Введение 5
1 Теоретические основы социально-психологического сопровождения детей
с умственной отсталостью 8
1.1 Особенности инклюзивного образования в условиях дошкольного
образовательного учреждения 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости 19
1.3 Теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственноотсталых детей дошкольного возраста 24
1.4 Особенности социально-психологического сопровождения детей с
ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения 38
2 Эмпирическое исследование возможности социально-психологического
сопровождения детей раннего возраста с умственной отсталостью 51
2.1 Организация и методы исследования, анализ результатов первичной
диагностики 51
2.2 Описание программы социально-психологического сопровождения
детей с умственной отсталостью 60
2.3 Анализ результатов повторной диагностики 68
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни ребенка, когда закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее физическое развитие человека. Нарушение процесса своевременного формирования функций или систем организма влечет за собой вторичные отклонения либо задержку развития.
В настоящее время достаточно часто мы можем слышать такое понятие как «инклюзия», «инклюзивное образование». Согласно Федеральному Закону об образовании каждый гражданин имеет право на получение образования, в том числе данный Закон распространяется на дошкольников. Одной из важнейших задач предоставления доступного образования, является поиск оптимальных путей развития детей, имеющих физические и умственные отклонения. Известно, что не все дети с ограниченными возможностями могут самостоятельно успешно интегрироваться в среду сверстников. Внедрение социально-психологического сопровождения в образовательный процесс является актуальным вопрос для реализации доступного образования.
Тема: Социально-психологическое сопровождение детей с
умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель: изучение возможности программы социально-психологического сопровождения для развития и адаптации дошкольников с умственной отсталостью в условиях детского образовательного учреждения.
Объект: дети 2-3 лет с умственной отсталостью ясельной группы дошкольного образовательного учреждения общего вида.
Предмет: характеристики социально-психологического
сопровождения детей с умственной отсталостью.
Гипотеза: разработка программы социально-психологического
сопровождения с участием всех членов воспитательного процесса является
эффективным условием развития и адаптации детей с умственной отсталостью легкой степени в ясельной группы детского образовательного учреждения общего вида.
Методологическая база. Проблему социально-педагогического
сопровождения дошкольников с умственной отсталостью в условиях детского образовательного учреждения рассматривали такие ученые, как С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева, И. Ю. Левченко, В. В. Ткачёва, Е. А. Медведева.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
• проанализировать особенности инклюзивного образования в условиях детского образовательного учреждения;
• дать психолого-педагогическую характеристику умственной отсталости;
• определить особенности социально-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения;
• провести эмпирическое исследования по изучению уровня актуального развития детей;
• разработать программу социально-психологического сопровождения детей с умственной отсталостью.
Методы:
• Анализ теоретических источников по теме исследования.
2.Методы сбора эмпирических данных:
Наблюдение, беседы с родителями, методика Е.А. Стреблевой.
• Методы качественной и количественной обработки данных.
База и выборка исследования:
Исследование было организовано и проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №315». Исследование проводилось с детьми ясельной группы в возрасте 2-3 года.
Этапы
Первый этап (февраль-март 2017г.) - анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение объекта, предмета и цели исследования; постановка задач и выбор методов исследования;
Второй этап (апрель-май 2017г.) - проведение первичной диагностики, количественная и качественная обработка результатов, разработка программы психолого-педагогического сопровождения.
Третий этап (май-июнь2016г.) - оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость заключается в систематизации теоретического и практического материала по проблеме психолого - педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью на базе детского дошкольного учреждения особенности для дальнейшего внедрения в образовательный процесс.
В ходе изучения и анализа работы, нами был изучен и проанализирован теоретический материал по вопросу социально-педагогического и психологического сопровождения детей младшего возраста с умственной отсталость. В ходе достижения цели - изучение возможности программы психолого-педагогического сопровождения для развития и адаптации дошкольников с умственной отсталостью в условиях детского образовательного учреждения, нами были определены задачи для достижения цели.
Мы проанализировали особенности инклюзивного образования в условиях детского образовательного учреждения; Дали психологопедагогическую характеристику умственной отсталости; определили особенности социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Наше эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №315». Выборка 15 человек ясельной группы, в которой 3 ребенка имеют диагноз «умственная отсталось» легкой степени.
В процессе исследования, для решения поставленных задач, нами была использована методика - Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И. Данная методика направлена на выявление минимальных отклонений в психофизическом развитии у детей дошкольного возраста. Так же мы наблюдали за психо-эмоциональной сферой детей - адекватность реакции, эмоциональная оценка ребенка, понимание инструкции и цели задания, результат выполненного задания, умение исправлять неверный результат. Данная методика состоит из 5 заданий, которая направлена на выявление уровня актуального развития детей.
В ходе первичной диагностики мы увидели, что все трое испытуемых с легкой отсталостью вели себя крайне агрессивно, однако задания выполняли. И их общий балл составил выше начального уровня - выше 5 баллов, но не достиг среднего уровня актуального развития - 10 баллов. Так же необходимо отметить, что детям крайне сложно было сопоставить задание с результатом на уровне процесса. Этим хотелось бы отметить, что у детей слабо развита мелкая моторика.
Следующей нашей задачей было проведение психологопедагогического сопровождения детей с умственной отсталостью. Цель программы - развитие у детей раннего возраста с умственной отсталостью навыков, которые способствовали бы успешной адаптации и развитию в группе общего пребывания.
Наша программа психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью делится на следующие блоки:
- коррекционно-развивающая работа включает, которая включает в себя пальчиковый игротрениг;
- консультативная работа со специалистами воспитательного процесса;
- нформационно-просветительская работа предусматривает для родителей.
Проведя повторную диагностику мы отметили, что агрессивность у детей исчезла. Дети с интересом слушали и старались повторять.
Результаты диагностики показали нам положительную динамику. Мы увидели, что проведя программу мероприятий дети стали с интересом выполнять задания, у них появилось доверие. Однако, необходимо еще раз отметить, что программа будет иметь положительный результат лишь в том случае, если в процесс сопровождения будут включены все участники воспитательного процесса.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ
Основная литература
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 452 с.
4. Баркан, А.И. Его Величество Ребенок / А.И. Баркан. - М.: Столетие, 1996. - 368 с.
5. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2001. - 340с.
6. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: Линка Пресс, 1994. - 390 с.
7. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности / Д.И. Бойков. - СПб.: Каро, 2005. - с 288.
8. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 142 с.
9. Вегнер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях / А.Л. Вегнер. - М.: Генезис, 2001. - 425с.
10. Воронич, Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». 2013 -№ 1. -17-20 с.
11. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика/ В.В. Воронкова, А.А. Дмитриев, И.А. Горшенков. - М.: Дрофа, 2009. -267 с.
12. Груздева, О.В. Психология развития (Возрастная): учебно-методическое пособие/ Груздева О.В., Вербианова О.М. Красноярский гос. Пед. Ун-т. Им. В.П. Астафьева , 2011 - 184 с.
13. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков/ Д.Н. Исаев - М.: Речь, 2007. -391 с.
14. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учебное пособие для студентов/ Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова - СПб.: Каро, 2012. -176 с.
15. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад / Р. Калинина Л. // Дошкольное воспитание. 1998. №4. -3 с.
16. Клюева, Н.В, Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина - Ярославль: Академия развития. 2008-321 с.
17. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. - М.: Пер СЭ, 2002. - 300 с.
18. Коноплёва, А. Н. Психолого - педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплёва, В. Ч. Лещинская // Дефектология. - 2004. - №4 -3 - 11 с.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб: Питер, 2009. - 410 с.
20. Малофеев, Н.Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна / Н.Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО - 2007. - №11. -20-34 с.
21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Оникс, 2011 г. - 736 с.
22. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 172 с.
23. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. - М.: Высшая школа, 1999. - 111 с.
24. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада / Г.Степанова // Дошкольное воспитание.-1998. - №5. -39 с.
25. Советы психолога - родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука) /Е.А. Лапп , Т.В. Барбарош, М.А. Дворецкая Е.В.// 2014. -133 с.
26. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М.: «Академия», 2002. - 400 с.
27. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 144 с.
28. Стребелева, Е. А. Организация модели дошкольного образования детей с нарушением интеллекта / Е.А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2009. - №3. -26 -33 с.
29. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. - М.: Педагогика, 1980. - 122 с.