Особенности буллинга в младшем подростковом возрасте
|
Введение 3
1 Теоретическая часть. Анализ проблемы буллинга в младшем
подростковом возрасте 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Феномен буллинга в школьном коллективе 12
1.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме
буллинга 20
2 Эмпирическая часть. Исследование особенностей буллинга в младшем
подростковом возрасте 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Логика исследования. Описание методик 29
2.3 Результаты исследования, анализ и интерпретация данных 31
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 48
Приложение Б 50
Приложение В 57
Приложение Г
1 Теоретическая часть. Анализ проблемы буллинга в младшем
подростковом возрасте 7
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2 Феномен буллинга в школьном коллективе 12
1.3. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме
буллинга 20
2 Эмпирическая часть. Исследование особенностей буллинга в младшем
подростковом возрасте 29
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 29
2.2 Логика исследования. Описание методик 29
2.3 Результаты исследования, анализ и интерпретация данных 31
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А 48
Приложение Б 50
Приложение В 57
Приложение Г
С каждым годом проблема школьной травли или буллинга становится более актуальной. Травля периодически поднимается в средствах массовой информации, в связи со случаями жестокого проявления в форме физических и психологических травм, особенно в случае попыток или реальных ситуаций насилия. Насилие в школе требует самого пристального внимания, так как именно ситуация в школе во многом определяет дальнейшее развитие подростков и формирование свойств личности. Освоив определенные паттерны поведения такие как: «жертва», «обидчик», «пассивный наблюдатель» подросток может следовать им всю последующую жизнь.
В России исследования В.С. Собкиной, М.М. Смысловой показывают, что регулярному физическому и/или психологическому буллингу подвергались от 0,7 до 4% московских старшеклассников (опрошено 948 человек), а эпизодическому психологическому буллигу - до 46% старшеклассников [34].
За рубежом дети, участвующие в опросе на Интернет-сайте KidsPoll (1200 детей), показали, что буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно [37].
При изучении литературы складывается стереотипное мнение, что за феноменом буллинга всегда стоит агрессор-буллер и жертва. Из наших наблюдений, мы обнаружили, что среди подростков более всего в практике распространены случаи скрытого буллинга, а неявного, открытого буллинга с физической агрессией. Тогда не сразу удается выделить агрессора (буллера) и представить явление буллинга как биполярное, агрессор - жертва. Жертва буллинга сама может провоцировать группу подростков, противопоставляя себя другим или стечение обстоятельств,
привело к тому, что группа подростков настраивается агрессивно против одноклассника. Ярким примером школьного буллинга является героиня Лена Бессонова из фильма Р. Быкова «Чучело», которая смогла выстоять жестокое отношение к себе со стороны одноклассников.
В своем исследовании мы опирались на следующее определение буллинга: «Буллингом называется агрессия одних детей против других,когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Неравенство сил, повторяемость - два существенных признака буллинга. (С.В.Кривцова)»
Существует привычное представление о буллинге, в котором всю ответственность за агрессию возлагают на агрессора. Из предварительной практики наблюдения мы отказались от такой упрощенной модели понимания буллинга у подростков. «Инициатором», поддерживающим системное проявление агрессии может быть не только подросток - агрессор, но и сама жертва.
Таким образом, построена наша работа по исследованию особенностей проявления буллинга у подростков.
Цель работы: выявление особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте.
Объект: младшие подростки.
Предмет: особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза:
1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;
2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)
Задачами исследования:
1) Проанализировать психологические особенности младшего подросткового возраста.
2) Изучить отечественные и зарубежные исследования по проблеме буллинга.
3) Исследовать особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
4) Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5) Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе младших подростков.
Методы и методики исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебнометодической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц, наблюдение, социометрия, экспертная педагогическая оценка);
Для проведения исследования были применены следующие методики:
1) Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц
2) Наблюдение
3) Социометрическая методика «Лестница».
4) Экспертная педагогическая оценка
Эмпирическая база исследования:
Исследование по выявлению особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения "Красноярская университетская гимназия №1
Универс". В исследовании приняли участие 156 учащихся пятых - седьмых классов.
Практическая значимость
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке программы профилактики обеспечения
психологической безопасности образовательной среды.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В России исследования В.С. Собкиной, М.М. Смысловой показывают, что регулярному физическому и/или психологическому буллингу подвергались от 0,7 до 4% московских старшеклассников (опрошено 948 человек), а эпизодическому психологическому буллигу - до 46% старшеклассников [34].
За рубежом дети, участвующие в опросе на Интернет-сайте KidsPoll (1200 детей), показали, что буллингу подвергались 48%, в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно [37].
При изучении литературы складывается стереотипное мнение, что за феноменом буллинга всегда стоит агрессор-буллер и жертва. Из наших наблюдений, мы обнаружили, что среди подростков более всего в практике распространены случаи скрытого буллинга, а неявного, открытого буллинга с физической агрессией. Тогда не сразу удается выделить агрессора (буллера) и представить явление буллинга как биполярное, агрессор - жертва. Жертва буллинга сама может провоцировать группу подростков, противопоставляя себя другим или стечение обстоятельств,
привело к тому, что группа подростков настраивается агрессивно против одноклассника. Ярким примером школьного буллинга является героиня Лена Бессонова из фильма Р. Быкова «Чучело», которая смогла выстоять жестокое отношение к себе со стороны одноклассников.
В своем исследовании мы опирались на следующее определение буллинга: «Буллингом называется агрессия одних детей против других,когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Неравенство сил, повторяемость - два существенных признака буллинга. (С.В.Кривцова)»
Существует привычное представление о буллинге, в котором всю ответственность за агрессию возлагают на агрессора. Из предварительной практики наблюдения мы отказались от такой упрощенной модели понимания буллинга у подростков. «Инициатором», поддерживающим системное проявление агрессии может быть не только подросток - агрессор, но и сама жертва.
Таким образом, построена наша работа по исследованию особенностей проявления буллинга у подростков.
Цель работы: выявление особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте.
Объект: младшие подростки.
Предмет: особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза:
1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;
2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)
Задачами исследования:
1) Проанализировать психологические особенности младшего подросткового возраста.
2) Изучить отечественные и зарубежные исследования по проблеме буллинга.
3) Исследовать особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
4) Проанализировать и интерпретировать полученные данные.
5) Разработать рекомендации по предотвращению буллинга в группе младших подростков.
Методы и методики исследования:
- теоретические (изучение и анализ научно-теоретической и учебнометодической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц, наблюдение, социометрия, экспертная педагогическая оценка);
Для проведения исследования были применены следующие методики:
1) Опросник «Ситуация буллинга в школе» В.Р. Петросянц
2) Наблюдение
3) Социометрическая методика «Лестница».
4) Экспертная педагогическая оценка
Эмпирическая база исследования:
Исследование по выявлению особенностей буллинга в младшем подростковом возрасте проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения "Красноярская университетская гимназия №1
Универс". В исследовании приняли участие 156 учащихся пятых - седьмых классов.
Практическая значимость
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке программы профилактики обеспечения
психологической безопасности образовательной среды.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Цель нашего исследования состояла в выявлении особенностей буллинга младшего школьного возраста, а также разработке на их основе практических рекомендации по предотвращению ситуации буллинга в образовательном учреждении. В результате исследования, мы подтвердили гипотезу:
1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;
2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)
Актуальность данной работы чрезвычайно высока, так как систематических исследований с выходом на эффективность практики преодоления случаев школьного буллинга в России недостаточно. Это связано с тем, что буллинг это скрытый процесс, и до недавнего времени службы социальной поддержки (подросткового телефона доверия, независимых психологических служб и т.д.) в стране были мало распространены,
подросткам, жертвам буллинга не куда было обратиться за помощью. Для того чтобы можно было помочь жертве буллинга и предотвратить агрессивность поведения в группе, необходимо изучить запускающую ситуацию буллинга.
Нужно воздействовать на всю структуру в целом, действия должны иметь последовательный характер.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга, его подходы к определению, формы, структуру, особенности участников буллинга,
последствия и распространенность буллинга в различных странах. Во 2 главе провели исследование и разработали практические рекомендации, благодаря которым, ситуация буллинга в одном из классов заметно уменьшилась.
Решили задачи, которые были поставлены для подтверждения выдвинутой гипотезы:
^Проанализировали психологические особенности младшего подросткового возраста.
2) Изучили отечественные и зарубежные исследования по проблеме буллинга.
3) Исследовали особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
4) Проанализировали и интерпретировали полученные данные.
5) Разработали рекомендации по предотвращению буллинга в группе младших подростков.
Таким образом, сформулированная гипотеза нашла свое подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы являются: изучение психологических характеристик не только «жертв» и «обидчиков» в различных возрастных категориях, социальных аспектах, но и «свидетелей»; изучение запускающих механизмов феномена буллинга;
мотивационных, ценностных особенностей участников буллинга; изучение гендерных особенностей участников буллинга; изучение представлений родителей о ситуации буллинга в образовательной среде.
1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;
2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)
Актуальность данной работы чрезвычайно высока, так как систематических исследований с выходом на эффективность практики преодоления случаев школьного буллинга в России недостаточно. Это связано с тем, что буллинг это скрытый процесс, и до недавнего времени службы социальной поддержки (подросткового телефона доверия, независимых психологических служб и т.д.) в стране были мало распространены,
подросткам, жертвам буллинга не куда было обратиться за помощью. Для того чтобы можно было помочь жертве буллинга и предотвратить агрессивность поведения в группе, необходимо изучить запускающую ситуацию буллинга.
Нужно воздействовать на всю структуру в целом, действия должны иметь последовательный характер.
В Главе 1 мы изучили литературу по проблеме буллинга, его подходы к определению, формы, структуру, особенности участников буллинга,
последствия и распространенность буллинга в различных странах. Во 2 главе провели исследование и разработали практические рекомендации, благодаря которым, ситуация буллинга в одном из классов заметно уменьшилась.
Решили задачи, которые были поставлены для подтверждения выдвинутой гипотезы:
^Проанализировали психологические особенности младшего подросткового возраста.
2) Изучили отечественные и зарубежные исследования по проблеме буллинга.
3) Исследовали особенности буллинга в младшем подростковом возрасте.
4) Проанализировали и интерпретировали полученные данные.
5) Разработали рекомендации по предотвращению буллинга в группе младших подростков.
Таким образом, сформулированная гипотеза нашла свое подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования проблемы являются: изучение психологических характеристик не только «жертв» и «обидчиков» в различных возрастных категориях, социальных аспектах, но и «свидетелей»; изучение запускающих механизмов феномена буллинга;
мотивационных, ценностных особенностей участников буллинга; изучение гендерных особенностей участников буллинга; изучение представлений родителей о ситуации буллинга в образовательной среде.
Подобные работы
- Особенности буллинга в младшем подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация межличностных отношений в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе с особыми образовательными потребностями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Антибуллинговые компетенции в подростковом возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - Воспитание жизнестойкости младших подростков в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



