Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности буллинга в младшем подростковом возрасте

Работа №21400

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретическая часть. Анализ проблемы буллинга в младшем
подростковом возрасте 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Феномен буллинга в школьном коллективе 12
1.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме
буллинга 20
2 Эмпирическая часть. Исследование особенностей буллинга в младшем
подростковом возрасте 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Логика исследования. Описание методик 29
2.3 Результаты исследования, анализ и интерпретация данных 31
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 48
Приложение Б 50
Приложение В 57
Приложение Г


С каждым годом проблема школьной травли или буллинга становится более актуальной. Травля периодически поднимается в средствах массовой информации, в связи со случаями жестокого проявления в форме физических и психологических травм, особенно в случае попыток или реальных ситуаций насилия. Насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом определяет дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности. Освоив определенные паттерны поведения такие как: «жертва», «обидчик», «пассивный наблюдатель» подросток может следовать им всю последующую жизнь.
В России исследования В.С. Собкиной, М.М. Смысловой показывают, что регулярному физическому и/или психологическому буллингу подвергались от 0,7 до 4% московских старшеклассников (опрошено 948 человек), а эпизодическому психологическому буллигу - до 46% старшеклассников [34].
За рубежом дети, участвующие в опросе на Интернет-сайте KidsPoll (1200 детей), показали, что буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно [37].
При изучении литературы складывается стереотипное мнение, что за феноменом буллинга всегда стоит агрессор-буллер и жертва. Из наших наблюдений, мы обнаружили, что среди подростков более всего в практике распространены случаи скрытого буллинга, а неявного, открытого буллинга с физической агрессией. Тогда не сразу удается выделить агрессора (буллера) и представить явление буллинга как биполярное, агрессор - жертва. Жертва буллинга сама может провоцировать группу подростков, противопоставляя себя другим или стечение обстоятельств,
привело к тому, что группа подростков настраивается агрессивно против одноклассника. Ярким примером школьного буллинга является героиня Лена Бессонова из фильма Р. Быкова «Чучело», которая смогла выстоять жестокое отношение к себе со стороны одноклассников.
В своем исследовании мы опирались на следующее определение буллинга: «Буллингом называется агрессия одних детей против других,когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Неравенство сил, повторяемость - два существенных признака буллинга. (С.В.Кривцова)»
Существует привычное представление о буллинге, в котором всю ответственность за агрессию возлагают на агрессора. Из предварительной практики наблюдения мы отказались от такой упрощенной модели понимания буллинга у подростков. «Инициатором», поддерживающим системное проявление агрессии может быть не только подросток - агрессор, но и сама жертва.
Таким образом, построена наша работа по исследованию особенностей проявления буллинга у подростков.
Цель работы: выявление особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте.
Объект: младшие подростки.
Предмет: особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза:
1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;
2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)
Задачами исследования:
1) Проанализировать психологические особенности младшего подросткового возраста.
2) Изучить отечественные и зарубежные исследования по проблеме буллинга.
3) Исследовать особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
4) Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5) Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе младших подростков.
Методы и методики исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебнометодической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц, наблюдение, социометрия, экспертная педагогическая оценка);
Для проведения исследования были применены следующие методики:
1) Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц
2) Наблюдение
3) Социометрическая методика «Лестница».
4) Экспертная педагогическая оценка
Эмпирическая база исследования:
Исследование по выявлению особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения "Красноярская университетская гимназия №1
Универс". В исследовании приняли участие 156 учащихся пятых - седьмых классов.
Практическая значимость
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке программы профилактики обеспечения
психологической безопасности образовательной среды.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей буллинга младшего школьного возраста, а также разработке на их основе практических рекомендации по предотвращению ситуации буллинга в образовательном учреждении. В результате исследования, мы подтвердили гипотезу:
1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;
2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)
Актуальность данной работы чрезвычайно высока, так как систематических исследований с выходом на эффективность практики преодоления случаев школьного буллинга в России недостаточно. Это связано с тем, что буллинг это скрытый процесс, и до недавнего времени службы социальной поддержки (подросткового телефона доверия, независимых психологических служб и т.д.) в стране были мало распространены,
подросткам, жертвам буллинга не куда было обратиться за помощью. Для того чтобы можно было помочь жертве буллинга и предотвратить агрессивность поведения в группе, необходимо изучить запускающую ситуацию буллинга.
Нужно воздействовать на всю структуру в целом, действия должны иметь последовательный характер.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга, его подходы к определению, формы, структуру, особенности участников буллинга,
последствия и распространенность буллинга в различных странах. Во 2 главе провели исследование и разработали практические рекомендации, благодаря которым, ситуация буллинга в одном из классов заметно уменьшилась.
Решили задачи, которые были поставлены для подтверждения выдвинутой гипотезы:
^Проанализировали психологические особенности младшего подросткового возраста.
2) Изучили отечественные и зарубежные исследования по проблеме буллинга.
3) Исследовали особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
4) Проанализировали и интерпретировали полученные данные.
5) Разработали рекомендации по предотвращению буллинга в группе младших подростков.
Таким образом, сформулированная гипотеза нашла свое подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы являются: изучение психологических характеристик не только «жертв» и «обидчиков» в различных возрастных категориях, социальных аспектах, но и «свидетелей»; изучение запускающих механизмов феномена буллинга;
мотивационных, ценностных особенностей участников буллинга; изучение гендерных особенностей участников буллинга; изучение представлений родителей о ситуации буллинга в образовательной среде.



1. Аверьянов А. И. Буллинг как вызов современной школе // Педагогика, психология и социология. - 2013. - № 18. - С. 45-50.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Издательство «Ось-89», 2003. - С. 45-87.
3. Баева И.А. Школьная травля (буллинг) в образовательной среде [Электронный ресурс]/ Баева И.А., Петросянц В.Р. - Режим доступа: http: //nrcnn.ru/lang/activity/study .html ?id=149
4. Бердышев И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. -2005. - № 18. - С. 3.
5. Бердышев И.С., Нечаев М.Г. Медико психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики:
Практическое пособие для врачей и социальных работников / Санкт-
Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный цент «Семья». 2005. [Электронный ресурс]. URL: http ://old.homekid. ru/bullying/contens. html
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. - С. 213227.
7. Буллинг — травля детей. Что делать? // Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям "Региональный центр "Семья": [сайт]. - Спб., [1995 — 2012]. - Режим доступа: http: //homekid.ru/bullying/bullyingPart 1. html
8. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие и суицидальное поведение детей и подростков / Вопросы пихологии. - 2013. - №2. - С. 25-30.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 1997. - 224 с.
10. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
11. Губанова С.В. Школьный буллинг - что это? [Электронный ресурс]
/ С. В. Губанова. - Режим доступа: http://svetgeorg.com/2010/11/11/shkolnyy- bulling-chto-eto.html
12. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967.
13. Дэвид А. Лейн. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. — СПб.: Питер. - 2001. — С. 240—274.
14. Емолаева М.В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения. - 2-е изд. - М.:
Московский психолго-социальный институт; Воронеж, Издательство ИПО «МОДЭК», 2006. - С. 206 - 241
15. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы безопасности в школе
(стенограмма) // Материалы проекта «Образование благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjoumals.ru/edu_economy_wenbeing
16. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. - 1993-4. - № 3-4. - С. 34-43.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / 2-е издание, дополненное: Питер; Спб.; 2008. - 178 с.
18. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». - 2006. - № 11. - С. 15-18.
19. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М.: Время. - 2009. - 704 с.
20. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных
/ С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011.
21. Купченко В.Е. Особенности самоотношения подростков -
участников буллинга в образовательной среде / В.Е. Купченко, И.Н. Ляшенко // Психология обучения. - 2014. - № 7. - С.78-86
22. Кутузова Д. Проблема травли детей в школе [Электронный ресурс] / Д. Кутузова. - Режим доступа: http://pro-psixology.ru/prakticheskaya-psixologiya- nauchno-metodicheskij/1094-problema-travli-detej-v-shkole-obzor-zarubezhnyx.html
23. Кутузова Д.А. Нарративный подход в работе психолога образования // Вестник Практической Психологии Образования. - 2007. - № 3.- С. 109-112.
24. Кутузова Д.А. Нарративный подход в работе психолога образования // Вестник Практической Психологии Образования. - 2007. - № 4. — С. 98 - 103.
25. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
26. Ожиева Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг. [Электронный ресурс] / Е. Н. Ожиева. - Режим доступа:
http: //www. rusnauka. com/3 3_NIEK_2008/Psihologia/37294. doc.htm
27. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-педагогический институт, 2005. - С. 201-220.
28. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 6. - С. 151-154.
29. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - С. 14-38.
30. Пронина Е.Н. Детская жестокость: причины и следствия // Психологическая служба. - 2008. - № 5. - С. 20-23.
31. Психология подростка. Хрестоматия / Составитель Фролов Ю.И.
// Издательство: Российское педагогическое агенств, 1997. - С. 313-320.
32. Сарбин, Т. Нарратив как базовая метафора психологии. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход, 2004. - С. 6-28.
33. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и
жестокости в образовательном учреждении: монография. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 232 с.
34. Собкин В.С., Смысловая М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т.ХУ1. Вып.
XXVIII. М.: Ин-т социология образования РАО, 2012. С. 130-136.
35. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников
подросткового возраста. [Электронный ресурс] / Д. Н. Соловьева. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/model-profilaktiki-bullinga-sredi-
shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta
36. Сорокина М.В. Психологическая помощь жертве буллинга // Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Тула, Росси. - 2012.
37. Фортова Л.К., Романова Е.Н. Буллинг, или школьная травля // Материалы международной заочно-практической конфиренции
«Отклоняющееся поведение человека в современном мире». Проблемы и решения. Владимир: ВлГУ, 2010 [Электронный ресурс]. URL:
http: //deviation2 010.vl su.ru/index.php?1
38. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - С. 241-261.
39. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование».
40. Fekkes M., Pijpers F., Verloove-Vanhorick P. Bullying behavior and associations with psychosomatic complaints and depression in victims // J. Pediatr. 2004. V. 144. N 1. P. 17-22.
41. Losey B. Bullying, suicide, and homicide. Understanding, assessment and preventing threats for victims of bullying. USA: Routledge, 2011
42. Rigby K. Consequences of bullying in schools // Canad. J. Psychiatry. 2003. N 9. V. 48. P. 583-590.
43. Rigby K. Effects of peer victimization in schools and perceived social support on adolescent well-being // Journal of Adolescence. 2000. № 23.P. 57-68.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ