Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические основы социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края

Работа №21379

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
640
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы социального воспитания старших
дошкольников на культурно-исторических традициях 8
1.1 Сущность социального воспитания детей дошкольного возраста . 8
1.2 Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
организации социального воспитания 14
1.3 Культурно-исторические традиции в социальном воспитании
старших дошкольников 19
2. Практика социального воспитания дошкольников на культурно исторических традициях Красноярского края (на примере МАДОУ №17
г. Дивногорска) 29
2.1 Содержание, формы и методы социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского
края 28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по изучению организации социального воспитания старших дошкольников на культурно- исторических традициях Красноярского края 32
2.3 Методические рекомендации по организации социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических
традициях региона 40
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Отмечается значимость создания социокультурной среды в процессе социализации и индивидуализации ребенка. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, ряд из которых связан как с организацией социально-воспитательной работы, так и с различными аспектами социального развития старшего дошкольника. Предполагается, что у «ребенка в процессе освоения образовательной программы должно быть сформировано: положительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой Родины [45].
В основных общеобразовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки», «Детство» и др.) выделена образовательная область «Социализация», которая направлена на
формирование общечеловеческих ценностей, формирование начал
гражданственности, любви к своей семье и Родине как основы формирования его самосознания. Значимость такого направления продиктована жизнью. В настоящее время доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы самосознания.
Проблему социального воспитания дошкольника на культурно- исторических традициях мы рассматриваем как одно из приоритетных направлений развития социальной педагогики, связанное с поиском путей решения проблемы обеспечения культуры и образования личности с гуманитарно-ценностным мышлением. Важную роль проблем подчеркивают в трудах Г.Н. Волкова [13]. Вопросы народного воспитания детей дошкольного
возраста нашли отражение в работах Г.И. Батуриной [7], Е.С. Бабуновой [6] и др.
Цель исследования: охарактеризовать педагогические основы
социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края.
Объект исследования: социальное воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования: социальное воспитание старших дошкольников на культурно-исторических традициях в условиях ДОУ.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность социального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать важность учета возрастных особенностей старших дошкольников при организации социального воспитания.
3. Изучить роль культурно-исторических традиций в социальном воспитании старших дошкольников.
4. Проанализировать содержание, формы и методы социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению организации социального воспитания старших дошкольников на культурно - исторических традициях Красноярского края (на примере МАДОУ №17 г. Дивногорска).
6. Предложить методические рекомендации по организации социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: изучение и анализ теоретических методических источников по проблеме исследования, наблюдение, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ результатов практического исследования.
Гипотеза исследования: Процесс социального воспитания дошкольников будет эффективным, если средством социального воспитания дошкольников является освоение культурно-исторических традиций среды с учетом региональных особенностей и полноценного использования возможностей всех социальных институтов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме культурно-исторического наследия социума в рамках социального воспитания у старших дошкольников в МАДОУ №17 г. Дивногорска Красноярского края. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям с целью модернизации представления развития детей дошкольного возраста, написания статей и методических разработок. Представленный материал могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных
квалификационных работ.
Апробация результатов исследования основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах публикации на ведущем образовательном портале России «Инфоурок».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных 47 источников, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 60 страниц.
База исследования: МАДОУ № 17? «Олимпик», г. Дивногорска
Красноярского края ул. Спортивная 4.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальное воспитание детей дошкольного возраста происходит через формирование личности ребенка в семье и обществе, во взаимодействии всех элементов образовательного пространства как ДОУ, так и ближайшего социального окружения, через взаимодействие с социальными институтами, на примере освоения традиций ДОУ и культурно-исторического пространства региона, выраженном в творческой деятельности детей.
Изучив педагогические основы социального воспитания дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края, можно утверждать следующее:
- Социальное воспитание детей дошкольного возраста - это формирование личности ребенка в семье и обществе, во взаимодействии всех элементов образовательного пространства как ДОУ, так и ближайшего социального окружения, через взаимодействие с социальными институтами, на примере освоения традиций ДОУ и культурно-исторического пространства региона выраженном в творческой деятельности детей (Ю.А. Акимова) [9].
- под культурно-историческими традициями мы будем понимать традиции конкретной культурно-исторической среды. Данное определение предлагает Е.Н. Волков, который также считает, что к культурно-
историческим традициям можно отнести: семейные традиции, фольклор, краеведение, природу, социальные объекты, традиции социального окружения, культурно-исторические традиции города, праздники народного календаря, традиционные мероприятия ДОУ, продолжение традиций в творческой деятельности детей.
- для осуществления цели социального воспитания, используются различные формы взаимодействия, например, такие как: консультации, театрализованные представления, спектакли, инсценировки, концерты, праздники, конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, различные традиции, мастер-классы, викторины, проекты, акции, семинары и др. Разнообразие представленных средств в реализации социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях позволяет удовлетворить интересы всех детей, тем самым привлечь к активному их освоению.
Экспериментальное изучение социального воспитания детей старшего дошкольного возраста на культурно-исторических традициях проходило на базе МАДОУ №17 г. Дивногорска. В исследовании принимали участие 16 дошкольников в возрасте 6 лет. В исследовании была использована апробированная диагностическая методика социальной воспитанности старших дошкольников на культурно-исторических традициях.
Анализ диагностики на констатирующем этапе эксперимента социальной воспитанности старших дошкольников на культурноисторических традициях дал нам следующий результат: у детей, посещающих МАДОУ №17 г. Дивногорска, высокий уровень социальной воспитанности составило 62,5%. Средний уровень социальной воспитанности детей выявлен 37,5% от общего количества детей группы. Детей, показавших низкий уровень социальной воспитанности в группе, не выявлено.
Анализ диагностики социальной воспитанности старших
дошкольников на культурно-исторических традициях на контрольном этапе эксперимента дал нам следующий результат: - высокий уровень социальной
воспитанности 75% от общего количества детей группы. Средний уровень социальной воспитанности 25% от общего количества детей. Детей, показавших низкий уровень социальной воспитанности, в группе не выявлено.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что используемая методика социального воспитания детей старшего дошкольного возраста на культурно-исторических традициях среды с учетом региональных особенностей и полноценного использования возможностей всех социальных институтов в МАДОУ №17 г. Дивногорска способствует эффективному социальному развитию детей старшего дошкольного возраста, что и подтверждает нашу гипотезу.
Таким образом, социальное воспитание дошкольника на культурно- исторических традициях, является наиболее эффективным средством и результатом формирования личности дошкольника, понимаемый как факт операционного владения набором знаний, умений, навыков, опыта поведения, широтой мировоззрения, свойственных для гуманистических отношений в процессе усвоения и активного воспроизведения индивидом социального и культурного опыта.


1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2017. -№ 2. - С. 21-23.
2. Антонова, Т.В. Актуальные проблемы социального развития / Т.В. Антонова. - Москва: Арнадия, 2011. - 121 с.
3. Апполонова, H. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / H. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 33-37.
4. Арушанова, А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет /
А.Г. Арушанова. - Санкт-Петербург: Педагогическое общество, 2015. - 193 с.
5. Аптиков, В.И. Программа «Семицветик» / В.И. Аптиков, С.Г. Ашикова // URL: http: //doshkolniki.org/ekologiya/3 3 5-pro gramma-semiczvetik. html (дата обращения: 01.05.2018).
6. Бабунова, E.C. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста / Е.С. Бабунова // URL: http://ru.b-ok.org/book/2911376/ef0841 (дата обращения: 02.05.2018).
7. Батурина, Е.И. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Е.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. -
2014. - № 1. - С. 15-18.
8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. - Москва: Аргус, 1994. - 73с.
9. Бычкова, В.С. Социальный опыт как основа социального воспитания / В.С. Бычкова, Т.И. Зубкова // URL: http://do.teleclinica.ru/206139 (Дата обращения: 22.05.2018).
10. Весна, Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса
социализации-индивидуализации в онтогенезе / Е.Б. Весна // URL: http://www.dslib.net/psixologia-razvitia/psihologicheskie-zakonomernosti-i- mehanizmy-processa-socializacii-individualizacii.html(aaTa обращения:
03.05.2018) .
11. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина // URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metmuz-detsad-1982.htm (дата обращения 04.05.2018).
12. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А.
Куликова // URL: http://padaread.com/?book=41438(дата обращения:
05.05.2018) .
13. Волков, Е.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Е.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11-13.
14. Выготский, Л.С. Овладение собственным поведением / Л.С. Выготский //
URL: http://pedlib.ru/Books/1/0175/1-0175-325.shtmlMaTa обращения:
06.05.2018) .
15. Еалиуллина Е.О. Особенности социализации детей дошкольного возраста
/ Е.О. Еалиулина // URL:
https://elibrarv.ru/download/elibrarv 32593795 75803658.pdf(aara обращения: 07.05.2018).
16. Еогоберидзе, А.Е. Дошкольное детство как социокультурный феномен и самоценный период в жизни человека / А.Е. Еогоберидзе, В.А. Деркунская // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 6-11.
17. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н.Ф. Голованова
// URL: http://pedlib.ru/Books/3/0481/3-0481-1.shtml (Дата обращения:
22.05.2018) .
18. Гончарова, Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических
системах прошлого / Под ред. Т.А. Репиной // URL:
.
19. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. -
2015. - № 1. - С. 67-73.
20. Гусинский, Э.Н. Образование личности / Э.Н. Гусинский. - Москва: Интерпракс, 1994. - 140 с.
21. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2013. - № 19. - С. 10-12.
22. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России / Г.Н. Данилина.- Москва: АРКТИ, 2005. - 181 с.
23. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский //
URL: http://pedlib.ru/Books/1/0345/1 0345-1.shtml(aara обращения:
09.05.2018) .
24. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности / О.В. Дыбина-Артамонова. - Самара: Атефакт, - 2007. - 65с.
25. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 17-20.
26. Егорова, Р.М. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Р.М. Егорова, Р.И. Куличенко // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - С. 59-69.
27.Запорожец, Д.Б. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина // URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6-0112-88.shtml(naTa обращения: 10.05.2018).
28. Кондрашова, Н.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными праздниками посредством проектной деятельности / Н.В. Кондрашова, А.С. Попова // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 2151-2155 // URL: https://e-koncept.ru/2015/85431 .htmOaara обращения: 11.05.2018).
29. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 15-17.
30. Крылова, Н.Б. Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования / Н.Б. Крылова. - Москва: Смысл, 2010. - 45с.
31. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. -
2012. - № 4. - С. 18-35.
32. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачев. - Самара: СИУ, 1997. - 84 с.
33. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей / А. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 14-18.
34. Морозова, Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 / Т.В. Морозова, Е.М. Торшилова. - Москва: Деловая книга, 2011. - 144 с.
35. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / авт.-сост. В.Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 166 с.
36. Панкратова, Т.Н. Программа «Окружающий мир и музей» / Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумаловой. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 68с.
37. Пегов, В.А. Вальдорфская педагогика / В.А. Пегов. - Смоленск: СГАФКСТ, 2013. - 192с.
38. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений // URL : http://thelib.ru/books/avtorov kollektiv/pedagogicheskaya diagnostika razviti ya detey pered postupleniem v shkolu posobie dlya pedagogov doshkolny h uchrezhdeniy.htmlhttp://thelib.ru/books/avtorov kollektiv/pedagogicheskay a diagnostika razvitiya detey pered postupleniem v shkolu posobie dlya p edagogov doshkolnyh uchrezhdeniv.htmlhttp://thelib.ru/books/avtorov kollek tiv/pedagogicheskaya diagnostika razvitiya detey pered postupleniem v sh kolu posobie dlya pedagogov doshkolnyh uchrezhdeniy.htmlhttps://lib.rin.r u/book/pedagogicheskaia-diagnostika-razvitiia-detei-pered-postupleniem-v- shkolu-posobie-dlia-pedagogov-doshkolnyh-uchrezhdenii kollektiv- avtorov/text (дата обращения: 12.05.2018).
39. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, планирование, конспекты занятий / Т.В. Тимофеева, Л.О. Тимофеева, И.Н. Волохова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 173 с.
40. Программа «Детство» / Под ред. В.И. Логиновой // URL: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf( дата обращения:
13.05.2018) .
41. Программа «Дитя человеческое» // Авт. коллектив под рук. И.А. Малашихиной. - Москва: Академия, 2010. - 36 с.
42. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного
возраста в условиях детского сада «Радуга» / Под ред. Т.Н. Дороновой // URL: https: //doc4web.ru/pedago gika/pro gramma-raduga-fgt-pro gramma-
vospitaniva-obrazovaniva-i-razvit■html (дата обращения: 14.05.2018).
43. Репина, Т.А. Особенности общения в детском саду / Т.А. Репина // Воспитание и обучение. - 2010. - № 9. - С. 19-27.
44. Синяпкина, Е.И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО / Е.И. Синяпкина, О.Н. Звягина // Образование и воспитание. - 2016. - № 5. - С. 63-65 // URL:https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/ (дата обращения: 15.05.2018).
45. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 32-39.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования: Основные понятия // URL:
https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423 (Дата


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ