Организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» как средство повышения мотивации к учению
|
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся
1.1 Сущность понятий «мотивация», «учебная мотивация». Методики для
выявления уровня развития учебной мотивации младших школьников 7
1.2. Особенности организации проектной деятельности обучающихся
второго класса 16
1.3. Особенности изучения предмета «Окружающий мир» во втором классе
по программе «Школа России» 29
2 Экспериментально-педагогическая работа по организации проектной деятельности младших школьников в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» 36
2.1 Определение уровня развития учебной мотивации обучающихся второго класса на уроках «Окружающего мира» 36
2.2. Разработка учебно-методических средств для организации проектной
деятельности (сценарии проектов) обучающихся второго класса по программе «Школа России» по предмету «Окружающий мир» 41
2.3. Оценка результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение
1 Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся
1.1 Сущность понятий «мотивация», «учебная мотивация». Методики для
выявления уровня развития учебной мотивации младших школьников 7
1.2. Особенности организации проектной деятельности обучающихся
второго класса 16
1.3. Особенности изучения предмета «Окружающий мир» во втором классе
по программе «Школа России» 29
2 Экспериментально-педагогическая работа по организации проектной деятельности младших школьников в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» 36
2.1 Определение уровня развития учебной мотивации обучающихся второго класса на уроках «Окружающего мира» 36
2.2. Разработка учебно-методических средств для организации проектной
деятельности (сценарии проектов) обучающихся второго класса по программе «Школа России» по предмету «Окружающий мир» 41
2.3. Оценка результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение
Я.Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
На сегодняшний день в системе образования возникает очень много новейших способов работы с детьми. Совместно с этим изменяются задачи и цели обучения. Нынешний образовательный процесс немыслим без поиска новейших, наиболее действенных технологий, призванных способствовать развитию творческих возможностей обучающихся, формированию знаний саморазвития и самообразования. Следственно, одним из основных направлений современной школы является «разностороннее формирование личности обучающегося, его навыков и умений работы в коллективе, поднятие мотивации к обучению». [37]
Л.И.Божович[1;2] писал: «Развитие мотивации обучения - это решение вопросов развития, обучения и воспитания личности». Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Актуальность вопрос о развитии мотивации в младшем школьном возрасте заключается в том,что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся второго класса на уроках окружающего мира содействует развитию мировоззрения обучающихся, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, равно как результат, формированию личности, соответствующей требованиям нынешнего общества.[30]
В.А.Сухомлинский [20;21;22;27;30]писал:«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)важной задачей младшего
школьника является «умение учиться», развитие личностной успешности,
3
способствование к развитию широких познавательных интересов, мотивация к познанию и к творчеству, инициативы и любознательности. [38;39]
ФГОС нового поколения определяют методы проектной деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение обучающихя в проектную деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; развивать надпредметные и метапредметные умения.
Проектная деятельность создает условия для организации учебного процесса, при таком условии формируется высокая степень самостоятельности, инициативности обучающихся
к познавательной мотивированности; развитие навыков социальности обучающихся в процессе взаимодействий в группах; приобретение обучающимися опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. [28]
На основе анализа программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир» [30] можно выделить проблему
исследования как противоречие между требованиями программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир», которая носит проблемно-поисковый характер, и недостаточно проработанными учебно- методическими средствами в дидактическом обеспечении программы «Школа России» для второго класса по предмету «Окружающий мир» для развития мотивации обучающихся второго класса.
Важность решения противоречия между требованиями
программы«Школа России» по предмету «Окружающий мир», [30;31]котораяносит проблемно-поисковый характер, и недостаточно проработанными учебно-методическими средствами в дидактическом обеспечении программы «Школа России» для второго класса по предмету «Окружающий мир» для развития мотивации обучающихся второго класса обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности обучающихся второго класса в рамках предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования:средства повышения мотивации в процессе организации проектной деятельности обучающихся второго класса в рамках предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать учебно-методические средства для
организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету "Окружающий мир", способствующие повышению мотивации к учению.
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности
обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету
«Окружающий мир» будет способствовать повышению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся второго класса
- особенностей организации проектной деятельности младших
школьников;
- особенностями преподавания предмета «Окружающего мира» во втором классе по программе «Школа России».
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий«мотивация», «учебная мотивация». Подобрать методики для выявления уровня развития учебной мотивации младших школьников.
2. Выявить особенности организации проектной деятельности обучающихся второго класса
3. Выявить особенности изучения предмета «Окружающий мира» во втором классе по программе «Школа России».
4. Определить уровень развития учебной мотивации обучающихся второго класса на уроках «Окружающий мира»
5. Выявить основания для разработки учебно-методических средства для организации проектной деятельности (сценарии проектов) обучающихся второго класса по программе «Школа России» по предмету «Окружающий мир»
6. Обобщить результаты, сделать выводы.
Данная работа может быть востребована учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня и студентами при прохождении практики для психологического обоснования и проектирования педагогических действий, направленных на развитие учебной мотивации младших школьников.
На сегодняшний день в системе образования возникает очень много новейших способов работы с детьми. Совместно с этим изменяются задачи и цели обучения. Нынешний образовательный процесс немыслим без поиска новейших, наиболее действенных технологий, призванных способствовать развитию творческих возможностей обучающихся, формированию знаний саморазвития и самообразования. Следственно, одним из основных направлений современной школы является «разностороннее формирование личности обучающегося, его навыков и умений работы в коллективе, поднятие мотивации к обучению». [37]
Л.И.Божович[1;2] писал: «Развитие мотивации обучения - это решение вопросов развития, обучения и воспитания личности». Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Актуальность вопрос о развитии мотивации в младшем школьном возрасте заключается в том,что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся второго класса на уроках окружающего мира содействует развитию мировоззрения обучающихся, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, равно как результат, формированию личности, соответствующей требованиям нынешнего общества.[30]
В.А.Сухомлинский [20;21;22;27;30]писал:«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)важной задачей младшего
школьника является «умение учиться», развитие личностной успешности,
3
способствование к развитию широких познавательных интересов, мотивация к познанию и к творчеству, инициативы и любознательности. [38;39]
ФГОС нового поколения определяют методы проектной деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение обучающихя в проектную деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; развивать надпредметные и метапредметные умения.
Проектная деятельность создает условия для организации учебного процесса, при таком условии формируется высокая степень самостоятельности, инициативности обучающихся
к познавательной мотивированности; развитие навыков социальности обучающихся в процессе взаимодействий в группах; приобретение обучающимися опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. [28]
На основе анализа программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир» [30] можно выделить проблему
исследования как противоречие между требованиями программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир», которая носит проблемно-поисковый характер, и недостаточно проработанными учебно- методическими средствами в дидактическом обеспечении программы «Школа России» для второго класса по предмету «Окружающий мир» для развития мотивации обучающихся второго класса.
Важность решения противоречия между требованиями
программы«Школа России» по предмету «Окружающий мир», [30;31]котораяносит проблемно-поисковый характер, и недостаточно проработанными учебно-методическими средствами в дидактическом обеспечении программы «Школа России» для второго класса по предмету «Окружающий мир» для развития мотивации обучающихся второго класса обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности обучающихся второго класса в рамках предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования:средства повышения мотивации в процессе организации проектной деятельности обучающихся второго класса в рамках предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать учебно-методические средства для
организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету "Окружающий мир", способствующие повышению мотивации к учению.
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности
обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету
«Окружающий мир» будет способствовать повышению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся второго класса
- особенностей организации проектной деятельности младших
школьников;
- особенностями преподавания предмета «Окружающего мира» во втором классе по программе «Школа России».
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий«мотивация», «учебная мотивация». Подобрать методики для выявления уровня развития учебной мотивации младших школьников.
2. Выявить особенности организации проектной деятельности обучающихся второго класса
3. Выявить особенности изучения предмета «Окружающий мира» во втором классе по программе «Школа России».
4. Определить уровень развития учебной мотивации обучающихся второго класса на уроках «Окружающий мира»
5. Выявить основания для разработки учебно-методических средства для организации проектной деятельности (сценарии проектов) обучающихся второго класса по программе «Школа России» по предмету «Окружающий мир»
6. Обобщить результаты, сделать выводы.
Данная работа может быть востребована учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня и студентами при прохождении практики для психологического обоснования и проектирования педагогических действий, направленных на развитие учебной мотивации младших школьников.
В ходе теоретического исследования были сделаны следующие выводы. Сформировывать и развивать мотивацию - означает не пытаться заставить ребенка учиться, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где предпочтительные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошедшего опыта, особенности, внутренних устремлений самого ученика. Проектная деятельность - организованная, познавательна творческая деятельность обучающихся, по собственной структуре соответственная научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В младшем школьном возрасте проектная деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие главных шагов, соответствующих для научного исследования и направленную на открытие лично важных для обучающегося познаний, формирование исследовательских умений.
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, делаем вывод о том, что предмет «Окружающий мир» обладает высочайшим потенциалом по организации проектной деятельности младших школьников. Нами выделены темы, на которые следует направлять проекты. Такими темами могут быть: «Природа и рукотворный мир», «Неживая и живая природа», «В гости к осени», «Звёздное небо», «Про воздух и про воду», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Красная книга», Все профессии важны» и т.д.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что основная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая содействовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Мотивация обучение играет важную роль в становлении личности, ведь
без нее невозможна действенная учебная деятельность и развитие
возможности и потребности к самосовершенствованию, саморазвития,
57
самообразования. Именно в младшем школьном возрасте закладывается база для предстоящего учения школьника и нередкоот желания обучаться в начальной школе зависит и желание к учению в средних и старших классах.
Младший школьный возраст имеет огромные резервы формирования мотивационной сферы учения. В этом возрасте основное содержание мотивации состоит в том, чтоб обучить младшего школьника обучаться. Младший школьный возраст - начало становления мотивации учение, от которого в большой степени зависит предстоящая судьба ребенка. Перед учителями современной школы стоит достаточно принципиальное задание отыскать новейшие пути формирования положительной мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности.Мы выяснили и экспериментально подтвердили, что таковым способом может стать организация проектной деятельности с помощью разработанных нами учебно-методических средств (сценариев проектов) на уроках «Окружающий мир».
Нами были выявлены суть и содержание проектной деятельности, проанализированы психолого-педагогическая литература и содержание проектной деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников. В ходе исследования установлено, что проблема формирования проектнойдеятельности в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
В ходе исследования были разработаны и удачно апробированы учебно-методические средства для обучающихся второго класса по разделу «Как люди узнают мир», что позволило подтвердить сформулированные задачи исследования и достигнуть поставленной цели.
Поставленные в процессе исследования задачи решены, выдвинутая гипотеза доказана о том, что организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» содействует увеличению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся второго класса
- особенностей организации проектной деятельности младших школьников;
- особенностями преподавания предмета «Окружающего мира» во втором классе по программе «Школа России».
Практическая значимость данной работы - в применимости разработанных учебно-методических средствах (сценарии проектов) для учителей начальных классов в учебном процессе. Они помогают при организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» и повышают мотивацию к учению в учебном процессе.
Учебно-методические средства по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»:
- памятка для ученика «Как работать над проектом» (Приложение И);
- памятка для ученика «Подготовка к публичному выступлению»(Приложение К);
- памятка для учителя «Как помочь ученику организовать работу над проектом» (Приложение Л);
- памятка для родителей «Как помочь ребёнку в работе над проектом (Приложение М).
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, делаем вывод о том, что предмет «Окружающий мир» обладает высочайшим потенциалом по организации проектной деятельности младших школьников. Нами выделены темы, на которые следует направлять проекты. Такими темами могут быть: «Природа и рукотворный мир», «Неживая и живая природа», «В гости к осени», «Звёздное небо», «Про воздух и про воду», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Красная книга», Все профессии важны» и т.д.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что основная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая содействовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Мотивация обучение играет важную роль в становлении личности, ведь
без нее невозможна действенная учебная деятельность и развитие
возможности и потребности к самосовершенствованию, саморазвития,
57
самообразования. Именно в младшем школьном возрасте закладывается база для предстоящего учения школьника и нередкоот желания обучаться в начальной школе зависит и желание к учению в средних и старших классах.
Младший школьный возраст имеет огромные резервы формирования мотивационной сферы учения. В этом возрасте основное содержание мотивации состоит в том, чтоб обучить младшего школьника обучаться. Младший школьный возраст - начало становления мотивации учение, от которого в большой степени зависит предстоящая судьба ребенка. Перед учителями современной школы стоит достаточно принципиальное задание отыскать новейшие пути формирования положительной мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности.Мы выяснили и экспериментально подтвердили, что таковым способом может стать организация проектной деятельности с помощью разработанных нами учебно-методических средств (сценариев проектов) на уроках «Окружающий мир».
Нами были выявлены суть и содержание проектной деятельности, проанализированы психолого-педагогическая литература и содержание проектной деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников. В ходе исследования установлено, что проблема формирования проектнойдеятельности в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
В ходе исследования были разработаны и удачно апробированы учебно-методические средства для обучающихся второго класса по разделу «Как люди узнают мир», что позволило подтвердить сформулированные задачи исследования и достигнуть поставленной цели.
Поставленные в процессе исследования задачи решены, выдвинутая гипотеза доказана о том, что организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» содействует увеличению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся второго класса
- особенностей организации проектной деятельности младших школьников;
- особенностями преподавания предмета «Окружающего мира» во втором классе по программе «Школа России».
Практическая значимость данной работы - в применимости разработанных учебно-методических средствах (сценарии проектов) для учителей начальных классов в учебном процессе. Они помогают при организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» и повышают мотивацию к учению в учебном процессе.
Учебно-методические средства по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»:
- памятка для ученика «Как работать над проектом» (Приложение И);
- памятка для ученика «Подготовка к публичному выступлению»(Приложение К);
- памятка для учителя «Как помочь ученику организовать работу над проектом» (Приложение Л);
- памятка для родителей «Как помочь ребёнку в работе над проектом (Приложение М).
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО
ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Условия формирования у младших школьников проектно-исследовательских умений средствами предмета «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мотивации к учению у младших школьников посредством интерактивных методов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



