РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПЕРЕХОДУ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПАНИИ НА СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
|
Введение 5
1 Особенности функционирования и тенденции развития рынка
холодильного оборудования 8
1.1 Состояние и тенденции развития рынка холодильного
оборудования 8
1.2 Анализ особенностей инновационного развития предприятий,
производящих холодильное оборудование 23
1.3 Исследование отечественного и зарубежного опыта управления
инновационным развитием промышленных предприятий 34
2 Обоснование необходимости перехода ОАО «КЗХ «Бирюса» на
системное управление инновационным развитием 46
2.1 Анализ хозяйственной и управленческой деятельности
компании 46
2.2 Анализ и оценка эффективности управления инновационным
развитием компании 59
2.3 Обоснование необходимости перехода ОАО «КЗХ «Бирюса»» на
системное управление инновационным развитием 70
3 Разработка мероприятий по переходу ОАО «КЗХ «Бирюса»» на
системное управление инновационным развитием 83
3.1 Разработка системы мероприятий по переходу ОАО «КЗХ
«Бирюса»» на системное управление инновационным развитием 83
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных
мероприятий 104
Заключение 123
Список использованных источников
1 Особенности функционирования и тенденции развития рынка
холодильного оборудования 8
1.1 Состояние и тенденции развития рынка холодильного
оборудования 8
1.2 Анализ особенностей инновационного развития предприятий,
производящих холодильное оборудование 23
1.3 Исследование отечественного и зарубежного опыта управления
инновационным развитием промышленных предприятий 34
2 Обоснование необходимости перехода ОАО «КЗХ «Бирюса» на
системное управление инновационным развитием 46
2.1 Анализ хозяйственной и управленческой деятельности
компании 46
2.2 Анализ и оценка эффективности управления инновационным
развитием компании 59
2.3 Обоснование необходимости перехода ОАО «КЗХ «Бирюса»» на
системное управление инновационным развитием 70
3 Разработка мероприятий по переходу ОАО «КЗХ «Бирюса»» на
системное управление инновационным развитием 83
3.1 Разработка системы мероприятий по переходу ОАО «КЗХ
«Бирюса»» на системное управление инновационным развитием 83
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных
мероприятий 104
Заключение 123
Список использованных источников
Научно-техническая революция, зародившаяся еще в 40-50 годах XX века, оказалась качественным скачком в развитии производительных сил и поставила экономики стран в зависимость от уровня развития науки и техники. На современном этапе наблюдаются высокие темпы развития технологий, поэтому у компаний возникает необходимость постоянно их увеличивать и всесторонне внедрять инновации для поддержания собственной конкурентоспособности.
Сам процесс разработки и внедрения новых идей и технологий в производство интерпретируется в экономической науке как превращение потенциальных новшеств в реальные продукты и технологии [1] и опосредуется понятием «инновационная деятельность».
Исследование проблем перехода российской экономики на
инновационную модель развития позволило заключить, что отечественный промышленный сектор нуждается в оперативном совершенствовании своих подходов к управлению инновационным развитием [2],[3],[4]. На
необходимость такого совершенствования указывают многие управленческие документы, принятые на высшем государственном уровне, на уровне регионального управления [5],[6],[7] и т.д.
Данной проблематике посвящены работы многих отечественных авторов, исследующих особенности инновационного развития России в современных условиях, модернизации и инновационной модернизации, импортозамещения в условиях кризиса [8],[9].
Всемирный экономический форум представляет ежегодный доклад в виде «Отчета о глобальной конкурентоспособности» [10]. Исследование данного отчета показало, что индексы конкурентоспособности различных стран, в основном, коррелируют с уровнем их инновационного развития (Рисунок 1). Кроме того заметно, что индексы Российской Федерации значительно отстают от показателей ведущих экономик.
Таким образом, в условиях возрастающей конкурентности рынков, в том числе рынков холодильного оборудования, безальтернативным фактором успешного, устойчивого развития работающей на данном рынке компании является ее переход на системное управление инновационным развитием, которое предполагает внедрение научно обоснованного подхода к управлению процессами поиска, разработки и внедрения инноваций.
Для рассмотрения данной задачи со всех сторон необходимо использование обширной информационной базы: нормативно-правовых актов, научных статьей, теоретического материала учебных пособий, диссертаций, аналитических и статистических изданий.
Предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является система управления инновационным развитием компании, производящей холодильное оборудование, а объектом - предприятие ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса».
Целью написания данной выпускной квалификационной работы является
разработка мероприятий по переходу ОАО «КЗХ «Бирюса» на системное
управление инновационным развитием, что будет способствовать повышению
устойчивости функционирования компании в условиях возрастающей
6
конкурентности рынков холодильного оборудования, позволит повысить его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1 Рассмотреть текущее состояние и перспективы развития рынка холодильного оборудования России.
2 Проанализировать состояние инновационной деятельности российских предприятий, производящих холодильное оборудование.
3 Рассмотреть организацию инновационного процесса на «КЗХ «Бирюса», дать его оценку и провести анализ перспектив.
4 Разработать вариант мероприятий по переходу ОАО «КЗХ «Бирюса» на системное управление инновационным развитием и оценить его влияние на будущее состояние исследуемого предприятия.
Сам процесс разработки и внедрения новых идей и технологий в производство интерпретируется в экономической науке как превращение потенциальных новшеств в реальные продукты и технологии [1] и опосредуется понятием «инновационная деятельность».
Исследование проблем перехода российской экономики на
инновационную модель развития позволило заключить, что отечественный промышленный сектор нуждается в оперативном совершенствовании своих подходов к управлению инновационным развитием [2],[3],[4]. На
необходимость такого совершенствования указывают многие управленческие документы, принятые на высшем государственном уровне, на уровне регионального управления [5],[6],[7] и т.д.
Данной проблематике посвящены работы многих отечественных авторов, исследующих особенности инновационного развития России в современных условиях, модернизации и инновационной модернизации, импортозамещения в условиях кризиса [8],[9].
Всемирный экономический форум представляет ежегодный доклад в виде «Отчета о глобальной конкурентоспособности» [10]. Исследование данного отчета показало, что индексы конкурентоспособности различных стран, в основном, коррелируют с уровнем их инновационного развития (Рисунок 1). Кроме того заметно, что индексы Российской Федерации значительно отстают от показателей ведущих экономик.
Таким образом, в условиях возрастающей конкурентности рынков, в том числе рынков холодильного оборудования, безальтернативным фактором успешного, устойчивого развития работающей на данном рынке компании является ее переход на системное управление инновационным развитием, которое предполагает внедрение научно обоснованного подхода к управлению процессами поиска, разработки и внедрения инноваций.
Для рассмотрения данной задачи со всех сторон необходимо использование обширной информационной базы: нормативно-правовых актов, научных статьей, теоретического материала учебных пособий, диссертаций, аналитических и статистических изданий.
Предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы является система управления инновационным развитием компании, производящей холодильное оборудование, а объектом - предприятие ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса».
Целью написания данной выпускной квалификационной работы является
разработка мероприятий по переходу ОАО «КЗХ «Бирюса» на системное
управление инновационным развитием, что будет способствовать повышению
устойчивости функционирования компании в условиях возрастающей
6
конкурентности рынков холодильного оборудования, позволит повысить его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1 Рассмотреть текущее состояние и перспективы развития рынка холодильного оборудования России.
2 Проанализировать состояние инновационной деятельности российских предприятий, производящих холодильное оборудование.
3 Рассмотреть организацию инновационного процесса на «КЗХ «Бирюса», дать его оценку и провести анализ перспектив.
4 Разработать вариант мероприятий по переходу ОАО «КЗХ «Бирюса» на системное управление инновационным развитием и оценить его влияние на будущее состояние исследуемого предприятия.
Проведенное в данной работе исследование рынка холодильного оборудования показало, что он представлен в основном зарубежными производителями, предоставляющими данную продукцию разных видов, функций и ценовых категорий. Отечественный же рынок холодильного оборудования представлен небольшими по своей доле производителями, которые не всегда способны выйти на зарубежный рынок и тем более занять на нем значительную долю. Однако спрос на рынке холодильного оборудования имеет достаточно позитивные тенденции и в прогнозе как минимум сохранит свои объемы, поэтому у предприятий остаются перспективы для дальнейшего развития, в том числе в сфере инноваций, как в одной из наиболее значимых сфер деятельности промышленных предприятий: исследование показало, что выручка и уровень конкурентоспособности различных производителей растет прямопропорционально уровню их инновационного потенциала и развития.
Исследование различных предприятий, производящих холодильное оборудование, позволило определить основные направления инновационного развития производителей холодильного оборудования в XXI веке. К ним относятся производство холодильников из экологически чистых материалов, а также безопасность для экологии в процессе производства, поиск альтернативных фреонов и источников холода, разработка энергоэффективного холодильного оборудования с широким набором функций, создающих удобство для потребителя. Предприятие, развивающееся в данных направлениях, создает не только благоприятную для себя репутацию, но и снижает издержки, а также повышает продажи. Исследование «Красноярского завода холодильников «Бирюса» показало, что предприятие в своем развитии рассматривает данные направления, в основном, по крайней необходимости, а вся его продукция отстает по характеристикам от ведущих производителей и его основных конкурентов.
Для того чтобы разработать систему мероприятий по переходу на системное управление инновационным развитием для «КЗХ «Бирюса», было проанализировано более 30 промышленных компаний, в результате чего определилось четыре основных стратегических подхода, которые предприятия используют для разработок новшеств: интеграционный, когда производители взаимовыгодно сотрудничают со своими конкурентами, поставщиками и различными образовательными учреждениями и научно-исследовательскими институтами; потребительский, когда основной упор производители делают на анализ и прогнозирование нужд потребителей; интеллектуальный, при котором главным ресурсом и генератором инновационных идей является персонал; технико-технологический, который позволяет производителям рассматривать технологический опыт своих конкурентов, а также развить собственные технологии. Следует отметить, что данные подходы не используются обособленно друг от друга: грамотное руководство должно рационально их комбинировать в зависимости от целей предприятия, его уровня развития и типа рынка, к которому оно принадлежит.
Исследование применения данных подходов на «КЗХ «Бирюса» позволило сделать вывод о том, что компания не придерживается стратегии развития инновационного потенциала, тем более в системном виде, поэтому возникла необходимость разработки системы мероприятий по переходу на системное управление инновационным развитием. Анализ рынка холодильного оборудования на основе карты стратегических групп позволил определить сегмент, к которому принадлежит «КЗХ «Бирюса», и ключевые факторы успеха, которые необходимо ему развивать для перемещения в более привлекательный сегмент. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач, который на прямую связан с инновационным развитием и предложенными подходами к его развитию. В результате были обоснованы к применению актуальные подходы, определен их порядок и мероприятия по каждому из них. Так, для реализации интеллектуального подхода необходимо обучить персонал навыкам системного менеджмента и промотивировать его к инновационному развитию, для потребительского подхода важно повысить уровень рекламы, принять участие в выставках и подробно заняться анализом нужд потребителей, а для технико-технологического подхода необходимо посетить конференции с участием других производителей и создать отдел управления развитием (так как на предприятии в настоящее время отсутствует отдел НИОКР). Затраты на проведение данных мероприятий в сумме составят около 1762749 рублей. Интеграционным подход актуален к применению на «КЗХ «Бирюса» только в долгосрочной перспективе, так как в настоящее время занимаемая доля рынка компании достаточно низкая.
Система предложенных мероприятий имеет позитивный эффект для «КЗХ «Бирюса», что обосновано двумя вариантами прогнозирования. Первый вариант оценки эффективности основан на совокупном эффекте для предприятия, который отражает изменения важнейших показателей в результате перехода на системное управление инновационным развитием: текучесть кадров снизится на 14,17%, количество дефектной продукции на 16,4%, объемы производства повысятся на 6% за счет расширения российского рынка и рынка Монголии, а также благодаря выходу на рынок Киргизии. Каждый из этих эффектов скажется на себестоимости среднего холодильника и понизит ее приблизительно на 1030 рублей (или на 15,3%), что в итоге отразится на общем снижении издержек.
Второй вариант оценки экономической эффективности рассматривает проект внедрения инновационного продукта. Подготовленность системы управления инновационным развитием позволяет внедрять новшества, в данном случае, - холодильник новой модели, ранее не производимой на «КЗХ «Бирюса». Данная модель холодильника может конкурировать с продукцией других производителей за счет политики импортозамещения. Расчеты денежных потоков по данному проекту показали, что такие показатели эффективности, как чистая текущая стоимость доходов, ставка доходности проекта, срок окупаемости и внутренняя ставка доходности окажутся достаточно оптимистичными.
Таким образом, предложенные мероприятия по переходу «КЗХ «Бирюса» на системное управление инновационным развитием помогут предприятию развить свою конкурентоспособность, повысить долю рынка, снизить себестоимость продукции и, как следствие, увеличить объемы выручки и чистой прибыли. Системное управление инновационным развитием - это не краткосрочное единовременное мероприятие, это процесс, который должен войти в систему управления всего предприятия и поддерживаться регулярно, поэтому предложенные мероприятия необходимо не просто внедрить, но и регулярно обновлять для поддержания положительного эффекта.
Исследование различных предприятий, производящих холодильное оборудование, позволило определить основные направления инновационного развития производителей холодильного оборудования в XXI веке. К ним относятся производство холодильников из экологически чистых материалов, а также безопасность для экологии в процессе производства, поиск альтернативных фреонов и источников холода, разработка энергоэффективного холодильного оборудования с широким набором функций, создающих удобство для потребителя. Предприятие, развивающееся в данных направлениях, создает не только благоприятную для себя репутацию, но и снижает издержки, а также повышает продажи. Исследование «Красноярского завода холодильников «Бирюса» показало, что предприятие в своем развитии рассматривает данные направления, в основном, по крайней необходимости, а вся его продукция отстает по характеристикам от ведущих производителей и его основных конкурентов.
Для того чтобы разработать систему мероприятий по переходу на системное управление инновационным развитием для «КЗХ «Бирюса», было проанализировано более 30 промышленных компаний, в результате чего определилось четыре основных стратегических подхода, которые предприятия используют для разработок новшеств: интеграционный, когда производители взаимовыгодно сотрудничают со своими конкурентами, поставщиками и различными образовательными учреждениями и научно-исследовательскими институтами; потребительский, когда основной упор производители делают на анализ и прогнозирование нужд потребителей; интеллектуальный, при котором главным ресурсом и генератором инновационных идей является персонал; технико-технологический, который позволяет производителям рассматривать технологический опыт своих конкурентов, а также развить собственные технологии. Следует отметить, что данные подходы не используются обособленно друг от друга: грамотное руководство должно рационально их комбинировать в зависимости от целей предприятия, его уровня развития и типа рынка, к которому оно принадлежит.
Исследование применения данных подходов на «КЗХ «Бирюса» позволило сделать вывод о том, что компания не придерживается стратегии развития инновационного потенциала, тем более в системном виде, поэтому возникла необходимость разработки системы мероприятий по переходу на системное управление инновационным развитием. Анализ рынка холодильного оборудования на основе карты стратегических групп позволил определить сегмент, к которому принадлежит «КЗХ «Бирюса», и ключевые факторы успеха, которые необходимо ему развивать для перемещения в более привлекательный сегмент. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач, который на прямую связан с инновационным развитием и предложенными подходами к его развитию. В результате были обоснованы к применению актуальные подходы, определен их порядок и мероприятия по каждому из них. Так, для реализации интеллектуального подхода необходимо обучить персонал навыкам системного менеджмента и промотивировать его к инновационному развитию, для потребительского подхода важно повысить уровень рекламы, принять участие в выставках и подробно заняться анализом нужд потребителей, а для технико-технологического подхода необходимо посетить конференции с участием других производителей и создать отдел управления развитием (так как на предприятии в настоящее время отсутствует отдел НИОКР). Затраты на проведение данных мероприятий в сумме составят около 1762749 рублей. Интеграционным подход актуален к применению на «КЗХ «Бирюса» только в долгосрочной перспективе, так как в настоящее время занимаемая доля рынка компании достаточно низкая.
Система предложенных мероприятий имеет позитивный эффект для «КЗХ «Бирюса», что обосновано двумя вариантами прогнозирования. Первый вариант оценки эффективности основан на совокупном эффекте для предприятия, который отражает изменения важнейших показателей в результате перехода на системное управление инновационным развитием: текучесть кадров снизится на 14,17%, количество дефектной продукции на 16,4%, объемы производства повысятся на 6% за счет расширения российского рынка и рынка Монголии, а также благодаря выходу на рынок Киргизии. Каждый из этих эффектов скажется на себестоимости среднего холодильника и понизит ее приблизительно на 1030 рублей (или на 15,3%), что в итоге отразится на общем снижении издержек.
Второй вариант оценки экономической эффективности рассматривает проект внедрения инновационного продукта. Подготовленность системы управления инновационным развитием позволяет внедрять новшества, в данном случае, - холодильник новой модели, ранее не производимой на «КЗХ «Бирюса». Данная модель холодильника может конкурировать с продукцией других производителей за счет политики импортозамещения. Расчеты денежных потоков по данному проекту показали, что такие показатели эффективности, как чистая текущая стоимость доходов, ставка доходности проекта, срок окупаемости и внутренняя ставка доходности окажутся достаточно оптимистичными.
Таким образом, предложенные мероприятия по переходу «КЗХ «Бирюса» на системное управление инновационным развитием помогут предприятию развить свою конкурентоспособность, повысить долю рынка, снизить себестоимость продукции и, как следствие, увеличить объемы выручки и чистой прибыли. Системное управление инновационным развитием - это не краткосрочное единовременное мероприятие, это процесс, который должен войти в систему управления всего предприятия и поддерживаться регулярно, поэтому предложенные мероприятия необходимо не просто внедрить, но и регулярно обновлять для поддержания положительного эффекта.
Подобные работы
- Разработка модели управления инновационным развитием дорожно¬строительной отрасли
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Разработка мероприятий по совершенствованию управления корпоративной культурой компании (на примере ПАО «НК «Роснефть»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление инновационным развитием предприятия
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий повышения эффективности системы управления предприятием сырьевой отрасли (на примере ОАО «Русал Ачинский глиноземный комбинат»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПО КАСКАД»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Роль технопарков в инновационном развитии региона
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



