Введение 4
1 Практика создания эффективных брендов 13
1.1 Бренд: основные характеристики понятия и концепции
брендирования 13
1.2 Бренды образовательных учреждений и критерии их эффективности . 26
2 Общее и особенное в практике брендирования российских и зарубежных
университетов (на материале анализа фирменного стиля) 39
2.1 Бренды в мировой университетской практике: характерные тренды ... 39
2.2 Бренды российских университетов и их эффективность (на основе
анализа фирменного стиля и проведения глубинного интервью) 59
Заключение 88
Список использованных источников 95
Приложение
Актуальность данного исследования, в первую очередь, заключается в том, что на сегодняшний день рынок образовательных услуг высшего профессионального образования отличается высоким уровнем конкуренции. Университеты соревнуются за получение бюджетных мест, за абитуриентов, привлечение и удержание высококвалифицированных кадров, привлечение дополнительных средств из различных источников. Бренд является неотъемлемым и важным ресурсом любой организации. Скоротечно растущий уровень конкуренции обусловливает необходимость формирования сильного бренда, как фактора укрепления конкурентоспособности. Университеты заинтересованы в поиске дополнительных конкурентных преимуществ, а в качестве такого преимущества рассмотрен бренд университета и его фирменный стиль, как уникальный атрибут бренда. Мы можем наблюдать, что в настоящее время высшие учебные заведения все чаще прибегают к принципам брендироавния, технологиям маркетинга с целью утверждения своего положения на образовательном рынке, усиления конкурентоспособности, четкого и правильного позиционирования в умах потребителей.
Формирование бренда высших учебных заведений особенно актуально в ситуации вступления России в болонский процесс и связанными с этим вступлением глобализационными процессами в отечественной системе высшего образования. Российские высшие учебные заведения теперь должны конкурировать не только друг с другом, уровень конкуренции значительно повышают вступающие в борьбу за российского абитуриента зарубежные вузы, которые уже давно пользуются на практике принципами и техниками брендинга, а так же собственного позиционирования на образовательном рынке. Следовательно, необходимо изучить теоретические основы формирования бренда высших учебных заведений, в частности зарубежный опыт брендинга, с последующим внедрением их в практическую сферу деятельности высших учебных заведений.
Особую актуальность выбранной нами теме придает то, что за последние годы образование становится растущей и очень перспективной сферой в экономике. По существующим данным объем спроса и предложения на образовательные услуги увеличивается с каждым годом.
На протяжении длительного времени российская система образования отличалась политическим строем государства и носила запланированный характер. Однако сегодня наблюдается совершенно иная ситуация исходя из того, что изменилась социально-экономическая ситуация в стране, следовательно изменились и принципы функционирования объектов образовательных услуг, всё более приобретая черты рыночной экономики.
Сегодня вопросы, касающиеся усиления позиций Высших учебных заведений и выхода их на уровень зарубежных - являются весьма актуальными. Стоит отметить, что, не смотря на большое количество исследований в области брендинга, до сих пор нет единой терминологии, инструментария, модели формирования бренда ВУЗа. Именно поэтому выбранная нами тема для исследования несет в себе актуальность, которая связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Вышеизложенные сведения обосновывают актуальность выбранной темы исследования и ее практическую значимость.
Степень изученности проблемы
Проведя анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению брендирования высших учебных заведений, можно сделать вывод, что данная тема является популярной, но еще далеко не изученной в полной мере.
Для глубоко изучения выбранной нами темы для начала следует обратиться к самому понятию «бренд». Начальным этапом активного применения брендинга в истории маркетинга принято считать Средние века и Новое время, когда цеховые ремесленники помечали свои производимые изделия особой отличительной маркой, так называемым клеймом (штампом, печатью на сургуче). Эта авторская сигнатура считалась уникальным знаком мастера, а также содержала смысл определенного уровня качества товара.
Базовой основой современной трактовки экономической и маркетинговой сущности бренда являются концепции американских маркетологов Д. Огилви, Д. Аакера, Ф. Котлера, А. Эллвуда, Р. Райса, Л. Перси, Д. Траута, П. Темпорала. Разрабатывая научные подходы к пониманию брендинга, эти авторы, как правило, основывались на своей богатой практике продвижения товаров и услуг.
Э. Райс, Р. Росситер, Л. Перси, Д. Траут в своих научных трудах занимались теорией и практикой позиционирования продукта или услуги, что, собственно, является сущностью брендинга.
Исследование проблем брендинга осуществляли также и отечественные ученые: Б. Бабленков, В. В. Балашов, Е. Власова, С. И. Волков, Б. Н. Домнин, А. Ю. Зоткин, А. Н. Матанцев, М. О. Макашев.
В. Н. Домнин в своей работе «Брендинг: новые технологии в России» выявляет особенности современного брендинга, уделяет внимание аспекту уникаьности бренда. Также автор поясянет, насколько важно опираться на современность и актуальные требования потребителей при желании создать сильный, долгоиграющий бренд. Автор определяет новые технологии брнединга, разработанные и внедренные на территории России.
Вопросы формирования ценности бренда и определения его стоимости затронуты в трудах Д. Аакера, П. Дойля, И. Л. Акулич., Е. П. Голубкова.
Проблемам и перспективам развития маркетинга и брендинга в сфере образовательных услуг посвящены труды Е. С. Акоповой, И. Г. Акперова, Н. П. Кетовой, Н. В. Третьяковой.
Общетеоретической основой данного исследования послужили фундаментальные труды по маркетингу таких известных отечественных и зарубежных специалистов как И. В. Алешина, И. С. Березин, Е. П. Голубков, П. Дойль, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, М. Портер, P. A. Фатхутдинов, а также исследования в области образовательного менеджмента и маркетинга А. О. Блинова, А. П. Егоршина,
А. П. Панкрухина, О. В. Сагановой и др.
Различные аспекты брендинга наиболее глубоко исследованы в трудах Д. Аакера, Б. Барнса, Т. Гэда, Э. Иохимштайлера, И. В. Крылова, Ф. Дж. ЛеПла, В. Л. Музыканта, Т. Нильсона, В. М. Перции, Дж. Траута, Д. Шульца и других.
Понятие «реклама», основы и функции рекламной деятельности рассматривали такие исследователи как А. Н. Мудров, А. К. Аксенова, М. И. Ананич, Ф. Джефкинс, С. В. Ильинский.
Нами были учтены результаты недавних исследований в области образовательного брендинга, опубликованных, в частности, В. В. Азарьевой, Н. А. Пашкус, A. A. Хайрец и Н. Р. Хачатурян, а также многочисленные разработки отдельных российских компаний по технологиям применения концепции брендинга хозяйствующими субъектами различных отраслей.
Информационной основой исследования послужили опубликованные глобальные и национальные рейтинги вузов, официальные статистические данные по образованию в России, собранная нами первичная маркетинговая информация, а также аналитические материалы и экспертные оценки.
Такие авторы как Р. Беннетт и Али-Чоудхури, исследуя восприятие бренда вуза, в качестве факторов, влияющих на формирование определенного восприятия бренда вуза у абитуриентов, выделяют такие социально-демографические характеристики как пол, материальное положение семьи, успеваемость и наличие высшего образования у родителей. Однако, авторы обращают внимание на то, что обозначенные факторы распространяются только на формирование восприятия бренда «средних» вузов, в то время как связь этих факторов с восприятием бренда престижных вузов Р. Беннетт и Али-Чоудхури изучена не была.
С другой стороны, согласно исследованию Ю. А. Цимерман, процесс глобализации поспособствовал тому, что в России значительно возросла роль молодежи как потребителя, что важно обозначить, поскольку именно молодежь, в силу своих возрастных особенностей, наиболее склонна к демонстративному потреблению. Данный вывод наводит на предположение о том, что восприятие бренда престижного вуза как залога качественного образования в определенной степени могло заместиться восприятием бренда вуза не только как способа получения высокооплачиваемой работы, но и как нечто такого, что можно демонстрировать окружающему миру.
Д. Аакер в своей работе «Создание сильных брендов» глубоко изучает понятие брендинг, а так же такие основные понятия, такие как бренд, капитал бренда, ядро бренда, индивидуальность бренда и другие. Его книга собрала в себе все основы брендинга и на сегодняшний день является одной из самых удачных книг на данную тематику.
Жан-Ноэль Капферер в своей книге «Бренд навсегда» рассматривает такие важные вопросы как: строительство бренда, управление розничными брендами, роль инноваций в развитии и обновлении брендов, корпоративный брендинг, современные тенденции бренд-менеджмента. Его работу называют бесценным справочником для специалистов по маркетингу.
Д. Аакер в своей работе «Стратегическое рыночное управление» рассматривает вопросы конкуренции на рынке, географическое влияние на различные рынки услуг.
Федотова Л. Н. в своем исследовании «Социология рекламной деятельности» говорит нам об изучении реального функционирования института рекламы в современном социуме, социологических методов обеспечения этой деятельности.
Джек Траут и Эл Райс выпустили книгу «Позиционирование: битва за узнаваемость», в которой говорится о том, что «Позиционирование — это операция на сознании потенциальных покупателей». Рассматриваются принципы позиционирования и их эффективное применение. Представлены стратегии контрпозиционирования.
Д. Шульц в своем издании «Брендология: Правда и вымыслы о брендинге» освещает во многом скрытый истинный смысл и подлинную роль брендов, фирменных марок в бизнесе, раскрывает тайны брендинга, рекламы и маркетинга, выявляет секреты успешных и долговечных брендов.
Также в ходе работы нам потребовалось обратиться к такому явлению, как психология цвета и символом. В. Ф. Петренко и В. В. Кучеренко в своей работе «Взаимосвязь эмоций и цвета» отмечают, что каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, именно поэтому выбор цвета в любом виде деятельности очень важен для эффективного результата. Символы, использованные в логотипе, также важны при создании целостного образа бренда. Британский специалист Джо Хикман в своих научных трудах о психологии цвета в брендинге отмечает, что психология цвета - «это область исследований в индустрии дизайна, которая изучает, что передает каждый цвет, как оттенки цвета превращаются в личные ощущения. Возможно, вы и не догадываетесь, что цвет логотипа или имеет значение, но статистика показывает, что около 90% импульсных покупок совершаются под влиянием цвета».
Поскольку тема брендинга безусловно неотъемлема от темы "общество и культура", мы обращаемся к их взаимосвязи в различных аспектах.
Следует отметить, что разнообразные модели, лежащие в основании теории и истории бренда, были изучены и изложены культурологами и философами. На сегодняшний день можно отметить, что к проблемам отдельных частей бренда: имидж, символ, в разное время обращались такие авторы как: М. Вебер, Д. Дьюи, Г. Зиммель, А. Смит, Ч. Сноу, К. Леви-стросс и другие.
Несмотря на то, что отечественная и зарубежная литература отражает многие аспекты формирования и продвижения бренда вузов, сохраняется потребность их детализации до уровня рекомендаций, пригодных для практического применения. Поэтому возникает необходимость, с одной стороны, комплексного изучения теоретического материала по данной тематике, а с другой стороны, - конкретизация и применение теоретических аспектов на материале практики.
Предмет исследования - бренды российских и зарубежных вузов.
Объект исследования - практики брендирования российских и зарубежных вузов (на материале анализа фирменного стиля).
Основная цель - исследование российских и зарубежных брендов вузов на основе анализа их фирменных стилей.
В соответствии с целью сформированы следующие задачи:
1. Дать рабочее определение понятия «бренд» в контексте избранной проблематики и выявить его основные характеристики.
2. Дать обзор основных концепций брендирования.
3. Выявить основные мотивы выбора логотипов, слоганов, и других выбранных элементов в брендах образовательных учреждений.
4. Уточнить критерии эффективности такого выбора.
5. Проанализировать ряд брендов зарубежных университетов.
6. Выявить и систематизировать их характерные черты.
7. Проанализировать ряд брендов российских университетов в сравнении с практикой брендирования на Западе.
8. На основе качественного социологического исследования (глубинного интервью) уточнить их эффективность.
Гипотеза исследования
Предполагается, что российские ВУЗы, существующие на рынке долгое время, в процессе брендирования выбирают те же стратегии, что и основные западные ВУЗы. Однако поскольку не все вузы отвечают необходимому условию - наличию довольно давней и насыщенной событиями истории - то они вынуждены искать иные способы брендирования.
Методология исследования
Теория брендинга Д. Аакера была использована для выявления эффектинвых методов создания сильного бренда ВУЗа.
Теория позиционирования Д. Траута и Э. Райса использовалась нами для выявления удачных идей в сфере брендинга с целью прочного закрепления в сознании потребителя.
Теория рекламы и теория маркетинга являются основой для анализа образца современных PR-продуктов.
Теория психологии цвета и символов В. Ф. Петренко и В. В. Кучеренко позволила определить значимость данных явлений при создании эффективных брендов ВУЗов.
Теория современных технологий брендинга в России В. Н. Домнин позволила выявить актуальные и эффективные характеристики современных брендов.
Частные методики социологических опросов и систематизации данных применены в практической части работы.
В исследовании применяются также общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции в целях обобщения полученных теоретических и практических данных и формулировки выводов.
Новизна исследования
Исследовательская работа обладает определенной научной новизной, так как исследованию подлежит малоизученная тема брендирования высших учебных заведений.
В работе сформулированы рабочие определения понятий «бренд» и брендинг ВУЗов в контексте избранной проблематики, выявлены характеристики эффективного бренда ВУЗа.
В работе уточнены составляющие ценности бренда, а также аспекты, определяющие специфику брендинга.
Введены в научный оборот данные глубинного интервью в контексте избранной проблематики, а также результаты анализа фирменных стилей и PR-продуктов брендов ВУЗов. Выявлены общие и различные черты брендирования высших учебных заведений за рубежом и в России.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в новом исследовательском материале, полученные данные которого могут быть использованы для дальнейших разработок в сфере брендинга вузов.
В практической области результаты исследования могут быть применены в разработке и продвижении бренда ВУЗа и его эффективного позиционирования.
Содержание работы
Содержание данной выпускной квалификационной работы соответствует цели исследования, отражает логику поставленных задач. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В выпускной квалификационной работе исследуется актуальная на сегодняшний день для российских вузов проблема брендирования высших учебных заведений. В настоящее время в связи с высоким уровнем конкуренции на образовательном рынке укрепление собственного уровня конкурентоспособности является очень важным фактором для сохранения и поддержания стабильности образовательной деятельности учреждений. Для того, чтобы достичь поставленной цели, в работе исследовано 84 источника теоретической и научно-практической литературы. Проведенное исследование позволило решить ряд задач, а именно: определить рабочие понятия «бренд» и «брендинг» в контексте данного исследования; провести обзор основных концепций брендирования в части выбора фирменного стиля; выявить основные мотивы выбора логотипов, слоганов и других выбранных элементов в брендах образовательных учреждений с уточнением их эффективности.
Целью данной работы являлось исследование российских и зарубежных брендов вузов на основе анализа их фирменных стилей.
В первом параграфе первой главы изучены основные атрибуты, из которых складывается ценность бренда, кратко описана история развития брендинга, представлены основные концепции брендирования. Во втором параграфе первой главы выявлены основные мотивационные факторы при выборе логотипов, слоганов и других атрибутов брендов вузов. Уточнено, чем объясняется тот или иной выбор. В этом же параграфе описаны основные критерии эффективности бренда. Таким образом в ходе теоретического исследования в первой главе были даны определения понятий «бренд» и «брендинг ВУЗов» в контексте избранной проблематики. Бренд в контексте избранной проблематики - название, термин, знак, символ или рисунок, или их сочетание, которые призваны идентифицировать комплексные услуги в области образования, тем самым помогая отличить их от услуг конкурентов. Брендинг ВУЗов - целенаправленный процесс формирования устойчивого положительного образа комплекса услуг в области образования и подготовки специалистов, основанный на актуальных интересах, ожиданиях и мотивах потребительской аудитории. Уточнено, что брендинг на разных рынках товаров и услуг имеет свою особую специфику, которая определяется функциональной составляющей продукта и его рациональными преимуществами, а важнейшей составляющей ценности бренда являются положительные ассоциации данного бренде в сознании потребителей целевых групп. В главе также показано, что единой системы критериев эффективности брендов высшей школы пока не сложилась.
Научная проблема формирования брендов высших учебных заведений актуализировалась в ситуации вступления России в болонский процесс и связанными с этим вступлением глобализационными процессами в отечественной системе высшего образования. Российские высшие учебные заведения теперь должны конкурировать не только друг с другом: уровень конкуренции значительно повышают вступающие в борьбу за российского абитуриента зарубежные вузы, которые уже давно пользуются на практике принципами и техниками брендинга, а также собственного позиционирования на образовательном рынке.
Со сложностью и многоплановостью самого понятия «бренд вуза» связана и система оценки эффективности брендов высших образовательных учреждений. Бренды строятся как в соответствии с классическими подходами, так и ориентируясь на современные требования, что на сегодняшний день является очень важным для привлечения аудитории. Исследование показало, что во многом бренды (фирменные стили) современных российских вузов, разработка которых стимулируется государственной политикой интернационализации высшего образования, обнаруживают связь с историей данного вуза и его географическим положением (регионом местоположения).
В первом параграфе второй главы проведен визуально-смысловой и логико-семантический анализ брендов зарубежных вузов в части их фирменных стилей и PR- продуктов (логотип, фирменный цвет, шрифт, слоган, официальный сайт, представленные история вуза и его миссия, а так же использование/неиспользование инновационных современных коммуникационных технологий (3 d-тур по вузу, онлайн консультации для абитуриентов по видеосвязи и другие).
Проведенное исследование показало: самые престижные бренды мировых университетов основаны, в первую очередь, на богатой насыщенной событиями истории вуза. История является неотъемлемым источником традиций и брендовых легенд, которые создают впечатление основательности, фундаментальности этого вуза, а также вызывают доверие у потребителя. В символике брендов зачастую используется геральдическая и королевская тематика, что подразумевает элитарность, исключительность, высокий статус вузов. Ключевым преимуществом зарубежных брендов высших учебных заведений является их многовековая история, именно поэтому логотипы и другие атрибуты сохраняют в себе символы прошлого и исторические смыслы. Поскольку имидж ведущих зарубежных брендов давно сформирован в умах потребителей, менять это эмоциональное восприятие путем внедрения новых логотипов, фирменных цветов нецелесообразно и неэффективно. Тем не менее, работа над брендами в зарубежных вузах продолжается: демонстрируется развитие научной и исследовательской деятельности, смыслы брендов распространяются на новые целевые аудитории, развивается партнерство с другими вузами мира. Сила бренда растет, имидж вуза в целом укрепляется, подтверждая его многогранные возможности. Сегодня мировые бренды провозглашают не столько образовательную (как российские вузы), сколько именно исследовательскую, научную работу главным своим предназначением. Это делает их образы устремленными в будущее как для студента, который мечтает стать высококлассным специалистом и получить работу, так и для общества в целом.
Во всех брендовых историях зарубежных ВУЗов важнейшее место занимает также территориальный брендинг, то есть неразрывная связь с городом, местностью, страной, где находится вуз. Этот аспект отражается и фирменном стиле бренда: логотипе, гербе, флаге. И наоборот: в городах, где расположены эти всемирно известные университеты, именно они являются не только визитной карточкой, но самой сущностью определенного города. Таким способом бренд города и бренд вуза взаимно усиливают друг друга.
Таким образом, характерными смысловыми трендами мировой университетской практики можно считать фундаментальность образования; сильную исследовательскую составляющую, направленную на полезный практический результат в разных сферах науки; инновационность образовательных и коммуникационных процессов; фирменный стиль, опирающийся на исторические традиции, содержащий функциональный логотип и особый фирменный цвет и шрифт, позволяющий идентифицировать бренд; глобальность и открытость миру.
Во втором параграфе второй главы был проведен анализ ряда брендов (в части фирменного стиля и PR -продуктов) российских университетов в сравнении с практикой брендирования на Западе (МГУ, СПбГУ, ТГУ, НГУ, СФУ). Проведено качественное социологическое исследование в формате глубинного интервью с целью выявления эффективности российских брендов высших учебных заведений. Практическое исследование позволило сделать ряд выводов и провести некоторую классификацию российских вузов по указанным признакам.
Первая категория российских учебных заведений - те, которые существуют на российском образовательном рынке уже не первое столетие. Они, как и большинство западных вузов, оприраются на исторический фактор как на преимущество (например, МГУ, СПбГУ).
Что касается второй категории ВУЗов - «новичков», то можно сделать вывод о том, что из-за недостатка богатой истории за плечами создание бренда чаще всего основывается на «эксплуатации будущего» - смыслов современности и инноваций, которые прослеживается в логотипах, формулировке миссий, в материалах официальных сайтов ВУЗов. Молодые ВУЗы стремятся следовать образу молодости, позиционируя себя как современные, «молодежные».
И первая, и вторая категории российских вузов в своих брендах пытаются раскрыть свои уникальные образы именно через акцентирование доминанты «прошлое-будущее». Так, например, ВУЗы - «долгожители» делают акцент на своем долгом существовании на образовательном рынке в сочетании с весомым вкладом, внесенным в науку, а ВУЗы-«новички» делают упор на свою молодость, четкое знание и понимание современных реалий. Однако важно, что все российские вузы чаще всего акцентируют в своих брендах и PR-материалах именно образовательные услуги и сопровождающий их сервисный комплекс (общежития, активную студенческую жизнь, спорт и др.). А эти смыслы обращены прежде всего к абитуриентам, которые еще не видят себя специалистами, не ощущают ценности науки и послевузовской востребованности. Западные вузы делают ставку на образ выпускника, который поддерживается Ассоциациями выпускников, эндаумент-фондами и так далее, и основывается на пропаганде вхождении в элитарный слой выпускников данного вуза.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и в целях определения эффективности брендов российских ВУЗов было проведено качественное социологическое исследование. В его результате были выявлены ключевые ассоциации с «эффективным брендом ВУЗа»: по мнению респондентов, вуз должен обладать такими характеристиками, как известность, хорошая репутация, высокая востребованность выпускников, высокое качество образовательных услуг. Если данные смыслы находят отражение в бренде и поддерживающих его PR-продуктах, то такой бренд можно считать эффективным.
Исследования показало, что представленные логотипы российских ВУЗов распознаются респондентами не в полной мере. Так, например, 5 из 7 респондентов не смогли идентифицировать логотип бренда Санкт- Петербургского государственного университета, объясняя это тем, что изображение не содержит в себе географический посыл к городу, а также не несет в себе название ВУЗа. Легко распознаваемым оказался логотип МГУ за счет всем известного здания главного корпуса ВУЗа; логотип ТГУ легко идентифицировался респондентами из-за наличия названия города в логотипе; Новосибирский государственный университет распознали большинство респондентов, объясняя это тем, что слышали о создании нового многофункционального логотипа ВУЗа; логотип ОмГУ был верно определен всеми респондентами, так как состоит из аббревиатуры самого названия ВУЗа, многие интервьюеры отметили, что ранее никогда не встречали логотип данного ВУЗа, но все же смогли без труда верно определить его принадлежность. В ряд брендов респонденты выявили смысла, связанные с образованием и наукой. И все-таки российские вузы пока позиционируют себя в основном как образовательные учреждения. Однако тот факт, что недавно Министерство образования РФ была разделено на Министерство просвещения, которое будет заниматься школьным и дошкольным образованием, и Министерство высшего образования и науки, показывает, что сегодняшний тренд образования в России - сближение науки и образования.
Подводя итог исследования, можно заключить, что ранее выдвинутая гипотеза была подтверждена: российские ВУЗы, существующие на рынке долгое время, в процессе брендирования выбирают те же стратегии, что и основные западные ВУЗы. Однако поскольку не все вузы отвечают необходимому условию - наличию довольно давней и насыщенной событиями истории - то они вынуждены искать иные способы брендирования, акцентируя не прошлое, а будущее.
1. Аакер, Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / Д. Аакер, Э. Йохимштайлер. - Москва : ИД Гребенникова. - 2003. - 374 с.
2. Аакер, Д. Создание сильных брендов: книга / Д. Аакер. - Москва : ИД Гребенникова. - 2003.
3. Айдрус, И. А. Системы управления обучением как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов / И. А. Айдрус // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2015. - № 6. - С. 63-68.
4. Амблер, Т. Практический маркетинг: Пер. с англ. / Т. Амблер, Ю. Н. Каптуревский // - Санкт-Петербург : «Питер». - 1999. - 400 с.
5. Американская ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] : AMA. - Режим доступа: https://www.ama.org/Pages/default.aspx.
6. Асмятуллин, Р. Р. Российские университеты на мировом рынке образовательных услуг: тактика и стратегия / Р. Р. Асмятуллин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экономика». - 2016. - С. 99-107.
7. Балабанова, В. В. Бренд - имидж вуза: реальность и перспективы / В. В. Балабанова // Институт управления, бизнеса и права. - Ростов на Дону. - 2006.
8. Баталова, О. С. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] : Молодой ученый. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/21/2111/.
9. Беляев, А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / Высшее образование в России / А. Беляев // Москва. - 2007. - №11. - С. 62-65.
10. Бинецкий, А. Е. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса: Учебн.-практ. пособие / А. Е. Бинецкий. - Москва : BRA «ЭКМОС». - 2003. - 240 с.
11. Богданов, Е. П., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилеишнз». / Е. П. Богданов, В. Г. Зазыкин // 2 - изд. - Санкт-Петербург : Питер. - 2003.
12. Ванюшкина, В. В. Бренд высшего образовательного учреждения:
особенности формирования и продвижения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/brend-vysshego-obrazovatelnogo-
uchrezhdeniya-osobennosti-formirovaniya-i-prodvizheniya.
13. Волкова, М. М. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг / М. М. . Волкова, А. Б. Звездова // Маркетинг. - 2001. - № 2.
14. Гарвардский университет: история [Электронный ресурс] : Harvard. - Режим доступа: https://www.harvard.edu/about-harvard/harvard- glance/history.
15. Герман, Н. Г. Роль бренда в многоуровневой модели образовательной услуги в условиях формирования информационного общества / Н. Г. Герман. - Москва : МЭСИ. - 2008. - 226 с.
16. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - Санкт-Петербург : ООО «Книжный Дом». - 2008. - 192 с.
17. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика. / Е. П. Голубков. - Москва : Финпресс. - 2016. - 416 с.
18. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ [Электронный ресурс] : Консультант плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/.
19. Грант, Дж. Манифест инноваций бренда. Как создаются бренды, переориентация рынков и преодоление стереотипов / Дж. Грант. - Москва : Группа ИДТ. - 2007. - 272 с.
20. Грошев, И. В. Вуз как объект брендинга / И. В. Грошев, В. М. Юрьев. - Москва. - 2010. - №1. - С. 23-29.
21. Грудзинский, А. О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии / А. О. Грудзинский. // Университетское управление. - Киров. - 2004. - С. 9-20.
22. Демченко, С. Г., Юсупова, Г. Р. Использование метода факторного анализа для выявления особенностей образа «идеального вуза» / С. Г. Демченко, Г. Р. Юсупова // Университеское управление: практика и анализ. - 2009. - № 1(59). - С.85.
23. Домнин, В. Н. Брендинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. / В. Н. Домнин. - Москва : Юрайт. - 2016. - 411 с.
24. Домнин, В. Н. Брендинг: новые технологии в России. 2-е изд. / В. Н. Домнин. - Санкт-Петербург : Питер. - 2004.
25. Дорский, А. Ю. Этика и право публичных коммуникаций регулирование брендинга: Научно-методические материалы. / А. Ю. Дорский. - Санкт-Петербург : ООО «Книжный Дом». - 2008. - 194 с.
26. Журнал «Санкт-Петербургский университет» / Герб СПбГУ
[Электронный ресурс] : СПбГУ - Режим доступа:
http://journal.spbu.ru/?p=7656.
27. Загородняя, А. А. Совершенствование управления
конкурентоспособностью и эффективность деятельности ВУЗа / А. А. Загородняя // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 3(23).
28. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29. 12. 2012 г.
/ Собрание Законодательства Российской Федерации, 2012 г. № 12 - ФЗ. [Электронный ресурс] : Консультант плюс - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
29. Исторический журнал «Дилетант» / Указ об учреждении Московского университета, 1755 [Электронный ресурс] : «Дилетант» - Режим доступа: http://diletant.media/document/36716113/.
30. История Оксфордского университета [Электронный ресурс] : Оксфорд - Режим доступа https://www.unipage.net/ru/university_of_oxford#.
31. Кайгородова, Д. А. Бренд вуза : сущность, конкурентные преимущества и концептуальная модель его формирования / Д. А. Кайгородова // Социогуманитарный вестник. - 2012. - № 8. - С. 37-41.
32. Кальте, 3. М. Бренд-бук в системе управления компанией. / 3. М. Кальте // Научная статья. - Москва. - 2012. - С. 124-129.
33. Кембриджский университет / Герб [Электронный ресурс] : Кембридж - Режим доступа: http://www.cam.ac.uk/brand-resources/about-the- logo/the-coat-of-arms.
34. Кембриджский университет / Миссия [Электронный ресурс] : Кембридж - Режим доступа: https://www.philanthropy.cam.ac.uk/our-ambition.
35. Кислицын, К. Болонский процесс как проект для Европы и для России / К. Кислицын // [Электронный ресурс] : Знание. Понимание. Умение - Режим доступа: http://www.zpu-joumal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn/.
36. Котлер, Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер,, Г. Армстронг,
B. Ивонг. - Москва : Вильямс. - 2016. - 752 с.
37. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. / Ф. Котлер, К. Келлер. - Экспресс курс. - Санкт-Петербург : Питер. - 2016. - 480 с.
38. Крылов, И. В. Теория и практика рекламы в России: Учеб.- метод. пособие. / И. В. Крылов. - Москва : «Центр». - 1996. - 184 с.
39. Кушель, Е. С. Конкурентоспособность ВУЗа: вопросы методологии стратегического анализа. / Е. С. Кушель // Новости научной жизни. - 2010. - №3.
40. Лейни, Т. А. Бренд-менеджмент. / Т. А. Лейни, Е. А. Семенова,
C. А. Шилина. - Москва : «Дашков и Ко». - 2008.
41. Лигидов, Р. М. Бренд как фактор повышения конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг / Р. М. Лигидов, Е, О. Таппасханова, А. Ю. Дотдаева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
42. Макашев, М. О. Бренд: Учеб. пособие для вузов. /
М. О. Макашев. - Москва : «ЮНИТИ-ДАНА». - 2004. - 207 с.
43. Малхотра, Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. Пер. с англ. / Н. Малхотра. - ООО «ТИД «ДС». - 2002. - 768 с.
44. Мамлеева, Л. А. Анатомия бренда. / Л. А. Мамлеева, В. М. Перция. - Москва : Вершина. - 2007. - 288 с.
45. Массачусетский Технологический институт / Открытие /
[Электронный ресурс] : MIT - Режим доступа:
http://mitstory.mit.edu/discovery.
46. Мировые рейтинги 2018 / лучшие университеты / [Электронный ресурс] : ТОП - Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university- rankings/world-university-rankings/2018.
47. Митрофанова, Т. Ю. Выбор конкурентной стратегии вуза на основе анализа показателей капитала бренда / Т. Ю. Митрофанова // Проблемы современной экономики. - 2010. - №3.
48. Михайлова, О. П., Модели формирования бренда высшего учебного заведения: аналитический обзор / О. П. Михайлова, В. Н. Шепель. - Москва. - 2015. - № 4 (179). - с. 304-312.
49. Московский государственный университет / История
[Электронный ресурс] : МГУ - Режим доступа:
https://www.msu.ru/info/history.html.
50. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2-х ч. Часть 1. Стратегии. / В. Л. Музыкант. - Москва : Юрайт. - 2017. - 342 с.
51. Музыкант, В. Л. Формирование бренда средствами рекламы и PR. / В. Л. Музыкант. - Москва. - 2004.
52. Национальный рейтинг университетов / [Электронный ресурс] : НРУ - Режим доступа: http://unirating.ru/.
53. НГУ: Новый логотип и не только / [Электронный ресурс] : НГУ - Режим доступа: https://nsu.ru/13797.
54. Николаева, М. А. История рекламы и средств массовой информации / учебно-методический комплекс / М. А. Николаева // ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург. - 2012. - 174 с.
55. Нильсон, Т. Конкурентный брендинг. / Т. Нильсон, Пер. с англ. - Санкт-Петербург : Питер. - 2008. - 308 с.
56. НРУ2017: Результаты рейтинга университетов по параметру
«бренд» / [Электронный ресурс] : НРУ - Режим доступа:
http://unirating.ru/txt.asp?rbr=38&txt=Rbr38Text9045&lng=0.
57. Огилви, Д. Огилви о рекламе. / Д. Огилви. - Москва: Эксмо. - 2006. - 232 с.
58. ОмГУ - Официальный сайт ВУЗа / [Электронный ресурс] : ОмГУ - Режим доступа: http://history.omsu.ru/.
59. Официальный сайт НГУ / [Электронный ресурс] : НГУ - Режим доступа: http://www.nsu.ru/13797.
60. Официальный сайт НГУ / Музей НГУ / [Электронный ресурс] : Музей НГУ - Режим доступа: http://museum.nsu.ru/.
61. Официальный сайт Сибирского федерального университета / СФУ в проекте 5-100 / [Электронный ресурс] : СФУ - Режим доступа: http://about.sfu-kras.ru/5top 100.
62. Официальный сайт СПбГУ / История / [Электронный ресурс] : История СПбГУ - Режим доступа: https://spbu.ru/history.
63. Официальный сайт ТГУ / 140 лет ТГУ / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tsu.ru/university/tsutoday/agetsu.php.
64. Официальный сайт ТГУ / Миссия ТГУ / [Электронный ресурс] : ТГУ Миссия - Режим доступа: http://www.tsu.ru/university/mission.php.
65. Панкрухин, А. П. Маркетинг образовательных услуг / А. П. Панкрухин. - 1997. - №7-8. - 415 с.
66. Перция, В. М. Анатомия бренда / В.М. Перция, Л.А. Мамлеева. - Вершина. - 2007. - 288 с.
67. Попов, Д. Г. Оценка эффективности бренда высшего учебного
заведения в условиях о интернационализации высшего образования / [Электронный ресурс] : Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-brenda-vysshego- uchebnogo-zavedeniya-v-usloviyah-internatsionalizatsii-vysshego-obrazovaniya.
68. Проект 5-100 / [Электронный ресурс] : 5-100 - Режим доступа: https://5top100.ru/about/more-about/.
69. Рождественский, А. В. Интернационализация российской системы высшего профессионального образования: проблемы и перспективы / А. В. Рождественский // Материалы совещания-семинара проректоров по международной деятельности высших учебных заведений РФ. - Москва. - 2009. - 260 с.
70. Романова, И. М. Сущность, структура и особенности рынка
образовательных услуг. / И. М. Романова, О. М. Шевченко,
В. А. Полупанова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №3 (89). - 165 с.
71. Россия в цифрах: высшее образование [Электронный ресурс] : ФОМ. - Режим доступа: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11442.
72. Уайднер, К. Секреты Микеланджело: Найти себя в работе и жизни / К. Уайднер. - Москва : Альпина Бизнес Букс. - 2007. - 110 с.
73. Словарь экономических терминов / [Электронный ресурс] : Ci Журнал - Режим доступа: http://www.ci-journal.ru.
74. Тапешкина, С. А. Тенденции развития высшего образования России / С.А. Тапешкина // Материалы XXXVIII научно-технической конференции по итогам работы профессорско-преподавательского состава СевКавГТУ. - 2011 [Электронный ресурс] : Маркетинг - Режим доступа: http://studbooks.net/908421/marketing/analiticheskie_aspekty_neobhodimye_postr oeniya_obrazovatelnogo_brenda.
75. Темпорал, П. Эффективный бренд-менеджмент. / П. Темпорал. - Санкт-Петербург : Нева. - 2014.
76. Томский государственный университет: ребрендинг / [Электронный ресурс] : Ребрендинг ТГУ - Режим доступа: https://www.behance.net/gallery/30788315/2x.
77. Топилина, И. И. Адаптивный маркетинг вузов: стратегии и рынки. / И. И. Топилина. - Южный Федеральный Университет. - 2010. - 192 с.