Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» как средство повышения мотивации к учению

Работа №21470

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
676
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы организации проектной деятельности обучающихся
1.1 Сущность понятий «мотивация», «учебная мотивация». Методики для
выявления уровня развития учебной мотивации младших школьников 7
1.2. Особенности организации проектной деятельности обучающихся
второго класса 16
1.3. Особенности изучения предмета «Окружающий мир» во втором классе
по программе «Школа России» 29
2 Экспериментально-педагогическая работа по организации проектной деятельности младших школьников в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» 36
2.1 Определение уровня развития учебной мотивации обучающихся второго класса на уроках «Окружающего мира» 36
2.2. Разработка учебно-методических средств для организации проектной
деятельности (сценарии проектов) обучающихся второго класса по программе «Школа России» по предмету «Окружающий мир» 41
2.3. Оценка результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Приложение


Я.Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а поэтому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
На сегодняшний день в системе образования возникает очень много новейших способов работы с детьми. Совместно с этим изменяются задачи и цели обучения. Нынешний образовательный процесс немыслим без поиска новейших, наиболее действенных технологий, призванных способствовать развитию творческих возможностей обучающихся, формированию знаний саморазвития и самообразования. Следственно, одним из основных направлений современной школы является «разностороннее формирование личности обучающегося, его навыков и умений работы в коллективе, поднятие мотивации к обучению». [37]
Л.И.Божович[1;2] писал: «Развитие мотивации обучения - это решение вопросов развития, обучения и воспитания личности». Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Актуальность вопрос о развитии мотивации в младшем школьном возрасте заключается в том,что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся второго класса на уроках окружающего мира содействует развитию мировоззрения обучающихся, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, равно как результат, формированию личности, соответствующей требованиям нынешнего общества.[30]
В.А.Сухомлинский [20;21;22;27;30]писал:«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)важной задачей младшего
школьника является «умение учиться», развитие личностной успешности,
3
способствование к развитию широких познавательных интересов, мотивация к познанию и к творчеству, инициативы и любознательности. [38;39]
ФГОС нового поколения определяют методы проектной деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение обучающихя в проектную деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; развивать надпредметные и метапредметные умения.
Проектная деятельность создает условия для организации учебного процесса, при таком условии формируется высокая степень самостоятельности, инициативности обучающихся
к познавательной мотивированности; развитие навыков социальности обучающихся в процессе взаимодействий в группах; приобретение обучающимися опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. [28]
На основе анализа программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир» [30] можно выделить проблему
исследования как противоречие между требованиями программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир», которая носит проблемно-поисковый характер, и недостаточно проработанными учебно- методическими средствами в дидактическом обеспечении программы «Школа России» для второго класса по предмету «Окружающий мир» для развития мотивации обучающихся второго класса.
Важность решения противоречия между требованиями
программы«Школа России» по предмету «Окружающий мир», [30;31]котораяносит проблемно-поисковый характер, и недостаточно проработанными учебно-методическими средствами в дидактическом обеспечении программы «Школа России» для второго класса по предмету «Окружающий мир» для развития мотивации обучающихся второго класса обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности обучающихся второго класса в рамках предмета «Окружающий мир».
Предмет исследования:средства повышения мотивации в процессе организации проектной деятельности обучающихся второго класса в рамках предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать учебно-методические средства для
организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету "Окружающий мир", способствующие повышению мотивации к учению.
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности
обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету
«Окружающий мир» будет способствовать повышению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся второго класса
- особенностей организации проектной деятельности младших
школьников;
- особенностями преподавания предмета «Окружающего мира» во втором классе по программе «Школа России».
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий«мотивация», «учебная мотивация». Подобрать методики для выявления уровня развития учебной мотивации младших школьников.
2. Выявить особенности организации проектной деятельности обучающихся второго класса
3. Выявить особенности изучения предмета «Окружающий мира» во втором классе по программе «Школа России».
4. Определить уровень развития учебной мотивации обучающихся второго класса на уроках «Окружающий мира»
5. Выявить основания для разработки учебно-методических средства для организации проектной деятельности (сценарии проектов) обучающихся второго класса по программе «Школа России» по предмету «Окружающий мир»
6. Обобщить результаты, сделать выводы.
Данная работа может быть востребована учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня и студентами при прохождении практики для психологического обоснования и проектирования педагогических действий, направленных на развитие учебной мотивации младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического исследования были сделаны следующие выводы. Сформировывать и развивать мотивацию - означает не пытаться заставить ребенка учиться, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где предпочтительные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошедшего опыта, особенности, внутренних устремлений самого ученика. Проектная деятельность - организованная, познавательна творческая деятельность обучающихся, по собственной структуре соответственная научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В младшем школьном возрасте проектная деятельность представляет собой специфическую учебную деятельность, предполагающую наличие главных шагов, соответствующих для научного исследования и направленную на открытие лично важных для обучающегося познаний, формирование исследовательских умений.
Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, делаем вывод о том, что предмет «Окружающий мир» обладает высочайшим потенциалом по организации проектной деятельности младших школьников. Нами выделены темы, на которые следует направлять проекты. Такими темами могут быть: «Природа и рукотворный мир», «Неживая и живая природа», «В гости к осени», «Звёздное небо», «Про воздух и про воду», «Дикие и домашние животные», «Животные живого уголка», «Красная книга», Все профессии важны» и т.д.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выявили, что основная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая содействовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.
Мотивация обучение играет важную роль в становлении личности, ведь
без нее невозможна действенная учебная деятельность и развитие
возможности и потребности к самосовершенствованию, саморазвития,
57
самообразования. Именно в младшем школьном возрасте закладывается база для предстоящего учения школьника и нередкоот желания обучаться в начальной школе зависит и желание к учению в средних и старших классах.
Младший школьный возраст имеет огромные резервы формирования мотивационной сферы учения. В этом возрасте основное содержание мотивации состоит в том, чтоб обучить младшего школьника обучаться. Младший школьный возраст - начало становления мотивации учение, от которого в большой степени зависит предстоящая судьба ребенка. Перед учителями современной школы стоит достаточно принципиальное задание отыскать новейшие пути формирования положительной мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности.Мы выяснили и экспериментально подтвердили, что таковым способом может стать организация проектной деятельности с помощью разработанных нами учебно-методических средств (сценариев проектов) на уроках «Окружающий мир».
Нами были выявлены суть и содержание проектной деятельности, проанализированы психолого-педагогическая литература и содержание проектной деятельности младших школьников, выявлены педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников. В ходе исследования установлено, что проблема формирования проектнойдеятельности в начальной школе является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике.
В ходе исследования были разработаны и удачно апробированы учебно-методические средства для обучающихся второго класса по разделу «Как люди узнают мир», что позволило подтвердить сформулированные задачи исследования и достигнуть поставленной цели.
Поставленные в процессе исследования задачи решены, выдвинутая гипотеза доказана о том, что организация проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» содействует увеличению мотивации к учению, если будут использоваться учебно-методические средства, разработанные с учетом:
- возрастных особенностей обучающихся второго класса
- особенностей организации проектной деятельности младших школьников;
- особенностями преподавания предмета «Окружающего мира» во втором классе по программе «Школа России».
Практическая значимость данной работы - в применимости разработанных учебно-методических средствах (сценарии проектов) для учителей начальных классов в учебном процессе. Они помогают при организации проектной деятельности обучающихся второго класса в процессе их обучения предмету «Окружающий мир» и повышают мотивацию к учению в учебном процессе.
Учебно-методические средства по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»:
- памятка для ученика «Как работать над проектом» (Приложение И);
- памятка для ученика «Подготовка к публичному выступлению»(Приложение К);
- памятка для учителя «Как помочь ученику организовать работу над проектом» (Приложение Л);
- памятка для родителей «Как помочь ребёнку в работе над проектом (Приложение М).



1. Блонский, П. П. Психология младшего школьника: избранные
психологические труды / П. П. Блонский; под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. — Москва: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж МОДЭК, 2006. — 632 с.
2. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие - Москва: Просвещение, 1986.- 464 с.
3. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе: учебное пособие / А.В. Бычков. Изд-во Москва, 2000.- 132 с.
4. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б.С. Волков — Москва: Академический проект Альма Матер, 2005. - 272 с.
5. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться: учебное пособие / Б.С. Волков. — Москва: Академический Проект, 2004. - 283 с.
6. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец.
— М.: Педагогика, 1982. - 400 с.
7. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном
возрасте:Авторефератдиссертациикандидатапсихологических наук /
С.В. Гани. — М., 2009. - 254 с.
8. Гоппе, Н.Н. О переходе к проектной технологии: учебное пособие / Н.Н. Гоппе. - Москва : Педагогическое обозрение, 2000. — 354 с.
9. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно
ориентированного образования: Диссертация кандидата
педагогических наук: 13.01.01 / И.И. Джужук — Ростов-на-Дону, 2004.
- 127 с.
10. Дьюи, Дж. Демократия и образование: справочник / Дж. Дьюи — М., 2000. - 451 с.
11. Ермолин А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании человека: науч. изд./ А.В. Ермолин — Киров : ВГПУ, 2000. - 186 с.
12.Занюк С.С. Психология мотивации : теория и практика мотивирования: научный сборник / С.С. Занюк — Киев :Эльга-Н : Ника-Центр, 2001. - 472 с.
13. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения: метод. Рекомендации / Е.П. Ильин — Киев.: Высшая школа, 2007. - 438 с.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2008. - 286 с.
15. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования: учебное пособие / Л.С. Илюшин — СПб. : Изд-во Б-ки Акад. наук, 2002.- 173 с.
16. Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте: учебное пособие / В.И. Катаев — Орехово-Зуево : Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992. - 493 с.
17. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применениецелевойустановки в пед. процессе: Пер. с англ. Е.Н. Янжуя: научный сборник / В.Х.Килпатрик
— Л., 1925. - 362 с.
18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности: учебное пособие / В.И. Ковалев — М. : Наука, 1988. - 326 с.
19. Кулагина И.Ю. Личность школьника: метод. Рекомендации / И.Ю. Кулагина — М.: Творческий центр, 1999. - 173 с.
20. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: сборник / Д.Г. Левитес — Воронеж, 1998. - 294 с.
21. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования: учебное пособие / В.Г. Леонтьев — Новосибирск, 2002.
- 286 с.
22. Линчевский Э.Э. Мотивация — основа деятельности: учебное пособие / Э.Э. Линчевский — СПб. : БГТУ, 2000. - 252 с.
23. Лузянин В.И. Мотивационное проектирование учебного процесса: научный сборник / В.И. Лузянин — Омск :ОмГТУ, 2001. - 205 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность: учебник /А. Маслоу — СПб. : Евразия, 1999. - 230 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов — М., 1990. - 429 с.
26. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко — М., 2004. - 261 с.
27. Мельникова Н.В. Мотивация детского поведения.
Способыразрешенияконфликтныхситуаций: науч. изд. / Н.В.
Мельникова — Шадринск:Исеть, 2003. - 216 с.
28. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. / Н.Ю. Пахомова — 2-е изд. — М.: АРКТИ, 2005. - 184 с.
29. Петровский В.А. Психология неадаптированной активности: науч. изд. / В.А. Петровский — М., 1992. - 130 с.
30. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочиепрограммы. Предметная линия учебников системы "Школа России". - 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2014. - 205 с.
31. Программыобщеобразовательныхучреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Школа России": русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: сборник - Москва:Астрель, 2012. - 607 с.
32. Савченко Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе: учебное пособие / Н.В. Савченко — СПб. : Лада, 2008. - 372с.
33. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульныйкурспсихологии. Модуль «Направленность» учебное пособие / В.А. Семиченко — К.:Миллениум, 2004. - 529 с.
34. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность обучающихся: Практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев — М.: АРКТИ, 2004. - 491 с.
35. Смирнова Е.О. Психология ребёнка: учебное пособие / Е.О. Смирнова
— М.: Школа- пресс, 1997. - 306 с.
36. Удальцова М.В. Теории мотивации: учебное пособие / М.В. Удальцова
— Новосибирск :НГАЭиУ, 2002. - 429 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - 31 с.
38.Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности: науч. изд. / М.Н. Чаркова — Абакан : Изд-во ХБИ, 2001. - 172 с. 39.Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям: Методология учебного проекта / И.Д. Чечель - Москва, 2001.
— 157 с.
40. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников: Авторефераткандидатскойдиссертациипопсихологии / Д.Г. Шактамаеа
— Якутск, 2007. - 238 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ