Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интерактивные приложения в сервисе LearningApps как средство развития познавательного интереса у младших школьников

Работа №21381

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
578
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы развития познавательного интереса у младших школьников 6
1.1 Познавательный интерес личности как предмет психологопедагогического анализа 6
1.2 Особенности развития познавательного интереса у младших
школьников 17
1.3 Изучение уровня сформированное™ познавательного интереса у
младших школьников 28
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у младших школьников с помощью сервиса LeamingApps на уроках информатики 37
2.1 Использование информационных технологий при развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики . 37
2.2 Разработка интерактивных приложений в сервисе LeamingApps,
направленных на развитие познавательного интереса у младших
школьников 43
2.3 Применение интерактивных приложений сервиса LeamingApps,
направленных на развитие познавательного интереса у младших
школьников на уроках информатики 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования определяется требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», где на первый план выдвигается развитие личности младшего школьника. В требованиях к личностным результатам обучения младших школьников прописано, что обучающиеся должны проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению.
Проблема познавательного интереса личности представлена в работах Б. Г. Ананьева, М. Ф. Беляева, Л. И. Божович, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова,
В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой,
Н. Г. Морозовой, Л. М. Фридмана, Л. С. Рубинштейна, Г. И. Щукиной. В своих работах исследователи связывают развитие познавательных интересов, обучающихся с учением, изучают роль познавательного интереса в формировании общей направленности личности обучающегося, определяют условия и факторы, которые влияют на его становление и развитие, выявляют периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности.
Несмотря на то, что проблема развития познавательного интереса к учению исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня считается одной из актуальных и сложнейших психологопедагогических проблем, поскольку и в настоящее время происходит поиск результативных средств и оптимальных путей развития познавательных интересов обучающихся.
Наличие в современной педагогической науке исследований, которые посвящены вопросам развития познавательного интереса школьников и наблюдаемые в настоящее время изменения в обществе, науке и образовании актуализируют проблему недостаточной разработанности средств, с помощью которых можно развивать познавательный интерес у младших школьников.
Цель исследования: разработать и реализовать интерактивные
приложения в сервисе LeamingApps, направленные на развитие
познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: интерактивные приложения, разработанные в сервисе LearningApps, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза: Развитие познавательного интереса младших школьников будет результативным, если на уроках информатики применять следующие интерактивные приложения, созданные в сервисе LearningApps:
- приложения-викторины для формирования устойчивой мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности;
- приложения по систематизации и упорядочению информации для совершенствования самостоятельных познавательных действий;
- приложения на дополнение предложенной информации для развития навыков самооценки результатов собственных познавательных действий.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать структуру познавательного интереса у младших школьников.
2. Выявить особенности развития познавательного интереса у младших школьников.
3. Изучить уровень развития познавательного интереса у младших школьников.
4. Проанализировать потенциал использования информационных технологий при развитии познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики.
5. Разработать интерактивные приложения в среде LearningApps, которые будут способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики.
6. Реализовать разработанные интерактивные приложения в сервисе LearningApps, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики, и проверить их результативность опытноэкспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической,
педагогической литературы по проблеме формирования познавательного интереса личности; эмпирические - педагогический эксперимент, включённое наблюдение, анкетирование, самооценка, статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 10», г. Красноярск.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по
разработке и реализации интерактивных приложений в сервисе LeamingApps, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников, позволило нам сделать следующие выводы.
Познавательный интерес - это мотив учения, который становится таковым за счёт того, что обучающийся проявляет готовность, стремление совершенствовать своё учение.
Анализируя опыт исследований по проблеме развития познавательного интереса младших школьников, нами было выявлено три структурных компонента познавательного интереса: мотивационный, деятельностный, оценочный.
— мотивационный компонент отражает степень сформированное™ учебной мотивации у младших школьников, устойчивую направленность на осуществление познавательной деятельности;
— деятельностный компонент представляет собой направленность на самостоятельность деятельности обучающихся;
— оценочный компонент представляет собой самооценку деятельности или рефлексию, показателем этого компонента является способность обучающегося объяснять свои успехи или неудачи внутренними причинами.
Для определения уровня познавательного интереса у младших школьников нами использовалась методика «Исследование мотивации к изучению предмета информатика» (автор Н.В. Федюнина), методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» (автор А.А. Горчинская), лист самооценки обучающегося. Проведенный анализ данных констатирующего среза свидетельствовал о том, что у обучающихся экспериментальной группы преобладает низкий уровень сформированное™ познавательного интереса.
Анализ потенциала использования информационных технологий в начальной школе показал, что на уроках применяются не только презентации и электронные приложения к учебно-методическим комплексам, но и возможности технологии Web 2.0. Одним из наиболее удобных сервисов Web
2.0 для использования в учебно-воспитательной процессе начальной школы является сервис LeamingApps.
Были разработаны следующие интерактивные приложения в сервисе LeamingApps, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников: приложения-викторины для формирования устойчивой мотивации обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности; приложения по систематизации и упорядочению информации для совершенствования самостоятельных познавательных действий; приложения на дополнение предложенной информации для развития навыков самооценки результатов собственных познавательных действий.
В ходе реализации интерактивных приложений наблюдалась более высокая положительная динамика уровня сформированное™ познавательного интереса у младших школьников экспериментальной группы на уроках информатики, что свидетельствует об их результативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательного интереса у младших школьников, проходит более результативно, если применять разработанные и реализованные нами интерактивные приложения в сервисе LeamingApps.


1. Амонашвили, Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной школе / Ш. А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 36.
2. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев // Учёные записки ЛГУ № 265. Психология. - Л.: ЛГУ, 1959. - Вып. 16. - С. 41 - 60.
3. Бекиш, М. А. Игровые приемы на уроках и во внеурочной деятельности / М. А. Бекиш // Начальная школа. -2011. -№12. -С. 43 -45.
4. Блинова, Т. Л. Структура познавательной деятельности
школьников в личностно-ориентированном обучении [Электронный ресурс]. / Т. Л. Блинова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2008. - №3. - Режим доступа:
http://cvberleninka.ru/article/n/strukturapoznavatelnov-devatelnosti-shkolnikov-v- lichnostno-orientirovannom-obuchenii
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учебное пособие / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
6. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
7. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию : учебное пособие / В. Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология : учебное пособие / Л. С. Выготский. - М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
9. Горчинская, А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности : дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Горчинская Анна Анатольевна. - Челябинск, 1999. - 166 с.
10. Гришкова, Г. Н. «Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности». / Г. Н. Гришкова, И. Б. Юсубова // Начальная школа -2004 -№11. -С.41 -45.
11. Гуревич, К. М. Статистическая норма или социально- психологический норматив : науч. изд. / К. М. Гуревич, М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Москва : Психологический журнал, 1986. - №3. - С. 34.
12. Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения : учебное пособие / А. Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - 235 с.
13. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология: Курс лекций / Н. Ф. Добрынин. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
14. Додонов, Б. И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б. И. Додонов // Советская педагогика. - 1971. - № 9. С. 72 - 82.
15. Занков, Л. В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. - М. :
Просвещение, 1968. - 178 с.
16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. - М. : 1986. - 320 с.
17. Ильин, В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. -Москва: Педагогика, 2004. - 144 с.
18. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
19. Конструктор интерактивных заданий LearningApps [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://leamingapps.org/
20. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
21. Кухарев, Н. В. Эффективность обучения и воспитания : учебное пособие / Н. В. Кухарев. - М.: Педагогика, 2014. - 209 с.
22. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Учпедгиз, 1985. - 323 с.
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность
/А. Н. Леонтьев . -М.: Просвещение, 2011. -786 с.
24. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников : науч. изд. / А. К. Маркова, А. Б Орлов, Л. М. Фридман. - Москва : Научноисследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, 1983. - 64 с.
25. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников /
А. К. Маркова. - М.: Педагогика, 1986. - 195 с.
26. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: науч. изд. /
А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - Москва : Просвещение, 1990. - 192 с.
27. Матвеева, Н. В. Информатика: учебник для 3 класса / Н. В. Матвеева. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. -188 с.
28. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И. В. Метельский. - М.: Педагогическое общество России. - 2004. - 57 с.
29. Миленький, А. Я. Формирование у подростков интереса к учению / А. Я. Миленький. - Минск.: Народная асвета. - 1969. - 542 с.
30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 186 с.
31. «Мультимедиа технологии в образовании» [Электронный ресурс]:
Ежемесячный научный журнал. —Россия, Чита: —2015. —№ 1. Режим доступа : http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-
obrazovanii.html
32. Немцева, Ю. С. Развитие познавательного интереса школьников 7-9 классов средствами чертёжной графики : автореф. дне . канд. пед. наук :
13.0. 01 / Ю. С. Немцева. Магнитогорск, 2005. - 198 с.
33. Рендакова, Е. М. Создание игровых комплектов и их применение в обучении младших школьников / Е. М. Рендакова, Л. М. Ковокшанова // Начальная школа. -2000. -№11. -С. 77 -83.
34. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
35. Савина, Ф. К. Формирование познавательного интереса учащихся в условиях реформы школы : учебное пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. - Волгоград, 1988. - 61 с
36. Синютина, Е. А. Развитие познавательных интересов старшеклассников как условие их подготовки к самообразованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. А. Синютина. Магнитогорск, 1998. - 176 с.
37. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики. -2-е изд. / М. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2014. - 95 с.
38. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. -М.:
Академия, 2012. - 576 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 01.03.2012 года [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : ййр://минобрнауки.рф/документы/922/Файл/748/ФЕОС HOO.pdf
40. Цукерман, Е. А. Качественные особенности совместной учебной работы детей / Е. А. Цукерман // Новые исследования в психологии. - 1981.- № 2, 297 с.
41. Чернышевский, Н. Е. Полное собрание сочинений. Т.З / Н. Е. Чернышевский. - М, Еослитиздат, 1947. - 657 с.
42. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
43. Шевцова, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение личностно развивающей ситуации как средства формирования познавательного интереса младших школьников / М. А. Шевцова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2007. - Т. 2. -№8. - С. 123127.
44. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в познавательном процессе / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 179 с.
45. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ