ТАЙНА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ: КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
|
Введение
1 Тайна частной жизни: понятие и содержание 8
1.1 Определение понятия «частная жизнь» 8
1.2 Понятие и субъекты права на неприкосновенность частной жизни лица. 13
2 Формы государственного обеспечения (защиты) права на тайну частной
жизни 24
2.1 Установление нормативных запретов на сбор и распространение
информации о частной жизни лица 24
2.2 Установление режима профессиональной тайны 40
2.3 Допустимые ограничения права на неприкосновенность частной жизни
лица 45
2.4 Защита тайны частной жизни 54
Заключение 62
Список использованных источников
1 Тайна частной жизни: понятие и содержание 8
1.1 Определение понятия «частная жизнь» 8
1.2 Понятие и субъекты права на неприкосновенность частной жизни лица. 13
2 Формы государственного обеспечения (защиты) права на тайну частной
жизни 24
2.1 Установление нормативных запретов на сбор и распространение
информации о частной жизни лица 24
2.2 Установление режима профессиональной тайны 40
2.3 Допустимые ограничения права на неприкосновенность частной жизни
лица 45
2.4 Защита тайны частной жизни 54
Заключение 62
Список использованных источников
Российская Федерация как самостоятельная и часть мировой цивилизации в настоящее время находится в состоянии развития, получившем научное и нормативное определение «информационное общество».
Становление такого общества обусловлено высокими темпами развития информационных технологий, созданием глобальных телекоммуникационных сетей (Интернет), ростом скорости передачи и обработки информации, увеличением емкости мобильных носителей, формированием разнопрофильных электронных банков данных персональной информации жителей Российской Федерации. Указанные достижения научно-технического прогресса позитивно отражаются на улучшении качества жизни, оптимизации управленческих процессов, организации социальных сервисов, возможностях реализации конституционных прав на поиск, получение, передачу и распространение информации.
Однако развитие информационных технологий и расширение возможностей информационного обмена создают угрозу нарушения права личности на неприкосновенность частной жизни. Право на частную жизнь предусмотрено в ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ и направлено на обеспечение автономии личности.
При этом принимаемые в последнее время нормативно-правовые акты ставят под вопрос наличие права на неприкосновенность частной жизни в России. В частности принятые в июле 2016 Федеральные законы получившие название Закон Яровой (также пакет Яровой или пакет Яровой-Озерова) — два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность:
1 Валерия Маркова В Москве может пройти митинг против «пакета Яровой» // Московский комсомолец. — 2016. — 11 июля.
1. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму^ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» ;
2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Действительно, закон «Яровой», либо создает предпосылки для существенных нарушений прав граждан на неприкосновенность частной жизни, либо нарушает эти права гарантированные Конституцией РФ, в частности потому, что требует от операторов связи, а также лиц, владеющих веб-ресурсами, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями, сохранять текстовую и любую другую конфиденциально переданную информацию.
Таким образом, данные (считается, что они закодированы) будут храниться у посторонних лиц, а степень защищённости как веб-каналов, так и каналов телефонной и иной связи известна, поэтому смело можно предположить, что вскоре приватные сообщения и фотографии граждан России окажутся у совершенно незнакомых лиц и организаций. Таким образом, мы наблюдаем, что в последнее время отечественный законодатель пошел по пути явного нарушения Конституции пакетом Яровой, которое, впрочем, для общественности именуется красивым словом «модернизация».
В этой же канве следует и изданный 10 мая 2017 года Президентом России Указ "О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы" . Указ подписан для "обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний".
Сложность защиты права на неприкосновенность частной жизни обусловлена отсутствием в современной юридической науке и в действующем российском законодательстве единого понимания права на неприкосновенность частной жизни, а также четкого определения самого понятия «частная жизнь». Это во многом объясняется наличием в его структуре широкого перечня прав, увеличивающегося с учетом развития общественных отношений. Кроме того, формирование новых элементов структуры права личности на неприкосновенность частной жизни обусловлено тесной взаимосвязью между институтом неприкосновенности частной жизни и информацией как категорией, в процессе исторического развития цивилизации отображающей участие личности в социальных отношениях.
В настоящее время, когда разнообразные качественные средства слежения стали доступны практически каждому, проблемы обеспечения и защиты частной жизни граждан актуальны как никогда.
Актуальность выбранной теме придает также и ситуация со сведениями, обнародованными Эдвардом Сноуденом, который предал общественности информацию о том, что специальные службы в режиме реального времени производят сбор сведений о частной жизни всех без исключения физических лиц по всему миру. При этом данные о степени обеспечения сохранности не позволяют исключить ситуации когда информация о частной жизни может быть получена и использована иными лицами, причинив значительный вред их владельцу .
Вышеназванные проблемы и тенденции предопределили выбор темы дипломного исследования, его структуру и содержание рассматриваемых вопросов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни.
Предмет исследования составили теоретические и практические аспекты применения действующего законодательства в сфере реализации конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни.
Целью настоящего дипломного исследования выступает комплексный правовой анализ института тайны частной жизни и его конституционно - правового регулирования.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
1. Попытаться определить понятие частной жизни лица и права на ее неприкосновенность;
2. Исследовать объект защиты права на неприкосновенность частной жизни;
3. Рассмотреть нормативные источники регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации;
4. Проанализировать особенности установления нормативных запретов на сбор и распространение информации о частной жизни лица;
5. Исследовать специфику установления режима профессиональной тайны;
6. Раскрыть допустимые ограничения права на неприкосновенность частной жизни лица.
7. Проанализировать особенности защиты тайны частной жизни лица.
Нормативно-правовую основу исследования составили нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и др.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда РФ.
Структура дипломной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников
Становление такого общества обусловлено высокими темпами развития информационных технологий, созданием глобальных телекоммуникационных сетей (Интернет), ростом скорости передачи и обработки информации, увеличением емкости мобильных носителей, формированием разнопрофильных электронных банков данных персональной информации жителей Российской Федерации. Указанные достижения научно-технического прогресса позитивно отражаются на улучшении качества жизни, оптимизации управленческих процессов, организации социальных сервисов, возможностях реализации конституционных прав на поиск, получение, передачу и распространение информации.
Однако развитие информационных технологий и расширение возможностей информационного обмена создают угрозу нарушения права личности на неприкосновенность частной жизни. Право на частную жизнь предусмотрено в ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ и направлено на обеспечение автономии личности.
При этом принимаемые в последнее время нормативно-правовые акты ставят под вопрос наличие права на неприкосновенность частной жизни в России. В частности принятые в июле 2016 Федеральные законы получившие название Закон Яровой (также пакет Яровой или пакет Яровой-Озерова) — два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность:
1 Валерия Маркова В Москве может пройти митинг против «пакета Яровой» // Московский комсомолец. — 2016. — 11 июля.
1. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму^ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» ;
2. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Действительно, закон «Яровой», либо создает предпосылки для существенных нарушений прав граждан на неприкосновенность частной жизни, либо нарушает эти права гарантированные Конституцией РФ, в частности потому, что требует от операторов связи, а также лиц, владеющих веб-ресурсами, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями, сохранять текстовую и любую другую конфиденциально переданную информацию.
Таким образом, данные (считается, что они закодированы) будут храниться у посторонних лиц, а степень защищённости как веб-каналов, так и каналов телефонной и иной связи известна, поэтому смело можно предположить, что вскоре приватные сообщения и фотографии граждан России окажутся у совершенно незнакомых лиц и организаций. Таким образом, мы наблюдаем, что в последнее время отечественный законодатель пошел по пути явного нарушения Конституции пакетом Яровой, которое, впрочем, для общественности именуется красивым словом «модернизация».
В этой же канве следует и изданный 10 мая 2017 года Президентом России Указ "О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы" . Указ подписан для "обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний".
Сложность защиты права на неприкосновенность частной жизни обусловлена отсутствием в современной юридической науке и в действующем российском законодательстве единого понимания права на неприкосновенность частной жизни, а также четкого определения самого понятия «частная жизнь». Это во многом объясняется наличием в его структуре широкого перечня прав, увеличивающегося с учетом развития общественных отношений. Кроме того, формирование новых элементов структуры права личности на неприкосновенность частной жизни обусловлено тесной взаимосвязью между институтом неприкосновенности частной жизни и информацией как категорией, в процессе исторического развития цивилизации отображающей участие личности в социальных отношениях.
В настоящее время, когда разнообразные качественные средства слежения стали доступны практически каждому, проблемы обеспечения и защиты частной жизни граждан актуальны как никогда.
Актуальность выбранной теме придает также и ситуация со сведениями, обнародованными Эдвардом Сноуденом, который предал общественности информацию о том, что специальные службы в режиме реального времени производят сбор сведений о частной жизни всех без исключения физических лиц по всему миру. При этом данные о степени обеспечения сохранности не позволяют исключить ситуации когда информация о частной жизни может быть получена и использована иными лицами, причинив значительный вред их владельцу .
Вышеназванные проблемы и тенденции предопределили выбор темы дипломного исследования, его структуру и содержание рассматриваемых вопросов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни.
Предмет исследования составили теоретические и практические аспекты применения действующего законодательства в сфере реализации конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни.
Целью настоящего дипломного исследования выступает комплексный правовой анализ института тайны частной жизни и его конституционно - правового регулирования.
Указанная цель обусловила решение следующих задач:
1. Попытаться определить понятие частной жизни лица и права на ее неприкосновенность;
2. Исследовать объект защиты права на неприкосновенность частной жизни;
3. Рассмотреть нормативные источники регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации;
4. Проанализировать особенности установления нормативных запретов на сбор и распространение информации о частной жизни лица;
5. Исследовать специфику установления режима профессиональной тайны;
6. Раскрыть допустимые ограничения права на неприкосновенность частной жизни лица.
7. Проанализировать особенности защиты тайны частной жизни лица.
Нормативно-правовую основу исследования составили нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и др.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда РФ.
Структура дипломной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников
Подводя итоги проведенного исследования, представляется возможным сделать следующие выводы и предложения:
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в целях защиты права человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, формирования единой правоприменительной практики (как одного из эффективных средств защиты) назрела острая необходимость закрепления единого перечня оснований ограничения права на:
- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны исходя из положений ст. ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации, каждый из которых подлежит реализации в соответствии с требованиями закона;
- приведения положений законодательства, регулирующих вопросы защиты права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе рассматриваемых в настоящей статье, к единообразию;
- закрепления содержания понятий "частная жизнь", "личная" и "семейная" тайна.
Вмешательство государства в осуществление прав допускается с целью защиты общественного интереса, и свобода государства в его оценке достаточно широка, но не безгранична. При этом необходимость справедливого равновесия определяет в любом случае крайний предел такому вмешательству.
На сегодняшний день значимость права на частную жизнь для нормального развития индивида никем не оспаривается. Однако до сих пор в отечественной науке не сформировано единого определения частной жизни, что привело к тому, что отсутствует и легальное определение этого термина. Последнее обстоятельство негативным образом отражается на защите данного права.
Представляется, что центральным элементом (ядром) частной жизни выступает внутреннее психическое пространство, включающее самосознание, образ мышления и выступающее предпосылкой возможности саморефлексии и уединения. Внешняя граница частной жизни - это согласованный с личностью предел возможного вмешательства государства в данную сферу. Между ядром и внешней границей находится внутреннее пространство частной жизни, куда входят различные взаимосвязи человека частного свойства (интимные, дружеские, творческие, внутрисемейные и т.д.). Перечисленные связи, как правило, начинаются в сфере частной жизни одного человека и могут продолжаться в сфере частной жизни другого.
С учетом изложенного частная жизнь представляется как относительно обособленная от общества сфера межличностных взаимосвязей, выступающая в качестве своеобразного «буфера» между личностью и внешним миром, имеющая сложную структуру, ограниченная от проникновения извне самим человеком и защищаемая государством.
На основании определения понятия «частная жизнь» можно предположить, что закрепленное в п. 1 ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни можно отнести к одному из естественных прав и свобод человека, которые подлежат безусловной защите со стороны государства.
В настоящий момент отсутствует единая точка зрения в понимании структуры и содержания права на неприкосновенность частной жизни, единообразное понимание соотношения понятий частной и личной жизни, что порождает отсутствие его легальной дефиниции и влечет коллизии в практике обеспечения его реализации и судебной защиты. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о дуалистичном подходе к пониманию и нормативному закреплению исследуемого права: буквальный текстуальный анализ ст. 23 Конституции Российской Федерации выделяет право на неприкосновенность частной жизни в качестве индивидуального права, стоящего в одном ряду, но тем не менее обособляемого от права на защиту чести и доброго имени, а также от правомочия на личную и семейную тайну. В то же время анализ отраслевого законодательства позволяет говорить о поглощении правом на неприкосновенность частной жизни вышеперечисленных правомочий в качестве составных элементов.
Право на неприкосновенность частной жизни принадлежит каждому человеку с момента рождения в полном объеме. Однако пределы осуществления данного права могут различаться в зависимости от пределов (границ) частной жизни определенных категорий лиц. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни невозможно в силу ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, однако отдельные правомочия, являющиеся составными элементами данного права (например, право на тайну телефонных переговоров, ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), на практике могут быть ограничены федеральным конституционным законом, федеральным законом либо решением суда.
Внесение в отечественное законодательство изменений законами «Яровой» было ошибочным шагом законодателя, ограничивающим конституционные права человека несоразмерно тем целям, которые он декларирует, и ожидаемым положительным последствиям.
Для решения вышеозначенных проблем правового регулирования представляется целесообразным принятие специального федерального закона в целях обеспечения правовой защиты граждан в условиях роста баз персональных данных, создаваемых на основе современных информационных технологий; создания правовой основы для максимально адекватной защиты информации о частной жизни лица; выполнения международных обязательств России по формированию правового регулирования трансграничной передачи персональных данных в рамках международных соглашений; совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по охране и защите права на неприкосновенность частной жизни.
Предполагается, что данный нормативно-правовой акт уточнит содержание ключевых понятий, определяющих основные направления государственной политики в области охраны и защиты основ частной жизни, обозначит механизм реализации права на неприкосновенность частной жизни путем правового регулирования средств, способов и форм его защиты.
Отраслевое законодательство должно соответствовать и развивать положения Конституции Российской Федерации и указанного федерального закона.
Учитывая взаимосвязь, родовую общность прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиту чести и доброго имени, определяемых ст. 23 Конституции РФ, и неприкосновенности жилища, урегулированного нормой ст. 25 Конституции, логично объединить их в одной статье, как это сделано в большинстве международных актов в области обеспечения прав человека, ратифицированных Россией.
При этом в п. 3 ст. 23 Конституции необходимо указать: «Никто не вправе проникать в жилище, преступать границы жилища и наблюдать любыми способами за происходящим в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
Необходимо усилить наказание за незаконный сбор, использование и распространение персональных данных граждан. В частности, в ст. 137 УК РФ необходимо внести изменения, чтобы в качестве наказания предусмотреть лишение свободы для лиц, совершивших это преступление осознанно и неоднократно, и предусмотреть наказание в виде запрета заниматься деятельностью, связанной с использованием персональных данных, также в ч. 1 ст. 137 УК РФ. Одновременно следует совершенствовать техническое оснащение государственных органов, в чьи обязанности входит охрана этих данных.
Крайне важно также апеллировать к порядочному и добросовестному поведению лиц, занимающихся обработкой персональных данных путем повышения заработной платы, пропаганды высоких и сильных моральных устоев и общественного осуждения противоправного поведения, нематериального стимулирования и повышения значимости профессиональной репутации, в том числе путем установления зависимости части материального стимулирования (специальные премии) от безупречной Российская Федерация в настоящее время находится в стадии перехода от коллективистского подхода к правовому статусу личности, к характерному для развитых западных зарубежных государств индивидуальному подходу. Конституция Российской Федерации 1993 г. и развивающие ее положения федеральные законы значительно сократили разрыв между признанием права на неприкосновенность частной жизни, декларируемым в советской России еще в середине XX в., и современной действительностью. Представляется, что необходимо продолжить реформирование правового регулирования статуса личности в Российской Федерации, в том числе принять федеральный закон о гарантиях прав и свобод человека и гражданина, внести указанные выше изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательно установить повышенные требования к лицам, имеющим допуск к информации, составляющей тайну частной жизни. Цель этих реформ — расширение содержания права на неприкосновенность частной жизни и приведение его в соответствие с его содержанием в международном праве, а также укрепление и усиление реальных гарантий обеспечения права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации.
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в целях защиты права человека на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, формирования единой правоприменительной практики (как одного из эффективных средств защиты) назрела острая необходимость закрепления единого перечня оснований ограничения права на:
- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны исходя из положений ст. ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации, каждый из которых подлежит реализации в соответствии с требованиями закона;
- приведения положений законодательства, регулирующих вопросы защиты права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе рассматриваемых в настоящей статье, к единообразию;
- закрепления содержания понятий "частная жизнь", "личная" и "семейная" тайна.
Вмешательство государства в осуществление прав допускается с целью защиты общественного интереса, и свобода государства в его оценке достаточно широка, но не безгранична. При этом необходимость справедливого равновесия определяет в любом случае крайний предел такому вмешательству.
На сегодняшний день значимость права на частную жизнь для нормального развития индивида никем не оспаривается. Однако до сих пор в отечественной науке не сформировано единого определения частной жизни, что привело к тому, что отсутствует и легальное определение этого термина. Последнее обстоятельство негативным образом отражается на защите данного права.
Представляется, что центральным элементом (ядром) частной жизни выступает внутреннее психическое пространство, включающее самосознание, образ мышления и выступающее предпосылкой возможности саморефлексии и уединения. Внешняя граница частной жизни - это согласованный с личностью предел возможного вмешательства государства в данную сферу. Между ядром и внешней границей находится внутреннее пространство частной жизни, куда входят различные взаимосвязи человека частного свойства (интимные, дружеские, творческие, внутрисемейные и т.д.). Перечисленные связи, как правило, начинаются в сфере частной жизни одного человека и могут продолжаться в сфере частной жизни другого.
С учетом изложенного частная жизнь представляется как относительно обособленная от общества сфера межличностных взаимосвязей, выступающая в качестве своеобразного «буфера» между личностью и внешним миром, имеющая сложную структуру, ограниченная от проникновения извне самим человеком и защищаемая государством.
На основании определения понятия «частная жизнь» можно предположить, что закрепленное в п. 1 ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни можно отнести к одному из естественных прав и свобод человека, которые подлежат безусловной защите со стороны государства.
В настоящий момент отсутствует единая точка зрения в понимании структуры и содержания права на неприкосновенность частной жизни, единообразное понимание соотношения понятий частной и личной жизни, что порождает отсутствие его легальной дефиниции и влечет коллизии в практике обеспечения его реализации и судебной защиты. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о дуалистичном подходе к пониманию и нормативному закреплению исследуемого права: буквальный текстуальный анализ ст. 23 Конституции Российской Федерации выделяет право на неприкосновенность частной жизни в качестве индивидуального права, стоящего в одном ряду, но тем не менее обособляемого от права на защиту чести и доброго имени, а также от правомочия на личную и семейную тайну. В то же время анализ отраслевого законодательства позволяет говорить о поглощении правом на неприкосновенность частной жизни вышеперечисленных правомочий в качестве составных элементов.
Право на неприкосновенность частной жизни принадлежит каждому человеку с момента рождения в полном объеме. Однако пределы осуществления данного права могут различаться в зависимости от пределов (границ) частной жизни определенных категорий лиц. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни невозможно в силу ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, однако отдельные правомочия, являющиеся составными элементами данного права (например, право на тайну телефонных переговоров, ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации), на практике могут быть ограничены федеральным конституционным законом, федеральным законом либо решением суда.
Внесение в отечественное законодательство изменений законами «Яровой» было ошибочным шагом законодателя, ограничивающим конституционные права человека несоразмерно тем целям, которые он декларирует, и ожидаемым положительным последствиям.
Для решения вышеозначенных проблем правового регулирования представляется целесообразным принятие специального федерального закона в целях обеспечения правовой защиты граждан в условиях роста баз персональных данных, создаваемых на основе современных информационных технологий; создания правовой основы для максимально адекватной защиты информации о частной жизни лица; выполнения международных обязательств России по формированию правового регулирования трансграничной передачи персональных данных в рамках международных соглашений; совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по охране и защите права на неприкосновенность частной жизни.
Предполагается, что данный нормативно-правовой акт уточнит содержание ключевых понятий, определяющих основные направления государственной политики в области охраны и защиты основ частной жизни, обозначит механизм реализации права на неприкосновенность частной жизни путем правового регулирования средств, способов и форм его защиты.
Отраслевое законодательство должно соответствовать и развивать положения Конституции Российской Федерации и указанного федерального закона.
Учитывая взаимосвязь, родовую общность прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защиту чести и доброго имени, определяемых ст. 23 Конституции РФ, и неприкосновенности жилища, урегулированного нормой ст. 25 Конституции, логично объединить их в одной статье, как это сделано в большинстве международных актов в области обеспечения прав человека, ратифицированных Россией.
При этом в п. 3 ст. 23 Конституции необходимо указать: «Никто не вправе проникать в жилище, преступать границы жилища и наблюдать любыми способами за происходящим в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
Необходимо усилить наказание за незаконный сбор, использование и распространение персональных данных граждан. В частности, в ст. 137 УК РФ необходимо внести изменения, чтобы в качестве наказания предусмотреть лишение свободы для лиц, совершивших это преступление осознанно и неоднократно, и предусмотреть наказание в виде запрета заниматься деятельностью, связанной с использованием персональных данных, также в ч. 1 ст. 137 УК РФ. Одновременно следует совершенствовать техническое оснащение государственных органов, в чьи обязанности входит охрана этих данных.
Крайне важно также апеллировать к порядочному и добросовестному поведению лиц, занимающихся обработкой персональных данных путем повышения заработной платы, пропаганды высоких и сильных моральных устоев и общественного осуждения противоправного поведения, нематериального стимулирования и повышения значимости профессиональной репутации, в том числе путем установления зависимости части материального стимулирования (специальные премии) от безупречной Российская Федерация в настоящее время находится в стадии перехода от коллективистского подхода к правовому статусу личности, к характерному для развитых западных зарубежных государств индивидуальному подходу. Конституция Российской Федерации 1993 г. и развивающие ее положения федеральные законы значительно сократили разрыв между признанием права на неприкосновенность частной жизни, декларируемым в советской России еще в середине XX в., и современной действительностью. Представляется, что необходимо продолжить реформирование правового регулирования статуса личности в Российской Федерации, в том числе принять федеральный закон о гарантиях прав и свобод человека и гражданина, внести указанные выше изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательно установить повышенные требования к лицам, имеющим допуск к информации, составляющей тайну частной жизни. Цель этих реформ — расширение содержания права на неприкосновенность частной жизни и приведение его в соответствие с его содержанием в международном праве, а также укрепление и усиление реальных гарантий обеспечения права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование тайны частной жизни
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Защита персональных данных в праве России: конституционно-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Охрана частной жизни как принцип российского уголовного процесса
Диссертации (РГБ), уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Защита персональных данных в праве России: конституционно-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Защита персональных данных в праве России: конституционно-правовой аспект
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ, ЛИЧНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ТАЙНУ ПРИ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



