижения предыдущих поколений, Время диктует свои правила, сменились формы существования драматического текста: он может быть экранизирован, поставлен, зачитан, выпущен в формате аудиоспектакля, Важен тот факт, что русская драма по-прежнему бытует не только на сцене, но и не в меньшей степени в печатном виде: говорное начало, слово в ней сильнее яркого действия,
В течение нулевых годов НД претерпела существенную эволюцию, через протест и отрицание пришла к созиданию, Деконструкцию сменил бриколаж, драматурги не разрушают, а создают из частей прошлого самобытные тексты, в которых делают попытку удовлетворить эстетические, идейные и социальные запросы своей публики, не заискивая перед ней, Творчество И, Вырыпаева является ярким тому подтверждением, Базируясь на существующих теоретических и методологических источниках, мы предприняли попытку исследовать специфику новой драмы рубежа XX и XXI веков, Были выделены черты поэтики европейской драматургии и степень ее влияния на современную русскую драму, а также проанализированы пьесы И, Вырыпаева как представителя «младшего поколения» НД в русле отечественной и европейской драматургической традиции,
Подводя итоги, отметим, что Вырыпаев-драматург синтезирует множество традиций, начиная от языческой мифологии и заканчивая современной массовой культурой. Это и классическая русская литература, и зарубежная драма XX века, и религиозные тексты. Однако, используя наследие предшественников, он сохраняет свой творческий почерк, что делает его пьесы востребованными и актуальными как в русскоязычном культурном пространстве, так и за рубежом.
Поскольку тема данной работы весьма актуальна, а становление рассматриваемого нами феномена ещё не завершено, перспективы данного исследования могут быть реализованы во многих направлениях. Это и привлечение творчества других представителей НД, локализованных как в России, так и за границей; и поиск компаративных связей в других национальных литературах; и углубление исторического контекста - детальное сопоставление с текстами предшественников НД, с классической драматургией; и подробная разработка рецептивного аспекта, т.к. усилившееся значение интернет-коммуникаций в повседневной жизни делает возможным изучение как массового, так и профессионального восприятия текстов, постановок и кинофильмов.



