Введение 4
1 Теоретическое обоснование психологической готовности детей к обучению
в школе и создания веб-сайта 7
1.1 Психологическая готовность детей к обучению в школе 7
1.1.1 Личностная готовность к школьному обучению 8
1.1.2 Интеллектуальная готовность к школьному обучению 9
1.1.3 Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению 13
1.2 Теоретический обзор способов создания веб-сайта 15
1.2.1 Web-технологии, всемирная сеть Internet 15
1.2.2 Типы сайтов. Язык HTML 17
2 Описание диагностических методик для исследования психологической готовности детей к школьному обучению и программных средств для создания веб-сайта 21
2.1 Описание методик и процедур тестирования 21
2.2 Программные средства и модули Dreamweaver 4.0 34
3 Анализ результатов исследования и описание структуры веб-сайта
«Психологическая готовность детей к обучению в школе» 45
3.1 Обработка и интерпретация результатов исследования 45
3.2 Описание структуры веб-сайта «Психологическая готовность детей
к обучению в школе» 55
Заключение 62
Список использованных источников 64
Приложение А (справочное) Нормативные данные 66
Приложение Б (обязательное) «Тест Тулуз-Пьерона» 67
Приложение В (обязательное) «Гештальт-тест Бендер» 68
Приложение Г (обязательное) «Кратковременная зрительная намять» 70
Приложение Д (обязательное) «Интуитивный визуальный анализ-синтез» 71
Приложение Е (обязательное) «Визуальные классификации» 72
Приложение Ж (обязательное) «Визуальные аналогии» 73
Приложение И (обязательное) «Абстрактное мышление» 76
Приложение К (обязательное) Интерпретация уровневых характеристик мышления 78
Приложение Л (обязательное) «Цветовой тест Люшера» 80
На современном этапе развития общества использование интернет- пространства и компьютерных технологий для оказания различных типов услуг, в том числе и психологических, стало технически возможным и экономически рентабельным. Это связано с возникновением новых форм передачи и обработки данных, с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого оборудования, а также с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов интернет-содержания [1]. При этом основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг является задача проектирования и последующей реализации специализированных информационных систем, способных решать разнообразные задачи. Одной из самых распространенных систем донесения информации до широкого круга пользователей являются веб¬сайты, содержащие разнообразные данные. Простота и удобство в использовании, многофункциональность делают веб-сайты популярными во всех сферах человеческой деятельности [2].
Организации, занимающиеся социальными проблемами, широко используют информационные технологии и, в частности, веб-сайты, т. к., они в достаточной степени формируют и удовлетворяют информационные потребности людей, информационное обеспечение социальных процессов в различных областях человеческой деятельности, том числе и в педагогической.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе [3].
Проблемой психологической готовности дошкольников к школьному обучению занимались известные отечественные и зарубежные ученые: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, А. Пьерон и др. В нашей работе мы придерживались взглядов Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и В.И. Дубровиной, которые считают, что понятие «психологическая готовность к школьному обучению» включает в себя необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников и выделяют психологическую готовность как один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [4, 5].
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из пунктов этой задачи, который предназначен прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации [6].
Возрастающие объемы информации, необходимые для успешной деятельности различных образовательных учреждений, требуют использования современных информационных технологий. Поэтому возникла необходимость создания веб-сайта, который поможет психологам, педагогам, а также родителям в решении проблем психологической готовности к школьному обучению, связанных со спецификой развития ребенка старшего дошкольного возраста. Все вышесказанное актуализирует проблему исследования и обусловливает выбор темы дипломной работы.
Тема и цель дипломной работы: создание веб-сайта «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1 Провести обзор теоретических источников по вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и обзор программных средств для создания веб-сайтов.
2 Подобрать диагностические методики для исследования психологической готовности детей к обучению в школе.
3 Провести исследование психологической готовности детей к школьному обучению на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 132» г. Красноярска.
4 Проанализировать полученные результаты.
5 Выбрать программные средства для создания веб-сайта «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
6 Разработать структуру веб-сайта «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
7 Создать веб-сайт «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Цель исследования - выявление уровня психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - психологическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет исследования - уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Для выполнения поставленных задач нами был подобран диагностический комплекс, состоящий из двух методических блоков [7, 8]:
1 Первый блок предназначен для группового тестирования и включает:
- «Тест Тулуз-Пьерона» (особенности нейродинамики, внимания, работоспособности);
- «Гештальт-тест Бендер» (зрительно-моторная координация).
2 Второй блок методик предназначен для индивидуальной работы с ребенком и включает в себя 9 методик, измеряющих объем кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, структурно -уровневые характеристики мышления, речевое развитие и личностные особенности ребенка; цветовой тест Люшера - эмоциональные установки по отношению к школе. Его цель - выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132» г.
Красноярска (31 ребенок подготовительной группы).
Целью дипломной работы являлось создание веб-сайта «Психологическая готовность детей к обучению в школе», для достижения которой нами был реализован ряд задач. Проведенный в рамках данной дипломной работы теоретический обзор проблемы психологической готовности детей к обучению в школе показал, что данный вопрос неоднократно рассматривался в контексте психолого-педагогических исследований, но все еще остается актуальным. В работе мы придерживались взглядов А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Пьерона, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, В.И. Дубровиной, которые раскрывают сущность психологической готовности как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников и выделяют психологическую готовность, как один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства, а также отмечают системный характер структуры психологической готовности.
Обзор литературных источников по разработке и внедрению информационных технологий, и в частности по программным средствам для создания веб-сайтов, позволил нам выбрать визуальную среду HTML - Macromedia Dreamweaver 4.0, как одну из простых в использовании и обладающих широким спектром возможностей. В данной визуальной среде был разработан веб-сайт «Психологическая готовность детей к обучению в школе».
Для реализации задач исследования мы использовали диагностический комплекс, состоящий из двух методических блоков: группового тестирования и индивидуальной работы с детьми. Такого рода психодиагностика позволяет понять индивидуальные возможности ребёнка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые удастся избежать осложнений в обучении и развитии. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 31 дошкольник подготовительной группы
В целом, мы пришли к выводу: у 18 (57 %) дошкольников есть все предпосылки для самостоятельного и успешного обучения в школе (все показатели, характеризующие готовность ребенка к обучению в школе, развиты на хорошем и высоком уровнях). Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. У 9 (30 %) дошкольников уровень психологической готовности средний или в норме, минимально необходимый для детей, поступающих в школу и достаточный для начала обучения по общеобразовательной программе. Так как по результатам исследования абсолютное большинство показателей этой группы детей не опускалось ниже среднего уровня, то делается заключение о готовности детей к школе, однако, особое внимание надо уделять развитию понятийного мышления и способности понимать материал «на слух». Можно сказать, что 27 (87 %) обследуемых детей готовы к обучению в школе.
Необходимо отметить, что у 4 (13 %) детей в течение всего диагностического исследования наблюдались слабые показатели по всем параметрам, что свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов и не готовности к обучению в школе. Поступление в школу им рекомендуется отложить на год. Для оказания помощи этим детям требуется объединение усилий психолога, родителей и педагогов. Необходимо выработать у этих детей ряд навыков и умений: преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; развивать аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщать. Для этого с детьми нужно читать книжки, а потом просить вкратце изложить содержание прочитанного, что научит анализировать смысл книги, сделает речь связной, закрепит в словарном запасе новые слова. Кроме этого, обязательно необходимо тренировать любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки нужно нарабатывать ежедневно, используя педагогические методы и приемы.
По результатам выполненной работы создан веб-сайт «Психологическая готовность детей к обучению в школе», который включает в себя: теоретический материал, методики и нормативные данные для исследования, результаты исследования, рекомендации родителям, глоссарий, литературу. Данный веб-сайт разработан с помощью гипертекстового редактора HTML - Macromedia Dreamweaver 4.0. Структурные элементы сайта снабжены системой гиперссылок, позволяющих пользователю легко и быстро найти необходимую информацию, интерфейс достаточно удобен для пользователя.
Таким образом, поставленные задачи в целом решены, цель дипломной работы достигнута. Создан веб-сайт «Психологическая готовность детей к обучению в школе», призванный упростить процедуру изучения специфики психологической готовности детей к обучению в школе. Сайт предназначен для педагогов, психолога и родителей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 132» г. Красноярска и всех, интересующихся данной проблемой.
1 Клименко, С. В. Internet. Среда обитания информационного общества / С. В. Клименко, В. В. Уразметов. - Российский центр Физико-технической Информатики: Протвино, 2008. - 338 с.
2 Дунаев, Д. М. Сам себе Web-мастер / Д. М. Дунаев. - СПб.: БХВ - Артлит, 2009. - 314 с.
3 Эльконин, Б. Д. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Б Д. Эльконин. - М.: Просвещение, 1998 - 190 с.
4 Леонтьев, А. Н. Практикум по психологии / А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Мысль, 2008. - 235с.
5 Давыдов, В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной психологии / В. В. Давыдов. М.: 2009.- С. 160-163.
6 Венгер, Л. А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2010. - 421 с.
7 Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н. В. Нижегородцева, В Д. Шадриков. - М.: Владос, 2002. - 258 с.
8 Шванцара, И. Диагностика психического развития / И. Шванцара. - Прага, 1998. - 312 с.
9 Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец. - М.: 2007. - 239 с.
10 Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов / А. Л. Венгер. - М.: Просвещение, 2001. - 279 с.
11 Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 354 с.
12 Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько - М.: Просвещение, 2008. - 252 с.
13 Эльконин, Б. Д. Возрастные и индивидуальные особенности, младших школьников / Б. Д. Эльконин, Т. В. Драгунова. - М.: Просвещение, 2001. - 210 с.
14 Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. / Н. И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
15 Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 217 с.
16 Нижегородцева, Н. В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте / Н. В. Нижегородцева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 308 с.
17 Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2001. - 358 с.
18 Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению / Н. И. Гуткина. - М.: Просвещение, 2003. - 327 с.
19 Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова. - Петрозаводск, 2002. -316 с.
20 Меттус, Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников / Е. В. Меттус. - Волгоград, 2007. - 279 с.
21 Матвеева, Л. А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасти / Л. А. Матвеева. - Спб.: Наука, 1998. - 124 с.
22 Эльконин, Б. Д. Детская психология / Б. Д. Эльконин. - М.: Просвещение, 1998. - 320 с.
23 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с.
24 Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец. - М., 2007. - 239 с.
25 Шафрин, Ю. А. Основы компьютерной технологии / Ю. А. Шафрин. - М., 2008. - 378 с.
26 Макарова, Н. В. Информатика / Н. В. Макарова. - СПб.: Наука, 2004. - 217 с.
27 Фролов, А. В. Введение в MS-DOS MS Windows, MS Word for Windows / А. В. Фролов, В. Г. Фролов. - М.: «ДИАЛОГ - МИФИ», 2004. - 264 с.
28 Букатова, И. Л. Электронные обучающиеся системы / И. Л. Букатова, М. И. Елинсон, А. М. Шаров. - М.: Знание, 1998. - 164 с.
29 Шафран, Э. Создание Web-страниц: Самоучитель / Э. Шафран. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 320 с.
30 Симонов, А. Начинающему Web-дизайнеру / А. Симонов // PC Magazine. - 2000. - № 2. - С. 129.
31 Спэйнауэр, С. Справочник Web-мастера / С. Спэйнауэр, Р. Экштейн. - СПб.: «Символ», 2000. - 608 с.
32 Новкова, Л. А. Macromedia Dreamweawer и Microsoft FrontPage в общих чертах / Л. А. Новкова, К. Б. Ановиченко. - СПб. : Питер, 2002. - 350 с.
33 Араков, И. Ф. Кабинет информатики, безопасность пользователя / И. Ф. Араков. - СПб.: Питер, 2003. - 220 с.
34 Драпенко, А. Г. Распространение программ Microsoft Access / А. Г. Драпенко // Мир ПК. - 2000. - №3. - С. 64-69.
35 Информатика / Под ред. Макаровой Н.В. СПб, 1998.