РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕГО ВИДА
|
Введение 3
1 Теоретические основы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1 Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Основные этапы формирования мелкой моторики у детей 19
1.3 Особенности мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста 23
2 Исследование развития мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста 31
2.2 Апробация системы работы по развитию мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста 33
2.3 Определение эффективности системы работы по развитию мелкой
моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 39
Вывод 42
Заключение 43
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
1 Теоретические основы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1 Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Основные этапы формирования мелкой моторики у детей 19
1.3 Особенности мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста 23
2 Исследование развития мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста 31
2.2 Апробация системы работы по развитию мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста 33
2.3 Определение эффективности системы работы по развитию мелкой
моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 39
Вывод 42
Заключение 43
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметной мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы у ребенка развивались речевые способности, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой (аппликация, выкладывание на пластилине); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками (выполнение заданий по схеме и без нее); работа с бумагой (аппликация, скомкывание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты).
Проблема исследования заключается в недостаточном количестве разработанных диагностических заданий и материалов, позволяющих выявить уровень и особенности развития у младших дошкольников, с недоразвитием речи, тонких движений кистей и пальцев рук.
Цель: Теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью.
Объект: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью в условиях детского сада.
Предмет: Условия детского сада для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в психолого¬педагогической литературе, с целью выявления особенностей и взаимосвязи развития мелкой моторики и сенсомоторного компонента речи у младших дошкольников.
2) Выявить особенности развития мелкой моторики у младших дошкольников с плохо развитой речью;
3) Разработать программу развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с плохо развитой речью;
4) Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза:
У детей младшего дошкольного возраста с нарушением в развитии выявляется качественное своеобразие формирования мелкой моторики, а также корреляция между недостатками речевого и моторного развития. Эффективность психолого-педагогической работы во второй младшей группе детского сада повысится при создании программы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с плохо развитой речью, включающей специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики.
Методы исследования:
1) Анализ литературы;
2) Психолого- педагогический эксперимент;
3) Наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности;
4) Методы качественной и количественной обработки результатов исследования.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, М.Монтессори и др.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой (аппликация, выкладывание на пластилине); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками (выполнение заданий по схеме и без нее); работа с бумагой (аппликация, скомкывание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты).
Проблема исследования заключается в недостаточном количестве разработанных диагностических заданий и материалов, позволяющих выявить уровень и особенности развития у младших дошкольников, с недоразвитием речи, тонких движений кистей и пальцев рук.
Цель: Теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью.
Объект: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью в условиях детского сада.
Предмет: Условия детского сада для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в психолого¬педагогической литературе, с целью выявления особенностей и взаимосвязи развития мелкой моторики и сенсомоторного компонента речи у младших дошкольников.
2) Выявить особенности развития мелкой моторики у младших дошкольников с плохо развитой речью;
3) Разработать программу развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с плохо развитой речью;
4) Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза:
У детей младшего дошкольного возраста с нарушением в развитии выявляется качественное своеобразие формирования мелкой моторики, а также корреляция между недостатками речевого и моторного развития. Эффективность психолого-педагогической работы во второй младшей группе детского сада повысится при создании программы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с плохо развитой речью, включающей специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики.
Методы исследования:
1) Анализ литературы;
2) Психолого- педагогический эксперимент;
3) Наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности;
4) Методы качественной и количественной обработки результатов исследования.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, М.Монтессори и др.
В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем заключить, что произошло качественное улучшение навыков мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста после проведенной нами развивающей работы. Нами были проанализированы теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, с целью выявления особенностей и взаимосвязи развития мелкой моторики и сенсомоторного компонента речи у младших дошкольников, а, также, были выявлены особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, экспериментальной группы.
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте была проведена успешно. После обработки и анализа диагностики было установлено, что разработанная программа для данного исследования развития мелкой моторики у младших дошкольников с ОНР оказала эффективное и положительное влияние на состояние мелкой моторики детей нашей экспериментальной группы.
Улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, гибкость. Дети избавились от мышечного напряжения, скованности движений.
Цель исследования достигнута, задачи реализованы полностью.
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте была проведена успешно. После обработки и анализа диагностики было установлено, что разработанная программа для данного исследования развития мелкой моторики у младших дошкольников с ОНР оказала эффективное и положительное влияние на состояние мелкой моторики детей нашей экспериментальной группы.
Улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, гибкость. Дети избавились от мышечного напряжения, скованности движений.
Цель исследования достигнута, задачи реализованы полностью.
Подобные работы
- Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития на
занятиях по изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики дошкольника с нарушением слуха
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - ИГРЫ С ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические условия развития речи детей в двигательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста средствами 1еатралнзованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



