ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Сущность основных понятий инновационной стратегии 9
1.2 Факторы, влияющие на формирование инновационной стратегии 23
1.3. Международный опыт и практика перехода промышленных предприятий на инновационный тип развития 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ 36
2.1 Алгоритм формирования инновационной стратегии развития
промышленного предприятия 36
2.2 Методы реализации инновационной стратегии развития промышленного
предприятия 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
В XXI веке одним из основных способов повышения конкурентоспособности российских предприятий становится внедрение инноваций, при этом для достижения максимальной эффективности деятельности предприятия инновационная деятельность должна носить системный характер и реализовываться с помощью инновационных стратегий.
Отсутствие стратегии у предприятия затрудняет определение научных и технических приоритетов, путей их реализации, общих затрат на науку, а также их структуру, направления научно-технического развития, а значит, предприятиям нет возможности найти точные ориентиры своего инновационного развития. В современных научно-исследовательских работах теоретические положения и методические аспекты по формированию инновационных стратегий недостаточно проработаны.
Неполноценность проработки теоретических и методических аспектов формирования инновационных стратегий, выраженная в том, что не выявлен весь комплекс видов стратегии, факторов, принципов и методического инструментария ее разработки, требует последующего исследования. Данным обоснована актуальность темы исследования.
Вопросам стратегического управления, разработки стратегий инновационного развития хозяйствующих субъектов в целях обеспечения их устойчивого стратегического роста уделялось достаточное внимание как в прошлом, так и в современное время в трудах зарубежных и отечественных ученых. Среди зарубежных ученых выделяют труды Р. Акофф, И. Ансофф, У. Кинг, Д. Нортон, М. Портер, А. Томпсон, К. Фримен, Й. Шумпетер и многих других.
В отечественной экономической литературе среди ученых, занимавшихся исследованием проблем стратегического управления инновационного развития нашли отражение в работах А.А. Дынкина, Е.М. Ильинской, В.Л. Иноземцева, Э.Д. Уткина, Е.В. Фатхутдинова и др.
Вопросы влияния инновационной активности на процесс стратегического
развития и повышения конкурентоспособности предприятий применительно к рыночному способу хозяйствования нашли отражение в работах зарубежных ученых, заложивших основы теории нововведений в экономической науке: И. Ансоффа, Л. Водачек, П. Друкера, М. Портера, Б. Санто, Б. Твисса, М. Хучека, Й. Шумпетера, Э. Янча и других исследователей.
В отечественной экономической и научно-технической литературе проблемам управления инновациями посвящены работы Ю.П. Анискина, А.И. Аньчишкина, С.В. Валдайцева, С.Ю. Глазьева, С.Д. Ильенковой, Н.Д. Кондратьева, Г.А. Краюхина, К. Пузыни, Р.А. Фатхутдинова, Л.Ф. Шайбаковой и других авторов.
Значительный объём в указанных работах занимают теоретические вопросы, посвященные формированию инновационных стратегий, как в масштабах экономики, так и на уровне предприятий, но вместе с тем не получили достаточной разработки практические вопросы, связанные с разработкой инновационной стратегии предприятия, выработкой механизма формирования и реализации инновационного стратегического развития на промышленном предприятии, что и предопределило выбор цели и задач диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в развитии теоретических и методических подходов по формированию инновационной стратегии развития промышленного предприятия, отвечающей современным вызовам с точки зрения повышения ее эффективности и конкурентоспособности, а также дать экономическую оценку возможности её применения в практической деятельности конкретного предприятия.
Поставленная цель достигается посредством решения ряда взаимосвязанных задач исследования:
1) Рассмотрение теоретических основ инноваций, теоретических и методологических основ инновационной стратегии;
2) Разработка алгоритма формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия и предложение методических рекомендаций с целью обеспечения этого процесса;
3) Формирование и апробирование инновационной стратегии развития промышленного предприятия на примере ОАО «Асфальтобетонный завод».
Объектом исследования является инновационная деятельность промышленного предприятия и экономические процессы формирования инновационных стратегий развития.
Предметом исследования являются экономико-управленческие отношения, складывающиеся в процессе формирования инновационной стратегии развития промышленного предприятия.
Теоретической и методологической основной диссертационного исследования послужили концептуальные положения фундаментальных и прикладных научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области теории финансов, стратегического планирования и управления инновационным развитием производственных предприятий, законодательные акты и постановления Правительства РФ по вопросам инновационного развития хозяйствующих субъектов, официальные сайты законодательных и исполнительных органов власти.
В основу исследования положен системный подход к изучаемым экономическим явлениям. Круг поставленных задач определил необходимость применения следующих методов: монографического, абстрактно-логического, графического, аналитического, экономико-статистического, анализа и синтеза.
К элементам научной новизны следует отнести следующее:
- уточнено понятие инновации;
- дано определение инновационной стратегии промышленного предприятия;
- разработан алгоритм формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия, отражающий последовательный комплекс мероприятий для достижения поставленной стратегической цели. Предложен состав методического обеспечения процесса формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия и в рамках разработанного алгоритма;
- предложен методический подход к реализации инновационной стратегии на основе системы показателей инновационной деятельности, позволяющий осуществлять постоянный контроль за достижением поставленных стратегических целей;
- сформулирована и апробирована инновационная стратегия развития ОАО «АБЗ» на 2017-2019 гг.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена нормативными материалами, официальной информацией органов Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Департамента градостроительства Красноярского края, нормативно-справочными материалами, аналитическими данными отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, годовыми отчетами и документами первичного бухгалтерского учета производственных организаций, а также авторскими расчетами.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и обобщения, сделанные в работе, позволяют уточнить существующие научные представления об инновационной стратегии, расширить методический аппарат, используемый для формирования инновационной стратегии развития промышленного предприятия.
Апробация результатов работы. Методические разработки апробированы и приняты к реализации в практической деятельности ООО «АБЗ» при формировании инновационной стратегии развития, обеспечивающей повешение конкурентоспособности промышленного предприятия, что документально подтверждено актом о внедрении, прилагаемого к диссертации.
Основные положения работы докладывались и обсуждались на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016», посвящённый Году образования в Содружестве Независимых Государств (Красноярск, 15-25 апреля 2016 г.), ХХ11 межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов экономических специальностей (Красноярск 22 апреля 2016 г.).
Структура работы и ее объем. Структура и содержание работы обусловлены логикой, целью и задачами проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основной текст изложен на страницах, включая рисунки, таблицы.
В первой главе «Теоретические основы формирования инновационной стратегии предприятия» рассмотрены понятия и классификации инноваций и инновационных стратегий; обобщены факторы, влияющие на формирование инновационной стратегии; изучен международный опыт и практика перехода промышленных предприятий на инновационный тип развития.
Во второй главе «Методические аспекты реализации инновационной стратегии развития» определены приоритетные направления перехода промышленных предприятий на инновационный тип развития; разработан алгоритм формирования и реализации инновационной стратегии развития; предложены методические рекомендации по обеспечению процесса формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия в рамках разработанного алгоритма.
В третьей главе «Формирование инновационной стратегии развития промышленного предприятия» сформирована и апробирована инновационная стратегия развития на промышленном предприятии; оценен эффект от реализации мероприятий.
В заключении приведены основные результаты работы, а также намечены некоторые направления дальнейшего исследования по рассматриваемой в диссертации проблеме.
Практическая значимость определяется тем, что предложения и разработки автора могут быть применены при формировании инновационной стратегии предприятий в целях обеспечения их конкурентного преимущества, а также их можно использовать при изучении финансовых дисциплин.
Современный этап развития общества связан с возрастанием роли конкуренции в деятельности предприятий, что предъявляет новые требования к управлению его деятельностью. Сегодня решающим фактором выживания предприятия в конкурентной борьбе и усиления его рыночных позиций становится рост инновационной активности, которая напрямую зависит от выбранной им стратегии развития. Таким образом, именно инновационная стратегия становится фактором, определяющим успешность менеджмента, обеспечивающим устойчивое развитие предприятия и рост его конкурентоспособности на рынке.
Цель исследования заключается в развитии теоретических и методических подходов по формированию инновационной стратегии развития промышленного предприятия, отвечающей современным вызовам с точки зрения повышения ее эффективности и конкурентоспособности, а также в экономической оценке возможности её применения в практической деятельности конкретного предприятия.
В ходе диссертационного исследования были выполнены следующие задачи:
1) Изучены теоретические основы инноваций, теоретические и методологические основы инновационной стратегии;
2) Разработан алгоритм формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия и предложены методические рекомендации с целью обеспечения этого процесса;
3) Сформирована и апробирована инновационная стратегия развития промышленного предприятия на примере ОАО «Асфальтобетонный завод».
В первой главе были исследованы теоретические основы формирования инновационной стратегии предприятия, было выявлено, что инновационная стратегия занимает ключевое место в структуре предприятия, в связи со своей нацеленностью на изменения, как выпускаемой продукции, так и процессов производства, маркетинга, организации.
Была приведена авторская интерпретация понятия инновация: это внедренное новшество в какой-либо сфере деятельности с целью обеспечения роста эффективности действующей системы. Также предложена авторская трактовка определения инновационной стратегии предприятия, представленная как набор методов, комбинаций, правил и приемов, направленных на достижение основополагающих целей отличающихся своей новизной, прежде всего, для данного предприятия.
При рассмотрении факторов, влияющих на формирование инновационной стратегии, было установлено что они могут быть как сдерживающие, так и способствующие реализации инновационной стратегии.
Рассмотренный международный опыт и практика перехода промышленных предприятий на инновационный тип развития, по нашему мнению, может с успехом применяться и в нашей стране. В частности, опыт США по информационной поддержке деятельности в области инноваций. Вывод инновационных идей из лабораторий на рынок безусловно с финансовой поддержкой государства как это делается в Европейском союзе в рамках программы «Горизонт 2020»; и для обеспечения ежегодной сравнительной оценки инновационной деятельности регионов, а также для использования местными администрациями в выработке политики и при принятии решений - инновационную региональную таблицу на примере опыта Европы.
Во второй главе предложены методические рекомендации по формированию инновационной стратегии промышленного предприятия, включающие в том числе, алгоритм формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия. Предложенный алгоритм процедуры разработки и реализации стратегии перехода промышленного предприятия на инновационный тип развития является целостным законченным инструментом, который можно использовать для осуществления серьезных изменений в работе промышленного предприятия при переходе на инновационный тип развития.
Предложенный метод реализации инновационной стратегии, основанный на сбалансированной системе показателей, позволяет определить ряд необходимых показателей и их оптимальных значений, позволяющих осуществлять контроль по всем направлениям деятельности предприятия, а при возникновении проблем - определить причины и разработать мероприятия для их устранения.
В третьей главе была проведена апробация алгоритма формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия.
Анализ финансовой деятельности ООО «АБЗ» показал, что предприятие финансово устойчиво, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Также было установлено, что предприятие обладает значительным инновационным потенциалом: финансовые ресурсы; кадровые ресурсы; материальные ресурсы (современная производственно-технологическая инфраструктура).
На основе алгоритма формирования и реализации инновационной стратегии развития промышленного предприятия, разработанном во второй главе, была сформирована инновационная стратегия ОАО «АБЗ». Реализация сформированной инновационной стратегии обеспечит устойчивое развитие предприятия и рост его конкурентоспособности на рынке посредством реализации активной инновационной политики.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 28.03.2017. // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Индикаторы инновационной деятельности: 2016: Статистический сборник/ Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.; Нац.исслед.ун-т Ибо «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 320 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. от 03.04.2017. // СПС «Кон- сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Научные исследования и инновации в Красноярском крае: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. - Красноярск, 2013 - 71 с.
5. Научный потенциал и инновационная активность в России: Статистический сборник. Вып. 4 / Под ред. Е.В. Семенова. М.: Языки славянской культуры, 2010.-408 с.
6. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ ред. от 28.12.2013. // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2016 года. [Электронный ресурс]. // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Рос- сиискои Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru / document /c ons doc LAW 144190/
9. Федеральный” закон Российской” Федерации от 28 июня 2014 г. N 172- ФЗ "О стратегическом планировании в Россиискои Федерации" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html
10. Агарков С.А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учеб. пособие / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова, М. О. Грязнова ; Федер. агентство по рыболовству, Мурм. гос. техн. ун-т. - М. : Акад. естествознания, 2011.
11. Амосов А.И. Исследование проблем формирования конкурентоспособного типа воспроизводства / Под ред. А.И. Амосова. - М.: ИЭ РАН, 2007. - 181 с.
12. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 с.
13. Аньшин В.М.. Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития Учеб. Пособие / Под ред. В. М. Аныиина. А. А. Дагаева. - 4-е изд.. перераб.. доп.-- М.: Дело, 2014. - 584 с.
14. Арутюнова Д. В. Стратегический менеджмент Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
15. Бронникова, Т.С., Котрин, В.В. Развитие методологии формирования рыночного потенциала предприятия [Текст] / Т.С. Бронникова, В.В. Котрин : монография, - Королев, ФТА. 2012 - 134 с.
16. Бутакова Н.М. Анализ финансового состояния предприятий: методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Финансовый менеджмент» для студентов образовательной программы 080500 «Экономика и управление на предприятии». - Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2017. - 129 с.
17. Веснин В .Р. Стратегическое управление: Учебник. — М.:. ТК Велби,: Изд-во Проспект, 2004. — 328 с.
18. Волкова H.H., Рубинштейн A.A., Романюк Э.И. Методики мониторинга НИС РФ и международных сопоставлений инновационной деятельности // Институт экономики РАН. - Москва, 2010.
19. Гельман Л.М., Левин М.И., Полтерович В.М., Спивак В.А. Моделирование динамики распределения предприятии” отрасли по уровням эффективности (на примере чернои металлургии)// «Экономика и математические методы», No3, Том 29, 1993
20. Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров B.JL, Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг P.C., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России: препринт / Под ред. С.Ю. Глазьева. — М.: ООН РАН, 2011. - С. 8.
21. Горегляд В.П. Инновационный путь развития для новой экономики России / Отв. редактор В.П. Горегляд. М.: Наука, 2005.
22. Гохберг Л.М. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1996.
23. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы, 4-е изд./ Под ред. А. П. Градова. - СПб: Специальная литература, 2003. - 958 с.
24. Гринберг P.C. Необходимость нового технологического уклада // Воспроизводственный вектор России. К теории структурного поворота. — М.: ИЭ РАН, 2010.
25. Дибина Е.В. Алгоритм формирования и реализации инновационной стратегии промышленного предприятия / Е.В. Дибина, Н.М. Бутакова // Проспект Свободный-2015: материалы науч. конф., посвященной году образования в содружестве независимых государств (15-25 апреля 2016 г.). / Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 12-15.
26. Дибина Е.В. Формирование стратегии инновационного развития - объективная необходимость экономики / Е.В. Дибина, Н.М. Бутакова // Проблемы современной экономики: тез. докл. XXII межрегинал. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов экон. спец., Красноярск, 22 апреля 2016 г. / Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 42-43.
27. Друкер П. Практика менеджмента: Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2008.
28. Дынкин А.А. Инновационная экономика. / Под общей редакцией Дынкина A.A., Иванова Н.И. М.: Наука, 2001.
29. Дынкин A.A. Инновационная динамика: глобальные тенденции и перспективы // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010.
30. Жильников А.Ю. Определение стимулирующих и сдерживающих факторов инновационной активности региона / А.Ю. Жильников // Экономические науки. - 2013. - № 99. - С. 77-82.
31. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент DJVU. М.: Экономист, 2002. - 416 с.
32. Ицхак К. Адизес. Управление жизненным циклом корпорации. Питер,2011.
33. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию [Текст] / Р. Каплан, Д. Нортон. - Москва: Олимп-Бизнес, 2010.- 320 с.
34. Каплан Роберт С, Нортон Дейвис П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2005. - 512 с.
35. Каплан P.C., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. М.: Изд-во ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.
36. Касс М.Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Москва. - 2008.
37. Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний в свете системной парадигмы // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010
38. Клейнер Г.Б. Формирование институтов микроуровня экономики // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. ред. ак. Д.С. Львов. — М.: Наука, 2004.
39. Коленский И.Л., Харин A.A. Управление инновациями. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003.
40. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний. Оценка и управление. М.: Изд-во «ЗАО Олимп Бизнес», 2002.
41. Курнышева И.Р. Конкурентоспособность российской экономики: потенциал и перспективы / Отв. ред. И.Р. Курнышева. - М.: ИЭ РАН, 2009. - 101 с.
42. Лыгина Н.И., Рудакова О.В. Инновационный потенциал как основа конкурентоспособности россиискои промышленности // Социально- экономические явления и процессы. - 2014. Т. 9. - No 5. - С. 35-43.
43. Макаров В. Об экономическом развитии и не только в контексте будущих достижений науки и техники / В. Макаров // Вопросы экономики. - 2008. -№3. - С. 41-43.
44. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Известия. 2009. № 167 от 11.09.2009.
45. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент // В.Г. Медынский. - М.: ИНФРА-М, 2002.
46. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.
47. Молчанов И. Н. Инновационный процесс Текст. /И.Н. Молчанов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та 1995.-143 с.
48. Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 536 с.
49. Никифоров JI.B., Кузнецова Т.Е. Формирование социальноэкономической системы российского общества, обеспечивающей рост конкурентоспособности экономики // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / отв. ред. ак. Д.С. Львов, д.э.н. Д.Е. Сорокин. - М.: Наука, 2005. - С.73.
50. Никонова Я.И. Инновационная политика развития экономических систем: методология формирования и механизм реализации [Текст]: Монография / Я.И. Никонова. - Барнаул: ИГ «Си-Пресс», 2014. - 171 с.
51. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский юридический журнал. - 2011. - №1 (76).
52. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. - М.: КНОРУС, 2007. - 413 с.
53. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2007. - 496с.
54. Плотников А.Н. Обзор моделей инновационного процесса на основе работ западных ученых /А.Н. Плотников, Е.В. Апситис // Инновационная деятельность. - 2012. - №2 (20). - С. 58-62
55. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989. - С. 270-275
56. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. 30.01.2011.
57. Румянцева З.П. Менеджмент организации: учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. и др. - М.: ИНФРА-М. 1995. -432 с.
58. Свиридова С.В. Сущность, содержание и особенности процесса формирования и реализации стратегии инновационного развития предприятии” // Стратегические вопросы мировой науки: Материалы международной научнопрактической конференции (07-15 февраля 2016 г.). - Польша, 2016.
59. Сергеев В.А. Основы инновационного проектирования Ульяновск: УлГТУ-246 с.
60. Спицин А. Инновационные приоритеты развития / А. Спицин // Экономист. - 2004. - № 5. - С. 31-35.
61. Сухарев О.С. Экономика технологического развития / О.С. Сухарев. М.: Финансы и статистика, 2008. — 480 с.
62. Сурин А.В. Инновационный менеджмент /А.В. Сурин, О.П. Молчанова - М.: Инфра-М, 2008. - 368с.
63. Татаркин А. И. Стратегические приоритеты и возможности перехода
России на инновационный тип развития // Экон. наука совр. России. 2003. № 2. С. 82-98.
64. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф.Пузыня. - М.: Экономика, 1989. С.34.
65. Толстых Т.О., Пахомова Н.А. Подходы к формированию инновационном инфраструктуры для промышленных предприятии” // Экономинфо, 2013. - No 20. - С. 59-62.
66. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа, 12-е изд., Пер. с англ. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2006. — 928 с.
67. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия / А.А. Трифилова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 173 с
68. Тюрина В.Ю. Анализ европейского опыта изменения инновационной активности национальных инновационных систем / В.Ю. Тюрина, Е.Г. Капре- ева //Инновационная деятельность. - 2011. - №4 (17). - С. 18-25.
69. Тюрина В. Ю. Инновационная способность и инновационная восприимчивость / В. Ю. Тюрина // Инкубаторы бизнеса: Конспект лекций по курсу. - Саратов: СГТУ, 1994. - 16 с.
70. Удалов Ф.Е., Удалов О.Ф. Болевые точки инновационной деятельности промышленности России//ЭКО: Экономика и организация промышленного производства.- 2003. -№11, С. 3-11.
71. Узяков М.Н. Трансформация российской экономики, возможности экономического роста / М.Н. Узяков. - М.: ИСЭПН, 2001. - 230 с.
72. Унтура Г. А. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях / Г.А. Унтура // Регион: экономика и социология. - 2002. - № 4. - С. 5-29.
73. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. -448 с.
74. Фирсов Ю. Факторы и элементы повышения инновационной активности предприятия / Ю. Фирсов. // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 1, Ч. 1. - С. 148-153.
75. Фридаг Х. Сбалансированная система показателей Текст / Х. Фридаг, В. Шмидт. - Москва : Омега-Л, 2006. - 144 с.
76. Харин А.А. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 2. Управление финансами в инновационных процессах: Учеб. Пособие / А.А. Харин, И.Л. Колен- ский, Н.Н.Пущенко, В.А. Старых; Под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высш. Шк., 2003. - 295 с.
77. Хатч Карпентер. 4 квадранта инноваций: подрывной или возрастающий / [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://bhc3.com/2009/12/01/the- four-quadrants-of-innovation-disruptive-vs-incremental/
78. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: 2-е изд / О.М. Хотяше- ва. - Питер, 2007. — 384с.
79. Черковец B.H. О содержании понятия «реальный сектор экономики» и роли материального производства // Российский экономический журнал. - 2001.- №11-12. -С.56-57.
80. Шишкова Т.А. Разработка модели системы управления инновационной деятельностью электросетевых компании” [Текст]/Т.А. Шишкова // Экономические науки. Экономика и управление. - 2009. - No5(54) - С. 179-184.
81. Шленов, Ю.В. Управление инновациями / Ю.В. Шленов - М.: Высшая школа, 2003.
82. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 304 с.
83. Юдаева К. Инновационная активность российских предприятии” [Текст] / К. Юдаева, К. Козлов, Д. Соколов // Московский центр Карнеги, рабочие материалы. - 2004. - №5.
84. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. - 335 с.
85. Яковлев А. Инновации: полезное вмешательство государства [Текст] / А. Яковлев, К. Гончар // Ведомости. - 2004. - № 43.
86. Яремчук Е.Н. Совершенствование системы стратегического управления корпорацией” промышленности [Текст]/ Е.Н. Яремчук // Экономические науки. Экономика и управление. 2011. - №1(74) - С. 108-112.
87. Ясин Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики / Е. Ясин, А. Яковлев // Вопросы экономики. - 2004. - № 7. - С 4-23.
88. Afuah A. Strategic Innovation. New Game Strategies for Competitive Advantage, 2009.
89. Aghion P., Bessonova E. On entry and Growth: Theory and Evidence. Revue de l’OFCE. Special Number on Industrial Dynamics, Productivity and Growth. 2006.
90. Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R. and Howitt P. Competition and Innovation: An Inverted U Relationship, NBER Working Paper, 2002.
91. Arundel, A, Lorenz, E, Lundvall, B-A & Valeyre, A 2006, The organization ofwork and innovative performance: a comparison of the EU-15, Druid working paper no.16-17, Danish Research Institute for Industrial Dynamics.
92. Chandler A. Strategy and Structure. Cambridge, Massachusetts: MIT Press,
1962.
93. Cooper, R.G. The strategy-performance link in product innovation. R&D Management 84(April), 2007. - Р.247-259.
94. Davis L. Institutional Change and American Economic Growth / L. Davis,
D. North. - Cambridge,1971. - 803 р.
95. Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems - complementarity and economic growth. Research Policy Vol. 31, 2002. - Р. 191-211.
96. Hearing D., Phillips J. Innovation Roles: The People You Need for Successful Innovation. White Paper. NetCentrics Corporation. November 1, 2005. P. 5. URL: http://innovationmanagement.se/wp-content/uploads/pdf/Innovation Roles.pdf (07.11.2014).
97. Il’enkova, S.D. 2002. Innovatsionnyiy menedzhment. Yuniti. 308 p.
98. Innovation in firms: a microeconomic perspective // OECD. URL: http://www.oecd.org/docum ent/10/0,3746,en_2649_34409_44120010_1_1_1_1,00.ht ml.
99. Kim, W., and Mauborgne, R. (1999). Strategy, value innovation, and the knowledge economy, Sloan Management Review, Spring, 40 (3) 41-54.
100. Lam A. Organizational Innovation // The Oxford Handbook of Innovation / ed. by J. Fagerberg, D. Mowery, R.R. Nelson. Oxford: Oxford University Press, 2005.
101. Oslo Manual, Guidelines for collecting and interpreting innovation data, Third edition, 2005. - Р. 46-47
102. Swann G.M. P. Universities and business innovation in Innovation in UK: Indicators and Insights, 2006.
103. Teece, D.J., Pisano, G. The dynamic capabilities of firms: an introduction. Industrial and Corporate Change 3(3), 2004. - Р. 537-556.