Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ

Работа №21506

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОСРЕДСТВОМ
МАНИПУЛЯТИВНОГО ПРОЦЕССА СМИ 6
1.1. Дискурс СМИ как объект научного исследования 6
1.2. Феномен манипуляции в дискурсе СМИ 9
1.2.1. Стратегии и тактики манипуляции 15
1.3. Имидж как продукт манипулятивного процесса 23
1.3.1. Модели формирования имиджа страны 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В
АНГЛОЯЗЫЧНЫХ И НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СМИ 32
2.1. Стратегии и тактики, применяемые для создания имиджа России в
британских СМИ 33
2.2. Стратегии и тактики, применяемые для создания имиджа России в
американских СМИ 36
2.3. Стратегии и тактики, применяемые для создания имиджа России в
немецких СМИ 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

В работе исследуется современный имидж России, сформированный СМИ, в печатных и интернет-изданиях 2016 года, посвящённых Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.
Обострение отношений Российской Федерации с мировым сообществом в рамках современной геополитической ситуации, ослабление позиций России на мировой спортивной арене вследствие ряда событий и манипулятивных процессов, поддерживаемых зарубежными СМИ, низкая степень разработанности данной проблематики диктуют необходимость решения ряда теоретических и практических задач на стыке научного знания и обусловливают актуальность настоящей работы.
Цель работы заключается в выявлении манипулятивных стратегий и тактик, преобладающих языковых средств, применяемых для формирования имиджа Российского государства в зарубежных СМИ. Данной цели подчиняется ряд задач:
1. Систематизировать современные подходы к исследованию дискурса СМИ;
2. Дать определение ключевым понятиям: дискурс СМИ, манипуляция, стратегия, тактика, имидж;
3. Рассмотреть процесс формирования имиджа как продукта манипулятивного воздействия в дискурсе СМИ;
4. Выделить манипулятивные стратегии и тактики, направленные на формирование имиджа страны;
5. Проанализировать англоязычные и немецкоязычные новостные статьи, видеоматериалы, интервью со спортсменами, посвящённые Олимпиаде в Рио-де-Жанейро и связанные с ней допинг-скандалом с целью выявления языковых средств, наиболее часто применяемых в рамках тактик формирования имиджа государства в СМИ Великобритании, США и Германии.
Предметом исследования - манипулятивные стратегии и тактики, формирующие имидж государства.
Материалом для языкового анализа послужили англоязычные и немецкоязычные новостные статьи, видеоматериалы, интервью со спортсменами: «Russian athletics has ‘steep hill' to climb to make Olympics, says Dick Pound», «Russia accused of ‘state-sponsored doping' as Wada calls for athletics ban», «A Doping Scandal Appears Unlikely to Tarnish Russia's President», «Eine institutionelle Verschworung», «Der Riesenbetrug», «Russland und Doping: Die Chronologie eines Skandals», «Yuliya Stepanova: The athlete who blew the whistle on Russian doping - BBC Newsnight», «Russian doping: Mad scramble to clear competitors» и «Der olympische Gedanke - schon immer eine Luge?».
Теоретическую базу исследования составляют работы таких учёных, как А.Л. Айзенштадт, О.С. Анисимов, И. Ансофф, М.И. Бабюк, А.Д. Васильев, Д.А. Волкогонов, Э.А. Галумов, А.А. Гравер, Г.В. Грачев, Т.Э. Гринберг, А.А. Данилова, Т.А. ван Дейк, В. Кинч, Е.Л. Доценко, Е.В. Егорова-Гантман, М.Р. Желтухина, О.С. Иссерс, С.Г. Кара-Мурза, И.Г. Катенева, В.Е. Кемеров, Е.В. Клюев, Г.А. Копнина, Е.С. Кубрякова, С.А. Кузнецов, О.Л. Михалева, С.И. Ожегов, А.И. Панкрутин,
А.В. Петровский, В.П. Пугачев, А.Н. Соломатин, А.И. Сковородников, И.Р. Феоктистова, Л.В. Цурикова, Т.С. Черевко, Ю.Г. Чернышев, Е.Б. Шестопал, Г. Шиллер, Э. Шостром, J. Bilbie, D. Boorstin, W.H. Riker.
В работе используются следующие методы исследования: дискурсивный анализ, прагмалингвистический анализ, сопоставительный анализ, метод сплошной выборки.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Первая глава состоит из трех разделов и двух подразделов. Первый раздел посвящен описанию понятия «дискурс СМИ» и его характеристикам.
Во втором разделе рассматривается феномен манипуляции, перечисляются классификации манипулятивных стратегий и тактик, предложенные авторитетными исследователями. В третьем разделе рассматривается понятие имиджа, модели формирования имиджа государства, имиджеформирующие стратегии и тактики.
Вторая глава посвящена практическому анализу. Здесь на материале исследования выделяются манипулятивные имиджеформирующие стратегии и тактики, проводится анализ языковых средств, с помощью которых они реализуются, выявляются сходства и различия между
имиджеформирующими стратегиями, применяемыми СМИ Великобритании, США и Германии.
В выводах по главам и заключении резюмируются основные результаты и подводятся итоги работы на основе проведенного исследования.
Список литературы включает используемые и цитируемые в выпускной квалификационной работе научные труды (35 наименований, включая 14 на иностранных языках); перечень справочных материалов и словарей (11 единиц); список источников примеров (9 наименований).
В приложении представлена сопоставительная таблица с примерами к Главе 2.
Работа прошла апробацию на Международной научно-практической конференции молодых исследователей ИФиЯК СФУ «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» [Красноярск, 2017], а также на Международной научно-практической конференции «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники» [Пермь, 2017]. По материалам исследования опубликована статья «Стратегический процесс формирования имиджа России в англоязычных и немецкоязычных СМИ» в сборнике «Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


СМИ обладают широким спектром возможностей и способов подачи выгодной, имеющей манипулятивный потенциал информации, которая при определённых условиях воздействует на пользователей СМИ и регулируют их отношение к происходящим событиям. При этом стратегии и тактики чаще направлены на формирование определенных концептов в сознании человека и негативного стереотипного общественного мнения о различных процессах, происходящих в мире, в частности создание отрицательного имиджа России.
В настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены способы формирования имиджа современной России в англоязычных и немецкоязычных СМИ посредством использования манипуляционных стратегий и тактик. В первой главе работы были раскрыты базовые понятия и основные подходы к определениям дискурса СМИ, манипуляции, стратегий, тактики, имиджа страны, которые определяют вектор настоящего исследования.
Дискурс СМИ определяется как тематически сфокусированный текст, представленный в разных формах, который характерен для масс-медиального пространства с ориентиром на формирование определенного общественного мнения. Информация, представленная в текстах и видеофайлах различных медиа источниках, зачастую носит манипулятивный характер, с целью воздействия на адресата сообщения.
Под манипуляцией понимается скрытое воздействие на адресата, намеренно вводящее его в заблуждение относительно замысла или содержания речи.
Процесс осуществления влияния информации на человека связывают с такими понятиями как стратегия и тактика. Вслед за О.С. Иссерс, стратегия определяется как комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникационной цели. Тактика понимается как речевое воздействие, которое соответствуют определенному этапу в реализации той или иной стратегии и направлено на скрытое внедрение в сознание адресата целей и установок, побуждающих его совершить поступок, выгодный манипулятору.
Понятие «имидж» интерпретируется в работе в широком понимании как целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п., включающий понятия «образ», «стереотип», «типаж», «репутация» и «бренд». При этом имидж страны представляет собой результат манипулятивного процесса и способ подачи оперативной, тактической и стратегической маскировки намерений и ложной информации.
Во второй главе работы были представлены фрагменты анализа собранного эмпирического материала, выделены стратегии и тактики, выявлены закономерности и различия в методах формирования имиджа России в зарубежных СМИ.
Так, была отмечена общая для немецких, британских и американских СМИ тенденция формирования негативного имиджа России. Для этого используются преимущественно шесть манипулятивных стратегий: фрустрационная стратегия, стратегия дискредитации, стратегия на понижение, стратегия дезинформации, индефинитизирующая стратегия, стратегия интенсификации. Данные стратегии реализуются с помощью таких тактик как: оскорбления и насмешки, унижения, превращения нейтральных текстов в дискредитирующие, бездоказательного умаления авторитета, нагнетания отрицательных эмоций, шокирования «фактами»,
персонификации, негативного прогнозирования, обвинения, смешения фактов, информационной перегрузки, генерализации, искажения, похвалы. Среди преобладающих лингвостилистических средств можно выделить: метафору, идиоматические выражения, лексические повторы, гиперболу, отсыл к общеизвестным фактам и историческим событиям, негативно-
В целом наблюдается пересечение стратегий и тактик, применяемых СМИ трёх представленных стран. При этом британским массмедиа свойственно преобладание фрустрационной стратегии и тактик нагнетания отрицательных эмоций, негативного прогнозирования, оскорбления, насмешки, персонификации, бездоказательного умаления авторитета. Американские СМИ чаще применяют стратегию дезинформации. Ведущими тактиками являются тактика цитирования объекта дискредитации, смешения фактов и информационной перегрузки. Немецкоязычные источники характеризуются использованием индефинитизирующей стратегии и стратегии интенсификации, тактик генерализации, искажения и похвалы с целью обвинения.


1. Айзенштадт А.Л. Словарь социально-гуманитарных терминов. Мн.: Тесей, 1999. 320 с.
2. Анисимов О.С. Методологический словарь для управленцев. М.: АгроВестник, 2002. 295 с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 303 с.
4. Бабюк М.И. Социальная манипуляция: философский анализ: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. М., 2004. 125 с.
5. Васильев А.Д. Игры в слова: манипулятивные операции в текстах СМИ. СПб.: Златоуст, 2015. 660 с.
6. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС,
1998. 640 с.
7. Викульва Л.Г., Новиков Н.В. Формирование негативного образа политика в массмедийном дискурсе: предметная сфера спорт // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. Вып. 3(19). С. 42-49.
8. Волкогонов Д.А. Психологическая война: Подрывные действия империализма в области общественного сознания. М.: Воениздат, 1983. 288 с.
9. Галумов Э.А. Международный имидж современной России (политологический анализ): автореф. дис. ... д-ра полит. наук: 23.00.04. М.,
2004. 52 с.
10. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М.: 1993. С. 158-171.
11. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Серия: Филология. Социология. Политология. 2012. Вып. 3(19). С. 29-45.
12. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технология информационно-психологического воздействия. М.: Алгоритм, 2002. 288 с.
13. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. Вып. 2. С. 1-12.
14. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 2-е изд. М.: Добросвет, КДУ, 2011. 232с.
15. Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегия понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. Вып. 23. С. 153-211.
16. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.
17. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.,
1999. С. 10.
18. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. М., 2004. 47 с.
19. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. М., 2004. 722 с.
20. Жерновая О.Р. Стереотипы нации в контексте этнокультурной идентичности // Вестник ИНГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2011. Вып. 6(2). С. 173-175.
21. Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. 224 с.
22. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
23. Катенева И.Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических оппозиционных изданий): автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01. Новосиб., 2010. 25 с.
24. Кемеров В.Е. Современный философский словарь. 2-е изд. М.: «ПАНПРИНТ», 1998. 1064 с.
25. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 315 с.
26. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов: (с переводом, этимологией и толкованием) / Н.Г. Комлев. М.: МГУ, 1995. С. 49.
27. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. 2-е изд. М.: Флинта, 2008. 176 с.
28. Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С.183-207.
29. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
30. Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. 224 с.
31. Локшин С.М., Корицкий В.Ф. Большой словарь иностранных слов в русском языке. М.: 1998. 784 с.
32. Матюшевская П.А., Ефимова Н.В., Маевская Е.В. Новейший философский словарь, 3-е изд. М.: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
33. Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика
манипулятивного воздействия. М.: Либроком, 2009. 256 с.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. 2314 с.
35. Панкрухин А.П. Маркетинг. 4.е изд. М.: Омега.Л, 2006. 656 с.
36. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
37. Прохоров А.М. Российский Энциклопедический Словарь: в 2 книгах. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. 2015 с.
38. Пугачев В.П. Управление свободой. М.:КомКлига, 2005. 272с.
39. Соломатин А.Н. Коммуникативные стратегии формирования международного имиджа России: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2014. 159 с.
40. Суворова И.С. Государственная политика как инструмент формирования имиджа страны // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. № 40. С. 154.
41. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий
«риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика»,
«речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика. Серия: Лингвистика. Вып. 5. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 5-12.
42. Федякин А.В. О понятии «образ государства» // Вестник Московского университета. Серия: 12. Политические науки. 2004. № 5. 120 с.
43. Феоктистова И.Р. Проблема имиджа постсоветской России: историко-политические подходы: дис. .канд. истор. наук: 23.00.01. Казань,
2005. 219 с.
44. Черевко Т.С. Образ, стереотип, имидж - границы применения и модель взаимодействия // Медиаальманах. 2011. Вып. 6. С. 6-13.
45. Чернышов Ю.Г. Имидж России и проблемы интеграции на
постсоветском пространстве. [Электронный ресурс]. 2004. URL:
http://rapn.ru/in.php?d= 137&gr=72&n=35&p=0&part=in&to (дата обращения: 19.04.2017).
46. Шестопал Е.Б. (ред.) Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.
47. Шиллер Г. Манипуляция сознанием. Пер. с англ.; предисл. Я. Зарсурского. М.: Мысль, 1980. 326с.
48. Шостром Э. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. Пер. Н. Шевчук, Римская. М.: издательство Института Психотерапии; Апрель Пресс, 2004, 192с.
49. Bilbie J. Manipilation through mass media. Brief analysis of means. 2005. 36 p.
50. Boorstin D. The image or what happened to the American Dream. N.Y., 1961. 264 p.
51. Riker W.H. The art of political Manipulation. New Haven; London: Yale Uni.press.,1986. 152p.
52. A Doping Scandal Appears Unlikely to Tarnish Russia's President» //
The New York Times [Электронный ресурс]. 2016. URL:
https://www.nytimes.com/2016/07/21/world/europe/putin-doping-rio- olympics.html (дата обращения: 11.05.2017).
53. Der olympische Gedanke - schon immer eine Luge? // Das Erste
[Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.daserste.de/information/wissen- kultur/ttt/sendung/olympia-kulturgeschichte-korruption-100. html (дата
обращения: 22.04.2017).
54. Der Riesenbetrug // Frankfurter Allgemeine [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://www.faz.net/aktuell/sport/sportpolitik/doping-von-mehr-als-
1000-russischen-athleten-bewiesen-14566736.html
(дата обращения:
13.05.2017).
55. Eine institutionelle Verschworung // Frankfurter Allgemeine
[Электронный ресурс]. 2016. URL:

http://www.faz.net/aktuell/sport/sportpolitik/russland-muss-fuer-seine- manipulationen-komplett-von-olympia-ausgeschlossen-werden-ein-kommentar- 14567437.html (дата обращения: 13.05.2017).
56. Russia accused of ‘state-sponsored doping' as Wada calls for athletics
ban // The Guardian [Электронный ресурс]. 2016. URL:
https://www.theguardian.com/sport/2015/nov/09/wada-iaaf-russia-dick-pound- banned (дата обращения: 14.04.2017).
57. Russian athletics has ‘steep hill' to climb to make Olympics, says
Dick Pound // The Guardian [Электронный ресурс]. 2016. URL:
https://www.theguardian.com/sport/2016/mar/09/russian-athletics-steep-hill- olympics-dick-pound (дата обращения: 14.04.2017).
58. Russian doping: Mad scramble to clear competitors // CNN [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://edition.cnn.com/2016/07/27/sport/russia-dopmg-sendoff-for-olympic-games- rio-2016/index.html (дата обращения: 14.04.2017).
59. Russland und Doping: Die Chronologie eines Skandals // Augsburger
Allgemeine [Электронный ресурс]. 2016. URL: http ://www. augsburger-
allgemeine.de/sport/Russland-und-Doping-Die-Chronologie-eines-Skandals- id38642612.html (дата обращения: 16.05.2017).
60. Yuliya Stepanova: The athlete who blew the whistle on Russian
doping // BBC Newsnight [Электронный ресурс]. 2016. URL: https: //www. youtube. com/watch?v=2AocEgKx9eU (дата обращения:
14.04.2017).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ