Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ В ДИСТАНЦИОННОМ БАНКОВСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)

Работа №21302

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
735
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические основы противодействия отмывания денег в условиях ДБО 7
1.1 Противодействия отмывания денег: понятия, нормативно методическое
обеспечение, международные аспекты 7
1.2 Дистанционное банковское обслуживание как сфера деятельности
банка, сопряженная с противодействием отмывания денег 17
1.3 Инструментарий организационно-экономических основ
противодействия отмывания денег 24
2 Анализ состояния противодействия отмывания денег в дистанционном
банковском обслуживание (ДБО) 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка 41
2.2 Оценка финансовых результатов и факторов снижающих
эффективность ДБО с учетом противодействия отмывания денег 50
3 Совершенствование организационно-экономических основ
противодействия отмывания денег в дистанционном банковском обслуживании на примере ПАО «Сбербанк» 61
3.1 Разработка схемы противодействия отмывания денег в дистанционном
банковском обслуживании на примере ПАО «Сбербанк» 61
3.2 Затраты на реализацию мероприятий 69
3.3 Расчет экономической эффективности мероприятий 76
Заключение 80
Список использованных источников 84
Приложения А-Б 89-97



В современных условиях легализация преступных доходов представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества. По оценкам экспертов Международного валютного фонда, преступные организации ежегодно легализуют от 0,5 до 1,5 триллионов долларов, что составляет до 5% валового мирового продукта. В настоящее время проблема отмывании денег стала одной из основных проблем глобального характера, к решению которых привлечены многие ведущие страны мира. Процедура отмывания денег характерна практически для всех форм организованной преступности, которая искажает процесс принятия экономических решений, подрывает финансовые учреждения, обостряет социальные проблемы и, что самое основное, способствует коррупции.
Проблема привлечения к ответственности за отмывание преступных доходов в последние годы приобретает все большее внимание, как у ученых- юристов, работников банковской сферы, так и у правоохранительных органов и надзорных организаций. Большинство государств - особенно это касается развитых стран мира - усиленно разрабатывают и применяют меры, направленные на борьбу с легализацией преступного движения капитала.
Актуальность темы работы определяется тем, что проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возрастает в виде уменьшения доходов всех уровней бюджетной системы, увеличения расходов, необходимых для финансирования правоохранительного сектора, дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно-кредитной политики.
Исследования на тему отмывания денег сейчас представляют особую острот.
Вопросы организации финансового мониторинга в коммерческих банках в различных аспектах исследованы в работах Воронина А.Н., Газияна,С.В., Гамзы В.А., Дудки А.Б., Жубрина Р.В., Зубкова В.А., Каратаева М.В., Красавиной Л.Н., Лебедевой М.Е., Лебедевой Т.В., Люкевича И.Н., Ревенкова П.В., Магомедова Ш.М., Осипова С.К., Прошунина М.М., а также в трудах зарубежных специалистов Ф. Робинсона, А. Шильдера, Фитуни Л.Л., И. Кэцлер и др.
Несмотря на наличие многочисленных публикаций, посвященных сущности и особенностям реализации противолегализационных процедур в деятельности кредитных организаций, вопросам организации и оптимизации деятельности финансового мониторинга в коммерческих банках, а также исследованию особенностей функционирования российских кредитных организаций в области основы противодействия отмывания денег в условиях ДБО в них уделяется мало внимания.
В связи с этим, в работе рассматриваются указанные проблемы на примере коммерческой кредитной организации.
Объект исследования - ПАО Сбербанк.
Предметом исследования выступает деятельность финансово кредитных институтов и государственных надзорных органов по противодействию отмывания денег в условиях ДБО.
Цель данной работы - выявить перспективные меры противодействия отмывания денег в условиях ДБО на примере конкретного регионального банка. Для достижения цели будут решены задачи:
- рассмотреть понятия, нормативно методическое обеспечение, международные аспекты противодействия отмыванию денег;
- проанализировать дистанционное банковское обслуживание как сферу деятельности банка, сопряженную с противодействием отмывания денег;
- рассмотреть инструментарий организационно-экономических основ противодействия отмывания денег
- проанализировать деятельность коммерческого банка и факторов снижающих эффективность ДБО с учетом противодействия отмывания денег.
Теоретико-методологической основой работы явились нормативно - правовые акты, монографии российских специалистов, материалы периодической печати, посвящённые проблемам противодействия отмывания денег и внутренняя отчетность банка.
Эмпирическую базу исследования составили данные коммерческого банка.
Работа имеет особую практическую значимость в связи с тем, что в ней разработана схема противодействия отмывания денег в дистанционном банковском обслуживании на примере ПАО «Сбербанк».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в работе проведено исследование процессов противодействия отмыванию денег в условиях ДБО. Основным выводом после изучения теоретических аспектов проблемы стало то, что неразрешенной общеправовой проблемой на пути развития электронных расчетов, осуществляемых с использованием Интернета в Российской Федерации, а также основной проблемой развития всего электронного сегмента российской экономики в целом следует признать пассивность государства в установлении правового регулирования общественных отношений в данной сфере. В настоящее время не сформирован внутренний механизм работы банка, сложную систему противодействия могут позволить создать только крупные кредитные организации, такие как ПАО «Сбербанк».
На его примере проведено исследование факторов, влияющих на деятельность кредитной организации и связанной с объемами легализованных денежных средств путем преступных схем.
В работе подробно изучена структура системы дистанционного обслуживания. Выявлена положительная динамика дистанционного обслуживания, исследовано влияние рисков, связанных с отмыванием денежных средств, на финансовые результаты деятельности банка.
Анализ показал, что количество операций, производимых через удаленные банковские каналы, растет высокими темпами: в 2015 году количество активных пользователей онлайн банкинга по Группе увеличилось на 50 %. а мобильного банка - на 28 %.
В тоже время незначительно снизилось количество банкоматов, что обусловлено улучшением качества онлайн сервисов и соответственно ростом популярности безналичного способа оплаты.
ОАО «Сбербанк» совершенствует системы обеспечения безопасности с учетом актуальных рисков и угроз, а также сотрудничаем с правоохранительными органами по пресечению преступной деятельности в отношении клиентов Сбербанка.
Основным инструментов контроля за выполнением мероприятий по отмыванию денежных средств через ДБО является служба внутреннего контроля Сбербанка.
Соответствие процедур внутреннего контроля установленным требованиям зависит от целого ряда факторов, таких, как:
- организационная структура банка, его размеры и характер деятельности,
- конкретная область деятельности, в которой применяется тот или иной метод.
В Сбербанке разработана политика ДБ АО «Сбербанк» по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. У у Сбербанка сформирована внутренняя методика риск- подразделений и служб внутреннего контроля, касающаяся выполнения мер по противодействию отмыванию денег через ДБО. Особое внимание в системе внутреннего контроля Сбербанка уделяется принципу «Знай своего клиента», одной из основных составляющих которого является проведение процедур по идентификации клиентов.
Тем не менее, анализ показал, что мер, предпринимаемых Сбербанком в настоящее время не достаточно. Система ДБО развивается быстрыми темпами, а система внутреннего контроля работает по форме, принятой три года назад в 2013 году. В связи с этим полагаем, что Сбербанку следует:
- разработать и внедрить комплексные процедуры проверки сведений, представляемых клиентами;
- иметь данные о подлинном владельце счета (если счет был открыт на другое имя) и тщательно проверять данные, удостоверяющие личность, во избежание открытия счетов для фиктивных пользователей;
- располагать данными о профессиональной деятельности клиента и источниках его доходов;
- знать цель, с которой открывается счет, и представлять типы операций, в которые обычно вовлечен данный клиент. при открытии счета сотрудники банка должны понимать, нужно ли отнести клиента к категории высокого риска, требующей повышенного внимания.
На основе проведенного анализа автором работы была разработана схема может стать основой противодействия отмыванию денег через ДБОдля более мелких банков. Схема показывает, что главным инструментом контроля за противоправным использованием систем ДБО в кредитной организации является служба внутреннего контроля. Предлагается разработать комплексную методику совершенствования процесса в региональных отделениях ОАО «Сбербанк».
ПАО «Сбербанк» предлагается формирование новой схемы, которая учитывает взаимодействие нескольких кредитных организаций по обмену информацией, правоохранительными органами и предполагает повышение грамотности специалистов кредитной организации в сфере противодействия отмывания денег в дистанционном банковском обслуживании.
В настоящее время в ПАО «Сбербанк» трудности выявления экономического преступления, связанного с отмыванием преступного капитала, определяются применением новых экономических схем и инструментов со стороны преступного контингента, с работой которых не всегда знакомы специалисты кредитных организаций.
Постоянно применяются более усложненные схемы с участием множества юридических лиц, которые могут находится как на территории одного государства, так и в нескольких странах мира. Процесс легализации преступных доходов включает в себя применение новых банковских инструментов и новых видов экономической деятельности, правовой составляющей схемы. В работе предлагается провести обучение специалистов банка по мерам противодействия отмыванию денежных средств в условиях ДБО. Это очень важный аспект исследованных проблем, так как специалист банка сможет распознать проблемы на ранних стадиях общения с клиентом, обратить внимание на особенные операции, чем повысить эффективность деятельности по противодействию преступности в банковской сфере.



1 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"// СПС «Консультант плюс»
2 Уголовный кодекс РФ Глава 22 статья 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»
3 Письмо Банка России от 05.04.2007 N 44-Т "О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)"
4 Письмо Банка России от 27.04.2007 №60-Т «Об особенностях
обслуживания кредитными организациями клиентов с использование дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет банкинг)».
5 Письмо Банка России от 10.01.2007 N 1-Т "О Методических
рекомендациях по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю".
6 Письмо Банка России от 13.03.2008 N 24-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций
7 Письмо Банка России от 17.01.2013 N 2-Т "О применении части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
8 Указание Банка России от 09.08.2004 N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях».
9 Указание Банка России от 14.09.2011 N 2696-У "Об установлении срока передачи сведений, полученных при проведении идентификации".
10 Указание Банка России от 04.03.2014 N 3207-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
11 Beare M.E. Tracing of illicit funds: money laundering in Canada. Ottawa, 1990. P. 304
12 Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2004.
13 Актуальные проблемы теории и практики финансового права
Российской Федерации / Под ред. проф. д.ю.н. А.Н. Козырина // СПС "Гарант", 2009.
14 Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 1.
15 Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем средств и имущества. М., 2000.
16 Волженкин Б.В. Отмывание денег. СПб., 2014. С. 9 - 10.
17 Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 2013.
18 Громов И.В. Способы совершения мошенничества в финансово-
кредитной сфере // Российский следователь. 2008. N 15.
19 Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2011.
20 Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова. М.: Статус-Кво, 2004.
21 Иванов Э.А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М.: ИГП РАН, 1999.
22 Ильин И. Е. Новое в борьбе с отмыванием "грязных" денег //Управление в кредитной организации. 2009. № 4
23 Иноземцев В. За пределами экономического общества. М., 1988.
24 Исправников В.О. Теневая экономика: иной путь и третья сила // Российский экономический журнал. 2008.
25 Кадовик Е.И. Организованные группы, преступные сообщества и легализация (отмывание) денежных средств // Юридический мир. 2002. N 4.
26 Камынин И.Н. Новое законодательство о борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов // Законность. 2001. N 11.
27 Каратаев М.В. Управление риском вовлечения российских банков в процессы легализации преступных доходов: Автореф. дис. ... к.э.н. Иваново, 2011. С. 7.
28 Карпович О.Г. Вопросы международно-правового подхода борьбы с отмыванием преступных доходов // Внешнеторговое право. 2014. N 2.
29 Кернер Х.Х., Дах Э. Отмывание денег. М., 2013. С. 37 - 38.
30 Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014. 928 с.
31 Котов К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. 2010. Июнь. N 6.
32 Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты) // Общество и экономика. 2000. N 1.
33 Кудрин А.Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию.// Вопросы экономики №1 2009.
34 Лебедев А.Е. Отмывать — не обналичивать // Газета «Парламентская газета», № 177 (2027), 26.10.2006.
35 Лямин Л.В. Интернет-банкинг: сопутствующие факторы банковских рисков и организация регулирования и надзора // Проблемы управления банковскими и корпоративными рисками. - М.: Финансы и статистика, 2005.
36 Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М: МЦФЭР, 2007. — 528 с. — (Приложение к журналу «Налоговые споры», 6-2007).
37 Мюллер К., Пикель А. Смена парадигм посткоммунистической трансформации // Социологические исследования. 2002. N 9
38 Новикова В. Зачем создавать плохие банки? Давайте создавать и развивать хорошие // Аналитический банковский журнал №3 (166) март 2009.
39 Новикова В. Цена денег вопрос серьезный // Аналитический банковский журнал №3 (166) март 2009.
40 Ореховский П. «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции) // Российский экономический журнал. 1996. №8-9.
41 Орлова Н. Трудно быть банком // Forbes.-2004 №4.
42 Ревенков П.В., Воронин А.Н. Электронный банкинг: организация и методика защиты от противоправных действий // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке, №2, 2009.
43 Ревенков П.В., Дудка А.Б., Воронин А.Н., Каратаев М.В. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках. - М.: КНОРУС: ЦИПСиР, 2012. 280 с.
44 Филатова М.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, по законодательству России и Австрии: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2014. С. 20.
45 Чупрова Е.В.Особенности ответственности за отмывание незаконных доходов по законодательству некоторых стран//Международное и зарубежное банковское право.№3.2006.
46 Шевлоков В.Финансовый контроль как функция финансового управления //Финансы.№1.2004.
47 Шохин С. О. Противодействие легализации доходов полученных преступным путем: роль Счетной палаты Российской Федерации //Банковское право. - 2004. - №3.
48 Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. М., 2015. С. 285
49 Сбербанк России — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.sberbank.ru/ru/about/today
50 Центральный банк РФ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru (дата обращения 09.03.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ