Введение 4
1 Обзор научно -методической литературы по теме исследования 7
1.1 Характеристики координационных способностей 7
1.2 Особенности развития координационных способностей стрелков из
лука 18
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация и проведение исследования 24
2.2 Характеристика методов исследования 25
3 Результаты исследования и их обсуждение 28
Заключение 42
Список использованных источников 44
Актуальность. Для достижения высоких результатов в стрельбе из лука, необходимо уделять большое внимание как физической, технической так и психологической подготовке стрелков из лука. При изучении вопроса о подготовке стрелков из лука обнаружилось недостаточное количество научно обоснованных методических разработок в этой области, т.е. в области
специальной технической подготовки стрелков из лука и развитие у них специальных координационных способностей. Одним из этих координационных способностей является максимальная статичность левой руки в процессе стрельбы. Результат соревнований в стрельбе из лука зависит от степени подготовленности спортсменов. Хорошая техника стрельбы и психологическая устойчивость без умения сохранять статичность левой руки не сможет привести к хорошему результату.
Поэтому в стрельбу из лука приходят спортсмены как из других видов спорта, так и не имеющие спортивного опыта. И если спортсмены уже имеют уровень подготовленности в своем виде спорта, то у новичков, не имеющих спортивного опыта, приходится формировать все виды подготовленности с нуля. Однако для подготовки стрелков из лука необходима индивидуальная и специализированная подготовка. Сохранение статичности левой руки именно тот компонент техники стрельбы из лука, которое необходимо развивать на всех этапах подготовки стрелков из лука.
Уменьшение статичности левой руки является одной из основных задач в процессе подготовки стрелков из лука. Традиционные методы тренировок не в должной мере позволяют развивать данную координационную способность у стрелков из лука. До сих пор многие тренеры руководствуются при отборе спортсменов для стрельбы из лука лишь имеющимися координационными способностями спортсменов.
Тренеры не обращают внимания на потенциал того или иного спортсмена и не пытаются развить несоответствующие требованиям стрельбы из лука координационные способности.
Анализ научно-методической литературы по этому вопросу выявил следующие противоречия:
- между современными требованиями к уровню развития координационных способностей у стрелков из лука и существующими
средствами их развития;
- между стремлением стрелков из лука к повышению уровня квалификации и несовершенством тренировочного процесса связанного с развитием координационных способностей;
- между стремлением тренеров к приобретению знаний, в сфере развития координационных способностей у стрелков из лука и отсутствием методического материала по этой проблеме.
Проблема заключается в несоответствии требований к развитию координационных способностей у стрелков из лука и существующими средствами организации тренировочного процесса. Актуальность исследования заключается в решении этой проблемы и устранению выявленных противоречий.
Развитие координационных способностей у стрелков из лука на этапах подготовки становится необходимостью в тренировочном процессе. Для этого определяем вид координационных способностей, требующий особого развития у стрелков из лука. Существует много видов координационных способностей, их свойства, характеристики. Выявление и определение вида координационных способностей, его развитие является одной из самых основных задач в тренировочном процессе стрелков из лука.
Объект исследования - подготовка стрелков из лука в группах спортивного совершенствования.
Предмет исследования - методика уменьшения амплитуды микроколебаний стрелков из лука в группах спортивного совершенствования.
Цель исследования - разработать методику уменьшения амплитуды микроколебаний стрелков из лука в группах спортивного совершенствования и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования - предполагаем, что разработанная методика, основанная на увеличении информативности прицела в процессе подготовки стрелков из лука в группах спортивного совершенствования, уменьшит амплитуду микроколебаний и как следствие улучшит спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Определить группы координационных способностей влияющих на эффективность спортивной деятельности стрелков из лука.
2. Проанализировать методики способствующие уменьшению микроколебаний в различных видах деятельности.
3. Разработать и экспериментально оценить эффективность
использования методики способствующей уменьшению амплитуды
микроколебаний стрелков из лука в группах спортивного совершенствования.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Опрос.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики
1. В результате проведения обзора литературных источников нами было установлено, что важное место в системе подготовки стрелков из лука должно отводиться развитию конкретных групп координационных способностей, которые влияют на спортивный результат.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
2. Проанализировав методики, способствующие уменьшению колебаний в различных видах деятельности, мы сделали вывод, что для нашей задачи наиболее эффективными являются методики использующие упражнения с изменением информативности зрительных рецепторов.
3. В качестве методики мы использовали увеличение информативности прицела у стрелков из лука, т.е. увеличение информации от мишени воспринимаемой зрительными рецепторами, достигаемой внесением изменений в конструкцию прицела. Для увеличения информативности прицела стрелков из блочного лука использовалось увеличение кратности прицела, а стрелков из рекурсивного лука смена прицельной мушки и максимальная длина кронштейна. На момент окончания педагогического эксперимента, прирост результатов тестовых стрельб составили 4,6% в экспериментальной группе и 0,6% в контрольной группе, это позволяет сделать вывод, что методика, основанная на увеличении информативности прицела в процессе подготовки стрелков из лука в группах спортивного совершенствования эффективна.
1. Адашевский, В.М. Определение основных рациональных биомеханических характеристик в стрельбе из лука / В.М. Адашевский, С.С. Ермаков, В.А. Шабашов // Физическое воспитание студентов. - 2012. - №3. - С. 5-10.
2. Байдыченко, Т.В. Совершенствование технической подготовленности спортсменов, стрелков из лука / Т.В. Байдыченко, Е.А. Архипова, Р.В. Шакиров // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2014. - №3. - С. 19-25.
3. Бакаев, В. В. Распределение мышечных усилий при стрельбе из лука / В. В. Бакаев // Путь науки. - 2016. - №3. - С. 86-88.
4. Беляева, А.Р. Методика совершенствования координационных способностей / А.Р. Беляева // Электронный научный журнал. - 2016. - №9. - С. 445-447.
5. Бердичевская, Е.М. Компьютерная стабилография в исследовании функциональных асимметрий в стрелковом спорте / Е.М. Бердичевская // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2008. - №6. - С. 120-123.
6. Богданов, А.И. Специальная подготовка стрелка из лука / А.И. Богданов. - М.: «Физкультура и спорт», 1971. - 56 с.
7. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность стрельбы из лука / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №3. - С. 33-35.
8. Ботяев, В. Исследование вариативности развития координационных способностей у спортсменов различных специализаций, возраста и квалификации / В. Ботяев // Наука в олимпийском спорте - 2012. - №1. - С. 6873.
9. Вальштейн, Л.М. Основы стрелкового мастерства / ЛМ. Вальштейн. - М.: ДОСААФ, 1960. - 219 с.
10. Вальштейн, Л.М. Стрелок и тренер / Л.М. Вальштейн. - М.: ДОСААФ, 1977. - 262 с.
11. Варламов, Д.Б. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие / Д.Б. Варламов // Международный студенческий научный вестник - 2016. - №5. - С. 293-294.
12. Васютина, И.М. Формирование спецефических координационных способностей методом срочной информации / И.М. Васютина, А.А. Агишев // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета - 2015. - №1. - С. 167-170.
13. Вишняков, А.В. Вопросы стандартизации тестов, определяющих координационные способности / А.В. Вишняков // Культура физическая и здоровье - 2010. - №4. - С. 66-70.
14. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: Монография. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.
15. Галимова, А.Г. Координационные способности как фактор кондиций человека / А.Г. Галимова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №13. - С. 51-56.
16. Гомбожфпова, Х.Д. Структурно-функциональная модель отдельного выстрела в стрельбе из лука / Х.Д. Гомбожфпова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - №13. - С. 74-79.
17. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. — 342 с.
18. Гомбожипова, Х.Д. Индивидуальные особенности уровня специальной физической подготовленности стрелков из лука / Х.Д. Гомбожипова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №13. - С. 33-38.
19. Горская, И.Ю. Методические основы оценки, развития и совершенствования координационных способностей в спорте / И.Ю. Горская // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячилетии. -
2015. - №1. - С. 132-140.
20. Двейрина, О. А. Координационные способности: определение, понятия, классификация форм проявления / О.А. Двейрина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №1. - С. 35-38.
21. Деменьтьев, К.Н. Методические аспекты возможности применения современного оборудования для оценки координационных способностей / К.Н. Деменьтьев, В.Д Костенко, О.А. Меркулова // Путь науки. - 2014. - №9. - С. 44-46.
22. Еськов, В.М. Биомеханическая система для изучения микродвижений конечностей человека: хаотические и стохастические подходы в оценке физиологического тремора / В.М. Еськов // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - №18. - С. 44-48.
23. Железняк, Ю.Д. Основы научно -методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.
24. Жилина, М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена / М.Я. Жилина. - М. ДОСААФ, 1986. - 104 с.
25. Жуков, Р.С. Особенности развития координационных способностей на этапе совершенствования спортивного мастертсва в стрельбе из лука / Р.С. Жуков, Е.В. Залян // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2015. - №1. - С. 42-49.
26. Заика, В.М. Изучение критериев комплексного контроля стрелков - пистолетчиков / В.М. Заика // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2006. - №1. - С. 19-24.
27.Золотарев, И. Общефизическая подготовка стрелков Методическое пособие / И. Золотарев. - Стрелковый союз, 2011. - 314 с.
28. Лушневский, А.К. Развитие специальных координационных способностей в процессе обучения военнослужащих технике стрельбы из штатного оружия / А.К. Лушневский, В.В. Руденик // Вестник ВДУ. - 2014. - №4. - С. 114-121.
29. Лях, В.И. Понятия «Координационные способности» и «Ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - №8. - 1983. - С. 44-47.
30. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.
31. Малахова, О.Е. Анализ координационных способностей юных спортсменов разных специализаций / О.Е. Малахова, Е.Е. Пастушенко // Евразийский союз ученых. - 2015. - №7. - С. 77-79.
32. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в
предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: ООО Издательств «Омега-Л», 2004. - 160 с.
33. Мухаев, Д.Р. Упражнение на развитие специальных физических качеств для стрелков из лука / Д.Р. Мухаев // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 279-283.
34. Никитушкин, В.Е. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет / В.Е. Никитушкин, С.В.Малиновский, Ю.И. Разинов, А.В. Аулова // Вестник спортивной науки. - 2012. - №2. - С. 25-29.
35. Образователльная программа МБОУДОД «ДЮСШ №15 «Динамо» г. Улан-Удэ» на 2012-2016. - Улан-Удэ, 2012. - 20 с.
36. Пашков, И.Н. Роль сенсорных систем при развитии координационных способностей / И.Н. Пашков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2008. - №1. - С. 38-44.
37. Петров, И.А. Координационные способности в структуре точностных двигательных действий школьников / И.А. Петров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №9. - С. 127-129.
38. Писаренкова, Е.П. Дифференцированная методика развития
спецефических координационных способностей у школьников 7-15 лет / Е.П. Писаренкова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - №2. - С. 141-148.
39. Приймаков, А.А. Взаимосвязи систем регулирования равновесия в вертикальной стойке и управления произвольными движениями у спортсменов - стрелков / А.А. Приймаков // Физическое воспитание студентов. - 2010. - №3. - С. 75-77.
40. Программа спортивной подготовки по виду спорта «Стрельба из лука» для МБОУ ДОД «ДЮСШ». - г.п. Лянтор, 2012. - 20 с.
41. Скорук, Е.А. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета / Е.А. Скорук, Е.Д. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - №3. - С. 17-21.
42. Сыманович, П.Е. Техническая подготовка стрелков из лука 10-12 лет на основе совершенствования механизмов прицеливания: автореф. дис. ... кандидат педагогических наук: 13.00.04 / Сыманович Петр Еригорьевич. - Минск., 2000. - 23 с.
43. Тарасова, Л.В. Факторы устойчивости системы «Стрелок - оружие» в тренировке высококвалифицированных стрелков / Л.В. Тарасова // Вестник спортивной науки. - 2009. - №3. - С. 25-27.
44. Удалова, А.А. Оценка функционального и физического состояния стрелков-пулевиков / А.А. Удалова // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - №39. - С. 124-132.
45. Удалова, А.А. Сравнительный анализ динамики развития равновесия у стрелков разного уровня / АА Удалова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №3. - С. 161-166.
46. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 480.
47. Цыдыпов, Б.Д. Теория и методика обучения стрельбе из лука: курс лекций / Б.Д. Цыдыпов, Х.Ц. Еомбожапова. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2014. - 148 с.
48. Челышев, Н.Н. Анализ понятий: «Координация движений»,
«Координационные способности», «Ловкость» / Н.Н. Челышев // Научный поиск. - 2012. - №2. - С. 50-54.
49. Шестаков, М.П. Исследовали координационной структуры
спортсменов в видах спорта с ассиметричным выполнением движения / М.П. Шестаков, Е. Шелудько, А.Г. Абаян, Т.Г. Фомиченко // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - №9. - С. 174-178.
50. Шиленок, В.В. Статодинамическая устойчивость стрелков -пулевиков 13-15 лет: сущность, диагностика, пути развития / В.В. Шиленок, Г.А. Кузьменко // Наука и школа. - 2014. - №2. - С. 144-148.
51. Шилин, Ю.Н. Спортивная стрельба из лука: Теория и методика обучения / Ю.Н. Шилин, Е.Н. Белевич. - М.: ТВТ Дивизион, 2014. - 280 с.
52. Шпак, М.П. Физическая и психологическая подготовка стрелка- спортсмена / М.П. Шпак. - М.: ДОСААФ, 1979. - 72 с.
53. Lee, K. Total archery / K. Lee. - Astra LLC, 2009. - 253 c.
54. Peljha, V. Общефизическая подготовка стрелков Методическое пособие / V. Peljha, V. Gut. - Стрелковый союз, 2014. - 59 с.
55. Аржанникова, Л.Л. Выстрел [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http:// http ://archeryrussia.com/modules/forum/files/1836.pdf