Устойчивое социально-экономическое развитие поселений. Актуальные проблемы правового регулирования
|
Введение 3
1. ГЛАВА I. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ КАК ВИД МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА, КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
1.1 Понятие сельского поселения, сельского населенного пункта, сельской
территории 8
1.2 Статус сельского поселения 20
1.3 Виды сельских поселений 57
1.4 Сельские поселения в Красноярском крае 70
2. ГЛАВА II. Стратегия устойчивого социально-экономического развития сельского поселения. 75
2.1 Стратегическое планирование в Российской Федерации: система,
правовое регулирование. 75
2.2 Принципы, приоритеты и цель стратегии устойчивого социально-экономического развития сельского поселения. 84
2.3 Задачи стратегии устойчивого социально-экономического развития
сельского поселения. 91
2.3.1 Задачи по формированию социально-информационной сферы. 91
2.3.2 Задачи юридически-управленческой сферы 100
2.3.3 Задачи энергетически-производственной сферы. 106
Заключение 109
Список использованных источников 115
1. ГЛАВА I. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ КАК ВИД МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА, КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ
1.1 Понятие сельского поселения, сельского населенного пункта, сельской
территории 8
1.2 Статус сельского поселения 20
1.3 Виды сельских поселений 57
1.4 Сельские поселения в Красноярском крае 70
2. ГЛАВА II. Стратегия устойчивого социально-экономического развития сельского поселения. 75
2.1 Стратегическое планирование в Российской Федерации: система,
правовое регулирование. 75
2.2 Принципы, приоритеты и цель стратегии устойчивого социально-экономического развития сельского поселения. 84
2.3 Задачи стратегии устойчивого социально-экономического развития
сельского поселения. 91
2.3.1 Задачи по формированию социально-информационной сферы. 91
2.3.2 Задачи юридически-управленческой сферы 100
2.3.3 Задачи энергетически-производственной сферы. 106
Заключение 109
Список использованных источников 115
Актуальность темы исследования. В условиях экономического кризиса перед нашим государство встает острый вопрос устойчивого развития на всей территории Российской Федерации. Для преодоления всех вызовов, надо сформировать такой вектор цели развития страны, который бы учитывал все актуальные внешние и внутренние условия воздействия среды на него. Основной юридический вклад в формировании такого вектора лежит в сфере стратегического планирования. Для решения задачи по формированию общего для всей страны вектора цели развития, необходимо повысить качество управленческого воздействия на всей территории Российской Федерации. Но на данный момент основная часть населения нашей страны сконцентрировалась в городах, а большая часть территории уделяется на много меньше внимания. Этот факт может послужить угрозой целостности, устойчивости развития и экономической целесообразности. Основным перспективным инструментом эффективного государственного управления является стратегический подход, который актуален во всех процессах на всех уровнях. На федеральном уровне стратегия уже является неотъемлемой часть управления, что нельзя сказать о муниципальном уровне, который, в свою очередь, является фундаментом всей вышестоящей системы. Первичным элементом такого фундамента является сельское поселение, как территориальная единица управления, из которых складывается вся остальная система, именно поэтому данный уровень выбран в качестве исследования и разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития. Региональные стратегии социально¬экономического развития могут считаться обоснованными и практически реализуемыми в том случае, если они проработаны в аспекте сельских поселений.
За последние годы сформировалась значительная нормативно-правовая и методическая база в сфере стратегического планирования стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия национальной безопасности государства, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы, используемые в сфере обеспечения национальной безопасности; отраслевые документы стратегического планирования страны; стратегия пространственного развития государства; стратегии социально-экономического развития регионов и муниципалитетов. Анализа этих документов приводит к выводу, что основными разработчиками этих стратегий являются экономисты, применяющие для этого менеджмент и бизнес технологии, но с точки зрения теории систем(синергетики) они используют ошибочную одномерную, а нужно переходить к многомерной научной парадигме. Так как присутствие человеческого фактора существенно ограничивает применение математических методов для построения и преобразования моделей социальных систем. Метод “эффективность-стоимость” уже не является актуальным, именно для стратегии социального развития, так как развитие социальных систем происходит только потому, что их топология, хронология, свойства компонентов и взаимоотношения не сводятся к количеству и не подчиняются строгой логической реконструкции. Поэтому в данной работе, мной использован системный подход к разработке стратегии социально-экономического развития сельского поселения.
Системный подход заключается в исследовании сельского поселения как социальной системы и ее развитие с позиций теории систем. Сельские поселения в основном являются по своей сути почти закрытыми системами, что и приводит к дезорганизации и беспорядку. С этой точки зрения данная стратегия нацелена хотя бы на частичное открытие, так как это необходимое (но не достаточное) условия самоорганизации или развития систем.
Помимо экономической автономности в этой стратегии в отличие от других, прописаны реальные механизмы и действия для достижения поставленных целей и задач. Приведено нормативно правовое обоснование претворения в жизнь стратегии устойчивого социально-экономического
Стратегия устойчивого социально-экономического развития сельского поселения (далее по тексту СУСЭРСП) будет предугадывать запросы своих жителей, учитывая их потребности. Чтоб каждый житель чувствовал его поддержку и принимал активное гражданское участие в реализации его целей и интересов, путем их объединения. Для этого нужно повысить интеллектуальную и духовно-нравственную культуру жителей поселения, и создать такую культуру взаимоотношений соподчинённость, где каждый участник будет обладать равными возможностями под диктатурой дисциплины и прогресса, которая будет лежать в основе устойчивости развития данной стратегии, это будет достигаться путем плана мероприятий по реализации социальных программ и проектов VI, ICQ и др. входящих в данную стратегию.
Степень научной разработанности проблемы. Основу исследования данной диссертации составляют научная литература отечественны и зарубежных авторов социологов в области изучения процессов самоорганизации социальных систем А. Богданов (Блиновский), Л.фон Берталанфи, Н.Ф. Федоров, Г. Хакен, С. Оптнер, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, Ван Гиг Дж., В.Д.Могилевский, Н. Луман, Р. Акофф, Ф.Эмери, А. Квейд, В.И. Новосельцев.
Теоретические и методические основы развития региональных социально-экономических систем и стратегического планирования рассмотрены в трудах многих российских и зарубежных ученых.
Проблемы управления региональными и муниципальными социально¬экономическими системами в России рассматривались в трудах Е.Г. Анимицы, А.Г. Воронина, А.Г. Гранберга, Н.В. Зубаревич, В.Н. Лексина, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова и др. Исследованию концепций стратегического управления посвящены работы М.В. Каркавина, В.С. Катькало, Н.В. Мамон, А.Л. Немирова, Д.В. Тютина и др. Инструментальной
части регионального и муниципального стратегирования посвящены работы С.Л. Байдакова, Б.М. Гринчеля, М.В. Каркавина, О.В. Коломийченко, В.Е. Селиверстова и др.
Правовой статус сельских поселений раскрыт в работах А.П. Анисимов, А.Д. Артамонов, А.А. Афанасьева, С.Н. Бабурин, Д.Н. Бахрах, А.Н. Костюков, Е.Л. Минина, А.А. Саломаткин, А.А. Уваров, А.И. Экиомов, А.Л. Гапоненко, А.П. Панкррухин, А.В. Пикулькина и д.р.
В настоящее время накоплен значительный опыт в области методического обеспечения разработки стратегических планов муниципальных образований. Однако, существующий широкий спектр инструментов, позволяющих разрабатывать стратегию развития территории, в основном ориентирован на большие и крупные города, мегаполисы и агломерации. Они зачастую не учитывают специфику сельских поселений Поэтому вопрос стратегического планирования в сельских поселений требует дальнейшей проработки.
Цель диссертационного исследования. заключается в теоретическом исследовании актуальных проблем в устойчивом развитии поселений, формирование универсальной стратегии устойчивого социально-экономического развития сельского поселения.
Задачи диссертационного исследования. Достижение поставленной цели диссертационного исследования обусловило необходимость реализации следующих задач:
- исследование текущей ситуации и процессов развитие сельских территорий; раскрыть содержание понятия «сельских территорий», «сельских поселений» выделить их признаки;
- разработать и теоретически обосновать концептуальный системный подход к формированию стратегии устойчивого социально-экономического развития сельских поселений;
- предложить инструменты реализации стратегии устойчивого социально- экономического развития сельских поселений;
- разработать методику решения всплывающих субъективных задач стратегии социально-экономического развития сельских поселений, включающую приоритеты и принципы их решений;
Объект исследования - общественные отношения возникающие при разработке СУСЭРСП.
ПреДмет исследования - правовые аспекты управленческие отношения, возникающие в процессе формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития сельских поселений.
Методологическую основу диссертационной работы составляет современный системный подход. Использование системного подхода позволяет выявить принципы и условия для развития (самоорганизации) любой социальной системы в том числе сельского поселения, что придает стратегии универсальный характер применения. Также были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, выдвижение гипотез, описание, которые позволили раскрыть суть исследования.
Информационной базой исследования послужили информационные и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Правительства Красноярского края, Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики, Института проблем региональной экономики РАН, Института географии РАН, Института экономики Уральского отделения РАН, Института экономики и организации промышленного производства сибирского отделения РАН, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Организации экономического сотрудничества и развития; монографии и статьи отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме; нормативно- правовые акты Российской Федерации; данные официальных Интернет-порталов.
За последние годы сформировалась значительная нормативно-правовая и методическая база в сфере стратегического планирования стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; стратегия национальной безопасности государства, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы, используемые в сфере обеспечения национальной безопасности; отраслевые документы стратегического планирования страны; стратегия пространственного развития государства; стратегии социально-экономического развития регионов и муниципалитетов. Анализа этих документов приводит к выводу, что основными разработчиками этих стратегий являются экономисты, применяющие для этого менеджмент и бизнес технологии, но с точки зрения теории систем(синергетики) они используют ошибочную одномерную, а нужно переходить к многомерной научной парадигме. Так как присутствие человеческого фактора существенно ограничивает применение математических методов для построения и преобразования моделей социальных систем. Метод “эффективность-стоимость” уже не является актуальным, именно для стратегии социального развития, так как развитие социальных систем происходит только потому, что их топология, хронология, свойства компонентов и взаимоотношения не сводятся к количеству и не подчиняются строгой логической реконструкции. Поэтому в данной работе, мной использован системный подход к разработке стратегии социально-экономического развития сельского поселения.
Системный подход заключается в исследовании сельского поселения как социальной системы и ее развитие с позиций теории систем. Сельские поселения в основном являются по своей сути почти закрытыми системами, что и приводит к дезорганизации и беспорядку. С этой точки зрения данная стратегия нацелена хотя бы на частичное открытие, так как это необходимое (но не достаточное) условия самоорганизации или развития систем.
Помимо экономической автономности в этой стратегии в отличие от других, прописаны реальные механизмы и действия для достижения поставленных целей и задач. Приведено нормативно правовое обоснование претворения в жизнь стратегии устойчивого социально-экономического
Стратегия устойчивого социально-экономического развития сельского поселения (далее по тексту СУСЭРСП) будет предугадывать запросы своих жителей, учитывая их потребности. Чтоб каждый житель чувствовал его поддержку и принимал активное гражданское участие в реализации его целей и интересов, путем их объединения. Для этого нужно повысить интеллектуальную и духовно-нравственную культуру жителей поселения, и создать такую культуру взаимоотношений соподчинённость, где каждый участник будет обладать равными возможностями под диктатурой дисциплины и прогресса, которая будет лежать в основе устойчивости развития данной стратегии, это будет достигаться путем плана мероприятий по реализации социальных программ и проектов VI, ICQ и др. входящих в данную стратегию.
Степень научной разработанности проблемы. Основу исследования данной диссертации составляют научная литература отечественны и зарубежных авторов социологов в области изучения процессов самоорганизации социальных систем А. Богданов (Блиновский), Л.фон Берталанфи, Н.Ф. Федоров, Г. Хакен, С. Оптнер, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, Ван Гиг Дж., В.Д.Могилевский, Н. Луман, Р. Акофф, Ф.Эмери, А. Квейд, В.И. Новосельцев.
Теоретические и методические основы развития региональных социально-экономических систем и стратегического планирования рассмотрены в трудах многих российских и зарубежных ученых.
Проблемы управления региональными и муниципальными социально¬экономическими системами в России рассматривались в трудах Е.Г. Анимицы, А.Г. Воронина, А.Г. Гранберга, Н.В. Зубаревич, В.Н. Лексина, А.И. Татаркина, А.Н. Швецова и др. Исследованию концепций стратегического управления посвящены работы М.В. Каркавина, В.С. Катькало, Н.В. Мамон, А.Л. Немирова, Д.В. Тютина и др. Инструментальной
части регионального и муниципального стратегирования посвящены работы С.Л. Байдакова, Б.М. Гринчеля, М.В. Каркавина, О.В. Коломийченко, В.Е. Селиверстова и др.
Правовой статус сельских поселений раскрыт в работах А.П. Анисимов, А.Д. Артамонов, А.А. Афанасьева, С.Н. Бабурин, Д.Н. Бахрах, А.Н. Костюков, Е.Л. Минина, А.А. Саломаткин, А.А. Уваров, А.И. Экиомов, А.Л. Гапоненко, А.П. Панкррухин, А.В. Пикулькина и д.р.
В настоящее время накоплен значительный опыт в области методического обеспечения разработки стратегических планов муниципальных образований. Однако, существующий широкий спектр инструментов, позволяющих разрабатывать стратегию развития территории, в основном ориентирован на большие и крупные города, мегаполисы и агломерации. Они зачастую не учитывают специфику сельских поселений Поэтому вопрос стратегического планирования в сельских поселений требует дальнейшей проработки.
Цель диссертационного исследования. заключается в теоретическом исследовании актуальных проблем в устойчивом развитии поселений, формирование универсальной стратегии устойчивого социально-экономического развития сельского поселения.
Задачи диссертационного исследования. Достижение поставленной цели диссертационного исследования обусловило необходимость реализации следующих задач:
- исследование текущей ситуации и процессов развитие сельских территорий; раскрыть содержание понятия «сельских территорий», «сельских поселений» выделить их признаки;
- разработать и теоретически обосновать концептуальный системный подход к формированию стратегии устойчивого социально-экономического развития сельских поселений;
- предложить инструменты реализации стратегии устойчивого социально- экономического развития сельских поселений;
- разработать методику решения всплывающих субъективных задач стратегии социально-экономического развития сельских поселений, включающую приоритеты и принципы их решений;
Объект исследования - общественные отношения возникающие при разработке СУСЭРСП.
ПреДмет исследования - правовые аспекты управленческие отношения, возникающие в процессе формирования стратегии устойчивого социально-экономического развития сельских поселений.
Методологическую основу диссертационной работы составляет современный системный подход. Использование системного подхода позволяет выявить принципы и условия для развития (самоорганизации) любой социальной системы в том числе сельского поселения, что придает стратегии универсальный характер применения. Также были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, выдвижение гипотез, описание, которые позволили раскрыть суть исследования.
Информационной базой исследования послужили информационные и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Правительства Красноярского края, Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики, Института проблем региональной экономики РАН, Института географии РАН, Института экономики Уральского отделения РАН, Института экономики и организации промышленного производства сибирского отделения РАН, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Организации экономического сотрудничества и развития; монографии и статьи отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме; нормативно- правовые акты Российской Федерации; данные официальных Интернет-порталов.
Проведенное в диссертационной работе исследование позволяет
сделать следующие научные выводы и предложения:
1.Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта в области
управления сельскимими территориями и сельскими поселениями позволило
выявить влияние неурбанизированных территорий на региональное
социально-экономическое развитие, уточнить понятия сельских территорий и
сельских поселений, раскрыть его сущность и предложить признаки
типологизации сельских поселений. Раскрывая понятие Сельского поселения
как социально-правового явления наряду с характеризующими его
признаками – территорией и сельским населением, важно выделять
действующий механизм осуществления власти: государственно-правовое
регулирование и муниципально-правовое регулирование комплекса
общественных отношений, осуществляемые в интересах населения сельского
поселения. А также выявить комплекс проблем распространенных у данного
типа муниципальных образований.
2. На основе проведенного анализа механизма выравнивания
бюджетной обеспеченности сельских поселений, видно что методика
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности,
применяемая в Красноярском крае и в других субъектах Федерации,
нуждается в совершенствовании в части уточнения отдельных ее
показателей.
Во-первых, в методике смешиваются показатели для выравнивания
горизонтального и вертикального дисбаланса. Одним из доводов,
приведенных в работе, состоит в том, что используемые в настоящее время
критерии оценивают уже сложившиеся расходы муниципальных
образований, но не сопоставляют уровень развития инфраструктуры и размер
средств, требуемый в ее вложения. В результате «инфраструктурносостоятельным» промышленным городским округам Красноярску и Ачинску
предоставляется дотация (в расчете на одного жителя) в большем размере,110
нежели поселениям с небольшой сетью дорог, отсутствием качественных
коммунальных услуг, низким процентом благоустроенного жилья и т.п. А
именно этим и определяется качество жизни населения. Можно прийти к
выводу, что выравнивание фактически не состоялось, так как государство,
судя по используемым критериям, и не ставило перед собой задачу, чтобы в
периферийных районах и сельсоветах уровень жизни был бы, по крайней
мере, «не хуже», чем, например, в Красноярске.
Кроме того, в 2011 – 2013 г. методика распределения дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности отрицательный трансферт, то есть
выплаты из местного бюджета в бюджет Красноярского края, применялась к
следующим муниципальным образованиям: Большеулуйский сельсовет,
поселок Емельяново, Щетинкинский сельсовет Курагинского района,
Селиванихинский сельсовет Минусинского района, Новангарский сельсовет
Мотыгинского района, Родниковский и Холмогорский сельсовет
Шарыповского района, село Байкит, поселок Куюмба и поселок Оскоба
Эвенкийского района.
Этот перечень показывает, что в него попали те поселения, которые
имеют при относительно небольшой численности проживающего населения
высоко рентабельные добывающие предприятия. Однако, уровень жизни
населения в нем ниже, чем в крупных районных центрах и в том же
Красноярске (если во внимание принимать процент благоустроенного жилья,
качество воды, протяженность дорог, состояние техники обеспечения
первичного пожаротушения, сеть магазинов, столовых, библиотек и т. д.)
Оценка населением привлекательности муниципалитетов по уровню жизни с
оценкой, произведенной органами государственной власти не совпадает,
иначе бы население, как пишут в западные экономисты и финансисты,
проголосовало бы «ногами», переселялось массово из Красноярска в
Большой Улуй, Щетинкино или Селиваниху. Сейчас же, напротив,
численность населения в данных поселениях-донорах снижается. Более того,
по данным Красноярскстата численность населения в упомянутом поселке111
Оскоба, в отношении которого применялся отрицательный трансферт,
составила в 2016 году всего 11 человек.
Третье. В настоящее время в Красноярском крае, как, впрочем, и в
других субъектах РФ, не ведется расчетов общего объема вложенных средств
в территорию конкретного муниципального образования, то есть по сумме
«собственные доходы+дотация+субсидии». Кроме того, муниципальное
образование может стать участником и ряда федеральных программ, что
также увеличивает общий объем осваиваемых финансовых ресурсов в
муниципальном образовании. Более того, большое количество целевых
трансфертов, выделяемых различными министерствами и ведомствами,
может привести к нежелательным результатам — например, увеличить
горизонтальный дисбаланс.
Таким образом, выравнивание межбюджетной обеспеченности - это
вопрос требующий не только деликатного политического решения, но и
взвешенного экономического расчета. Финансовая помощь, получаемая
дотационными сельсоветами и районам, является частью доходов соседних
территорий-доноров. Трансферты и, так называемые, отрицательные
трансферты могут оказывать существенное влияние на процессы
стабилизации финансово-экономического состояния территорий публичновластных образований.
3. Еще одним весомым фактором оказывающим негативное влияние на
развитие сельских поселений является миграционный отток и депопуляция
приводит к увеличению числа мелких населенных пунктов особенно это ярко
проявляется в северных территориях. Что обусловлено тяжелыми социальноэкономическими и жилищными условиями. На данный момент мы имеем
численность сельского населения на том же уровне что и 1917 г. Что не
может не вызывать вопроса об эффективности управления на не
урбанизированных территориях. Так как реальное состояние первичного
уровня управления, местное самоуправление не соответствует
концептуальным идеям, заложенным в Конституции Российской Федерации112
и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Поселения нуждаются в реальной, действенной поддержке со стороны
государства, и это должно стать самостоятельным направлением его
комплексной муниципальной политики.
4. Рост динамичности внешней среды и степени ее влияния на
функционирование и развитие нашей страны в целом определяет возрастание
роли стратегии как инструмента эффективного управления в XXI веке. На
сегодняшний день единственным реальным юридическим инструментом
изменения негативной сложившейся ситуации в сельских поселениях может
служить СУСЭРСП. Но на основе анализа современных научных концепций
формирования стратегий социально-экономического развития, оценены
возможности их применения для сельских поселений, сделан вывод о том,
что экономически-ориентированный подход является наименее
эффективным для сельских поселений, так как имеет фрагментарный
характер, а нужно переходить к целостной многомерной научной парадигме.
Так как присутствие человеческого фактора существенно ограничивает
применение математических методов для построения и преобразования
моделей социальных систем. Метод “эффективность-стоимость” уже не
является актуальным, именно для стратегии социального развития, так как
развитие социальных систем происходит только потому, что их топология,
хронология, свойства компонентов и взаимоотношения не сводятся к
количеству и не подчиняются строгой логической реконструкции., В
результате предложен новый системный подход к формированию стратегии
развития сельских поселений, основанный на теории систем где сельское
поселение это социальная система, которая развивается по правилам
самоорганизации социальных систем. С системных позиций,
самоорганизация возникает и развивается под действием трех факторов:
предопределенности, конфликтов и случайности, каждый из которых вносит113
свою лепту в формирование динамики и структуры
самоорганизующихся систем66.
- Предопределенность накладывает ограничения на возможный
диапазон изменения характеристик системы, задавая область
функционального пространства, в котором допускается ее движение, в нашем
случаи в качестве предопределённости выступает законодательство
Российской федерации.
- Конфликты привносят в систему условия, необходимые для того,
чтобы в ней развивался процесс самоорганизации, а именно: открытость,
неустойчивость, нелинейность и кооперативность. Для возникновения и
развития самоорганизации необходимо, чтобы система была открытой, для
этого в СУСЭРСП большое внимание уделяется информационному
приоритету, как условию для обмена с внешней средой информацией,
ресурсами материальными и социальными, а экономический приоритет
предлагает принцип успешной кооперации.
Открытая система должна постоянно находиться в неустойчивом
состоянии и одновременно иметь возможность переходить из одних областей
неустойчивости в другие неустойчивые области. При этом траектория ее
движения должна быть нелинейной, то есть процессы, происходящие в
системе, должны иметь полифуркационный характер. Не устойчивый
характер развития социальной системы сельского поселения вызван
экономическими кризисами и государственной политикой. За не линейность
траектории развития отвечают различные приоритеты и принципы
заложенные в СУСЭРСП.
- «пусковым толчком» самоорганизации выступает случайность, то
есть присутствие в любой системе флюктуаций – внешних или внутренних
воздействий случайного характера, способных при определенных условиях
вывести систему из состояния равновесия и поставить ее перед
66 Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. М.:Кварт. Воронеж. 2003. С. 221.114
необходимостью изыскивать точку нового равновесия. В роли флуктуации и
должна послужить СУСЭРСП.
5. Предложенная методика формирования СУСЭРСП, основанная на
применении теории систем, адаптированной на уровень муниципальных
образований разных типов, обладает общим характер и универсальностью в
плане применения. Отличительной особенностью предложенной методики
является простота понимания, экономическая автономность, план
мероприятий по решению приоритетных задач в разных сферах
общественных отношений, возможность дополнительного использования
любых методов стратегического планирования в зависимости от
возможностей конкретного муниципального образования с учетом
принципов и приоритетов СУСЭРСП.
сделать следующие научные выводы и предложения:
1.Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта в области
управления сельскимими территориями и сельскими поселениями позволило
выявить влияние неурбанизированных территорий на региональное
социально-экономическое развитие, уточнить понятия сельских территорий и
сельских поселений, раскрыть его сущность и предложить признаки
типологизации сельских поселений. Раскрывая понятие Сельского поселения
как социально-правового явления наряду с характеризующими его
признаками – территорией и сельским населением, важно выделять
действующий механизм осуществления власти: государственно-правовое
регулирование и муниципально-правовое регулирование комплекса
общественных отношений, осуществляемые в интересах населения сельского
поселения. А также выявить комплекс проблем распространенных у данного
типа муниципальных образований.
2. На основе проведенного анализа механизма выравнивания
бюджетной обеспеченности сельских поселений, видно что методика
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности,
применяемая в Красноярском крае и в других субъектах Федерации,
нуждается в совершенствовании в части уточнения отдельных ее
показателей.
Во-первых, в методике смешиваются показатели для выравнивания
горизонтального и вертикального дисбаланса. Одним из доводов,
приведенных в работе, состоит в том, что используемые в настоящее время
критерии оценивают уже сложившиеся расходы муниципальных
образований, но не сопоставляют уровень развития инфраструктуры и размер
средств, требуемый в ее вложения. В результате «инфраструктурносостоятельным» промышленным городским округам Красноярску и Ачинску
предоставляется дотация (в расчете на одного жителя) в большем размере,110
нежели поселениям с небольшой сетью дорог, отсутствием качественных
коммунальных услуг, низким процентом благоустроенного жилья и т.п. А
именно этим и определяется качество жизни населения. Можно прийти к
выводу, что выравнивание фактически не состоялось, так как государство,
судя по используемым критериям, и не ставило перед собой задачу, чтобы в
периферийных районах и сельсоветах уровень жизни был бы, по крайней
мере, «не хуже», чем, например, в Красноярске.
Кроме того, в 2011 – 2013 г. методика распределения дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности отрицательный трансферт, то есть
выплаты из местного бюджета в бюджет Красноярского края, применялась к
следующим муниципальным образованиям: Большеулуйский сельсовет,
поселок Емельяново, Щетинкинский сельсовет Курагинского района,
Селиванихинский сельсовет Минусинского района, Новангарский сельсовет
Мотыгинского района, Родниковский и Холмогорский сельсовет
Шарыповского района, село Байкит, поселок Куюмба и поселок Оскоба
Эвенкийского района.
Этот перечень показывает, что в него попали те поселения, которые
имеют при относительно небольшой численности проживающего населения
высоко рентабельные добывающие предприятия. Однако, уровень жизни
населения в нем ниже, чем в крупных районных центрах и в том же
Красноярске (если во внимание принимать процент благоустроенного жилья,
качество воды, протяженность дорог, состояние техники обеспечения
первичного пожаротушения, сеть магазинов, столовых, библиотек и т. д.)
Оценка населением привлекательности муниципалитетов по уровню жизни с
оценкой, произведенной органами государственной власти не совпадает,
иначе бы население, как пишут в западные экономисты и финансисты,
проголосовало бы «ногами», переселялось массово из Красноярска в
Большой Улуй, Щетинкино или Селиваниху. Сейчас же, напротив,
численность населения в данных поселениях-донорах снижается. Более того,
по данным Красноярскстата численность населения в упомянутом поселке111
Оскоба, в отношении которого применялся отрицательный трансферт,
составила в 2016 году всего 11 человек.
Третье. В настоящее время в Красноярском крае, как, впрочем, и в
других субъектах РФ, не ведется расчетов общего объема вложенных средств
в территорию конкретного муниципального образования, то есть по сумме
«собственные доходы+дотация+субсидии». Кроме того, муниципальное
образование может стать участником и ряда федеральных программ, что
также увеличивает общий объем осваиваемых финансовых ресурсов в
муниципальном образовании. Более того, большое количество целевых
трансфертов, выделяемых различными министерствами и ведомствами,
может привести к нежелательным результатам — например, увеличить
горизонтальный дисбаланс.
Таким образом, выравнивание межбюджетной обеспеченности - это
вопрос требующий не только деликатного политического решения, но и
взвешенного экономического расчета. Финансовая помощь, получаемая
дотационными сельсоветами и районам, является частью доходов соседних
территорий-доноров. Трансферты и, так называемые, отрицательные
трансферты могут оказывать существенное влияние на процессы
стабилизации финансово-экономического состояния территорий публичновластных образований.
3. Еще одним весомым фактором оказывающим негативное влияние на
развитие сельских поселений является миграционный отток и депопуляция
приводит к увеличению числа мелких населенных пунктов особенно это ярко
проявляется в северных территориях. Что обусловлено тяжелыми социальноэкономическими и жилищными условиями. На данный момент мы имеем
численность сельского населения на том же уровне что и 1917 г. Что не
может не вызывать вопроса об эффективности управления на не
урбанизированных территориях. Так как реальное состояние первичного
уровня управления, местное самоуправление не соответствует
концептуальным идеям, заложенным в Конституции Российской Федерации112
и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Поселения нуждаются в реальной, действенной поддержке со стороны
государства, и это должно стать самостоятельным направлением его
комплексной муниципальной политики.
4. Рост динамичности внешней среды и степени ее влияния на
функционирование и развитие нашей страны в целом определяет возрастание
роли стратегии как инструмента эффективного управления в XXI веке. На
сегодняшний день единственным реальным юридическим инструментом
изменения негативной сложившейся ситуации в сельских поселениях может
служить СУСЭРСП. Но на основе анализа современных научных концепций
формирования стратегий социально-экономического развития, оценены
возможности их применения для сельских поселений, сделан вывод о том,
что экономически-ориентированный подход является наименее
эффективным для сельских поселений, так как имеет фрагментарный
характер, а нужно переходить к целостной многомерной научной парадигме.
Так как присутствие человеческого фактора существенно ограничивает
применение математических методов для построения и преобразования
моделей социальных систем. Метод “эффективность-стоимость” уже не
является актуальным, именно для стратегии социального развития, так как
развитие социальных систем происходит только потому, что их топология,
хронология, свойства компонентов и взаимоотношения не сводятся к
количеству и не подчиняются строгой логической реконструкции., В
результате предложен новый системный подход к формированию стратегии
развития сельских поселений, основанный на теории систем где сельское
поселение это социальная система, которая развивается по правилам
самоорганизации социальных систем. С системных позиций,
самоорганизация возникает и развивается под действием трех факторов:
предопределенности, конфликтов и случайности, каждый из которых вносит113
свою лепту в формирование динамики и структуры
самоорганизующихся систем66.
- Предопределенность накладывает ограничения на возможный
диапазон изменения характеристик системы, задавая область
функционального пространства, в котором допускается ее движение, в нашем
случаи в качестве предопределённости выступает законодательство
Российской федерации.
- Конфликты привносят в систему условия, необходимые для того,
чтобы в ней развивался процесс самоорганизации, а именно: открытость,
неустойчивость, нелинейность и кооперативность. Для возникновения и
развития самоорганизации необходимо, чтобы система была открытой, для
этого в СУСЭРСП большое внимание уделяется информационному
приоритету, как условию для обмена с внешней средой информацией,
ресурсами материальными и социальными, а экономический приоритет
предлагает принцип успешной кооперации.
Открытая система должна постоянно находиться в неустойчивом
состоянии и одновременно иметь возможность переходить из одних областей
неустойчивости в другие неустойчивые области. При этом траектория ее
движения должна быть нелинейной, то есть процессы, происходящие в
системе, должны иметь полифуркационный характер. Не устойчивый
характер развития социальной системы сельского поселения вызван
экономическими кризисами и государственной политикой. За не линейность
траектории развития отвечают различные приоритеты и принципы
заложенные в СУСЭРСП.
- «пусковым толчком» самоорганизации выступает случайность, то
есть присутствие в любой системе флюктуаций – внешних или внутренних
воздействий случайного характера, способных при определенных условиях
вывести систему из состояния равновесия и поставить ее перед
66 Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. М.:Кварт. Воронеж. 2003. С. 221.114
необходимостью изыскивать точку нового равновесия. В роли флуктуации и
должна послужить СУСЭРСП.
5. Предложенная методика формирования СУСЭРСП, основанная на
применении теории систем, адаптированной на уровень муниципальных
образований разных типов, обладает общим характер и универсальностью в
плане применения. Отличительной особенностью предложенной методики
является простота понимания, экономическая автономность, план
мероприятий по решению приоритетных задач в разных сферах
общественных отношений, возможность дополнительного использования
любых методов стратегического планирования в зависимости от
возможностей конкретного муниципального образования с учетом
принципов и приоритетов СУСЭРСП.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ПОГОРЕЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ИВАЩЕНКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы социально-экономического развитии Тере-Хольского кожууна
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСФОРМАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНООТРАСЛЕВОГО ГОРОДА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ (на примере г. Заринска Алтайского края)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МОНОГОРОДАХ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование управления социально-экономическим развитием муниципального образования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023



