ВВЕДЕНИЕ 4
1 Описание инструментов разработки 7
1.1 Технология OLAP, как современный подход к анализу данных 7
1.2 Описание системы «1С: Предприятие 8.2» и ее встроенного языка 13
2 Построение модели учета затрат 21
2.1 Характеристика процесса ценообразования на продукцию ООО «Mr.
Klimat» 21
2.2 Разработка инфологической модели данных процесса ценообразования на
продукцию ООО «Mr. Klimat» 29
3 Формирование куба 40
3.1 Структура куба «Цены конкурентов» 40
3.2 Структура куба «Себестоимость» 43
3.3 Структура куба «Установка цен» 46
4 Программная реализация 50
4.1 Проектирование интерфейса программы 50
4.2 Программная реализация кубов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Современному руководителю требуется умение принимать максимально взвешенные решения и определять оптимальную финансовую стратегию. Для большинства современных систем характерен итерационный характер процесса управления. После принятия решения и применения управляющего воздействия необходимо вновь оценить состояние, в котором находится система, и решить вопрос, о том, насколько правильным было принятое решение, а также принять корректирующие воздействия. Для подробного анализа информации необходимо очень гибкое, мобильное средство, позволяющее манипулировать с данными, делать выборки, группировки, получать срезы за приемлемое время. В качестве такого инструмента и выступает OLAP.
Существует ряд приложений, реализующих технологию OLAP, но это, как правило, сложные приложения разработки систем управления базами данных, более пригодные для крупных предприятий, либо пакеты весьма далекие от учета и хранения первичной информации.
Учетные бухгалтерские пакеты, напротив не поддерживают достаточно инструментов для качественного анализа и планирования с использованием OLAP. Кроме того, структура первичных данных и данных, пригодных для построения кубов OLAP, также существенно различается. Следовательно, встает вопрос не только связывания приложений, но и вопрос преобразования информации таким образом, чтобы иметь возможность активно работать с результатами преобразований.
Актуальность дипломного проекта обусловлена необходимостью автоматизации процесса ценообразования товаров и услуг компании «Mr. Климат», что позволит повысить скорость работы коммерческого отдела, снизить количество ошибок и избежать финансовых потерь.
Объектом исследования в дипломном проекте является компания ООО «Mr. Климат», которая занимается поставкой и установкой систем климатического контроля. Предметом - процесс установки цен на продукцию на основе анализа затрат, а также сравнительного анализа цен конкурентов. Для того, чтобы обеспечить организацию средством аналитики процесса ценообразования товаров и услуг и, в то же время, не усложнить ведение бухгалтерского учета, необходимо на основе конфигурации «1С: Предприятие 8.2» разработать подсистему аналитического учета и построения OLAP-кубов.
Цель работы - создание автоматизированной информационной системы процесса ценообразования товаров и услуг с использованием OLAP-кубов.
На основе цели были поставлены задачи:
- построить модель ценообразования в организации;
- разработать структуру OLAP-кубов в соответствии с требованиями комерческого отдела и создать хранилище данных заданной структуры для накопления, хранения информации по ценообразованию и построения на их основе кубов OLAP;
- разработать конфигурацию на основе предложенной структуры данных.
Разрабатываемая в рамках дипломного проекта информационная система должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечение руководства необходимой и достоверной информацией;
- сокращение время поиска информации в системе и ее обработки;
- своевременное получение информации для определения спроса, анализа издержек, анализа цен товаров у конкурентов, установления окончательной цены.
В соответствии с поставленными задачами строится ER-модель и на ее основе реляционная модель системы ценообразования товаров и услуг в компании. В соответствии с требованиями анализа и опираясь на построенную модель данных, разрабатываются структуры кубов. В качестве хранилищ данных создаются регистры с соответствующей структурой. Для осуществления движений регистров, иначе говоря, для накопления информации и построения кубов реализуются специальные процедуры, исполняемые при проведении документов, в модули которых они встроены. Таким образом, каждый раз при поступлении новых данных в систему, происходит движение соответствующих регистров - формируется куб, что избавляет от необходимости строить сложные запросы в тот момент, когда нужно анализировать результаты работы.
Первая глава дипломного проекта посвящена описанию инструментов разработки. В ней описана технология построения OLAP-кубов, рассмотрены ее преимущества и особенности применения. Также рассматривается программное средство 1С, которое используется для разработки конфигурации. Во второй главе выполняется построение модели ценообразования в компании. Для этого проводится анализ предметной области и выполняется построение инфологической модели процесса установления цены. В третьей главе приводится обоснование необходимости и описывается формирование кубов. Было сформировано 3 куба: «Цены конкурентов», «Себестоимость»,«Установка цен». Куб «Цены конкурентов» - предоставляет для анализа текущую информацию о ценах для каждого вида продукции, развернутую также по месяцам и конкурентам. Куб «Себестоимость» - предоставляет для анализа текущую информацию о затратах (себестоимости) для каждого конкретного вида продукции, развернутую также по месяцам и видам издержек. Куб «Установка цен» - предоставляет для анализа текущую информацию о ценах для каждого конкретного вида продукции, развернутую также по месяцам. В четвертой главе рассмотрена программная реализация дипломного проекта.
Результатом выполнения дипломной работы станет автоматизация процесса ценообразования товаров и услуг, что позволит повысить эффективность работы компании, снизить ошибки, избежать финансовых потерь.
Основной задачей, рассматриваемой в дипломном проекте, является ценообразование на продукцию и услуги компании. При этом, многие параметры, которые необходимо формировать и анализировать, являются многокомпонентными, получаемыми на основе данных из различных справочников и документов. Для их отбора было принято решение использовать OLAP-кубы.
Было сформировано 3 куба: «Цены конкурентов», «Себестоимость», «Установка цен». Куб «Цены конкурентов» - предоставляет для анализа текущую информацию о ценах для каждого вида продукции, развернутую также по месяцам и конкурентам. Куб «Себестоимость» - предоставляет для анализа текущую информацию о затратах (себестоимости) для каждого конкретного вида продукции, развернутую также по месяцам и видам издержек. Куб «Установка цен» - предоставляет для анализа текущую информацию о ценах для каждого конкретного вида продукции, развернутую также по месяцам. Для куба Себестоимость логически оправданы три измерения. Поскольку компания выпускает продукцию нескольких видов, то и информацию о себестоимости нужно собирать непосредственно для каждого вида продукции. Отсюда измерение «Продукция».
Обусловленная необходимостью анализа и планирования себестоимости продукции компании, задача разработки системы поддержки OLAP анализа данных на основе Комплексной конфигурации системы «1С: Предприятие» была решена следующим образом:
- перестроена модель формирования себестоимости в Комплексной конфигурации, в соответствии с требованиями к учету и анализу данных в организации;
- разработана структура кубов и построены регистры остатков для их хранения;
- реализованы процедуры, обрабатывающие входные первичные данные и на основе этой информации формирующие данные в регистрах.
Настоящая программа находится на апробации в компании ООО «Mr. Климат» и уже показывает положительные результаты:
- обеспечивает руководство необходимой оперативной и достоверной информацией;
- сокращает время поиска информации в системе и ее обработки;
- обеспечивает целосность и сохранность информации;
- обеспечивает диалоговый режим общения пользователя с системой;
- своевременно предоставляет информацию для принятия стратегических решений руководством компании.