Введение 4
1 Обзор научно -методической литературы по теме исследования 7
1.1 Характеристики координационных способностей 7
1.2 Особенности развития координационных способностей стрелков из
лука 18
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация и проведение исследования 24
2.2 Характеристика методов исследования 25
3 Результаты исследования и их обсуждение 28
Заключение 42
Список использованных источников 44
Актуальность. Для достижения высоких результатов в стрельбе из лука, необходимо уделять большое внимание как физической, технической так и психологической подготовке стрелков из лука. При изучении вопроса о подготовке стрелков из лука обнаружилось недостаточное количество научно обоснованных методических разработок в этой области, т.е. в области
специальной технической подготовки стрелков из лука и развитие у них специальных координационных способностей. Одним из этих координационных способностей является максимальная статичность левой руки в процессе стрельбы. Результат соревнований в стрельбе из лука зависит от степени подготовленности спортсменов. Хорошая техника стрельбы и психологическая устойчивость без умения сохранять статичность левой руки не сможет привести к хорошему результату.
Поэтому в стрельбу из лука приходят спортсмены как из других видов спорта, так и не имеющие спортивного опыта. И если спортсмены уже имеют уровень подготовленности в своем виде спорта, то у новичков, не имеющих спортивного опыта, приходится формировать все виды подготовленности с нуля. Однако для подготовки стрелков из лука необходима индивидуальная и специализированная подготовка. Сохранение статичности левой руки именно тот компонент техники стрельбы из лука, которое необходимо развивать на всех этапах подготовки стрелков из лука.
Уменьшение статичности левой руки является одной из основных задач в процессе подготовки стрелков из лука. Традиционные методы тренировок не в должной мере позволяют развивать данную координационную способность у стрелков из лука. До сих пор многие тренеры руководствуются при отборе спортсменов для стрельбы из лука лишь имеющимися координационными способностями спортсменов.
Тренеры не обращают внимания на потенциал того или иного спортсмена и не пытаются развить несоответствующие требованиям стрельбы из лука координационные способности.
Анализ научно-методической литературы по этому вопросу выявил следующие противоречия:
- между современными требованиями к уровню развития координационных способностей у стрелков из лука и существующими
средствами их развития;
- между стремлением стрелков из лука к повышению уровня квалификации и несовершенством тренировочного процесса связанного с развитием координационных способностей;
- между стремлением тренеров к приобретению знаний, в сфере развития координационных способностей у стрелков из лука и отсутствием методического материала по этой проблеме.
Проблема заключается в несоответствии требований к развитию координационных способностей у стрелков из лука и существующими средствами организации тренировочного процесса. Актуальность исследования заключается в решении этой проблемы и устранению выявленных противоречий.
Развитие координационных способностей у стрелков из лука на этапах подготовки становится необходимостью в тренировочном процессе. Для этого определяем вид координационных способностей, требующий особого развития у стрелков из лука. Существует много видов координационных способностей, их свойства, характеристики. Выявление и определение вида координационных способностей, его развитие является одной из самых основных задач в тренировочном процессе стрелков из лука.
Объект исследования - подготовка стрелков из лука в группах спортивного совершенствования.
Предмет исследования - методика уменьшения амплитуды микроколебаний стрелков из лука в группах спортивного совершенствования.
Цель исследования - разработать методику уменьшения амплитуды микроколебаний стрелков из лука в группах спортивного совершенствования и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования - предполагаем, что разработанная методика, основанная на увеличении информативности прицела в процессе подготовки стрелков из лука в группах спортивного совершенствования, уменьшит амплитуду микроколебаний и как следствие улучшит спортивный результат.
Задачи исследования:
1. Определить группы координационных способностей влияющих на эффективность спортивной деятельности стрелков из лука.
2. Проанализировать методики способствующие уменьшению микроколебаний в различных видах деятельности.
3. Разработать и экспериментально оценить эффективность
использования методики способствующей уменьшению амплитуды
микроколебаний стрелков из лука в группах спортивного совершенствования.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Опрос.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики
1. В результате проведения обзора литературных источников нами было установлено, что важное место в системе подготовки стрелков из лука должно отводиться развитию конкретных групп координационных способностей, которые влияют на спортивный результат.
Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Вторая группа. Способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Третья группа. Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
2. Проанализировав методики, способствующие уменьшению колебаний в различных видах деятельности, мы сделали вывод, что для нашей задачи наиболее эффективными являются методики использующие упражнения с изменением информативности зрительных рецепторов.
3. В качестве методики мы использовали увеличение информативности прицела у стрелков из лука, т.е. увеличение информации от мишени воспринимаемой зрительными рецепторами, достигаемой внесением изменений в конструкцию прицела. Для увеличения информативности прицела стрелков из блочного лука использовалось увеличение кратности прицела, а стрелков из рекурсивного лука смена прицельной мушки и максимальная длина кронштейна. На момент окончания педагогического эксперимента, прирост результатов тестовых стрельб составили 4,6% в экспериментальной группе и 0,6% в контрольной группе, это позволяет сделать вывод, что методика, основанная на увеличении информативности прицела в процессе подготовки стрелков из лука в группах спортивного совершенствования эффективна.