Введение 5
1 Система повышения квалификации педагогических кадров:
теоретические основы 8
1.1 Система повышения методической квалификации
педагогических кадров как научная проблема 8
1.2 Содержание повышения методической квалификации
педагогических кадров в ДОУ 14
1.3 Формы повышения методической квалификации педагогов 20
2 Организация повышения методической квалификации педагогов
ДОУ 25
2.1 Система повышения методической квалификации педагогов
ДОУ №41 г. Лесосибирска 25
2.2 Инновационные формы повышения методической
квалификации педагогов ДОУ 39
2.3 Анализ работы по повышению квалификации педагогов ДОУ
(на примере ДОУ № 41 г.Лесосибирска) 45
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение
Проблема методической работы не является новой в науке и практике.Тем не менее, этот факт не сужает актуальности проблемы содержания и организации системы методической работы в современной образовательной ситуации,которая требует перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития.В настоящее время предъявляютсявысокие требования к личности педагогаДОУ, к уровню его профессиональной компетентности. В связи сданным положением обеспечить готовность педагогов ДОУ к организации практической деятельности в новых условиях представляется возможным посредством организации их обучения в системе методической работы. Таким образом необходим пересмотр и обновление содержания методической работы, по повышению квалификации,в том числе и форм её организации.
Цель исследования: проанализировать систему повышения
методической квалификации педагогов в ДОУ.
Объект исследования: повышение методической квалификации
педагогов ДОУ.
Предмет исследования: система повышения методической
квалификации педагогов в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы повышения методической квалификации педагогических кадров.
2. Раскрыть содержание повышения методической квалификации педагогических кадров.
3. Рассмотреть формы повышения методической квалификации педагогов.
4. Проанализировать систему повышения методической квалификации педагогов ДОУ (на примере ДОУ №41 г. Лесосибирска).
5. Охарактеризовать инновационные формы повышения методической квалификации педагогов ДОУ.
6. Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации педагогов ДОУ.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Реферирование.
3. Изучение педагогического опыта дошкольного образовательного учреждения.
4. Изучение документации ДОУ.
5. Обобщение.
6. Анкетирование.
Теоретическойбазой нашего исследования явились работы А.Г. Асмолова, О.Г. Жуковой, Л.Л. Лашковой, Л.И. Фишман, О.Г. Чеховских, С.Н. Юревич, В.Г. Яковлевой и др.
Экспериментальная база исследования: исследование проходило на базе ДОУ № 41 г. Лесосибирска. Выборка исследования представлена педагогами:34 человека.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме повышения методической квалификации педагогов в ДОУ. Полученные в ходе исследования данные можно использовать методистам, педагогам, психологам ДОУ. Представленный нами материал, могут использовать студенты приподготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых ивыпускных квалификационных работ.
Структура исследования включает в себя введение; теоретическую часть, в которой рассмотренасистема повышения методической квалификации педагогических кадров какнаучная проблема,раскрыто содержание понятиям повышения методической квалификации
педагогических кадров», выделены формы повышения методической квалификации педагогов; практическую часть в которой подобран диагностический инструментарий и проведено экспериментальное исследование (анкетирование); 6 таблиц, 1 рисунок, заключение; список использованных источников (48наименований).
Система повышения методической квалификации педагогов в ДОУ - одна из актуальных проблем современной образовательной ситуации,которая требует перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития.
В ходе теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты: анализ психолого-педагогической
литературы позволил рассмотреть систему повышения методической квалификации педагогических кадров как научную проблему. Система повышения методической квалификации педагогических кадров как научная проблема заключается в том, что понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека; педагогическое мастерство, которое может рассматриваться как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, a так же и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Повышение квалификации воспитателей ДОУ организуется во взаимодействии c общей системой непрерывного образования, это подразумевает построение системы повышения квалификации педагогов через все ее формы, творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.
Содержание системы повышения методической квалификации
педагогических кадров включает в себя задачи, формыповышения
квалификации методической работы, характер деятельности педагогов, индивидуальное сопровождение в процессе работы педагогаДОУ.
Система повышения квалификации педагогов ДОУ включает различные формы обучения: тренинга (личностного роста; с элементамирефлексии; по развитию креативности; индивидуальные и групповые консультации; собеседования с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году; открыты просмотры, взаимные посещения занятий; групповые психолого-педагогические анализы видеозаписи; коллективна! деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов; организация выставок методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости; презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательны процесс; лекции в форме диалога, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность- коллективна! деятельность в творческих группах. Разнообразные формы системы повышения квалификации педагогов работы по различным проблемам обеспечивают индивидуально - дифференцированный подход к каждому педагогу, помогаю им проявить себя в деле.
Основными формами методической работа с педагогами рекомендуются мероприятия, реализующие деятельностный подход, в которых педагоги получают не готовые знания, а «добывают» их в процессе самостоятельного изучения литературы, сравнения и анализа различных точек зрения на проблему, закрепления знаний в деловых играх, решения проблемных ситуаций. Всё это обеспечивает более осознанный подход к материалу, способствует его лучшему усвоению и запоминанию, поддерживает интерес и стимулирует творческую активность педагогов.
В ходе экспериментального исследования нами была проанализирована работа по повышению квалификации педагогов на примере ДОУ № 41 г. Лесосибирска.
В ходе исследования мы изучили структуру повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ № 41 г. Лесосибирска.
По результатам полученных данных мы видим, что для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ № 41 г. Лесосибирска используются разнообразные формы работы, такие как переподготовка (очная/заочная форма, аттестация); использование активных практических форм и методов работы с педагогическим составом: мастерклассы, тренинги, педагогические ринги, решение проблемных педагогических ситуаций, стажерские площадки, педагогические проекты; самореализационные формы повышения квалификации - творческие конкурсы, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т.п.; формирование педагогического портфолио.Представленная модель системы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ № 41 г. Лесосибирска является достаточно эффективной, так как в данной системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях.
1. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее.
(Методологические и социокультурные проблемы) /В.Л. Аношкина,
С.В. Резванов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО. - 2011. - 176с.
2. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования /А.Г. Асмолов //Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 4 -18.
3. Атмахова, Л.Н. Возможности методической службы в развитии профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения /Л.Н. Атмахова //Образование и наука. - 2006. - № 3 (39). - С. 62 - 69.
4. Веселова Т. Б. «Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ» /Т.Б. Веселова. - СПб, Детство-пресс. - 2012. - 187 с.
5. Волошина, Л. Подготовка будущих педагогов к реализации
регионального компонента основной общеобразовательной программы /Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 98 - 103.
6. Гнездилова, О. Н. Психологические аспекты инновационной
деятельности педагога /О.Н. Гнездилова //Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.
7. Гуров, В. Инновационная деятельность педагога /В. Гуров
//Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 2. - С. 9-15.
8. Дошкольное образование: сборник нормативных документов по
состоянию на 1 сентября 2015 года. - Москва: ООО «Национальное образование» 2015, - 304 с. - (Антология дошкольного образования).
9. Елагина, В.О. О повышении методической компетентности учителя / В.О. Елагина // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 166-168.
10. Жукова, О.Г. Повышение квалификации педагогов ДОУ в условиях ФГОС /О.Г. Жукова [Электронный вариант]: file://zip/povyshenie-kvalifikatsii- pedagogov-dou-v-usloviyah-fgos.pdf
11. Калачикова, О. Н. Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационную деятельность /О.Н. Калачикова //Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 316. - С. 174-177.
12. Климина, Л.В. Содержание повышения квалификации педагогов дошкольного образования на основе гендерного подхода /Л.В. Климина //Вестник СамГУ. - 2012. - №2/1 (93). - С. 145 - 150.
13. Кузь, Н.А. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации /Н.А. Кузь //Воспитание и обучение детей младшего возраста.- 2016. - № 5. - 9 - 13.
14. Кутовая, EA. Повышение профессионализма педагогов - фактор повышения качества образования / Е.А. Кутовая // Учитель в школе. - 2012. - № 2. - С. 124-128.
15. Лабунская, Н.Л. Современные формы и методы организации непрерывного профессионального образования /Н.Л. Лабунская //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2 (10). - С. 77 - 80.
16. Лашкова, Л.Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования /Л.Л. Лашкова //Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5 (42). - С. 265 - 267.
17. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие /А.А. Майер. - Москва: ТЦ Сфера, 2012. -128с.
18. Мезенцева, О.И. Индивидуальная образовательная программа как условие компетентностного развития педагога в системе повышения квалификации / О.И. Мезенцева // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 6. - С. 129-131.
19. Менеджмент в образовании /Сост. С.В. Митросенко, З.У. Колокольникова и др. - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2015. - 117 с.
20. Митросенко, С.В. Педагогика среднего профессионального
образования: Учебно-методическое пособие /С.В. Митросенко. -
Красноярск: Краснояр. Гос. ун-т, 2006. - 15с.
21. Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения. - Москва: Издательский центр. - 2003. - 286 с.
22. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей: материалы Всероссийской научнопрактической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. - Ч.1. - 288с.
23. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс]: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html
24. Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг. - Москва: Издательский центр «Академия». - 2001. - 203 с.
25. Резанович, И. В. Развитие профессионального мастерства менеджера в
системе бизнесобразования: дисс. ... д-ра пед. наук /И.В.
Резанович. - Магнитогорск: 2006. - 359 с.: ил. РГБ ОД, 71 06-13/102.
26. Сваталова, Т.А. профессиональные ключевые копетенции педагога дошкольного образования как основа программ повышения квалификации /Т.А. Сваталова //Научно-теоретический журнал. - 2009. - Выпуск 2. - С. 64 - 67.
27. Свирская, Л. В. Детский совет: метод. рекомендации для педагогов / Л. В. Свирская. - Москва: ООО «Национальное образование», 2015. - 80 с.
28. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга: от замысла к результату /Е.В. Сидоренко. - СПб, «Речь»; ООО «Сидоренко и Ко». - 2007.
- 128 с.
29. Скоролупова, О.Л. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО /О.Л. Скорлупова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - №3. - С. 3 - 9.
30. Сластенин, В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности /В.А. Сластёнин, Л. С. Подымова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42 - 49.
31. Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов
ДОУ [Электронный вариант]: https:
//edu.tatar.ru/alekseevo/dou2/zaichik/page2446827.htm
32. Управление дошкольным образованием: коллективная монография / Под ред. С.В. Митросенко. - Красноярск: Сибирск. федерал. ун-т, 2016. - 212 с.
33. Фишман, Л.И. Повышение квалификации: желаемое и действительное /Л.И. Фишман //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №6. - С. 26 - 29.
34. Черных, О. Система повышения методической квалификации педагогов ДОУ /О. Черных //TRENDSMODERNSCIENCE. - 2017. - №6.- С. 9 - 11.
35. Чеховских, О.Г. Курсы повышения квалификации как средство формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений /О.Г. Чеховских //Вестник ГУ. - 2011. - №4(8).
- С. 234 - 239.
36. Шаламова, М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов /М.М. Шаламова //Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С. 44
- 47.
37. Шлат, Н.Ю. Разработка и реализация дистанционных курсов повышения квалификации специалистов дошкольного образования /Н.Ю. Шлат, А.О. Орлов //
38. Юревич, С.Н. К актуальности проблемы самообразования педагогов ДОУ /С.Н. Юревич //Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - №11. - С. 285 - 286.
39. Яковлева, В.Г. Моделирование развития инновационной деятельности в дошкольном образовании /В.Г. Яковлева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №8(16). - www.sisp.nkras.ru
40. Яковлева, В.Г. Концепция развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ /В.Г. Яковлева //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4. - С. 161 - 167.
41. Яковлева, В.Г. Научное обоснование феномена инновационной работы в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Яковлева //Научнотеоретический журнал. - 2010. - Выпуск 2(4). - С. 25 - 28.
42. Яковлева, В.Г. Научное отражение феномена инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Яковлева //Серия «Образование. Педагогические науки». - Выпуск 9. - С. 117 - 120.
43. Яковлева, В.Г. Оценивание эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Яковлева //Научнотеоретический журнал. - 2009. - Выпуск 2. - С. 34 - 38.
44. Яковлева, В.Г. Подготовка руководителей дошкольной образовательной организации к оцениванию методической работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования /В.Г. Яковлева //Научно-теоретический журнал. - 2015. - Выпуск 4 (25). - С. 21 - 26.
45. Яковлева, В.Г. Технология развития инновационной деятельности в дошкольном образовании /В.Г. Яковлева //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 4 (12) www.sisp.nkras.ru
46. Яковлева, В.Г. Управление самообразованием педагогов дошкольных образовательных учреждений /В.Г. Яковлева. - Научно-теоретический журнал. - 2010. - Выпуск 1(3). - С. 121 - 127.
47. Яковлева, В.Г. Феномен инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Яковлева //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - №2(2). - С. 334 - 331.
48. Яковлева, Г.В. Управление самообразованием педагогов инновационных дошкольных образовательных учреждений /Г.В. Яковлева //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. т.
12. - №3. - С. 83 - 89.