Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕГО ВИДА

Работа №21473

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
782
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1 Понятие «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической науке 6
1.2 Основные этапы формирования мелкой моторики у детей 19
1.3 Особенности мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста 23
2 Исследование развития мелкой моторики у детей младшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 31
2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей
среднего дошкольного возраста 31
2.2 Апробация системы работы по развитию мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста 33
2.3 Определение эффективности системы работы по развитию мелкой
моторики рук у детей старшего дошкольного возраста 39
Вывод 42
Заключение 43
Список использованных источников 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60


Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметной мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы у ребенка развивались речевые способности, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой (аппликация, выкладывание на пластилине); игры с пуговицами (застегивать - расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками (выполнение заданий по схеме и без нее); работа с бумагой (аппликация, скомкывание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты).
Проблема исследования заключается в недостаточном количестве разработанных диагностических заданий и материалов, позволяющих выявить уровень и особенности развития у младших дошкольников, с недоразвитием речи, тонких движений кистей и пальцев рук.
Цель: Теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью.
Объект: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью в условиях детского сада.
Предмет: Условия детского сада для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с плохо развитой речью.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в психолого¬педагогической литературе, с целью выявления особенностей и взаимосвязи развития мелкой моторики и сенсомоторного компонента речи у младших дошкольников.
2) Выявить особенности развития мелкой моторики у младших дошкольников с плохо развитой речью;
3) Разработать программу развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с плохо развитой речью;
4) Экспериментально проверить эффективность разработанной программы.
Гипотеза:
У детей младшего дошкольного возраста с нарушением в развитии выявляется качественное своеобразие формирования мелкой моторики, а также корреляция между недостатками речевого и моторного развития. Эффективность психолого-педагогической работы во второй младшей группе детского сада повысится при создании программы развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с плохо развитой речью, включающей специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики.
Методы исследования:
1) Анализ литературы;
2) Психолого- педагогический эксперимент;
3) Наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности;
4) Методы качественной и количественной обработки результатов исследования.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина, С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова, М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, М.Монтессори и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенных экспериментов и анализа, полученных данных, мы можем заключить, что произошло качественное улучшение навыков мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста после проведенной нами развивающей работы. Нами были проанализированы теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, с целью выявления особенностей и взаимосвязи развития мелкой моторики и сенсомоторного компонента речи у младших дошкольников, а, также, были выявлены особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, экспериментальной группы.
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, принимавших участие в эксперименте была проведена успешно. После обработки и анализа диагностики было установлено, что разработанная программа для данного исследования развития мелкой моторики у младших дошкольников с ОНР оказала эффективное и положительное влияние на состояние мелкой моторики детей нашей экспериментальной группы.
Улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, гибкость. Дети избавились от мышечного напряжения, скованности движений.
Цель исследования достигнута, задачи реализованы полностью.



1. Безруких, М.М. Тренируем пальчики. - / М.М. Безруких, Т.А. Филлипова - М.: Дрофа, 2000 г.
2. Ткаченко, Т.А. "Развиваем мелкую моторику" / Т.А. Ткаченко - М. Издательство ЭКСМО, 2007 г.
3. Методы обследования речи детей / Под. общ. Ред. Г.В. Чиркиной. - М.: 2004 г.
4. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. / Н.А. Бернштен - М.: 2009 г.
5. Буцыкина, Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед, 2005 - №3
6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1988 г.
7. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - М.: ТЦ "Сфера", 2013г.
8. Гатанова, Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику - СПб.: Издательство «Питер», 2000 г.
9. Гришина, Н. И., Анистратова А., Поделки из природных материалов - Изд-во «Оникс», 2010 г.
10. Гульянц, Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М.: «Просвещение», 2010 г.
11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Электронный ресурс] / Е.В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 г. - с 192. Режим доступа: (http://ped- kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-dashkina/lepka-kak-sredstvo-razvitija-melkoi- motoriki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html) Дашкина Наталья Михайловна.
12. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений: в 2 томах -/ А.В. Запорожец. - Москва : Педагогика, 2003 г. - 296 с.:
13. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека. - СПб.: Питер, 2003 г.
14. Ильин, Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000 г.
15. Кирпичникова, Н. Развитие мелкой моторики./ Дошкольное воспитание. 2013 г. № 2, стр. 76 - 78
16. Кисилева, В. Развитие тонкой моторики./ Дошкольное воспитание. 2006г. № 1, стр. 65 - 66
17. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. По- соибе для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2002.
18. Косинова, А.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма - Пресс», 2001 г.
19. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М.М. Кольцова. - М: Педагогика, 1973.- 144с.
20. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста «Школьная пресса». - М., 2004 г.
21. Лехтман-Абрамович, Р. Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры в действии с предметами в раннем детстве. — М., 2007 г.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология. - М.: "Академия", 2004
23. Прищепа, С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольников./ Дошкольное воспитание. 2005 г, № 1, стр. 60 - 64.
24. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006, - 479 с.
25. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Задания для детей 3 - 4 лет. Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/430533.
26. Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук. М., «Олма - Пресс». - М.: 2001г.
27. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 г.
28. Шишкина, Г. Р. Состояние моторики дошкольников. — М.: БЕК, 2005.
29. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: « Педагогика» 2008 г.
30. Эльконин, Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 3-4 летнего возраста. - М., Педагогика 2009 г.
31. Асмолов, А. «Детство - это самоценный этап детства» [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://mon-ru.livejoumal.com/60611 .html
32. «Закон об Образовании» [Электронный ресурс], режим доступа http: //www.consultant.ru/popular/edu/43_2 .html#p5 89
33. Золотенкова В.В. Презентация на тему: ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс], режим доступа
http://ppt4web.ru/pedagogika/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
34. Кравцова, Е., Кравцов Г. Психологические основы стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс], режим доступа http://dovosp.ru/articls/diskussiya/psikhologicheskiye_osnow_standartov_doshkolnogo_obrazovaniya/
35. Образование как образ жизни, порталы и сайты образовательных учреждений [Электронный ресурс], режим доступа
http: //www.mskzapad.ru/edu/standarts/standart_doshkolno go_obrazovaniya/
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс], режим доступа http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ