Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом предприятия (на примере Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин филиала ОАО « РЖД»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы кадровой политики и стратегии управления
персоналом 5
1.1 Кадровая политика: понятия, виды 5
1.2 Стратегия кадровой политики организации 11
2 Анализ кадровой политики «Дирекции по эксплуатации и ремонту
путевых машин ОАО «РЖД» 20
2.1 Краткая характеристика « Дирекции по эксплуатации и ремонту
путевых машин ОАО «РЖД» 20
2.2 Стратегический анализ деятельности «Дирекции по эксплуатации
и ремонту путевых машин ОАО «РЖД» 24
2.3 Анализ использования трудовых ресурсов «Дирекции по
эксплуатации и ремонту путевых машин ОАО «РЖД» 39
3 Разработка мероприятия по совершенствованию кадровой политики в
структурном подразделении ОАО «РЖД» 57
3.1 Предложения по совершенствованию кадровой политики
«Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин ОАО «РЖД» 57
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых
мероприятий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Современное социально-экономическое развитие страны требует создания эффективной системы управления персоналом на предприятии, развитие кадрового потенциала
Возникает необходимость в разработке методологии формирования стратегии и тактики эффективного использования персонала на промышленных предприятиях, способствующих развитию отечественной промышленности и обеспечению их конкурентоспособности, как на отечественном, так и на мировых рынках.
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, т.к. всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов. В последнее время на предприятиях особое внимание уделяется организации системы и процесса управления персоналом. Вследствие этого многие предприятия начинают перестраивать существующие системы управления персоналом.
ОАО «Российские железные дороги» является одной из крупнейших мировых транспортных корпораций, играет выдающуюся роль в экономике и в целом в жизни страны.
Кадровая политика является неотъемлемой частью всей стратегии развития ОАО «РЖД», а так как роль человеческого фактора возрастает, то и проблема формирования кадровой политики выносится на качественно новую ступень развития
Подбор персонала - это первый и важный этап, шаг на пути к созданию эффективного штата сотрудников. Персонал предприятия - это его двигатель. В зависимости от целей и задач компании требования к персоналу могут быть разные, но тем не менее от качества подбора персонала косвенно зависят все основные показатели хозяйствования предприятия: выручка, прибыль, затраты, деловая репутация, и т.д.
Цель дипломного проекта: разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом предприятия (на примере Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин ОАО «РЖД»).
Объектом исследования является предприятие «Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин Красноярской дистанции железной дороги».
Предметом исследования - механизм формирования кадровой политики предприятия.
Дипломный проект состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованных источников. Во введении определена актуальность, поставлены цели и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования кадровой политики предприятия и подчеркнута ее значимость для успешной работы предприятия. Во второй главе дипломного проекта дана краткая характеристика предприятия, проведен стратегический анализ и дана оценка использования трудовых ресурсов на исследуемом предприятии. В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию кадровой политики Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Красноярской дистанции железной дороги и дана оценка их экономической эффективности.
В заключении подведены итоги выполнения поставленной цели, решения задач исследования и возможности практического применения на данном предприятии. Список источников содержит 19 наименований научных исследований в области кадровой политики предприятия и способов ее совершенствования
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективная кадровая политика и стратегия управления персоналом является основой успешной деятельности любой организации. Выделяют следующие типы кадровых политик: пассивная, реактивная, превентивная и активная. В зависимости от степени открытости организации по отношению к внешней среде кадровая политика может быть открытой и закрытой.
Кадровая политика организации должна быть связана со стратегией развития предприятия, должна быть гибкой и экономически обоснованной. Кроме этого кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам и стимулировать заинтересованность работников в результате своей деятельности.
Анализ кадрового потенциала показал, что в составе персонала преобладает категория «рабочие» - 91,75 %, однако, следует обратить внимание на незначительную долю руководителей и специалистов - 8,25 %, что обусловлено трудоемким характером производства.
Кадровая политика Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин ОАО «РЖД» ориентирована на обновление штатов, в том числе и с точки зрения увеличения удельного веса работников с высшим и средним профессиональным образованием. Доля работников с высшим образованием составляет 40 %; 0,15 % сотрудников имеют различные степени и научные звания.
Наибольший удельный вес на предприятии имеет сегмент работников в диапазоне 40 -60 лет (55 %), а вот работников до 40 лет - 35 %. Доля молодых сотрудников (до 35 лет) - 24 %, эта возрастная категория требует дополнительных затрат на удержание на предприятии.
Рассчитанные коэффициенты постоянства кадров и коэффициент текучести показывают, что коллектив предприятия сложился и постоянен.
Однако необходимо обратить внимание на увеличение процента молодежи в числе уволенных и отрицательный коэффициент замещения, что говорит о наличии вакансий на предприятии.
Анализ роста производительности труда как одного из следствий эффективности инвестиций в человеческий капитал показал, что он достаточно высок.
Таким образом, анализируемое предприятие осуществляет значительные вложение в увеличение человеческого капитала своих сотрудников, инвестиции осуществляются по всем направлениям: обучение и образование, здоровье, социальная сфера. Однако не ведется мониторинг и оценка тенденций в кадровой работе, с целью выявления узких мест и прогнозирования ситуации, в кадровой политике предприятия отсутствуют некоторые мероприятия, необходимых в настоящее время.
В выпускной квалификационной работе предлагается осуществить ряд мероприятий по совершенствованию кадровой политики Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин ОАО «РЖД». В целом реализация мероприятий по совершенствованию кадровой политики предприятия обеспечит:
1 Своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства;
2 Привлечение и удержание на предприятии высококвалифицированных работников;
3 Формирование необходимого уровня трудового потенциала предприятия.
Практическую значимость работы может составить внедрение на предприятии следующих предложений. Управление персоналом должно осуществляться через согласование целей между сотрудниками и руководителем.
1 Абчук В.А., Трапицын, С.Ю., Тимченко В.В.. Менеджмент.- СПб, Книжный дом. 2012, с.300-331
2 Акберин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие - М.: ГАУ, 2012.
3 Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. - 2012. - № 1. - С.50 - 52.
4 Атаманчук Г.В. Конституционные основы государственной службы и кадровой политики. Лекция. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 247 с.
5 Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. - М.: Экономика,2014.
6 Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. - 2012. - № 4. - С.28 - 31.
7 Белкин В., Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита. - 2011. - № 7. - С.44 - 47.
8 Бессонова З. Проблемы планирования кадрового резерва руководителей. // Экономика и управление. - 2012. - № 6. - С.34-39.
9 Бизюкова И.В. Кадры. Подбор и оценка. - М., 2013. - 159 с.
10 Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг. - 2011. - № 1. - С.88 - 101.
11 Богданов Ю.Н., Зорин Ю.В., Шмонин Д.А., Ярыгин В.Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. - 2011. - № 11. - С.14 - 19.
12 Бурмистров А., Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом. - 2012. - № 7. - С.48 - 49.
13 В лабиринтах рынка. Под ред. Фельдмана Г.И. - М.: Транспорт, 2012.
14 Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. - 2012. - №4. - С.23 - 34.
15 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». - М.: МГУ, 2014.
16 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - М.: Высш. школа, 2013.
17 Володин А., НазарукМ. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии. - 2012. - № 10. - С.29 - 31.
18 Габитов И. Кадровая политика. - Уфа, РИО БАГСУ, 2012. - 276 с.
19 Гаврилица О. Платить или не платить? Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров. - 2012. - № 5. - С.33 - 36.
20 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 2014.
21 Грачёв М.В. . Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД,2012.
22 Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД, 2013. - 421 с.
23 Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом и международные корпорации. - М.: Дело, 2013. - 642 с.
24 Грачёв М.В. Управление трудом (теория и практика капиталистического хозяйствования). - М.: Наука, 2011.
25 Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Советское радио, 2013.
26 Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии. - 2012. - № 3. - С.41 - 44.
27 Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 2. - С.83 - 88.
28 Егоршин А. П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2011. -378 с.
29 Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СП б.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2011.
30 Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. -М.: МИУ,2013.
31 Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело ,2012.
32 Ионов М. Управление персоналом: состояние и перспективы. // Экономист. - 2012 . - № 10. - С.45-49.
33 Кибанов А.Я. Комплексное проектирование системы управления в машиностроении. - М.: МИУ,2012.
34 Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. - М.: МИУ, 2015.
35 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: ГАУ, 2012.
36 Колядов Л.В. , Комарова Л.А. , Епифанова Н.П. Структура управления нефтяными компаниями М.: Нефть и газ ,2014.
37 Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. - 2012. - № 1. - С.38 - 41.
38 Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,2012.
39 Кудров В.М. Система управления кадрами: заметки о мировом опыте. // Общество и экономика. - 2012. - № 7-8. - С.56-62.
40 Лагина, Шакирова Организация работы с кадрами и её совершенствовании. - М.: ВНИИЭгазпром , 2008.
41Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб.пособие для вузов / Н.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 471 с.
42 Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 2011. - 340 с.
43 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: «Дело ЛТД», 2013. - 279 с.
44 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело,2011.
45 Мильнер Б. Управление: пути преодоления кризиса .// Вопросы экономики.- 2012. - № 6. . - С.24-29.
46 Оболенский С.Е. Развитие персонала - путь к эффективному управлению компанией / «Менеджмент за рубежом». - 2012. - №1. - С.65-69.
47 Овчинникова Т.И., Хорев А.И., Воронин В.П., Гоз О.М. Развитие системы управления персоналом на примере предприятий Центрального Черноземного экономического региона, ориентированных на потребителя // Кадры предприятия. - 2013. - № 1. - С.86.
48 Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б.М. - М.: Высшая школа, 2013.
50 Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.:ГАСБУ,2013.
51 Охотский С.В., Анисимова В.М. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие./ Под общ.ред. С.В.Охотского, В.М. Анисимова. - М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 2011. - 255 с.
52 Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 2016.
53 Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду. - М.: Экономика, 2012.
54 Проблемы экономики, организации производства, использования трудовых ресурсов нефтяной промышленности в условиях рынка. Тематический сборник научных трудов. - М.: ВНИИОЭНГ, 2011.
55 Профессионально - психологические аспекты труда работников газотранспорта (сост. Дятлов В.А.). - М.: Нефть и газ, 2013.
56 Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П, Пугачев.-М.:Аспект Пресс, 2013. - 365 с.
57 Пуртова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. - М.: Независимая фирма «Класс», 2011. - 105 с.
58 Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 2014.
59 Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. - М.: Издательская группа «Прогресс»,2012.
60 Сборник аннотаций разработок по социально-психологическому обеспечению работы с кадрами и системы непрерывного обучения.Серия: Общеотраслевая. РАО «Газпром» Отраслевой научно-исследовательский учебнотренажёрный центр. - Калининград, 2012.
61 Система работы с кадрами управления. Под ред. Шаховой В.А. - М.: Мысль,2014.
62 Система управления персоналом на предприятии. - М.: Всероссийский центр производительности, 2012
63 Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. - М.: ГАУ, 2013.
64 Смирнова А.М. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятиях отрасли (в торговле): учеб пособие / А.М. Смирнова; Краснояр. гос. торг. - экон. ин-т. - Красноярск, 2011. - 92 с.
65 СпивакВ.А.Организационное поведение и управление персоналом. - СПб.: Питер, 2013. - 416
66 Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Бизнес- школа « Интел- синтез», 2014.
67 Стэнли Янг. Системное управление организацией. - М.: Советское радио,2012.
68 Травин В.В. , Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2014.
69 Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга. - М.: Автор, 2012.
70 Турчинов А. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: МПСТ Флинта, 2011. - 195 с.
71 Управление персоналом организации: учебник для Вузов. Под ред. Кибанова А. Я. - М.: Инфра - М, 2014.
72 Управленческое консультирование. Под ред. Куба М. - М.: Интерэксперт,2011.
73 Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 2013.
74 Шекшня С.В. Управление персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: Бизнес - школа «Интел- Синтез», 2013.
75 Шкатулла В.И Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма - Инфра - М , 2010.
76 Штаффельбах Б. Теоретические основы и функции экономики персонала // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 5. - С.18.