ГРАММАТИКА И ПРАГМАТИКА СЛУХОВ О КИТАЕ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СЛУХОВ
В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 6
1.1. Подходы к изучению феномена слухов и их свойства 6
1.2. Слух и другие разновидности устных сообщений,
передающих недостоверную информацию 9
1.3. Классификация «народных» и «сфабрикованных» слухов 14
1.4. Функции слухов 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. ГРАММАТИКА И ПРАГМАТИКА СЛУХОВ О КИТАЕ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 21
2.1. Модусно-диктумные смыслы в структуре предложения 21
2.2. Модусные смыслы текстов, содержащих слухи о Китае 22
2.3. Диктумные смыслы текстов, содержащих слухи о Китае 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СЛУХОВ
В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 6
1.1. Подходы к изучению феномена слухов и их свойства 6
1.2. Слух и другие разновидности устных сообщений,
передающих недостоверную информацию 9
1.3. Классификация «народных» и «сфабрикованных» слухов 14
1.4. Функции слухов 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 19
ГЛАВА 2. ГРАММАТИКА И ПРАГМАТИКА СЛУХОВ О КИТАЕ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ 21
2.1. Модусно-диктумные смыслы в структуре предложения 21
2.2. Модусные смыслы текстов, содержащих слухи о Китае 22
2.3. Диктумные смыслы текстов, содержащих слухи о Китае 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Работа посвящена исследованию природы слухов, в частности недостоверной, непроверенной информации, касающейся разных сторон жизни Китая и бытующей в современной российской интернеткоммуникации. слухи
Актуальность исследования. Основной областью бытования слухов является устный текст. Они преимущественно распространяются по каналам неформальной коммуникации, поэтому письменные тексты, по содержанию и по функциям эквивалентные слухам, называются, например, газетная утка, светская хроника, желтая пресса, желтая газета. Однако исследователи констатируют, что в последние десятилетия слухи из своей первоначальной и естественной бытовой среды переместились в СМИ и Интернет: «Слухи, россказни, сплетни, пересуды привычно встречаются во всех сферах современного общения, они активно циркулируют по каналам массовой коммуникации и в состоянии наполнить своим содержанием любой из известных информационных носителей» [Осетрова 2006: 224]. Несмотря на то что слухи активно исследуется в социальных и психологических исследованиях [Дмитриев 1995; Дубин, Толстых 1995; Попкова 1999; Дубин 2001; Караяни 2003; Беззубцев 2005], а также в теории коммуникации [Почепцов 2001; Куликов 2014], они являются достаточно новым предметом изучения, тем более что слухи активно осваивают новые каналы коммуникации. Существует ряд работ, описывающих языковое выражение слухов, их смысловое наполнение, условия бытования и распространения в устных текстах, СМИ и интернете [Крейдлин, Самохин 2003; Левкиевская 2009; Осетрова 2010; Козловский 2015]. Тексты, распространенные в глобальной сети и содержащие недостоверную информацию о Китае, становятся материалом исследования впервые.
Объектом исследования являются содержание и механизмы бытования слухов о Китае в российской глобальной сети, предмет
исследования - языковой феномен слухов, массово функционирующий в современной интернет-коммуникации.
Целью исследования является изучение структуры текстов интернеткоммуникации, точнее, тех фрагментов, которые включают информацию о слухе, касающегося положения дел в Китае.
Поставленная цель требует решения следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к изучению слухов в современной социокультурной среде.
2. Сформулировать свойства, функции слухов.
3. Определить объем термина «слух» и синонимичных ему понятий.
4. Описать классификации «народных» и «сфабрикованных» слухов.
5. Выявить модусную рамку и описать конструкцию диктумной части текстов, содержащих слухи о Китае.
Теоретической основой исследования послужили работы Е.В. Осетровой [2006; 2006а; 2007; 2007а; 2010; 2011, 2011а], Т.В. Шмелевой [1994], Г.Г. Почепцова [2001], А.Ф. Пантелеева [2014], Г.Е. Крейдлина и М.В. Самохина [2003].
Материалом исследования стали 58 информационных сообщений из Китая (в том числе 5 текстов из Национального корпуса русского языка ruscorpora.ru), представленных в современной российской интернеткоммуникации и обсуждаемых её пользователями.
Основными методами исследования являются метод сплошной выборки и семантико-синтаксический метод, предполагающий описание модусной рамки текстов и конструкции диктумной части.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются разные подходы к изучению феномена слухов, формулируются их свойства, описываются причины их возникновения и пути распространения. Характеризуются слова, обозначающие неформальную коммуникацию и синонимичные слову «слухи». Рассматриваются типы слухов («народный» слух, «сфабрикованный» слух) и приводятся их классификации. Определяются функции слухов, в частности функции слухов, циркулирующих в периодической печати. Во второй главе представлен модусно-диктумный подход к описанию интернет-слухов. Анализируется модусная рамка и диктумная часть текста.
Актуальность исследования. Основной областью бытования слухов является устный текст. Они преимущественно распространяются по каналам неформальной коммуникации, поэтому письменные тексты, по содержанию и по функциям эквивалентные слухам, называются, например, газетная утка, светская хроника, желтая пресса, желтая газета. Однако исследователи констатируют, что в последние десятилетия слухи из своей первоначальной и естественной бытовой среды переместились в СМИ и Интернет: «Слухи, россказни, сплетни, пересуды привычно встречаются во всех сферах современного общения, они активно циркулируют по каналам массовой коммуникации и в состоянии наполнить своим содержанием любой из известных информационных носителей» [Осетрова 2006: 224]. Несмотря на то что слухи активно исследуется в социальных и психологических исследованиях [Дмитриев 1995; Дубин, Толстых 1995; Попкова 1999; Дубин 2001; Караяни 2003; Беззубцев 2005], а также в теории коммуникации [Почепцов 2001; Куликов 2014], они являются достаточно новым предметом изучения, тем более что слухи активно осваивают новые каналы коммуникации. Существует ряд работ, описывающих языковое выражение слухов, их смысловое наполнение, условия бытования и распространения в устных текстах, СМИ и интернете [Крейдлин, Самохин 2003; Левкиевская 2009; Осетрова 2010; Козловский 2015]. Тексты, распространенные в глобальной сети и содержащие недостоверную информацию о Китае, становятся материалом исследования впервые.
Объектом исследования являются содержание и механизмы бытования слухов о Китае в российской глобальной сети, предмет
исследования - языковой феномен слухов, массово функционирующий в современной интернет-коммуникации.
Целью исследования является изучение структуры текстов интернеткоммуникации, точнее, тех фрагментов, которые включают информацию о слухе, касающегося положения дел в Китае.
Поставленная цель требует решения следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к изучению слухов в современной социокультурной среде.
2. Сформулировать свойства, функции слухов.
3. Определить объем термина «слух» и синонимичных ему понятий.
4. Описать классификации «народных» и «сфабрикованных» слухов.
5. Выявить модусную рамку и описать конструкцию диктумной части текстов, содержащих слухи о Китае.
Теоретической основой исследования послужили работы Е.В. Осетровой [2006; 2006а; 2007; 2007а; 2010; 2011, 2011а], Т.В. Шмелевой [1994], Г.Г. Почепцова [2001], А.Ф. Пантелеева [2014], Г.Е. Крейдлина и М.В. Самохина [2003].
Материалом исследования стали 58 информационных сообщений из Китая (в том числе 5 текстов из Национального корпуса русского языка ruscorpora.ru), представленных в современной российской интернеткоммуникации и обсуждаемых её пользователями.
Основными методами исследования являются метод сплошной выборки и семантико-синтаксический метод, предполагающий описание модусной рамки текстов и конструкции диктумной части.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются разные подходы к изучению феномена слухов, формулируются их свойства, описываются причины их возникновения и пути распространения. Характеризуются слова, обозначающие неформальную коммуникацию и синонимичные слову «слухи». Рассматриваются типы слухов («народный» слух, «сфабрикованный» слух) и приводятся их классификации. Определяются функции слухов, в частности функции слухов, циркулирующих в периодической печати. Во второй главе представлен модусно-диктумный подход к описанию интернет-слухов. Анализируется модусная рамка и диктумная часть текста.
Феномен слухов весьма разнообразен по природе и проявляется себя как в коммуникативной среде, так и на уровне тексте. Слухи являются объектом пристального внимания исследователей, работающих в разных научных направлениях, в первую очередь в социальной психологии, антропологии и фольклористики. Сложность изучении слухов обусловлена особенностями их возникновения и распространения, такими, как преимущественно устная форма бытования, высокая степень подвижности и спонтанность и неподготовленность появления. С распространением СМИ и интернета перед исследователями встала также другая проблема - различение «народных слухов» и так называемых «сфабрикованных», созданных PR-специалистами, политтехнологами или сотрудниками интернет-полиции, существующей в Китае.
Причины появления слухов связаны с недостатком информации или отсутствием доверия к информации, исходящей из официальных источников. Они активно распространяются в периоды сильных социальных и политических потрясений, актуализируя защитные механизмы. В стабильные периоды существования общества преобладает интерес к личной жизни деятелей шоу-бизнеса и известных личностей. Слухи могут быть использованы для укрепления статуса распространителя. Интересно заметить, что в Китае на государственной уровне занимаются отслеживанием недостоверной информации в сети, ее блокированием и применением мер наказания к распространителям слухов, так как считается, что слухи провоцируют общественную панику. Однако несмотря на предпринимаемые меры они проникают в глобальную сеть и получают широкое распространение.
Анализ интернет-текстов, содержащих слухи о Китае, показал, в сети фиксируются слухи за последние пять лет. И только из Национального корпуса русского языка были извлечены тексты, датируемые 1996 годом. Большинство слухов в российском интернете представлено единично.
Достаточно долго циркулирует, пожалуй, один слух - о расширении влияния Китая на Дальний Восток и Сибирь. К недавно возникшим и обсуждаемым в российском сетевом пространстве относятся слухи о взрыве в Тяньцзине и о поставке Китаем в Африку человеческого мяса под видом консервированной говядины.
В данном исследовании проанализированы модусные и диктумные смыслы текстов, содержащих слухи о Китае. Было выделено 25 маркеров с семантикой «слухи». Преимущественно они включают в свой состав лексему «слух» (по слухам; слух стал распространяться о; ходят слухи). Однако в их конструкцию могут входить другие компоненты, синонимичные слову «слухи» - «разговор», «молва», «сплетня», «утка».
Присутствие слуха в тексте может быть тотальным: он определяет тему статьи. Таковыми, например, являются тексты-опровержения слухов. Слух может быть представлен локально, как часть статьи. Но несмотря на свое положение в тексте, он вписывается в модусную рамку, в оформлении которой участвуют четыре типа субъекта: автор, эксперт, субъект общего (народного) знания и источник слуха. В работе выделены семь вариантов модусной рамки с участием данных субъектов.
В текстах представлены тактика информационной поддержки и тактика информационного опровержения. Анализ материала показывает, что в большинстве случаев реализуется тактика опровержения информации.
Диктумные смыслы располагаются в двух сферах - социальной (политика, экономика, техногенные катастрофы, эпидемии, катаклизмы, каннибализм) и личной (слухи о частной жизни представителей шоу- бизнеса).
Перспективы дальнейшего исследования видятся в анализе функционирования конкретного слуха (его возникновения, распространения, изменения), бытующего в устной форме, СМИ или интернет-пространстве или в рассмотрении заимствованных слухов, проникающих в русское сетевое пространство из-за рубежа.
Причины появления слухов связаны с недостатком информации или отсутствием доверия к информации, исходящей из официальных источников. Они активно распространяются в периоды сильных социальных и политических потрясений, актуализируя защитные механизмы. В стабильные периоды существования общества преобладает интерес к личной жизни деятелей шоу-бизнеса и известных личностей. Слухи могут быть использованы для укрепления статуса распространителя. Интересно заметить, что в Китае на государственной уровне занимаются отслеживанием недостоверной информации в сети, ее блокированием и применением мер наказания к распространителям слухов, так как считается, что слухи провоцируют общественную панику. Однако несмотря на предпринимаемые меры они проникают в глобальную сеть и получают широкое распространение.
Анализ интернет-текстов, содержащих слухи о Китае, показал, в сети фиксируются слухи за последние пять лет. И только из Национального корпуса русского языка были извлечены тексты, датируемые 1996 годом. Большинство слухов в российском интернете представлено единично.
Достаточно долго циркулирует, пожалуй, один слух - о расширении влияния Китая на Дальний Восток и Сибирь. К недавно возникшим и обсуждаемым в российском сетевом пространстве относятся слухи о взрыве в Тяньцзине и о поставке Китаем в Африку человеческого мяса под видом консервированной говядины.
В данном исследовании проанализированы модусные и диктумные смыслы текстов, содержащих слухи о Китае. Было выделено 25 маркеров с семантикой «слухи». Преимущественно они включают в свой состав лексему «слух» (по слухам; слух стал распространяться о; ходят слухи). Однако в их конструкцию могут входить другие компоненты, синонимичные слову «слухи» - «разговор», «молва», «сплетня», «утка».
Присутствие слуха в тексте может быть тотальным: он определяет тему статьи. Таковыми, например, являются тексты-опровержения слухов. Слух может быть представлен локально, как часть статьи. Но несмотря на свое положение в тексте, он вписывается в модусную рамку, в оформлении которой участвуют четыре типа субъекта: автор, эксперт, субъект общего (народного) знания и источник слуха. В работе выделены семь вариантов модусной рамки с участием данных субъектов.
В текстах представлены тактика информационной поддержки и тактика информационного опровержения. Анализ материала показывает, что в большинстве случаев реализуется тактика опровержения информации.
Диктумные смыслы располагаются в двух сферах - социальной (политика, экономика, техногенные катастрофы, эпидемии, катаклизмы, каннибализм) и личной (слухи о частной жизни представителей шоу- бизнеса).
Перспективы дальнейшего исследования видятся в анализе функционирования конкретного слуха (его возникновения, распространения, изменения), бытующего в устной форме, СМИ или интернет-пространстве или в рассмотрении заимствованных слухов, проникающих в русское сетевое пространство из-за рубежа.



